МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Украинское измерение турецких выборов

11/10/2002 | line305b
http://aspects.crimeastar.net/comm.php?id=2&nr=110202

Украинское измерение турецких выборов

Выборы в Турции имеют значение для Украины. И не только потому, что мы соседи, а в прошлом - даже "родственники". Есть достаточно много вопросов с прицелом на будущее. Например, проблемы крымско-татарского населения Крыма, которые решаются столь медленно, что через какое-то время этот народ соберется с силами самостоятельно их решить. Как поведет себя в этом случае наш южный сосед? Если Украине понадобится доставлять нефть, скажем, с Ближнего Востока морем, как поведет себя Анкара - будет пропускать танкеры через Проливы или закроет их? Как будет вести себя в ближайшем будущем турецкий черноморский флот, становящийся все более значительной силой в этом регионе?..

Ответы на эти и многие другие вопросы зависят от того, какой будет эта страна - светским государством- членом ЕС или клерикальной страной, обосновывающей свои особые права историческими обстоятельствами, кровным и религиозным родством и т.п.

Кроме того, и Европа, и Киев могут сделать для себя вывод о том, что случается со странами, перед которыми Европа закрывает двери по той или иной причине.

В любом случае, выбор свой турки сделали. Теперь нам следует сделать анализ ситуации и выработать системный подход в отношениях с Анкарой. Кстати, любопытный факт. В 1997 году мэр Одессы Эдуард Гурвиц и мэр Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган подписали Протокол об установлении побратимских отношений между своими городами. Так что некоторые контакты с одним из новых турецких лидеров у Киева есть.

Відповіді

  • 2002.11.10 | Абу

    у цьому звязку питання:

    чи коментували кримськотатарські медіа вибори в Туреччині, і чи є Кримський вимір турецьких виборів?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2002.11.11 | line305b

      Турецкие крымские татары пока Украинских измерений не видят..

      Подождем, что народ из Крыма скажет, но пока замечу, что крымские татары, которые в Турции особенно ничего сказать не смогли по поводу украинских измерений.

      Вообще с этими выборами довольно сложно. С одной стороны много оптимизма - впервые за 40 лет будет всего две партии в правительстве, причем обе "новые", и одна имеет бесспорное большинство и бесспорную возможность сформировать правительство и иметь большинство парламентско-правительственное.

      Поскольку в отличии от Украины, президент в Турции во внутренней политике мало что значит, это может вылиться в очень эффективную власть - в некоторых случаях даже с конституционными полномочиями, поскольку похоже, что парламентские коллеги победившей на выборах "Справедливости и Развития" - Республиканская Левая Партия - тоже настроены довольно решительно в плане глубоких реформ.

      Проблема с тем, что как правильно заметил автор статьи, пока никто не знает, как конкретно повернутся события. Вместо президента в Турции - армия, и она часто явно или неявно вмешивается в политику. С ее подачи, кстати, от публичной политики недавно был отстранен Тайп Ердогъан - глава Справедливости и Развития. Да и что победители сами будут делать - антикризисной политикой заниматься, или админресурс настраивать - тоже неизвестно.

      Не думаю, что "религиозность" или "радикальность" партии, как иногда замечают аналитики, будет иметь большой вес в жизни нового правительства. Скорее, выборщики наверное смотрели на религиозный компонент партии-победителя, как на некоторую гарантию более высокой моральной ответсвенности и солидарности в партии - что в общем-то можно вполне рассматривать как позитив с точки зрения эффективности, и вполне нормальное явление учитывая, что уходящие политики действительно били рекорды коррумпированности и непрофессиональности.

      В целом, принимая все другие условия равными, внутри Турции мы имеет более новое и эффективное правительство, которое не боится инновационных политик. Снаружи Турции, однако, имеем полную неопределенность. Если в европейском измерении внешней ее политики не будет какого-то прорыва в ближайшее время, можно ожидать, что остальные внешне-политические направления, которые из-за сфокусированности турецкой политики на Европе хромали, получат второе дыхание.

      Особенно может статься, что черноморское и азиатско-кавказские направления активизируются - что весьма наруку Украине - и как партнерство, и как новая политическая энергия для развития всего региона, и как некоторая конкуренция.

      Вообще, вопрос скорее надо бы ставить другим образом: как Украине сформировать активную региональную (Черноморско-Каспийскую) политику, и вовлечь в нее Турцию, как одного из основных партнеров. Слабенькие разговоры давно идут, есть и Черноморское сотрудничество и ГУУАМ и еще что-то, но реальной политики нет.

      Может начать с переноса украинской столицы в Одессу?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2002.11.11 | КримТау

        тут трохи є:

        Крымский вектор в турецком измерении
        Інформаційний бюлетень Кримського Центру Реформ
        http://crimeatau.org.ua/inform/getnews.php?id=153

        Абсолютну більшість місць у турецькому меджлісі (парламенті) - одержала консервативна Партія справедливості і розвитку (ПСР), що була створена на основі заборонених ісламістських угруповань. ПСР одержала 34,1% голосів і сподівається сформувати уряд без залучення інших партій у коаліцію. Її найближчий суперник - ліва Республіканська народна партія, набрала лише 19% голосів. Прем`єр-міністр Туреччини Бюлент Еджевіт визнав поразку після того, як жодна з трьох партій, що входить у правлячу коаліцію, не подолала 10% бар`єр, передає Бі-Бі-Сі.

        Ситуацию в Турецкой Республике по нашей просьбе комментирует Председатель Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев:

        Эти были внеочередные выборы, связанные с болезнью премьер-министра, кризисом в экономике страны.

        Результаты выборов для многих оказались ошеломляющими. Многие партии, которые были у власти, правильнее даже сказать, что все партии, которые были у власти, не смогли преодолеть необходимый барьер и провести своих представителей в парламент.

        На политическую арену вышла партия, которая в одно время была в коалиционном правительстве, тогда эта партия имела название Партия благоденствия с лидером Эрбоканом, которая позднее была запрещена. Партия справедливости и развития является наследницей запрещенной партии. Лидером этой партии является Таип Эрдоган, бывший мэр Стамбула.

        То есть мы имеем ситуацию, когда всего лишь две партии смогли преодолеть необходимый 10 % барьер. Партия, о которой я сказал выше и левая по идеологии партия – Республиканская народная партия. Партия Таипа Эрдогана набрала достаточно голосов, для того чтобы самостоятельно сформировать правительство, и они даже могут вносить изменения в Конституцию страны.

        Но возможности у них ограничены. Есть рамки, за которые ни одной турецкой партии нельзя перейти. Ибо в Конституции написано, что армия является гарантом стабильности, гарантом демократии в стране, поэтому, если появится угроза, опасность крена в не ту сторону, армия вполне может вмешаться. Кстати сказать, турецкий генералитет уже сделал заявление, что опасения по поводу того, что страна становится на иной путь развития, не имеют основания, и что этого не произойдет.

        Но, на мой взгляд, опасения, что, раз к власти пришли исламисты, страна изменит форму правления, не имеют основания. В конце концов, существуют ведь христианско-демократические партии, которые в некоторых странах находятся у власти. А здесь ситуация такова, что к власти пришла исламско-демократическая партия.

        Я думаю, что итоги выборов в Турции на взаимоотношение страны с другими странами, в том числе с Украиной, существенно не повлияют.

        Что же касается взаимоотношения с крымскими татарами, то мы имеем или стремимся иметь контакты со всеми лидерами турецких партий. И с победившей партией мы также имеем дружеские отношения. Например, мы имеем очень теплые отношения с профессором Невзатом Ялчынташом. Скорее всего, он будет избран спикером. Он одним из первых приезжал из Турции в Крым, делал все, что мог, для решения проблем крымских татар.

        Вопрос: Насколько нам известно, Невзат Ялчынташ крымский татарин по национальности.

        Частично. У него в роду есть выходцы из Крыма. Еще один из лидеров партии – Абдулла Гюль, который, скорее всего, станет Премьер-министром, тоже является очень положительно настроенным к крымским татарам лидером. Благодаря ему в Крым поступил первый транш на строительство квартир для крымских татар.

        Вопрос: газета «Крымское время», публикуя материал об итогах выборов в Турции, написала о «мощной крымскотатарской диаспоре, оказывающей некоторое влияние в том числе и на кабинет министров Турции». Согласны ли вы с этим мнением?

        Такого же рода комментарии были по итогам предыдущих выборов, когда очень большое количество голосов взяла Партия Национального Действия. Но я хотел бы отметить, что в политике Турции наблюдается стабильность и преемственность.

        А если говорить о крымских татарах, то они всегда будут во внимании турецких политиков, вне зависимости от их политических взглядов, ибо есть мнение турецкой общественности. И, безусловно, есть крымскотатарская диаспора, которая влияет на политику Турции. Поэтому вне зависимости от того, кто придет к власти в Турции, крымскотатарские политики в определенных моментах могут влиять на политику в Турции.

        11.11.2002 ""ВІСТІ ВІД БДЖІЛКИ" Інформаційний бюлетень Кримського Центру Реформ"


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".