ФНП: критичний погляд з Росії
07/16/2001 | Спостерігач
Предвыборный ФНС: взгляд с Востока
Из двух и даже из трех зайцев все равно нельзя сделать лошадь. Эти слова пришли в голову, когда стало известно о составе избирательного блока под названием "Форум национального спасения".
Декларирующая центризм "Батькивщина" и ее маловлиятельные сателлиты из УСДП Онопенко и Патриотической партии Габера объединились с зубрами национализма из УРП Лукьяненко, УКРП Хмары и УХДП Сергиенко. То, что объединение создано в начале июля, показывает: "Батькивщина" четко выдерживает предвыборный график. Ведь в конце января Александр Турчинов говорил, что "вопрос об избирательном блоке на основе "Украинской правицы" нужно будет решать не ранее, чем через полгода, поработав вместе, посмотрев, кто на что способен.
Таким образом, "Батькивщина", возникнув как партия не идеологическая, а персональная, и первоначально объединяя политиков на основе симпатий как лично к Тимошенко, так и к ее материальным возможностям, объективно приобретает в глазах избирателей вид правой и даже крайне правой партии по украинской классификации. Малиновая полоса на партийном флаге теперь выглядит не данью левизне (ведь раньше именно левые хотели дополнить национальный флаг подобной полосой, ссылаясь на запорожские традиции), а намеком на красную половину флага ОУН.
Сразу после присоединения "Батькивщины" к "правице" автор этих строк писал 26 января этого года в "ГазетеСНГ.Ру": уход Тимошенко из политического центра кажется большой ошибкой. Не вступая в блок с правыми, тем более с ультра, "Батькивщина" могла пытаться создать себе имидж единственной оппозиционной и демократической центристской партии и даже вообще единственной истинно центристской партии. Ибо не так сложно доказать, что все остальные украинские центристы (НДП, СДПУ(о), "Демсоюз", "Трудовая Украина") - партии либо номенклатурные, либо олигархические. Сделать подобный выбор Тимошенко не поздно, но, по мнению автора, на этот шаг она все же не пойдет". Основанием для прогноза послужило то, что в последнее время позиция лидера "Батькивщины" сближалась с позицией правых по многим вопросам. Она не раз делала заявления, направленные против даже тех форм российско-украинского сотрудничества в энергетике, которые формально поддерживало правительство Ющенко. Речь идет о составлении единого энергобаланса, о так называемом Харьковском энергоострове, и, наконец, об объединении энергосистем (хотя ранее, например, выступая в начале августа 2000-го в Харькове, Тимошенко такое объединение поддерживала). Прогноз подтвердился. Но что даст Юлии Владимировне и ее партии правый поворот?
Если в Киеве Тимошенко и ее нынешние союзники нормально находили общий язык, то далеко не все представители ее партии проделали ту же эволюцию, что и лидер. Особенно в регионах. Так, в апреле 2000-го представители харьковской "Батькивщины", возглавляемой депутатом Верховной Рады Владимиром Алексеевым, вышли под стены горсовета поддержать муниципальных депутатов, которые не хотят выполнять судебное решение об официальном статусе русского языка на территории города. Рядом стояли представители "Собора", которых привели туда противоположные взгляды, а среди лозунгов была и искаженная шевченковская цитата:
"За що боролись ми з ляхами,
За що ми різали жидів,
За що скородили списами
Московські ребра?"
(У Шеваченко вторая строка звучит "За що ж ми різались з ордами”)
Обстановка была куда жарче, чем на немногочисленных митингах, проводимых харьковской оппозицией, но, слава Богу, обошлось без драки.
Мне лично трудно представить, как в предвыборном списке ФНС совместятся, скажем, Владимир Алексеев и Сергей Зубов с одной стороны, и Степан Хмара и Левко Лукьяненко с другой. Впрочем, первый заместитель Алексеева по Харьковской организации Александр Сурин считает, что ничего особенного не произошло: Союз – результат тактических соображений. У националистов – голоса на Западе страны, у "Батькивщины" - на Востоке и в центре. Само собой, в рамках ФНС эти голоса складываются, а в итоге и должны получиться те самые 50%+1, о которых и говорила на днях Юлия Тимошенко.
Логика подобной арифметики всегда несколько смущала – ведь из нее следует, что самой непобедимой партией должен стать некий "Рух до народного комунізму", составленный понятно из каких сил.
И хотя КПУ и НРУ никакого стремления к единению не демонстрируют, арифметическая логика продолжает торжествовать.
Стоит вспомнить, как в свое время адепты каневской четверки были уверены, что стоит выдвинуть единого кандидата – и к Марчуку приплюсуются все голоса Мороза, или же к Морозу Марчука. Хотя социсследования показывали, что электорат у этих политиков разный, что гипотетическое выдвижение единым левым кандидатом Мороза не обеспечивает лидеру социалистов победы. Эти же исследования, довольно точно, предсказали и исход президентских выборов, однако доверия к арифметическому принципу, похоже, не поколебали.
Главный расчет "Батькивщины", очевидно, в том, что большинством электората, особенно Востока и Юга, новое объединение будет восприниматься прежде всего как блок просто радикальной антипрезидентской оппозиции, либо как "блок Юлии Тимошенко".
Второй вариант выглядит реальнее, поскольку на роль непримиримой оппозиции будет претендовать и блок, объединившийся вокруг социалистов Александра Мороза, которым скорей всего достанется также достаточно привлекательный брэнд "Украина без Кучмы".
Предвыборный успех Юлии Владимировны во многом зависит от ответа на скользкий вопрос о том, насколько в народе распространено мнение о ее коррумпированности. Но не лишним будет задаться и другими вопросами. Например, насколько электорат будет готов голосовать одновременно за Алексеева и Хмару? Насколько, например, даже не любящие президента избиратели Харьковщины будут готовы поддержать прохождение в парламент вместе с Тимошенко и представителей "Собора" - единственной партии, которая в митинговых транспарантах использует слово "жид", партии, членом которой является профессор Анатолий Киндратенко, лидер местной организации общества "Просвита", прославившейся и за пределами Украины изданием антисемитской детской газеты "Джерельце"? Или все-таки было бы целесообразнее ввести сугубо платное ознакомление с партийными списками, дабы затруднить чрезмерно любопытным представителям электората узнавать, кто есть who?
Можно представить себе, как недавние идейные противники, выступая на митингах, не скажут ни слова о разногласиях, но заговорят лишь о том, как они любят Тимошенко и ненавидят президента. Будет ли готов избиратель руководствоваться только такой любовью и такой ненавистью и не думать ни о чем другом?
Социсследования намекают на отрицательный ответ на этот вопрос, так как, согласно им, после "кассетного скандала" рейтинги партий радикально не изменились.
Создавая правый блок, "Батькивщина", возможно, рассчитывает, получая голоса националистов на Западе, не педалировать их поддержку на Востоке, как в свое время делал Евгений Марчук в ходе президентской кампании. Однако не забудем, что "Национальный фронт" образца 1998 года, сходный по идеологии со многими партиями нынешнего ФНС, преодолел 4%-й барьер лишь в 3-х галицких областях. Полученные там 505 тысяч голосов – это почти 2% от числа брошенных бюллетеней, но все-таки маловато на фоне амбиций ФНС. А сделать поддержку националистов малозаметной на Востоке, как в свое время сделал Марчук, Тимошенко не удастся. Во-первых, поддержка элиты у нее будет все-таки на порядок меньше, нежели у нынешнего секретаря СНБО. Во-вторых, выборы-то парламентские, а не президентские. Здесь не удастся замкнуть интерес электората на одной фигуре. Вдобавок, партнеры "Батькивщины" по ФНС – партии слишком амбициозные, чтобы довольствоваться ролью статистов в хвосте списка.
Правда, теоретически у участников блока есть время притереться и сойтись на том, что отдельные русофильские и симпатизирующие УПЦ(МП) политики от "Батькивщины" отойдут от интеграторских позиций, а УРП и УКРП – от русофобии. Но в такое не верится. Украинские партии привыкли не преодолевать разногласия, вырабатывая общую позицию, а лишь замалчивать их до тех пор, пока не настанет время выяснения отношений. Более реален противоположный вариант - союзники "Батькивщины" по ФНС попросят Тимошенко саму избавиться от сомнительных для них фигур в партии, дабы продемонстрировать свою преданность национальной идее. С учетом эволюции Юлии Владимировны просьба может быть воспринята благосклонно.
Конечно, возможен и вариант "Новой политики-2" – добровольный индивидуальный или групповой отход от "Батькивщины" некоторых политиков, что может повлечь за собой и раскол в региональных организациях. Причем это будет реальный, обусловленный внутренними причинами раскол, а не результаты подрывной работы президентской власти. А последняя, со своей стороны, также постарается извлечь выгоды из нового альянса Тимошенко, чтобы дискредитировать "Батькивщину" на Востоке.
Как бы то ни было, но у центристского электората, то есть электората, который не голосует ни за коммунистов, ни за националистов, Тимошенко, похоже, успеха не будет иметь. Этим электоратом завладеют то ли ее заклятые друзья из "олигархических" партий, то ли гипотетический блок Ющенко.
Алексей Попов для «ForUm’a»
Из двух и даже из трех зайцев все равно нельзя сделать лошадь. Эти слова пришли в голову, когда стало известно о составе избирательного блока под названием "Форум национального спасения".
Декларирующая центризм "Батькивщина" и ее маловлиятельные сателлиты из УСДП Онопенко и Патриотической партии Габера объединились с зубрами национализма из УРП Лукьяненко, УКРП Хмары и УХДП Сергиенко. То, что объединение создано в начале июля, показывает: "Батькивщина" четко выдерживает предвыборный график. Ведь в конце января Александр Турчинов говорил, что "вопрос об избирательном блоке на основе "Украинской правицы" нужно будет решать не ранее, чем через полгода, поработав вместе, посмотрев, кто на что способен.
Таким образом, "Батькивщина", возникнув как партия не идеологическая, а персональная, и первоначально объединяя политиков на основе симпатий как лично к Тимошенко, так и к ее материальным возможностям, объективно приобретает в глазах избирателей вид правой и даже крайне правой партии по украинской классификации. Малиновая полоса на партийном флаге теперь выглядит не данью левизне (ведь раньше именно левые хотели дополнить национальный флаг подобной полосой, ссылаясь на запорожские традиции), а намеком на красную половину флага ОУН.
Сразу после присоединения "Батькивщины" к "правице" автор этих строк писал 26 января этого года в "ГазетеСНГ.Ру": уход Тимошенко из политического центра кажется большой ошибкой. Не вступая в блок с правыми, тем более с ультра, "Батькивщина" могла пытаться создать себе имидж единственной оппозиционной и демократической центристской партии и даже вообще единственной истинно центристской партии. Ибо не так сложно доказать, что все остальные украинские центристы (НДП, СДПУ(о), "Демсоюз", "Трудовая Украина") - партии либо номенклатурные, либо олигархические. Сделать подобный выбор Тимошенко не поздно, но, по мнению автора, на этот шаг она все же не пойдет". Основанием для прогноза послужило то, что в последнее время позиция лидера "Батькивщины" сближалась с позицией правых по многим вопросам. Она не раз делала заявления, направленные против даже тех форм российско-украинского сотрудничества в энергетике, которые формально поддерживало правительство Ющенко. Речь идет о составлении единого энергобаланса, о так называемом Харьковском энергоострове, и, наконец, об объединении энергосистем (хотя ранее, например, выступая в начале августа 2000-го в Харькове, Тимошенко такое объединение поддерживала). Прогноз подтвердился. Но что даст Юлии Владимировне и ее партии правый поворот?
Если в Киеве Тимошенко и ее нынешние союзники нормально находили общий язык, то далеко не все представители ее партии проделали ту же эволюцию, что и лидер. Особенно в регионах. Так, в апреле 2000-го представители харьковской "Батькивщины", возглавляемой депутатом Верховной Рады Владимиром Алексеевым, вышли под стены горсовета поддержать муниципальных депутатов, которые не хотят выполнять судебное решение об официальном статусе русского языка на территории города. Рядом стояли представители "Собора", которых привели туда противоположные взгляды, а среди лозунгов была и искаженная шевченковская цитата:
"За що боролись ми з ляхами,
За що ми різали жидів,
За що скородили списами
Московські ребра?"
(У Шеваченко вторая строка звучит "За що ж ми різались з ордами”)
Обстановка была куда жарче, чем на немногочисленных митингах, проводимых харьковской оппозицией, но, слава Богу, обошлось без драки.
Мне лично трудно представить, как в предвыборном списке ФНС совместятся, скажем, Владимир Алексеев и Сергей Зубов с одной стороны, и Степан Хмара и Левко Лукьяненко с другой. Впрочем, первый заместитель Алексеева по Харьковской организации Александр Сурин считает, что ничего особенного не произошло: Союз – результат тактических соображений. У националистов – голоса на Западе страны, у "Батькивщины" - на Востоке и в центре. Само собой, в рамках ФНС эти голоса складываются, а в итоге и должны получиться те самые 50%+1, о которых и говорила на днях Юлия Тимошенко.
Логика подобной арифметики всегда несколько смущала – ведь из нее следует, что самой непобедимой партией должен стать некий "Рух до народного комунізму", составленный понятно из каких сил.
И хотя КПУ и НРУ никакого стремления к единению не демонстрируют, арифметическая логика продолжает торжествовать.
Стоит вспомнить, как в свое время адепты каневской четверки были уверены, что стоит выдвинуть единого кандидата – и к Марчуку приплюсуются все голоса Мороза, или же к Морозу Марчука. Хотя социсследования показывали, что электорат у этих политиков разный, что гипотетическое выдвижение единым левым кандидатом Мороза не обеспечивает лидеру социалистов победы. Эти же исследования, довольно точно, предсказали и исход президентских выборов, однако доверия к арифметическому принципу, похоже, не поколебали.
Главный расчет "Батькивщины", очевидно, в том, что большинством электората, особенно Востока и Юга, новое объединение будет восприниматься прежде всего как блок просто радикальной антипрезидентской оппозиции, либо как "блок Юлии Тимошенко".
Второй вариант выглядит реальнее, поскольку на роль непримиримой оппозиции будет претендовать и блок, объединившийся вокруг социалистов Александра Мороза, которым скорей всего достанется также достаточно привлекательный брэнд "Украина без Кучмы".
Предвыборный успех Юлии Владимировны во многом зависит от ответа на скользкий вопрос о том, насколько в народе распространено мнение о ее коррумпированности. Но не лишним будет задаться и другими вопросами. Например, насколько электорат будет готов голосовать одновременно за Алексеева и Хмару? Насколько, например, даже не любящие президента избиратели Харьковщины будут готовы поддержать прохождение в парламент вместе с Тимошенко и представителей "Собора" - единственной партии, которая в митинговых транспарантах использует слово "жид", партии, членом которой является профессор Анатолий Киндратенко, лидер местной организации общества "Просвита", прославившейся и за пределами Украины изданием антисемитской детской газеты "Джерельце"? Или все-таки было бы целесообразнее ввести сугубо платное ознакомление с партийными списками, дабы затруднить чрезмерно любопытным представителям электората узнавать, кто есть who?
Можно представить себе, как недавние идейные противники, выступая на митингах, не скажут ни слова о разногласиях, но заговорят лишь о том, как они любят Тимошенко и ненавидят президента. Будет ли готов избиратель руководствоваться только такой любовью и такой ненавистью и не думать ни о чем другом?
Социсследования намекают на отрицательный ответ на этот вопрос, так как, согласно им, после "кассетного скандала" рейтинги партий радикально не изменились.
Создавая правый блок, "Батькивщина", возможно, рассчитывает, получая голоса националистов на Западе, не педалировать их поддержку на Востоке, как в свое время делал Евгений Марчук в ходе президентской кампании. Однако не забудем, что "Национальный фронт" образца 1998 года, сходный по идеологии со многими партиями нынешнего ФНС, преодолел 4%-й барьер лишь в 3-х галицких областях. Полученные там 505 тысяч голосов – это почти 2% от числа брошенных бюллетеней, но все-таки маловато на фоне амбиций ФНС. А сделать поддержку националистов малозаметной на Востоке, как в свое время сделал Марчук, Тимошенко не удастся. Во-первых, поддержка элиты у нее будет все-таки на порядок меньше, нежели у нынешнего секретаря СНБО. Во-вторых, выборы-то парламентские, а не президентские. Здесь не удастся замкнуть интерес электората на одной фигуре. Вдобавок, партнеры "Батькивщины" по ФНС – партии слишком амбициозные, чтобы довольствоваться ролью статистов в хвосте списка.
Правда, теоретически у участников блока есть время притереться и сойтись на том, что отдельные русофильские и симпатизирующие УПЦ(МП) политики от "Батькивщины" отойдут от интеграторских позиций, а УРП и УКРП – от русофобии. Но в такое не верится. Украинские партии привыкли не преодолевать разногласия, вырабатывая общую позицию, а лишь замалчивать их до тех пор, пока не настанет время выяснения отношений. Более реален противоположный вариант - союзники "Батькивщины" по ФНС попросят Тимошенко саму избавиться от сомнительных для них фигур в партии, дабы продемонстрировать свою преданность национальной идее. С учетом эволюции Юлии Владимировны просьба может быть воспринята благосклонно.
Конечно, возможен и вариант "Новой политики-2" – добровольный индивидуальный или групповой отход от "Батькивщины" некоторых политиков, что может повлечь за собой и раскол в региональных организациях. Причем это будет реальный, обусловленный внутренними причинами раскол, а не результаты подрывной работы президентской власти. А последняя, со своей стороны, также постарается извлечь выгоды из нового альянса Тимошенко, чтобы дискредитировать "Батькивщину" на Востоке.
Как бы то ни было, но у центристского электората, то есть электората, который не голосует ни за коммунистов, ни за националистов, Тимошенко, похоже, успеха не будет иметь. Этим электоратом завладеют то ли ее заклятые друзья из "олигархических" партий, то ли гипотетический блок Ющенко.
Алексей Попов для «ForUm’a»