МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Пятый канал открыл четвертую крымскую религию

07/22/2007 | Сумеречный дозор
Слуште, Алифе ханум Яшлавскую надо куда-то заизолировать от журналистов.
Щас по Пятому передача с ней. Начинается словами "Евпатория - город четырех религий: христианской, мусульманской, караимской и дервишской".
А дальше - Алифе ханум Яшлавская, присевшая на уши коррспонденту.

Відповіді

  • 2007.07.22 | Дервиш

    Позор какой

    Сумеречный дозор пише:
    > Слуште, Алифе ханум Яшлавскую надо куда-то заизолировать от журналистов.
    > Щас по Пятому передача с ней. Начинается словами "Евпатория - город четырех религий: христианской, мусульманской, караимской и дервишской".
    > А дальше - Алифе ханум Яшлавская, присевшая на уши коррспонденту.

    Позор какой. И эту чушь слышат тысячи экскурсантов забредающие к ней туда каждый день. Почему религиозный памятник превращен в ее личную частную лавочку???
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.07.22 | Tatarchuk

      Форум Кара-Мурзы: Алифе выкупила текие (л)

      http://www.vif2ne.ru/nvz/forum/archive/179/179425.htm

      Елена Литвак
      Кривые зеркала неискаженной истории

      Разгар лета, Евпатория. Летом здесь почти не слышно привычного для нашего украинского уха «шоканья» и характерного «гэканья», сродни тому, которое нарочито демонстрирует Наташа Королева в своем знаменитом «ПомоГи мне!». Их с успехом заменяет здесь не менее характерное московское «оканье» и «чёканье», да так, что начинаешь сомневаться, а Украина ли это? Не знаю, что так тянет в Евпаторию жителей России, может, уютные песчаные пляжи, может, обилие санаториев, может, относительная дешевизна и безопасность в сравнении с курортами Кавказа. Пока дешевизна и пока безопасность. Лично я обожаю Евпаторию за обилие и разнообразие старинной архитектуры. Тут тебе и греческая церковь, и караимские кенассы, и синагога, и турецкие бани и роскошная мечеть Джума-Джами, построенная самим Хаджи Синаном – известнейшим турецким архитектором XVI века и текие дервишей.

      Кстати, а что это за новая вывеска на воротах мечети? «Мы расскажем вам настоящую, неискаженную историю, которая долго умалчивалась!». Неискаженная история стоит того, чтобы заплатить за нее 8 гривен! Татарский паренек водит нас по зданию мечети, читает лекцию «Основы ислама для чайников». Пока ничего нового по сравнению с тем, что рассказывалось тут несколько лет назад. Господи, да что же там такое страшное умалчивалось-то? Под конец экскурсии глаза паренька наливаются кровью: «А теперь я должен вам кое-что сказать. Во всех путеводителях вы встретите название Джума-Джами, но мало кто знает, что, настоящее название мечети было сознательно искажено большевиками». Оказывается проклятые большевики переименовали мечеть по тщательно продуманному плану. Джума-Джами в переводе на русский означает Пятничная Мечеть. Не могло это величественное сооружение, где проходила церемония вступления на престол крымских ханов, называться вот так просто Пятничной Мечетью. Это должна быть Ханская Мечеть, Хан-Джами! Значит название было подменено специально, чтобы исказить историю. Правда, пришлось тут же поспешно выдумать легенду почему Хан-Джами стала вдруг именно Джума-Джами, а не какой-нибудь другой джами. Легенда выдумалась легко: проклятые большевики пускали сюда правоверных мусульман только по пятницам, вот и стала мечеть пятничной. Ей-богу, лучше бы они пускали их в любой другой день недели, потому как именно в пятницу угораздило родиться самого пророка Мухаммеда и название мечети в этом свете кардинально меняет смысл. А большевики становятся как-то ни при чем.

      Совсем недалеко от Джума-Джами расположен другой уникальный музей - текие дервишей. За скромную плату нас пропускают на территорию монастыря, попросив предварительно прикрыть плечи и колени, дабы мы не осквернили видом своим культовое место. Только что началась экскурсия для детей. Приняв пристойный вид, мы тихонько проскальзываем в ворота и пристраиваемся к слушателям. А, вот и экскурсовод. Боже мой, да это же хорошо известная мне по публикациям о крымских татарах и дервишах директор музея-текие Алифе-ханум Яшлавская! Вот так удача! По слухам Алифе-ханум несколько лет назад выкупила текие на деньги, вырученные от продажи своей евпаторийской квартиры и поселилась прямо в нем. Все эти годы она, историк по образованию, много лет посвятившая изучению истории суфизма, старательно занималась восстановлением музея и готовила его к открытию. Кто же, как не Алифе-ханум, лучше всех может рассказать о полуразрушенных минаретах, дервишах и суфиях!

      Ожидания однако остались ожиданиями. Экскурсия, сразу приняла какой-то странный оборот. Первыми в программе стояли вовсе не дервиши, а старая песня - зверства проклятой советской власти по отношению к крымским татарам. «Представьте себе только! Когда мы, крымские татары – коренное население Крыма, вернулись на историческую родину, здесь в мечети был музей атеизма!». Историк-ханум подходит к вопросу с научной точки зрения: «Вы же знаете, что татары – тюрки. А тюрки – это древнейшее коренное население Крыма». Такой предмет как логика вроде бы является общеобразовательным в вузе любого профиля, но у Алифе-ханум логика своя. А чего собственно бояться, когда твоим слушателям 12-15 лет от силы и они не успеют быстро построить простенькую логическую цепочку: из того, что древнейшее население Крыма – тюркские народы и татары - тоже тюрки, никак не следует, что татары и есть то самое древнейшее население. А уж задавать вопрос о правомерности называть тюрками древнейшее население Крыма - готов, аланов и сарматов, вряд ли кто-то станет.

      Ну, ладно, оставим татар в покое, хотим услышать о суфизме и дервишах! И опять осечка. Все что удается запомнить из нечленораздельного рассказа так это то, что ну были вот такие дервиши, ходили-бродили, впадали в транс, пускались в пляски. А потом пришли проклятые большевики, ну совсем, как поручик Ржевский в известном анекдоте.... И, собственно, все. Остается только предполагать, что Ататюрк, официально запретивший ордена дервишей в Турции, тоже был большевиком.

      Осматриваем текие снаружи. Здание – типичный образец крымской мусульманской архитектуры: у основания – куб, на кубе восьмигранник с черепичной крышей. Есть все-таки что-то в этой суровой тяжеловесной простоте обветшалых стен.... И вдруг Алифе-ханум наносит новый удар, на этот раз по биологии: «Знаете почему восьмигранник? Все просто. Это сделано по образцу пчелиных сот». Это как же глубоко нужно было уйти в транс, чтобы увидеть восьмигранные соты?!

      Внутренний зал текие представляет собой в сечении квадрат, по периметру которого расположены кельи. Их ровно 19. Здесь, видимо, дервиши могли отдыхать какое-то время между странствиями и молиться. Алифе-ханум и тут не унимается. «В зале есть математики?». Я решительно молчу, так как после рассказов о большевиках и восьмигранных сотах уже не уверена ни в чем. «Нет математиков? А жаль. Если бы были, то подтвердили бы мои слова. Видите кельи? Их 19. А 19 - любой математик вам скажет – это совершенное число». Мои представления о мире рушатся вместе с представлениями о математике.... Приеду домой – выкину диплом.

      «А еще, - продолжает ханум, - здесь энергетически очень сильное место. Здесь источник положительной энергии. Поэтому сюда приезжают работать виднейшие ученые. Например, Норбеков. Ученые из Турции». Норбеков – ученый?! Для Алифе-ханум это вопрос веры, а с верующими спорить бесполезно. Ну да бог с ней, с Яшлавской, ей седьмой десяток. А как же дети из экскурсионной группы? Ребенку, да и просто обывателю, весь этот страстный и убедительный бред, рассказанный старушкой с таким артистическим талантом, легко ложится на уши в виде известных макаронных изделий. Детям, оно забавно, про мистику сказки послушать. Да и взрослые лапшу с ушей снимать не спешат. А зачем напрягаться? Они же на отдыхе. Что же до Норбекова – академика всех возможных общественных академий наук, кроме Российской Национальной, то он и в сознании некоторых, на первый взгляд вполне вменяемых людей, остается ученым. И это уже страшно.

      Вдруг девочка, сидящая в углу, бледнеет и пошатывается. Алифе-ханум вещает: «Тебе плохо? Значит ты грешна, дочь моя, много отрицательной энергии в тебе. Она вступает в конфликт с положительной энергией этого святого места». Ах, вот как! Оказывается энергия с точки зрения настоящих «ученых» имеет знак. Бывает либо положительной, либо отрицательной. Мне даже показалось, что я слышу, как переворачиваются в своих гробах Сади Карно и Джеймс Прескотт Джоуль. Царство им небесное, не знали они о существовании отрицательной энергии, бедняги.

      Потом и вовсе началось светопредставление: «Все подняли ручки к верху и постарались почувствовать, как я передаю вам энергию. Почувствовали? Нет? А теперь можете походить по кельям. И вы ощутите, что энергетика каких-то из них вам не подойдет, вам будет там плохо. А в каких-то будет так хорошо, что не захочется уходить и даже болезни будут проходить». Мальчики и девочки по очереди заныривали в холодные темные ниши и переглядывались в поисках мистического озарения на лице соседа, но, видно, никого оно так и не посетило. Так и ушли мы непросветленными.

      Алифе-ханум знает много. Она знает, что заявление о татарах как коренном населении Крыма по меньшей мере сомнительно. Она просто не может не знать о том, как ее древний предок бей Яшлау в 1299 году огнем и мечом выбивал настоящее коренное население Крыма. 1299 год – это год прихода ногайских татар в Крым. Не так уж и давно это было. Яшлавская знает, но не расскажет об этом экскурсантам. Ведь ей хочется верить в другую историю. Потому и слышится отовсюду словно аутотренинг: «мы, татары, – коренное население Крыма». И сразу хочется вспомнить Уилсона Мизнера, сказавшего, что человек постоянно повторяющий, что он не дурак, наверняка имеет какие-то сомнения по этому поводу.

      Эти лозунги напоминают крики детей в песочнице. Мне все равно, кто «кореннее» из народов, населяющих Крым, главное, чтобы сюда всегда можно было приехать, побродить с рюкзаком по горам или поваляться на пляже, и чтобы вокруг был мир и счастье. А если уж рассказывать «неискаженную историю», то нужно быть честными до конца. Караимы живут в Крыму по крайней мере на несколько веков дольше татар, но они не спекулировали на этом никогда. Их никто никогда не притеснял и не депортировал, ни во времена царские, ни во времена советские. Скорее наоборот, любая власть относилась к ним с должным уважением и даже наделяла некоторыми привилегиями. Интересно, почему такой контраст? Может, потому что караимы и сами относились с уважением к власти? А в годы Великой Отечественной они защищали не свою песочницу, а свою родину, тогда как татары – совсем наоборот. Госпожа Яшлавская это очень хорошо знает, поэтому детям на экскурсии не расскажет, а папа с мамой не расскажут, потому что не знают – они ведь «деньги зарабатывают», им некогда еще и историей заниматься..

      Остается только верить, что остатки разваленной системы школьного образования и родительское воспитание все-таки послужат детским умам хоть каким-то антидотом против ядовитого коктейля из мистики и «неискаженной истории». И это сценарий оптимистический. Потому как есть еще другой. В один прекрасный год эти дети не смогут приехать в Крым еще раз – их туда просто не впустят, объявив исказителями истории. И напрасно их родители будут махать перед носом пограничной стражи пачками долларов, которые почему-то перестали с легкостью открывать любые замки.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.07.23 | suurtash

        Re: Форум Кара-Мурзы: Алифе выкупила текие (л)

        Эта Елена Литвак, хоть и математик, а значит больше подвержена объективному отражению событий, все же не могла скрыть своего негативного отношения к крымским татарам... Полно неправды в ее статье, и уж по сравнению с ее выводами, экскурсии Алифе Яшлавской- детская игра, как там писали?- в песочнице....
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.07.23 | И. С.

          Меджлис и другие структуры должны вмешатьься

          и прекратить эту профанацию Яшлавской! Вред от таких "проповедей" больше, чем от статей Киселевой и прочих!
          Вот вам пример пренебрежения Меджлиса культурной работой!
  • 2007.07.22 | Tatarchuk

    міні-сайт Аліфе Яшлавської

    http://afield.org.ua/pub/tekie.html


    А ось стаття, перші ж рядки якої звучать комічно (цікаво чи це тому що я атеїст? Але зазвичай мене не смішать тексти про релігію):
    http://www-ki.rada.crimea.ua/nomera/032/dveri.html

    Алифе Яшлавская говорит, что черпает силы в текие — обители странствующих дервишей, ставшей волею судьбы домом и для своей хранительницы. Вот уже пятый год Алифе, живя на территории комплекса, присматривает за памятником архитектуры XV века.
    — Каждое утро я встаю в пять, иногда в четыре часа утра, — рассказывает Алифе. — Выхожу во двор и первым делом «здороваюсь» с минаретом — склоняю голову перед этим святым для меня местом, смотрю на восходящее солнце, и оно подпитывает энергией. В теплую погоду иду в текие, убираю там: подметаю, протираю полы… И что удивительно, постоянно чувствую в зале чье-то присутствие.

    А далі її генеалогія:
    Представительница древнего рода Яшлавских, моя собеседница с гордостью говорит о том, что в диване Крымского ханства ее предки исполняли функции министров иностранных дел. При возникновении конфликтов мирили враждующие стороны. Первым из крымских мурз, получивших при Григории Потемкине землю и присягнувших на верность Российской короне, был пра-прадед Алифе — Умирбей Яшлавский.

    Дервиши для меня — хороший пример подвига души. Хотя я не ушла, как странствующие монахи, от внешнего мира полностью: смотрю телевизор, слежу за новостями и очень переживаю за свою страну. Новому главе государства обязательно напишу о том, что в Евпатории есть такой уникальный комплекс.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.07.23 | Алим

      Re: міні-сайт Аліфе Яшлавської

      Tatarchuk пише:
      > Алифе Яшлавская говорит, что черпает силы в текие — обители странствующих дервишей,...
      > — Каждое утро я встаю в пять, иногда в четыре часа утра, — рассказывает Алифе. — Выхожу во двор и первым делом «здороваюсь» с минаретом — склоняю голову перед этим святым для меня местом, смотрю на восходящее солнце, и оно подпитывает энергией. В теплую погоду иду в текие, убираю там: подметаю, протираю полы… И что удивительно, постоянно чувствую в зале чье-то присутствие.

      Обожествление всего и вся... Против такого как раз и выступали так яростно преследуемые раньше и теперь Абдуль-Ваххаб и его последователи...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".