Интервью представителей Муфтията перед Курбан Баiрамом
02/10/2003 | line305b
В преддверии священного мусульманского праздника Курбан-байрам корреспондент газеты 'Голос Крыма' обратился к Муфтию мусульман Крыма Эмирали-эфенди Аблаеву и представителю Меджлиса в Муфтияте Арсену-агъа Альчикову с просьбой ответить на несколько вопросов.
Состоится ли в этом году паломничество мусульман Крыма в Мекку?
Эмирали-эфенди: -Хадж является одним из обязательных предписаний для каждого мусульманина. В предыдущие годы, учитывая тяжелое материальное положение возвращающихся на Родину крымских татар, по приглашению короля Саудовской Аравии, частных лиц, несколько сотен мусульман получили возможность совершить паломничество.
По этому поводу и в этом году Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) в течение нескольких месяцев направляло запросы к послу Украины в Саудовской Аравии, который в своих ответах сообщал, что в этом году приглашения не ожидается, и посоветовал нам обратиться за информацией в посольство Саудовской Аравии в Москву. Откуда также сообщили, что приглашение не поступило не только в Крым и Украину, но и во все страны СНГ.
В этом году паломничество в качестве 'гостей короля' совершат мусульмане бедных, неразвитых стран азиатского и африканского континентов.
Посол Украины в Саудовской Аравии также сообщил, что не имеет информации о планах по этому случаю частных лиц.
В прошлом году, без согласования и контактов с ДУМК, паломничество из числа мусульман Крыма и Украины было осуществлено на средства фонда 'Ас-Сунна', вызвав множество нареканий из-за неурегулированности организационных вопросов, неподготовленности паломников.
В этом году совершить хадж смогут лишь состоятельные мусульмане на свои средства.
Возвращаются ли, в соответствии с Указом Президента, религиозным общинам мусульманские культовые сооружения?
А.Альчиков: Как известно, два столетия тому назад в Крыму насчитывалось свыше 1,5 тыс. мусульманских культовых сооружений - мечетей, медресе, теккие, дюрбе. Ныне
же их сохранилось всего несколько десятков. Практически все сооружения, за исключением нескольких, находятся в плачевном состоянии, требуют капитального ремонта либо восстановления, а следовательно, затраты немалых средств, которые сейчас очень сложно изыскать. Это во-первых. Во-вторых, часть сооружений уже обрела новых хозяев в ходе приватизации: их используютт обычно под склады либо под различные производственные помещения, цехи, жилье. Возвращать эти культовые объекты, вероятно, придется через судебные инстанции.
В-третьих, иесколько древних культовых сооружений в настоящее время в полном запустении, так как находятся в местах, где мусульманское часеление еще не проживает либо не организовано в религиозную общину. Здесь же необходимо особо подчеркнуть, что реставрационные работы проводятся зачастую с допущением серьезных нарушений строительных норм. Так, к примеру, в 'отреставрированной' мечети в д.Кок-Коз протекает
крыша, отсырели потолки, стены, что вызывает у верующих справедливое возмущение недобросовестностью наших реставраторов и строителей.
Сколько в этом году культовых объектов предстоит построить на средства спонсоров?
А.Альчиков: - Как известно, практически все мусульманские религиозные общины в Крыму не имеют средств для строительства культовых зданий - мечетей, медресе. Поэтому немаловажную роль здесь выполняют спонсоры из Турции и арабских стран. Однако до последнего времени наши соотечественники совместно со спонсорами зачастую приступали к самостоятельному строительсгву без наличия необходимой технической и проектно-сметной документации. Поэтому многие объекты не имеют ни технической документации, ни
госактов о вводе в эксплуатацию. А ведь в мечети будут проводить молебен несколько десятков, может, несколько сотен верующих. Поэтому ДУМК не разрешает начинать строительство без наличия всей необходимой документации,что часто вызывает у наших соотечественников несправедливую критику по отношению к нам. Тем не менее, и впредь ДУМК будет жестко придерживаться этого установленного законодательством требования. В этом году продолжится строительство восьми мечетей: трех-в Сакском районе, двух- в Нижнегорском, по одной - в Феодосийском, Ленинском районах и в поселке Коз.
Отрадно, что среди спонсоров начинают появляться и крымскотатарские бизнесмены, эмигранты и др. Так, к примеру, новая мечеть в пос. Капсихор построена на средства выходца из этого села. К глубокому сожалению, он не дожил до ее открытия и умер в США. В 6-м микрорайоне г.Бахчисарая на средства спонсоров из Турции была построена мечеть без минарета.
Недавно два крымскотатарских предпринимателя на свои средства возвели и минарет.
Для соблюдения культовых потребностей мусульманским религиозным общинам передаются также различные пустующие здания клубов, магазинов, детсадов во многих хозяйствах Крыма. В этом плане ДУМК оказывает активную помощь местным общинам, обращаясь к руководству хозяйств. После необходимого переоборудования эти здания переходят в ведение общин.
Ныне в Крыму зарегистрировано свыше трехсот мусульманских религиозных общин и обеспечить все новыми культовыми сооружениями за счет спонсоров очень сложно. Поэтому необходимо использовать различные варианты.
В Крыму в последнее время возникли так называемые автономные, независимые мусульманские религиозные общины. Как ДУМК строит свои отношения с ними?
Эмирали-эфенди: -В ДУМК насчитывается свыше 270 мусульманских религиозчых общин, прошедших вначале утверждение в Муфтияте, а затем регистрацию в Комитете по делам религий АРК. В уставах вышеуказанных местных общин четко зафиксировано, что их деятельность осуществляется в соответствии с уставом ДУМК по Корану и Сунне и по законодательству Украины. Однако в последнее время появилась тенденция к возникновению различных общин, не прошедших по разным причинам (обиды, амбиции, игнорирование и т.д.) регистрацию в ДУМК. Им особо благоволят некоторые доброжелатели, предлагая вписать 'необходимые поправки' в устав (слова 'автономная', 'независимая'), а затем регистрируют в Республиканском комитете по делам религий АРК, таким образом разъединяя мусульман и создавая параллельные объединения общин Духовному управлению
мусульман Крыма. Мы много раз встречались и беседовали со своими единоверцами, попавшими, на наш взгляд, в умело расставленную западню, и надеемся, что призыв пророка Мухаммедч к мусульманам: 'Не разъединяйтесь!' ими не забыт.
Сколько юношей и девушек получает религиозное образование в Крыму, за рубежом?
А.Альчиков:- На сегодняшний день при ДУМК функционирует медресе в п.Калай (Азовское), в котором обучается 100 юношей и 40 девушек. В качестве филиалов открыты также медресе в п.Курман и медресе 'Сеит-Сеттар' в Симферополе.
Всего же в Крыму религиозное образование получают 170 человек. В прежние годы ДУМК направило свыше 120 юношей и девушек на учебу в Турцию, где подавляющее большинство их там так и осталось. Поэтому мы намечаем открыть четырехгодичные курсы обучения в Крыму, и желательно, чтобы весь учебный процесс шел на крымскотатарском языке.
Необходимо также открыть кафедру религиеведения с изучением истории, философии. Исламский университет Турции выразил готовность открыть свое отделение в Крыму, но по нынешнему законодательству это не разрешается. В этои связи в ДУМК поступают предпожения о сотрудничестве из различных мусульманских стран. Выделяются квоты для обучения 2-3 юношей из Крыма при полном их обеспечении.
И.Абдуллаев, 'Голос Крыма', ?6, 7 февраля 2003 г.
http://aspects.crimeastar.net/press/interview/int.php
Состоится ли в этом году паломничество мусульман Крыма в Мекку?
Эмирали-эфенди: -Хадж является одним из обязательных предписаний для каждого мусульманина. В предыдущие годы, учитывая тяжелое материальное положение возвращающихся на Родину крымских татар, по приглашению короля Саудовской Аравии, частных лиц, несколько сотен мусульман получили возможность совершить паломничество.
По этому поводу и в этом году Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) в течение нескольких месяцев направляло запросы к послу Украины в Саудовской Аравии, который в своих ответах сообщал, что в этом году приглашения не ожидается, и посоветовал нам обратиться за информацией в посольство Саудовской Аравии в Москву. Откуда также сообщили, что приглашение не поступило не только в Крым и Украину, но и во все страны СНГ.
В этом году паломничество в качестве 'гостей короля' совершат мусульмане бедных, неразвитых стран азиатского и африканского континентов.
Посол Украины в Саудовской Аравии также сообщил, что не имеет информации о планах по этому случаю частных лиц.
В прошлом году, без согласования и контактов с ДУМК, паломничество из числа мусульман Крыма и Украины было осуществлено на средства фонда 'Ас-Сунна', вызвав множество нареканий из-за неурегулированности организационных вопросов, неподготовленности паломников.
В этом году совершить хадж смогут лишь состоятельные мусульмане на свои средства.
Возвращаются ли, в соответствии с Указом Президента, религиозным общинам мусульманские культовые сооружения?
А.Альчиков: Как известно, два столетия тому назад в Крыму насчитывалось свыше 1,5 тыс. мусульманских культовых сооружений - мечетей, медресе, теккие, дюрбе. Ныне
же их сохранилось всего несколько десятков. Практически все сооружения, за исключением нескольких, находятся в плачевном состоянии, требуют капитального ремонта либо восстановления, а следовательно, затраты немалых средств, которые сейчас очень сложно изыскать. Это во-первых. Во-вторых, часть сооружений уже обрела новых хозяев в ходе приватизации: их используютт обычно под склады либо под различные производственные помещения, цехи, жилье. Возвращать эти культовые объекты, вероятно, придется через судебные инстанции.
В-третьих, иесколько древних культовых сооружений в настоящее время в полном запустении, так как находятся в местах, где мусульманское часеление еще не проживает либо не организовано в религиозную общину. Здесь же необходимо особо подчеркнуть, что реставрационные работы проводятся зачастую с допущением серьезных нарушений строительных норм. Так, к примеру, в 'отреставрированной' мечети в д.Кок-Коз протекает
крыша, отсырели потолки, стены, что вызывает у верующих справедливое возмущение недобросовестностью наших реставраторов и строителей.
Сколько в этом году культовых объектов предстоит построить на средства спонсоров?
А.Альчиков: - Как известно, практически все мусульманские религиозные общины в Крыму не имеют средств для строительства культовых зданий - мечетей, медресе. Поэтому немаловажную роль здесь выполняют спонсоры из Турции и арабских стран. Однако до последнего времени наши соотечественники совместно со спонсорами зачастую приступали к самостоятельному строительсгву без наличия необходимой технической и проектно-сметной документации. Поэтому многие объекты не имеют ни технической документации, ни
госактов о вводе в эксплуатацию. А ведь в мечети будут проводить молебен несколько десятков, может, несколько сотен верующих. Поэтому ДУМК не разрешает начинать строительство без наличия всей необходимой документации,что часто вызывает у наших соотечественников несправедливую критику по отношению к нам. Тем не менее, и впредь ДУМК будет жестко придерживаться этого установленного законодательством требования. В этом году продолжится строительство восьми мечетей: трех-в Сакском районе, двух- в Нижнегорском, по одной - в Феодосийском, Ленинском районах и в поселке Коз.
Отрадно, что среди спонсоров начинают появляться и крымскотатарские бизнесмены, эмигранты и др. Так, к примеру, новая мечеть в пос. Капсихор построена на средства выходца из этого села. К глубокому сожалению, он не дожил до ее открытия и умер в США. В 6-м микрорайоне г.Бахчисарая на средства спонсоров из Турции была построена мечеть без минарета.
Недавно два крымскотатарских предпринимателя на свои средства возвели и минарет.
Для соблюдения культовых потребностей мусульманским религиозным общинам передаются также различные пустующие здания клубов, магазинов, детсадов во многих хозяйствах Крыма. В этом плане ДУМК оказывает активную помощь местным общинам, обращаясь к руководству хозяйств. После необходимого переоборудования эти здания переходят в ведение общин.
Ныне в Крыму зарегистрировано свыше трехсот мусульманских религиозных общин и обеспечить все новыми культовыми сооружениями за счет спонсоров очень сложно. Поэтому необходимо использовать различные варианты.
В Крыму в последнее время возникли так называемые автономные, независимые мусульманские религиозные общины. Как ДУМК строит свои отношения с ними?
Эмирали-эфенди: -В ДУМК насчитывается свыше 270 мусульманских религиозчых общин, прошедших вначале утверждение в Муфтияте, а затем регистрацию в Комитете по делам религий АРК. В уставах вышеуказанных местных общин четко зафиксировано, что их деятельность осуществляется в соответствии с уставом ДУМК по Корану и Сунне и по законодательству Украины. Однако в последнее время появилась тенденция к возникновению различных общин, не прошедших по разным причинам (обиды, амбиции, игнорирование и т.д.) регистрацию в ДУМК. Им особо благоволят некоторые доброжелатели, предлагая вписать 'необходимые поправки' в устав (слова 'автономная', 'независимая'), а затем регистрируют в Республиканском комитете по делам религий АРК, таким образом разъединяя мусульман и создавая параллельные объединения общин Духовному управлению
мусульман Крыма. Мы много раз встречались и беседовали со своими единоверцами, попавшими, на наш взгляд, в умело расставленную западню, и надеемся, что призыв пророка Мухаммедч к мусульманам: 'Не разъединяйтесь!' ими не забыт.
Сколько юношей и девушек получает религиозное образование в Крыму, за рубежом?
А.Альчиков:- На сегодняшний день при ДУМК функционирует медресе в п.Калай (Азовское), в котором обучается 100 юношей и 40 девушек. В качестве филиалов открыты также медресе в п.Курман и медресе 'Сеит-Сеттар' в Симферополе.
Всего же в Крыму религиозное образование получают 170 человек. В прежние годы ДУМК направило свыше 120 юношей и девушек на учебу в Турцию, где подавляющее большинство их там так и осталось. Поэтому мы намечаем открыть четырехгодичные курсы обучения в Крыму, и желательно, чтобы весь учебный процесс шел на крымскотатарском языке.
Необходимо также открыть кафедру религиеведения с изучением истории, философии. Исламский университет Турции выразил готовность открыть свое отделение в Крыму, но по нынешнему законодательству это не разрешается. В этои связи в ДУМК поступают предпожения о сотрудничестве из различных мусульманских стран. Выделяются квоты для обучения 2-3 юношей из Крыма при полном их обеспечении.
И.Абдуллаев, 'Голос Крыма', ?6, 7 февраля 2003 г.
http://aspects.crimeastar.net/press/interview/int.php
Відповіді
2003.03.08 | Абдуллах
Re: Интервью представителей Муфтията перед Курбан Баiрамом
Удивляет, как меджлис хочет полностью контролировать действия и мысли мусульман. Деятельность так называемого муфтията полностью противоречит Корану и сунне Пророка (с. а. в.). О каком уставе муфтиата идет речь, когда есть шариат! Как могут мусульмане в своей духовной жизни сочетать шариат и чуждые им законы светского государства? Аллах Великий (с. в. т.) не предусмотрел никой регистрации для своих рабов? Что по шариату есть такая должность - представитель меджлиса? Как и где строить мечети-дома Аллаха (с.в. т.) - это дело самих мусульман, их общин. Аллах Всевышний дал нам всю землю для поклонения и нам не нужно спрашивать у неверных где нам молиться! Совершение хаджджа - пятого столпа Ислама является личным делом мусульманина. И того кто совершает, и того ради Аллаха (с. в. т.) помогает другим своим братьям его совершить, не важно деньгами или усилиями. Слава Аллаху Великому, что есть люди готовые жертвовать и временем, и силами, и деньгами, чтобы помочь мусульманам, в том числе, совершить хадждж. И дело муфтията и меджлиса пытаться подмять под себя это благородное дело.2003.03.09 | line305b
да уж, перекрутили...
Абдуллах пише:> Удивляет, как меджлис хочет полностью контролировать действия и мысли мусульман. Деятельность так называемого муфтията полностью противоречит Корану и сунне Пророка (с. а. в.).
В чем конкретно, простите, это противоречит Корану и сунне? Там есть запрет на религиозные организации? Меджлис и Духовное Управление не могут реально контролировать ваши дела и тем более мысли, не так ли? Разве не добровольными являются все эти регистрации, участие и т.д.
> О каком уставе муфтиата идет речь, когда есть шариат! Как могут мусульмане в своей духовной жизни сочетать шариат и чуждые им законы светского государства?
А что вы имеете ввиду под "шариатом"? Насколько мне известно, кодекса с таким названием нет. Вместо этого есть право судьи (правда тут не утверждаю, потому что мало знаком с темой - просто вспоминаю недавно прочитанную статью) - часто избранного - судить в соответствии с его *личным* знанием основных религиозных текстов, практики Пророка и его последователей, хадисов, исламской филосовии, понимая морали и традиций местного сообщества; известных прецедентов; наконец собственно чувства справедливости самого судьи. Как видно из этого описания, говорить о стандарте на "шариат" не приходится, т.е. на такой стандарт нельзя ссылаться в дискуссии по причине его отсутсвия. А если стандарта нет, то как можно говорить о том, что Духовное Управление противоречит шариату? Это просто такая местная форма шариата, понимаете.
Если же о таком стандарте заговорить, то появятся сразу законотворческие организации, регистрации, обучение, экзамены и тесты на знание законов и т.д. - т.е. все, что вы назвали "законами светского государства". Кроме этого, понадобятся вполне светские по функциям полиция, исправительные учреждения, суды и т.д.
> Аллах Великий (с. в. т.) не предусмотрел никой регистрации для своих рабов? Что по шариату есть такая должность - представитель меджлиса? Как и где строить мечети-дома Аллаха (с.в. т.) - это дело самих мусульман, их общин. Аллах Всевышний дал нам всю землю для поклонения и нам не нужно спрашивать у неверных где нам молиться!
Ваше понимание "свободы религии" - от вседозволенности. В среде стандартизованного шариата никаких таких - как хочу так и молюсь, как хочу, так и строю мечеть - не было бы. Потому что есть один официальный канон - ваше соотвествие которому будут наблюдать и проверять - регистрацией, контролем, тестами, экзаменами, проверками, проверками, проверками.. А кто вас знает, может вы считаете, что действуете "по шариату", но вообще-то занимаетесь религиозным выдумыванием или самоуправством. Иными словами, если принять ваши слова о шариате буквально, то вы получите гораздо более жесткий контроль, мониторинг, цензуру и подчинение, чем с каким-то Муфтиятом.
Конечно можно понимать ваш протест как заявление, что религия является вопросом личной свободы и не может регулироваться формально - в этом случае вам надо бы было ссылаться не на шариат - общественный институт судьи - а именно на личную свободу. Но, как вы понимаете, ссылка на "личную свободу" неизбежно предполагает подчинение институциям, регулирующим общественную жизнь, т.е. ненавистным вам "законам светского государства".
С этой точки зрения Муфтият возможно имеет смысл, потому что вы хотите, чтобы "законы светского государства" все же учитывали сам факт вашего существования, и Муфтият является как раз формой участия в их формировании... Т.е. Муфтият - мое понимание - должен стоять на стороне ваших интересов - и возможно имеет смысл критиковать его за слабую защиту таких интересов - а не за утопичный "контроль ваших действий и мыслей"..
> Совершение хаджджа - пятого столпа Ислама является личным делом мусульманина. И того кто совершает, и того ради Аллаха (с. в. т.) помогает другим своим братьям его совершить, не важно деньгами или усилиями. Слава Аллаху Великому, что есть люди готовые жертвовать и временем, и силами, и деньгами, чтобы помочь мусульманам, в том числе, совершить хадждж. И дело муфтията и меджлиса пытаться подмять под себя это благородное дело.
Муфтият и Меджлис уговаривали правительство Саудовской Аравии финансировать хадж крымских татар - не так много, но все же хоть что-то. Т.е. благодаря им каждый год хадж могли совершить несколько десятком мусульман. Теперь вы вынырнули откуда-то, и называете это "подмять". Мне было бы очень интересно узнать о хотя бы одном конкретном факте вашей личной помощи хоть одному конкретному мусульманину или немусульманину. Может поделитесь. Я понимаю, что благие дела не приветствуют саморекламы, но поскольку благие дела Меджлиса и Муфтията - дело известное, а вы их критикуете, то неплохо бы, для паритета, чтобы вы как-то показали свою собственную "ценность" в таком споре. Чтобы не было так, что кто-то, кто ничего никогда полезного не сделал, лез критиковать тех, кто этим полезным занимался и занимается.
Напоследок, кстати, не думаете ли вы, что организация, которая бы действительно указывала где и как верующим выполнять свои религиозные обряды является потребностью в обществе, в котором есть не только мусульмане, и не только мусульмане одного толка. Т.е. добровольная самоорганизация и самоограничение в вопросах религиозной свободы - не кажется ли вам это рациональным и обоснованным с учетом, например, конфликтогенности Крыма? Я понимаю, что вам возможно хочется "полной свободы", но ведь есть вероятность, что максимальная свобода достигается именно самоограничением... что скажете?