МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Стратегия выкручивания рук обречена на банкротство" (про газ)

11/07/2006 | Moro
Президент Института энергетической политики Владимир Милов - в интервью "Газете"
Сегодня президент Владимир Путин должен провести энергетическое совещание. В Кремль приглашены руководители двух естественных монополий - РАО "ЕЭС" и "Газпрома". На совещании обсудят вопрос топливного обеспечения электроэнергетики. Производство электроэнергии необходимо наращивать, чтобы обеспечить устойчивый рост ВВП. Однако основного топлива для теплоэлектростанций - природного газа - не хватает. "Газпрому" выгоднее наращивать валютоемкий экспорт в ущерб дешевому внутреннему потреблению. РАО приходится частично замещать газ дорогим мазутом. Предлагается ускорить рост газовых тарифов, что, однако, подтолкнет инфляцию. К тому же и экспортную стратегию "Газпрома" нельзя назвать безошибочной. В интервью корреспондентам "Газеты" Михаилу Сергееву и Евгению Белякову президент Института энергетической политики Владимир Милов утверждает, что ценовой диктат "Газпрома" обречен на банкротство, так как зависимость зарубежных потребителей от поставок российских энергоносителей сильно преувеличена. Тем самым Милов подвергает сомнению реалистичность задачи, поставленной президентом перед правительством, - превратить Россию в "энергетическую сверхдержаву".

- Украину заставили покупать газ по цене $130 за тысячу кубометров. Это победа или поражение "Газпрома"?

- Сложно сказать, потому что опять не ясно, как отношения будут развиваться дальше. Договор на 2008-2009 годы заключить не удалось. Увы, год назад Россия совершенно непродуманным образом взорвала не самый удобный, но тем не менее годами складывавшийся и в некотором смысле рациональный формат отношений с Украиной. Предложив поменять только один параметр из этих взаимоотношений - цены поставок газа из России на Украину, не учли того, что этот параметр не является самостоятельным. В этих отношениях работает целый комплекс различных взаимосвязанных факторов, подавляющая часть которых, являясь важными для России, тем не менее не находятся в сфере ее влияния. Мы влияем только на один маленький параметр – цены для Украины, мы начали его менять, и это потянуло за собой кучу изменений других, более важных для нас вещей, которые мы не в состоянии контролировать: транзитные тарифы, цены поставок из Центральной Азии. В этой ситуации вес такого параметра, как цена поставки газа на Украину, невелик, это небольшие поставки - 20 млрд кубометров в год. Это меньше, чем "Мосэнерго" потребляет.

- Но ведь договорились о поставке 55 млрд кубометров?

- Раньше в течение нескольких лет договаривались о снижении российских поставок. При этом Украина основную часть газа будет покупать в Центральной Азии. И на этот год в соглашении, которое было подписано 4 января с участием компании «РосУкрЭнерго», фигурировал максимальный объем российского газа, который может поставляться, - 17 млрд кубов. 55 млрд – это весь украинский импорт, а покрывался он всегда поставками не только из России, но и из Центральной Азии.

Важнейший аргумент - нет такого понятия, как цена поставок газа из России на Украину. Есть сложный постсоветский рынок, где есть центральноазиатский газ на входе. Да, временно Россия контролирует некоторую часть этих поставок, выступая перепродавцом. Но, как видно за последние полгода, она совершенно не контролирует входящую цену. И эта входящая цена может произвольно меняться, причем изменения в сторону роста цены поставок газа из России на Украину немедленно становятся таким провоцирующим фактором, который влечет за собой дальнейшую цепочку изменений в отношениях. В итоге смотрите, что мы получили: $100 на границе с Туркменией и $130 на границе России и Украины. Это почти одно и то же. И я вижу, что, например, в переговорах с Туркменией российской стороне пришлось теперь задействовать просто весь спектр политических и других рычагов влияния на президента Ниязова, чтобы заставить его не повышать цену выше $100 за тысячу кубов. То есть нам просто повезло. Мы сломали равновесие на этом постсоветском газовом пространстве. Мы спровоцировали изменения, а теперь эти изменения мы не в состоянии контролировать.

- Но мы все равно контролируем экономическую ситуацию на Украине, ведь она напрямую зависит от российских энергопоставок.

- Поставки российского газа на Украину - это не очень важный момент, как с точки зрения объемов, так и с точки зрения стратегического значения. Украина может серьезно снизить потребление газа. Кроме того, она все-таки не в очень значительных объемах, но сама его добывает.

В энергобалансе Украины российский импортный газ занимает меньше 20%. При этом фактически весь транзит российского газа в Европу, более 80%, идет через Украину. И так будет всегда. Даже если Россия построит новые газопроводы, которыми Кремль все время хвастается, например Северо-Европейский, даже если мы запустим их на полную мощность, украинский транзит будет составлять более 50% в структуре наших экспортных перевозок.

Понимаете, со страной, от которой мы так зависим, нельзя строить отношения на конфронтационных принципах. Нужно договариваться. А мы в итоге поколебали взаимозависимый постсоветский рынок, где существенную роль играет Центральная Азия, которая немедленно возбудилась и начала диктовать цены.

- А что если надавить? ЕС предлагает установить на границе газовые счетчики. Теперь украинцам красть газ будет сложнее.

- Я не уверен, что установление счетчиков сыграет только в нашу сторону. Это как раз в пользу всех. И в первую очередь - добросовестных украинцев, поскольку наличие учетных приборов позволит наконец развеять миф о том, что они что-то там воруют. Воровали в 1990-е годы. И поверьте моему опыту - с согласия некоторых высших руководителей «Газпрома».

Украинцы иногда отбирают дополнительные объемы газа сверх контракта, что, кстати, разрешено соглашениями. Но за это следует повышенная оплата. И никакого воровства, все происходит в рамках закона. Установка международно контролируемых приборов учета будет для украинцев выгодно, потому что спекуляции о воровстве, распространяемые из Москвы, наконец утихнут.


- Может ли Россия купить весь туркменский газ?

- Теоретически, конечно, это предположить можно. Но до сих пор политика Туркмении строилась совершенно на других принципах. Туркмения пыталась, наоборот, найти разные источники сбыта, чтобы не зависеть от одного покупателя. И более того, она постоянно ведет переговоры о строительстве новых газопроводов в обход России. Наиболее реалистичен проект трубопровода в Китай. Вопрос только в терпении и настойчивости китайской стороны, потому что с Туркменией очень сложно вести бизнес, это труднодоговороспособный партнер.


- Что делать?

- Да ничего, мы вынуждены сдерживать цены туркменских поставок. Просто потому, что у «Газпрома» масса потребностей в деньгах, у него дырка в собственном газовом балансе. Кроме того, неизвестно, что еще с европейскими ценами на газ будет происходить, - вы видите, что происходит сейчас с ценами на нефть. Поэтому мне кажется, что здесь было бы разумным не пытаться захватить монопольное положение, «сесть на трубу» и выкручивать всем руки. Такая стратегия в долгосрочном плане обречена на полное банкротство, потому что другие страны всегда найдут выход. И зависимость других стран от российских энергоносителей сильно переоценена. Нет такой фатальной зависимости нигде. И в этом смысле выход найдут, без нас прожить смогут. И как раз видя, как мы пытаемся, еще и в открытую объявляя об этом, выкручивать другим руки, вчера – Украине, сейчас – Грузии, это будут делать просто с утроенной силой. Поэтому выход в другом - в нахождении некоторых цивилизованных взаимоприемлемых правил игры. Выход в том числе и, как ни странно, в нахождении способов сдерживания цен на газ в Европе, для того чтобы не устраивать эту туркменскую и казахстанскую гонку. Потому что они также начинают гнаться за европейскими ценами, как мы в отношениях, например, с Украиной. И в итоге это бьет бумерангом по нам. Если энергия – это оружие, то, поверьте, это бумеранг. Нам нужно понимать всю эту комплексную, сложную картину и пытаться найти равновесие между сторонами и какие-то цивилизованные решения, которые создавали бы взаимоувязанные условия поставок на очень долгую перспективу.

http://gzt.ru/business/2006/11/07/210010.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".