МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Боспорские агоны оскандалились

08/09/2007 | Wrangler
Фестивальная агония. Международный фестиваль "Боспорские агоны" чуть было не оскандалился

Международный фестиваль "Боспорские агоны" чуть было не оскандалился: ведущие театральные коллективы уезжали из Крыма, грозясь больше никогда туда не вернуться. Об этом репортаж корреспондента БИЗНЕСа
Фестиваль античного искусства, рожденный на античной почве Северного Причерноморья, – это действительно уникальный культурологический проект. Возродить античность в современности – задача, которую организаторы фестиваля ежегодно ставят перед театральными, танцевальными, песенными коллективами, художниками, бардами, фотографами. Впервые "честные состязания свободных граж­дан" (так с греческого переводится слово "агоны") состоялись в Крыму в 1999-м. В нынешнем году "Боспорские агоны" должны были в девятый раз стать главным событием крымского культурного лета. Должны были. Но не стали.

...Смутные подозрения, что с фестивалем "что-то не совсем так", закрались еще в Киеве. Внимательно изучив программку, задалась вопросом: почему едем в Керчь, если такие мероприятия, как фестиваль национальных театров, страница бардовской песни, конкурс профессиональных театральных коллективов, анонсированы в Евпатории? Ну, думала, мало ли... Может, в Керчи не хватает площадок (а это действительно так) для всех желающих выступить? Может, не наберется необходимого зрительского кворума, ведь Керчь – город курортный только во вторую очередь, а в первую – промышленный... Ока­залось, как в воду глядела: если бы не пресса и приглашенные "VIPы", залы во время спектаклей оказались бы полупустыми. Несмотря на нехорошее предчувствие, оставалась надежда, что устроители "Боспорских агонов" постараются решить эти проблемы. Оказалось – показалось. Но обо всем по порядку... Чувство недоумения вызвала уже организация первого выступления. В то время как на сцене керченского Театра им. А.С.Пушкина заканчивалось действо древнегреческой трагедии Софокла "Антигона" Театра музыки и поэзии под управлением Елены Камбуровой, церемония открытия фестиваля только на­чиналась. Почему спектакль состоялся раньше официального открытия – непонятно. Впрочем, организаторам виднее: вдруг артисты торопятся выступить еще где-то, ведь кроме Керчи в "агонах" задействованы еще и Ялта, Евпатория, Феодосия. Но, заметим, Камбурова туда не попала. Хотя она в роли Антигоны, Исмены, Креонта, Гемона, Тересия и Стража была выше всяческих похвал. Жаль только, что после трагической дра­матургии Софокла и проникновенной игры Елены Антоновны пришлось два часа "наслаждаться" драматургическими потугами местного режиссера, который осуществил постановку открытия фестиваля. Благополучно пережив протокольную часть, участники феста отправились отдыхать, чтобы завтра плодотворно поработать: кто на сцене, кто с фотокамерой, кто с журналистским блокнотом. Но... Поработать не удалось. Вместо того чтобы организовать поездку в Евпаторию, где начался фестиваль национальных театров, гостям Керчи предложили... экскурсию по городу. Спору нет. Керчь – бывший Пантикапей, столица Боспорского царства – город с богатым историческим прошлым. И посмотреть в нем есть на что: Митридатская лестница, склеп Деметры, храм Иоанна Предтечи, краеведческий музей, уникальная коллекция золотых и серебряных монет... Но хотелось все-таки поучаствовать в работе фестиваля – за тем, собственно, приехали. Недоуменно пожимая плечами, публика погрузилась в автобус и отправилась обозревать окрестности. Но всем мест в транспорте не хватило, так что кое-кому пришлось в 40-градусную жару совершить марш-бросок по городу. Правда, вечером нас ожидала награда – выступление Московского театра "У Никитских ворот" под управлением Марка Розовского. В Керчь Марк Григорьевич привез один из самых своих масштабных спектаклей "Сарданапал" по пьесе Джорджа Байрона, главную роль в котором исполнил Валерий Толков, вос­ходящая звезда московской театральной сцены. На следующий день гости фестиваля решили, уж коль работать в полную силу не получается, искупаться, наконец, в море. Здесь, как выяснилось, нас вновь поджидал сюрприз. Сия простая процедура превращается в Керчи в самый настоящий экстрим. Пляжа в черте города нет. Там, где рискуют купаться местные жители, – грязь, а войти в море можно, только держась за поручни, иначе поскользнешься на поросших мхом бетонных плитах, оставшихся со времен функционирования портовой инфра­структуры. К нашей радости, организаторы пообещали предоставить автобус, чтобы всем вместе выехать за город. Радость была недолгой – мест вновь не хватило. Пришлось, чертыхаясь, добираться на пляж своим ходом, давясь в маршрутке и выслушивая нелицеприятные ком­ментарии керчан в духе "понаехали тут" (странный способ привлечь отдыхающих!). Нечто подобное пришлось услышать еще раз, поздно вечером. По окончании спектакля комик-труппы "Маски" втиснуться в переполненный транспорт было проблематично. Народному артисту России, мировой знаменитости Марку Розовскому пришлось, сиротливо сжавшись, ехать на подножке маршрутки. Хорошо, что роста он невысокого. Сложно себе, представить, как поместились бы в "Газели", скажем, Владимир Коренев или Александр Голобородько. Но эти известнейшие актеры жили за городом, и да вообще вечером никуда не вывозили. Повезло им, прямо скажем!

"Я в шоке. Иначе, чем обманом, возникшую ситуацию назвать не могу", - это были первые слова, с которыми меня встретил на следующий день Марк Розовский. Выяснилось, что московские театральные коллективы на самом деле оказались в роли не участников "Боспорских агонов", а гостей. "Мы ехали участвовать в конкурсной программе, привезли замечательный спектакль "Сарданапал", полностью соответствующий духу фестиваля античного искусства. А оказалось, что нас просто использовали, - возмущению Марка Григорьевича не было предела. - На спектакле не было ни жюри, ни почетных гостей. Со мной приехали 23 человека, они интересуются, какое место в конкурсе они заняли. Поймите меня правильно: чтобы привезти такое количество людей, нам пришлось изрядно потратиться на дорогу, проживание. Я знаю, закон любого фестиваля - бесплатные выступления. Но если ты гость, это уже другая песня. Организаторы же продавали билеты на нас! А мы ничего не получили и не получим." Понегодовав еще некоторое время, Марк Григорьевич как руководитель, которому ежедневно приходится решать производственные вопросы, тут же сходу предложил оптимальное решение проблемы: "Здесь мы уже пять дней, а работаем только один. Почему бы нас после выступления в Керчи не отвезти, скажем, в Евпаторию. Где мы опять-таки за деньги повторили бы этот спектакль. На нас можно было бы сделать реальный бизнес. Мы очень дешевые! Мы уже здесь! С одной стороны, нас ис-пользовали, а с другой - не использовали вообще". Что это: неумение вести дела или преследование каких-то своих интересов? У артистов, к сожалению, ответа на этот и многие другие вопросы не нашлось. В аналогичной ситуации оказал-ся и Театр музыки и поэзии. Привезя в Керчь "Антигону", Елена Камбурова была абсолютно уверена, что постановка попала в конкурсную программу. Увы. Артисты и режиссеры не только не поучаствовали в конкурсе, но и не смогли увидеть работ коллег по цеху. Добираться из Керчи в Евпаторию своим ходом никто не рискнул. А предложить автобус организаторы не догадались. На прощание многие участники (или гости?) фестиваля заявляли, что это было их первое и последнее участие в подобного рода мероприятии. Жаль. Нечасто звезды такого масштаба балуют украинскую публику, тем более провинциальную, полновесными постановками, а не антрепризами. Благое дело, получившее международный статус, на поверку оказалось бездарно организованным.

Юлия АБАКУМОВА, "БИЗНЕС"

http://www.vlasti.net/index.php?Screen=news&id=222105


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".