МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Увертюра

06/13/2006 | OKS
Увертюра к реквиему

Большинство из нас уже не один раз побывали в Африке – с помощью телевизора, разумеется. Видели душераздирающие сцены, как, скажем, лев настигает и убивает зебру. Но и этого виртуального опыта достаточно, чтобы живо представить себе примерно такую картину: едем на джипе по саванне и замечаем вдалеке что-то большое шевелится. Наверное, какое-то крупное животное, может быть буйвол, а может слон ? Подъезжаем ближе и видим: это стая гиен завалила антилопу и терзает ее тушу, в которой еще, кажется, сохранились какие-то признаки жизни. Картина жуткая, омерзительная, но такова жизнь в саванне - жестокая. Должно быть больна была антилопа, или недостаточно проворна, а может утратила бдительность, «замечталась», но так или иначе, а факт свершился: антилопы больше нет, а ее биомасса превращается теперь в биомассу дюжины гиен. И когда представишь себе такую картину, невольно возникает жутковатая ассоциация: вместо антилопы видится Украина.

Украина тяжело больна. Она страдает целым спектром недугов различной природы. В том числе генетических, психических, соматических. Некоторые из них очевидны. Например, врожденная неспособность к самоорганизации: «два украинца – три гетмана». Другой пример - выраженный иммунодефицит в отношении реликтов коммунистической идеологии и довольно бурной активности ее нынешних носителей. Еще один - шизофреническое состояние национального сознания – раздвоение его по фундаментальным вопросам, от которых зависит само существование Украины, таких, например, как отношение к бывшей метрополии, проблема языка и т.д. Наконец, Украина попросту физически вымирает – по относительной скорости сокращения населения она обогнала все страны мира.
Все это далеко не полный перечень наших болезней. Их совокупность, особенно во взаимном сочетании, делает прогноз очень неопределенным. Не исключен летальный исход, если не сразу, то немного погодя, - исчезновение Украины как государства с политической карты мира или же ассимиляция ее реинкарнирующейся империей в виде формально «самостоятельной» окраины. Возможен, и даже наиболее вероятен, вариант, при котором государство Украина, сохраняя свое название и формальные атрибуты, превращается на самом деле в декорацию, прикрывающую от чувствительных взоров мирового сообщества заповедную зону бесконтрольного «разгула» олигархических кланов.
Если не утешать себя убаюкивающими сказочками и услужливо подтасованными «показателями», а без иллюзий посмотреть на реальное состояние Украины, то ощущение возникает очень неприятное: страна неотвратимо приближается к развилке, на которой ей предстоит сделать необратимый выбор грядущего пути, и очень велика вероятность, что и на сей раз он окажется наихудшим из возможных, как это бывало и раньше.
Около 80 лет назад выдающийся украинский историк и социолог Вячеслав Липинский, пытаясь осмыслить причины бесславной кончины Украинской Республики 1918-20 годов, определил украинскую нацию как «недержавотворчу», не имеющую «державницького інстинкту». Все это звучит крайне пессимистически, как приговор. В самом деле, отсутствие инстинкта это уже врожденный генетический дефект. Если инстинкта нет отродясь, то он уже не появится. И не стоит даже претендовать на то, на что органически неспособен – только опозоришься. Надо признать свою политическую импотенцию и прекратить попытки замаскировать ее сооружением очередного «мавзолея украинской культуры» и разговорами об «особом предназначении» Украины. Вместо этого смиренно вернуться в хлев, из которого по случаю вышли, и куда вот уже 15 лет как-то нерешительно, стыдливо описывая замысловатые круги, шаг за шагом все же продвигаемся. Не всех такая перспектива прельщает и по крайней мере части граждан Украины очень хотелось бы найти какие-то доводы или факты, которые давали бы хоть какое-то основание усомниться в абсолютной безнадежности вердикта, поставленного Липинским. Сам по себе факт существования Украины в течение вот уже 15 лет в ее нынешнем очень неопределенном состоянии может трактоваться в этом отношении и «за здравие» и «за упокой», но все же оставляет смутную надежду на то, что некий остаточный «державницький інстинкт» у нас имеется. Инстинкт этот, конечно, очень слаб изначально и к тому же сильно подавлен длительным пребыванием Украины в утробе Российской империи, сначала в ее царском, а затем в советском варианте. Соответственно, проявляется он очень вяло и зачастую неадекватно. Тем не менее, если сохраняется хоть малейшая надежда на то, что этот инстинкт все же может пробудиться, то будет великим грехом, если народ Украины этой надежды не оправдает.
История проявила по отношению к нам исключительную щедрость. Дважды за сто лет она “подбрасывала” Украине, можно сказать даром, не требуя от нее особых усилий, шанс обрести собственное достоинство. Первый раз Украина не сумела воспользоваться предоставленным шансом. Сейчас она на грани того, чтобы упустить и второй шанс. История не прощает тем, кто не находит в себе воли, разума и мужества, чтобы реализовать ее дары. Дай Бог, чтобы народу Украины на сей раз достало этих качеств для того, чтобы не оказаться вне истории. Другого шанса не будет. К сожалению, пока это не более, чем надежда, но отнюдь не уверенность. Для того, чтобы эта надежда реализовалась, Украина нуждается в комплексном и интенсивном лечении. Ни симптоматические средства, ни «народная медицина», ни заклинания или усердные моления в храмах любой конфессии не помогут выздоровлению страны.. Для того, чтобы лечение было эффективным, ему должна предшествовать постановка надежного и объективного диагноза. Это задача необходимая и неотложная, но очень непростая. Особенно для нас, весьма склонных к бредовым мессианским идеям и столь же несклонных к тому, чтобы замечать, а тем паче анализировать, свои собственные слабости, ошибки и пороки.
Попытаемся начать с того, чтобы увидеть себя как бы «со стороны», не такими, какими мы самим себе представляемся, а какими мы есть на самом деле. Для того, чтобы получить объективный «портрет» собственной персоны следует воспользоваться опытом спортивных состязаний. В спорте, по крайней мере в тех его видах, где результат определяется однозначно – в метрах, секундах, голах - а не субъективными оценками судей, все ясно и неоспоримо. Если ты пересек линию финиша третьим, или, скажем, тридцать третьим, то таково и будет твое место в рейтинге, независимо от того, как ты сам себя мысленно оцениваешь. Тот же принцип рейтинга следует и использовать в качестве «зеркала», которое позволит нам увидеть свой истинный облик, каким он виден окружающим, и осознать что мы из себя представляем на самом деле, и на кого мы похожи. Итак, объективно - как пишут врачи в истории болезни:

Демография.
Сначала посмотрим, как мы выглядим, так сказать, «голенькими» - как популяция человеческих существ, насчитывающая сейчас около 47 миллионов особей, обитающая уже тысячи полторы или более лет на территории, примерно совпадающей с нынешними контурами Украины, связанная узами генетического родства в шестидесяти или более поколениях, не испытывающая особых лингвистических трудностей во взаимном общении, тесно связанная бесчисленным множеством всякого рода связей – культурных, экономических, производственных, матримониальных и других. Итак, как же мы выглядим по сравнению с другими в этом отношении? Вот некоторые данные:
Рождаемость – 8.7 на 1000 населения. Это 222-е место из 226. По сравнению с первым местом (Нигер – 51.3 на тысячу) наш показатель, как видим, несопоставимо низок, но ничего катастрофического в этом нет. В большинстве стран Европы рождаемость вообще невысока; в Германии, например, она даже ниже, чем в Украине, а именно 8.4 на 1000 - 225-е (предпоследнее) место в рейтинге.
Детская смертность (до одного года) - 10.1 на тысячу рожденных – 74-е место. Первые места (начиная с лучших показателей) занимают Сингапур (2.3), Швеция (2.8). В Германии – 4.2. Украинская женщина имеет, таким образом, в 2 – 4 раза больше шансов потерять своего ребенка, чем шведка или немка. Впрочем, есть страны, где уровень детской смертности достигает фантастических величин. В Анголе, например, гибнет в среднем 187 детей из тысячи рожденных (226 место в рейтинге).
Смертность – 16 на тысячу населения в год. Это плохой показатель – 24-е место в рейтинге - рядом с Буркино-Фасо, Руандой, Эфиопией. В США уровень смертности почти вдвое ниже (110 место), а в Алжире – более чем в 3 раза (204 место).
Ожидаемая продолжительность жизни (при рождении) - 69.7 лет, 136 место в рейтинге. Таким образом, сухая статистика обещает нашим детям в своей стране в среднем на 10 лет более короткую жизнь, чем их сверстникам в Германии (78.5) или в Швеции (80 лет).
Прирост населения Для того, чтобы ощутить, как мы выглядим по этому показателю, нужно сначала посмотреть, как выглядят другие, чтобы было с чем сравнивать.. Среднемировой показатель прироста +1.2%. Это означает, что каждый год население мира прирастает (численно) примерно на целую Турцию (70 млн.). Основной вклад в прирост народонаселения мира дают бедные и слаборазвитые страны. Уганда, например, имеет показатель прироста +3.5%, Буркино-Фасо +3%. Европа в этом отношении пребывает в стагнации – показатель прироста Европейского Союза в целом практически равен нулю, хотя некоторые его члены немного прибавляют «в весе» (Франция +0.3%, Нидерланды +0.25%), другие теряют (Германия –0.22%, Италия –0.3%). Замыкают рейтинг страны бывшего Советского Союза и Советского блока, а также, как ни странно, Ботсвана (-0.6% - предпоследнее место). Последнее место – наше. По показателю убыли населения Украина с большим отрывом обгоняет даже Ботсвану. Наш показатель –0.75%. В абсолютных цифрах это убыль населения примерно на 300 тысяч в год. Нынешнее население Украины - около 47 миллионов. Такую численность населения Украина имела в 1970 году. В 1993 году численность достигла максимума в 52.2 миллиона, а за последующие 12 лет сократилась более чем на 5 миллионов, т.е. на 10%. Ни одна страна в мире не теряет свое население с такой катастрофической скоростью. Это уже не просто убыль, это ВЫМИРАНИЕ. Как бы зловеще это не звучало, но именно так и только так можно оценивать ситуацию.
Ко всему этому надо добавить, что фактическая убыль населения Украины гораздо больше. За пределами Украины в качестве гастарбайтеров (заробітчан), легальных и нелегальных, постоянно пребывает большое число ее граждан. Какое именно – никто не знает; называются цифры порядка 7 миллионов и даже больше.
Наконец, за средними цифрами не виден значительный разбег величин убыли населения по регионам. Так, Донецкая, Кировоградская, Луганская, Полтавская, Сумская, Черкасская и Черниговская области «вымирают» относительно быстрее; они имеют показатель убыли населения превышающий 1% в год. Показатели Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровненской, Черновицкой областей намного более благоприятны – от нуля до -0.3%. Как видно, довольно четко прослеживается параллель в распределении показателя убыли населения и электоральными преференциями регионов.
Можно попытаться найти какое то объяснение драматической ситуации с вымиранием Украины, но лучше сделать это несколько позднее, когда мы посмотрим на себя и в других ракурсах. Здесь же нужно лишь отметить, что эта ситуации является очевидным симптомом очень тяжелой, может быть даже неизлечимой болезни государства и общества. Предельно примитивные и прямолинейные мероприятия, вроде “премии” в 8.5 тысяч гривен, плакатиков с призывом «кохайтеся» и даже демонстрации президентом результатов личных усилий на этом поприще, сами по себе никакого эффекта дать не смогут. Не поможет в этом вопросе и повышение ВВП, на что обычно уповают высшие руководители страны, то ли не различающие за процентами ВВП реальных процессов, как за деревьями леса, то ли лукавящие. В самом деле, наши «географические» соседи - европейские страны с очень высоким ВВП, имеют довольно низкие, близкие к нулю, показатели по приросту населения, тогда как наши «соседи» по экономическому уровню имеют, напротив, очень высокие показатели, как например, Гондурас (+2.3%), Парагвай (+2.5%), Сирия (+2.3%), Египет (+1.8%). Таким образом, прямой связи между величиной ВВП (на душу население) и биологической жизнеспособностью нации не наблюдается. Причины нашего демографического кризиса, несомненно, лежит гораздо глубже. Во всяком случае, спасти усыхающее дерево, опрыскивая водичкой отдельные зеленые листочки, вряд ли возможно.

Дальше будет:
Экономика,
Энергетика,
Психология, менталитет и прочие деликатные материи,
Предыстория нынешнего состояния,
«Занимательная мифология»,

И многое другое – если не утратится интерес читателей.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".