Важно: Маленькая трагедия (о депортации)!
05/18/2005 | line305b
http://www.obozrevatel.com/news/2005/5/18/13683.htm
Дискуссия также на Крымском Форуме: http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1116255180
Маленькая трагедия
Татьяна КОРОБОВА
Вот прям и не знаю, народ, с чего начать: с праздника в Киеве либо с траура в Крыму. Хотя, конечно, праздник — он такой большой, аж европейский. А горе — оно такое маленькое, всего лишь крымскотатарское…
И когда традиционно 18 мая крымские татары скорбно и сурово отмечают День депортации, оплакивая родных, близких, покалеченные свои судьбы и трагедию своего народа, в Киеве — бурное веселье, арт-шоу “Украина — сердце Европы”, песни-пляски и фейерверки от Киевстар. Наверное, в этом состоит какая-то особая государственная мудрость. Только я этого не догоняю.
Хотя утешение, конечно, есть. И на месте центральной власти я б шляпу сняла перед главой крымского правительства Анатолием Матвиенко, который накануне публично извинился перед крымскими татарами и представителями других пострадавших в 1944 г. народов, изгнанных по сталинской команде из Крыма на горе и беду. “Как представитель власти, я должен от имени власти принести извинения за все злодеяния, которые власть делала на этой земле”, — сказал Матвиенко на траурном собрании, представляя государство, которое ни коим образом к этому преступлению не причастно. “Но это будет честно, потому что каждая власть должна понимать, что она несет ответственность за всё, что происходит на этой земле”. И это правильно. И это должен был бы сказать Президент страны. Ну, еще не вечер, может еще скажет.
А то мне как-то показалось, что новая украинская власть собирается решать крымскотатарскую проблему с чистого листа. Президент Украины предложил Меджлису пересмотреть “резолюцию 1991 г.” — имея в виду задекларированную Курултаем программную цель о крымскотатарской государственности и предполагая, что это положение, противоречащее Конституции, “вселяє певний неспокій у місцеву громаду”.
Вообще-то всю эту демагогию мы там, в Крыму, проходили еще в начале 90-х. “Местная община”, которая сепаратистскими толпами за деньги Москвы ходила (и, периодически оживляясь, ходит до сих пор) под лозунгами “Крым с Россией”, тем же самым занималась бы, если б в Крыму не было ни одного татарина.
Но дело даже не в этом. Отказ Меджлиса, хоть как-то еще контролирующего свой народ, от заявленных программных целей восстановления прав на национальную автономию, немедленно радикализует различные национальные группировки и расширит их уже не контролируемое влияние.
И в общем-то, кроме компартийного Грача, активно эксплуатирующего в своей зигзагообразной карьере две темы — антитатарскую и пророссийскую — все остальные руководители и Крыма, и Украины это худо-бедно понимали. И не толклись на том, что реальной жизни аж никак не мешало, не упирались рогами в то, что полностью исключало диалог и взаимопонимание.
Я вот помню одну из первых встреч тогдашнего главы Верховного Совета Крыма Николая Багрова и председателя Меджлиса Мустафы Джемилева — у меня дома. Ну, так им было комфортнее при опасениях и недоверии друг к другу. Между ними, абсолютными идеологическими антагонистами, стояли не только их личные биографии — кадровая компартийная и диссидентски-правозащитная, но и бульдозеры, которыми в крови сметены были татарские самострои…
И на этой встрече, по сути, было начало прямого диалога крымских татар с действующей властью, которой, меняющейся в персоналиях, потребовалось очень много времени, чтобы понять: теоретический вопрос о самоопределении крымских татар выносится за скобки, потому что в повестке дня конкретной жизни не стоит и, упираясь в него, невозможно строить отношения, а можно только баррикады. И решение проблемы в другом — в помощи репрессированному народу в обустройстве его на родине, как в бытовом, так и общественно-политическом. В понимании того, что народ, пережив то, что пережил, не может, вернувшись, бесконечно долго стоять на своей земле с протянутой рукой, наблюдая, что с этой землей делают варвары от купленной бизнесом власти…
А тогда, в этих первых диалогах, я, примитивируясь на нервной почве, у Багрова спрашивала: что вам далась эта крымскотатарская государственность, она ж, считайте, для них, как коммунизм! КПСС ставила цель построить коммунизм? Сколько лет мы его строили? Мы знали, что цель — иллюзия, а жизнь — своим чередом? Ну, так какого черта цепляться к людям, если у них тоже мечта записана? Мустафа-ага не обижался. Я ему говорила: слушай, ну есть же абсолютно беспроблемный путь завоевания Крыма: крымскотатарские женщины рожают, рожают, рожают — и через 20-25 лет на выборах вся власть крымскотатарская!
Ничего смешного, между прочим. И сегодня Президент наш Виктор Андреевич баснословным пособием на рождение очень замечательно стимулирует мой гениальный план…
Однако, начинать новой власти с того, что проблемой на самом деле не является, то есть с претензий к декларации о самоопределении крымских татар — это расписываться в полном непонимании истории вопроса и реально существующих проблем. Конечно, если к этому добавить и президентское предложение — выйти крымским татарам с инициативою про подписание некоего меморандума в Крыму “між різними громадами задля спільного спокою” — это тоже, видимо, плод глубокого и неустанного интеллектуального поиска президентских “яйцеголовых”. Которые попутно, как я краем уха слышала, додумались до того, что депортация, строго говоря, она вовсе и не депортация, а так. Организованное переселение народов внутри одной страны, СССР…
Мораторий на землю, объявленный, как предложение, Президентом, и продублированный секретарем СНБО — еще один знак могучей подготовленности новой власти к принятию решений государственного уровня. 61 год для татар, выгнанных из своих домов, существует необъявленный мораторий на землю, на которой до сих пор стоят эти самые дома, занятые другими людьми. Нынешний мораторий — это голова в песок.
Но сколько должно времени пройти, чтобы новая власть явила свою отличительную демократическую продвинутость и доказала: она понимает не только суть сталинского преступления, не только трагедию репрессированного народа и необходимость уже срочного решения его проблем, но и тот факт, что сколько бы ни прогибаться, заигрывая с “русскоязычным” населением, оно ни опорой, ни патриотичными украинцами по гражданству никогда не будет. Ну, или ни в этой жизни. Там, в Крыму, площадка российских долгосрочных игр, и единственная “украинская громада” — это крымские татары. К слову, в региональное руководство этого Народного Союза “Наша Украина” их, кажется, не позвали? Ну, зато там скучились подельники побежденного режима, вместе с ним по полной мере дерибанившие Крым.
И при той несостоятельности, которую центральная власть успела так некомпетентно продемонстрировать по Крыму, было бы странно, если бы наш главный стратегический партнер с гэбистским мышлением ни определил бы для себя новые, очень неслабые шансы продолжать держать нас за задницу не только нефтью и газом, но и потенциальной горячей точкой, которая пуще прежнего накаляется с каждым днем. Именно потому, народ, в день 18 мая мне кажется абсолютно невозможным ни зубоскалить, ни говорить о чем-нибудь другом.
Дискуссия также на Крымском Форуме: http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1116255180
Маленькая трагедия
Татьяна КОРОБОВА
Вот прям и не знаю, народ, с чего начать: с праздника в Киеве либо с траура в Крыму. Хотя, конечно, праздник — он такой большой, аж европейский. А горе — оно такое маленькое, всего лишь крымскотатарское…
И когда традиционно 18 мая крымские татары скорбно и сурово отмечают День депортации, оплакивая родных, близких, покалеченные свои судьбы и трагедию своего народа, в Киеве — бурное веселье, арт-шоу “Украина — сердце Европы”, песни-пляски и фейерверки от Киевстар. Наверное, в этом состоит какая-то особая государственная мудрость. Только я этого не догоняю.
Хотя утешение, конечно, есть. И на месте центральной власти я б шляпу сняла перед главой крымского правительства Анатолием Матвиенко, который накануне публично извинился перед крымскими татарами и представителями других пострадавших в 1944 г. народов, изгнанных по сталинской команде из Крыма на горе и беду. “Как представитель власти, я должен от имени власти принести извинения за все злодеяния, которые власть делала на этой земле”, — сказал Матвиенко на траурном собрании, представляя государство, которое ни коим образом к этому преступлению не причастно. “Но это будет честно, потому что каждая власть должна понимать, что она несет ответственность за всё, что происходит на этой земле”. И это правильно. И это должен был бы сказать Президент страны. Ну, еще не вечер, может еще скажет.
А то мне как-то показалось, что новая украинская власть собирается решать крымскотатарскую проблему с чистого листа. Президент Украины предложил Меджлису пересмотреть “резолюцию 1991 г.” — имея в виду задекларированную Курултаем программную цель о крымскотатарской государственности и предполагая, что это положение, противоречащее Конституции, “вселяє певний неспокій у місцеву громаду”.
Вообще-то всю эту демагогию мы там, в Крыму, проходили еще в начале 90-х. “Местная община”, которая сепаратистскими толпами за деньги Москвы ходила (и, периодически оживляясь, ходит до сих пор) под лозунгами “Крым с Россией”, тем же самым занималась бы, если б в Крыму не было ни одного татарина.
Но дело даже не в этом. Отказ Меджлиса, хоть как-то еще контролирующего свой народ, от заявленных программных целей восстановления прав на национальную автономию, немедленно радикализует различные национальные группировки и расширит их уже не контролируемое влияние.
И в общем-то, кроме компартийного Грача, активно эксплуатирующего в своей зигзагообразной карьере две темы — антитатарскую и пророссийскую — все остальные руководители и Крыма, и Украины это худо-бедно понимали. И не толклись на том, что реальной жизни аж никак не мешало, не упирались рогами в то, что полностью исключало диалог и взаимопонимание.
Я вот помню одну из первых встреч тогдашнего главы Верховного Совета Крыма Николая Багрова и председателя Меджлиса Мустафы Джемилева — у меня дома. Ну, так им было комфортнее при опасениях и недоверии друг к другу. Между ними, абсолютными идеологическими антагонистами, стояли не только их личные биографии — кадровая компартийная и диссидентски-правозащитная, но и бульдозеры, которыми в крови сметены были татарские самострои…
И на этой встрече, по сути, было начало прямого диалога крымских татар с действующей властью, которой, меняющейся в персоналиях, потребовалось очень много времени, чтобы понять: теоретический вопрос о самоопределении крымских татар выносится за скобки, потому что в повестке дня конкретной жизни не стоит и, упираясь в него, невозможно строить отношения, а можно только баррикады. И решение проблемы в другом — в помощи репрессированному народу в обустройстве его на родине, как в бытовом, так и общественно-политическом. В понимании того, что народ, пережив то, что пережил, не может, вернувшись, бесконечно долго стоять на своей земле с протянутой рукой, наблюдая, что с этой землей делают варвары от купленной бизнесом власти…
А тогда, в этих первых диалогах, я, примитивируясь на нервной почве, у Багрова спрашивала: что вам далась эта крымскотатарская государственность, она ж, считайте, для них, как коммунизм! КПСС ставила цель построить коммунизм? Сколько лет мы его строили? Мы знали, что цель — иллюзия, а жизнь — своим чередом? Ну, так какого черта цепляться к людям, если у них тоже мечта записана? Мустафа-ага не обижался. Я ему говорила: слушай, ну есть же абсолютно беспроблемный путь завоевания Крыма: крымскотатарские женщины рожают, рожают, рожают — и через 20-25 лет на выборах вся власть крымскотатарская!
Ничего смешного, между прочим. И сегодня Президент наш Виктор Андреевич баснословным пособием на рождение очень замечательно стимулирует мой гениальный план…
Однако, начинать новой власти с того, что проблемой на самом деле не является, то есть с претензий к декларации о самоопределении крымских татар — это расписываться в полном непонимании истории вопроса и реально существующих проблем. Конечно, если к этому добавить и президентское предложение — выйти крымским татарам с инициативою про подписание некоего меморандума в Крыму “між різними громадами задля спільного спокою” — это тоже, видимо, плод глубокого и неустанного интеллектуального поиска президентских “яйцеголовых”. Которые попутно, как я краем уха слышала, додумались до того, что депортация, строго говоря, она вовсе и не депортация, а так. Организованное переселение народов внутри одной страны, СССР…
Мораторий на землю, объявленный, как предложение, Президентом, и продублированный секретарем СНБО — еще один знак могучей подготовленности новой власти к принятию решений государственного уровня. 61 год для татар, выгнанных из своих домов, существует необъявленный мораторий на землю, на которой до сих пор стоят эти самые дома, занятые другими людьми. Нынешний мораторий — это голова в песок.
Но сколько должно времени пройти, чтобы новая власть явила свою отличительную демократическую продвинутость и доказала: она понимает не только суть сталинского преступления, не только трагедию репрессированного народа и необходимость уже срочного решения его проблем, но и тот факт, что сколько бы ни прогибаться, заигрывая с “русскоязычным” населением, оно ни опорой, ни патриотичными украинцами по гражданству никогда не будет. Ну, или ни в этой жизни. Там, в Крыму, площадка российских долгосрочных игр, и единственная “украинская громада” — это крымские татары. К слову, в региональное руководство этого Народного Союза “Наша Украина” их, кажется, не позвали? Ну, зато там скучились подельники побежденного режима, вместе с ним по полной мере дерибанившие Крым.
И при той несостоятельности, которую центральная власть успела так некомпетентно продемонстрировать по Крыму, было бы странно, если бы наш главный стратегический партнер с гэбистским мышлением ни определил бы для себя новые, очень неслабые шансы продолжать держать нас за задницу не только нефтью и газом, но и потенциальной горячей точкой, которая пуще прежнего накаляется с каждым днем. Именно потому, народ, в день 18 мая мне кажется абсолютно невозможным ни зубоскалить, ни говорить о чем-нибудь другом.
Відповіді
2005.05.18 | Pavlo Z.
Щоб зрозуміти кримських татар,
треба кожному з нас поставити себе на їх місце в 1944 році в той самий день 18 травня. От ти живеш на своїй вулиці або у своєму селі зі своїми батьками-дітьми, пораєшся в городі, ловиш рибу, радієш сонцю і життю і тут тебе ні за що під грубим примусом разом з усіма - дітьми, старими, лежачими хворими закидають у товарняки, замикають наглухо під охороною автоматників з НКВД і вівчарок і везуть тижнями геть з рідної землі - практично без їжі, води, свіжого повітря, можливості помитися й поспати... По дорозі в твоєму вагоні з 200 душ залишаються в живих трохи більше половини - по дорозі тихо вмерли маленька сестра, шестеро однокласників, сусідка... Розкидають по різних усюдах без надії на повернення. А коли ти все-таки повертаєшся через десятки років на рідну вулицю - ти бачиш, що у твоєму будинку живуть діти тих самих автоматників з НКВД і кричать тобі: "Пшол вон атсюда!".Я, українець без жодної краплі татарської крові у моїх жилах, сьогодні схиляю голову як в скорботі за моїми загиблими татарськими співвітчизниками, так і в пошані до великої мудрості та терпіння їх живих співплемінників. Не знаю, чи вистачило б у мене цих мудрості та терпіння при тому маразмі, що творить з ними всі ці роки влада в Києві (про кримську владу я вже мовчу).
Чув про якусь "програму адаптації кримських татар в українське суспільство". Треба щоб Українська держава адаптувалася з кримськими татарами, які - попри все! - залишаються всі ці роки єдиною потужною проукраїнською силою в Криму.
2005.05.20 | Navigator
треба кожному з нас поставити себе на їх місце в 1944 році
чим же наше місце в імперії відрізнялось від кримськотатарського?Що НАС не всіх вивезли?
Що НАС не всіх прикріпили до вивезених заводів на Уралі і в Азії?
Чи тільки тим, що ставши комуністичним хохлом українець мав сам право виселяти з хати матір і морити голодом брата?
...
Кому ж зрозуміти кримських татар, як не українцям ?
...
Нас теж питали чекісти в рідній хаті в 1944 : "С какой целью ти остался на совецкой тєріторії????"
2005.05.19 | line305b
О траурном митинге в Ак-Месджит (Симферополе)
Крымские татары настаивают на своем праве на самоопределение...http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1116447792
http://ru.obkom.net.ua/news/2005-05-18/1832.shtml
Крымские татары настаивают на своем праве на самоопределение. Но без отделения от Украины
Участники Всекрымского траурного митинга, посвященного памяти жертв депортации крымскотатарского народа, который состоялся сегодня, 18 мая, на центральной площади Симферополя, заявляют о своей решимости и последовательности в отстаивании законных и неотъемлемых прав крымскотатарского народа, включая право на самоопределение.
Об этом говорится в резолюции митинга, в котором, по различным оценкам, приняло участие от 15 до 25 тысяч человек.
«При этом мы категорически отвергаем любые утверждения и спекуляции о том, что, мол, реализация такого права, может привести к территориальной дезинтеграции Украины, - отмечается в резолюции. - Речь идет о необходимости совершенствования статуса Автономной Республики Крым, внесения в законодательство Украины правовых механизмов и гарантий, обеспечивающих реальное равноправие крымскотатарского народа на своей исторической территории, которая является составной частью независимого Украинского государства».
В резолюции отмечается, что в ходе депортации крымскотатарского народа только в первые годы комендантского режима от голода и холода, непосильных каторжных работ и массовых эпидемий, погибли 46,2% всей численности крымскотатарского народа. «Безусловно, эти злодеяния подпадают под все признаки геноцида, и должны быть таковым квалифицированы со стороны Украинского государства и международного сообщества», - подчеркивается в документе.
Выражая признательность Украинскому государству за оказываемую им посильную помощь в обустройстве возвращающихся крымских татар, участники митинга, одновременно, отмечают «ничем не оправданное затягивание с принятием законодательных актов, направленных на полное восстановление прав крымскотатарского народа». «Отсутствие таких правовых актов не только не содействует процессу возвращения и обустройства крымскотатарского народа, но, нередко, создает новые препятствия на пути восстановления его неотъемлемых прав», - подчеркивается в резолюции митинга.
Участники митинга выразили солидарность со всеми соотечественниками, вынужденных против своей воли все еще находиться в местах изгнания, а также обязались приложить все усилия для того, чтобы в ближайшее время они могли бы воссоединиться со своим народом и своей Родиной.
На митинге также было принято обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором отмечается, что одной из наиболее актуальных проблем, требующих непосредственного участия главы государства, является проблема полного возвращения на свою Родину крымскотатарского народа и восстановления его неотъемлемых прав. «В этой связи мы приветствуем начатый Вами открытый диалог с Меджлисом крымскотатарского народа по всем вопросам, связанным с будущим коренного народа Крыма и обеспечением действительно равных условий для всех жителей Крыма, независимо от их национальности и вероисповедания, в составе независимого Украинского государства, - говорится в обращении. - Соответственно, за правильными словами должны последовать конкретные дела, свидетельствующие о наличии политической воли со стороны высших органов государственной власти Украины в скорейшем и справедливом восстановлении прав крымскотатарского народа».
К числу первоочередных законодательных актов, принятие которых «неоправданно затягивалось предыдущими властями», участники митинга относят закон «О статусе крымскотатарского народа» и «О восстановлении прав крымскотатарского народа». «В этой связи мы призываем Вас, как гаранта Конституции Украины, в кратчайшие сроки внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения, направленные на политическую, экономическую и культурную реабилитацию крымскотатарского народа и восстановление его неотъемлемых прав», - говорится в заключение.
В траурном митинге приняли участие Председатель Верховной Рады АРК Борис Дейч, глава крымского правительства Анатолий Матвиенко, руководители Меджлиса крымскотатарского народа - народные депутаты Украины Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров, представители политических партий и общественных организаций, национальных общин, крымскотатарской диаспоры из Турции, Румынии и других стран.
Леонид ИВАНОВ (Симферополь)
18 мая 2005. 18:32
2005.05.19 | Pavlo Z.
Re: О траурном митинге в Ак-Месджит (Симферополе)
Законне право. Наш моральний обов'язок - потиснути дружньо простягнену руку. І йти далі разом.2005.05.20 | Габелок
Re: Вопрос к знающим
Пожалуйста, кто-нибудь может мне объяснить суть крымскотатарского самоопределения или автономии. Крымские татары на сегодня являются меньшинством в Крыму. То есть как быть с самоопределением? Иметь часть Крыма для этого? Или это, как пишет Коробова, цель наподобие "строительства коммунизма", которая греет душу, но далека от практического воплощения?Ну и помимо этого вопроса. Когда же в конце концов украинское правительство решит земельно-бытовые проблемы депортированных? Трагедия 1944 года продолжается, черзнает что такое.
2005.05.20 | JD
Re: Вопрос к знающим
Самоопределение – это, прежде всего возможность решать проблемы правовым путем на государственном уровне, а не ждать пока «дяди у власти снизойдут…» (Не знаю как Вы понимаете суть самоопределения, но это точно не «отхватывание куска земли и деланья там чего хочу»)Государственность, это значит развитие языка на государственном уровне, культуры, это значит защищенность – правовая, прежде всего - со стороны государства. Это значит гарантированное равноправие со всеми другими этническими группами (ни в коем случае не привилегированность), это возвращение Крыму его истинного исторического лица, наконец, (топонимика, и прочее, прочее…) Например, многие уникальные памятники крымскотатарской архитектуры находятся в таком ужасном состоянии - и никому дела нет. Даже не в финансах дело, само отношение и со стороны властей и со стороны местного населения, мягко говоря, пофигистическое. Потому что это не их история и, соответственно, они не стремятся ее сохранить. А без прошлого, как мы знаем, нет будущего…
И Ваш последний вопрос насчет земли – это как раз звенья одной цепи. В Крыму сейчас в большинстве искусственные переселенцы (кстати, никто их в этом не винит), а коренной народ в меньшинстве – именно благодаря противоестественно созданным условиям. И очень много заинтересованных сил во властных структурах, которые по большому счету привыкли только брать, абсолютно не заботясь о последствиях. Собственно поэтому мы и имеем такую картину повсеместного запустения в Крыму (если не сказать плачевную). Так вот силы эти очень активно манипулируют этими самыми искусственными переселенцами, создавая всякие искусственные фобии для удержания нынешнего положения вещей – когда можно все время брать... Не хочется им уподобляться и окрашивать все в какой либо национальный цвет. Все мы люди, все под одним богом ходим, не важно кто как его называет, кто бог, кто аллах. Просто хочется жить в мире и согласии со всеми.
Кстати, не обращали внимание на крымскотатарский флаг? Где на голубом, цвета морской волны, фоне изображен золотой знак тавро, или его еще называют - золотая тамга. Как мне объяснили – это весы - символ равноправия, равновесия, добра и мира. Демократии, если хотите.
Думаю это как раз то, что необходимо Крыму.
И потом в мире очень много примеров, где не только в автономиях, но и в целых государствах – автохтонный, коренной народ в меньшинстве, но никому и в голову не приходит «упразднить» по этой причине государственность и право на самоопределение – ну, это конечно происходит не в джунглях, где много хищников…
2005.05.20 | line305b
Добавлю...
Зацитировав из резолюции митинга на два поста выше, насчет и самоопределения и других насущных задач. Думаю, там все довольно-таки взвешенно и неплохо описывает преобладающий крымскотатарский подход к этим темам:Самоопределение/автономия:
>"...Речь идет о необходимости совершенствования статуса Автономной Республики Крым, внесения в законодательство Украины правовых механизмов и гарантий, обеспечивающих реальное равноправие крымскотатарского народа на своей исторической территории, которая является составной частью независимого Украинского государства»..."
Скажем, добавление национальных квот в местную законодательную и исполнительную власть, или других механизмов гарантированного представительства для крымских татар было бы мерой, которая бы продвинула тему самоопределения вперед очень значительно. Джемилев как-то сказал, что если Закон о депортированных (который и предусматривал, кстати, такие квоты) пройдет в украинском Парламенте, то "можно спокойно возвращаться в Крым". Т.е. в значительной мере самоопределение будет достигнуто.
Еще самоопределение:
>"В резолюции отмечается, что в ходе депортации крымскотатарского народа только в первые годы комендантского режима от голода и холода, непосильных каторжных работ и массовых эпидемий, погибли 46,2% всей численности крымскотатарского народа. «Безусловно, эти злодеяния подпадают под все признаки геноцида, и должны быть таковым квалифицированы со стороны Украинского государства и международного сообщества», - подчеркивается в документе."
Опять же, крымские татары хотят признания своей депортации актом геноцида. Будь такое признание со стороны украинского государства - был бы еще один огромный шаг на пути реализации крымскотатарского самоопределения. Огромная историческая трагедия получила бы необходимое государственное признание - вышла бы, так сказать, на государственный уровень. Соотвественно, упростилось бы намного обсуждение ликвидации последствий депортации и т.д. Пока такого шага не сделано, хотя сделать не так сложно.
Насчет конкретных шагов, что надо делать - тоже не забыли:
> "На митинге также было принято обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором отмечается, что одной из наиболее актуальных проблем, требующих непосредственного участия главы государства, является проблема полного возвращения на свою Родину крымскотатарского народа и восстановления его неотъемлемых прав. «В этой связи мы приветствуем начатый Вами открытый диалог с Меджлисом крымскотатарского народа по всем вопросам, связанным с будущим коренного народа Крыма и обеспечением действительно равных условий для всех жителей Крыма, независимо от их национальности и вероисповедания, в составе независимого Украинского государства".
Т.е. желательно формализовать вопрос решения крымскотатарской проблемы, сделать формальными консультации с Меджлисом, наметить какой-то "road-map" для урегулирования вопроса. Помимо всего прочего, послало бы сильный сигнал и всем участникам процесса в собственно Крыму, и подняло бы процесс на новый уровень. Там же, в подтверждение:
>"Соответственно, за правильными словами должны последовать конкретные дела, свидетельствующие о наличии политической воли со стороны высших органов государственной власти Украины в скорейшем и справедливом восстановлении прав крымскотатарского народа».
По сути, прими Рада с поддержки Президента, два закона, и 90% проблем с "самоопределением" разрешилось бы:
>"К числу первоочередных законодательных актов, принятие которых «неоправданно затягивалось предыдущими властями», участники митинга относят закон «О статусе крымскотатарского народа» и «О восстановлении прав крымскотатарского народа». "
Вместо этого, Президент не поленился почитать нотации крымским татарам во время встречи в Крыму о том, как плохо, что в 1991 году они приняли "декларацию о национальном суверенитете" - хотя с того самого 1991 года крымские татары к декларации этой больше не возвращались, публично ее не обсуждали, и в упрек Украине невыполнение декларации не ставили.
Но надежды живы - столько лет перетерпели, и потихоньку "снизу" строили свое собственное самоопределение без особой помощи государства, так что можно наверное подождать и еще какое-то время - надежда на конструктив есть:
> "«В этой связи мы призываем Вас, как гаранта Конституции Украины, в кратчайшие сроки внести на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения, направленные на политическую, экономическую и культурную реабилитацию крымскотатарского народа и восстановление его неотъемлемых прав», - говорится в заключение."
2005.05.21 | Габелок
Re: Терь понял, спасибо(-)