МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Метаморфозы российской угрозы (/)

10/10/2005 | Steve Seitz
Сила как инструмент внешнеполитического влияния
11:34, 10/10/2005
http://www.charter97.org/rus/news/2005/10/10/sila

Россия по-прежнему рассматривает военную силу как элемент своей внешней политики в отношении стран СНГ. Об этом свидетельствуют не только заявления главы военного ведомства РФ Сергея Иванова о положительной роли российских миротворцев в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве и борьбе с терроризмом. На это же работают и конкретные действия Москвы, направленные на укрепление военных баз и объектов в Центральной Азии, Закавказье, а также в Приднестровье, в Крыму, Беларуси. Речь идет о территории бывшего СССР, которую Москва объявила зоной своих жизненно важных интересов, пишет «Независимая газета».

Тенденции очевидны

Характеризуя особенности военного присутствия наших войск вне границ России, надо отметить главные тенденции. Во-первых, практически в каждом государстве, входившем в состав СССР, по-прежнему остаются российские военные контингенты и объекты. Либо в отношениях с этими государствами Москва пытается поддерживать тесные военные и военно-технические связи, что происходит сейчас с Узбекистаном. Исключением является только нейтральная Туркмения, которая, развивая экономические связи с Россией, стремится строить военные отношения с США, Украиной и Грузией, но никак не с российским Минобороны.

Несмотря на все коллизии и проблемы, военное влияние России на страны СНГ не стало слабее. А начавшийся в этом году вывод российских войск из Грузии знаменует не столько очередной этап, связанный с переделом сфер влияния на постсоветском пространстве, сколько переход Москвы к новому, более жесткому формату общения с Тбилиси в вопросах экономики и гуманитарных отношений. При этом российские миротворцы комфортно себя чувствуют в Абхазии и Южной Осетии и вряд ли при всех жестких заявлениях грузинского парламента о необходимости их вывода в обозримом будущем изменят статус-кво. Тот же вывод напрашивается и в отношении российского военного присутствия в Приднестровье.

Во-вторых, надо отметить тот факт, что численность российских войск в дальнем зарубежье постоянно снижается. Так, до 1 августа 2003 г. полностью были выведены миротворческие группировки с Балканского полуострова – из Косово, Боснии и Герцеговины. 1 октября прекратило существование воинское формирование ВС РФ, участвовавшее до этого в миротворческой операции ООН в Сьерра-Леоне. Отныне в дальнем зарубежье нет российских воинских подразделений, а по линии ООН и ОБСЕ действуют только офицеры-наблюдатели.

СНГ уже не приоритет

Сокращая войска в дальнем зарубежье, Москва стремится оптимизировать расходование средств и на содержание близлежащих группировок в СНГ. Так, если в 2003 году расходы по статье бюджета «Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности» составили 1,4 млрд. рублей, то в 2004 году было выделено всего 63,7 млн. рублей, в 2005 году – 61,1 млн. рублей. Сколько выделит Москва по данной статье в 2006 году – неизвестно. По мнению военных экспертов, расходы уменьшатся. Данный вывод они мотивируют фактом ликвидации Штаба по координации военного сотрудничества СНГ.

Вместе с тем Минобороны РФ увеличивает расходы на совершенствование военных объектов и баз за рубежом в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. Так, министр обороны Сергей Иванов заявил в киргизском Канте, что на развитие инфраструктуры расположенного здесь аэродрома в ближайшие годы будет выделено 100 млн. рублей. Деньги выделяются и на обустройство военной базы РФ в Таджикистане и на выполнение новых задач ОДКБ в развертывании коалиционных группировок в Центральной Азии. В составе ОДКБ уже сформированы Коллективные силы быстрого развертывания, действует объединенный штаб ОДКБ.

При этом Россия может согласиться на увеличение арендной платы за базирование в Крыму Черноморского флота. Сейчас эта плата составляет 97,75 млн. долл. И она осуществляется за счет ежегодного уменьшения газовых долгов Украины. Срок окончания аренды 2017 год. Однако российских военных волнует не столько судьба объектов ЧФ в Крыму после этого срока, сколько модернизация флота, чему так противятся украинские политики.

Еще в 2001 году России удалось перебазировать на Крымский полуостров бомбардировщики Су-24, были отремонтированы и заменены несколько военных судов ЧФ. Между тем Москва намерена увеличить подводный флот и готовится к перебазированию с Северного флота еще одной дизельной подводной лодки 877-го проекта. Киев выступает против данной акции. Об этом заявил бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Бескоровайный.

Между тем Москва понимает, что отстаивание своих геополитических интересов на постсоветском пространстве только путем экстенсивного наращивания вооружений – дело гиблое. Поэтому негласно делается ставка на качественные параметры войск и сил флота, дислоцированных в ближнем зарубежье. Так, на ЧФ принята программа модернизации сил и средств флота. При этом используются не только российские ремонтные предприятия, но и местный севастопольский судоремонтный завод, который подчиняется командованию ЧФ.

Главное — крылья

В реализации идеи по сохранению и развертыванию войск за рубежом ставка делается на возможность использовать авиацию. Не случайно при разделе ЧФ Россия оставила в Крыму за собой 2 основных аэродрома – в Гвардейском и Каче, а также 2 запасных – в Севастополе (на мысе Херсонес и в Южном). Тот же аэродром Кант в Киргизии готовится к эксплуатации не для того, чтобы там сиюминутно разместились российские самолеты, а как резервный. Аналогичным образом рассматриваются аэродромы в Таджикистане (Айни, Душанбе), Узбекистане (Ханабад, Кагайты), Армении (Ереван, Гюмри), Беларуси (Минск, Вилейка), Казахстане (Кустанай, Байконур) и Молдавии (Тирасполь). Даже в Абхазии аэродром в Гудауте модифицирован как миротворческий объект. В том числе в Гудауте размещена авиация ООН и Коллективных сил по поддержанию мира в зоне конфликта.

Так что Москва не стремится наращивать воинские контингенты в ближнем зарубежье. Расходы, связанные с функционированием войск, дислоцированных вне границ РФ, как правило, из года в год уменьшаются. Хотя по отдельным проектам, таким как деятельность РЛС (Барановичи, Беларусь, и Габала, Азербайджан), модернизация ЧФ, обустройство баз в ЦА, эти расходы значительно увеличиваются. Их трудно увидеть в бюджете страны, так как цифры прописаны не по международным статьям, а вкраплены в общие программы, связанные с поддержанием боеспособности войск на уровне вида или рода Вооруженных сил РФ.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".