Московская Хельсинская Группа
11/02/2011 | Cверло
ИСТОРИЯ
Документы МХГ (1976-1982)
1977
60. Дискриминация крымских татар продолжается
Документ № 24
Участникам Белградской встречи
по безопасности и сотрудничеству в Европе
Нами уже ставился вопрос о невыполнении Советским Союзом Хельсинкских соглашений в части недопущения дискриминации по национальному признаку. Этому вопросу был посвящен и наш документ № 10, опубликованный в ноябре 1976 г. В нем было рассказано о дискриминации крымских татар. К сожалению, мы вынуждены обратиться к этому вопросу еще раз, так как он приобрел особую остроту.
Будучи лишенным национальной территории, крымско-татарский народ поставлен на грань прекращения своего существования как нации. Если для других, ранее депортировавшихся, народов отменены законы, запрещавшие им возвращаться на родину, то для крымских татар эти законы оставлены в силе. Если такие народы, как евреи и немцы, могут противодействовать дискриминации эмиграцией на свою прародину, то у крымских татар нет и такой возможности. Их родина — Крым — входит в состав Советского Союза.
Учитывая сказанное, мы просим глав правительств, подписавших Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с особым вниманием изучить настоящий документ и принять соответствующее решение.
1. Немного истории
Известно, что незадолго до окончания войны советское правительство депортировало ряд малых наций со своей родины в малообжитые районы, где для них был установлен особо жестокий режим спецпоселений. В числе этих народов были и крымские татары В результате зверского обращения с людьми в период депортации и в первый год спецпоселения погибла почти половина крымских татар (46,2%). Впоследствии, на XX съезде КПСС, депортация и режим спецпоселений были названы геноцидом.
О выселении из Крыма и последствиях этой акции сами крымские татары в одном из последних своих писем в ЦК КПСС (март 1977 г.) рассказывают следующим образом: "Среди высланных оказались все, вплоть до семей погибших бойцов, партизан и подпольщиков. Лишенные кормильцев, эти семьи в первые же годы ссылки в основном погибли. По окончании войны после демобилизации под комендантским надзором оказались также солдаты и офицеры, сражавшиеся в рядах Советской Армии против фашистских захватчиков, Герои Советского Союза и многие честные коммунисты и беспартийные, до последнего дня принимавшие участие в освобождении оккупированных территорий, в том числе и Крыма".
Выселение было проведено повсеместно только по национальной принадлежности, без оглашения населению решения правительства.
Действия военных властей в отношении крымско-татарского народа 18 мая 1944 г. преподносились как "необходимые меры" против самого "отъявленного врага". По всему пути следования железнодорожных составов из крытых красных вагонов, забитых детьми, женщинами, стариками, больными, на всех станциях их встречала унизительными выкриками и забрасывала камнями специально подготовленная, организованная толпа.
Такой же "прием" ожидал крымских татар по месту прибытия — их по заранее составленному распределению отправляли в самые отдаленные точки отстающих хозяйств, при этом не считаясь даже с тем, насколько пригоден ссыльный к тяжелому физическому труду.
С этим актом выселения крымско-татарский народ лишился:
— родного края, в котором предки нынешних крымских татар, осваивая землю, с первых веков нашей эры сформировались как народность, назвав край на родном языке "Крым"-ом, а себя впоследствии крымскими татарами;
— памятников материальной культуры, созданных руками талантливых представителей народа в течение многих веков.
У крымско-татарского народа ликвидированы:
— начальные и средние школы обучения на родном языке — гарантия существования и сохранения крымско-татарского языка;
— высшие и средние учебные заведения, специальные и профессиональные, технические училища с преподаванием на родном языке — кузницы национальных кадров;
— национальные театры, ансамбли и студии;
— газеты, издательства, радиовещание и другие национальные органы и учреждения (союзы писателей, журналистов, художников и т. д.);
— научно-исследовательские институты и учреждения по изучению крымско-татарского языка, литературы, искусства и народного творчества.
У крымско-татарского народа уничтожены:
— кладбища и могилы предков с надгробными камнями и надписями;
памятники и мавзолеи исторических личностей народа.
У крымско-татарского народа отняты:
— национальные музеи и библиотеки с десятками тысяч книжных томов на родном языке;
клубы, читальни, молитвенные дома — мечети и медресе.
У крымско-татарского народа фальсифицирована история формирования его как народности и переименованы названия:
— городов и сел, улиц и кварталов, географические названия местностей и т.п.;
— переделаны и присвоены народные легенды и другие виды народного творчества, созданные веками предками татар.
В результате таких мер, подорвавших корни национального существования и развития народа, на глазах всего советского народа и мировой общественности запятнана честь всего крымско-татарского народа.
После XX съезда, особенно с момента опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г., крымские татары начали петиционную кампанию за восстановление своего национального равноправия. Названный Указ облегчал жизнь народа в местах его высылки, так как снимал с учета спецпоселения и освобождал из-под административного надзора, но не снимал с него обвинения в измене и ничего не давал ему как нации: снятие указанных ограничений не влекло за собой возвращения конфискованного при выселении имущества и не давало права возвращения в места, откуда они были выселены. Такой Указ, естественно, не мог удовлетворить народ. Ему нужна была родина, т.е. территория, язык, культура. Поэтому петиционная кампания приобретала все более массовый характер. Письма в ЦК и правительство подписывают сначала десятки и сотни, затем — тысячи и десятки тысяч человек. Одно из писем с требованием отменить все дискриминационные законодательные акты и возвратить народ в Крым подписали 126 тысяч человек. Всего за шестидесятые годы было собрано более 3 миллионов подписей. Иными словами, каждый взрослый подписался 6–7 раз.
Под напором этой мощной волны народного протеста, принимавшего все более организованный характер, правительство вынуждено маневрировать. Трижды представители Политбюро встречаются с представителями крымско-татарского народа, обещают им рассмотреть и решить положительно их вопрос. А тем временем репрессии против организаторов петиционной кампании усиливаются.
Переломный момент наступил после третьей встречи крымско-татарских представителей с представителями Политбюро. Результатом этой встречи явился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму" от 5 сентября 1967 г. Более лицемерного документа, чем этот Указ, трудно придумать.
С одной стороны, снимаются огульные обвинения с народа, что может быть понято, как уравнение крымских татар в правах с другими народами и нациями.
С другой стороны, вопреки действительной воле крымских татар, выраженной в петициях, утверждается, что они укоренились в местах, куда их депортировали. Это является неуклюжей попыткой замаскировать тот факт, что запрет на возвращение в места, откуда крымские татары выселены, объявленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г., остается в силе.
И, наконец, этим Указом предпринята попытка исключить крымских татар из числа наций. В этом Указе они названы "гражданами татарской национальности, проживавшими в Крыму". Нет больше крымских татар, бывших полновластных хозяев Крыма, покоренных Россией, а есть граждане татарской национальности, проживавшие в Крыму наряду со многими другими нациями. Значит, твоя прародина, крымский татарин, не Крым, а Татарская АССР. Нельзя даже вообразить более грубую историческую фальсификацию. Нация, самостоятельно развивавшаяся в течение многих веков, создавшая собственную богатую культуру, имеет с казанскими и волжскими татарами только то общее, что и в ее названии есть слово "татары". И вот эта нация объявлена несуществующей, и появляется какая-то никогда не существовавшая татарская национальность. Чего только не придумаешь, чтобы оправдать изгнание с родины целого народа.
Но подавляющее большинство простых крымских татар не заметило этого лицемерия. Людям было радостно, что они уже не "преступники", что они могут смело смотреть в глаза людям труда всех наций. И они думали, что они могут теперь свободно вернуться на родину. Сразу после Указа и в течение последних двух лет в Крым прибыло свыше 20 тысяч крымско-татарских семей (около 100 тысяч человек), но их встретили милиция, войска. Их частично снова депортировали в те места, где они "укоренились", т.е. туда, где они находились в ссылке, а остальных просто выбросили из Крыма, и они осели на подступах к нему. Наступили отрезвление и разочарование, упадок сил. Все эти годы продолжались репрессии, и к 1970 году массовое движение было подавлено. Наиболее активные участники петиционной кампании оказались в тюрьмах и лагерях: свыше 300 крымских татар было осуждено за участие в национальном движении на различные сроки заключения. И это несмотря на то, что движение имело лояльный, мирный характер.
2. Советские законы и международное право
То, что совершено с крымскими татарами, как и с 13 другими малыми народами в 1943–44 гг., высшим органом правящей партии — XX съездом КПСС — названо геноцидом.
Советский Союз ратифицировал Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Она вступила для СССР в силу еще 1 августа 1954 г. Однако никто за преступление геноцида в 1943–44 гг. наказан не был. Если отсутствие таких наказаний может быть объяснено тем, что Конвенция вступила в силу после совершения преступления, то ничем нельзя оправдать того, что советские законы, на основе которых осуществлялся геноцид, сохраняют силу до сих пор. (Соответствующие указы и постановления см. в Приложении 1.)
Депортация крымских татар осуществлена на основе постановления Государственного комитета обороны от 8 мая 1944 г. Это постановление не отменялось. Наоборот, произошло его узаконение. Президиум Верховного Совета РСФСР принял 25 июня 1946 г. Закон "Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область".
Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 28 апреля 1956 г. снимает крымских татар и некоторые другие народности с учета спецпоселения и освобождает из-под административного надзора органов МВД, но вместе с тем оставляет в силе предыдущие геноцидные законы и даже специально оговаривает, что нельзя ни конфискованное имущество получить, ни возвратиться в места, из которых выселен.
Наконец, Указ Президиума Верховного Совета СССР "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму" от 5 сентября 1967 г. окончательно закрепляет совершенный геноцид, отнимая у крымских татар право считать себя нацией. Под прикрытием красивых слов о снятии огульных обвинений и предоставлении прав всех граждан СССР Указ лишает народ его исконной территории (запрет возвращаться в Крым не отменен, и именно этим руководствуются местные власти в Крыму, когда решается вопрос о прописке крымских татар), языка и культуры, оставляет его в рассеянии по многим советским республикам, явно рассчитывая на то, что ассимиляция довершит уничтожение нации, начатое депортацией 18 мая 1944 г.
Таким образом, Советский Союз, вопреки принятой им Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, продолжает геноцид в отношении крымских татар, опираясь на ранее изданные законы, обеспечивающие ему осуществление геноцида.
Советские законы и практика в отношении крымских татар находятся также в противоречии с вступившей в силу для СССР еще 4 января 1969 г. Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Указанные советские законы находятся и в противоречии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В разделе VIII "Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", сказано:
"Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".
Крымские татары были насильственно удалены со своей территории и подверглись геноциду. Кто, кроме них, имел право решать их судьбу, после того как геноцид был осужден правящей партией?! Несмотря на это, судьба их по-прежнему решается на основе произвола, допущенного в конце войны. Применяемые к ним советские законы находятся в полном противоречии с принятыми СССР международными обязательствами. А между тем, советское правительство, подписывая Заключительный акт, обязалось:
"При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе".
И если советское правительство желает выполнять добровольно принятые на себя обязательства, оно обязано помочь всем желающим крымским татарам вернуться в места, откуда они выселены 18 мая 1944 г., а затем предоставить им возможность "в условиях полной свободы определять, как и когда они пожелают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".
3. Умерщвление нации продолжается
"Геноцид — убийство рода, племени". Так БСЭ расшифровывает это слово.
Депортация из Крыма в малообжитые местности, в непривычные климатические условия стоила крымско-татарскому народу жизни половины сынов и дочерей. Расселение на большой территории — Урал, Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия — среди инонационального населения, лишение школ на родном языке, национальной культуры, периодической печати и других средств массовой информации ставят крымских татар в условия национальной деградации, потери чувства общности со своими братьями по языку и культуре, утраты сознания принадлежности к своей нации. Нация умирает.
Но это не естественная, а насильственная смерть. Нация — это люди. А им от рождения присуще национальное чувство... "Нет человека, который не испытал бы неискоренимого чувства любви, привязанности к земле своих дедов и предков, к родной культуре, к своему языку, к своим традициям". Но пока это живет в людях, живет и нация.
Слова в кавычках принадлежат Л. И. Брежневу. Следовательно, мы можем считать, что наше правительство понимает недопустимость преследования за такие чувства. Но эти чувства поднимают на борьбу против условий, в которых народ может погибнуть как нация. Искусственно рассеянные крымские татары после Указа 1967 г. массами хлынули со всех мест их ссылки в Крым. Будучи выброшенными оттуда, осели на подступах к нему — в Херсонской и Запорожской областях, на Кубани и на побережье Кавказа. В результате рассеяние нации возросло. Но с другой стороны, создалась как бы исходная позиция для переселения в Крым.
Наиболее смелые, упорные, предприимчивые из крымских татар, не страшась никаких трудностей, начали проникать в Крым. Власти, опираясь на неотмененные геноцидные законы и основанные на них инструкции и устные указания, повели решительную борьбу против такого "беспорядка". Если смотреть на обстановку в Крыму с точки зрения количества арестов и осуждений, то дело изменилось к лучшему. Да отбывают принудительные работы и высылку несколько десятков человек, о которых говорит Энвер Аметов в своем заявлении для печати (приложение 2). Но зато неизмеримо усилились внесудебные репрессии, обрушиваемые на всех пытающихся поселиться в Крыму. Только человек невероятной выдержки и выносливости может перенести все удары властей, закрепиться и жить на земле предков.
За время, истекшее со времени издания Указа "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму", т. е. за 10 лет, смогли вернуться на родину и прописаться только 1409 семей (7–8 тысяч человек). Сколько же лет потребуется на возвращение в Крым всего народа, если уже сегодня его численность — свыше полумиллиона? 650 семей живет без прописки. Многие из них добиваются прописки уже по два-три года. Так, с 1974 г. живут без прописки: в селе Пушкино — семья Халич (семь детей), а в селе Восточное — семья Аблякимовых (5 детей). Диляра Халич, как непрописанная, не получает все это время государственного пособия по многодетности. Обеим семьям, в качестве наказания за жалобы и протесты, отрезали электричество. Детей Халич в течение года не включали в списки учеников школы, которую они тем не менее посещали. Но в следующий класс их не перевели.
Положение непрописанных семей ужасно. Они, во-первых, живут в условиях непрерывно висящего над ними произвола. В чем это проявляется? Все непрописанные купили дома (иным путем получить жилье крымские татары не могут. Государственные и кооперативные жилища не для них). Но дом, который куплен с соблюдением всех формальностей, за который уплачена полная стоимость, их собственностью не является, так как нотариус не оформляет куплю-продажу без прописки покупателя. А прописывать — его не прописывают. И все время, пока он не прописан, над ним висит непрерывная угроза выселения. Каждую ночь и днем он ждет, что явится банда пьяных громил во главе с представителем милиции или властей и из дома будут выброшены дети и старики, больные и калеки, вещи изломают и разобьют, все ценное и деньги украдут.
И это не единичный случай, а система. Вот только случаи сентября 1977 г. И только те, что стали нам известны.
Село Садовое, Нижнегорский район. Мустафаев Нури вывезен из купленного дома в открытое поле в районе Джанкоя вместе с женой, двумя малолетними детьми — 3 лет и 1,5 года.
Село Семисотка Ленинского района. Выселены из купленных домов три семьи: Ш. Бекирова, А. Караева и С. Ходжиаметова. Два дома опломбированы, в третий вселили местного пьяницу и хулигана.
Село Рунное Сакского района. Выселены из купленого дома две пенсионерки — Нурие и Кериме Куртсеитовы — и их брат, инвалид Отечественной войны Халилов Рустем. Письмо Куртсеитовых и Халиловых об обстоятельствах выселения приводится в Приложении 2.
Село Молочное Сакского района. Выселена Зера Мустафаева с десятилетней дочерью (см. приложение 2).
Село Митяево, Сакский район. Участник Отечественной войны Аметов Сеитмемет с семьей выброшен из купленого дома и вывезен в лесополосу.
Село Трудовое, Сакский район. Выброшена из купленого дома семья Ганиева Амета.
В селе Лесновка Сакского района Меметов Сейдамет приобрел дом. В связи с этим на него заведено уголовное дело "за нарушение паспортного режима" (грозит до года заключения в лагере). Дело о нарушении паспортного режима возбуждено и против Нуретдина Усеинова (село Батальное Ленинского района).
Усиление репрессий в Сакском районе связывают с прибытием в район нового председателя райисполкома; в первый же день по прибытии он заявил: "У меня в районе не будет ни одного крымского татарина". Это еще одно доказательство полного произвола по отношению к крымским татарам. У такого администратора крымский татарин всегда будет виноват. А осадить его некому. Коль он не боится так говорить, значит, получил на то благоволение начальства.
В Приложении 2 приведены письма тех, кого выселили. Эти письма проясняют общую картину выселения, но надо иметь в виду, что бывали случаи и хуже. Такие выселения незаконны. Но законы не для крымских татар. Когда они жалуются прокурору, тот говорит: "Это незаконно. Жалуйтесь". Но жалобы попадают к таким, как председатель Сакского райисполкома, и на них не отвечают. Не было случая, чтобы кого-нибудь наказали за хулиганское выселение или хотя бы удовлетворили иск за испорченное и украденное. Так и живут непрописанные в постоянном страхе.
Во-вторых, над непрописанными висит постоянная угроза голода. Их, как непрописанных, на работу не берут. Крымские татары — добросовестные труженики. Это отмечают и узбекские правители, которые приложили и прилагают немало усилий, чтобы удержать их в Узбекистане. Они владеют, как правило, несколькими специальностями и согласны идти на любую работу, но их при общей нехватке рабочей силы в Крыму на работу нигде не берут. Крымско-татарские семьи преимущественно многодетны. Редко где меньше трех детей, а чаще всего 4–5 и даже 6–7 детей. Их надо накормить. Как? Прежде всего — с огорода, который положен при доме. Но этот источник ненадежен. Власти, основываясь на том, что земля государственная, отбирают приусадебные участки у крымских татар. Говорят: "Ты купил дом. Вот в доме и живи, а земля в Советском Союзе не продается". Еще один источник существования — сбор на полях послеуборочных потерь: колосков, кукурузных початков, картофеля... Такая послеуборочная уборка (местное название "чамбаловка") на Руси всегда поощрялась, к этому приучали детей. Не так теперь. Убранные поля стремятся запахать немедленно, чтобы закрыть послеуборочные потери землей. А если заметят, что крымские татары торопятся собрать впереди пашущих, то их задерживают и штрафуют на суммы, во много превосходящие стоимость того, что может быть собрано. Таким образом, и этот источник малонадежен.
Не перекрыт пока такой источник существования, как сбор дикоростов: цветов, лечебных трав, шиповника, кизила, орехов лесных и т.д. Крымские татары широко пользуются этим источником. Не дозволен им только один источник: производительный труд на предприятиях, в колхозах, в совхозах. Дикость: по стране идет набор рабочей силы в Крым, в самой области на каждом шагу объявления — "требуются"... "требуются"... требуются рабочие всех специальностей, инженеры, экономисты... А мимо идут те, кто требуется. Идут мимо потому, что их не берут. Не берут по той причине, что они крымские татары.
Так обстоит дело с живущими в Крыму, но не прописанными. Еще больше трудностей у тех, кто только прибывает в Крым. Им прежде всего надо купить дом. Это нелегко. Власти ведут работу среди населения, чтобы крымским татарам дома не продавали. При этом широко практикуется запугивание: "Продашь крымскому татарину дом — отберем" или "не выпишем". Одновременно разжигается ненависть против крымских татар, распространяются всякие клеветнические измышления о них. До сих пор, несмотря на Указ, власти говорят народу, что крымские татары изменили во время войны. Дело уже доходит до того, что вывешиваются объявления такого типа: "Продается дом в Белогорске. Узнать после 5 часов по ул. Нижнегорская 2, кв. 5. Дом будет продаваться только русским".
Естественно, что при таких условиях приобрести дом нелегко. Но если это удалось, радоваться рано. Власти примут все меры, чтобы принудить владельца дома расторгнуть договор купли-продажи. Идут даже на то, что покупают этот дом сами, ссылаясь на преимущественное право колхоза или совхоза покупать строения, находящиеся на его территории. При этом купля производится по государственной, т. е. заниженной, оценке, и тут же сносят этот дом. И здесь дикость: по области пустуют сотни домов, построенных для колхозников, которых должны навербовать и привезти в Крым. Навербовали и привезли, многие не вынесли крымских условий и уехали. И вот годами стоят пустые дома. В селе Крымский Кумыс Белогорского района, например, заколочено более 50 домов. А рядом ходят люди, которые готовы платить за эти дома и трудиться на любом месте, на любой работе.
Но вот дом куплен, и его владелец вместе с семьей попадает в категорию непрописанных жителей Крыма. Когда-то он теперь пропишется, пройдя все муки, которые проходят все непрописанные. Но до этого ему еще нужно получить свои домашние вещи из Средней Азии. Это тоже проблема. В Средней Азии строжайшее указание: "Крымским татарам контейнера не давать". А как его отличишь, крымского татарина? Поэтому не дают контейнеров в Крым. Ну, а если контейнер в Крым все же прибыл, то вывезти его невозможно. Контейнеровоз крымскому татарину не дадут.
Но вот вы, крымский татарин, прописались в Крыму. Не думайте, что пришел конец всем вашим бедам. Во-первых, вы подвергнетесь дискриминации на работе. Один только пример. Бешевин Нариман, лауреат Государственной премии по строительству. В Средней Азии, в г. Алмалыке, был начальником строительного управления. Переехав в Крым, даже мастером устроиться не может.
Во-вторых, вам придется столкнуться с враждебностью определенной части населения. Против крымских татар настраивают, распуская клеветнические слухи, коммунистов и комсомольцев, а также обывателей. Хулиганов буквально поощряют на хулиганские поступки против крымских татар. Ни один крымский татарин не рискнет жаловаться на хулигана, ибо в результате дело будет возбуждено против крымского татарина. Памятен случай, когда двое пьяных хулиганов украли у крымского татарина трех овец. Он с двумя соседями нагнал воров и доставил их в милицию. Результат: все трое крымских татар были осуждены на несколько лет лагеря за "нанесение телесных повреждений" (ворам). Версия о нападении крымских татар на мирных жителей родилась в милиции на четвертый день после того, как воры были доставлены туда. Никаких свидетелей на суде не было. Свидетельствовали только двое "потерпевших" против троих крымских татар. И суд поверил "потерпевшим".
Вот и живут бывшие хозяева Крыма, не имея возможности опровергнуть клевету, не смея дать отпор хулигану, не имея правовой защиты, постоянно опасаясь провокаций.
Единственный способ их защиты — национальная солидарность. Это особенно ярко проявляется по отношению к незаконным выселениям и сносу домов. Крымские татары из близлежащих сел, узнав о подготовке к выселению или сносу, бегут к этому дому и грудью защищают его. Именно эта солидарность вынудила власти на выселение в ночное время. Банды громил ночью врываются в дома, связывают руки выселяемым и затыкают рты, чтобы они криком не привлекли внимания соседей. В таких случаях соседи узнают о выселении только утром. Крымские татары, имеющие автомашины, едут по Крыму разыскивать выселенных. Найдя, возвращают их в дом, если власти не успели его снести. Если снесли, тут же раскидывают палатку. В общем, власти ведут настоящую войну против народа.
Особо жестоко власти расправляются с активистами, организаторами отпора произволу. В настоящее время вызывает тревогу угроза, нависшая над одним из давних активистов крымско-татарского движения — Энвером Аметовым.
В 1976 году власти снесли купленный им дом. Пришлось покупать другой. Но, пока он ездил на свое прежнее место жительства — в Херсонскую область,— его жену с маленьким ребенком вывезли в степь. Вернувшись в Крым, Аметов нашел жену с ребенком и снова вселился в купленный им дом. Но вскоре, в октябре 1976 г., его судили по ст. 196 (нарушение паспортного режима) и приговорили к двум годам высылки. Этот приговор Аметов не исполнил. Во-первых, потому, что считал его незаконным (косвенно незаконность этого приговора была подтверждена и самим судом — копию приговора вопреки закону Аметову на руки не дали). Во-вторых, он считал, что не может оставить без защиты и помощи жену с двумя детьми (трех лет и одного года), тем более что предыдущий опыт (выселение жены из дома) дает достаточные основания для беспокойства. Теперь ему грозят новым судом. А это не высылкой грозит, а куда более серьезным наказанием. Особенно, если учесть, что Энвер Аметов постоянно подвергается слежке и угрозам со стороны КГБ. Ему ставят в вину его открытую и законную борьбу против дискриминации и бесправия крымских татар. За открытые смелые выступления против произвола, такие, как его заявление для печати от 10 октября 1977 г. (см. приложение 2). Квалифицированный рабочий — тракторист и строитель — уже почти два года без работы, хотя даже в том селе, где он живет, требуются трактористы. Но, как крымский татарин, он дискриминирован и в труде; за то, что он не согласен с этим, ему грозит тюрьма.
Признать такое положение нормальным невозможно. Крымские татары должны быть возвращены в Крым. То ли под руководством государственных органов, то ли с помощью самодеятельной организации населения, то ли обратив на это дело всю систему оргнабора рабочей силы, то ли отдав все в руки самих желающих возвратиться в Крым, то ли еще каким-либо способом — но возвращение народа на землю предков должно быть осуществлено. Советский Союз должен выполнять принятые на себя международные обязательства. Его внутреннее дело — принимать или не принимать на себя те или иные обязательства. Но выполнение уже принятых на себя обязательств — не только его дело. Не только ЮАР не может изгонять с их территории намибийцев, но и Советский Союз не имеет права делать этого по отношению к крымским татарам или каким-либо другим нациям СССР. Мы надеемся, что участники Белградской встречи по безопасности и сотрудничеству в Европе напомнят Советскому
Союзу об этом его международном долге.
Приложения:
Приложение 1. Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, относящиеся к депортации крымских татар в 1943 — 44 гг.
Приложение 2. Письма крымских татар, освещающие творимый в отношении их произвол:
а) Энвер Аметов. Заявление для печати 10 октября 1977 г.
б) К. Куртсеитова, Н. Куртсеитова, Р. Халилов. Заявление о чудовищной расправе с нами на родной земле 23 сентября 1977 г.
в) Айше Сеитмуратова. Обращение к участникам Белградской встречи.
г) З. Мустафаева. Заявление Генеральному Прокурору СССР Руденко, конец сентября 1977 г.
д) М. Аблякимов. Заявление в ЦК КПСС Брежневу, лето 1977 г.
е) Диляра Халич. Заявление в Верховный Совет СССР, лето 1977 г.
Члены Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР:
П. Григоренко, С. Каллистратова, М. Ланда, В. Слепак, Н. Мейман, Т. Осипова
В составлении настоящего документа участвовал А. Лавут
4 ноября 1977 г.
Присоединяюсь к документу Хельсинкской группы о дискриминации крымских татар.
Решение поставленных в этом документе проблем является настоятельной необходимостью. Отсрочка в их решении непрерывно и ежедневно множит человеческие трагедии, беззаконие и произвол и покрывает позором нашу страну.
А. Сахаров
4 ноября 1977 г.
Приложение 1
Указы и постановления, связанные с депортацией малых народов СССР в 1943–44 гг.
Закон
об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
Во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с Советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывала противодействия этим предателям Родины.
В связи с этим чеченцы и крымские татары были переселены в другие районы СССР, где они были наделены землей с оказанием необходимой государственной помощи по их хозяйственному устройству. По представлению Президиума Верховного Совета РСФСР Указами Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а Крымская АССР преобразована в Крымскую область.
Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:
1. Утвердить упразднение Чечено-Ингушской АССР и преобразование Крымской АССР в Крымскую область.
2. Внести соответствующие изменения и дополнения в статью 14 Конституции РСФСР.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
И. Власов
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
И. Бахмуров
Москва, Кремль, 25 июня 1946 г.
Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года
О снятии ограничения по спецпереселению с крымских татар, балкарцев, турок граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны
1. Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпереселении крымских татар, балкарцев, турок граждан СССР, курдов и хемшилов, высланных в 1943–1944 гг. с Северного Кавказа, из Грузинской ССР и Крыма, в дальнейшем не вызывается необходимостью,
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД лиц, указанных выше.
2. Установить, что снятие ограничения с указанных лиц и членов их семей не влечет за собой возвращения их имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР
К. Ворошилов
Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР
Н. Пегов
Указ
Президиума Верховного Совета СССР о гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму
После освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживавших в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма. Эти огульные обвинения в отношении всех граждан татарской национальности, проживавших в Крыму, должны быть сняты, тем более что в трудовую и политическую жизнь общества вступило новое поколение людей.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить соответствующие решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, проживавших в Крыму.
2. Отметить, что татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик, они пользуются всеми правами советских граждан, принимают участие в общественно-политической жизни, избираются депутатами Верховных Советов и местных Советов депутатов трудящихся, работают на ответственных постах в советских, хозяйственных и партийных органах, для них ведутся радиопередачи, издается газета на родном языке, осуществляются другие культурные мероприятия.
В целях дальнейшего развития районов с татарским населением поручить Советам Министров союзных республик и впредь оказывать помощь и содействие гражданам татарской национальности в хозяйственном и культурном строительстве с учетом их национальных интересов и особенностей.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 5 сентября 1967 г.
Постановление
Президиума Верховного Совета СССР
О порядке применения статьи 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Разъяснить, что граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму, и их семьи пользуются правом, как и все граждане СССР, проживать на всей территории Советского Союза в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 5 сентября 1967 г.
Указ
Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренных в прошлом для отдельных категорий граждан
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять ограничения в выборе места жительства, предусмотренные Указами Президиума Верховного Совета СССР:
от 13 декабря 1955 года в отношении немцев и членов их семей;
от 22 сентября 1956 года в отношении бывших греческих и турецких граждан и иранских подданных, принятых в советское гражданство; греческих, турецких и иранских подданных — лиц без гражданства.
2. Поручить Министерству юстиции СССР совместно с Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР представить положение о признании утратившими силу законодательных актов, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для лиц отдельных национальностей, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 3 ноября 1972 г.
№ 3521-8
Приказ
Генерального Прокурора СССР
г. Москва 9 ноября 1972 г.
№ 54
Объявляя не подлежащий опубликованию Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года "О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренных для отдельных категорий граждан", предлагаю обеспечить надзор за его исполнением.
И.о. Генерального Прокурора СССР,
Государственный советник юстиции 1 класса
М. Маляров
Не подлежит опубликованию
К списку 1977 года
Документы МХГ (1976-1982)
1977
60. Дискриминация крымских татар продолжается
Документ № 24
Участникам Белградской встречи
по безопасности и сотрудничеству в Европе
Нами уже ставился вопрос о невыполнении Советским Союзом Хельсинкских соглашений в части недопущения дискриминации по национальному признаку. Этому вопросу был посвящен и наш документ № 10, опубликованный в ноябре 1976 г. В нем было рассказано о дискриминации крымских татар. К сожалению, мы вынуждены обратиться к этому вопросу еще раз, так как он приобрел особую остроту.
Будучи лишенным национальной территории, крымско-татарский народ поставлен на грань прекращения своего существования как нации. Если для других, ранее депортировавшихся, народов отменены законы, запрещавшие им возвращаться на родину, то для крымских татар эти законы оставлены в силе. Если такие народы, как евреи и немцы, могут противодействовать дискриминации эмиграцией на свою прародину, то у крымских татар нет и такой возможности. Их родина — Крым — входит в состав Советского Союза.
Учитывая сказанное, мы просим глав правительств, подписавших Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, с особым вниманием изучить настоящий документ и принять соответствующее решение.
1. Немного истории
Известно, что незадолго до окончания войны советское правительство депортировало ряд малых наций со своей родины в малообжитые районы, где для них был установлен особо жестокий режим спецпоселений. В числе этих народов были и крымские татары В результате зверского обращения с людьми в период депортации и в первый год спецпоселения погибла почти половина крымских татар (46,2%). Впоследствии, на XX съезде КПСС, депортация и режим спецпоселений были названы геноцидом.
О выселении из Крыма и последствиях этой акции сами крымские татары в одном из последних своих писем в ЦК КПСС (март 1977 г.) рассказывают следующим образом: "Среди высланных оказались все, вплоть до семей погибших бойцов, партизан и подпольщиков. Лишенные кормильцев, эти семьи в первые же годы ссылки в основном погибли. По окончании войны после демобилизации под комендантским надзором оказались также солдаты и офицеры, сражавшиеся в рядах Советской Армии против фашистских захватчиков, Герои Советского Союза и многие честные коммунисты и беспартийные, до последнего дня принимавшие участие в освобождении оккупированных территорий, в том числе и Крыма".
Выселение было проведено повсеместно только по национальной принадлежности, без оглашения населению решения правительства.
Действия военных властей в отношении крымско-татарского народа 18 мая 1944 г. преподносились как "необходимые меры" против самого "отъявленного врага". По всему пути следования железнодорожных составов из крытых красных вагонов, забитых детьми, женщинами, стариками, больными, на всех станциях их встречала унизительными выкриками и забрасывала камнями специально подготовленная, организованная толпа.
Такой же "прием" ожидал крымских татар по месту прибытия — их по заранее составленному распределению отправляли в самые отдаленные точки отстающих хозяйств, при этом не считаясь даже с тем, насколько пригоден ссыльный к тяжелому физическому труду.
С этим актом выселения крымско-татарский народ лишился:
— родного края, в котором предки нынешних крымских татар, осваивая землю, с первых веков нашей эры сформировались как народность, назвав край на родном языке "Крым"-ом, а себя впоследствии крымскими татарами;
— памятников материальной культуры, созданных руками талантливых представителей народа в течение многих веков.
У крымско-татарского народа ликвидированы:
— начальные и средние школы обучения на родном языке — гарантия существования и сохранения крымско-татарского языка;
— высшие и средние учебные заведения, специальные и профессиональные, технические училища с преподаванием на родном языке — кузницы национальных кадров;
— национальные театры, ансамбли и студии;
— газеты, издательства, радиовещание и другие национальные органы и учреждения (союзы писателей, журналистов, художников и т. д.);
— научно-исследовательские институты и учреждения по изучению крымско-татарского языка, литературы, искусства и народного творчества.
У крымско-татарского народа уничтожены:
— кладбища и могилы предков с надгробными камнями и надписями;
памятники и мавзолеи исторических личностей народа.
У крымско-татарского народа отняты:
— национальные музеи и библиотеки с десятками тысяч книжных томов на родном языке;
клубы, читальни, молитвенные дома — мечети и медресе.
У крымско-татарского народа фальсифицирована история формирования его как народности и переименованы названия:
— городов и сел, улиц и кварталов, географические названия местностей и т.п.;
— переделаны и присвоены народные легенды и другие виды народного творчества, созданные веками предками татар.
В результате таких мер, подорвавших корни национального существования и развития народа, на глазах всего советского народа и мировой общественности запятнана честь всего крымско-татарского народа.
После XX съезда, особенно с момента опубликования Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г., крымские татары начали петиционную кампанию за восстановление своего национального равноправия. Названный Указ облегчал жизнь народа в местах его высылки, так как снимал с учета спецпоселения и освобождал из-под административного надзора, но не снимал с него обвинения в измене и ничего не давал ему как нации: снятие указанных ограничений не влекло за собой возвращения конфискованного при выселении имущества и не давало права возвращения в места, откуда они были выселены. Такой Указ, естественно, не мог удовлетворить народ. Ему нужна была родина, т.е. территория, язык, культура. Поэтому петиционная кампания приобретала все более массовый характер. Письма в ЦК и правительство подписывают сначала десятки и сотни, затем — тысячи и десятки тысяч человек. Одно из писем с требованием отменить все дискриминационные законодательные акты и возвратить народ в Крым подписали 126 тысяч человек. Всего за шестидесятые годы было собрано более 3 миллионов подписей. Иными словами, каждый взрослый подписался 6–7 раз.
Под напором этой мощной волны народного протеста, принимавшего все более организованный характер, правительство вынуждено маневрировать. Трижды представители Политбюро встречаются с представителями крымско-татарского народа, обещают им рассмотреть и решить положительно их вопрос. А тем временем репрессии против организаторов петиционной кампании усиливаются.
Переломный момент наступил после третьей встречи крымско-татарских представителей с представителями Политбюро. Результатом этой встречи явился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму" от 5 сентября 1967 г. Более лицемерного документа, чем этот Указ, трудно придумать.
С одной стороны, снимаются огульные обвинения с народа, что может быть понято, как уравнение крымских татар в правах с другими народами и нациями.
С другой стороны, вопреки действительной воле крымских татар, выраженной в петициях, утверждается, что они укоренились в местах, куда их депортировали. Это является неуклюжей попыткой замаскировать тот факт, что запрет на возвращение в места, откуда крымские татары выселены, объявленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г., остается в силе.
И, наконец, этим Указом предпринята попытка исключить крымских татар из числа наций. В этом Указе они названы "гражданами татарской национальности, проживавшими в Крыму". Нет больше крымских татар, бывших полновластных хозяев Крыма, покоренных Россией, а есть граждане татарской национальности, проживавшие в Крыму наряду со многими другими нациями. Значит, твоя прародина, крымский татарин, не Крым, а Татарская АССР. Нельзя даже вообразить более грубую историческую фальсификацию. Нация, самостоятельно развивавшаяся в течение многих веков, создавшая собственную богатую культуру, имеет с казанскими и волжскими татарами только то общее, что и в ее названии есть слово "татары". И вот эта нация объявлена несуществующей, и появляется какая-то никогда не существовавшая татарская национальность. Чего только не придумаешь, чтобы оправдать изгнание с родины целого народа.
Но подавляющее большинство простых крымских татар не заметило этого лицемерия. Людям было радостно, что они уже не "преступники", что они могут смело смотреть в глаза людям труда всех наций. И они думали, что они могут теперь свободно вернуться на родину. Сразу после Указа и в течение последних двух лет в Крым прибыло свыше 20 тысяч крымско-татарских семей (около 100 тысяч человек), но их встретили милиция, войска. Их частично снова депортировали в те места, где они "укоренились", т.е. туда, где они находились в ссылке, а остальных просто выбросили из Крыма, и они осели на подступах к нему. Наступили отрезвление и разочарование, упадок сил. Все эти годы продолжались репрессии, и к 1970 году массовое движение было подавлено. Наиболее активные участники петиционной кампании оказались в тюрьмах и лагерях: свыше 300 крымских татар было осуждено за участие в национальном движении на различные сроки заключения. И это несмотря на то, что движение имело лояльный, мирный характер.
2. Советские законы и международное право
То, что совершено с крымскими татарами, как и с 13 другими малыми народами в 1943–44 гг., высшим органом правящей партии — XX съездом КПСС — названо геноцидом.
Советский Союз ратифицировал Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Она вступила для СССР в силу еще 1 августа 1954 г. Однако никто за преступление геноцида в 1943–44 гг. наказан не был. Если отсутствие таких наказаний может быть объяснено тем, что Конвенция вступила в силу после совершения преступления, то ничем нельзя оправдать того, что советские законы, на основе которых осуществлялся геноцид, сохраняют силу до сих пор. (Соответствующие указы и постановления см. в Приложении 1.)
Депортация крымских татар осуществлена на основе постановления Государственного комитета обороны от 8 мая 1944 г. Это постановление не отменялось. Наоборот, произошло его узаконение. Президиум Верховного Совета РСФСР принял 25 июня 1946 г. Закон "Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область".
Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР от 28 апреля 1956 г. снимает крымских татар и некоторые другие народности с учета спецпоселения и освобождает из-под административного надзора органов МВД, но вместе с тем оставляет в силе предыдущие геноцидные законы и даже специально оговаривает, что нельзя ни конфискованное имущество получить, ни возвратиться в места, из которых выселен.
Наконец, Указ Президиума Верховного Совета СССР "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму" от 5 сентября 1967 г. окончательно закрепляет совершенный геноцид, отнимая у крымских татар право считать себя нацией. Под прикрытием красивых слов о снятии огульных обвинений и предоставлении прав всех граждан СССР Указ лишает народ его исконной территории (запрет возвращаться в Крым не отменен, и именно этим руководствуются местные власти в Крыму, когда решается вопрос о прописке крымских татар), языка и культуры, оставляет его в рассеянии по многим советским республикам, явно рассчитывая на то, что ассимиляция довершит уничтожение нации, начатое депортацией 18 мая 1944 г.
Таким образом, Советский Союз, вопреки принятой им Конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него, продолжает геноцид в отношении крымских татар, опираясь на ранее изданные законы, обеспечивающие ему осуществление геноцида.
Советские законы и практика в отношении крымских татар находятся также в противоречии с вступившей в силу для СССР еще 4 января 1969 г. Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Указанные советские законы находятся и в противоречии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В разделе VIII "Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", сказано:
"Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".
Крымские татары были насильственно удалены со своей территории и подверглись геноциду. Кто, кроме них, имел право решать их судьбу, после того как геноцид был осужден правящей партией?! Несмотря на это, судьба их по-прежнему решается на основе произвола, допущенного в конце войны. Применяемые к ним советские законы находятся в полном противоречии с принятыми СССР международными обязательствами. А между тем, советское правительство, подписывая Заключительный акт, обязалось:
"При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они будут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе".
И если советское правительство желает выполнять добровольно принятые на себя обязательства, оно обязано помочь всем желающим крымским татарам вернуться в места, откуда они выселены 18 мая 1944 г., а затем предоставить им возможность "в условиях полной свободы определять, как и когда они пожелают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".
3. Умерщвление нации продолжается
"Геноцид — убийство рода, племени". Так БСЭ расшифровывает это слово.
Депортация из Крыма в малообжитые местности, в непривычные климатические условия стоила крымско-татарскому народу жизни половины сынов и дочерей. Расселение на большой территории — Урал, Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Киргизия — среди инонационального населения, лишение школ на родном языке, национальной культуры, периодической печати и других средств массовой информации ставят крымских татар в условия национальной деградации, потери чувства общности со своими братьями по языку и культуре, утраты сознания принадлежности к своей нации. Нация умирает.
Но это не естественная, а насильственная смерть. Нация — это люди. А им от рождения присуще национальное чувство... "Нет человека, который не испытал бы неискоренимого чувства любви, привязанности к земле своих дедов и предков, к родной культуре, к своему языку, к своим традициям". Но пока это живет в людях, живет и нация.
Слова в кавычках принадлежат Л. И. Брежневу. Следовательно, мы можем считать, что наше правительство понимает недопустимость преследования за такие чувства. Но эти чувства поднимают на борьбу против условий, в которых народ может погибнуть как нация. Искусственно рассеянные крымские татары после Указа 1967 г. массами хлынули со всех мест их ссылки в Крым. Будучи выброшенными оттуда, осели на подступах к нему — в Херсонской и Запорожской областях, на Кубани и на побережье Кавказа. В результате рассеяние нации возросло. Но с другой стороны, создалась как бы исходная позиция для переселения в Крым.
Наиболее смелые, упорные, предприимчивые из крымских татар, не страшась никаких трудностей, начали проникать в Крым. Власти, опираясь на неотмененные геноцидные законы и основанные на них инструкции и устные указания, повели решительную борьбу против такого "беспорядка". Если смотреть на обстановку в Крыму с точки зрения количества арестов и осуждений, то дело изменилось к лучшему. Да отбывают принудительные работы и высылку несколько десятков человек, о которых говорит Энвер Аметов в своем заявлении для печати (приложение 2). Но зато неизмеримо усилились внесудебные репрессии, обрушиваемые на всех пытающихся поселиться в Крыму. Только человек невероятной выдержки и выносливости может перенести все удары властей, закрепиться и жить на земле предков.
За время, истекшее со времени издания Указа "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму", т. е. за 10 лет, смогли вернуться на родину и прописаться только 1409 семей (7–8 тысяч человек). Сколько же лет потребуется на возвращение в Крым всего народа, если уже сегодня его численность — свыше полумиллиона? 650 семей живет без прописки. Многие из них добиваются прописки уже по два-три года. Так, с 1974 г. живут без прописки: в селе Пушкино — семья Халич (семь детей), а в селе Восточное — семья Аблякимовых (5 детей). Диляра Халич, как непрописанная, не получает все это время государственного пособия по многодетности. Обеим семьям, в качестве наказания за жалобы и протесты, отрезали электричество. Детей Халич в течение года не включали в списки учеников школы, которую они тем не менее посещали. Но в следующий класс их не перевели.
Положение непрописанных семей ужасно. Они, во-первых, живут в условиях непрерывно висящего над ними произвола. В чем это проявляется? Все непрописанные купили дома (иным путем получить жилье крымские татары не могут. Государственные и кооперативные жилища не для них). Но дом, который куплен с соблюдением всех формальностей, за который уплачена полная стоимость, их собственностью не является, так как нотариус не оформляет куплю-продажу без прописки покупателя. А прописывать — его не прописывают. И все время, пока он не прописан, над ним висит непрерывная угроза выселения. Каждую ночь и днем он ждет, что явится банда пьяных громил во главе с представителем милиции или властей и из дома будут выброшены дети и старики, больные и калеки, вещи изломают и разобьют, все ценное и деньги украдут.
И это не единичный случай, а система. Вот только случаи сентября 1977 г. И только те, что стали нам известны.
Село Садовое, Нижнегорский район. Мустафаев Нури вывезен из купленного дома в открытое поле в районе Джанкоя вместе с женой, двумя малолетними детьми — 3 лет и 1,5 года.
Село Семисотка Ленинского района. Выселены из купленных домов три семьи: Ш. Бекирова, А. Караева и С. Ходжиаметова. Два дома опломбированы, в третий вселили местного пьяницу и хулигана.
Село Рунное Сакского района. Выселены из купленого дома две пенсионерки — Нурие и Кериме Куртсеитовы — и их брат, инвалид Отечественной войны Халилов Рустем. Письмо Куртсеитовых и Халиловых об обстоятельствах выселения приводится в Приложении 2.
Село Молочное Сакского района. Выселена Зера Мустафаева с десятилетней дочерью (см. приложение 2).
Село Митяево, Сакский район. Участник Отечественной войны Аметов Сеитмемет с семьей выброшен из купленого дома и вывезен в лесополосу.
Село Трудовое, Сакский район. Выброшена из купленого дома семья Ганиева Амета.
В селе Лесновка Сакского района Меметов Сейдамет приобрел дом. В связи с этим на него заведено уголовное дело "за нарушение паспортного режима" (грозит до года заключения в лагере). Дело о нарушении паспортного режима возбуждено и против Нуретдина Усеинова (село Батальное Ленинского района).
Усиление репрессий в Сакском районе связывают с прибытием в район нового председателя райисполкома; в первый же день по прибытии он заявил: "У меня в районе не будет ни одного крымского татарина". Это еще одно доказательство полного произвола по отношению к крымским татарам. У такого администратора крымский татарин всегда будет виноват. А осадить его некому. Коль он не боится так говорить, значит, получил на то благоволение начальства.
В Приложении 2 приведены письма тех, кого выселили. Эти письма проясняют общую картину выселения, но надо иметь в виду, что бывали случаи и хуже. Такие выселения незаконны. Но законы не для крымских татар. Когда они жалуются прокурору, тот говорит: "Это незаконно. Жалуйтесь". Но жалобы попадают к таким, как председатель Сакского райисполкома, и на них не отвечают. Не было случая, чтобы кого-нибудь наказали за хулиганское выселение или хотя бы удовлетворили иск за испорченное и украденное. Так и живут непрописанные в постоянном страхе.
Во-вторых, над непрописанными висит постоянная угроза голода. Их, как непрописанных, на работу не берут. Крымские татары — добросовестные труженики. Это отмечают и узбекские правители, которые приложили и прилагают немало усилий, чтобы удержать их в Узбекистане. Они владеют, как правило, несколькими специальностями и согласны идти на любую работу, но их при общей нехватке рабочей силы в Крыму на работу нигде не берут. Крымско-татарские семьи преимущественно многодетны. Редко где меньше трех детей, а чаще всего 4–5 и даже 6–7 детей. Их надо накормить. Как? Прежде всего — с огорода, который положен при доме. Но этот источник ненадежен. Власти, основываясь на том, что земля государственная, отбирают приусадебные участки у крымских татар. Говорят: "Ты купил дом. Вот в доме и живи, а земля в Советском Союзе не продается". Еще один источник существования — сбор на полях послеуборочных потерь: колосков, кукурузных початков, картофеля... Такая послеуборочная уборка (местное название "чамбаловка") на Руси всегда поощрялась, к этому приучали детей. Не так теперь. Убранные поля стремятся запахать немедленно, чтобы закрыть послеуборочные потери землей. А если заметят, что крымские татары торопятся собрать впереди пашущих, то их задерживают и штрафуют на суммы, во много превосходящие стоимость того, что может быть собрано. Таким образом, и этот источник малонадежен.
Не перекрыт пока такой источник существования, как сбор дикоростов: цветов, лечебных трав, шиповника, кизила, орехов лесных и т.д. Крымские татары широко пользуются этим источником. Не дозволен им только один источник: производительный труд на предприятиях, в колхозах, в совхозах. Дикость: по стране идет набор рабочей силы в Крым, в самой области на каждом шагу объявления — "требуются"... "требуются"... требуются рабочие всех специальностей, инженеры, экономисты... А мимо идут те, кто требуется. Идут мимо потому, что их не берут. Не берут по той причине, что они крымские татары.
Так обстоит дело с живущими в Крыму, но не прописанными. Еще больше трудностей у тех, кто только прибывает в Крым. Им прежде всего надо купить дом. Это нелегко. Власти ведут работу среди населения, чтобы крымским татарам дома не продавали. При этом широко практикуется запугивание: "Продашь крымскому татарину дом — отберем" или "не выпишем". Одновременно разжигается ненависть против крымских татар, распространяются всякие клеветнические измышления о них. До сих пор, несмотря на Указ, власти говорят народу, что крымские татары изменили во время войны. Дело уже доходит до того, что вывешиваются объявления такого типа: "Продается дом в Белогорске. Узнать после 5 часов по ул. Нижнегорская 2, кв. 5. Дом будет продаваться только русским".
Естественно, что при таких условиях приобрести дом нелегко. Но если это удалось, радоваться рано. Власти примут все меры, чтобы принудить владельца дома расторгнуть договор купли-продажи. Идут даже на то, что покупают этот дом сами, ссылаясь на преимущественное право колхоза или совхоза покупать строения, находящиеся на его территории. При этом купля производится по государственной, т. е. заниженной, оценке, и тут же сносят этот дом. И здесь дикость: по области пустуют сотни домов, построенных для колхозников, которых должны навербовать и привезти в Крым. Навербовали и привезли, многие не вынесли крымских условий и уехали. И вот годами стоят пустые дома. В селе Крымский Кумыс Белогорского района, например, заколочено более 50 домов. А рядом ходят люди, которые готовы платить за эти дома и трудиться на любом месте, на любой работе.
Но вот дом куплен, и его владелец вместе с семьей попадает в категорию непрописанных жителей Крыма. Когда-то он теперь пропишется, пройдя все муки, которые проходят все непрописанные. Но до этого ему еще нужно получить свои домашние вещи из Средней Азии. Это тоже проблема. В Средней Азии строжайшее указание: "Крымским татарам контейнера не давать". А как его отличишь, крымского татарина? Поэтому не дают контейнеров в Крым. Ну, а если контейнер в Крым все же прибыл, то вывезти его невозможно. Контейнеровоз крымскому татарину не дадут.
Но вот вы, крымский татарин, прописались в Крыму. Не думайте, что пришел конец всем вашим бедам. Во-первых, вы подвергнетесь дискриминации на работе. Один только пример. Бешевин Нариман, лауреат Государственной премии по строительству. В Средней Азии, в г. Алмалыке, был начальником строительного управления. Переехав в Крым, даже мастером устроиться не может.
Во-вторых, вам придется столкнуться с враждебностью определенной части населения. Против крымских татар настраивают, распуская клеветнические слухи, коммунистов и комсомольцев, а также обывателей. Хулиганов буквально поощряют на хулиганские поступки против крымских татар. Ни один крымский татарин не рискнет жаловаться на хулигана, ибо в результате дело будет возбуждено против крымского татарина. Памятен случай, когда двое пьяных хулиганов украли у крымского татарина трех овец. Он с двумя соседями нагнал воров и доставил их в милицию. Результат: все трое крымских татар были осуждены на несколько лет лагеря за "нанесение телесных повреждений" (ворам). Версия о нападении крымских татар на мирных жителей родилась в милиции на четвертый день после того, как воры были доставлены туда. Никаких свидетелей на суде не было. Свидетельствовали только двое "потерпевших" против троих крымских татар. И суд поверил "потерпевшим".
Вот и живут бывшие хозяева Крыма, не имея возможности опровергнуть клевету, не смея дать отпор хулигану, не имея правовой защиты, постоянно опасаясь провокаций.
Единственный способ их защиты — национальная солидарность. Это особенно ярко проявляется по отношению к незаконным выселениям и сносу домов. Крымские татары из близлежащих сел, узнав о подготовке к выселению или сносу, бегут к этому дому и грудью защищают его. Именно эта солидарность вынудила власти на выселение в ночное время. Банды громил ночью врываются в дома, связывают руки выселяемым и затыкают рты, чтобы они криком не привлекли внимания соседей. В таких случаях соседи узнают о выселении только утром. Крымские татары, имеющие автомашины, едут по Крыму разыскивать выселенных. Найдя, возвращают их в дом, если власти не успели его снести. Если снесли, тут же раскидывают палатку. В общем, власти ведут настоящую войну против народа.
Особо жестоко власти расправляются с активистами, организаторами отпора произволу. В настоящее время вызывает тревогу угроза, нависшая над одним из давних активистов крымско-татарского движения — Энвером Аметовым.
В 1976 году власти снесли купленный им дом. Пришлось покупать другой. Но, пока он ездил на свое прежнее место жительства — в Херсонскую область,— его жену с маленьким ребенком вывезли в степь. Вернувшись в Крым, Аметов нашел жену с ребенком и снова вселился в купленный им дом. Но вскоре, в октябре 1976 г., его судили по ст. 196 (нарушение паспортного режима) и приговорили к двум годам высылки. Этот приговор Аметов не исполнил. Во-первых, потому, что считал его незаконным (косвенно незаконность этого приговора была подтверждена и самим судом — копию приговора вопреки закону Аметову на руки не дали). Во-вторых, он считал, что не может оставить без защиты и помощи жену с двумя детьми (трех лет и одного года), тем более что предыдущий опыт (выселение жены из дома) дает достаточные основания для беспокойства. Теперь ему грозят новым судом. А это не высылкой грозит, а куда более серьезным наказанием. Особенно, если учесть, что Энвер Аметов постоянно подвергается слежке и угрозам со стороны КГБ. Ему ставят в вину его открытую и законную борьбу против дискриминации и бесправия крымских татар. За открытые смелые выступления против произвола, такие, как его заявление для печати от 10 октября 1977 г. (см. приложение 2). Квалифицированный рабочий — тракторист и строитель — уже почти два года без работы, хотя даже в том селе, где он живет, требуются трактористы. Но, как крымский татарин, он дискриминирован и в труде; за то, что он не согласен с этим, ему грозит тюрьма.
Признать такое положение нормальным невозможно. Крымские татары должны быть возвращены в Крым. То ли под руководством государственных органов, то ли с помощью самодеятельной организации населения, то ли обратив на это дело всю систему оргнабора рабочей силы, то ли отдав все в руки самих желающих возвратиться в Крым, то ли еще каким-либо способом — но возвращение народа на землю предков должно быть осуществлено. Советский Союз должен выполнять принятые на себя международные обязательства. Его внутреннее дело — принимать или не принимать на себя те или иные обязательства. Но выполнение уже принятых на себя обязательств — не только его дело. Не только ЮАР не может изгонять с их территории намибийцев, но и Советский Союз не имеет права делать этого по отношению к крымским татарам или каким-либо другим нациям СССР. Мы надеемся, что участники Белградской встречи по безопасности и сотрудничеству в Европе напомнят Советскому
Союзу об этом его международном долге.
Приложения:
Приложение 1. Указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, относящиеся к депортации крымских татар в 1943 — 44 гг.
Приложение 2. Письма крымских татар, освещающие творимый в отношении их произвол:
а) Энвер Аметов. Заявление для печати 10 октября 1977 г.
б) К. Куртсеитова, Н. Куртсеитова, Р. Халилов. Заявление о чудовищной расправе с нами на родной земле 23 сентября 1977 г.
в) Айше Сеитмуратова. Обращение к участникам Белградской встречи.
г) З. Мустафаева. Заявление Генеральному Прокурору СССР Руденко, конец сентября 1977 г.
д) М. Аблякимов. Заявление в ЦК КПСС Брежневу, лето 1977 г.
е) Диляра Халич. Заявление в Верховный Совет СССР, лето 1977 г.
Члены Группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР:
П. Григоренко, С. Каллистратова, М. Ланда, В. Слепак, Н. Мейман, Т. Осипова
В составлении настоящего документа участвовал А. Лавут
4 ноября 1977 г.
Присоединяюсь к документу Хельсинкской группы о дискриминации крымских татар.
Решение поставленных в этом документе проблем является настоятельной необходимостью. Отсрочка в их решении непрерывно и ежедневно множит человеческие трагедии, беззаконие и произвол и покрывает позором нашу страну.
А. Сахаров
4 ноября 1977 г.
Приложение 1
Указы и постановления, связанные с депортацией малых народов СССР в 1943–44 гг.
Закон
об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
Во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с Советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывала противодействия этим предателям Родины.
В связи с этим чеченцы и крымские татары были переселены в другие районы СССР, где они были наделены землей с оказанием необходимой государственной помощи по их хозяйственному устройству. По представлению Президиума Верховного Совета РСФСР Указами Президиума Верховного Совета СССР Чечено-Ингушская АССР была упразднена, а Крымская АССР преобразована в Крымскую область.
Верховный Совет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики постановляет:
1. Утвердить упразднение Чечено-Ингушской АССР и преобразование Крымской АССР в Крымскую область.
2. Внести соответствующие изменения и дополнения в статью 14 Конституции РСФСР.
Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР
И. Власов
Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР
И. Бахмуров
Москва, Кремль, 25 июня 1946 г.
Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года
О снятии ограничения по спецпереселению с крымских татар, балкарцев, турок граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны
1. Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпереселении крымских татар, балкарцев, турок граждан СССР, курдов и хемшилов, высланных в 1943–1944 гг. с Северного Кавказа, из Грузинской ССР и Крыма, в дальнейшем не вызывается необходимостью,
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов МВД лиц, указанных выше.
2. Установить, что снятие ограничения с указанных лиц и членов их семей не влечет за собой возвращения их имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Председатель Президиума Верховного Совета Союза ССР
К. Ворошилов
Секретарь Президиума Верховного Совета Союза ССР
Н. Пегов
Указ
Президиума Верховного Совета СССР о гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму
После освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживавших в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма. Эти огульные обвинения в отношении всех граждан татарской национальности, проживавших в Крыму, должны быть сняты, тем более что в трудовую и политическую жизнь общества вступило новое поколение людей.
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить соответствующие решения государственных органов в части, содержавшей огульные обвинения в отношении граждан татарской национальности, проживавших в Крыму.
2. Отметить, что татары, ранее проживавшие в Крыму, укоренились на территории Узбекской и других союзных республик, они пользуются всеми правами советских граждан, принимают участие в общественно-политической жизни, избираются депутатами Верховных Советов и местных Советов депутатов трудящихся, работают на ответственных постах в советских, хозяйственных и партийных органах, для них ведутся радиопередачи, издается газета на родном языке, осуществляются другие культурные мероприятия.
В целях дальнейшего развития районов с татарским населением поручить Советам Министров союзных республик и впредь оказывать помощь и содействие гражданам татарской национальности в хозяйственном и культурном строительстве с учетом их национальных интересов и особенностей.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 5 сентября 1967 г.
Постановление
Президиума Верховного Совета СССР
О порядке применения статьи 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
Разъяснить, что граждане татарской национальности, ранее проживавшие в Крыму, и их семьи пользуются правом, как и все граждане СССР, проживать на всей территории Советского Союза в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 5 сентября 1967 г.
Указ
Президиума Верховного Совета СССР о снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренных в прошлом для отдельных категорий граждан
Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять ограничения в выборе места жительства, предусмотренные Указами Президиума Верховного Совета СССР:
от 13 декабря 1955 года в отношении немцев и членов их семей;
от 22 сентября 1956 года в отношении бывших греческих и турецких граждан и иранских подданных, принятых в советское гражданство; греческих, турецких и иранских подданных — лиц без гражданства.
2. Поручить Министерству юстиции СССР совместно с Министерством внутренних дел СССР, Комитетом государственной безопасности при Совете Министров СССР представить положение о признании утратившими силу законодательных актов, предусматривающих ограничение в выборе места жительства для лиц отдельных национальностей, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы СССР.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
Н. Подгорный
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
М. Георгадзе
Москва, Кремль, 3 ноября 1972 г.
№ 3521-8
Приказ
Генерального Прокурора СССР
г. Москва 9 ноября 1972 г.
№ 54
Объявляя не подлежащий опубликованию Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1972 года "О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренных для отдельных категорий граждан", предлагаю обеспечить надзор за его исполнением.
И.о. Генерального Прокурора СССР,
Государственный советник юстиции 1 класса
М. Маляров
Не подлежит опубликованию
К списку 1977 года
Відповіді
2011.11.03 | Ежик (пъяный в тумане)
Re: Московская Хельсинская Группа
А воз и ныне там, в тумане...