Выбор Лазаренко. (/)
После суда сразу вернусь в Украину
- Павел Иванович, я знаю, что вы верующий человек. Легко ли в Америке оставаться православным, соблюдать традиции, поститься? - Я и раньше верил в Бога. Что ж до Америки… Жизнь меня потрепала и заставила глубоко переосмыслить многие ценности. Традиций не забываю, соблюдаю Великий пост, хожу в церковь. Здесь, в Сан-Франциско, мне очень нравится собор Святого Николая. В моем рабочем кабинете - две иконы. Так что, как видите, православным можно быть и в Америке.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- У меня появилось много свободного времени, изучаю политическое устройство западноевропейских стран и Северной Америки. Это позволяет мне совершенно по-новому взглянуть на реформы в Украине. Что касается моего судебного процесса, то последняя новость заключается в том, что мы так и не получили ответа от Генпрокурора Украины по поводу агрофирмы «Наукова». (Как известно, американская Фемида на основе свидетельских показаний из Украины обвиняет Лазаренко в причастности к нарушениям финансовой деятельности данной агрофирмы. - Прим. ред.) Вместо документов поступила формальная отписка о том, что материалы предоставить нельзя. Но ведь это фактическое признание того, что документы, подтверждающие мою непричастность к каким-либо злоупотреблениям, у Генпрокуратуры все-таки есть. Придется исходить из ситуации, которая сложилась объективно. Пока еще дату процесса не назначили, но мы к нему готовы, и я ожидаю благоприятного исхода. После заседаний сразу вернусь в Украину: накопилось очень много вопросов, требующих незамедлительного решения. - Вы не чувствуете обиды на Центризбирком? Вам отказали в регистрации в качестве кандидата в Верховную Раду, потому что вы не проживаете в Украине. Но ведь известно, что и Кличко, и Блохин, и ряд кандидатов от Партии регионов тоже много лет находились за кордоном. - Давыдович выполнил политический заказ - не больше и не меньше. Конечно, рано или поздно это скажется на его карьере, да и чисто по-человечески так поступать нельзя. Он нарушил закон и когда не зарегистрировал меня, и когда не отказал в регистрации остальным, вот за это будет отвечать. Я направил иск в парламентский суд Совета Европы. Слушания ожидаются, мы обосновали все свои аргументы юридически, заручившись при этом поддержкой миссии ОБСЕ в Украине.
Наш блок получил «золотую акцию»
- Вы внимательно следите за тем, что происходит в Украине. Как оцениваете перспективы «оранжевой» коалиции в Верховной Раде? - Если подходить к делу исключительно с государственной позиции, то нужно создавать более широкую коалицию. И непременно - с участием Партии регионов. Почему на выборах в десяти регионах Украины поддержали эту партию? Ответ прост: на востоке и на юге многие обижены, поскольку мнение жителей восточных областей в Киеве не слышат. А люди хотят быть услышанными. Зачем разделять нашу страну на две части? И не надо закрывать глаза на данную проблему, потому что она все равно прорвется. Не учитывать интересы 40 процентов избирателей сегодня никто не имеет права!
- Вы говорите, что знаете настроение людей на востоке Украины. Откуда?
- Я прошел все этапы избирательной кампании, провел более 300 встреч. В 8 районах Днепропетровской области мы набрали большинство. И всегда спрашивал людей, почему они поддерживают ПР. Отвечали одинаково: мы на областном уровне будем голосовать за Лазаренко, потому что знаем его. А в Верховную Раду — за «регионалов»: хотим, чтобы власть с нами считалась. - Скажите, с кем намеревается блокироваться Блок Лазаренко в областном и городском советах Днепропетровска? - Мы получили «золотую акцию» - как раз то количество мест в обоих советах, без которого основные политические силы не смогут обойтись. Шли на выборы под лозунгом регионального патриотизма. И не может быть такого парадокса: Днепропетровская область – вторая по населению (3,5 миллиона человек), а в Верховной Раде от нее всего пятеро депутатов! Раньше было 26 - 32. Пока что не могу сказать, с кем сблокируемся: идут очень сложные переговоры. Поддержим те силы, которые реально займутся возрождением области.
Ехануров – нейтральная фигура
- Как вы считаете, кого Рада изберет премьером? - Много достойных кандидатов: и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович. Но мне кажется, что премьером в нынешней ситуации лучше всего оставить Юрия Еханурова. Он – нейтральная фигура, которая подойдет и востоку, и западу. - Видно, что вы достаточно хорошо разбираетесь в политических проблемах Украины. Если не секрет, откуда получаете информацию? - Я живу проблемами моей страны, поэтому знаю, что происходит. Читаю все интернет-издания, выписываю большинство украинских газет, в том числе «Комсомолку», и общаюсь с большинством украинских политиков. Вот только сегодня трижды общался по телефону.
- С кем чаще всего?
- Америка научила меня быть корректным. Без согласия людей имена называть не хочу. Так принято в демократических странах. - Ну а если бы должность премьера предложили вам? Что бы вы сделали, чтобы наладить ситуацию в экономике? - Мне не предложат (смеется). Но если бы и предложили, я бы отказался. Украину в этом году ждет ряд потрясений, и на ближайшей сессии изберут премьера-«камикадзе», который станет заложником экономической ситуации, а потом неизбежно отправится в отставку. Я ведь экономист по образованию, поэтому мне нетрудно просчитать в мелочах ситуацию в экономике. Не хочу вдаваться в подробности, скажу так: очевидно, что осенью ситуация накалится сверх меры и обществу потребуется «выпустить пар». Отставка правительства месяцев через девять (а то и раньше) станет лучшим из возможных вариантов. Кстати, Леонид Кучма всегда так и поступал.
- Знали ли вы об этой тактике Кучмы, когда вас назначали премьер-министром?
- 28 мая 1996 года я имел с ним откровенный разговор как раз по этому поводу. И понимал: рано или поздно окажусь заложником обстоятельств и ради того, чтобы не возникло «перегрева» в обществе, буду отправлен в отставку. Кучма вообще считал, что правительство для того и создано, чтобы «вбирать» в себя народное негодование.
P.S. «На Пасху думаю пойти в церковь, отстоять Всенощную, - признался Павел Лазаренко «Комсомолке» напоследок. - Буду молиться, просить о том, чтобы Господь простил мои грехи. Для меня это не пустые слова». Андрей ХРУСТАЛЕВ