Лингвокультурный империализм или православный фашизм?
12/01/2006 | Navigator
Никто так много не делает для сплочения послесоветских полититических наций, как Россия. Правда, делает она это невольно: тем, например, что, оказавшись недавно в Украине, министр иностранных дел РФ Лавров, в нарушение украинского закона, дымит, как паровоз, в присутственных местах. Или тем, что российское ТВ так показывает жизнь по оба берега Днепра, что Украина, глядя в это дикое зеркало, то смеется, то плюется. Или тем, что Россия так страстно не хочет видеть Украину в НАТО, что уже сам главный противник «оранжевых», премьер-министр Янукович дает понять, что Украина таки будет там: вот еще только чуток подготовит свое население...
Свой вклад в объединение жителей Украины вносит и отборная русская интеллигенция. Тоже, естественно, невольно. В журнале «Континент» (128), например, можем прочитать, что «едва ли не главная сейчас задача» России в ближнем зарубежье – «это задача русофонии в широком смысле слова, задача экспансии русской культуры», прежде всего, в Украину. Дело дорогое, но «на это тратить – сам Бог велел».
Эти заявления принадлежат литератору И. Роднянской, старейшей представительнице того направления русской мысли, которое обретается где-то возле «православного фашизма», если вспомнить определение отца Александра Меня.
И. Роднянская называет свой проект «лингвистически-культурным империализмом». Причем предлагается он только «на первый случай». Что же на второй? Об этом тоже говорится открыто. Дело в том, что границы России, повторяет Роднянская вслед за Солженицыным, «проблематичны». А экспансия русской культуры поможет еще больше «проблематизировать, постепенно позволяя пересмотреть, что очень желательно в будущем, те границы, в которых должна существовать Россия».
Вот такая прямота. Сначала не пожалеем средств и сил на «культурное» проникновение в ближнее зарубежье. Подготовим таким образом нужные местные кадры. В час икс они возбудят спор о границах. Обострим его до предела – и, с Божьей помощью, добьемся пересмотра. Иными словами: подведем к войне и попробуем ее выиграть (желательно, конечно, еще до начала). Благо, такого опыта нам не занимать.
В той же публикации «Континента», где обнародован план Роднянской, сказано и об этом. Приведены пророческие стихи Владимира Соловьева, написанные в XIX веке:
И все твердят льстецы России:
Ты – третий Рим, ты – третий Рим.
Пусть так! Орудий Божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.
Свой вклад в объединение жителей Украины вносит и отборная русская интеллигенция. Тоже, естественно, невольно. В журнале «Континент» (128), например, можем прочитать, что «едва ли не главная сейчас задача» России в ближнем зарубежье – «это задача русофонии в широком смысле слова, задача экспансии русской культуры», прежде всего, в Украину. Дело дорогое, но «на это тратить – сам Бог велел».
Эти заявления принадлежат литератору И. Роднянской, старейшей представительнице того направления русской мысли, которое обретается где-то возле «православного фашизма», если вспомнить определение отца Александра Меня.
И. Роднянская называет свой проект «лингвистически-культурным империализмом». Причем предлагается он только «на первый случай». Что же на второй? Об этом тоже говорится открыто. Дело в том, что границы России, повторяет Роднянская вслед за Солженицыным, «проблематичны». А экспансия русской культуры поможет еще больше «проблематизировать, постепенно позволяя пересмотреть, что очень желательно в будущем, те границы, в которых должна существовать Россия».
Вот такая прямота. Сначала не пожалеем средств и сил на «культурное» проникновение в ближнее зарубежье. Подготовим таким образом нужные местные кадры. В час икс они возбудят спор о границах. Обострим его до предела – и, с Божьей помощью, добьемся пересмотра. Иными словами: подведем к войне и попробуем ее выиграть (желательно, конечно, еще до начала). Благо, такого опыта нам не занимать.
В той же публикации «Континента», где обнародован план Роднянской, сказано и об этом. Приведены пророческие стихи Владимира Соловьева, написанные в XIX веке:
И все твердят льстецы России:
Ты – третий Рим, ты – третий Рим.
Пусть так! Орудий Божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.