Здавалося при чому тут Сабачнєґ? (/)
05/04/2010 | klepton
ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Ликвидация бесплатного всеобщего образования и бесплатной медицины - вот, если отбросить новояз, суть новых законов. Представляется лицемерием попытка это скрыть, смягчить происходящее - чтобы попытаться заключить компромисс с властью, спасти хотя бы что-то. Представляется цинизмом попытка объяснить происходящие корыстолюбием власти. Сознательное понижение культурного уровня - абсолютно разумная политика всякого деспотизма. Этот деспотизм исходит не сверху, а снизу, из той части всякой души, которая ставит покой как безопасность выше покоя как мира и свободы. Для животного в человеке важнее поддерживать гомеостаз ("меньше знаешь - лучше спишь"), для человеческого в животном важнее развитие, а она всегда - риск, всегда - знание
Образование даёт человеку знание о мире, знание, выводящее его за пределы непосредственного наблюдения. Конечно, само по себе это не делает человека лучше. Однако, несомненно, что вырастают ожидания человека, потому что он узнаёт, что можно жить лучше, не в нищете и унижении. К агрессии против власти, к бунту склонны вовсе не "необразованные толпы", а именно те, кто образован, но при этом лишён возможности приложить свои знания и умения. При деспотизме же такие возможности резко сужены, потому что деспотизм стремится заменить конкуренцию и творчество повиновением и единообразием. Он отбирает из образованных наиболее беспринципных, готовых предать идеалы, заключённые в образовании, и вербует их в элиту. Другие образованные ему не нужны.
Деспотизму легче справляться с необразованной массой, даже если она бунтует, исповедует фашизм или коммунизм. Такого рода агрессия абсорбируется тоталитаризмом без большого труда. Настоящая угроза для него - широкое распространие образования, особенно в эпоху информационную и персоналистическую, каково наше время.
Самое же страшное для деспотизма - образованность высшего уровня, которая противостоит деспотизму не оружием и революцией, а отказом от насилия личного и от соучастия от насилия власти. Невежественный человек бунтует, но бунт его безрезультатен. Человек с образованием среднего уровня - а таков уровень современной европейской культуры - совершает успешные революции, но оставляет нетронутыми глубинные основы общества насилия. Пока ещё очень мало людей, которые начинают догадываться о высшем знании (не путать с мистическим) - которое не даётся, кстати, без знания "среднего", или, во всяком случае, без этого обычного знания бесполезно. Это знание о творчестве, свободе, ненасильственном преображении жизни и диалоге как высшей форме человечности и политической активности.
http://www.krotov.info/index_05_03.htm
Ликвидация бесплатного всеобщего образования и бесплатной медицины - вот, если отбросить новояз, суть новых законов. Представляется лицемерием попытка это скрыть, смягчить происходящее - чтобы попытаться заключить компромисс с властью, спасти хотя бы что-то. Представляется цинизмом попытка объяснить происходящие корыстолюбием власти. Сознательное понижение культурного уровня - абсолютно разумная политика всякого деспотизма. Этот деспотизм исходит не сверху, а снизу, из той части всякой души, которая ставит покой как безопасность выше покоя как мира и свободы. Для животного в человеке важнее поддерживать гомеостаз ("меньше знаешь - лучше спишь"), для человеческого в животном важнее развитие, а она всегда - риск, всегда - знание
Образование даёт человеку знание о мире, знание, выводящее его за пределы непосредственного наблюдения. Конечно, само по себе это не делает человека лучше. Однако, несомненно, что вырастают ожидания человека, потому что он узнаёт, что можно жить лучше, не в нищете и унижении. К агрессии против власти, к бунту склонны вовсе не "необразованные толпы", а именно те, кто образован, но при этом лишён возможности приложить свои знания и умения. При деспотизме же такие возможности резко сужены, потому что деспотизм стремится заменить конкуренцию и творчество повиновением и единообразием. Он отбирает из образованных наиболее беспринципных, готовых предать идеалы, заключённые в образовании, и вербует их в элиту. Другие образованные ему не нужны.
Деспотизму легче справляться с необразованной массой, даже если она бунтует, исповедует фашизм или коммунизм. Такого рода агрессия абсорбируется тоталитаризмом без большого труда. Настоящая угроза для него - широкое распространие образования, особенно в эпоху информационную и персоналистическую, каково наше время.
Самое же страшное для деспотизма - образованность высшего уровня, которая противостоит деспотизму не оружием и революцией, а отказом от насилия личного и от соучастия от насилия власти. Невежественный человек бунтует, но бунт его безрезультатен. Человек с образованием среднего уровня - а таков уровень современной европейской культуры - совершает успешные революции, но оставляет нетронутыми глубинные основы общества насилия. Пока ещё очень мало людей, которые начинают догадываться о высшем знании (не путать с мистическим) - которое не даётся, кстати, без знания "среднего", или, во всяком случае, без этого обычного знания бесполезно. Это знание о творчестве, свободе, ненасильственном преображении жизни и диалоге как высшей форме человечности и политической активности.
http://www.krotov.info/index_05_03.htm