МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Про зовнішньополітичні орієнтації Кучми - Таджикістан

07/16/2001 | Чучхе
В новинах нещодавно непогано простібалися з візиту на Україну президента Гамбії товариша Яї. Тре було б відзначити, що незадовго перед візитом гамбійського колеги Кучма приймав президента Таджикістану Рахмонова і сам збирається восени відвідати цю країну. Я тут подаю статтю з НГ про цього Кучминого друга і таджикські реалії. Мені це тим більш важливо, що стаття мого знайомого Дододжоні Атовулло, якого зараз затримали росіяни, щзоб передати на розправу цьому ж Рахмонову (про це теж писалося на Майдані). Чи Кучма собі шукає зразок для державного устрою?Кто предотвратит новые беды
Почему таджикистанские руководители не заполняют декларации о доходах

Содружество НГ, 31 января 2001 года

Дододжон АТОВУЛЛОЕВ

Об авторе: Дододжон Атовуллоев - главный редактор таджикской независимой газеты "Чароги руз"

Позвонил мой школьный учитель: "Дошел до крайности - хочу бороться против этой власти. Готов стать рядовым боевиком... К кому можно обратиться?"

Глубокий кризис прочно обосновался в Таджикистане. Власть уже восьмой год не может решить вопросы межтаджикских противоречий. Хаос, беспорядки привели к полной "афганизации" страны, которая вплотную подошла к пропасти.

Что ее ждет, если не изменится ситуация? Переворот, демократическая революция или новая война?

Неосредневековье

Неизвестная группа берет в заложницы шестилетнюю девочку и ставит родителям ультиматум: или выкуп, или получите уши вашего ребенка. Пока родители ищут деньги, им присылают отрезанные уши вместе с сережками. В Ленинском районе вырезают семью из восьми человек. Насилуют и убивают беременную женщину. Отец семейства от безысходности травит мышьяком себя и всю семью. Кроме больших городов, почти нигде не работают школы: либо учителя уехали на заработки, либо детям просто не в чем ходить на занятия...

А рядом - дворцы, свадьбы, лимузины и ожиревшие, краснощекие политики. Они себя называют по-разному: коммунисты, исламисты, демократы, либералы... Большинство из них едва научилось писать. Есть министры, которые на документах не могут поставить визу. При этом - у каждого своя территория, своя "армия", своя "конституция". Взаимоотношения у них редкостные: друг к другу в гости ходят с заранее полученной "визой". Как-то четыре министра поехали пообедать в Варзобское ущелье (в окрестностях столицы), но их окружили сторонники Сухроба Касымова, командира спецназа МВД: почему вы здесь? Кто вам разрешил? Это наша территория... Привели к самому Касымову. Тот министров отпустил, но с одним условием: все матерные слова, которые они знают, передать президенту от имени "генерала армии Сухроба Касымова". Те пообещали передать. Генерал на всякий случай напомнил все "нужные" слова. Долго перечислял...

В другой части Душанбе находится другой "генерал" - Рахмон "Гитлер". К нему вообще соваться не рискуют. Кто бы ни попал на его территорию, даже президент, - все получают свою долю унижений и издевательств.

И в Тавильдаре никто из окружения Рахмонова никогда не был. Там республика Мирзо Зиеева - бывшего главного моджахеда, ныне министра по чрезвычайным ситуациям. Постоянный и почетный гость этой "республики" - Джума Намангани, террорист с мировой известностью.

* * *

В Таджикистане биографии государственных деятелей не публикуют. Неудобно: большинство - земляки Рахмонова. И у всех удивительная карьера: был водителем - стал министром, слесарь выбился в генералы, завхоз превратился в члена парламента. А как обозначить семейное положение? Впишешь одну жену - что скажут другие? Это же унизительно...

И никто из них никогда не заполняет декларацию о доходах. Видимо, потому, что не могут их сосчитать. "Дикая война" выдвинула их и сделала богатыми.

Таджикбаши?

Вдохновение к поэтам и писателям в Таджикистане приходит с одной целью: чтобы в очередной раз воспеть президента. Передачи радио и телевидения в основном посвящены "многоуважаемому руководителю - таджикскому Аврааму Линкольну". Парламент недавно повысил зарплату президента "за заслуги в проведении денежной реформы". Раньше президент получал 12 тыс. долл., теперь получает 15 тыс. Но это - как бы государственная тайна, публично никто об этом не говорит.

Вдохновение, кстати, посещает не только поэтов. Недавно один политик предлагал вместо "бисмиллохи рахмони рахим" (во имя Бога милостивого и милосердного) начинать молитву словами: "Во имя нашего многоуважаемого и всемогущего руководителя..."

Мания величия вскружила голову президенту настолько, что он возглавил кампанию по выдвижению самого себя на получение Нобелевской премии. Чем черт не шутит, ведь он уже стал лауреатом премии Корпуса мира и почетным профессором Колумбийского университета.

В республике уже его называют "учитель учителей", "самый мудрый", "руководитель мира", "второй Исмаили Сомони". Кстати, год назад построили памятник Сомони, который обошелся в 20 млн. долл. и удивительно похож на президента. Только с бородой и усами.

В ту же речку, той же тропинкой...

В Таджикистане завершила работу комиссия по национальному примирению, которая была создана после подписания в Москве мирного соглашения между правительством и оппозицией. Однако договор о мире превратился в примитивный дележ власти и сфер влияния. И правительство, и исламская оппозиция постоянно нарушали договоренности, часто используя друг против друга вооруженные формирования, костяк которых и у тех и у других составляют представители криминального мира, люди с уголовным прошлым и сомнительной репутацией.

Хотя за последние два года стороны пришли к относительному компромиссу, все же мир, построенный на разделе сфер влияния, хрупок и ненадежен. То там, то тут в республике происходят взрывы, бунты, восстания и откровенное вооруженное противостояние. Ситуацию в стране можно определить лучше всего как состояние "ни войны, ни мира".

В свое время Талейран заметил о Бурбонах, вернувшихся после свержения Наполеона, что те ничего не поняли и ничему не научились. Эти слова можно отнести и к таджикскому режиму. Пятилетняя позорная братоубийственная война для этих людей не стала уроком. До сих пор, во-первых, не выработана общая стратегия послевоенной политической жизни, во-вторых, не устранен конфликт интересов различных групп населения и регионов, из-за чего, по сути, и началась война.

Если раньше правящая партия (партия выходцев из Куляба) объявляла врагами исламскую оппозицию (выходцев из Каратегина), то после подписания мира и возвращения каратегинцев вынудила покинуть страну лидеров "третьей силы" (Худжанд), превратив правительство в "холдинг "Дангара" (родина президента). В этом "холдинге" все в руках земляков президента - прокуратура, МВД, МО, Министерство финансов, Гостелерадио, посольские посты. Кроме того, во все районы и города республики отправлены десанты из Куляба, что вызывает недовольство местного населения. Именно в них причина дестабилизации в стране.

Надежды людей на то, что после новых выборов Рахмонов сделает выводы из прошлого, избавится от местничества и привлечет к управлению государством профессионалов и порядочных людей с учетом представительства других регионов, не оправдались. Да и сами выборы президента и нового двухпалатного парламента по идее должны были стать началом стабилизации в стране. Однако этого не произошло. Слабая, коррумпированная, не справляющаяся со своими функциями власть грубо вмешалась в ход избирательной кампании. Рахмонов на президентских выборах даже не позволил зарегистрироваться другим кандидатам. Только за три дня до выборов, без его согласия, ради придания альтернативности в бюллетени была внесена фамилия министра экономики. А депутаты в большинстве случаев были назначены по списку.

Если бы выборы прошли относительно спокойно, никогда Эмомали Рахмонов не стал бы президентом. И на выборах 1994 и 2000 гг. он не получил бы даже 10-15% голосов избирателей. Эти выборы прошли осенью, и их с горестью в Таджикистане называют "осень сгоревших бюллетеней и надежд".

У Рахмонова сомнительная репутация. В период его правления погибли тысячи людей, более миллиона стали беженцами. Поэтому большинство никогда не будет за него голосовать.

Выборы привели к новому тупику. Рахмонов, как сам публично заявлял в начале своей политической карьеры, "с кровью пришел, с кровью и уйдет". А попытка политической элиты мирно и бескровно избавиться от "колхозной диктатуры" дважды заканчивалась безуспешно.

Замерла публичная политическая жизнь. Никто из политиков, на это все обратили внимание, не выступает в средствах массовой информации. Врать не могут, а сказать правду боятся. Все ушли в подполье. В личных беседах многие таджикские политики говорят о том, что бесполезно надеяться на следующие выборы. И единственный выход они видят в насильственном свержении Рахмонова.

Что будет

Непопулярность правительства, его нежелание и неспособность к ведению широкого политического диалога вынуждает политическую элиту к применению силовых методов. Любой политик старается иметь свою военную группировку или опираться на те или иные вооруженные формирования. Сегодня большинство влиятельных политиков и командиров недовольно Рахмоновым. Их объединение - вопрос времени. Соответствующие консультации уже идут. Каждый из них в одиночестве может не иметь поддержки большинства населения, но вместе они способны привлечь на свою сторону 70-80% населения. Люди с ними связывают надежды на восстановление экономики, улучшение уровня жизни и наведение относительного порядка. Сбудутся ли эти ожидания, конечно, другой вопрос.

Не исключаются стихийные митинги, акции массового неповиновения, которые уже имели место в Ура-Тюбе, Худжанде, Пенджикенте, Кулябе и в других городах. Учитывая, что страна буквально напичкана оружием, нетрудно предположить, к чему приведут такие стихийные акции.

Зло порождает зло. Когда власти со своими оппонентами используют акты насилия и террора (сотни известных политиков, журналистов, деятелей культуры убиты), то и их оппоненты тоже пользуются этими методами. Неоднократные покушения на Рахмонова и его ближайшего советника Убайдуллаева - свидетельство тому.

Пока люди не верят, что можно решить ту или иную проблему дискуссией, диалогом, политической борьбой, велики возможности устранения своего конкурента или оппонента "революционными" методами.

Все возвращается на круги своя

В Таджикистане времен Рахмонова почти забыта политическая деятельность, люди забыли о митингах, свободной прессе и свободной мысли, хотя здесь когда-то была самая мощная в регионе пресса, политические партии и движения. Никто не боялся ходить на митинги и шествия. Все это в прошлом. Теперь все решают полевые командиры, в большинстве своем недовольные режимом. Одни говорят, что вот-вот начнет штурм столицы Сухроб Касымов, уже больше года находящийся в опале. Другие уверены, что Мирзо Зиеев уже имеет точный план свержения Рахмонова. А о том, что Махмуд Худойбердыев снова готовит рейд, заявляют сами власти.

...В Душанбе пока тишина. Но очень тревожная и непредсказуемая ситуация очень напоминает осень 1992 г., когда началась война, которой пока нет конца.

Что делать?

Бесконечные убийства, террор, разбои и разборки между различными вооруженными группами, с одной стороны, нищета, голод, бесправие, с другой стороны, все больше и больше привлекает людей в сторону тех политиков и командиров, которые хотят свергнуть режим Рахмонова. Пока в стране нет единой оппозиции, единственного лидера, вокруг которого могли бы собираться все те, кто недоволен нынешним президентом и его окружением. Это, с одной стороны, дает возможность Рахмонову не считаться ни с кем, с другой - когда нет единого центра сопротивления или оппозиции, события могут стать неуправляемыми.

Время показало, что сам таджикский политический истеблишмент не хочет, да и не может развязать этот узел. В ООН и ОБСЕ, после того как они признали выборы, превратившиеся в фарс, никто не верит. Только США, используя свой вес и влияние на международные финансовые организации, могут что-то предпринять, чтобы те кредиты, за счет которых живет Таджикистан, хотя бы связывали с исполнением главных принципов гражданского общества.

России важно сейчас не ждать, пока грянет гром, а по возможности формировать перспективу. Для этого нужно незамедлительно создать комиссию по Таджикистану, в состав которой включить представителей всех заинтересованных ведомств, и в кратчайший срок провести цикл консультаций с различными региональными и политическими лидерами республики. У России должна быть четкая программа действий в отношении Таджикистана. Целью должно стать создание в Душанбе такой власти, которую поддержит большинство населения и которая сумеет хотя бы что-то сделать для стабилизации ситуации. Возможен и другой вариант: Россия считается с властью Рахмонова, но принуждает его к радикальным мерам для стабилизации обстановки. Я убежден, что пока у России не будет конкретной программы действий в отношении Таджикистана, ситуация не изменится к лучшему.

Гораздо легче и дешевле предотвратить катастрофу, чем после разбирать завалы. Тепло от горящего дома соседа греет недолго. Но пожар может перекинуться и на твои стены...

http://cis.ng.ru/opinions/2001-01-31/1_troubles.html

Содружество НГ, 31 января 2001 года

Відповіді

  • 2001.07.16 | Dmytro

    Re: Про зовнішньополітичні орієнтації Кучми - Таджикістан

    Чучхе писав(ла):
    > В новинах нещодавно непогано простібалися з візиту на Україну президента Гамбії товариша Яї. Тре було б відзначити, що незадовго перед візитом гамбійського колеги Кучма приймав президента Таджикістану Рахмонова і сам збирається восени відвідати цю країну. Я тут подаю статтю з НГ про цього Кучминого друга і таджикські реалії. Мені це тим більш важливо, що стаття мого знайомого Дододжоні Атовулло, якого зараз затримали росіяни, щзоб передати на розправу цьому ж Рахмонову (про це теж писалося на Майдані). Чи Кучма собі шукає зразок для державного устрою?

    Орієнтація в Кучми та сама - сімейні клани і регіоналізм. Референдум на користь регіональності, спочатку одна партія регіональних інтересів "Демоктаричний союз"/"Відродження регіонів", тепер друга - "Партія регіонів". Тенденція відвертого знищення ЗМІ та журналістів перемістилась з Києва до регіонів - в Донецьку убивство І.Олександрова і переорієнтація телекомпанії, закриття телекомпаніїї в Луганську, конфлікт в Запоріжжі. Метастази кучманізму почали проявлятися в регіонах. Але й ми можемо очікувати поглиблення-поширення революційної бази.

    Рубай кучмів - рятуй Вкраїну!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".