МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

О сучках начальства и прихвостнях толпы

09/08/2007 | shao_s
Попса по природе своей обречена служить чьим-то вкусам, но ни в коем случае их не формировать. Вкусам возможно более универсальным, а, значит, самым низменным (логический переход очевиден).

И долго я не мог понять, чем попса зарубежная, которую я повидал уже в самом широком спектре, в этом смысле отличается от нашенской, пост-совковой. Вроде, всё одно и то же: тут гламурные сучки виляют жопами под трёхтактные клавишные переборы – и там; тут парные женские голоса вокалисток – и у нас аналогично; здесь патриотизм для тинейджеров в виде сочетания сисек и камуфляжа – и у нас так же. Даже пресловутый русский рачок, если отвлечься от напыщенных восторгов и понять, что это всего лишь похмельные патриотические куплеты, имеет в Европе аналоги – не в рамках настоящего рока, нет, но в рамках всё той же попсы: фанаты Шевчука и Кинчева рыдали бы от искренности, послушав ирландцев, хрипящих под гитары о любви к родине в пабах лондонского Ист-Энда.

Однако есть что-то, что кардинально отличает всех этих говноедов от гитары в нашенском исполнении от зарубежных аналогов. И это что-то – предмет служения. Там, где разлагающаяся попса "золотого миллиарда" потакает вкусам народного быдла, наша пост-совковая – вкусам власти.

В совке музыкальная (как и вся прочая) интеллигенция кормилась единственно тем, что обслуживала партийную власть. В лихие 90-е актуальная власть сменилась, и музыка стала обслуживать банкиров и бандитов, занявших социальную нишу секретарей разнообразных "–комов".

А в самый последний период у нас в Украине попса зримо раскололась, благодаря всё той же Оранжевой революции. Наша попса точно повторила политический раздел. Одна её часть ориентировалась на тех, у кого идеология была для взятия власти – на "донецких". И теперь эта, практически полностью русскоязычная часть – ухудшенная копия попсы российской: со строгой иерархией; как и в политике, с бессменными "главными" людьми в разных областях, которым области отданы в вечное кормление – будь то область Луганская с Тихоновым или область игры на аккордеоне с Табачником во главе (ср. с Петросяном); все молодые певички там становятся клонами "не крысы и не суки" Натальи Могилевской (ср. с Пугачёвой); а все певцы "с голосом" – худые варианты Поплавского (ср. с Басковым). Эти вечные "члены Политбюро" принципиально не могут быть смещены с первой позиции молодым поколением. Потому, что успех здесь зависит не от попадания во вкусы толпы, а от попадания во вкусы властей – и ротация невозможна. Здесь элита формируется не путём естественного отбора, а путём назначения сверху. Полный аналог брежневского политического устройства на музыкальной ниве. Отсюда и ориентация на вкусы власти в выдаваемых "шедеврах": разгул цыганщины, низкой пробы блатняк, и пафосно-плебейский слог. Потому и зарабатывать продажей записей эти "артисты" не могут принципиально, а только концертным "чёсом": либо на выборных компаниях, когда платит не публика, а спонсор, либо после победы спонсора, когда соответствующая местная власть обеспечивает дармовые залы и аппаратуру, делая концерт рентабельным при практически любом количестве проданных билетов. "Типа-конкуренцию" на этом политико-музыкальном поле нашим доморощенным "секретуткам по идеологии" составляют наиболее ублюдочные образцы из российских аналогов: Кобзон, не постеснявшийся привезти в Донецк памятник самому себе – ясное дело, работы Зураба Церетели; Шевчук, устраивающий на концертах проповеди, согласованные с Московской Патриархией – ну что делать, в России это теперь тоже часть власти, а возле других кормушек уже не протолкнуться; откосивший от армии Расторгуев в гимнастёрке, портупее, с неизменным слезливо-хриплым "и за десант, и за спецназ". Все они зарабатывают не благодаря популярности в народе, а благодаря протекции свыше – потому власть может вертеть ими, как захочет. В этой системе деньги вкладываются в артиста не пока он талантлив, успешен и работоспособен, а пока они есть. Потому любая раскрутка молодого попсовика-исполнителя – это не результат его таланта, а стечение случайных обстоятельств. Но, когда уж он раскручен и признан властями "правильным", отмахаться от него невозможно: они продаются не по принципу прогнившего Запада "купите меня, потому что я лучше!", а по принципу машины "Волга" – "купите меня, потому что я свой, родной!". И бороться с таким подходом невозможно, как невозможно подорвать бизнес "Лукойла", не слушая Алсу.
Казалось бы, это в корне противоречит внутренней логике поп-культуры: ведь попса - это, прежде всего, способ зарабатывания денег на среднестатистических вкусах граждан. Поэтому она по определению должна быть скандальной, аполитичной, жадной до денег и равнодушной к государственной риторике. Но здесь – всё наоборот: попса предельно политизирована, и нос её повёрнут точно по направлению текущей политики партии власти.
Есть у нас, однако, и вторая ветвь. Это те, кто в 2004-м выбрал "оранжевых", у которых не идеология – для вхождения во власть, а власть – для воплощения идеологии. Те, кто агитировал за Юща, а потом стоял на Майдане, как Вакарчук и Скрипка. Быть может, они тоже хотели прилепиться к власти после победы, и стать её "Политбюро по культуре". Но эта власть оказалась слаба, совершенно не корпоративна, и никакой протекции для безбедного чёса оказать не могла – а теперь её и вовсе сковырнули "донецкие". Среди победителей поддержавшим Майдан места нет: "правильные пацаны" воюют не до победы, а до смерти противника.

И хочешь не хочешь, а приходится этой части украинской попсы ориентироваться не на вкусы людей в кабинетах, а на вкусы людей на площадях. Не уверен, что это приводит к появлению более качественного, в среднем, продукта: народ наш быдло в той же мере, что и власть. Однако это положение даёт исполнителям свободу для поступков, продиктованных совестью и чувством собственного достоинства, а не только стремлением лизнуть поглубже. Для примера: кто-то может представить Кобзона или Табачника, который отказывается от предложенного лично президентом звания Народного артиста со всеми сопутствующими льготами? Как это сделал Олег Скрипка? Скрипка может себе это позволить – потому что знает, что на свой хлеб с маслом напоёт при любом отношении властей. А Табачник или Расторгуев – нет: без властного одобрения они ничто, и потому надо хватать, пока дают.
И оттого привластная попса будет упорно нести в массы новую придумку властей – идиотически-истерические вопли о "славянском братстве". А если (или когда) власть снова переменится – им придётся вещать прямо противоположное. И как бы ни было стыдно, они себя переломают. Все это - реальный итог несвободы, моральной и финансовой, а также отсутствия желания эту свободу иметь, вырвать свои права и ни от кого не зависеть. Или - отсутствия таланта.

В общем, в итоге рассуждений получил политический аргумент с неожиданной стороны: Оранжевая революция заставила появиться на свет зачатки поп-музыки нормального европейского образца, с конкурентной средой внутри. Поп-музыки, сориентированной на пристрастия толпы, и благодаря этому способной к эволюции и прогрессу, как результату естественного отбора. И здесь, если "донецкие" во власти не проявят недостойную "конкретных пацанов" жалость, и не допустят её представителей до государственной кормушки, исполнители будут сменяться чаще, чем раз в поколение – ведь нельзя же представить Бритни Спирс, поющую одно и то же до шестидесяти лет, как Алла Пугачёва. А там, через 3-4 десятка лет, и до возможности появления нормальной, не попсовой, музыки дорастём.

И ещё важно вот что: те исполнители, что не зависят от властей, могут себе позволить честные и нравственные поступки. Как Скрипка. Разумеется, возможность – это ещё не желание, а возможность и желание – ещё не поступок. Но хотя бы некоторые и понемногу такие поступки будут совершать, что не может не радовать.
Идеалист я, увы :о(

Відповіді

  • 2007.09.09 | пан Roller

    +1

  • 2007.09.09 | Ukrod

    100%

  • 2007.09.09 | SpokusXalepniy

    Текст интересный и яркий. Не для Вольного Форума. Модеры, ФАС!

    Единственное замечание по тексту - насчет Кобзона и Табачника. Это совсем разного поля ягоды.

    Ещё одна интересная особенность текста... есть фразы, которые можно заносить в скрижали. Взять хотя бы первую же: Попса по природе своей обречена служить чьим-то вкусам, но ни в коем случае их не формировать.

    Кроме того, я бы ещё грудью постоял за попсу. В том смысле, что не отдавал бы анализ этого явления в руки только лишь музыкантам. Попса - явление ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕЕ. Когда-то я написал маленькое собственное философское исследование о попсе на примере... производства рубашек (мужских сорочек, обыкновенных, trivial :) ). Интересно, что в этом явлении - попсавизации жизни - есть и некоторые позитивные моменты. Остаётся только свести негатив к нулю... Правда, это уже будет не попса в сегодняшнем понимании.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.09.09 | привид Романа ShaRP'а

      Текст - КГ / АМ

      >И хочешь не хочешь, а приходится этой части украинской попсы ориентироваться не на вкусы людей в кабинетах, а на вкусы людей на площадях.
      >В общем, в итоге рассуждений получил политический аргумент с неожиданной стороны: Оранжевая революция заставила появиться на свет зачатки поп-музыки нормального европейского образца, с конкурентной средой внутри.

      А все бабы - бл..., но некоторым не платят, и потому они, хочешь не хочешь, выходят замуж. А все мужики - бл..., но у некоторых нет денег, поэтому они, хочешь не хочешь, женятся.


      Полтора года назад этот самый shao-s распространял бредовые слухи о "VIP-столах" на писательских конвентах, после чего люди, там бывавшие, высказали бредотранслятору все, что они о нем думают, и вряд ли еще когда-либо поверят его чернушным бредням.
      История по ссылкам:
      http://beauty-n-beast.livejournal.com/93686.html
      http://beauty-n-beast.livejournal.com/93897.html
      http://shao-s.livejournal.com/66068.html

      Диагноз ясен, чист и прозрачен - shao-s обожает "ниспровержения", и чем грязнее, тем лучше.

      Но на сайто Майдан, которым, видимо, понравилась скудоумная мысль о том, что ОР кого-то "заставила", или понравились котлеты про Кобзонов и Табачников без всех остальных мух, решили это перепечатать. Достойное, надо сказать, продолжение традиции перепечатывать всякую хрень. Мозг не задет.

      Что-то я не могу припомнить ни единого артиста, которого 2004-й год что-то бы да заставил. Скрипка остался Скрипкой, Вакарчук - Вакарчуком, и все остальные - всеми остальными.

      И этот самый shao-s. Он тоже, прямо как в известном анекдоте про круговорот веществ, подозреваю, не изменилось.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.09.09 | anre

        Re: Текст - КГ / АМ

        shao_s, Вы сделали анализ чужих фекалий по собственной инициативе, чтобы выделится из толпы?
        Похвально!! Вам пора начинать работу над книгой «Об искусстве использования чужого продукта жизнедеятельности в личных целях»
      • 2007.09.09 | ziggy_freud

        в цьому аффтар такі да перегнув

        привид Романа ShaRP'а пише:
        >В общем, в итоге рассуждений получил политический аргумент с неожиданной стороны: Оранжевая революция заставила появиться на свет зачатки поп-музыки нормального европейского образца, с конкурентной средой внутри.

        Конкурентне середовище почало формуватись в кінці 80-х - на початку 90-х. Коли (наприклад) майже невідомий Океан Ельзи міг пройти відбір на львівську Альтернативу і виступити перед 10-тисячною аудиторією. До речі, я теж брав участь в цьому фесті, тобто реально знаю про що кажу -:-).

        А виступити перед парою сотень слухачів міг будь-який пристойний бенд. Чи навіть напів-пристойний. Потім (десь з середини 90-х) знов почалось солодке життя для попсової номенклатури. Відповідно, фігове для інших укр. артистів.

        Деякі люди, що пам*ятають _разгул дємократії_, вважають цей час цікавим. Попри те, що (знов наприклад) особисто мені матеріально тоді було важче. Але гроші і внутрішня свобода - речі трохи різного порядку.

        > Что-то я не могу припомнить ни единого артиста, которого 2004-й год что-то бы да заставил. Скрипка остался Скрипкой, Вакарчук - Вакарчуком, и все остальные - всеми остальными.

        частина попсової номенклатури, коли відчула дупою що Янук програв, встала в чергу на ТРК Київ, щоб поторгувати своїм несподівано помаранчевим таблом. Декілька подібних епізодів я пам*ятаю. Звичайно, Тоббачнєга і Могілевської серед ренегатів не було ;-)
      • 2007.09.11 | Shao-s

        Re: Текст - КГ / АМ

        Как говорил дедушка Фрейд, "сильнее всего возмущают справедливые обвинения".

        Уже полтора года прошло - а вы всё никак не успокоитесь? :о)

        Кстати, если уж охота разбередить тему - давайте вот эту ссылку:
        http://shao-s.livejournal.com/66938.html

        Shao-s.
    • 2007.09.10 | Kohoutek

      Меня в этой связи удручает только одно:

      нежелание нашей власти отменить наконец-то советский институт "народных" и "заслуженных". Доколе?

      А в прочем - пусть цветут сто цветов, пусть каждый слушает, что по вкусу.
  • 2007.09.09 | 3dom

    Наконец-то об этом кто-то сказал вслух!

    ЗДесь есть еще одна неупомянутая тема.
    Это одобренные сверху прямо или просто правильно вовремя угадавшие, чего тем сверху нужно и за что им простят остальное, эти идолы становятся эталоном - им подражают, на них равняются.
    И некоторые талантливые начинающие убивают себя такими "эталонами". :( Равняясь - уродуют себя, не понимая что они выше, а у тех совсем другие причины.
  • 2007.09.09 | ziggy_freud

    досить тверезий погляд на масову музику

    головне зауваження: Могілевська - нікриса і нісука. А Тая Повалій - не макаронний вироб. Вона Золотий Голос, до якого в навантаження дісталась Дурна Голова ;-)

    другорядне зауваження. Лише частина того, що є масовим, водночас є популярним. Зробити горе-артиста впізнаваним медіа-персонажем значно легше, ніж реальним улюбленцем публіки.

    В людей має бути вибір. Кому погана естрада, хай слухає рок. Кому і рок поганий, хай слухає електроніку чи етно. Вважати зіркою тупого гламураста або придворного сраколиза, який не зробив жодного самостійного внеску в поп-культуру - явне перебільшення.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.09.09 | 3dom

      Re: досить тверезий погляд на масову музику

      Легко сказать...
      А когда они уже в маршрутках даже телевизоров понатыкали и полоскают мозги тем кого мы должны любить. Вперемешку с рекламой и комсомольцами-КВНщиками искрометно шутящими о том как Украина "тырит газ". Дома хоть ТВ можно переключить или вообще выглючить, а тут...
      За горло берут и запихиват - ешь, ешь.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.09.09 | ziggy_freud

        примусове споживання попси і блатняка вже

        багато разів обговорювалось на Майдані. Особливо перед виборами-2004. Це був пік нав*язування публікуму різної фігні. Зараз ситуація трохи краща, хоч і явно не ідеальна. Хоча б тому що 90% ФМ-станцій належать іноземцям, а 95% з них походять з однієї країни (вгадайте якої). Звідси непропорційне представництво в ефірі общєпанятного і канкрєтно-пацанского музона.

        3dom пише:
        > А когда они уже в маршрутках даже телевизоров понатыкали и полоскают мозги тем кого мы должны любить. Вперемешку с рекламой и комсомольцами-КВНщиками искрометно шутящими о том как Украина "тырит газ".

        Вихід №1. домовитись з водієм моршрудка , щоб вимкнув гидоту.
        Вихід №2. мати з собою програвач + навушники з звукоізоляцією. Дорожчі за звичайні, але і звук там кращих. Можна просто захисні навушники (без плейєра), які використовують будівельники.

        Вихід №3. врешті віддати радіочастоти адекватним людям. Свєжо пітаніє, но сєрєтся с трудомъ...

        до речі, багато залежить від користувача телевізора. Недавно повертався з-під Житомира, то дивився в маршрутці Зоряні Війни ;-)
  • 2007.09.09 | Englishman

    особисто мене воротить від тексту,

    де автор називає бидлом людей тільки за те, що вони слухають музику, яка йому не подобається. Ба більше: за його твердженням, народ України є бидлом за означенням.

    КГ/АМ.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.09.10 | SpokusXalepniy

      "А поворотись-ка синку..."

      Englishman пише:
      > особисто мене воротить від тексту, де автор називає бидлом людей тільки за те, що вони слухають музику, яка йому не подобається.
      Такого в тексте нет. Там есть объяснение логики попсы как средства зарабатывания денег путём потакания вкусам толпы.
      То есть, попса по определению есть то, что относится к сиюминутным запросам толпы. Вам не нравится резкость ТОНА автора. Ну, тут претензии принимаются. Хотя, понятия толпы и быдла во многом пересекаются.

      В этом смысле можно выделить негативный и позитивный аспекты попсы (и вообще - масскультуры).

      1. Негативный - это когда попса ОПУСКАЕТ текущий среднестатистический культурный уровень запросов граждан.
      1.1. Опускание среднего уровня может получаться в основном за счет уменьшения площади элититного участка "гауссовского колокола" (давление сверху).
      1.2. Опускание может случаться также и за счет "тяги снизу" - увеличения площади нижней части колокола, не затрагивая верхнюю (элитную).

      2. Позитивный момент иногда наблюдается за счет относительно неплохого уровня попсы, когда самая нижняя часть "гауссовского колокола" перетекает чуть выше, хотя и общий уровень среднего остаётся без изменений.

      3. Настоящая же массовая культура (но не масскультура=попса) - это такая культура, которая общий средний уровень пытается хоть на миллиметр поднять выше текущего состояния.

      > Ба більше: за його твердженням, народ України є бидлом за означенням... КГ/АМ.
      Такого в тексте нет.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.09.10 | Englishman

        Re: "А поворотись-ка синку..."

        SpokusXalepniy пише:
        > Englishman пише:
        > > особисто мене воротить від тексту, де автор називає бидлом людей тільки за те, що вони слухають музику, яка йому не подобається.
        > Такого в тексте нет.

        "Однако есть что-то, что кардинально отличает всех этих говноедов от гитары в нашенском исполнении от зарубежных аналогов. И это что-то – предмет служения. Там, где разлагающаяся попса "золотого миллиарда" потакает вкусам народного быдла, наша пост-совковая – вкусам власти."

        > > Ба більше: за його твердженням, народ України є бидлом за означенням... КГ/АМ.
        > Такого в тексте нет.

        "Не уверен, что это приводит к появлению более качественного, в среднем, продукта: народ наш быдло в той же мере, что и власть."
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.09.10 | 3dom

          "А ну скорей любите нас - вам крупно повезло". (с)

          Основной мессидж был о том, что вкусы народа формируют власть имущие и это... не нормально. Власть не должна решать кого людям любить, а кого - нет.
          Музыка - просто лакмус.
          Ведь наши политики - это та-же попса... Одни из кожи вон лезут прислушиваясь к людям, как доктор к дыханию болеющего, другие относятся к народу как к быдлу: "будете любить то что я вам скажу - ведь я уже наверху и вам некуда деваться".
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.09.10 | Englishman

            повторюсь

            3dom пише:
            > Основной мессидж был о том, что вкусы народа формируют власть имущие и это... не нормально. Власть не должна решать кого людям любить, а кого - нет.

            мессидж я увидел несколько иной, а именно: переориентация попсы со власти на "народ" не приведет к более качественой музыке, ибо "все-быдло":

            "Не уверен, что это приводит к появлению более качественного, в среднем, продукта: народ наш быдло в той же мере, что и власть."
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.09.10 | 3dom

              Автор был обозлен. Можно простить. А суть все же не в этом была.

        • 2007.09.12 | ircmaan2

          Re: "А поворотись-ка синку..."

          вы либо невнимательны, либо сволочь:
          автор ВНЯТНО себя тоже причисляет к быдлу.
          Так что ваши обвинения высосаны из ...
  • 2007.09.10 | Дядя Вова

    Любую ругань легко перевернуть зеркалом:

    «гламурные сучки виляют жопами под трёхтактные клавишные переборы». Это про выступления вашего киевского ура-патриота Поплавского?

    «похмельные патриотические куплеты». А это наверняка про Грынжолы, Тартак, ТНМК и прочих «говноедов от гитары», которые «потакают вкусам народного быдла»?

    Ведь подходит И ТЕМ И ДРУГИМ одинаково! ВСЁ зависит от сек… простите… политической ориентации пишущего.

    Но особняком у автора стоит Великий Скрипка, аж слезу прошибает, когда про него десятую не в меру восторженную фразу читаешь. Готов поспорить, что у shao_s все стены юношеской спальни оклеены фотографиями этого неплохого, в общем-то, музыканта.

    Но… и на Солнце есть пятна. Про того же Скрипку можно сказать, что он предательски переметнулся. В эпоху моей молодости он был выразителем идей юго-востока: писал пародийные «Танцi» и т.д., кривлялся, умышленно говорил на суржике (нынешняя Сердючка - и есть его клон). Но вдруг полез в политику и подло предал, подобно многим другим (Т.Чорновил, Г.Герман, В.Кличко, Р.Лижичко…), свою молодость, малую родину и веру фанатов.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.09.10 | 123

      Смішно дуже

      Дядя Вова пише:
      > «гламурные сучки виляют жопами под трёхтактные клавишные переборы». Это про выступления вашего киевского ура-патриота Поплавского?

      Чого це Поплавський - ура-патріот? І чий це він - "наш"?

      А взагалі-то це про нього, тіки не власне про нього, а про підтанцовку :)

      > «похмельные патриотические куплеты». А это наверняка про Грынжолы, Тартак, ТНМК и прочих «говноедов от гитары», которые «потакают вкусам народного быдла»?

      Оригінальне у Вас розуміння поняття «похмельные патриотические куплеты» :)

      > Ведь подходит И ТЕМ И ДРУГИМ одинаково! ВСЁ зависит от сек… простите… политической ориентации пишущего.

      А що, у Поплавського є політична орієнтація? :)

      > Но особняком у автора стоит Великий Скрипка, аж слезу прошибает, когда про него десятую не в меру восторженную фразу читаешь. Готов поспорить, что у shao_s все стены юношеской спальни оклеены фотографиями этого неплохого, в общем-то, музыканта.
      >
      > Но… и на Солнце есть пятна. Про того же Скрипку можно сказать, что он предательски переметнулся. В эпоху моей молодости он был выразителем идей юго-востока: писал пародийные «Танцi» и т.д., кривлялся, умышленно говорил на суржике (нынешняя Сердючка - и есть его клон). Но вдруг полез в политику и подло предал, подобно многим другим (Т.Чорновил, Г.Герман, В.Кличко, Р.Лижичко…), свою молодость, малую родину и веру фанатов.

      У вас ета... На політікє трохи крєн невеликий :)
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.09.10 | Abbot

        Re: Смішно дуже

        А какую "малую родину" он предал?

        Думаю, что несколько моих знакомых - соучеников Олега по Политехнике - оченно удивятся такому тезису.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".