Патриотизм и космополитизм (л)
11/04/2007 | Mercury
Интересная статья для тех, кто не разучился читать и думать
http://magazines.russ.ru/logos/2006/2/nu8.html
Марта Нуссбаум—профессор права и этики Чикагского университета (США)
Патриотизм и космополитизм
(фрагменты)
На вопрос , откуда он, Диоген сказал: «Я — гражданин мира»
-- В романе Рабиндраната Тагора “Дом и мир” молодая жена Бимала, очарованная патриотической риторикой друга ее мужа Сандипа, становится горячей сторонницей движения “свадеши”, организовавшего бойкот иностранным товарам. Лозунг движения — “Банде Матарам”, “Привет тебе, Родина-Мать!” Бимала жалуется, что ее муж, космополит и крупный землевладелец-индуист Никиль равнодушно относится к этому делу:
И в то же время мой муж отнюдь не отказывался помогать делу свадеши и не выступал против него. Но он никак не мог принять “Банде Матарам”.
— Я готов служить родине, — говорил он, — но тот, перед кем я могу преклоняться, в моих глазах стоит выше родины. Обожествляя свою страну, можно навлечь на нее страшные беды.
-- Я полагаю — вместе с Тагором и его героем Никилем, — что этот акцент на патриотической гордости морально опасен и, в конечном итоге, способен помешать достижению некоторых достойных целей, которым призван служить патриотизм, — например, цели национального единства и преданности достойным моральным идеалам справедливости и равенства. Этим целям, как будет показано мной, лучше может служить идеал, который, во всяком случае, больше соответствует нашему положению в современном мире, а именно — старый идеал космополита, человека, преданного прежде всего сообществу людей во всем мире.
Сторонники национализма в политике и образовании часто делают небольшую уступку космополитизму. Они могут утверждать, например, что, хотя нациям в целом следует опираться в системе образования и политическом обсуждении на общие национальные ценности, что приверженность основным правам человека должна быть составной частью всякой национальной системы образования и что такая приверженность в каком-то смысле будет способствовать сплочению многих наций. Это кажется справедливым замечанием относительно реальной действительности; и акцент на правах человека, конечно, необходим в мире, где нации постоянно вступают во взаимодействие на основе — будем надеяться — справедливости и взаимного уважения.
Но достаточно ли этого?
--Космополитическое образование позволяет нам лучше узнать самих себя.
Одним из самых серьезных препятствий на пути к рациональному обсуждению в политике является представление о том, что имеющиеся в данный момент у человека предпочтения и привычки нейтральны и естественны. Образование, которое считает национальные границы морально значимыми, слишком часто способствует закреплению этой иррациональности, придавая случайности истории обманчивую видимость морального веса и славы. Рассматривая себя самих сквозь призму другого, мы начинаем видеть, что в наших практиках является локальным и необязательным, а что — более широким и общим. Наша нация поражает своей неосведомленностью об остальном мире. На мой взгляд, это также означает, что она многого не знает и о себе самой.
Для неленивых полный текст:
http://magazines.russ.ru/logos/2006/2/nu8.html
http://magazines.russ.ru/logos/2006/2/nu8.html
Марта Нуссбаум—профессор права и этики Чикагского университета (США)
Патриотизм и космополитизм
(фрагменты)
На вопрос , откуда он, Диоген сказал: «Я — гражданин мира»
-- В романе Рабиндраната Тагора “Дом и мир” молодая жена Бимала, очарованная патриотической риторикой друга ее мужа Сандипа, становится горячей сторонницей движения “свадеши”, организовавшего бойкот иностранным товарам. Лозунг движения — “Банде Матарам”, “Привет тебе, Родина-Мать!” Бимала жалуется, что ее муж, космополит и крупный землевладелец-индуист Никиль равнодушно относится к этому делу:
И в то же время мой муж отнюдь не отказывался помогать делу свадеши и не выступал против него. Но он никак не мог принять “Банде Матарам”.
— Я готов служить родине, — говорил он, — но тот, перед кем я могу преклоняться, в моих глазах стоит выше родины. Обожествляя свою страну, можно навлечь на нее страшные беды.
-- Я полагаю — вместе с Тагором и его героем Никилем, — что этот акцент на патриотической гордости морально опасен и, в конечном итоге, способен помешать достижению некоторых достойных целей, которым призван служить патриотизм, — например, цели национального единства и преданности достойным моральным идеалам справедливости и равенства. Этим целям, как будет показано мной, лучше может служить идеал, который, во всяком случае, больше соответствует нашему положению в современном мире, а именно — старый идеал космополита, человека, преданного прежде всего сообществу людей во всем мире.
Сторонники национализма в политике и образовании часто делают небольшую уступку космополитизму. Они могут утверждать, например, что, хотя нациям в целом следует опираться в системе образования и политическом обсуждении на общие национальные ценности, что приверженность основным правам человека должна быть составной частью всякой национальной системы образования и что такая приверженность в каком-то смысле будет способствовать сплочению многих наций. Это кажется справедливым замечанием относительно реальной действительности; и акцент на правах человека, конечно, необходим в мире, где нации постоянно вступают во взаимодействие на основе — будем надеяться — справедливости и взаимного уважения.
Но достаточно ли этого?
--Космополитическое образование позволяет нам лучше узнать самих себя.
Одним из самых серьезных препятствий на пути к рациональному обсуждению в политике является представление о том, что имеющиеся в данный момент у человека предпочтения и привычки нейтральны и естественны. Образование, которое считает национальные границы морально значимыми, слишком часто способствует закреплению этой иррациональности, придавая случайности истории обманчивую видимость морального веса и славы. Рассматривая себя самих сквозь призму другого, мы начинаем видеть, что в наших практиках является локальным и необязательным, а что — более широким и общим. Наша нация поражает своей неосведомленностью об остальном мире. На мой взгляд, это также означает, что она многого не знает и о себе самой.
Для неленивых полный текст:
http://magazines.russ.ru/logos/2006/2/nu8.html
Відповіді
2007.11.04 | TrollSeeker
Ярлика "космополіт" від одного поц-патріота не сприйняв як матюк
2007.11.04 | Адвокат ...
Ви заходили сі з новим польовим дослідженням?
2007.11.04 | Mercury
Re: Ви заходили сі з новим польовим дослідженням?
Це Ви мене з Оксаною Забужко поплутали. А умене не з "українського сексу", а дещо скромніше...2007.11.04 | Адвокат ...
А що, я писав про секс? Звідка Ви теє дістали?
2007.11.04 | Mercury
Re: А що, я писав про секс? Звідка Ви теє дістали?
Ні, Ви не писали ще про секс. То Забужко писала "Польові дослідження з українського сексу". Ви ж запитали про польові дослідження, а я Вам як культурній людині літературну асоціацію підкинув. Цікавий роман, написаний чудовою мовою, really!2007.11.04 | Михайло Свистович
Демагогія вульгаріс. Шевченко вже про це сказав значно коротше.
2007.11.04 | Mercury
Re: Демагогія вульгаріс. Шевченко вже про це сказав значно коротше.
Так Вам і Забужко не до вподоби?2007.11.04 | Михайло Свистович
Re: Демагогія вульгаріс. Шевченко вже про це сказав значно коротше.
Mercury пише:> Так Вам і Забужко не до вподоби?
Дещо з її творчості до вподоби (деякі вірші), дещо ні (ті самі "Польові дослідження").
2007.11.04 | cartes
Re: Патриотизм и космополитизм (л)
Для того, щоб вижити у жорсткій конкурентній боротьбі націй, необхідний патриотизм.Але людство у своєму поступі не зупиняється на боротьбі, воно поступово усвідомлює, що виживання кожної нації залежить також і від виживання людства в цілому, від спроможності націй до консолідації. До цього підштовхують загальні проблеми людства - масові захворювання, геологічні катаклізми, соціальні проблеми ..
Попереду всіх у боротьбі за виживання людства в цілому йдуть ті нації, яки зміцнилися на своїх патриотизмах. Отже, для того, щоб стати достойним космополітом, слід пройти стадію щирого патріота.
2007.11.04 | Sean
Напраснії слова, як відомо - він'єтка ложной суті
Свистович правильно сказав про демагогійон. Я б іще додав - дурня.2007.11.04 | Раціо
Я б іще додав: популярне в певних широтах продукування "смислів"
бєссмислєннає і беспащаднає