МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымские колонии на материке

04/13/2011 | Александр Пилипенко
В предыдущем материале («Крымскотатарские колонии на Кавказе и в Закавказье») мы начали тему поселений, основанных в разные исторические времена выходцами из Крыма за пределами полуострова. В сегодняшнем материале мы рассмотрим малоизвестные страницы такой колонизации, связанные с колонистской деятельностью крымских татар и ногаев, караимов, армян, греков, эстонцев, русских, болгар, чехов, немцев. КРЫМСКОТАТАРСКИЕ КОЛОНИИ В период становления и развития Крымского ханства многие экспансионистские проекты Гераев осуществлялись при помощи войск Османской империи и ее союзников. Расширяя свои границы и укрепляя их, турки основывали или возрождали города-крепости, которые заселялись крымскими татарами и в качестве гарнизона, и в качестве мирного населения. Так, на месте литовского Дашевского замка в 1492 году Менгли I Гераем был основан город Кара-Кермен, в 1526 году перешедший во владения османов и получивший название Ачи-Кале. В 1737 г. русские войска Миниха на время заняли Очаков (русифицированное название города), но вскоре вернули его туркам. Окончательно город был взят после изнурительной осады 1788 года, и с 1792 г. официально называется Очаков (в настоящее время – райцентр Николаевской области Украины). В 1484 году турецко-татарские войска взяли и уничтожили генуэзско-молдавский город Монкастро, и Менгли Герай основал на его руинах Ак-Керман, впоследствии часто называемый просто Керман или Акджа. Основным населением города были крымские татары, ногайцы и державшиеся особо буджацкие татары. В 1778 и 1789 годах Ак-Керман дважды завоевывался русскими войсками, но оба раза передавался в османские владения по мирным договорам 1774 и 1792 годов. Так продолжалось до 1812 года, когда по Бухарестскому трактату крепость была отдана России, а население депортировано в Таврическую губернию. Сейчас это город Белгород-Днестровский Одесской области. Историки разных школ до сих пор спорят, кто был основателем крепости Хаджибей. По одной версии, поселение основали татары в середине XIV века. При этом ссылаются на вотчинного владетеля Хаджи-бея, упоминаемого как участника битвы на реке Синие Воды в 1362 году. Права потомков Хаджи-бея на эти земли подтверждаются ярлыками крымских ханов до середины XV века. По второй версии поселение было основано литовцами во времена правления Витовта (1392-1430 гг.), и заселено славянами. В 1413 г. поселение упоминается как известное и развитое, но уже спустя полвека, из-за ожесточенных войн в регионе, оно пришло в упадок и запустело. В записках путешественников (1558, 1578 гг.) описывается как развалины, остатки древнего замка. Но в XVII веке крепость вновь возрождена и заселена турками и крымскими татарами. Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов России удалось захватить ее на несколько месяцев, чтобы потом вернуть Османской империи. Хаджибейская крепость была взята русскими войсками в 1789 году и закреплена за Российской империей в 1791 г. В начале 1795 года Хаджибей был переименован в Одессу. В 1765 году рядом с Хаджибеем турки и крымские татары начали строить крепость Ени-Дунья (Новый Мир), используя как материал развалины средневекового замка, к западу от Очакова и Гасан-Кале (сейчас Рыбаковка). Летом 1993 года при археологическом обследовании долины Тилигула на мысу, образуемом обрывом к морю, обнаружено небольшое поселение турецкого времени. Со стороны степи мыс поперечно огражден сильно оплывшим земляным валом. Поселение датируется примерно серединой XVIII столетия и, вероятно, было как раз этим Ени-Дунья. НОГАЙСКИЕ КОЛОНИИ Ногаи долгое время были частью населения Крымского ханства, проживая многочис¬ленными родами, как на полуострове, так и за его пределами, часто меняя места кочевий в зависимости от погоды, политических и демографических факторов, внутренних и внешних конфликтов. Начиная с 1728 года, значительная часть ногайцев поселилась в Северном Причерноморье. Закрепившись в освоенных ранее владениях Буджак, Едисан, Джамбайлук и Едишкуль, получили автономию в составе Османской империи. Здесь с течением времени отдельные группы ногаев переходили к оседлому образу жизни, основывая поселения и даже города. Поселок Аулы, расположенный на реке Днепр в Криничанском районе Днепро¬петровской области, впервые упоминается в середине XVII века в составе Кодацкой паланки, входившей в Запорожскую Сечь. Как утверждают местные краеведы, Аулы основаны выходцами из Крыма – скорее всего, ногайцами – которые не признавали власти Османской империи и стремились к самостоятельности. Во второй половине ХІХ века в Аулы были переселены крестьяне с Полтавщины, а также селились беглые крепостные из губерний Украины и России. Постепенно основным населением поселка стали славяне. Другое крыло ногаев основало поселение Ногай-Юрт на реке Обиточной, первые письменные сведения о котором датируются 1770 годом. В 1817 году генерал-губернатор Новороссийского края герцог Ришелье начал здесь строительство Азовского порта, но вскоре стало ясно, что для порта это место было выбрано крайне неудачно. Поэтому порт был перенесен на восточный берег Бердянского залива, а поселение в честь его основателей было названо Ногайском и в 1821 г. получило статус города. К концу века в городе в 4 тысячи населения оставалось не более 20 ногайских семей. В советское время город переименован в Приморск. КАРАИМСКИЕ КОЛОНИИ В западноукраинской традиции считается, что в Галич караимы пришли из Крыма в 1246 году по приглашению князя Данилы Ро-мановича. Они поселились в отдельном селе – Крылос, которое потом вошло в состав города. Данило Галицкий был данником Золотой орды, поэтому некоторые историки предполагают, что по настоянию хана Батыя караимы Галича выполняли функцию сборщиков дани – баскаков. На протяжении следующих столетий основным занятием галицких караимов была торговля. В XVI-XVII веках они нередко были посредниками в выкупе пленников из татарского и турецкого плена. Кроме торговли, караимы славились еще одним занятием – они продавали своих юношей в наемные отряды. Гости Галича имеют возможность посетить Музей караимской истории и культуры, открытый в 2004 году. Согласно литовской традиции, в 1392-1397 годах великий князь литовский Витаутас совершил три похода на Крым. В первый поход он дошел с войсками только до Приазовья. Второй поход летом 1397 года был продолжительнее и успешнее. Именно во время этого похода, как считают сотрудники Каунасского военного музея, Витаутас дошел до самой Кафы. Результатом похода была богатая добыча, а также, по заключенному с генуэзцами договору, в качестве контрибуции в основном из Кафы и Солхата были вывезены 383 караимские семьи, и примерно около 350 семей крымских татар, которых Витаутас разместил в 34 городах и селениях, которые составляли военные гарнизоны вблизи границ немецкого ордена меченосцев. Им всем были даны милости, подчас даже большие, чем коренным литовцам. Караимы приехали в литовский город-крепость Тракай (Троки) в конце XIV века и пустили здесь глубокие корни. Они переселились в Троки с семьями, а место для жилья им было предоставлено в северной части города, у подступов к замкам. Община караимов и часть города, где они жили, называлась Траку Местялис («Малый город»). Караимы-воины должны были охранять мосты и Островной замок, а гражданские занимались мелким ремеслом, торговлей, служили переводчиками, обрабатывали землю. Караимы были хорошими огородниками, они прославились особыми сортами огурцов. В XV веке великий князь Казимир предоставил маг-дебургские права и той части города, где жили караимы. Впоследствии поселения караимов возникли в литовских городах Биржай, Науяместисе, Пасвалисе, Паневежисе. В 1495 году они были изгнаны из Литвы великим князем Александром и были приняты в Польше королем Яном-Альбрехтом. В 1503 г. все литовские евреи, а с ними и караимы, были возвращены, причем как тем, так и другим было возвращено конфискованное при изгнании имущество. С разрешения короля Стефана Батория в 1578 г. караимы осели на польских землях. Возникла караимская община, которая до XVII века была больше, чем еврейская. Со времени тех событий караимские колонии остались в Варшаве, Кракове, Вроцлаве и Гданьске. Колония караимов в Луцке (Украина) возникла тоже в эпоху Витаутаса. Перво¬начально караимы селились в трех селах по окраинам города, называвшихся Бах-Яхудим, Жан и Идатин. Но пригороды быстро вошли в расширявшийся Луцк, и превратились в его караимские кварталы. В 1432 году король Польши Владислав II присоединил город к польским владениям, даровав Луцку маг-дебургское право. В XVII веке возникло торговое поселение у реки Берды (приток Днепра), также основанное, по местной традиции, караимами – выходцами из Крыма. Здесь они торговали с запорожцами, азовцами и ногаями. По другой версии, караимы сначала поселились в Ногайске (ныне Приморск), а спустя два года – переселились в селение Берды – будущий Бердянск, ставший городов в 1827 г. К концу XIX века здесь проживало 258 потомков первопоселенцев. АРМЯНСКИЕ КОЛОНИИ Самой старой колонией крымских армян за пределами Крыма считается город Львов. Построенный приблизительно в 1247 г. и разрушенный в 1259 г. ханским темником Бурундаем, город стал возрождаться с 1270 года. Именно тогда король Данило Галицкий пригласил «армянских азиатских воинов, пользовавшихся оружием, одеждой и языком татар» (как пишет историк Иван Альнпек), под которыми современными историками понимаются армяне из Кафы и Солхата. Мотив бегства армянских воинов описывает Йосиф Варфоломей Зиморович в «Тройственном Львове»: захватив Крым, татары «выгнали армян с их давних поселений, и они сперва обитали между простым народом, на низкой службе, а потом были включены в войско, получив некоторые права у татар», однако такое положение их не устраивало, и они подались на чужбину. Данило выделил им центральный квартал Пидзамче у самого королевского замка, и они стали первым населением возрожденного Львова, кроме княжеской челяди. Их кварталу, позже названому Габриеливка, было даровано магдебургское право. Новая, более массовая волна армянских колонистов появилась в Украине после падения Кафы в 1475 году и их бегства от турецкой армии. В эти годы крымские армяне основали два села – Великие Армяне и Малые Армяне – в окрестностях Каменец-Подольского. Эти села существуют до сих пор, однако в 1947 г. переименованы в Великозалисся и Малозалисся. Чуть позже литовские князья предоставили крымским армянам пригород Каменца, названный Караван-Сарай. Сейчас это квартал города, называемый Карвасары. Помимо Каменца, армянские колонии образовались в пригородах и поселках Подолья: Язловце, Золочеве, Кубачивцах, Дубровице (Бароке), Студенице, Баре, Умани, Юзефграде (Балте), Жванце, Бучаче, Подгайцах, Бережанах, Сатанове, Могилеве-Подольском и Рашкове. Армянские колонисты были торговыми агентами и обеспечивали постоянный обмен товарами между Южным берегом Черного моря и Прибалтикой, поэтому их старались наделять привилегиями. Селения получали статуты о самоуправлении, права собственного судопроизводства «по их законам». Книги этого суда были написаны армянскими буквами, но на кыпчакском языке. Этим же языком армяне пользовались и в повседневной жизни, на родном языке велись лишь богослужения. На так называемом «армяно-кыпчакском языке» создавались документы и литературные произведения во многих торгово-ремесленных колониях на Западной Украине и в Крыму. Новая волна армян – выходцев из Крыма – была направлена на Северный Кавказ в ХVII веке. По адыгейскому преданию, это были беженцы, прибывшие в Закубанье компактной группой, в которой преобладали вооруженные мужчины. «Они были вооружены с головы до ног, закованы в железо: носили панцири и кольчуги в виде спаянных из стальных колец рубашек, надеваемых под верхнюю одежду, а их головы защищены были стальными также уборами, и хотя они не имели ни щитов, ни копий, но у каждого из них был боевой топорик, насаженный на длинную рукоятку». Армяне женились на девушках из благородных адыгейских семейств и вскоре утратили армянский язык и культуру, сохранив при этом и, ревностно поддерживая христианство. В XVIII веке потомки этих армян образовывали особую общину черкесо-гаев, т.е. «адыго-армян», приравненную с рядом адыгейских племен к высшему дворянству. Армяне-переселенцы поселились в аулах Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг. Два черкесо-гайских села также были основаны в районе современного Геленджика – Азатух и Бзатух. Черкесские армяне усвоили базовые элементы культуры и одежды адыгов, общались на особом диалекте адыгского языка. Армяне занимались в основном торговлей, ремёслами и земледелием. C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для черкесо-гаев (горских армян) возникла угроза потери национальной религии. В 1836 г. они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году под руководством российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник аул Ермельхабль. В 1839 году поселение черкесо-гаев переместилось ближе к устью реки Уруп и стало называться Армянский Аул. Этот год считается официальной датой появления Армавира (получившего новое имя в 1848 г.). Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом в 2,5 метра шириной и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до 400. В 1876 году аул Армавир получил статус села, в 1914 г. село преобразовано в город. В 1778 г. архимандрит Петр Маркосов из Бахчисарая, духовный деятель Иосиф Аргутинский (Овсеп Аргутян) и полководец Александр Суворов организовали «великое переселение» армян на пустынные, еще не обжитые берега южного Дона, недавно перешедшие к России. В 1779 г. грамотой российской императрицы близ крепости Св. Димитрия Ростовского была основана армянская колония Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань), переименованная в 1828 г. в Нахичевань-на-Дону. С 1928 года город, объединивший русскую крепость и армянскую колонию, называется Ростов-на-Дону. Нор-Нахичеван заселялся депортированными армянами из шести городов Крыма (Бахчисарай, Кафа, Карасубазар, Солхат, Гезлев, Ак-Мечеть), а армянские крестьяне и ремесленники из крымских сел Топлу, Мелик, Камышлы, Сала, Чурук-Су, Султан-Сала, Орталанк, Сарыбуз, Солдая, Алушта, Алупка, Бурундур-Отар, Тапчак и других – были поселены в пяти селах, основанных в окрестностях. Они были названы Чалтырь, Большие и Малые Салы (Мец Сала и Султан Сала), Топты (Крым), Несветай (Несвита). Выходцы из Солхата основали еще один город на Кавказе – Сурб-Хач. На месте золотоордынского города Маджар-Юрт, опустевшего к XVII веку, несколько раз основывались новые поселения, но каждый раз неудачно. Прикумские казаки, бежавшие от московской опеки к крымскому хану, основали здесь в 1688 г. «воровской город» Маджар, который покинули в XVIII веке. В 1769 и 1777 годах там дважды основывался и запустевал гарнизон русских солдат. В 1785 г. российские власти поселили на городище немцев-колонистов, которые не прижились и в 1791 г. покинули колонию. И вот в 1797 г. крымские армяне, вышедшие из Солхата и державшиеся особняком от других депортированных, получили разрешение на жительство в этом, считавшемся долгое время «проклятым», месте. С 1799 г. поселение из 50 семей называлось Сурб-Хач («Святой Крест»), в 1921 г. переименовано в Прикумск, в 1935 г. – в Буденновск, в 1957 г. – опять в Прикумск и с 1973 г. – снова Буденновск. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ Насильственное переселение властями Российской империи крымских греков в 1778 году в Северное Причерноморье хорошо документировано источниками, и благодаря трудам историков и архивистов мы знаем десятки точных сведений об основании конкретных сел Приазовья выходцами из крымских сел. Об этом написаны несколько обстоятельных трудов и сотни статей. Наряду с этим, в местах переселения и дальнейшего расселения крымских греков по Украине формировались легенды, повест-вующие о более ранних их проникновениях на эти же территории. По мнению этнопсихологов, такой процесс является естественным при освоении этносом новых территорий, стремление удревнить, раскопать или обосновать свое более давнее присутствие на новых землях позволяет избавиться от «комплекса пришельца» и сильнее привязать новые поколения к своей второй родине. В качестве примера приведем местную легенду, бытующую в окрестностях городов Енакиево и Горловка (Донецкая область Украины). Народная этимология связывает название речки Корсунка с историей первых поселений по ее берегам. Согласно легенде, выходцы из Крыма после крещения Киевской Руси (988 год) были вывезены на материк и стали священниками и обслугой Киевской Десятинной церкви. Переселенцы получили от князя Владимира право собирать дань в районе впадения реки Корсунки в реку Рось. Название реки, якобы, происходит от крымского Корсуня (Херсона, Херсонеса), и таким образом средневековые греки сохранили память о своей родине – «Южной Корсуни». Однако в рамках тюркской топонимики название вполне вероятно расшифровывается как Кара-Су, «черная вода». Много позже времени действия легенды, в середине XIX века, на 14-километровой линии реки Корсунка были основаны рудники «Корсунская Копь», получившие промышленное развитие под руководством инженера П.Н. Горлова (его именем и названа современная Горловка). Более изученными и опирающимися на богатый этнографический материал являются предания о шогенях – крымских греках, основавших роды и поселения на Кавказе. Шогени – это христианские священники, члены их семей и прихожане, бежавшие в конце XV века из крымских крепостей в современную Адыгею. Они приняли участие в формировании знати и субэтносов западных адыгов, а также пополнили их культуру элементами православия и церковной лексики. Им приписывается и участие в расколе XVI века адыгских племен на старые, традиционные «демократические» и новые, «аристократические» (по способу управления), на стороне последних. Шогени часто произ¬водились в уорки (дворяне, аристократы), также им приписывали таланты в лечении и даже магии. Самыми известными родами шогеней считаются род Дохшуковых и Шолоховых, достигших княжеского звания в Кабарде. Потомками шогеней населены села Тхастыко и Дохучоко в Карачаево-Черкесии, Кургоко и Коноко в Успенском районе Краснодарского края и Уляп в Республике Адыгея. В конце XVIII века часть греков, изгнанных Российской империей из Крыма, были поселены не в Приазовье, а на Северном Кавказе. Так, в 1799 году рядом со станицей Новонижестеблиевской и Черкес-Аулом возникли селения Ангелинский Ерик и Гривенский аул. В 1827 году часть поселенцев ушла за Кубань, а в 1848 г. – все жители, исповедовавшие православие, ссылаясь на конфликты с мусульманами, переселились в станицу Переясловскую (ныне – Брюховецкий район Краснодарского края). Там в начале ХХ века их насчитывалось 3 тысячи, в 1933 году эта станица, как и многие другие в Кубанском крае, подверглась массовому «раскулачиванию» и истреблению голодом со стороны властей (Голодомор, как часть государственной политики СССР). Сегодня станица насчитывает 8 тысяч жителей, однако количество крымских переселенцев в ней неизвестно. БОЛГАРСКИЕ КОЛОНИИ В 1800-х годах окрестности Старого Крыма активно заселялись болгарскими колонистами из Румелии. Для устройства болгар Старокрымская армянская ратуша выделяла земли в окрестностях города, по 1,5 десятин на семью, но этой земли было явно недостаточно. В то же время рядом находились обширные земли армянского монастыря Святого Георгия. Ввиду острого недостатка пахотной земли и почти полного отсутствия лугов и пастбищ болгары стали пользоваться пустовавшей монастырской землей и городскими пастбищами, чем вызывали недовольство жителей Старого Крыма. С 1812 года из-за этих «самозавхатов» начались острые конфликты. Настоятель монастыря архимандрит Мануил назначил высокую плату за землю, болгары отказались выплачивать ее, власти стали блокировать доступ колонистов к землям и лесным угодьям. В этих условиях жители болгарских сел охотно согласились на переселение в Херсонскую губернию, где семьям выделялись наделы в 6 гектар, а также участок под постройку жилья, да к тому же были в наличии оставленные ногайцами готовые дома. Также колонисты освобождались от налогов. В 1830-40-е годы старокрымские болгары уехали в села и на месте ногайской деревни Аджалык, на землях современной Одесской области – Большой Буялык и Малый Буялык, основали села, которые первое время называли Старый Крым и Терновка. В советское время Малый Буялык был переименован в Свердлово, а жителей болгарских колоний постигла та же участь, что и их крымских родичей – насильственная депортация 1944 года. ЧЕШСКАЯ КОЛОНИЯ Чешская колонизация Крыма, начавшаяся в середине ХІХ века, тоже проходила крайне неуспешно. По состоянию на 1869 год в Перекопском уезде проживало 1038 чехов, основавших 4 колонии на месте опустевших крымскотатарских сел: Богемка (Джадра), Александровка (Кемельчи), Кирей-Табор и Цареквичи (Курман). Им было выделено, в общей сложности, 8060 десятин, т.е. по 7 десятин на человека. Земли, по понятиям чешских колонистов, катастрофически не хватало, власти постоянно вмешивались во внутренние дела общины, имущественные споры с соседскими помещиками выматывали силы. Первые переселенцы испытывали сильнейшее чувство разочарования, когда, по словам чешского этнографа И. Непраша, «встретились с такой Россией, какой она была в действительности, и которая довольно быстро показалась им не такой розовой, как им многие расписывали еще в Чехии». В 1869 году российские власти, реагируя на многочисленные жалобы чехов, выделили им под заселение «38-й казенный участок» в Мелитопольском уезде, в котором обещали выделить 11 десятин на каждую «душу» и наделять землей впредь, при появлении новых детей в семье. Кроме того, власти пообещали освобождение от казенных и земских платежей, воинской повинности, предоставили право на административное самоуправление и ряд других льгот. После недолгих обсуждений 92 чешские семьи (207 человек) из числа наиболее обделенных землей переехали на новое место, навсегда покинув Крым. Так возникла чешская колония Чехоград в Северной Таврии, переименованная в 1946 году в Новгородковку (сейчас – Запорожская область). ЭСТОНСКИЕ КОЛОНИИ Эстонцы, колонизировавшие в XIX веке Крым, по конфессиональной принадлежности были протестантами-лютеранами. Новая земля встретила их неприветливо: в первый же год прибытия в Крым их застали неурожаи, засухи, «по полям прошла армия саранчи, о которой до сих пор эстонцы знали только из Библии». Время шло, одни эстонцы привыкали к Крыму, основав колонии на месте опустевших крымскотатарских деревень: Абрамовка (Актачи-Кият) и Самрук (Замрук). Но другие их поселения в Симферопольском, Евпаторийском, Перекопском и Феодосийском уездах никак не могли справиться с безземельем и засухами. К тому же, среди поселенцев начались острые конфликты на религиозной почве: среди лютеран стало популярным учение «пророка Малтсвета», народного проповедника Юхана Лейнберга, последователи которого обещали эстонцам «Царство Божие» и «Землю обетованную» в крымских землях. Новопоселенцам в Крыму обещали 8-летнее освобождение от воинской повинности на новом месте, но нежелание служить в армии также подстегивало колонистов на поиски новых земель. Во второй половине XIX века многие лютеране оставили свои поселения и отправились на поиски счастья в Кубанскую область. Здесь они основали села Марухо-Эстонское (Ливоновское), Хусы-Кардоникское и Гусаровское в Баталпашинском уезде. РУССКИЕ КОЛОНИИ В эпоху «Столыпинских реформ» в России многие русские крестьяне были охвачены идеей заселения пустующих мест в Сибири, где правительство обещало много пустой земли и свободу в ее обработке, льготы в первые годы, а также отсутствие преследований по религиозному принципу. Поэтому многие русские из Крыма откликнулись на эти предложения. В числе переселенцев было немало сторонников сект и течений, конфликтующих с официальной версией самодержавного православия. В 1901 году первые крымские переселенцы появились у прибрежной полосы Иртыша южнее Омска, возле реки Сорокино. Пустовавшая земля принадлежала войсковому казачьему управлению, где тремя семьями было основано поселение Рытовка-2, по имени соседнего села Рытовка (в советское время «Рытовка-Два» переименована в совхоз Тельмана). В первый же год вскладчину обработали несколько десятин земли. Полученный урожай позволил выплатить арендную плату, засыпать семена и пере¬зимовать. Жили в построенных поначалу землянках, затем появились саманные домики, строить которые научились еще в Крыму. В 1907 г. у крымских колонистов возникли трудности: были изменены границы офицерских участков Черлаковской станицы, пятая часть участков и половина пашни отошли в войсковой запас. Жители селения арендовали другие участки, но за более высокую арендную плату, самозахватывали пустующие пашни, но военные обкладывали их крупными штрафами. Из-за задолженности крымские переселенцы вынуждены были в 1911 г. переехать на новый участок казенных земель № 81-к, на котором основали новое село – Болотом. После революции 1917 г. крестьянам удалось захватить спорные офицерские участки и там основать поселок, названный в честь «революционной» польской столицы Новой Варшавой. Впоследствии стали употреблять более удобное для произношения название Ново-Варшавка. С приходом 1930-х гг. многие семьи бывших крымчан, уже разжившиеся к тому времени успешными хозяйствами, были «раскулачены». В 1940 г. в Нововаршавке проживало 338 человек. В июне 1950 г. колхозы всех трех поселений объединены в колхоз «Красный Октябрь», который в 1976 г. включен в состав колхоза «Дружба» с центром в селе Русановка. УКРАИНСКАЯ КОЛОНИЯ В 1909 г. в другом месте на территории Омской области также появились украинские переселенцы с Крымского полуострова и основали селение Крым. Раньше здесь был поселок Бейгалы-Куль, в котором жили казахские кочевники. Но в начале ХХ века они собрали свои юрты и сибирское село покинули. «Тогда на их место осваивать огромные участки свободной земли приехали выходцы из Крыма. В районном музее до сих пор хранятся фрагменты их бричек и уцелевшие горшки, которые здесь по-прежнему называют глычиками», сообщает российский телеканал НТВ. По словам главы администрации села, история наименования такова: «Хотели назвать Гавриловка. Так один мужик магарыч хороший поставил, чтобы Гавриловкой не называли. Пусть лучше Крым будет». Как сообщается в репортаже НТВ, «тоску по южным фруктам и пышным цветам переселенцы выразили в семейном творчестве. Рушники и подушки здесь украшают родными узорами». В каждом доме слышна украинская речь, угощают варениками или салом. Ходят и шутки о том, как название села Крым вводит в заблуждение власти Омска. «Вызвали в военкомат, спросили: откуда ты? Сказал: с Крыма. А как ты сюда попал? На автобусе приехал. У них такие глаза были»… Ну, а в Омске не подумали, что есть такая деревня Крым». НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИИ Сведения о немцах – выходцах из Крыма, в России собираются и изучаются Научно-исследовательской лабораторией этнографии и истории немцев Сибири, созданной в 1996 году при кафедре этнографии и музееведения Омского государственного университета. Основная масса переселенческих поселков в Кулундинской степи возникла в 1907-1909 годах. В Барнаульском уезде были образованы две немецкие волости – Орловская и Новоромановская. Несколько немецких переселенческих поселков имелось в Каинском уезде. Всего к 1915 году насчитывалось 113 немецких селений, в которых проживало около 36 тысяч немцев-колонистов, имевших в пользовании более 220 тыс. десятин земли. Немцы старались жить обособленно от русского населения, даже рабочих нанимали исключительно из своей среды. Во многих немецких поселках были домашние школы, где дети обучались на немецком языке. Между собой немцы общались также преимущественно на своем языке, причем многие из них, особенно жен¬щины, вообще русского языка не знали. По вероисповеданию немцы, поселившиеся в Томской губернии, делились на меннонитов, лютеран и католиков, причем последних было немного. Меннониты полностью составляли население Орловской волости, где они основали переселенческие поселки Орловский, Шенвизе, Грюнфельд, Гальбштадт, Александркрон, Хортица, Александрфельд, Розенвальд. Лютеране, католики и смешанное по религии население основали алтайские поселки Клеефельд, Шумановка, Гнаденгейм, Блюменорт, Эбенфельд, Марковка, Каратал, Степной, Голенький, Рейнфельд, Протасово, Алексейфельд, Тиге, Гнаденфельд, Шенталь, Николайполь, Березовка. Приведем две истории об этих поселениях. Село Кусак (Александркрон) было образовано в 1908 году переселенцами из Таврической губернии и Севастополя – зажиточными меннонитами. Первоначально село называлось Александркрон, как и материнская колония в Крыму. Название «Кусак» село получило по имени казаха, ко¬торый жил здесь до приезда немцев. Землю выделяли на мужчин: по 7-8 десятин в поле и на усадьбу 80 соток или 1 га. Село насчитывало 20-25 дворов. Переселенцам государство давало кредит, освобождало от воинской повинности. Землю выделили в тех местах, где находились казахские пастбища. Первое время соседи-русские помогали немцам – давали зерно, лошадей. Своя мельница появилась поздно, только в 1963 г., а до этого ездили молоть зерно в Некрасово. Первая школа была построена в 1912 г ., преподавание велось на немецком литературном языке. До революции был меннонитский молитвенный дом. В Кусаке раньше был один общий колодец, так как вода залегала очень глубоко, около 40 м. Первой приехала семья Госен, у них было 6 лошадей и 3 коровы, и в 1936 г. семейство арестовали как кулаков и сослали на север. Поселившиеся к 1912 г. 7 семей были депортированы из Кусака позднее, во время репрессий СССР против немцев. Село Ананьевка (Алтайский край, Кулундинский район) было образовано в 1912 году переселенцами-братьями Изааки. «Всех трех жен переселенцев звали Аннами, поэтому деревню назвали Ананьевкой», гласит местное предание. В течение короткого времени в Ананьевку прибывали переселенцы из Крыма и Оренбурга. Все они были меннонитами, не слишком богатыми, но достаточно обеспеченными. Часть семей поехала дальше, на Амур, но многие остались, так как земля здесь была хорошая. Государство давало переселенцам землю бесплатно, в «вечное пользование», по 8-12 га на семью. Основной причиной переселения было малоземелье. Так как естественных источников воды в округе не было, переселенцы первым делом копали колодцы глубиной 4-7 м, чтобы земля не осыпалась, сразу ставили деревянный сруб. Первые дома были построены из пластов земли, которые сверху обмазывались глиной. Дома были углублены в землю, и, несмотря на суровые зимы, в них было тепло. До революции в Ананьевке было одно каменное здание – молитвенный дом. При советской власти его переделали под клуб, а затем сломали. Несколько селений крымских немцев было основано и на Кавказе. Это хутор Кример или Крымский Поселок, Крымские Копани, хутор Ново-Крымский, все – в Советском (Прохладненском) районе Кабардино-Балкарии. Как и оставшихся в Крыму немцев, их собратьев-переселенцев постигли репрессии во время и после Второй мировой войны. Александр ПИЛИПЕНКО, Центр электоральных исследований и топонимики газета «Ветан Крым» № 8 (33), 2 марта 2011 г. Продолжение в № 10 (35), 9 марта 2011 г

Відповіді

  • 2011.04.13 | прагматик

    Re: Крымские колонии на материке

    Александр Пилипенко пише:

    >
    > КРЫМСКОТАТАРСКИЕ КОЛОНИИ
    >
    > В период становления и развития Крымского ханства многие экспансионистские проекты Гераев осуществлялись при помощи войск Османской империи и ее союзников. Расширяя свои границы и укрепляя их, турки основывали или возрождали города-крепости, которые заселялись крымскими татарами и в качестве гарнизона, и в качестве мирного населения.

    Александр, по-моему Вы не с той стороны смотрите на присутствие крымских татар на материке.

    Степная часть Украины еще до Крымского ханства была ареалом проживания тюрков, поэтому Гераи не могли на этих землях проводить политику экспансии.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".