МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Российский избиратель готов голосовать за нацистскую идею..."/

01/08/2004 | Михайло Свистович
Евгений Лобанович: «Российский избиратель готов голосовать за нацистскую идею...»

15:22, 08/01/2004, Александр Силич, «Народная воля»

Состоявшиеся недавно выборы в Государственную Думу России поразили многих: Владимир Путин, по сути, получил парламентское большинство в виде самой крупной фракции партии "Единство". А вот правым - СПС Бориса Немцова и "Яблоку" Григория Явлинского - не удалось даже преодолеть пятипроцентный барьер. Многие утверждают: Россия получила то, что хотела - "сильную руку" в лице нынешнего российского президента, скандалистов-клоунов из партии Владимира Жириновского и вечно недовольных коммунистов. Есть мнение, что либерализм навсегда умер в России. Своими впечатлениями о последних российских выборах делится Евгений ЛОБАНОВИЧ. Он в течение полугода стажировался в штабе одного из кандидатов в Тюмени. Е.Лобанович - член Политсовета Объединенной Гражданской партии, председатель Минской городской организации.

- Евгений, чему тебя научили думские выборы в России?

- Главный урок, который я для себя вынес, - это то, что Россия идет по пути, очень напоминающему путь Беларуси. Только там эти процессы носят необратимый, я бы сказал, фатальный характер. В России устанавливается тотальный контроль над политикой, над всеми органами власти, включая местные и региональные. Похожие вещи происходят и с экономикой.

Россия, на мой взгляд, стала на латиноамериканский путь развития, из которого выхода в круг высокоразвитых государств не существует. Это путь таких стран, как Перу, Боливия, Венесуэла.

Самое страшное для Беларуси, что может произойти, - это если мы попадем в их орбиту. И тогда наша страна из нее не вырвется лет 50-70 и будем тогда вместе с Россией барахтаться в этом латиноамериканском болоте.

Пока, к счастью, мы еще не полностью под их влиянием. Примечательно, что белорусы считают: наше "вступление" в состав России гораздо ближе, чем думают сами россияне. Они нас воспринимают пока как независимое (конечно, с шовинистической обидой), иностранное государство. И это хорошо! Существует пока дистанцирование, и мы еще пока не в их орбите.

- Почему ты пришел к таким выводам?

- Начнем с того, что в России на выборах работать гораздо сложнее, чем в Беларуси. У нас общество поляризовано на две части - за Лукашенко и против Лукашенко. На местных выборах, например, у нас противники Лукашенко получали по 60-65 процентов, понятно, их снимали, объявляли "проигравшими", но в данном случае речь идет об общественной поддержке, а не о цифрах, нарисованных белорусскими избиркомами. В России такое представить трудно. Там 20 процентов считается колоссальной поддержкой, потому что общество пока не поляризовано. По результатам последней кампании уже можно сказать, что процесс поляризации пошел и в России. Люди начинают делиться на тех, кто за Путина, и на тех, кто против. Сейчас же партии пока еще получают такие цифры, как пять процентов, десять, двенадцать. Но, что примечательно, в таких регионах, как Сибирь, тоже с успехом функционируют избирательные технологии, которые были придуманы 500 или 600 лет назад англичанами как основоположниками всех избирательных технологий. Тот кандидат, в штабе которого я стажировался, начинал в июне кампанию с рейтингом в 2%, а за полторы недели до выборов он занимал первое место в своем округе, опережая федерального политика Геннадия Райкова, главу Народной партии России.

- Ты говоришь, что Россия пошла по пути Латинской Америки. То есть свободных и демократических выборов в России уже не будет?

- Проблема состоит в другом. Там на сегодняшний день установлен тотальный контроль над всеми ветвями власти, и любое решение Кремля не так жестко, не так агрессивно, как в Беларуси, но в принципе претворяется в жизнь. И если хотят избавиться от неугодных кандидатов, то от них избавляются. Например, того кандидата, с которым я работал, сняли за то, что один из его 40 помощников (он как действующий депутат имел помощников) являлся одним из его 20 доверенных лиц. У огромного количества кандидатов от "Единой России" было то же самое, и никто никого не снимал, поскольку законодательством это не запрещается. Однако для кандидата, который обходит по рейтингу нужного Кремлю Райкова, это сразу становится "злоупотреблением служебным положением". Для того, чтобы понять методы устранения неугодных, не вдаваясь в личностные качества, могу привести в пример еще парочку не угодных властям кандидатов. В Красноярске Анатолия Быкова, знаменитого "криминального" предпринимателя, сняли с избирательной гонки за то, что у него "на 19-й странице паспорта стоит отметка, не предусмотренная положением о паспортах Российской Федерации". Таким образом паспорт признан недействительным, следовательно, он "не предоставил необходимых для регистрации документов". А все дело в том, что в паспорте кто-то фломастером на одной из страниц какую-то закорючку поставил. Бывший генеральный прокурор Юрий Скуратов был снят за то, что не указал в своей анкете, что он профессор, а лишь указал, что он доктор юридических наук и заведующий кафедрой. Посчитали, что он таким образом преднамеренно вводит в заблуждение избирателей, что "может серьезно повлиять на исход выборов".

Губернаторы получают указания из Кремля, дают соответствующие указания членам избирательных комиссий, а те эти указания выполняют. В случае с выбывшим тюменским кандидатом губернатор дал указание и областному суду. Когда дело дошло до Верховного суда, там уже получили сигнал из Администрации президента России. То есть все решения были приняты в русле, выгодном исполнительной власти. И в принципе, исполнительная власть может снять любого не угодного ей кандидата и получить тот результат, который ей нужен. Что касается нынешней кампании, то вмешательство губернаторов в результаты выборов носило, я бы сказал, беспрецедентно брутальный характер ввиду подавления всех и вся.

- То есть ты хочешь сказать, что давление на независимые партии, арест одного из спонсоров "Яблока" Михаила Ходорковского - все это звенья одной цепи? И власть будет и впредь проводить в Думу только своих кандидатов?..

- Думаю, да. У меня в этой связи есть одно очень интересное наблюдение. Я имел возможность наблюдать двух губернаторов соседних регионов. Один губернатор "ельцинского призыва" Россель и губернатор "путинского призыва" в Тюменской области Собянин. Росселя раньше считали человеком с исключительными авторитарными наклонностями, который сам себе царь и Бог в Екатеринбургской области. Так вот, по сравнению с Собяниным Россель - редкостный демократ. Большая масса не угодных тюменскому губернатору агитационных материалов и газет печаталась в Екатеринбургской области. И, что самое примечательное, губернаторы "путинского призыва" могут вытворять все что угодно, но если при этом они демонстрируют полную лояльность и немое обожание Кремля, они всегда получат там полную поддержку и одобрение. Вот по таким законам строятся сейчас взаимоотношения "Москва-регионы".

Внутри регионов схема отрабатывается очень просто: победивший на выборах "путинский" губернатор тут же "подгребает" под себя все СМИ без исключения, устанавливает такой же контроль над всеми элементами гражданского общества, как в Беларуси, а то и жестче. Такая газета, как оппозиционная властям "Народная воля", допустим, в некоторых российских регионах вообще существовать не смогла бы. Ее тут же купила бы областная администрация, и она начала бы вещать так, как этого хочет власть. Или зарегистрировали бы другое издание с подобным названием, вкинули бы в него бешеные деньги и таким путем затоптали бы неугодное СМИ.

Естественно, у такого губернатора рейтинг под 80 процентов, потому что все СМИ говорят одно и то же - о том, какой он замечательный, хороший и какой он путинец.

- А действительно Путин так популярен в России?

- Да. И Путин, и "Единая Россия" действительно сейчас популярны в народе. Это, я бы сказал, феномен российского электората. И те цифры, которые набрали "Яблоко" и СПС, - это реальные цифры. Правая, либеральная идея сейчас в России практически никому не нужна. Большую роль играет и так называемый постимперский синдром. В Германии, как известно, через 15 лет после Версальского договора к власти пришел Гитлер, игравший на низменных чувствах избирателей. Ту ситуацию в Германии я бы сравнил с нынешней в России. Сегодня, через 13 лет после распада СССР, российские избиратели готовы голосовать за исключительно популистскую, даже нацистскую идею. Свидетельство тому - достаточно высокие проценты очень коричневого блока "Родина" и партии Жириновского. Заслуживает внимания точка зрения известного проправительственного политтехнолога Глеба Павловского, который ставит в заслугу "Единой России" и оправдывает жесточайший прессинг со стороны Кремля во время кампании тем, что победившая партия власти более-менее вменяемая по сравнению с "Родиной" и ЛДПР, которые обязательно победили бы в противном случае, как победил когда-то Гитлер.

- В чем главная ошибка либеральных сил России - СПС и "Яблока", не попавших в Думу?<./b>

- Их ошибка не в том, что была плохо налажена организационная работа, все было нормально. Главная их ошибка - они не объединились перед выборами, не нашли правильного политического позиционирования. На вооружении СПС были хорошие избирательные технологии, это была самая технологичная избирательная кампания с 1991 года. Я бы сказал, что их провал - это не ошибки избирательных технологов, это ошибки политтехнологов. Если избирателям не нравятся Чубайс, Хакамада или Немцов, они никогда не проголосуют за них, какие бы избирательные технологии ни применялись. В Беларуси есть мнение, что СПС и "Яблоко" проиграли выборы потому, что у них слабые и немногочисленные структуры. Это неправда. Как раз именно у СПС и еще у коммунистов существовали хорошо развитые региональные структуры.

- То есть "правые" просто не нашли путь к сердцу россиян?

- Скорее они не нашли социальной базы для себя. Из тех, на кого рассчитывал СПС, половина вообще не пришла на выборы (явка была на порядок ниже, чем в удачном для правых 1999 году), а другая половина в большинстве своем проголосовала за "Единую Россию".

- Объясняется ли, на твой взгляд, популярность Путина и его партии патологической тягой русского человека к "сильной руке"?

- Я бы назвал это скорее тягой к порядку "любой ценой". А о Путине и о губернаторах просто всего не знают. И поэтому любят, он у них ассоциируется с порядком.

- Сразу после выборов Немцов сказал в интервью российскому телевидению, что доволен и таким результатом. Теперь он, мол, готов и к уличной борьбе. Но, похоже, ему все-таки придется примириться с тем, что он уже бывший политик, потому как уличные политики не вызывают в России интереса у тех же телевизионщиков. А значит, о нем скоро забудут. Ты согласен с таким мнением?

- В общем-то, да. Переход Немцова во внесистемную оппозицию может затянуться надолго, и структуры СПС могут в итоге маргинализироваться. Это плохо! Белорусский опыт 1996 года подсказывает, что уйти во внесистемную оппозицию очень легко, но выйти из этого состояния практически невозможно. Есть только два выхода - революция или примирение с властью.

- Ты сказал, что нынешняя Россия идет по пути Беларуси. Но в отличие от Лукашенко, который облетает исключительно поля Родины, Путин путешествует по всему миру, жмет руку Бушу, Шредеру, Шираку... Неужели на Западе не видят авторитарных методов российского лидера?

- На Западе живут очень прагматичные люди, а Россия слишком велика и слишком влиятельна для того, чтобы предъявлять к ней претензии. В общем, все дело в масштабах. Когда-то западные лидеры и Брежневу руку жали, и Хрущева в Америку приглашали. Беларусь по сравнению с Россией очень маленькая страна, поэтому и отношение к нашим властям в плане соблюдения демократии более жесткое.

- Что же нам делать? Страну нам все равно не увеличить...

- После долгого пребывания в "путинской" России, после того, как я увидел, какие методы применяет российская власть для подавления инакомыслия, для меня стало очевидно, что если они возьмутся за Беларусь и поставят во главе нашей страны своего человека, они пойдут по самому худшему для нас как для страны пути. Они выберут самый лучший, но только для себя вариант. Они возьмутся не за Лукашенко, они возьмутся за Беларусь. Они ее навсегда включат в свою орбиту, а методы будут самыми жесткими. Если нынешняя белорусская оппозиция, находясь, безусловно, под жестким давлением, пытается что-то делать, то "под Россией" уже не пикнет никто. Со своими белорусскими проблемами мы разберемся, а вот со ставленником Кремля разобраться у нас не будет возможности.

- Ты сказал, что Россия выберет наилучший вариант для себя, который будет наихудшим для нас. Откуда такая полярность?

- Возможно, это будет не наихудший вариант, но самый безвыходный - это точно. В чем опасность того российского политического вектора, который они сейчас формируют? Он не имеет выхода. Даже сейчас, в ситуации, когда у нас подавляющая часть собственности является государственной, когда экономика неэффективна, когда имеются огромные проблемы с демократией, нет института свободных выборов и свободы прессы, мы еще не утратили возможность провести нормальные политические и либеральные экономические реформы, честную приватизацию. У нас еще может появиться зажиточный средний класс, может сформироваться общество честного капитала. Мы можем пойти по пути Латвии, Литвы, Эстонии, Польши или Чехии. Это потенциально может произойти как при смене курса нынешнего руководства страны, так и в случае победы демократической оппозиции и полной замены правящего режима. Если же на К.Маркса, 38 будет сидеть российский ставленник, таких шансов, даже потенциальных, у Беларуси не будет. Нас ждет абсолютно коррумпированный капитализм латиноамериканского разлива, огромный разрыв между олигархами, которых единицы, и абсолютным большинством нищих. Это на десятки, десятки лет. Это болото засасывает...

- Возвращаясь к теме думских выборов, Евгений, скажи, были ли фальсификации?

- Выборы были несвободными, но, в отличие от Беларуси, голоса там считали честно. Фальсификаций во время подсчета голосов не было. Просто до дня голосования дошли только нужные властям кандидаты.

- Говорят, вы там работали чуть ли не как во фронтовых условиях. Меняли адреса, явки...

- Да, бывало и такое. Избирательный штаб кандидата, который не угоден региональным властям (губернатору), подвергался максимальному давлению. Начальник этого штаба последнюю неделю перед выборами находился под круглосуточной охраной и ночевал в разных местах. Прямо как Ясир Арафат. Была опасность провокаций со стороны милиции, был возможен подброс наркотиков. Причем утром на вас могут "наехать" представители властей, а вечером настоящие бандиты. Причем обе группы будут действовать по указанию областной администрации. Для России это почти нормальное явление.

- Для тебя такое положение вещей в России стало сюрпризом?

- Да. Справедливости ради надо добавить, что эти думские выборы были первыми абсолютно недемократичными выборами в России со времен распада СССР.

- Евгений, тебя недавно выбрали председателем минской городской организации Объединенной Гражданской партии. Собираешься ли применять свой российский опыт в организации избирательной кампании в Палату представителей?

- Естественно, буду. Дело в том, что в Беларуси трудно найти людей, которые организовывали бы нормальные системные кампании в округах, в которых проживает более чем 30 тысяч избирателей. А столичные округа по выборам в парламент - это более 75 тысяч избирателей в каждом. А в целом в Минске живет почти два миллиона человек. Именно поэтому российский опыт с их полумиллионными округами просто неоценим. В любом случае хочу сказать: мы должны демонстрировать силу во время выборов. Мы выигрываем, власть нас снимает, фальсифицирует, а мы снова встаем и снова идем на выборы и снова выигрываем. Только тогда Лукашенко будет с нами разговаривать, когда мы будем очень сильны внутри страны. А нам есть что ему предложить. Поэтому мы просто обязаны всегда участвовать в выборах и всегда выигрывать битву за избирателя.

http://www.charter97.org

Відповіді

  • 2004.01.08 | KE

    безапелляционные мечты русофобов :) И ... пораженчество :) (-)

  • 2004.01.08 | Следопыт с ледорубом

    А что это за "Народная воля"? Слыхом не слыхивал:-) +

    Михайла, как ты считаешь, за кого проголосовали 96% грузин? Хехе...
    А вообще я скажу так: вкраинськи нацюки - естественные враги России. Если им что-то в России не нравится - мы на верном пути.
    И мы обязательно победим.
    Не хотелось бы быть высокопарным, но по-другому не скажу.
    А вы кукарекайте вместе с младонародовольцами.. :-)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".