"Судом Линча крымских татар не запугать"
01/28/2003 | Крымские Аспекты
"Судом Линча крымских татар не запугать"
И.Абдуллаев, "Голос Крыма", №4, 24 января 2003 г.
Насколько быстро летит время, неоднократно убеждаешься по острым конфликтным ситуациям, постоянно возникающим в Крыму. Прошло два с лишним года, а кажется совсем недавно, мы все также мчались на редакционном "Жигуленке" в п.Капсихор, располагающийся на берегу моря между Судаком и Алуштой. Тогда, в 2000 г, из-за установки гигантского креста на самой высокой возвышенности поселка возник острый межконфессиональный и межнациональный конфликт. 15 января этого года в редакцию поступило сообщение, что в поселке вновь возникло противостояние на межнациональной почве.
Чтобы понять, почему в п.Капсихор, да и в Крыму в целом, возникают довольно предсказуемые конфликтные ситуации, необходимо прежде всего обратиться к ее величеству Истории.
Человек с глубокой древности облюбовал долину у моря на месте нынешнего Капсихора, но постоянное поселение, по данным археологов, возникло в VIII в., в период господства в Крыму Хазарского каганата. К Х в. древнее население Южнобережья и горного Крыма приняло христианство и в последующие восемь столетий находилось под духовным управлением Вселенских Константинопольских патриархов. Поэтому хазары, печенеги, половцы, а затем и крымские татары, называли их татами, а потомков ромеев (византийцев) - урумами. Аборигены этих мест занимались земледелием, садоводством, огородничеством, животноводством, виноградарством, рыбной ловлей, ремеслами. Капсихорцы не подчинились и генуэзцам после передачи им по договору в 1380 г. Судакской округи с 18-ю селами.
Итальянцы, опасавшиеся местного населения не меньше, чем внешних врагов, окружали свои фактории практически неприступными крепостными укреплениями. Но и это не помогло. В 1475 г турки-османы завоевывают у генуэзцев южный берег, затем княжество Дори в горном Крыму и создают Кефинский санджак, в который вошли Мангупский и Судакский кадылыки. С целью упорядочения взымания налогов, администрация кадылыков в 1520 г и 1542 г. проводит перепись населения, материалы которой опубликованы турецкими историками. Так, в 1520 г. в д.Капсихор насчитывалось 59 дворов и 292 жителя, тогда как в 1542 г. - 39 дворов и 241 житель.
Особо указывается, что население не исповедовало ислам. Сами османы не были заинтересованы в проведении насильствечной исламизации из-за значительных поступлений налогов от христиан в казну государства. На протяжении последующих двух веков часть жителей д.Капсихор постепенно принимает ислам, в XVII в. в деревне строится мечетъ, сохранившаяся до сих пор.
В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору владения султанов в Крыму перешли во власть ханов. В 1778 г. царское правительство отдает приказ Суворову, командовавшему русским корпусом в Крыму, выселить христианское население ханства в Приазовье. Так в депортацию отправилось свыше 31 тыс. христиан, в их числе и 97 жителей д.Капсихор. Оставшиеся свыше 27 тыс. христиан Крыма, не пожелавшие расстаться с Родиной, отреклись от веры и присоединились к мусульманской общине, в том числе и в д.Капсихор. В 1783 г. Крымом завладела окончательно Российская империя и, в частности, в д.Капсихор в 1787 г. лучшие земли села были переданы в качестве награды и поощрения генерал-майору Попову.
По опубликованным статистическим сведениям и переписям, в XIX - начале XX вв. в д.Капсихор находилось: в 1865 г. - 175 дворов, 515 жителей; в 1884 г. - 262 двора, 1142 жителя.
Предлагаем вниманию читателей сообщения ученых, путешественников, посетивших д.Капсихор в Х1Х-ХХ вв.
Академик П.С.Паллас, составивший описание Крыма в 17931794 гг, в частности, отмечал:
"Долина Капсихора, богатая садами и виноградниками, с самым приятным попожением - около полутора верст от моря, между горами - открывается к бухте, образующей прибрежье между мысом Чобан-Кале и горами, выдававшимися в море между этим местом и Кутлаком. Это бухта, не имеющая подводных скал, очень удобна для рыбной ловли. Ручей Шелен, поблизости от которого лежит деревня этого имени, высоко в горах, в девяти верстах от моря, течет мимо Капсихора в море.
Богатые татары, жители зтих мест, имеют на берегу моря, под высотами, превосходные поля с огурцами и льном, старательно унавоживаемые и орошаемые. Они пользуются дорогой, переваливающей через горы, доступной арбам, для продажи на рынках Карасубазара зерна и прочих произведений их земель. Крап растет здесь в низинах без посева и можно было бы разводить и хлопок с большой выгодой".
Знаменитый географ и путешественник В.П.Семенов Тянь-Шаньский в начале XX в. также отмечал: "На 68-й версте от Алушты и в 72 верстах от Феодосии дорога выступает в цветущую Капсихорскую долину, уже издалека привлекающую внимание богатой зеленью своих орешников. По долине протекает река Шелен, впадающая в удобную для захода глубокосидящих судов бухту глубиной в 16-20 саж. Кроме орешников, в долине много старых шелковичных деревьев, присутствие которых позволяет предполагать, что древние обитатели долины занимались шелководством. Виноградники в долине занимают до 130,5 дес.
Благодаря исключительному плодородию почвы плоды Капсихорской долины отличаются высокими качествами. На берегу бухты татары практикуют лечение закапыванием больных по горло в береговой песок. В 2-х верстах от моря, вверх по р.Шелен, расположена д.Капсихор, в которой, по переписи, чиспилось 1584 жителя и в том числе 1573 магометан".
По данным 1915 г., в д.Капсихор насчитывалось 386 дворов с 1912 жителями. Однако в результате Первой мировой и гражданской войн, голода 1921-1923 гг, по переписи 1926 г, в д.Капсихор значатся 420 дворов со 1562 жителями, из которых 1536 составляли крымские татары.
То, что произошло в 1944 г. описал Борис Чичибабин:
"Родина оптом, так сказать,
отнята и подарена.
И на земле татарской -
ни одного татарина".
Кому же был подарен Капсихор?
Осенью того же 1944 г, в деревню переселили свыше 400 семей, в основном из Ставропольского края. Несмотря на военное положение, государство оказывало переселенцам помощь, выделяя единовременные пособия и ссуды на обзаведение хозяйством. Семьям 65 военнослужащих отремонтировали дома, оказали материальную помощь. Указом президиума ВС РСФСР от 21 августа 1945 г. Капсихор был переименован в с.Морское. Позднее, в 1953 г. в селе поселили переселенцев из Сумской и Рязанской областей. (История городов и сел Украинской ССР. Т.26. Крымская область).
И.Абдуллаев, "Голос Крыма", №4, 24 января 2003 г.
Насколько быстро летит время, неоднократно убеждаешься по острым конфликтным ситуациям, постоянно возникающим в Крыму. Прошло два с лишним года, а кажется совсем недавно, мы все также мчались на редакционном "Жигуленке" в п.Капсихор, располагающийся на берегу моря между Судаком и Алуштой. Тогда, в 2000 г, из-за установки гигантского креста на самой высокой возвышенности поселка возник острый межконфессиональный и межнациональный конфликт. 15 января этого года в редакцию поступило сообщение, что в поселке вновь возникло противостояние на межнациональной почве.
Чтобы понять, почему в п.Капсихор, да и в Крыму в целом, возникают довольно предсказуемые конфликтные ситуации, необходимо прежде всего обратиться к ее величеству Истории.
Человек с глубокой древности облюбовал долину у моря на месте нынешнего Капсихора, но постоянное поселение, по данным археологов, возникло в VIII в., в период господства в Крыму Хазарского каганата. К Х в. древнее население Южнобережья и горного Крыма приняло христианство и в последующие восемь столетий находилось под духовным управлением Вселенских Константинопольских патриархов. Поэтому хазары, печенеги, половцы, а затем и крымские татары, называли их татами, а потомков ромеев (византийцев) - урумами. Аборигены этих мест занимались земледелием, садоводством, огородничеством, животноводством, виноградарством, рыбной ловлей, ремеслами. Капсихорцы не подчинились и генуэзцам после передачи им по договору в 1380 г. Судакской округи с 18-ю селами.
Итальянцы, опасавшиеся местного населения не меньше, чем внешних врагов, окружали свои фактории практически неприступными крепостными укреплениями. Но и это не помогло. В 1475 г турки-османы завоевывают у генуэзцев южный берег, затем княжество Дори в горном Крыму и создают Кефинский санджак, в который вошли Мангупский и Судакский кадылыки. С целью упорядочения взымания налогов, администрация кадылыков в 1520 г и 1542 г. проводит перепись населения, материалы которой опубликованы турецкими историками. Так, в 1520 г. в д.Капсихор насчитывалось 59 дворов и 292 жителя, тогда как в 1542 г. - 39 дворов и 241 житель.
Особо указывается, что население не исповедовало ислам. Сами османы не были заинтересованы в проведении насильствечной исламизации из-за значительных поступлений налогов от христиан в казну государства. На протяжении последующих двух веков часть жителей д.Капсихор постепенно принимает ислам, в XVII в. в деревне строится мечетъ, сохранившаяся до сих пор.
В 1774 г. по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору владения султанов в Крыму перешли во власть ханов. В 1778 г. царское правительство отдает приказ Суворову, командовавшему русским корпусом в Крыму, выселить христианское население ханства в Приазовье. Так в депортацию отправилось свыше 31 тыс. христиан, в их числе и 97 жителей д.Капсихор. Оставшиеся свыше 27 тыс. христиан Крыма, не пожелавшие расстаться с Родиной, отреклись от веры и присоединились к мусульманской общине, в том числе и в д.Капсихор. В 1783 г. Крымом завладела окончательно Российская империя и, в частности, в д.Капсихор в 1787 г. лучшие земли села были переданы в качестве награды и поощрения генерал-майору Попову.
По опубликованным статистическим сведениям и переписям, в XIX - начале XX вв. в д.Капсихор находилось: в 1865 г. - 175 дворов, 515 жителей; в 1884 г. - 262 двора, 1142 жителя.
Предлагаем вниманию читателей сообщения ученых, путешественников, посетивших д.Капсихор в Х1Х-ХХ вв.
Академик П.С.Паллас, составивший описание Крыма в 17931794 гг, в частности, отмечал:
"Долина Капсихора, богатая садами и виноградниками, с самым приятным попожением - около полутора верст от моря, между горами - открывается к бухте, образующей прибрежье между мысом Чобан-Кале и горами, выдававшимися в море между этим местом и Кутлаком. Это бухта, не имеющая подводных скал, очень удобна для рыбной ловли. Ручей Шелен, поблизости от которого лежит деревня этого имени, высоко в горах, в девяти верстах от моря, течет мимо Капсихора в море.
Богатые татары, жители зтих мест, имеют на берегу моря, под высотами, превосходные поля с огурцами и льном, старательно унавоживаемые и орошаемые. Они пользуются дорогой, переваливающей через горы, доступной арбам, для продажи на рынках Карасубазара зерна и прочих произведений их земель. Крап растет здесь в низинах без посева и можно было бы разводить и хлопок с большой выгодой".
Знаменитый географ и путешественник В.П.Семенов Тянь-Шаньский в начале XX в. также отмечал: "На 68-й версте от Алушты и в 72 верстах от Феодосии дорога выступает в цветущую Капсихорскую долину, уже издалека привлекающую внимание богатой зеленью своих орешников. По долине протекает река Шелен, впадающая в удобную для захода глубокосидящих судов бухту глубиной в 16-20 саж. Кроме орешников, в долине много старых шелковичных деревьев, присутствие которых позволяет предполагать, что древние обитатели долины занимались шелководством. Виноградники в долине занимают до 130,5 дес.
Благодаря исключительному плодородию почвы плоды Капсихорской долины отличаются высокими качествами. На берегу бухты татары практикуют лечение закапыванием больных по горло в береговой песок. В 2-х верстах от моря, вверх по р.Шелен, расположена д.Капсихор, в которой, по переписи, чиспилось 1584 жителя и в том числе 1573 магометан".
По данным 1915 г., в д.Капсихор насчитывалось 386 дворов с 1912 жителями. Однако в результате Первой мировой и гражданской войн, голода 1921-1923 гг, по переписи 1926 г, в д.Капсихор значатся 420 дворов со 1562 жителями, из которых 1536 составляли крымские татары.
То, что произошло в 1944 г. описал Борис Чичибабин:
"Родина оптом, так сказать,
отнята и подарена.
И на земле татарской -
ни одного татарина".
Кому же был подарен Капсихор?
Осенью того же 1944 г, в деревню переселили свыше 400 семей, в основном из Ставропольского края. Несмотря на военное положение, государство оказывало переселенцам помощь, выделяя единовременные пособия и ссуды на обзаведение хозяйством. Семьям 65 военнослужащих отремонтировали дома, оказали материальную помощь. Указом президиума ВС РСФСР от 21 августа 1945 г. Капсихор был переименован в с.Морское. Позднее, в 1953 г. в селе поселили переселенцев из Сумской и Рязанской областей. (История городов и сел Украинской ССР. Т.26. Крымская область).