МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Аня Герман: "нет! только не люстрация! ааа!"

01/21/2005 | Moron
Интерестно, что по этому поводу думает Кость? (в смысле Бондаренко)


14 января, 14:50

Люстрация в прострации

В одном из комитетов Верховной Рады Украины уже началась работа над законопроектом о люстрации. Термин „ люстрация” для большинства украинцев, которые в случае принятия закона, будут подвержены процедуре люстрации, мало знакомый.

На территории или, как теперь принято говорить, на поприщах прежнего Советского Союза употреблялся проще и более понятен – „чистка” или в нынешние времена – „зачистка”. Люстрация в контексте практики стран Центральной Европы, которые прошли через нее после первой волны бархатных революций, то есть, в девяностых годах, - это своего рода фильтр, через который пропускают преимущественно политическую элиту (к ней зачисляем и элиту журналистскую). Либо через сито, через которое процеживают всех лиц, которые потенциально имеют перспективу карьерного роста. У поляков (а я жила в Варшаве как раз в то время, когда в этой стране начался и дошел до апогея процесс люстрации) закон об этой чистке давал право на покаяние. Скажем, если ты сам добровольно сознался, что сотрудничал, например, со спецслужбами, то к тебе не применялись ограничения на карьерный рост, которые применялись к тому, кто не сознался добровольно, а был признан таким, что сотрудничал с режимом в процессе люстрационного суда. (Следует подчеркнуть, что в странах прежнего остблока шла речь о сотрудничестве с режимом коммунистическим.)

Был в Польше яркий пример такого признания, когда, например, Анжей Олеховский (впоследствии основатель крупной центристской партии, который даже претендовал на президентское кресло) сознался, что работал в Великобритании как агент спецслужб прежней Польской Народной Республики и занимался экономическим шпионажем. Искреннее признание дало право Олеховскому на существование в политике в качестве лидера центроправой Гражданской Платформы, партии, которая восстала частично на развалинах Унии Свободы, известной в Украине тем, что ее лидером в свое время был Бронислав Геремик (министр иностранных дел, при котором Польша вступила в НАТО), а генеральным секретарем – Мирослав Чех, который активно помогал Виктору Ющенко на прошлых президентских выборах. Так вот, Олеховский был чуть ли не единственным политиком в Польше, который сознался в сотрудничестве и остался на политической сцене. Некоторые сильные персоны, как, например Юзеф Олекси (во время проведенных в Украине президентских выборов и кризиса после второго тура голосования тоже приезжал примирять стороны) годами судятся в люстрационном суде . Относительно них, то всплывают, то исчезают подозрения, доказать или опровергнуть которые практически невозможно.

Стоит отметить, что тот же польский опыт показывает – люстрационный процесс – дело очень болезненное и продолжительное. Сотни трагедий, сломанных человеческих судеб, разлученные семьи и даже целое общество, возрождение подозрений соседей друг к другу, вытягивание покойников из могил... Для католической Польши этот процесс можно сравнить разве что с инквизицией, хотя это сравнение и выглядит грубым.

Однако, интереснее всего то, что от люстрации в Польше больше всего пострадала политическая сила, которая ее инициировала. В результате оказалось, что сотрудничали с тайными службами прежней коммунистической Польши больше представителей правых сил, чем левых, а именно против левых правые и инициировали люстрацию. Вышло, как в той банальной поговорке – кто против кого яму копает, тот в нее и падает. „Не имеете права судить, ибо сами вы являетесь грешными и нуждаетесь в милосердии...”.

И все же, наибольшей неожиданностью люстрационного процесса в Польше стала история Едвабного. Перед тем, как ее рассказать, отмечу лишь, что люстрация – это как операция на теле человека, больного раком – никогда не знаешь, как глубоко пошли метастазы ... Так вот когда Институт Национальной Памяти, который был специально создан для люстрации, начал расследование массового сжигания евреев в городке Едвабном, то не было даже подозрения, что эта история завершится польским национальным позором. В процессе расследования оказалось, что сожгли евреев не немецкие фашисты, на которых в послевоенные десятилетия сваливали это преступление, а сами поляки. Это открытие, сделанное в процессе люстрации, вызвало шок в польском обществе. И не один ура-патриот, который добивался люстрационного процесса, в душе возможно пожалел о том, что люстрация таки началась. Массовое сжигание евреев в Едвабном, повторяю, стало польским национальным позором, который еще долго нужно будет вытирать из сердца и памяти обоих народов – как польского, так и еврейского.

Впрочем, поляки как-то из той люстрации выпутываются. Помогла ли она им очиститься? Мне кажется, что она принесла больше горя и ненужных проблем, чем пользы. Но это может быть субъективное мнение чужестранки. Тем не менее, процесс люстрации был хорошей ширмой для тогдашнего правого правительства – люди больше говорили о том, сотрудничал ли сосед с режимом, чем о повышении цен и растущей безработице. С этой точки зрения, процесс люстрации, который может начаться с приходом в Украине новой власти, с точки зрения политтехнологий служил бы для отвлечения внимания граждан от основных экономических и социальных проблем, которые будет иметь правительство в случае, если не сможет наладить отношения с Россией и вернуть на свою сторону те регионы Украины, которые являются финансовыми донорами для областей, поддерживавших Виктора Ющенко (имею в виду, конечно, Украину, которая до сих пор считает своим президентом Виктора Януковича).

Здесь нужно учитывать определенные специфики. Если в случае Польши люстрация не имела такого массового характера в силу других исторических обстоятельств, то люстрация в Украине может нести за собой непредвиденные последствия. В первую очередь, нет ни единого практического опыта проведения этого процесса на постсоветском пространстве. Невозможно предугадать, каких размеров может достичь это новое судилище, ведь даже невооруженным, как говорят, глазом видно широкомасштабное сотрудничество даже нынешних оранжевих революционеров с, в частности, спецслужбами прежнего СССР, который почил в Бозе еще не так давно. И абсолютное большинство из тех, кого можно было увидеть на трибуне Майдана в первых шеренгах борцов с режимом, будут иметь большие проблемы, когда начнется люстрация.

В конце-концов люстрация очень помогла бы сейчас, если бы можно было ее провести немедленно. Такая себе блиц-люстрация. Это был бы хороший способ уменьшить очереди за министерскими портфелями и облегчить Ющенково непростое дело распределения пирога. Но блиц-люстрация невозможна. А обычная ... Как показывает практика соседей, о чем мы уже успоминали, приносит больше проблем именно тем, кто ее инициирует.


Анна Герман

http://for-ua.com/analit/2005/01/14/145041.html

Відповіді

  • 2005.01.21 | _YZ_

    Нічо страшного! В Германії фальшивомонетчиків варили в маслі жив

    цем,
    в арабів давали каву з розмеленим діамантом і обтягували голову свіжозбілваною шкурою верблюда, яка, коли висихала, то видавллювала мізки через очі.

    Хранцузи просто гільотинували сотнями в день.

    А ще були застінки КДБ.

    І СІЗО за часів Януковича. Януковича-закорінілого бандита-рецидивіста. Зека - не з однією ходкою. Страшніше тих СІЗО не придумаєш, навіть у хвільмі ужасів про фашистів та поляків-людоженрів. Алібі безвинно засудженого йому складала якась маNда А.Г.
    Але - пережили.

    Значить, і сама АГ переживе якось ті "люстрації"
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.01.21 | Сергій Кабуд

      чим суворіша люстрація тим багатче країна стане.експотенціално

      реально ступень зростання народного добробуту експотенціально залежить від ступеня жорсткості люстрації
  • 2005.01.22 | Бурлака

    Висновок: потрібна люстрація (-)

  • 2005.01.22 | Хвізик

    А чого вона на Свободу не повернеться? :) (-)

  • 2005.01.22 | VDom

    Re: Аня Герман: "нет! только не люстрация! ааа!"

    По ділах Ваших.
    Для журналістів:
    брехав і не покаявся в тому що брехав (знав правду а працював за гроші) значить попрацюй де інде лиш не в журналістиці.
    Для політиків як і для інших громадян:
    маєш проблеми з законом, то пройди через судове очищення. А є гріхи за які потрібно нести й відповідальність навіть після каяття.

    Сатану завжди видно по діях - завжди забирає в вас свободу (владу над Вами) в обмін на матеріальні цінност або владу над іншими людьми, які згодом скоріш за все у Вас і забере. Юо люто ненавидить людей.
    Людина при владі, яка отримала хабаря, служити закону не буде поки не покається.
    Служити можна лише закону, а всі інші варіанти - прислужувати.

    У людини є два шляхи на землі:
    1. Прагнути Істини і виконувати закон Божий. Шлях життя і земного щастя. Любов і довіра між людьми.
    2. Прагнути матеріальних благ і влади над людьми. Шлях смерті і земних мук. Манія величі і манія переслідування - попутниці.
    З другого шляху, при житті, завжди є можливість преходу на перший через каяття. Каяття можливе лише тоді, коли людина бачить шлях по якому йде і альтернативу.

    Очищення то і є допомога людині на шляху до каяття.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".