МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Васек ПУПКИН (независимый юридический эксперт): “Дело "9 марта": победа обвинения может отказаться пирровой” (газета “СВОБОДА”).

10/27/2001 | Михайло Свистович
Не хотелось бы повторяться и в сотый раз описывать известные всем события, а также живописать подробности судебного заседания 2 октября, когда в зал 30 кв. м. набилось пара сотен человек и из за этого суд был перенесен "на неопределенный срок". Поговорим о другом.

Осмелюсь предложить читателю несколько нетрадиционную "подковерную" версию околоследственных и околосудебных событий.

Согласно материалам уголовного дела, оно было возбуждено 9 марта 2001 года в 10-00 "по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.71 УК Украины". То есть, даже если бы не случилось Банковой, сидели бы за одну Владимирскую.

Можно предположить с высокой степенью вероятности, что идея замутить это дело пришла в чью-то начальственную, не слишком обремененную юридическими познаниями голову задолго до 9 марта. Как уже неоднократно отмечалось многими наблюдателями, властям позарез нужно было срочно хоть кого-нибудь посадить, и лучшей кандидатуры для попадания под раздачу, чем "злобная, экстремистская УНА-УНСО", придумать не смогли. Справедливости ради нужно отметить, что унсовцы сами повелись на весьма неумело организованную, а потому очевидную для любого стороннего наблюдателя провокацию, как гаммельнские крысы на дудочку Нильса Хольгерсона. Более того, провокация была очевидна и для самих унсовцев - разумом они понимали, что не трогать ментов, но... "не вынесла душа поэта", и отказать себе в удовольствии покидаться оградками многие не смогли. Причем - далеко не только унсовцы: в принципе, ментов метелили все, кому не лень, что отлично видно на видеозаписях под любым из восьми ракурсов, приобщенных к материалам дела.

В том, что количеством "привлеченных и посаженных" СБУ, по старой доброй традиции КГБ, прикрывает явное отсутствие не то что состава преступления в действиях политзэков, а даже отсутствие самого события преступления, каждый может убедиться, зайдя на сайт maidan.org.ua и прочитав постановление о привлечении А. Шкиля в качестве обвиняемого с его собственными издевательскими комментариями. Изначально, кстати, планировалось посадить более 50 человек, однако по ходу дела руководство СБУ сообразило, что такое количество обвиняемых контора просто не потянет физически. Да и 19 обвиняемых для СБУ много и вообще без надобности - им нужны, собственно говоря, только Шкиль, Зайченко и Ляхович - лидеры партии УНА, члены ее Провода. Правда, они-то как раз ментов даже пальцем не трогали - статус не позволял. Однако, с юридическими тонкостями разберемся позднее. Упомянутое трио лидеров официально зарегистрированной политической партии посадили для того, чтобы оппозиция сбавила обороты, по принципу "дабы другие убоялись". И вправду: некоторые "оппозиционеры", "з переляку" (совершенно напрасного, т.к. изначально было понятно, что никого, кроме УНА, не тронут) разоткровенничавшиеся с СБУшниками, теперь с ужасом ждут открытого процесса, в ходе которого их показания, записанные предусмотрительными следователями на видео, предстанут во всей их неприглядности. Сохраним интригу и не будем пока называть имена этих "звитяжців" самосжигающей борьбы со "злочинним режимом".

Я практически убежден, что "мудрый" "массовобеспорядковый" замысел созрел в ментовской голове, а прокураторы и гебешники эту затею, забыв предварительно пораскинуть мозгами и просчитать последствия.

Сии "последствия" для СБУ дали о себе знать уже к вечеру, когда райотделы ВД заполнили толпы избитых беркутней украиноязычных малолеток и иных граждан, чьи физиономии по каким-то причинам не понравились озверевшим, жаждущим "мести" ментам. В это время народные депутаты пытались раздобыть списков фамилий задержанных, а Савченко с Зарубицким (представители столичного УВД) вещали, что "всех задерживали по фотографиям". Менты со свойственной им безмозглостью понасоставляли протоколов о том, что, например, гражданин имярек "нецензурно выражался на улице Банковой в 16-00, на замечания не реагировал", в связи с чем и был задержан там и тогда же. Потом в суде выяснялось, что гражданин имярек на самом деле был задержан на вокзале, где провожал собутыльника Васю, а на Банковой не был, ибо весь день с этим же Васей пил на Теремках. Правда, наших доблестных, абсолютно независимых судей подобные фальсифицированные "дрібнички" нимало не смущали, т.к. оперативно подъехавшие в райотделы и суды сбушники "по-человечески" просили судей вникнуть в ситуацию - ну, менты и есть менты, что с них возьмешь, - вы дайте, товарищи судьи, всем по 10-15 суток, а мы за это время внимательно рассмотрим видео и уже по закону арестуем кого следует. Ну, как же судьям не порадеть родным человечкам-сбушникам - 300 человек получили "сутки" и провели незабываемые несколько дней в бомжатнике на ул.Ремонтной, пока постановления об их админарестах не были отменены другим великим радетелем за законность - председетелем Киевгорсуда Г. И. Зубцом (эта одиозная фигура еще не раз всплывет в этом деле).

Итак, руководителей УНА, а также тех, чьи физиономии наиболее часто мелькали на видео, поместили в СИЗО СБУ. Начались суровые следственные будни - была сформирована следственная группа из полсотни человек, которые и принялись рыть носом землю, выискивая в событиях 9 марта что-то, хотя бы отдаленно напоминающее диспозицию ст. 71 УК Украины - "организация массовых беспорядков, которые сопровождались насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, сопротивлением представителям власти с использованием оружия или предметов, используемых как оружие". Поскольку с погромами, поджогами и оружием не сложилось, пришлось признать "личностями, подвергшимися насилию", ментов, незаконно преградивших проход мирной демонстрации по улицам Владимирской и Банковой; в качестве предметов, использовавшихся как оружие, в деле фигурирует палка хромого инвалида, строительный отвес и куски тротуарной плиты, а за имущество, подвергшееся уничтожению, сошел поваленный зеленый заборчик, ограждавший несуществующую стройку на ул.Богомольца. У нескольких десятков "потерпевших" "правоохоронців", которые, по первоначальным данным министра ВД Ю. Смирнова, лежали при последнем издыхании в реанимации, в итоге "независимые" судмедэксперты обнаружили два поломанных пальца - у одного на руке, у другого - на ноге, незначительное количество синяков на филейных частях тела и... массовые легкие испуги.

Кроме того, руководство МВД подало гражданский иск, в котором фигурируют веселые суммы - 6000 гривень за отмывание фасада от яиц, 5000 гривень за 2 тротуарные плиты и 42 "утраченные" (очевидно, за все 10 лет независимости) резиновые палки. Единственным более-менее относимым и допустимым доказательством по делу являются аудиозаписи переговоров руководства УНА, ведшихся из офиса УКРП Степана Хмары 7 марта с региональными лидерами партии в связи с организацией приезда членов УНА на акцию 9 марта.

Прослушка производилась с санкции Г.И.Зубца, мотивация необходимости прослушки в деле, разумеется, отсутствует. Неизвестно, прослушивали ли офисы других оппозиционных партий, но в деле есть огромное количество доказательств того, что УНА не была оригинальной в этом отношении и ничем не отличалась от других партий, аналогичным образом собиравших региональный люд на ту же акцию.

Однако даже это доказательство, как говорится, "о двух концах" - если вы, сбушники, такие провидцы и знали, что УНА собирает своих людей "для организации и участия в массовых беспорядках", то почему же ваши люди, которых было в толпе демонстрантов, судя по количеству рапортов в материалах дела, чуть ли не больше, чем оппозиционеров, не предотвратили эти беспорядки и те "ужасные" последствия, которые они за собой повлекли? Или, может, вы просто спали и видели нарыть материал для очаровательного "подання" на имя Министра юстиции о том, что УНА - бандитская шайка и ее регистрация противоречила закону?

Въехав, что иначе как ментовской подставой подобное "дело" не назовешь, сбушники принялись в свою очередь подставлять ментов. В деле изобилуют показания последних, которые честно рассказали, что заранее знали о том, что будут массовые беспорядки, и свидетельства живущих по соседству с администрацией Кучмы граждан, лицезревших под своими окнами скопление "правоохранителей" с самого раннего утра, т.е. еще до того, как произошли какие-либо события на Владимирской. Однако в деле нет показаний не то что 42, а хотя бы пары ментов, которые поведали бы, что лишились своих "кийків". Товароведческие экспертизы о стоимости отмытия фасадов зданий от яиц и т.д. сбушники тоже проводить не стали и теперь злорадно потирают руки, предвкушая, как опозорится ментовское начальство, доказывая в суде в качестве гражданских истцов немерянные суммы несуществующего ущерба.

Судя по всему, даже феноменальные умственные способности генпрокурора М. Потебенько и иже с ним не помешали прокуратуре понять, в какую юридическую западню загнала она себя с этим делом. СБУ подсуетилась, где обманом, где уговорами добилась ознакомления 19 обвиняемых и их адвокатов с 80 томами и 40 видеокассетами за полтора месяца и благополучно спихнула Потебеньке это дело 15 августа, аж за пару недель до "дня Ч" - вступления в силу нового Уголовного кодекса, в котором отсутствует преступление против государства "массовые беспорядки" по соседству со шпионажем и изменой родине, но зато наличествуют преступления против порядка управления и моральности - "групповое нарушение общественного порядка" и "масові заворушення" ("Шишков, прости не знаю, как перевести"- А. С. Пушкин) - наряду с издевательством над животными, содержанием притонов разврата и проституцией.

Вся юридическая общественность теперь ловит кайф, предвкушая, как прокуратура будет ограничивать "группу" от "массы" и доказывать, что беспорядки и "заворушення" - это одно и то же. Особой пикантности ситуации добавило то, что на стороне политзаключенных решил выступить бывший генпрокурор Виктор Шишкин, в то время как обвинение не смогло выставить никого покруче Кузовкина, довольно бестолкового, но молодого и амбициозного прокурорчика, уже успевшего опозориться при обыске у судьи Замковенко, признанного Киевским облсудом незаконным.

В суровую торбу попал несчастный Старокиевский местный суд г. Киева, в который зловещий Г. И. Зубец направил для рассмотрения дело, незаконно продержав у себя перед этим с 22 августа по 4 сентября. Площадь самого большого зала в этом суде - 30 кв. м., на которых должны поместиться трое судей, 19 подсудимых, семь (пока) адвокатов, трое прокуроров, семьдесят потерпевших и двое гражданских истцов. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Только вот досада - родственники обвиняемых намерены лечь костьми, но поглазеть на судебный прогресс, да и журналисты категорически отказываются проигнорировать столь впечатляющее зрелище. Нормальных размеров зал "из закромов" Киевгорсуда Г. И. Зубец предоставить отказался, а посему продолжение процесса, назначенное на 9 сентября на 10=00 все в том же зале, обещает закончиться столь же бесславно, как и 2-го. Учитывая то, что заключенные объявили с 5 октября бессрочную голодовку, требуя прекратить нарушение их прав и обеспечить условия для открытого, гласного судебного разбирательства с полной фиксацией хода процесса техническими средствами (которых отродясь не было в наших судах) в соответствии со ст.129 Конституции Украины, и к 9-му октября уже дойдут до кетоацидоза (последствие голодания), проблемы у властей только начинаются. В то время как политзаключенным уже нечего терять. Так что посмотрим, кто кого - защита, конечно же, не может победить, но вполне в силах сделать победу обвинения пирровой.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".