МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Нужен ли нам региональный язык?

06/01/2006 | Надежда Баловсяк
Не успехи утихнуть споры по поводу первой очереди так называемого языкового парада суверенитетов, как на прошлой неделе вновь прозвучала информация о том, что еще несколько регионов Украины приняли решение о присвоении русскому языку статуса регионального.
Таким образом, на сегодняшний день Луганск, Харьков, Донецк, Николаев, Днепропетровск, Севастополь (а в будущем, возможно, Одесса) являются территорией, отличающейся от других регионов страны. Ибо здесь разговаривают официально на двух языках. Пока. Вполне возможно, что это решение будет опротестовано в судах, но пока эти регионы присвоили русскому языку статус регионального. Сделано это было на основе не совсем правильного прочтения Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств.
Почему же подобная ситуация могла возникнуть в стране, которая вот уже 15 лет живет самостоятельно, стране, в которой есть единый государственый язык, который должен использоваться в учебных заведениях, государственных учереждениях и официальных документах?
Присмотревшись поближе к ситуации, начинаешь понимать тех государственных мужей, которые поднимают тревогу и стараются обратить внимание Президента и правоохранительные органы к проблеме. Ведь сложившаяся ситуация является прямой угрозой безопасности страны.
Общеизвестно, что атрибуты государственности – это сильная власть, обладающая устойчивой легитимностью; наличие цивилизационного проекта, еще называемого национальной идеей, а также наличие культурного слоя, который как раз и превращает население в народ.
Утрата государственности проявляется в ослаблении иили исчезновении этех атрибутов. Одним из элементов которых как раз и является язык, как выразитель того самого культурного слоя.
Государство с подорванным культурным ядром не может считаться сильным, а его население превращается в пятую колонну, готовую в любой момент, пусть на своем, примитивном уровне, предать интересы государства.
При этом язык является только инструментом для культурного слоя, являющегося атрибутом государственности нации. Литература, кино, театр, наука, периодика – все эти выразители языка и создают культурную оболочку, в которой и существует народ. Все это можно создать только с помощью национального языка, но существование только языка без этих понятий, являющихся его воплощениями, чревато серьезными проблемами, с которыми в будущем может столкнуться нация, как результат – может пошатнуться ее государственность.
Ситуация, сложившаяся с региональным парадом языковых суверенитетов продемонстрировала слабость, если не отсутствие культурного слоя украинской нации.
Историческая и социальная преемственность Украины всегда означала разделение украиской нации на два слоя. Для одних людей, живущих на территории Украины, национальная, а значит и языковая идея являлась значимым моментом в самовосприятии и во внутреннем отношении к государству Украине, украинской государственности, как результат – украинскому языку. Другие, оставаясь приверженцами старого советского строя, не могут воспринять идею государственной независимости, а значит и независимости языковой, то есть государственности украинского языка.
При грамотной культурной и языковой политике на протяжении последних 15 лет количество первых должно было увеличиться, вторых – уменьшиться. Сложившаяся ситуация со статусом русского языка на востоке и юго-востоке означает безусловный провал культурной и языковой политики украинского государства. Безусловно, нельзя не отдать должное наличию сильного пророссийского лобби и партий пророссийского направления. А если быть более точными – просоветского направления. Безусловно, имеет значение и поддержка этих партий, а значит – существование того самого просоветски настроенного большиства в восточных регионах страны. Однако грамотная культурная и языковая политика могла свести на нет усилия этих партий и политиков.
Отсутствие национальной среды, в которой бы воспитывались новые граждане, в результате чего украинский народ бы заполучил своих национально-сознательных граждан, и привел к параду языковых суверенитетов.
В результате сложившейся ситуации возникла дилемма: большинство населения, в нашем случае – этнических и сознательных украинцев унижается и низводится до положения бесправного меньшинства. Тут уже речь идет даже не о правовом коллапсе, как еще часто называют решения о присвоении русскому статуса регионального. Проблема лежит гораздо шире – на лицо коллапс социальный, национальный, межэтнический.
При решении языковой проблемы стоит вспомнить слова Вячеслава Чорновола «Для того, чтобы украинский язык приобрел тот статус, который ему принадлежит, нужно все-таки решить одну дилемму: мы работаем ради украинского языка или против русского, - задает резонный вопрос народный депутат Вячеслав Чорновил. - Вот сейчас весь последний год, особенно несколько месяцев, вся полемика, которая ведется со стороны власти, сводится к одному – мы можем украинскому языку сделать одно хорошее - только навредить русскому. Если мы будем дальше таким путем идти, ничего хорошего для украинского языка сделано не будет». Трудно с этим не согласиться.
Как раз на проколах в государственной культурной политике и построены правовые и социальные предпосылки парада языковых суверенитетов.
Хотя, во всей этой ситуации есть один очень важный положительный момент: государственные мужи, за революциями и делением портфелей забывшие о необходимости поддержки украинского языка, поняли, что эта проблема на 15м году независимости является все такой же актуальной. А поняв это, не только пообещали вооружиться буквой закона чтобы решить возникшую проблему. Но, самое главное, заявили о расширении поддержки и популяризации украинского языка. Кто его знает, быть может именно эта ситуация с языковым парадом суверенитетов станет тем катализатором, который и был нужен украинской власти для понимания того, что поддержка языка – это не только проблема культурного слоя, это, прежде всего, проблема существования, и самое главное – безопасности государства.
P.S. Народный депутат Юрий Ключковский на прошлой неделе сделал интересное заявление:
"В Москве проживает более миллиона украинцев. Таким образом, есть все основания для того, чтобы объявить украинский язык региональным языком в Москве" - так прокомментировал народный депутат Юрий Ключковский заявление Министерства иностранных дел РФ, где сказано, что "Россия рассчитывает, что все регионы Украины, как и Харьков, признают русский региональным языком".
"о мы не вмешиваемся во внутренние дела России. А с барским отношением к Украине со стороны разных чиновничьих органов России пора заканчивать", – заявил он.
"Россия должна приучиться к тому, что Украина – независимое суверенное государство. Если она не умеет уважать Украину, то Украина не будет уважать Россию", – сказал Ключковский.
"Мы сами разберемся, где нужен русский язык, где нужен крымско-татарский, где польский, болгарский и другие языки. Но это мы сделаем сами, без помощи чиновников из Москвы", – подчеркнул народный депутат.

Відповіді

  • 2006.06.02 | Роман ShaRP

    А что вам вообще нужно?

    "Смешались в кучу кони, люди", тезисы о том, что государство не поддерживает фактически украинский язык перемежаются тем, что на русский "наезжать" нельзя, и заканчиваются цитатами из Ключковского в духе "мы вас научим родину любить".

    В результате выходит некая непонятная и неудобоваримая смесь.

    Низачот.
  • 2006.06.03 | пан Roller

    К вопросам насильственной ассимиляции русскоязычных.

    Надежда Баловсяк пише:

    > Ситуация, сложившаяся с региональным парадом языковых суверенитетов продемонстрировала слабость, если не отсутствие культурного слоя украинской нации.

    > Не хотелось бы повторять бональные вещи. Тем не менее уровень проблемы мне видится совсем в другой плоскости.

    Так называемая ассимиляция, проще насильственная украинизация русскоязычного населения Украины, в чем то напоминает советские опыты по некой "формации", советского человека. Причем, опыты успешные.

    При этом, как обычно делается подмена, когда под самим украинством пытаются подвести узконационалистическое группировку УПА.

    Характерно, что яркие представители,(культурный слой) которые прошли в отстой на прошедших выборах, в полный голос оттесняют любые иные украинские силы и мысли на экранах СМИ.

    Невдахи, Кендзор, Мовчан, и еще пяток, тупых и новых озверелых украинистов, забивают весь цвет украинской интеллигенции.

    Скажимо вы не увидите и не услышите сегодня Мирослава Поповича, который имеет иную точку зрения чем у националистов.

    К этим недоумкам примешивают кадры бюрократии , таким образом превращая украинское граданское мнение в роль отрешенного слушателя.

    Треба ответить один важный момент. Руссификация о которой любят часто упоминать, в рамках школы, не могла появиться раньше всеобщего образования на Украине. Это тридцатые,сороковые годы.

    Сегодняшний языковый плод выглядит довольно кумидно. Современные поколение не умеет писать по русски, хоча говорит.Оно общается на форумах на своем сленге.
    А старое не может писать по украински.

    При этом конституцией разрешается в делах обращаться письменно на любой мове.

    Представим ситуацию, в которую я попал реально сегодня. Тесть в больнице в Киеве пишет довереность на получение денег. Себя он пишет не по паспорту,а Николай Николаевич, как его называют. Шпора которую ему дали, украинского типа. Но, буквы "И" он меняет на ы. И вообще непонятно на какой мове написан этот симбиоз.И с точкой в нем нет вообще.Треба сказать что он этнический украинец, участник войны, 77 лет.

    У меня вышло чуть лучше.

    Можно ли формально по такой ксиве выдать деньги?

    Если бы она была написана по русски-можно.
    Если бы по- украински тоже можно.
    Никаких статусов в Киеве не треба.

    Но, она написана на какой-то иной мове, ее нет в конституции, она не упоминается в хартии.Об этой мове подразумевал Мирослав Попович. Это есть мова, а не сленг,и не спич ошибок.Это та мова на какой говорит народ, который сичтает себя украинским в Киеве.

    И этот документ треба визировать тремя подписями.

    Таким чином, формирование человека новой формации, которое продолжалось 75 лет, после того как этого человека 75 освобождали лет от крепостного права, а теперь пытаются вылепить из него украинского наци, все из той же серии опытов партийных.

    Бедные люди. Мне жалко их мозга.

    Brgds


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".