МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Великий Разлом

08/02/2006 | Инна Гончарова
ВЕЛИКИЙ РАЗЛОМ

Вместо вступления

«Что такое национальность?» - вдруг спросил нас сын и тут же добавил к этому вопросу еще один: «А какая у меня национальность?» Мы с мужем переглянулись и одновременно пожали плечами. «Ну, наверное…», - начала я издалека, а муж уверенно завершил мою мысль: «…украинец». На первый вопрос сына мы так и не нашли что ответить, потому что классическое определение национальности идет в разрез нашему ответу на второй вопрос, ведь кроме украинской крови в жилах голубоглазого и русоволосого мальчика cмешены почти в равных пропорциях еще пять других кровей…

Есть такая страна?

В январе 2005 года в Египте в Луксоре возле храма царицы Хашепсут мы очень долго пытались объяснить нескольких кореянкам, откуда мы. Они отрицательно кивали головой на английское название Украины, пока одна из них, наконец, не догадалась и не сказала почти на чистом украинском: «О! Украина!», а дальше уже на английском: «Конечно, знаем».

В мае 2006 года в центре Рима, впрочем, как и по всей Италии, на наш ответ, откуда мы приехали, нам доброжелательно кивали головой со словами «Так! Добре!», а потом хитро улыбались и добавляли на ломаном английском: «В Украине самые красивые женщины в мире». Бесспорно!

Через почти пятнадцать лет безвестного существования, мир, наконец, узнал: есть такая страна - Украина. До этого о существовании Украины знали в основном специалисты по Восточной Европе. Збигнев Бжезинский в своем знаменитом геополитическом опусе «Великая шахматная доска» назвал Украину сразу после получения нею независимости важным геополитическим центром, прежде всего потому, что ее существование как независимого государства помогает трансформировать Россию. З.Бжезинский считает, что без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Россия и без Украины все еще может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы азиатским имперским государством. При этом Россия не может быть в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может быть в Европе без России, входящей в состав Европы. Роль Киева подкрепляет аргумент в пользу того, что Украина является ключевым государством постольку, поскольку затрагивается собственная будущая эволюция России, претендующей на роль сверхдержавы.

Между цивилизациями

Когда-то великий Р.Киплинг написал:
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд».

Украина - уникальная страна, где Запад и Восток давно сошлись и тесно переплетаются между собой, вопреки пророчеству Р.Киплинга. И Небо с Землей при этом, к счастью, на суд Божий не предстали.

Территория Украины всегда находилась на великом пути «из варяг в греки», что и обусловило трагическую историю Киевской Руси, которой суждено было ценой собственной гибели остановить продвижение восточной цивилизации на Запад. Великое государство погибло, но путь «из варяг в греки» никуда не делся, и поэтому территорию Украины продолжала служить одновременно лакомым кусочком и яблоком раздора для всех государств, возникающих вокруг ее границ. В многочисленных переделах остатков Киевской Руси попеременно поучаствовали Литва, Польша, Крымское ханство, Турция, Российская империя, Швеция было попыталась поучаствовать, да Россия не дала, Румыния, Австро-Венгерская империя и т.д.

Таким образом, уникальность Украины вовсе не в том, что трипольская культура стала основой для развития всех европейских культур, и не в том, что здесь есть и леса, и степи, и субтропики, и не в том, что в жилах многих великих европейских фамилий течет, в том числе, кровь киевских князей, и не в том, что здесь придумали котлеты по-киевски и варят борщ, а в том, что именно здесь решается судьба Европы, потому что по территории Украины прошла линия великого цивилизационного разлома между Западом и Востоком – тот самый путь «из варяг в греки».

Автор знаменитого геополитического исследования 90-х годов Самюэль Хантингтон предрекает три возможных варианта межцивилизационного разделения на территории Украины (он настаивает, что это разделение на самом деле происходит между Украиной и Россией). Первый вариант – это вооруженный конфликт, хотя сам Хантингтон считает это вариант маловероятным. Более вероятным он считает раскол Украины на две части по линии цивилизационного разлома. Хотя, на наш взгляд, если это не произошло в 2004 году во время событий оранжевой революции, к чему тогда были определенные предпосылки, то это уже вряд ли произойдет в ближайшее время. Третий вариант, наиболее вероятный: «Украина останется расколотой, останется независимой и в целом будет тесно сотрудничать с Россией».
На самом деле ситуация выглядит еще гораздо сложнее, чем ее представляет Хантингтон. Дело в том, что линия разлома не находится в статичном состоянии. Если проанализировать развитие Украины за последние пятнадцать лет, то можно заметить, как линия разлома постепенно передвигается в сторону востока за счет расширения западной цивилизации. Если в 1994 году украинский народ 52% проголосовал за Л.Кучму, соблазненный введением русского языка как второго государственного и обещанием более тесного сотрудничества с Россией, что было явным броском в сторону Востока, то в 2004 году во время президентских выборов Украина теми же 52% выбрала уже западный путь развития. Это движение обусловлено объективной постепенной интеграцией Украины в европейское пространство за счет существования больших приграничных областей с компактным проживанием на их территории венгров, поляков, словаков, румын; высокой конкуренцией в экономической сфере с Россией (прежде всего, в области металлургии, которая дает около 40% украинского ВВП); активной миграцией украинцев в Португалию, Италию, Голландию, Польшу с целью трудоустройства, благодаря чему увеличивается количество межнациональных браков с представителями европейских стран и происходит обмен культурным и цивилизационным опытом, да и элементарно наличием общих границ. Практически любой человеческий индивидуум (исключая деклассированные элементы) предпочтет комфорт и порядок, которые он может наблюдать в Европе, хорошо знакомым российским устоям. И чем больше и активнее украинцы передвигаются по Европе, тем больше людей готовы принять западную цивилизацию. Выбор небольшой: «загнивать» вместе с Западом или «процветать» с Россией с ее имперским шовинизмом и пренебрежительным отношением к Украине как к младшему брату. В частности, Киев как столица давно уже поглощен западной цивилизацией. Именно поэтому киевляне готовы были стоять насмерть во время Оранжевой революции. И, как ни удивительно, первое, что бросается в глаза российским туристам и то, что их поражает больше всего в Киеве: на «зебре» здесь пропускают пешеходов! А это первый признак Европы!

Межконфессиональный разлом

Слишком большую роль, на наш взгляд, Хантингтон приписывает православию, как связующему звену между Украиной и Россией. Таким ли уж объединяющим фактором является православие? Как правильно заметил Виталий Переверзий в статье «Левые» и «правые» пути церкви. К перекрестку?» («Зеркало Недели»№ 12 (336) Суббота, 24 - 30 Марта 2001 года), в Украине нет ни одной конфессии, которая доминировала бы во всех регионах государства. Украина разделена на зоны влияния той или иной конфессии: в Галичине доминирует Украинская Греко-Католическая церковь (УГКЦ), в Центральной, Южной и Восточной Украине — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ-МП), причем в некоторых областях этих регионов (Донецкой, Кировоградской, Запорожской, Киеве) количество протестантских общин постепенно достигает уровня православных; значительную часть религиозной инфраструктуры Крыма составляют мусульмане. Во многих областях религиозные влияния на население распределены между несколькими конфессиями, что не дает возможности говорить о значительном преобладании влияния той или иной церкви. Кроме того, вследствие насаждения атеистических традиций в период советской власти, украинцы в большинстве своем утратили религиозность, а всплеск увлечения религией в годы независимости имеет скорее ритуальный характер. Показательно, что из года в год авторитет церкви среди населения все более падает, на что в значительной мере влияет межконфессиональное противостояние. Таким образом, как отмечает автор статьи, население Украины по своему отношению к религии разделяется на три группы: верующих религиозных людей; лиц, не имеющих четких религиозных убеждений; и неверующих, равнодушных к религии лиц. Соотношение этих групп определить чрезвычайно трудно, однако каждая насчитывает слишком много наших соотечественников, чтобы ее можно было не принимать во внимание.
Руководители молодого украинского государства во главе с Л.Кравчуком, хорошо понимая влияние церкви на умы и души верующих, в свое время молчаливо поддержали разделение православной церкви на УПЦ Киевского патриархата и УПЦ-МП, тем самым сознательно уменьшив влияние на Украину России, в которой православие традиционно является национальной интегрирующей силой.

УПЦ Киевского патриархата возникла в результате объединения двух ветвей украинского православия, выступавших за независимость от Русской Православной Церкви: части представителей УПЦ (Московского Патриархата) и Украинской Автокефальной Православной Церкви. Объединительный Собор УПЦ-КП прошел 25-26 июня 1992 г. в Киеве. В октябре 1995 г. Всеукраинский Православный Собор избрал Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филарета (Денисенко), возглавляющего УПЦ-КП до настоящего времени. По данным самой УПЦ-КП, она имеет на Украине и за рубежом (в России, Франции, США и ФРГ) 34 епархии и 33 архиерея (Украина, Россия, страны Западной Европы и Северной Америки), почти 3,5 тысячи приходов и 36 монастырей. Канонический статус и взаимоотношения с другими православными Церквами остаются не урегулированными. УПЦ-КП не признается Московским Патриархатом. В последние годы при содействии властей Украины предпринимаются попытки объединения УПЦ-КП и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) в Поместную Украинскую Православную Церковь.

УПЦ-МП же является самоуправляющейся частью Московского Патриархата с правами широкой автономии. Независимость и самостоятельность в управлении предоставлены УПЦ Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1990 году в ответ на обращение украинского епископата к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату РПЦ. УПЦ располагает реальными правами и каноническим статусом, которые фактически приближают её к уровню Поместной Церкви, однако формально УПЦ-МП таковой не является. Главой УПЦ-МП является митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). По данным УПЦ-МП, ей отдает предпочтение 35 миллионов верующих (2001), но нам эти данные представляются завышенными. По данным на начало 2005, в ведении УПЦ — МП находилось более 10 тысяч приходов.

И, наконец, население Западной Украины, где компактно проживают греко-католики и католики является более религиозным по сравнению с населением восточных и южных регионов, где доминирующей является УПЦ-МП, так как атеистические традиции здесь насаждались в течение меньшего промежутка времени.

Кроме того, в последние годы прихожане УПЦ — МП стали активно переходить в харизматические протестантские церкви.

При такой острой межконфессиональной конкуренции влияние церкви в жизни украинского общества в целом уменьшается с каждым днем, и православная церковь вряд ли может стать серьезной интеграционной связующей между Украиной и Россией.

Преодолевать или использовать? И то, и другое

Существование разлома активно влияет на все сферы жизни украинского общества. Многие парадоксы, происходящие в Украине, можно объяснить именно влиянием межцивилизационного разлома. Например, только здесь возможно было подписание коалиционного соглашения между правым национал – демократическим Народным Союзом «Наша Украина», откровенно популистским Блоком Юлии Тимошенко и левой Социалистической партией Украины. Существование такой коалиции в принципе абсурдно и парадоксально изначально, и, наверное, было бы невозможным ни в одной другой стране мира, но, тем не менее, коалиционное соглашение подписано, и в этом аспекте даже неважно, как долго такая коалиция просуществует. Левые идеи – Восток, правые - Запад. А Р.Киплинг говорил, что … с места не сойдут. Сошли! Вот оно: их слияние - на более ста страницах текста. Правда, сошли лишь на какое-то время. Пока статья была в работе, стало известно о прекращении существования «помаранчевой» коалиции, что лишний раз подтверждает: никакое явление не может иметь место без объективных на то причин.

Влиянием разлома можно объяснить также многие особенности украинского менталитета. Например, очевидно, что Украина - страна, где ругают свое и превозносят чужое. Перед игрой в 1\4 финала чемпионата мира на пресс-конференции О.Блохин сказал слова, смысл которых заставил призадуматься: «Нас все ругают, что мы плохо играем, но ведь главное – результат: мы вышли в 1\8 чемпионата мира по футболу». Просто бывают разные школы игры, и неизвестно, какая из них более эффективная. Украинцы точно также ругают не только свой футбол. Они ругают свое правительство (несмотря на общеизвестный факт, что каждый народ достоин своего правительства – закон, открытый Макиавелли и который уже даже не требует доказательств), свои продукты, своих детей, свою жизнь и даже свою погоду. И все потому, что украинцу просто очень трудно понять, что же такое для него хорошо. У него в голове Восток соседствует с Западом, и каждый из них предъявляет свои требования к понятию «хорошо».

Как у каждого явления, в существовании на территории Украины разлома можно найти, как минусы, так и плюсы. О некоторых минусах уже написано выше. Одним из самых существенных минусов является тот факт, что объективный межцивилизационный разлом весьма субъективно используют различные политические силы с целью манипуляции общественным сознанием. От этого разлом становится и глубже, и шире, хотя, на наш взгляд, все украинцы, независимо от их политических убеждений, должны быть заинтересованы в преодолении разлома.

Что касается плюсов, то у украинцев есть уникальная возможность максимально использовать трансцендентность Востока и материалистичность Запада, а также выгодное географическое положение - знаменитый путь «из варяг в греки», и тем самым ради собственного блага и блага человечества объединить, по Киплингу, несовместимое. Предназначение Украины: быть буфером геополитических интересов и балансировать между ними, используя позитивные стороны своего межцивилизационного положения. При этом, находясь на линии разлома, Украина не может оставаться нейтральной державой, как это предлагают некоторые политические силы, например партия «Вече». И если Украина выбирает Запад, а только такой выбор может позволить Украине сохранить свою политическую независимость, то она будет вынуждена в ближайшее время вступить в НАТО, что повлечет за собой перевооружение армии, повышение ее боеспособности и переход к контрактной системе. А вот нужно ли Украине стремиться стать полноправным членом ЕЭС под большим вопросом. Более выгодным для Украины представляется расширение экономического и политического сотрудничества со странами ЕЭС и одновременное продолжение переговоров по созданию ЕЭП без наднациональных институтов. Задача, конечно, не из простых.

Важной задачей для Украины продолжает оставаться получение более свободного доступа к энергоисточникам, что дало бы возможность ослабить экономическую зависимость от России. Поэтому Украина должна стремиться не только оставаться важным геополитическим центром, что произошло объективно и без ее воли, но также превратиться в геополитического лидера, активно развивая более тесные связи с Азербайджаном, Туркменистаном и Узбекистаном, Грузией и пользуясь поддержкой Польши и стран Прибалтики. Не удивительно, что Украина укрепляет также сотрудничество с Турцией с целью ослабления влияния России на Черном море.

Выбор в пользу Запада для Украины предполагает постепенное сдвижение границы разлома к границе Украины с Россией.

В качестве метода преодоление разлома внутри страны можно применить украинизацию исподволь, так как украинская составляющая питает себя в западной цивилизации. Для этого необходимо разработать сбалансированную государственную политику украинизации, прежде всего, в восточных и южных регионах. Язык и культура являются мощным интегрирующим началом нации, следовательно, и действенным инструментом на пути преодоления разлома и дальнейшего его передвижения на восток. На пути к этому лучшие школы в Украине должны быть украинскими. Государственная политика украинизации должна включать в себя политику быстрого и эффективного развития украинских школ в восточных и южных регионах вплоть до предоставления налоговых льгот спонсорам таких проектов. Как только в восточных и южных регионах лучшими школами станут украинские школы, они сразу же перейдут в разряд престижных, и изучение украинского языка, его распространение даст необходимый эффект.

Интересным решением было введение субтитров на украинском языке к российским сериалам и фильмам, та как они оказывают эффективное влияние на подсознание.

Никто не говорит о том, что процесс украинизации будет простым и быстрым, но даже обычный подъем национального самосознания всегда происходит болезненно, тем более, болезненным и долгосрочным представляется процесс преодоления межцивилизационного разлома.

В последние полстолетия интеграционные процессы в мире приобрели невиданные масштабы. Так, например, южная цивилизация все больше проникает в западную, несмотря на яростное сопротивление последней. Украине никак не избежать общемировых интеграционных процессов. Однако, нужно также отметить, что для цивилизаций характерно синусоидальное развитие. Все цивилизации сосуществуют и развиваются в одной плоскости, и в результате синусоидального развития происходит их постоянное сближение и отдаление друг от друга. История развития цивилизаций показывает, что свого расцвета цивилизация достигает при наибольшем сближении с другой цивилизацией или с другими цивилизациями. Можно в качестве примера привести сравнительно недавний подъем восточной цивилизации, в том числе, в Японии и Южной Корее, после перенимания этими странами всех лучших достижений западной цивилизации. Именно поэтому межцивилизационный разлом, проходящий по территории Украины, как точка наивысшего сближения восточной и западной цивилизации, при умелом использовании данного обстоятельства, может дать позитивный эффект для развития украинского государства и общества.

Исходя из вышеизложенного, не удивительно, что в Украине скрестились интересы единственной сверхдержавы США и претендующей на эту роль России. Однако ни Запад, ни Россия недооценивают потенциала Украины, которая, по словам бывшего и сейчас многими нелюбимого президента Л.Кучмы, обречена на успех. Тем не менее, мы считаем, что он сказал пророческие слова. И у нас с вами есть шанс увидеть расцвет Украины.

Инна Гончарова

Відповіді

  • 2006.08.03 | genuin

    Re: Великий Разлом

    Ещё одна статья на тему границы между востоком и западом. Дискурс, разумеется не новый, но версия интересная. Одна из десятков, правда. При этом, если их все сложить вместе, получится ооочень широкая полоска от Уральских гор до реки Эльбы. Критерии, конечно, в своё время были разные: это и географическое деление. То есть тут граница разлома лежит очень на востоке, на Урале, как мы и говорили, где проходит граница между Европой и Азией, религиозная, слегка размытая, между христианством и мусульманством. Другая религиозная более чёткая между православными и католическими(протестантскими) странами, там граница проходит по Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, Украине и Белоруссии. Либо более поздний вариант разделения по территории стран Варшавского договора плюс бывшие соцстраны, то есть где-то в серединке Германии и далее через Чехию на Юг до Албании. Существует ещё один вариант, это ценностный вариант, культурный вариант, который, нам кажется наиболее уместным, и проходит это разделение в головах людей. Просто в одном месте этих голов больше, а в другом - меньше. Основой его выступили древняя античная культура и последующая сквозь мрак христианства эпоха Возрождения; развитие классической философии и совершенствование культурно-нравственного наследия в странах западной Европы. Исходя из этих критериев, чтобы стать "западным" человеком, недостаточно поехать западнее своего нынешнего положения, потому что куда не встань - если только не на сто восьмидесятый меридиан - всё равно будет нечто, что находится западнее. Чтобы стать "западным" человеком нужно кое-что понять и поняв, принять это в качестве познанной необходимости и соответственно поступать. Например, понять, что закон - это закон и он должен соблюдаться, понять, что нет ничего выше личности, чему бы личность могла бы быть принесена в жертву. Ни партии, ни церкви, ни нации, ни родине, ничему тому условному, что сегодня есть, а завтра его нет. Вот там и проходит граница. В форме поступков, в форме образа мышления и форме выработки соответствующих жизненных установок. Почему западная Европа тогда? Потому что у них было время всё это понять, у них было Возрождение, у них была мысль, у них вовремя произошло отделение государства от церкви. В то время как на востоке боролись с татаро-монголами, занимались самодержавием и строили коммунизм на свой лад.
    И тут вот для меня, честно, стало открытием, что вдруг граница-то, оказывается, проходит по Полтавщине. Стоит из Харькова юркнуть в Житомир и ты спасён. Стоит перестать говорить по-русски и тебе будет счастье, откроется глубокое откровение, произойдёт осознание необходимого и наступит раааай. Внутреннее противоречие на Украине, возникшее вследствие того, что там некогда проходила граница между Польшей и Российской империей, позднее СССР вдруг стало судьбоносным для всей Европы, а и то и мира. И назвали место сие Великим Разломом. Я сейчас не буду вдаваться в подробности того, благодаря чему или вренее кому, Украина имеет сегодня ту форму, которую имеет, злой ли России или спасительнице Польше. Я бы хотел сказать о том, что в в том виде, в котором Украина существует сейчас, она существует лишь пятнадцать лет. Это говорит о многом. И то, что на Украине в данный момент существует противоречие - это естественно и исторически весьма обусловлено. Оно должно быть преодолено. Существуют три варианта. Первый, предложенный госпожой Гончаровой: сделать из восточной Украины, грубо говоря, западную, всё станет одинаковым, противоречие исчезнет, клёво. Другой вариант - "восточный" - сделать всё наоборот, тоже будет клёво. Но если посмотреть в принципе "восточный" вариант очень похож на первый. А можно заставить себя думать, принимать во внимание, учитывать, ценить личность и идентичность личности, а не ломать её и подделывать под себя и общими усилиями искать общий знаменатель. Это ой как сложно, надо много работать - но именно это позволит Украине стать западнее. Зебра - зеброй, а одни из самых вежливых водителей живут в Беларуси, а самые безбашенные во Франции. Самое главное никого ни к чему не принуждать, не проводить никаких русификаций и украинизаций, а предоставлять возможность личности самой определять свою идентичность и исходя из этого действовать. Никто не заставит меня взять в руки балалайку, есть щи и распевать частушки или же плясать гопак, есть борщ и заслушиваться "червоной рутой", если я этого не хочу. Может я хочу комбинировать, как мне вздумается, а может я вообще хочу уйти в лес и стать буддийским монахом. Никого это не касается. Выбор идентичности - дело личности, а не государства. У него - свои проблемы. Оно во-первых должно быть, а во-вторых быть правильным. Об этом я, как личность, и должен заботиться, быть гражданином и проявлять ответственность и инициативу. И это есть универсальный, общий принцип, который действует во всём цивилизованном мире. А украинизация или русификация - это не универсальный принцип, а факультативный, а всё, что не универсальное - надо отсечь.
    Так что, госпожа Гончарова, позвольте вашему сыну самому, когда он вырастет и поймёт, определить, кто он: еврей, японец, украинец или космополит...
  • 2006.08.03 | VOL

    Є великий сумнів

    Що:"Интересным решением было введение субтитров на украинском языке к российским сериалам и фильмам, та как они оказывают эффективное влияние на подсознание".

    Особисто я їх не помічаю. А ті, хто не признають української мови, мабуть так як і я. Та й до того ще й чистять не злим тихим словом редакторів телебачення за те, що по екрану бігають строчки займаючи до третини площі.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".