День народження геніального С.Курьохіна
06/16/2004 | Roo
Сьогодні, 16 червня, день народження Сергія Курьохіна.
Ничже текст російською мовою.
Сергей Курехин
Трудно сформулировать, что этот человек собой представлял. Может, он был гениальным композитором. Или мыслителем-провокатором. Безумным шоуменом. Каждая из этих версий, а также все они вместе - равно далеки от истины.
О Курехине совершенно невозможно рассуждать в обычных категориях эпитафии почившему гению. Они к нему неприменимы.
Что он сделал? Чем он больше всего известен? Когда пытаешься выстроить какой то вектор его популярности, сразу возникает вопрос: известен среди кого? Среди народа? Совершенно неизвестен. Многие правда, помнят еще, что Ленинa> - < гриб. Но разве это повод. Мало ли "телег" пронеслось по нашим ушам в постперестроечном эфире. Была правда телепопытка хождения в народ - дважды появился на "Музыкальном ринге" - с "Поп-механикой" и с Джоаной Стингрей. Но тоже - быльем поросло.
Джазмены вздохнут о прекрасном джазовом пианисте. Рокеры - вспомнят безумные какофоно-дурдомовские действа, в которых кто только ни принимал участия. "Аукцыон", "Аквариум", "Кино" - их ранние выступления выглядят сейчас словно отдельные детали огромного и неистово-безрассудного маховика Курехинской "механики". Он объединил эти силы или породил их? В любом случае, повлиял... Разбудил, как Герцен - декабристов.
Курехин лучше, масштабнее и нагляднее всех показал, что такое "шоу". И с фасада, и с тыла, и с изнанки. Крупнобюджетные потуги всего российского шоу-бизнеса по сравнению с выступлениями "Поп-механики" - агит-бригада, корпоративный капустник, утренник в детском саду.
Еще вспомнят лучшие отечественные рок-альбомы "Начальник Камчатки" и "Радио Африка". Участие Курехина в группе "Аквариум". Точенее будет сказать - сотрудничество. Он вряд ли когда-нибудь мог войти в состав рок-группы, джаз-банды как неотъемлемая часть.
Сама "Поп-механика" была настоящим организмом: одни клетки отмирали, другие нарождались. Была ли это метафора жизни? Скорее - гипербола искусства.
Он был гипертрофированно талантлив и работоспособен. Первая пластинка, фортепьянная, вышла в Англии 20 лет назад. Курехину было тогда 27. Лермонтов, что называется, уже лежал в могиле. Но если учесть время, страну и музыку, которую играл тогда наш герой - достижение солидное. И это было самым началом. Десятки дисков. Десятки выступлений во всевозможных составах и соло.
Про интервью так не скажешь - с прессой общался редко. Под настроение. Все больше отмалчивался. Интриговал? Пожалуй, больше интриговал, когда говорил что-то. Всегда приковывал намертво внимание интервьюера, зрителей-читателей. Сидишь и внимаешь неотрывно. А когда интервью заканчивается, думаешь: да... Здорово!.. Да нет, это стеб все. Не может же быть, чтоб на самом деле: Ленин-гриб, животные в парламенте, сам - фашист...
Но с национал-большевиками по правде дружил. С Лимоновым, с Дугиным. С последним даже выпустил "Манифест новых магов". В нем Курехин призывает заменить изжившие себя искусство и политику - Новой магией. Он, казалось бы, нашел способ отличать истинное от ложного, искусство от неискусства. По принципу действенности. Точнее - чудодейственности. И в связи с этим разделял марксистский тезис: практика критерий истины.
Истина одна, практика - многообразна. Даже сугубо музыкальная. Записал с Мариной Капуро "Воробьиную ораторию" - красивую, небесную, трогательную. Это одна песня. С Сергеем Летовым - совершенно другая. Нервная, корявая, неудобная, неотсельная "Полинезия". Вводил зрителей "в историю", "в культуру", в транс... Как гипнотизер Кашпировский: Не спать! Думать! Впрочем, не совсем так. Музыка Курехина, как бы ни била обухом по ожиревшим нервам аудитории, никого не заставляет и даже не учит думать. Но предлагает. Попробуйте, может интересней так жить, мысля?
Однако даже в среде друзей Курехина такой накал умственной и душевной работы-борьбы с собой многим оказался не по зубам. Вот и закадычный БГ давно уже скатился в заваленко-балалаечные медитации на три четверти с прихлопом. А было время "Детского альбома". И "Безумные соловьи русского леса" они с Курехиным на пару, и "Два капитана 2"...
Конечно, кино еще вспомнят. "Капитаны" те же, "Господин оформитель", "b>Лох, победитель воды", "Замок", "Научная секция пилотов". Киномузыка довольно долго была основным источником курехинских доходов. Зарабатывал не просто творчеством - искусством. Парадоксальный человек!
Смешивал Чехова и Лимонова, сводил на одной сцене Гаркушу и Эдуарда Хиля, сплетал воедино панк-сейшн и симфонический концерт, коня и лань скрещивал, Ленина с грибом опять же. А сам при том тосковал по чистоте жанра, мечтал о неоклассицизме. Якшался с лимоновцами, и обвинял Михалкова в любовании тоталитаризмом. Был зачислен в "легенды русского рока" и заявлял, что рок - это "тихая патология". Его "Насекомая культура", "Опера богатых" - стали классикой еще при жизни автора, в то время как самого Курехина критики постоянно в чем-то уличали и по большому счету считали сумасшедшим шутом. А это - до обидного верный признак настоящего художника.
Роман Ласуков, "Грибы"
Андрей Пирогов и Текле Гильман, 'оЗон', март 2001
Ничже текст російською мовою.
Сергей Курехин
Трудно сформулировать, что этот человек собой представлял. Может, он был гениальным композитором. Или мыслителем-провокатором. Безумным шоуменом. Каждая из этих версий, а также все они вместе - равно далеки от истины.
О Курехине совершенно невозможно рассуждать в обычных категориях эпитафии почившему гению. Они к нему неприменимы.
Что он сделал? Чем он больше всего известен? Когда пытаешься выстроить какой то вектор его популярности, сразу возникает вопрос: известен среди кого? Среди народа? Совершенно неизвестен. Многие правда, помнят еще, что Ленинa> - < гриб. Но разве это повод. Мало ли "телег" пронеслось по нашим ушам в постперестроечном эфире. Была правда телепопытка хождения в народ - дважды появился на "Музыкальном ринге" - с "Поп-механикой" и с Джоаной Стингрей. Но тоже - быльем поросло.
Джазмены вздохнут о прекрасном джазовом пианисте. Рокеры - вспомнят безумные какофоно-дурдомовские действа, в которых кто только ни принимал участия. "Аукцыон", "Аквариум", "Кино" - их ранние выступления выглядят сейчас словно отдельные детали огромного и неистово-безрассудного маховика Курехинской "механики". Он объединил эти силы или породил их? В любом случае, повлиял... Разбудил, как Герцен - декабристов.
Курехин лучше, масштабнее и нагляднее всех показал, что такое "шоу". И с фасада, и с тыла, и с изнанки. Крупнобюджетные потуги всего российского шоу-бизнеса по сравнению с выступлениями "Поп-механики" - агит-бригада, корпоративный капустник, утренник в детском саду.
Еще вспомнят лучшие отечественные рок-альбомы "Начальник Камчатки" и "Радио Африка". Участие Курехина в группе "Аквариум". Точенее будет сказать - сотрудничество. Он вряд ли когда-нибудь мог войти в состав рок-группы, джаз-банды как неотъемлемая часть.
Сама "Поп-механика" была настоящим организмом: одни клетки отмирали, другие нарождались. Была ли это метафора жизни? Скорее - гипербола искусства.
Он был гипертрофированно талантлив и работоспособен. Первая пластинка, фортепьянная, вышла в Англии 20 лет назад. Курехину было тогда 27. Лермонтов, что называется, уже лежал в могиле. Но если учесть время, страну и музыку, которую играл тогда наш герой - достижение солидное. И это было самым началом. Десятки дисков. Десятки выступлений во всевозможных составах и соло.
Про интервью так не скажешь - с прессой общался редко. Под настроение. Все больше отмалчивался. Интриговал? Пожалуй, больше интриговал, когда говорил что-то. Всегда приковывал намертво внимание интервьюера, зрителей-читателей. Сидишь и внимаешь неотрывно. А когда интервью заканчивается, думаешь: да... Здорово!.. Да нет, это стеб все. Не может же быть, чтоб на самом деле: Ленин-гриб, животные в парламенте, сам - фашист...
Но с национал-большевиками по правде дружил. С Лимоновым, с Дугиным. С последним даже выпустил "Манифест новых магов". В нем Курехин призывает заменить изжившие себя искусство и политику - Новой магией. Он, казалось бы, нашел способ отличать истинное от ложного, искусство от неискусства. По принципу действенности. Точнее - чудодейственности. И в связи с этим разделял марксистский тезис: практика критерий истины.
Истина одна, практика - многообразна. Даже сугубо музыкальная. Записал с Мариной Капуро "Воробьиную ораторию" - красивую, небесную, трогательную. Это одна песня. С Сергеем Летовым - совершенно другая. Нервная, корявая, неудобная, неотсельная "Полинезия". Вводил зрителей "в историю", "в культуру", в транс... Как гипнотизер Кашпировский: Не спать! Думать! Впрочем, не совсем так. Музыка Курехина, как бы ни била обухом по ожиревшим нервам аудитории, никого не заставляет и даже не учит думать. Но предлагает. Попробуйте, может интересней так жить, мысля?
Однако даже в среде друзей Курехина такой накал умственной и душевной работы-борьбы с собой многим оказался не по зубам. Вот и закадычный БГ давно уже скатился в заваленко-балалаечные медитации на три четверти с прихлопом. А было время "Детского альбома". И "Безумные соловьи русского леса" они с Курехиным на пару, и "Два капитана 2"...
Конечно, кино еще вспомнят. "Капитаны" те же, "Господин оформитель", "b>Лох, победитель воды", "Замок", "Научная секция пилотов". Киномузыка довольно долго была основным источником курехинских доходов. Зарабатывал не просто творчеством - искусством. Парадоксальный человек!
Смешивал Чехова и Лимонова, сводил на одной сцене Гаркушу и Эдуарда Хиля, сплетал воедино панк-сейшн и симфонический концерт, коня и лань скрещивал, Ленина с грибом опять же. А сам при том тосковал по чистоте жанра, мечтал о неоклассицизме. Якшался с лимоновцами, и обвинял Михалкова в любовании тоталитаризмом. Был зачислен в "легенды русского рока" и заявлял, что рок - это "тихая патология". Его "Насекомая культура", "Опера богатых" - стали классикой еще при жизни автора, в то время как самого Курехина критики постоянно в чем-то уличали и по большому счету считали сумасшедшим шутом. А это - до обидного верный признак настоящего художника.
Роман Ласуков, "Грибы"
Андрей Пирогов и Текле Гильман, 'оЗон', март 2001