МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Есть ли жизнь после реформы или Шерше лё Литвин

10/08/2003 | Спостерігач
Есть ли жизнь после реформы,
или Шерше лё Литвин
Юля Лымарь, «Главред» - 08/10/03
Что общего между футбольным мячом и красным знаменем? То, что и первым, и вторым пользуются по очереди. Попользовался – передай другому.
Тоже самое происходит с конституционной реформой. Целый ряд политиков уже перехватывали инициативу в этом процессе, но так до конца и не понятно, с кем останется сия непостоянная девица…
История несостоявшегося успеха
Сценарий политсериала-2003 писал не Президент, сей аз и ять политического преферанса. Чтобы понять, в какую игру сыграли Леонидом Даниловичем, стоит вернуться в тот самый день годичной свежести, когда мы еще праздновали День Независимости. В 2002-м из уст Президента впервые прозвучал неологизм, используемый нынче всуе – «политреформа». Стоит также вспомнить о состоянии, в котором тогда находился Кучма. Только выпутавшийся из мельниченковского скандала, Президент в сознании большинства граждан ассоциировался с нераскрытым делом Гонгадзе, коррупцией и политической нечистоплотностью. Но рядом с Леонидом Даниловичем уже стоял менеджер кризиса и других темных сил Виктор Медведчук. И многие в сообщении Президента о реформе всех и вся услышали слова именно Виктора Владимировича. По всей видимости, так оно и было: Медведчук «в» Кучме заложил политреформу как план под кодовым названием "Жизнь после смерти". И Леонид Данилович, окруженный множеством способных продуцировать идеи интеллектуалов, за не имением лучшего варианта, согласился с заслуженным адвокатом.
Чего хотел Медведчук? Как всегда, Оксану Марченко и власти. В отношении последней дамы - Виктор Владимирович умеет ждать. И, впрыснув в тело патрона смертельный яд перемен, Медведчуку оставалось лишь кружить в ожидании лакомства. Ну, и время от времени, корректировать полет престарелого орла, дабы не сбился с курса…
В общем-то, нет смысла вспомнить все тропки, которыми блудила в чаще медведчуковских планов политреформа. Незачем и анализировать, как так вдруг реформа политической системы в одночасье сузилась до переписывания Основного Закона. Главное в том, что изначально Президента направляли, а он позволял. Это – первое.
Второй, не менее важный вывод из истории политреформы, - это непрогнозированность. В том смысле, что никто, включая Михаила Погребинского, не имел твердой уверенности в том, что реформа пойдет именно туда, куда ее поведут. Конечно же, девушка заблудилась. Это случилось в конце минувшей парламентской сессии, когда оппозиция неожиданно для себя самой проявила сплоченность, и не позволила отправиться в Конституционный суд только одному, президентскому, законопроекту.  Поэтому смею предположить, что третий и даже четвертый варианты законопроектов готовились в экстремальных условиях, по ходу дела. Именно тогда, кстати, у реформы появились и новые родители, до срока выкравшие не рожденное дитя.
Очнулся Президент, видимо, решив забрать все, что так старательно, крупинка к крупинке, собирает для себя Медведчук. Дальше – как в сказке: морщины на лице Леонида Даниловича стали разглаживаться, а у Виктора Владимировича – появляться. Медведчук, жаждавший, прикрывшись щитом-Президентом, добраться до вожделенных полномочий, вдруг сам оказался на щите. Ведь и правительством, и парламентом, и даже государством, как выяснилось, по-прежнему правит Кучма. А вот Медведчук, которого не любят ни те, ни эти, рискует вообще превратиться в «козла отпущения» (словосочетание используется как термин и ни в коем случае не похоже на Виктора Владимировича лично – Авт.). Медведчук стал тем маховиком, который разогнал колесо. И пошли его в отставку сегодня-завтра, процесс уже не остановить. Зато будет на кого повесить «дохлятину» последних дней. Медведчук, видимо, уже сегодня понимает, что он Президенту больше не нужен. Как понимают и многие в явном и тайном окружении Виктора Владимировича. Поэтому потуги СДПУ(о) и иже с ними все еще казаться сильной и влиятельной политической силой выглядят смешными до истерики.  И не надо думать, что спасут Виктора Владимировича типа верные ему силовики – Смешко-Билоконь-Марчук: любить Медведчука при Кучме не то же самое, что делать знаки внимания падшему фавориту. Провидение снова сыграло с псевдо-Фаустом злую шутку, и он в который раз угодил в силки собственноручно и расставленные.
     
Чужой среди своих  
Но в истории снова произошел поворот. Кажется, сейчас все выгоды политреформы собраны в руках Леонида Кучмы. Но стоит лишь перенестись в утро после реформы, как появляются другие, вообще не радужные для Леонида Даниловича оттенки. С чем  останется Президент, если он сумеет сохранить себя на должности? C возможностью согласовывать назначения министров и подписывать дипломатические соглашения о сотрудничестве? Вот это будет зрелище! Идет, значит, Леонид Данилович на прием к  координатору парламентского большинства Степану Гавришу. И говорит примерно так: «Степан Богданыч, дорогой. Я тут предложения хотел внести по составу правительства. Может, прочтешь? А я на недельке зайду…». А Гавриш ему в ответ: «Уйди, призрак эпохи Кучмы, не до тебя сейчас…».
И это будет правдой. Потому что парламентского большинства в том виде, в котором его получил Гавриш, уже не будет. Зачем, скажите, депутатам бегать на Банковую, если власть поменяет прописку?! Не исключено даже, что сразу после политреформы в здании под куполом на Грушевского образуется совсем другое большинство. На базе «Нашей Украины», например. И рождаться оно будет в таких кризисных муках, что надолго «парализует» работу членов законодательного органа.
Естественно, что сразу за парламентским случится и правительственный кризис. Потому что на должности в коалиционном правительстве будут претендовать далеко не те, кто политреформу реализует, а те, кто им в этом поможет. Например, коммунисты Петра Симоненко. Плюс люди Ющенко. Тимошенко, Мороза. Возможно, также те, кто на тот момент не будет входить в парламентское большинство. Вот здесь-то и начнется самое интересное. Потому что процессами формирования и большинства, и потом – правительства будет руководить … спикер Верховной Рады!  
Маневр - дурня, главное – война
Как ним восхищались еще полгода назад! Мол, спикер-то наш Литвин –  лапочка, с оппозицией разговаривает вежливо, Президенту звонит регулярно, с Медведчуком рядом, в Конче-Заспе, строится начал… Владимир Михайлович, отдадим ему должное, умело распорядился ситуацией: он почти закончил постройку собственного имиджа под девизом «от всех на расстоянии выстрела».
Ощущение подвоха у многих наблюдателей появилось, когда спикер Владимир Литвин, кристального взгляда человек, вдруг заговорил об «эпохе Кучмы». Укротитель джипов и автор многих научных идей, Владимир Михайлович уже посадил множество пятен на собственный пиджак. И сегодняшнее  открещивание от Кучмы не заменит ему политической химчистки. Смею предположить, что у Владимира Михайловича и сегодня получается «вешать» своему патрону, будто бы он, Литвин, может стать преемником. Не может. И что дистанцирование от Кучмы в исполнении Владимира Михайловича – это лишь маневр, якобы Леониду Даниловичу выгодный…
Подозрения касательно Литвина подтвердились после американских встреч Владимира Михайловича. Ведь в то время, пока Кучма пил чай с представителями древнейшей нации, руководитель парламента добрался до приемных аж первых заместителей нескольких министерств США. Достижение само по себе никакое, но на фоне бойкота Запада большинству украинских политиков турне Литвина выглядит успешным. А в преддверии президентской кампании – знаковым. К слову, единственным темным деньком в путешествии Литвина, и далеко не единичным в его биографии, стало «столкновение» с опальным майором Мельниченко. Этот Николай так прямо и спросил пытавшегося убежать спикера: «А что, разве вас не судят по делу Гонгадзе?»
История убийства оппозиционного журналиста непременно будет расследована. По всей видимости, в ней будет оглашен и список обвиняемых, который закончится на букве «К». И многие тогда вспомнят день, когда в таращанском лесу нашли обезглавленный труп, а на киевской улице Банковой сидел, обняв голову, человек, повторяя: «Я ничего не знал…». Во всяком случае, некоторые политики и сегодня утверждают, что узнали бы в этом человеке тогдашнего главу АП Владимира Литвина. И, пожалуй, простыня «Кучма-Литвин» может треснуть по всем швам, но тяжелее всего Владимиру Михайловичу будет разорвать свои отношения именно в этом месте, в деле Гонгадзе. А тут – политреформа, блестящий шанс!
Ведь единственным человеком, который останется в стране с реальной властью, вдруг окажется …да, Владимир Михайлович.
Человек, на чей адрес Конституционный суд отправит четвертый вариант реформы, думаю, этого момента ждет. Поднятое на шесть сантиметров спикерское кресло вполне может оказаться для Литвина троном. Именно он будет руководить формированием большинства, устройством коалиционного правительства, отставками и назначениями.
Но этот ловец реформаторских инициатив с такой же вероятностью  может соорудить себе и политическое надгробье. Собственными руками. Ведь многие из тех героев, которых Литвин уже перестал замечать, обладают властью не в грезах, а все еще наяву…
http://www.glavred.info/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".