Любить по-русски...
11/07/2003 | Franko
Особливо цікавою є друга половина статті -- F.
http://telekritika.kiev.ua/comments/?id=11751
Любить по-русски...
В минувшую субботу в Москве завершил работу Шестой Евразийский Телефорум, на котором побывал корреспондент „Телекритики”.
Евразийский Телефорум – ставшее уже традиционным московское мероприятие, призванное, как следует из названия, расширять и углублять так называемые интеграционные процессы на постсоветском, в частности, пространстве. «В частности» - потому что с расширением географии обитания бывших граждан бывшего СССР расширяются и гипотетические горизонты этой самой интеграции.
Иными словами, в отличие от прочих многочисленных, в том числе и международных телетусовок, сопровождающихся раздачей призов и дипломов, Евразийский Телефорум - мероприятие не столько корпоративно-профессиональное, сколько официозно-политическое. О чем свидетельствует, с одной стороны – неслабый список патронов, под эгидой которых форум осуществляется: Исполнительный Комитет СНГ, Интеграционный Комитет ЕврАзЭс, Министерство иностранных дел России, Правительство Москвы. А с другой стороны – полное отсутствие среди участников творческого конкурса общеизвестных и общепризнанных лидеров телепроизводства, прежде всего российского (что наиболее очевидно сразу) и, как выясняется впоследствии, – всех остальных представленных стран. Впрочем, творческий конкурс как таковой – ни организационно, ни структурно, ни содержательно - не определяет контент (любимое слово на Телефоруме) этой сложносочиненной затеи.
В рамках Евразийского Телефорума традиционно состоялись: творческие семинары по самой разнообразной тематике, международный телевизионный конгресс (нынешний назывался «Телевидение вместо жизни? Глобальные тенденции и евразийские пути»), Евразийский Телерынок, заседание дебютировавшего в этом году Делового клуба руководителей СМИ СНГ (большей частью не топ-менеджеры, а чиновники), а также круглые столы на актуальные медиа-темы.
Признаюсь, при таком плотном наполнении дискуссионной программы дойти до открытых конкурсных просмотров лично мне практически не удалось.
Что касается принятых Телефорумом программных документов и результатов vip-встреч, например, Ивана Чижа с Олегом Попцовым, то все они носят в основном характер деклараций о намерениях и «Телекритика», возможно, опубликует комментарии по этому поводу отдельно.
Мне же хотелось бы прежде всего остановиться на собственных впечатлениях, некоторые из которых – достаточно сильные.
Для начала – сугубо телевизионное, непосредственно к Телефоруму не относящееся.
29 октября, третий день моего пребывания в Москве. После целого дня напряженного внимания к высокому штилю свободомыслящих докладчиков доползаю до гостиничного номера и плотоядно перебираю кнопки телепульта. Сколько каналов! И все – российские. Мечта телеобывателя – увы, и украинского в том числе.
Рука моя застыла на пульте, когда на экране телевизора под логотипом ТВЦ возникла забирающая душу картинка переполненного зала Кремлевского дворца, на сцене которого под комсомольские гимны моей юности маршировали дети в пионерских галстуках, гордо забрасывая руку в пионерском салюте над красными пилотками. На заднике сцены красовался огромный комсомольский значок с буквами ВЛКСМ и большой цифрой 85. Будучи в здравом уме и твердой памяти, я, естественным образом, предположила, что лужковский ТВЦ, дабы потрафить ностальгирующим москвичам, показывает ко дню рождения комсомола запись праздничного концерта 85-го года. И только всмотревшись в лица артистов, крупные планы vіp-зрителей и в финальные титры, я осознала весь бредовый кошмар происходящего. Они праздновали 85-ю годовщину комсомола, и эта доперестроечная картинка принадлежит сегодняшнему дню…
Но вернемся к моим впечатлениям от Телефорума.
И так, первое и главное: аналитическая, исследовательская, дискуссионная составляющие Телефорума и проходившего в его рамках конгресса, несмотря на довольно ограниченный состав участников, свидетельствуют о разнообразии, интеллектуальной насыщенности и корпоративной востребованности профессионального осмысления процессов, происходящих в евразийском медиа-пространстве.
Однако заявленные в докладах участников темы, представленные ими сведения, проделанный анализ и извлеченные резюме – подчас действительно глубокие и далеко идущие, иногда остроумные и полемически блестящие – не отменяют прискорбного для устроителей Телефорума факта: все эти грандиозные интеллектуальные усилия остаются достоянием узкого круга медиа-исследователей и, в отсутствие широкой аудитории и внимания прессы, служат лишь своеобразной формой отчетности членов евразийской академии друг перед другом и перед патронирующими инстанциями. А также своего рода презентациями деятельности всевозможных грантовых мониторинговых проектов. В то время как самые широкие слои теле-менеджмента, да и просто журналистов, да хотя бы студентов журфаков всех мастей, могли бы быть реально облагорожены восприятием подобной информации.
Что же касается круглых столов и семинаров, то кроме вышеозначенного недостатка, им была подчас присуща и другая крайность – узкая локализация на проблемах региональных российских СМИ, которые в целом, конечно, показательны, но и только.
И все же, все же тема интеграции прошла красной нитью, выявив тенденцию довольно грустную: интеграция по-российски - это, прежде всего, российская экспансия. И интеграцией она называется лишь потому, что вынуждена в нынешних условиях искать цивилизованные каналы осуществления. Раздраженность этой вынужденной и затяжной попыткой играть по правилам находит свое отражение в высказываниях подчас даже вполне либеральных и просвещенных представителей российских околомедийных структур.
Так, круглый стол в двух заседаниях «Пути поддержки русскоязычного вещания в мире, перспективы реализации совместных проектов в электронных СМИ» как нельзя более полно проявил, с одной стороны, мощную российскую политическую озабоченность присутствием в информационном пространстве стран Содружества и дальше, дальше, дальше… С другой – продемонстрировал полное непонимание процессов и реалий, в этих самых информпространствах происходящих. То есть, реальными сведениями о состоянии русскоязычного вещания, например, в Украине, никто из участников Телефорума то ли не был обременен, то ли не был уполномочен к ним апеллировать. Мое же спонтанное выступление о засилье российских программ в сетках украинских телеканалов, о разрушительном их воздействии на становление собственного национального телепроизводства, с одной стороны, и о все возрастающем количестве прецедентов успешной ко-продукции – с другой было воспринято на уровне сенсации.
Впрочем, естественный, а главное - реалистичный вывод о том, что, во-первых, интеграционные процессы не могут носить односторонний характер, а во-вторых, происходят не по призыву сверху, а формируются под воздействием рыночных механизмов, на которые оказывают влияние коммерческие и политические интересы топ-менеджеров телеканалов, и что прежде чем пытаться влиять на ситуацию, ее следует изучать – ведущий круглого стола советник Министра печати России Владимир Лившиц предложил вниманию собравшихся в качестве главного итога дискуссии.
Мое неформальное кулуарное общение с немногочисленными завсегдатаями форумных акций так или иначе наталкивалось на искреннюю обеспокоенность собеседников по поводу радикальных националистических проявлений на Украине. При этом в ответ на мой тезис о том, что в Украине, как в любом другом государстве, представлен весь спектр политических сил, и националистические – как раз не представляются наиболее общественно опасными из них, после паузы следовало нечто сакраментальное про Тузлу.
Когда же я пускалась в рассуждения о различиях между патриотическими настроениями, национальными интересами и националистическими проявлениями – между мной и собеседником окончательно устанавливалось полное непонимание. Что, впрочем, абсолютно не мешало дружескому общению на любые другие темы.
Уже торопясь на поезд, не смогла себе отказать в старой еще советской студенческой привычке заглянуть в книжный магазин «Москва» на Тверской. В разделе «Политология» первым бросилось в глаза помпезное издание книги нашего Президента «Украина - не Россия». И вынуждена признать - после семи дней пребывания в Москве флер одиозного анекдотизма этого названия непостижимым образом испарился. Как ни печально, слишком многое свидетельствует о том, что для многих в России это по-прежнему если и не новость, то досадное недоразумение.
Відповіді
2003.11.07 | Анатолій
А тепер чекайте подяки від Тульського Пряника!!(-)