МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Национальная идентичность и вызовы 21 века

12/24/2009 | Юрий Радухин
Есть  большие сомнения как в способности Украины стать нейтральной державой, так и в  целесообразности этого пути.  Поэтому, на фоне всех многочисленных проблем, сегодня всё ещё существует вопрос с кем,  в качестве кого и как - страна будет интегрироваться в глобальный мир?  Очевидно, здесь существует два варианта. Или Украина вольётся в  глобальное пространство как член ЕС и Североатлантического военного альянса. Либо, в очередной раз, станет творить свою историю в качестве сателлита Российской империи, под копирку переписав её политические достижения. Третьего варианта не дано.

      Естественность  географического расположения Украины в центре Европы невозможно оспорить. Поэтому  трудно понять неестественную логику политических проектов, согласно которым нам следует интегрироваться в политические пространства Евросибири и Азии.  Сегодня это тот полюс мировой политической системы, который является   противоположным, а периодически и противостоящим демократическому полюсу стран с европейскими ценностями. Что в этом лагере делать географически европейской Украине, не ясно? 

      В этой связи, нынче сама судьба ставит проблему идентификации национальной идентичности для Украины остро, и в более широком контексте.

     Первое, стране необходимо решить вопрос внешней политической идентичности: чётко определив свой внешнеполитический курс, пора не только озвучить «куда мы идём», но и подтвердить, наконец, свои намерения реальными действиями.  Второе,  внутри страны завершить формирование, единой  для Украины, национальной идентичности гражданского типа. 
Учитывая взаимообусловленность этих процессов, целесообразно их проводить параллельно. 

      Глобализация является системообразующим фактором  для вызовов 21 века. На национальную идентичность веяния глобализации оказывают весьма противоречивое влияние.  Помимо возможностей для развития и процветания, даже страны зрелой национальной идентичности испытывают определённый дискомфорт от глобальных процессов. Глобализация стремится перемолоть национальную идентичность, она пытается ее растворить в глобальных процессах экономизации, демократизации, информатизации, культурной стандартизации и ценностной универсализации. Подъем национализма во всем мире, включая развитые страны Запада, оказывается одним из ответов на вызовы культурного глобализма через утверждение «осязаемых» этнокультурных ориентиров идентичности. Так состоявшимся нациям комфортней.

После революции 2004 года западная и центральная части Украины обрели политическую национальную идентичность, которая сегодня в этих регионах послужила опорой для её наполнения гражданской сутью. В то же время, юг и восток страны почувствовали себя лишними, не разглядев собственных перспектив в «оранжевом проекте». За прошедшие 5 лет новые лидеры государства и демократические политические силы так и не сумели убедить жителей востока и юга в обратном. Поэтому, национальная идентичность в этих регионах всё ещё остаётся  в формате «совковой» украинской идентичности, где ведущим мотивом для многих является наличие старшего брата, и тесная принадлежность к нему. Правда, сегодня классическая «совковая» идентичность юга и востока несколько модифицирована утратой или размытостью прежних ценностных ориентиров самоидентификации, и преображена годами независимости.  Тем не менее, в основе раскола украинского общества и внутреннего политического кризиса, по-прежнему, остаётся конфликт идентичностей, которым отечественные политиканы бессовестно манипулируют.

 В этой связи, Украина не в состоянии «подъёмом своего национализма» противостоять вызовам глобализации.

        Очевидно становление глобального гражданского общества и формирование мирового правительства – лучше оставить  отдалённому будущему, а сегодня разговор должен быть более прагматичным. Если хотите, в секторе актуальных проблем дня насущного. В этой связи, заслуживают внимания взаимосвязь понятий «национальная идентичность», «нация»,  «национальные интересы» и «национальная безопасность». А также их особенности  в контексте Украины и процессов глобализации.

     Ссылки на начавшуюся глобализацию,  демократизацию мирового сообщества и перспективу мирового порядка, в котором не будет статуса великих держав, не могут служить доводом и основанием для пренебрежения национальными интересами и национальной безопасностью. Национальный интерес и национальная безопасность остаются базовой категорией политики всех без исключения государств мира. И пренебрегать ими было бы непросто ошибочно, но и крайне опасно.

    Заслуживают внимания взаимосвязь понятий «национальная идентичность», «нация»,  «национальные интересы» и «национальная безопасность». А также их особенности  в контексте Украины и процессов глобализации

        Концепция национальных интересов возникает в ходе становления нации. Прежде чем будут осознаны интересы, должен появиться субъект интересов –  нация. Поэтому логически первичным является формирование другой важнейшей характеристики складывающегося национального целого – национального самосознания.

       Нация обнаруживается в национальном самосознании, которое выступает силой, рождающей и воспроизводящей национальное государство. Речь идёт о национальной психологии, жизненной философии, понимании смысла бытия и содержания истории,  - разделяемых большинством общества. Эти рефлексирующие сущности накладываются на объединяющий общество устойчивый комплекс традиций и культуру, переживаемые как идентичности и составляющие её ядро. Таким образом, национальное самосознание выражает консенсус по базовым ценностям общества.

       Сформировавшаяся национальная идентичность – критерий становления нации, и в Украине с этим пока  проблемы.  Безусловно,  нас радует статистика, отражающая  данные, согласно которым в стране тех, кто считает себя украинцами в два раза больше говорящих по-украински.  И одновременно, удручает противоречивое отношение украинцев, из этой же статистической выборки, к вопросам базовой ценностной ориентации. Таким, как интеграция в ЕС и НАТО, отношения с Россией, нетерпимость к различным культурам, языку и истории - сегодня единого государства.  Общество здесь не имеет единства. Поэтому процесс формирования национальной идентичности, её идентификации - в Украине врядли можно считать состоявшимся, завершенным.
 
       Другими словами, если сегодня мы не можем говорить о сформировавшемся  субъекте интересов, или  нации, сплочённой общей  идентичностью, - то проблематичной становится и формирование адекватной концепции национальных интересов. Её отсутствие в условиях глобализации несёт в себе большую угрозу рассеивания и ассимиляции нации, чем многовековое доминирование Российской империи. Кроме того, отсутствие  концепции национальных интересов не позволяет создать адекватную концепцию национальной безопасности, и нивелирует усилия соответствующих служб, направленные на её обеспечение.

       Если трактовать нацию как результат распада традиционных сообществ и формирования сообщества автономных личностей, то Украина,  - страна «застрявшая» в прошлом. СССР  распался, а вот с формированием общества автономных личностей в стране проблемы. Беспрецедентный рост нищеты, левых политических взглядов и популярности маргинальных партий, непомерная, с каждым днём, всё возрастающая нагрузка, которую несёт полуразрушенная социальная служба – этому объективное подтверждение. Мы «доразвивались»  до того, что в 21 веке  наличие холодильника и телевизора в доме является для отечественных социальных служб критерием финансового благополучия. Смесью такого гротеска, драмы и трагикомедии - власть сегодня плотно окутала ежедневную жизнь нашего общества.

        Только   становление автономной личности, как массовое явление, в перспективе приведёт   к утверждению адекватных ей политических институтов –  правовой демократии, гражданского общества и соответствующих им ценностей. Таким образом, формированию нации и национальных интересов соответствует движение в сторону  правовой демократии. Все тенденции, ведущие к имперскому перерождению общества, утверждению олигархии и авторитаризма, отчуждению государства от общества, реставрации феодального сознания – это всё процессы, блокирующие становление нации и формирование национальной идентичности, подавляющие её ядро – автономную личность. Эти тенденции противоречат становлению национального государства и национальных интересов. Как раз здесь Украина преуспела, и вместо  становления  реальной плюралистической политической системы и демократии, развития либерального рынка и  экономики, становления массового среднего класса и гражданского общества - в стране выстроен режим зрелой олигархии.   Правовая демократия и подлинная свобода слова, нация и национальные интересы, средний класс и гражданское общество, единые для бизнеса правила игры и конкуренция – всё это первые враги питательной среды для олигархического капитала –  враги коррупции. Следовательно, демократические ценности первые враги олигархии.  Именно благодаря олигархии  и государственному менеджменту, обслуживающему только  их и свои интересы,  проблемы идентификации национальной идентичности, формирования нации и концепции национальных интересов – в Украине не решены и по сегодня. Здесь государственные «деятели» различного коллибра просто перепутали свой личный интерес  - с национальным и государственным. В таких условиях риски от вызовов глобализации для Украины многократно возрастают.

       Зато коррупция, ручной парламент, карманные суды и правоохранительные органы, абсурдное налоговое законодательство  и теневая экономика – лучшие попутчики олигархии.  Издавна куполами кроют соборы или цирк. Святого места из нашей ВР явно не вышло, но её архитектор В. Заболотный всё равно оказался прозорливым – балаган под куполом ВР происходит по всем классическим канонам циркового искусства.  Правда, всё больше в клоунском жанре.

       Поражает и, одновременно, пугает привычка, терпимость  и  безразличие нашего общества к этим явлениям. 

            Властей предержащие и олигархи долгие годы независимости озабочены лишь одной проблемой – достижением личного прожиточного максимума. Свой  личный прожиточный максимум в нашей стране они всегда обеспечивали  за счёт тщательной ежедневной заботы о сохранении прожиточного  минимума народных масс.     Чрезмерные усилия в этом направлении даже позволили реализоваться «экономическому гению»  второго президента. Он явил миру экономическое чудо – концепцию  «черты бедности». Согласно ей, жизнь народа в стране возможна лишь в трёх измерениях – перед самой чертой бедности, на черте бедности и за ней. На национальном властном Олимпе дерзать выше никому и никогда в голову не приходило. Другому не научены, по другому не умеют. Очевидно массовое выживание народа в нищете – это не тот фон, который обеспечивает подъём национального достоинства граждан, их гордость за страну, способствуя тем самым формированию национальной идентичности.

       Сегодня итогом  такой политики является:  падение ВВП; перемещение Украины с десятки мировых лидеров на уровень  центральноафриканских стран; катастрофическое снижение уровня жизни и провал социальных программ; бюджет, который несмотря на заложенные  убогие параметры, всё равно испытывает перманентный дефицит, и никогда не выполняется; извечно растасканная и полупустая казна.  Другой стороной медали стала  безработица и несостоятельность миллионов родителей перед своими детьми, распад семей и беспризорность очень высокая смертность и падение рождаемости.

     Очевидно, что набирающая нынче обороты социально-экономическая катастрофа в Украине является следствием затянувшихся псевдореформ, которые на протяжении длительного времени проводятся украинской властью в угоду своим личным интересам и интересам олигархии.

       Реальные реформы удовольствие не из дешёвых, и осуществлять их с остродефицитным  бюджетом и  постоянно пустой казной проблематично. У мировых   кредиторов Украина  давно вышла из доверия, и кредиты мировых банков, с нашим популистским правительством, кроме долговой ямы и разграбления  экономики  уже будущих поколений, больше ничего стране не приносят. Кроме того, реформы требуют политической воли руководителей государства. И с этим у нас тоже острый дефицит! С другой стороны, о каких реформах в Украине может идти речь (?), если борьба партий за власть ведётся ими не ради осуществления своей политической программы, а с целью получения главного приза победителя – возможностей кланового  контроля ресурсов и финансовых потоков в стране. 

       Без реформ разговоры о вступлении в НАТО,  интеграции в ЕС и т.д. – не более чем политическая риторика и пустые декларации.  С другой стороны, стабильность крупному капиталу  гарантируют как раз не демократия и реформы, но авторитарный режим! Поэтому давняя широкая известность личностей, которые обладают  высокими рейтингами в последнем политическом забеге за президентством, внушает уверенность только в одном – в Украине врядли что-то изменится после выборов.

     Думается, уместным было бы ещё до начала избирательной кампании провести в стране референдум всего с одним вопросом: «сколько раз к ряду Вас должны обмануть одни и те же  политики, чтобы вы перестали им отдавать свой голос?»

   Убеждён,  что после такого референдума сегодня забавно бы смотрелись бигборды, на которых «вони працюють»,  и обществу после такого референдума было бы более понятно почему, зачем и где именно «Україні потрібні тільки вони». 

       Структурной единицей гражданского общества в стране состоявшейся правовой демократии является автономная личность. Автономная личность видит мир сквозь призму своих частных интересов. Её массовое становление рождает нацию, у которой есть ясное понимание собственных национальных интересов, личных и общих целей. Такая нация в состоянии их донести до правительства, проконтролировать его в части  соблюдения своих национальных интересов и  защитить их, в случае необходимости.  С такой нацией нынешним обладателям звёздных рейтингов в президентской кампании, ещё до её начала  пришлось бы искать другую работу.

         Сегодня  Украина превратилась в руину политики и экономики, надежд и судеб.  Ведь  любой, мало-мальски осведомленный,  обыватель понимает, что ожидания и надежды это одно, а реалии — совершенно иное. С одной стороны, хочется  надеятся, что демократические выборы послужат укреплению и дальнейшему развитию демократии, но с другой — не наблюдается никакого прогресса в продвижении правовых реформ, в том числе в части избирательного законодательства.  Надежда на преодоление региональных различий нивелируется политическими процессами, которые их только усугубляют. Резко поляризуя региональные различия национальной идентичности, политиканы искусственно создают две Украны и сталкивают их лбами в политическом противостоянии.  Надежда на то, что правительство приступит, наконец, к структурным реформам, и общее улучшение экономической ситуации послужит  повышению уровня жизни и улучшению культуры ведения бизнеса, -  нивелируется пониманием того, что в борьбу за обладание и контроль над ресурсами вовлечены представители высшего руководства страны. Надежда на то, что в стенах судов и правоохранительных органов не будет коррупции, а силовые структуры наконец-то станут профессиональными и ответ­ственными – куда-то испаряются после беглого взгляда на их работу, которая случайно становится  достоянием общественности.  В такой ситуации, когда политиканство берет верх над политикой, когда так много говорится о защите национальных интересов, но реально ничего не делается – эти надежды тают на глазах.  В результате общество поражено  неверием, апатией и депрессией. А это не лучший фон для формирования гражданской национальной идентичности и нации,  настроя народного духа на большие свершения. На  какие то национальные прорывы и успех. Словом, обществу крайне не хватает того, чем могут граждане нашей страны гордиться, к чему им хочется  иметь отношение, с чем возникает желание себя отождествлять. Увековечивание памяти Голодомора дело Святое и нужное. Правильное дело, и трудно переоценить его значение. Но почему, при этом, необходимо напрочь забывать ныне здравствующих, не ясно?

       Ради благополучного будущего в мировом сообществе Украина уже сегодня обязана  обрести национальную идентичность гражданского типа, единую для запада и востока, центра и юга. Любовь и ненависть, спокойствие и страх, благодарность и неблагодарность, гордость и стыд – всё это сфера чувств и эмоций, которые у людей, в отличии от мировоззрения и идеологий, одинаковы  как у жителей  запада и востока, так  центра и юга страны,  и потому в состоянии объединить Украину лучше политики. Если государство обеспечит человеку  достойные условия и уровень жизни – цивилизованные возможности ведение бизнеса, работа  и оплата, семья и жильё, здравоохранение и социальное обеспечение, стабильность и уверенность в будущем, возможность рожать и воспитывать детей,  давать им образование, –  то тогда человек будет испытывать к своей стране чувство благодарности. Если с его страной в мире считаются, благодаря уровню жизни и соблюдению прав человека,  её достижениям в области науки и техники, - то человек будет таким отечеством  гордиться.  Вот такой объединительный стержень положительных эмоций, которые вызывает у человека и общества страна, сформирует национальную идентичность гражданского типа. Любому хочется жить достойно и отождествлять себя с мощью, успехом и процветанием своей страны.   Каждому хочется быть гражданином такой страны. Красивая фразеология политиканов, идеологии, сложные теории по пересадке различного, размноженного под копирку, мировоззрения регионов на новую почву – в 21 веке всё это манипулирование, обречённое на отрицательный провальный результат.  Поэтому основная задача государства создать в стране атмосферу  или среду для формирования  единой для неё национальной идентичности – идентичности гражданского типа. Такая среда - это  уровень жизни, культивирующий честь и достоинство личности, благодарность своей стране за предоставленные возможности так жить, гордость за её достижения и отношение к Украине мирового сообщества.

      Вот  реальный и кратчайший путь формирования единой для Украины национальной идентичности. 

      Когда народ, вместо достижений и успеха, имеет многолетний опыт исключительно неудач и разочарований, жизни вокруг «черты бедности», трагедий и траура – ему трудно стать нацией! Человек не желает систематически купаться в драме, отождествлять себя только с трагедией, нищетой и выживанием. Он не хочет ассоциироваться  с кем-то или с чем-то, что несёт поражение, проигрыш;  что пугает, или порождает в нём неопределённость и неуверенность в завтрашнем дне, пессимизм и пораженческое настроение. Так уж человек устроен!

       К сожалению, ничего другого в этой стране пока нет! 

          Парадоксально, но факт.  В 21 веке самые опасные вызовы для нашей национальной идентичности исходят от украинской власти и элиты. Им уступила первенство даже беспощадная  глобализация!

           Думается, в сложившейся ситуации выход в следующем:
1.   Политическая и судебная реформа, цивилизованное избирательное законодательство – Украине нужна президентская республика.
2.   Структурные реформы в экономике, цивилизованное налоговое законодательство и оптимальный инвестиционный климат.
3.   Введение действующего (реально выполнимого!) института импичмента  и концептуальный подход  в борьбе с коррупцией.
  Указанные меры должны выполняться одновременно, параллельно.

Received by mail.maidanua.org Thu, 24 Dec 2009 10:00:07 -0500


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".