Одна Ванга прорікла, що буде з кучмаками через пару років
05/06/2003 | КоммерсантЪ
Вчера в Милане премьер Италии Сильвио Берлускони предстал перед судом по делу о коррупции. Господина Берлускони обвиняют в том, что в середине 80-х он давал взятки судьям. Тюремное заключение премьеру, скорее всего, не грозит, но его международный имидж будет безнадежно испорчен.
Продавец пылесосов
Скандалы преследуют Сильвио Берлускони с тех пор, как он пришел в бизнес, а это произошло еще в начальной школе. Говорят, будущий премьер заработал свои первые деньги тем, что взял с одноклассников входную плату за просмотр бесплатного кукольного спектакля. В миланском университете, где господин Берлускони учился на юриста, он за деньги писал другим студентам курсовые работы. А чтобы платить за учебу, продавал пылесосы. По окончании университета он был уже хозяином компании Edilnord, занимавшейся операциями с недвижимостью и строительством. Дела шли успешно – противники будущего премьера уже тогда объясняли это его подозрительно тесными связями с городскими властями.
В 1975 году Сильвио Берлускони основал холдинг Fininvest, который к началу 90-х проник во все сферы жизни Италии. Сегодня Fininvest владеет почти половиной акций крупнейшего итальянского негосударственного телевещателя Mediaset (каналы Canale 5, Italia 1 и Retequattro), который делит всю итальянскую телеаудиторию с государственным телевидением RAI. Кроме того, господину Берлускони принадлежит крупнейшее издательство Mondadori (помимо книг оно выпускает около 50 журналов), ведущая газета Il Giornale и влиятельный еженедельник Panorama, банк Mediolanum, футбольный клуб Milan и еще огромное количество предприятий в различных сферах бизнеса. Для этого общественного явления в Италии придумано название "берлусконизм": обыватель живет в доме, построенном главой правительства, смотрит телевидение и читает прессу, контролируемые премьером, покупает продукты в магазинах, принадлежащих Берлускони, и обедает в его ресторанах, голосует за его партию, а потом идет болеть за футбольную команду Milan. В этой связи наблюдатели говорят, что главная проблема для премьера – как примирить свои частные интересы с государственными.
Спаситель национального достояния
Серьезные проблемы с правосудием возникли у бизнесмена Сильвио Берлускони после того, как в 1992 году итальянская Фемида начала знаменитую операцию по борьбе с коррупцией и мафией "Чистые руки". Господина Берлускони подозревали в том, что при поглощении холдингом Fininvest ряда компаний не обошлось без взяток госчиновникам. Кроме того, правоохранительные органы обвиняли холдинг в уклонении от уплаты налогов.
Тогда, по одной из версий, Сильвио Берлускони понял, что лучший способ спасти свой тонущий бизнес и избежать правосудия – это стать премьером. Он создал партию "Вперед, Италия!" (лозунг болельщиков Milan) и, включив на полную мощность ресурс подконтрольных СМИ, в 1994 году с триумфом избрался премьером. Впрочем, его правительство погрязло в скандалах, самому господину Берлускони одна за другой приходили повестки в суд, и восемь месяцев спустя кабинет развалился. Через семь лет, в 2001 году, когда тучи над господином Берлускони вновь начали сгущаться, он повторил тот же трюк, на этот раз с большим успехом, снова став главой правительства.
За это время правосудию никак не удавалось подобраться к премьеру: он не раз появлялся в суде в качестве свидетеля по делам своих приближенных, но статуса обвиняемого избегал. Адвокатам премьера удавалось успешно затягивать начало процесса по главному для него делу – о приватизации продовольственной компании SME в середине 80-х. Как утверждает обвинение, оно располагает доказательствами, что Сильвио Берлускони давал взятки госчиновникам с целью получить контроль над компанией.
Суть дела состоит в следующем: SME, принадлежавшая государству, должна была быть продана конкуренту господина Берлускони, влиятельному бизнесмену Карло де Бенедетти. Сильвио Берлускони, который также хотел купить SME, удалось расстроить сделку, как утверждает обвинение, с помощью взяток, которые он давал судьям. По свидетельству премьера, он принял участие в этом деле только по просьбе тогдашнего главы итальянского премьера Беттино Кракси, так как цена SME была занижена.
К слову, государственный холдинг, которому принадлежала SME, возглавлял в то время нынешний глава Еврокомиссии и политический противник господина Берлускони Романо Проди. В итоге компания не досталась ни одному из претендентов и была приватизирована позже. Сам Сильвио Берлускони утверждает, что это Карло де Бенедетти давал взятки Романо Проди, чтобы купить SME по заниженной цене (недавно он заявил журналистам, что за спасение национального достояния ему полагается "медаль за заслуги перед государством").
Борец с судьями
Когда господин Берлускони понял, что процесс неизбежен, он решил хорошенько к нему подготовиться. Сторонники премьера провели через парламент закон, который предполагает возможность переноса судебного разбирательства в другой город, если обвиняемый докажет предвзятость судей. Премьер очень не хотел, чтобы судебный процесс прошел в Милане. Местные судьи – Ильда Бокассини и Джерардо Коломбо – настроены довести дело до конца и осудить премьера. Однако Верховный суд Италии проявил принципиальность и после двухдневных дискуссий отказал премьеру в переносе слушаний.
На прошлой неделе суд Милана нанес премьеру чувствительный удар: один из ближайших соратников и деловых партнеров господина Берлускони Чезаре Превити был приговорен к 11 годам тюрьмы по схожим обвинениям. Господина Превити, занимавшего пост главы минобороны в первом правительстве Берлускони, также обвиняли в даче взяток судьям в рамках деятельности Fininvest (его адвокаты готовятся подать апелляцию). Господин Берлускони воспринял вердикт суда как личное оскорбление.
В преддверии начала процесса по делу о приватизации SME премьер и его соратники развернули в СМИ беспрецедентную кампанию по дискредитации судей, обвинив судейский корпус в политической ангажированности и стремлении свести счеты с господином Берлускони. "Политизированность некоторых судей, ставшая условием нашей политической жизни,– серьезная проблема, которую необходимо решить для блага всей страны",– заявил премьер на прошлой неделе. Сильвио Берлускони говорит, что "политизированным судьям" нельзя позволить "выбирать правительство, которое им нравится".
Появившись вчера перед миланскими судьями, премьер заявил в своем 45-минутном выступлении, что ни в чем не виновен. "Да, я горжусь, повторяю, горжусь своим поведением",– сказал он. Кроме того, Сильвио Берлускони напомнил судьям, что судить нужно не его, а Карло де Бенедетти и Романо Проди. (Глава Еврокомиссии заявил вчера журналистам, что эти обвинения его не волнуют. "Этот процесс не против меня",– бросил он.) Появление Сильвио Берлускони в суде не обошлось без неприятного для премьера инцидента. Когда он покидал здание суда, к нему подбежал человек и прокричал: "Ты кончишь так же, как Чаушеску!"
Премьер-президент
Несмотря на протесты судей, наблюдатели отмечают, что антисудейская кампания достигла своей цели: даже если премьера признают виновным, вердикт не грозит ему серьезными внутриполитическими последствиями. Согласно недавним опросам, итальянцы, уставшие от бесконечных судов и политических дрязг, готовы простить премьеру его прошлое (господин Берлускони уже не раз заявлял, что ни в каком случае не собирается в отставку). В то же время обвинительный приговор может сильно испортить имидж премьера на международной арене. Вердикт по этому делу ожидается через несколько месяцев – как раз тогда, когда Италия будет председательствовать в Евросоюзе. Господину Берлускони очень бы не хотелось стать первым председателем ЕС, имеющим судимость (не говоря уже о том, что Сильвио Берлускони рассматривается как один из претендентов на пост президента Евросоюза).
Правда, даже если премьеру и вынесут обвинительный приговор, в тюрьму он, скорее всего, не сядет. Сейчас соратники господина Берлускони готовятся к тому, чтобы вернуть высшим лицам государства иммунитет от судебного преследования (отмененный во время операции "Чистые руки" в 1993 году). На прошлой неделе президент итальянского сената Марчелло Пера высказался за восстановление иммунитета – в первую очередь для того, чтобы защитить международный имидж премьера. Едва ли что-нибудь может помешать сторонникам премьера провести такой закон. Когда же срок господина Берлускони на посту главы правительства истечет, он вполне может стать президентом Италии, что снова оградит его от судебного преследования.
Продавец пылесосов
Скандалы преследуют Сильвио Берлускони с тех пор, как он пришел в бизнес, а это произошло еще в начальной школе. Говорят, будущий премьер заработал свои первые деньги тем, что взял с одноклассников входную плату за просмотр бесплатного кукольного спектакля. В миланском университете, где господин Берлускони учился на юриста, он за деньги писал другим студентам курсовые работы. А чтобы платить за учебу, продавал пылесосы. По окончании университета он был уже хозяином компании Edilnord, занимавшейся операциями с недвижимостью и строительством. Дела шли успешно – противники будущего премьера уже тогда объясняли это его подозрительно тесными связями с городскими властями.
В 1975 году Сильвио Берлускони основал холдинг Fininvest, который к началу 90-х проник во все сферы жизни Италии. Сегодня Fininvest владеет почти половиной акций крупнейшего итальянского негосударственного телевещателя Mediaset (каналы Canale 5, Italia 1 и Retequattro), который делит всю итальянскую телеаудиторию с государственным телевидением RAI. Кроме того, господину Берлускони принадлежит крупнейшее издательство Mondadori (помимо книг оно выпускает около 50 журналов), ведущая газета Il Giornale и влиятельный еженедельник Panorama, банк Mediolanum, футбольный клуб Milan и еще огромное количество предприятий в различных сферах бизнеса. Для этого общественного явления в Италии придумано название "берлусконизм": обыватель живет в доме, построенном главой правительства, смотрит телевидение и читает прессу, контролируемые премьером, покупает продукты в магазинах, принадлежащих Берлускони, и обедает в его ресторанах, голосует за его партию, а потом идет болеть за футбольную команду Milan. В этой связи наблюдатели говорят, что главная проблема для премьера – как примирить свои частные интересы с государственными.
Спаситель национального достояния
Серьезные проблемы с правосудием возникли у бизнесмена Сильвио Берлускони после того, как в 1992 году итальянская Фемида начала знаменитую операцию по борьбе с коррупцией и мафией "Чистые руки". Господина Берлускони подозревали в том, что при поглощении холдингом Fininvest ряда компаний не обошлось без взяток госчиновникам. Кроме того, правоохранительные органы обвиняли холдинг в уклонении от уплаты налогов.
Тогда, по одной из версий, Сильвио Берлускони понял, что лучший способ спасти свой тонущий бизнес и избежать правосудия – это стать премьером. Он создал партию "Вперед, Италия!" (лозунг болельщиков Milan) и, включив на полную мощность ресурс подконтрольных СМИ, в 1994 году с триумфом избрался премьером. Впрочем, его правительство погрязло в скандалах, самому господину Берлускони одна за другой приходили повестки в суд, и восемь месяцев спустя кабинет развалился. Через семь лет, в 2001 году, когда тучи над господином Берлускони вновь начали сгущаться, он повторил тот же трюк, на этот раз с большим успехом, снова став главой правительства.
За это время правосудию никак не удавалось подобраться к премьеру: он не раз появлялся в суде в качестве свидетеля по делам своих приближенных, но статуса обвиняемого избегал. Адвокатам премьера удавалось успешно затягивать начало процесса по главному для него делу – о приватизации продовольственной компании SME в середине 80-х. Как утверждает обвинение, оно располагает доказательствами, что Сильвио Берлускони давал взятки госчиновникам с целью получить контроль над компанией.
Суть дела состоит в следующем: SME, принадлежавшая государству, должна была быть продана конкуренту господина Берлускони, влиятельному бизнесмену Карло де Бенедетти. Сильвио Берлускони, который также хотел купить SME, удалось расстроить сделку, как утверждает обвинение, с помощью взяток, которые он давал судьям. По свидетельству премьера, он принял участие в этом деле только по просьбе тогдашнего главы итальянского премьера Беттино Кракси, так как цена SME была занижена.
К слову, государственный холдинг, которому принадлежала SME, возглавлял в то время нынешний глава Еврокомиссии и политический противник господина Берлускони Романо Проди. В итоге компания не досталась ни одному из претендентов и была приватизирована позже. Сам Сильвио Берлускони утверждает, что это Карло де Бенедетти давал взятки Романо Проди, чтобы купить SME по заниженной цене (недавно он заявил журналистам, что за спасение национального достояния ему полагается "медаль за заслуги перед государством").
Борец с судьями
Когда господин Берлускони понял, что процесс неизбежен, он решил хорошенько к нему подготовиться. Сторонники премьера провели через парламент закон, который предполагает возможность переноса судебного разбирательства в другой город, если обвиняемый докажет предвзятость судей. Премьер очень не хотел, чтобы судебный процесс прошел в Милане. Местные судьи – Ильда Бокассини и Джерардо Коломбо – настроены довести дело до конца и осудить премьера. Однако Верховный суд Италии проявил принципиальность и после двухдневных дискуссий отказал премьеру в переносе слушаний.
На прошлой неделе суд Милана нанес премьеру чувствительный удар: один из ближайших соратников и деловых партнеров господина Берлускони Чезаре Превити был приговорен к 11 годам тюрьмы по схожим обвинениям. Господина Превити, занимавшего пост главы минобороны в первом правительстве Берлускони, также обвиняли в даче взяток судьям в рамках деятельности Fininvest (его адвокаты готовятся подать апелляцию). Господин Берлускони воспринял вердикт суда как личное оскорбление.
В преддверии начала процесса по делу о приватизации SME премьер и его соратники развернули в СМИ беспрецедентную кампанию по дискредитации судей, обвинив судейский корпус в политической ангажированности и стремлении свести счеты с господином Берлускони. "Политизированность некоторых судей, ставшая условием нашей политической жизни,– серьезная проблема, которую необходимо решить для блага всей страны",– заявил премьер на прошлой неделе. Сильвио Берлускони говорит, что "политизированным судьям" нельзя позволить "выбирать правительство, которое им нравится".
Появившись вчера перед миланскими судьями, премьер заявил в своем 45-минутном выступлении, что ни в чем не виновен. "Да, я горжусь, повторяю, горжусь своим поведением",– сказал он. Кроме того, Сильвио Берлускони напомнил судьям, что судить нужно не его, а Карло де Бенедетти и Романо Проди. (Глава Еврокомиссии заявил вчера журналистам, что эти обвинения его не волнуют. "Этот процесс не против меня",– бросил он.) Появление Сильвио Берлускони в суде не обошлось без неприятного для премьера инцидента. Когда он покидал здание суда, к нему подбежал человек и прокричал: "Ты кончишь так же, как Чаушеску!"
Премьер-президент
Несмотря на протесты судей, наблюдатели отмечают, что антисудейская кампания достигла своей цели: даже если премьера признают виновным, вердикт не грозит ему серьезными внутриполитическими последствиями. Согласно недавним опросам, итальянцы, уставшие от бесконечных судов и политических дрязг, готовы простить премьеру его прошлое (господин Берлускони уже не раз заявлял, что ни в каком случае не собирается в отставку). В то же время обвинительный приговор может сильно испортить имидж премьера на международной арене. Вердикт по этому делу ожидается через несколько месяцев – как раз тогда, когда Италия будет председательствовать в Евросоюзе. Господину Берлускони очень бы не хотелось стать первым председателем ЕС, имеющим судимость (не говоря уже о том, что Сильвио Берлускони рассматривается как один из претендентов на пост президента Евросоюза).
Правда, даже если премьеру и вынесут обвинительный приговор, в тюрьму он, скорее всего, не сядет. Сейчас соратники господина Берлускони готовятся к тому, чтобы вернуть высшим лицам государства иммунитет от судебного преследования (отмененный во время операции "Чистые руки" в 1993 году). На прошлой неделе президент итальянского сената Марчелло Пера высказался за восстановление иммунитета – в первую очередь для того, чтобы защитить международный имидж премьера. Едва ли что-нибудь может помешать сторонникам премьера провести такой закон. Когда же срок господина Берлускони на посту главы правительства истечет, он вполне может стать президентом Италии, что снова оградит его от судебного преследования.