От заката славянской идеи до восхода идеи турецкой
04/11/2003 | Кшиштоф
Принцип обрезания. От заката славянской идеи до восхода идеи турецкой
Консерватор, Армен Асриян, 11.04.2003
Большинство ирредентистских движений в Европе прошлого и позапрошлого века было связано с Австро-Венгерской империей. Это причудливое образование было обязано своей хрупкой красотой одному обстоятельству: отсутствию доминирующего этноса. Даже после создания "двуединой монархии" в 1867 г. обе титульные нации по-прежнему составляли меньшинство населения империи. При этом венгры упорствовали в своем национализме, из-за чего империя прилагала титанические усилия, чтобы не допустить развития национализма немецкого. Австрийские немцы должны были осознавать себя не нацией, а своего рода сословием. Достаточно скоро, впрочем, выяснилось, что прочие народы империи относятся к австрийскому мультикультурализму с не меньшей подозрительностью, чем к откровенному высокомерию венгров. Ответом было возникновение панславизма - учения о том, что все славяне должны объединиться в едином государстве.
Главные теоретики панславизма, такие как Павел Шафарик, Якуб Коллар и Людовит Штур, появились в I трети XIX в. Большинство из них начинали как чешские и словацкие националисты, однако неудачи в освободительной борьбе заставили их отложить вопрос о самоопределении. Окончательная концепция предполагала создание славянской федерации со столицей в Москве, русским языком как языком межславянского общения и православием как общей религией.
Русские цари - Николай I, Александр II и Александр III - относились к панславизму весьма прохладно. Массовую популярность в России панславизм получил только ко времени войны 1877-1878 гг. Однако мгновенная смена ориентации свежеобразованной Болгарии с пророссийской на прогерманскую охладила пыл русских. Второй всплеск популярности панславизма случился к началу Первой мировой войны, но после ее завершения получившие независимость австрийские славяне мгновенно забыли о старых мечтаниях.
Ирредентизм сыграл свою роль и в развязывании Второй мировой войны. На сей раз пример подала как раз Австрия. 12 ноября 1918 года, на следующий после перемирия день, свежесозданное Временное Национальное собрание в Вене, только провозгласившее Австрийскую республику, хотело произвести аншлюс, утверждая, будто немецкая Австрия является частью Германской республики. Но параграф 80-й Версальского и 88-й Сен-Жерменского договоров прямо запрещали аншлюс Австрии. Правда, этот запрет не уменьшил стремление австрийцев к воссоединению. Так что в 1938 году продвижение немецкой армии задержали только ликующие толпы по пути.
Сегодня из крупных ирредентистских движений в Европе остался, пожалуй, только пантюркизм. Первым пропагандистом идей пантюркизма был Арминиус Вамбери, родившийся на территории современной Венгрии и путешествовавший в 60-х годах XIX века по Средней Азии. Он проповедовал, что турецкая династия должна создать империю от берегов Адриатики до Китая. Ныне Вамбери забыт. Увы, как выяснилось позже, теоретик тюркизма был английским шпионом и к тому же евреем. Поэтому в качестве основоположника пантюркизма обычно называют турка Исмаил-бея Гаспралы, который в 1883 году стал издавать газету "Терджуман". Идея была окончательно оформлена за пределами Турции, преимущественно татарами, казанскими и кавказскими (впоследствии получившими от большевиков этноним азербайджанцы). Первая теоретическая работа по пантюркизму была написана казанским татарином Юсуфом Акчурой. В 1904 году он опубликовал статью "Эч тарзи сэясэт" ("Три вида политики"), в которой выразил основные принципы пантюркизма. Четыре года спустя, в 1908 году, азербайджанец Али Гуссейн-заде опубликовал статью: "Тюркилешмек, Исламлашмек, Заманлашмек" (тюркизация, исламизация, модернизация). Классическим изложением пантюркизма считается книга турка Зии Гек-Альпа "Основные принципы тюркизма", опубликованная в 1923 году. Кстати, все эти авторы изданы в Татарстане и Башкирии в последнее время.
Идеи пантюркизма открыто пропагандируются в России. "Татарская газета" за 18.04.2000 г. перепечатала из лондонского журнала "Тюркоман" статью Сабирджана Бадретдина "Пантюркизм: прошлое, настоящее и будущее". В статье, в частности, говорится следующее:
"Развитие пантюркизма является очень важным как для тюркских государств... Но, чтобы преуспеть, нужно избавиться от представления пантюркизма как инструмента политических амбиций Анкары. По крайней мере в ближайшее время движение должно сконцентрироваться на языке, культуре и правах человека... Развал СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан освободились от колониального господства. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп... Пантюркизм неизбежно встретит враждебность и злобу всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств, и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм должен будет развиваться в постепенной и скрытной манере... Тут должен будет применяться "принцип обрезания". Во время обрезания мальчика отвлекают конфетками и игрушками. Когда неизбежное случается, уже поздно плакать или сопротивляться. В связи с вышесказанным тюркским нациям на первом этапе будет благоразумнее прилагать усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей... Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. Когда же будет достигнут определенный уровень консолидации, центром внимания должны стать тюркские народы, остающиеся под колониальным гнетом, с конечной целью освобождения всех тюркских народов и их политического объединения. Это меньшинства в России (татары, башкиры, якуты и т.д.), Китае (уйгуры), Иране (азербайджанцы) и т.д.".
Еще в 1989 г. один из лидеров народного фронта Азарбайджана Абульфаз Алиев (будущий президент Эльчибей) так охарактеризовал цели своей организации: "Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азербайджана... Наша цель - создание "Великой Турции" или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции". Став президентом, Эльчибей первым делом вывесил в своем кабинете государственный флаг Турции. Сменивший его Гейдар Алиев был осторожнее в высказываниях, но и он в 1996 году, во время визита в Германию, обратился к азербайджанцам и туркам, проживающим в Германии, со словами: "Не надо делить нас. Мы один народ. Все мы - турки".
Консерватор, Армен Асриян, 11.04.2003
Большинство ирредентистских движений в Европе прошлого и позапрошлого века было связано с Австро-Венгерской империей. Это причудливое образование было обязано своей хрупкой красотой одному обстоятельству: отсутствию доминирующего этноса. Даже после создания "двуединой монархии" в 1867 г. обе титульные нации по-прежнему составляли меньшинство населения империи. При этом венгры упорствовали в своем национализме, из-за чего империя прилагала титанические усилия, чтобы не допустить развития национализма немецкого. Австрийские немцы должны были осознавать себя не нацией, а своего рода сословием. Достаточно скоро, впрочем, выяснилось, что прочие народы империи относятся к австрийскому мультикультурализму с не меньшей подозрительностью, чем к откровенному высокомерию венгров. Ответом было возникновение панславизма - учения о том, что все славяне должны объединиться в едином государстве.
Главные теоретики панславизма, такие как Павел Шафарик, Якуб Коллар и Людовит Штур, появились в I трети XIX в. Большинство из них начинали как чешские и словацкие националисты, однако неудачи в освободительной борьбе заставили их отложить вопрос о самоопределении. Окончательная концепция предполагала создание славянской федерации со столицей в Москве, русским языком как языком межславянского общения и православием как общей религией.
Русские цари - Николай I, Александр II и Александр III - относились к панславизму весьма прохладно. Массовую популярность в России панславизм получил только ко времени войны 1877-1878 гг. Однако мгновенная смена ориентации свежеобразованной Болгарии с пророссийской на прогерманскую охладила пыл русских. Второй всплеск популярности панславизма случился к началу Первой мировой войны, но после ее завершения получившие независимость австрийские славяне мгновенно забыли о старых мечтаниях.
Ирредентизм сыграл свою роль и в развязывании Второй мировой войны. На сей раз пример подала как раз Австрия. 12 ноября 1918 года, на следующий после перемирия день, свежесозданное Временное Национальное собрание в Вене, только провозгласившее Австрийскую республику, хотело произвести аншлюс, утверждая, будто немецкая Австрия является частью Германской республики. Но параграф 80-й Версальского и 88-й Сен-Жерменского договоров прямо запрещали аншлюс Австрии. Правда, этот запрет не уменьшил стремление австрийцев к воссоединению. Так что в 1938 году продвижение немецкой армии задержали только ликующие толпы по пути.
Сегодня из крупных ирредентистских движений в Европе остался, пожалуй, только пантюркизм. Первым пропагандистом идей пантюркизма был Арминиус Вамбери, родившийся на территории современной Венгрии и путешествовавший в 60-х годах XIX века по Средней Азии. Он проповедовал, что турецкая династия должна создать империю от берегов Адриатики до Китая. Ныне Вамбери забыт. Увы, как выяснилось позже, теоретик тюркизма был английским шпионом и к тому же евреем. Поэтому в качестве основоположника пантюркизма обычно называют турка Исмаил-бея Гаспралы, который в 1883 году стал издавать газету "Терджуман". Идея была окончательно оформлена за пределами Турции, преимущественно татарами, казанскими и кавказскими (впоследствии получившими от большевиков этноним азербайджанцы). Первая теоретическая работа по пантюркизму была написана казанским татарином Юсуфом Акчурой. В 1904 году он опубликовал статью "Эч тарзи сэясэт" ("Три вида политики"), в которой выразил основные принципы пантюркизма. Четыре года спустя, в 1908 году, азербайджанец Али Гуссейн-заде опубликовал статью: "Тюркилешмек, Исламлашмек, Заманлашмек" (тюркизация, исламизация, модернизация). Классическим изложением пантюркизма считается книга турка Зии Гек-Альпа "Основные принципы тюркизма", опубликованная в 1923 году. Кстати, все эти авторы изданы в Татарстане и Башкирии в последнее время.
Идеи пантюркизма открыто пропагандируются в России. "Татарская газета" за 18.04.2000 г. перепечатала из лондонского журнала "Тюркоман" статью Сабирджана Бадретдина "Пантюркизм: прошлое, настоящее и будущее". В статье, в частности, говорится следующее:
"Развитие пантюркизма является очень важным как для тюркских государств... Но, чтобы преуспеть, нужно избавиться от представления пантюркизма как инструмента политических амбиций Анкары. По крайней мере в ближайшее время движение должно сконцентрироваться на языке, культуре и правах человека... Развал СССР в 1991 году создал условия для восстановления пантюркского движения. Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан освободились от колониального господства. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов. Теперь АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств, и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп... Пантюркизм неизбежно встретит враждебность и злобу всех стран, окружающих тюркский мир. Россия, Китай, Иран, Болгария, Греция и Афганистан имеют значительное количество тюркских меньшинств, и они будут рассматривать всякое движение к единению тюрков как угрозу их территориальной целостности. Учитывая эти предрассудки и враждебность, пантюркизм должен будет развиваться в постепенной и скрытной манере... Тут должен будет применяться "принцип обрезания". Во время обрезания мальчика отвлекают конфетками и игрушками. Когда неизбежное случается, уже поздно плакать или сопротивляться. В связи с вышесказанным тюркским нациям на первом этапе будет благоразумнее прилагать усилия к укреплению главным образом культурных, социальных и экономических связей... Политические цели могут быть отложены до следующего этапа движения, когда экономическое и культурное взаимодействие уже будет достигнуто. Когда же будет достигнут определенный уровень консолидации, центром внимания должны стать тюркские народы, остающиеся под колониальным гнетом, с конечной целью освобождения всех тюркских народов и их политического объединения. Это меньшинства в России (татары, башкиры, якуты и т.д.), Китае (уйгуры), Иране (азербайджанцы) и т.д.".
Еще в 1989 г. один из лидеров народного фронта Азарбайджана Абульфаз Алиев (будущий президент Эльчибей) так охарактеризовал цели своей организации: "Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азербайджана... Наша цель - создание "Великой Турции" или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции". Став президентом, Эльчибей первым делом вывесил в своем кабинете государственный флаг Турции. Сменивший его Гейдар Алиев был осторожнее в высказываниях, но и он в 1996 году, во время визита в Германию, обратился к азербайджанцам и туркам, проживающим в Германии, со словами: "Не надо делить нас. Мы один народ. Все мы - турки".
Відповіді
2003.04.11 | Воевода
Пантюркизм, как идея, мертв
"Восход идеи турецкой"Начавшаяся глобализация всего мира не могла пройти мимо тюркоязычных народов.Мнгновено была подхвачена идея о восстановлении Османской Империи,естественно на роль правителей подписались турки с "волчьими" воззрениями (Для тех кто на бронепоезде,поясняю - националисты).
Мне не очень понятно кто с кем будет объединяться,но только хочу сделать замечание, многие из нынешних граждан Турции не знают названия тех стран с которыми граничит их собственная страна, поэтому говорить о пантюркизме ,честно говоря, смешно и бесполезно.
Не буду распространяться по поводу азербайджанцев, особенно о их репутации в деловых кругах Турции.
"Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азербайджана... Наша цель - создание "Великой Турции" или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции" ! Да, заявление Ельчибея хоть куда. Автор этого опуса ,провозглашая суверенитет в первом предложении,отказывается от него же во втором.
Кто то из мыслителей современности сказал" В политике не бывает друзей, есть только выгода " Поддерживаю данную мысль, мало кто захочет объединяться с турками,интеллектуальный уровень которых соперничает с ближайшим ореховым деревом, а также с казанскими(вскоре их будут именовать русскими татарами) имеюших ярко выраженные признаки и свойства нынешнего русского быдла.
Создание правящей элиты и властной инфраструктуры,концентрация источников обогащения в своих руках- залог будущего моего народа.Моему народу требуется лидер, руководствующийся вечными ценностями, с каризмой Дарта Вейдера,который способен раэбудить свой народ от летаргического сна.
2003.04.11 | line305b
Модератор: по-моему надо стереть - за расизм..
Воевода пише:> "Восход идеи турецкой"
> Начавшаяся глобализация всего мира не могла пройти мимо тюркоязычных народов.Мнгновено была подхвачена идея о восстановлении Османской Империи,естественно на роль правителей подписались турки с "волчьими" воззрениями (Для тех кто на бронепоезде,поясняю - националисты).
Выражение "волчьи воззрения" не имеют к сути тюркского национализма большего отношения, чем "двухголово-орлиные" к сути российского, или "тризубьи" - украинского.. На флаге символ волка есть у них, да еще легенда о волчице, вскормившей одного из пра-тюрков. Идея была не о восстановлении Османской Империи, которая была вытянута по берегу Средиземного моря - преимущественно по арабским землям и немного в Иране, а таке по западному берегу Черного Моря; а об огосударствливании территорий, населенных этническими тюрками - главным образом Среднеазиатскими. В Средний Азии Османской империи никогда не было. Кроме того, Османская Империя стремилась на Запад, а пан-тюркисты аргументировали движение на Восток. Естественно, тюркского национализма у осман тоже не было (только в последние годы - перед самым коллапсом).
> Мне не очень понятно кто с кем будет объединяться,но только хочу сделать замечание, многие из нынешних граждан Турции не знают названия тех стран с которыми граничит их собственная страна, поэтому говорить о пантюркизме ,честно говоря, смешно и бесполезно.
Формы глубокого межгосударственного сотрудничества предполагались между всеми государствами с преобладающим энически тюркским населением, плюс все тюркские малые народы... Это Средняя Азия, Синджанг в Китае, Монголия, Кавказ, Сибирь, Крым, кое-какие группы в Центральной Европы, часть России, Ирана, и прилегающих к Турции арабских государств. Полный бред насчет незнания турков о соседях. Не надо судить о людях по себе.
> Не буду распространяться по поводу азербайджанцев, особенно о их репутации в деловых кругах Турции.
> "Мы стремимся снова подтвердить наш суверенитет и независимость и провозгласить турецкую демократическую республику Азербайджана... Наша цель - создание "Великой Турции" или объединение всех турок за рубежом под эгидой Турции" ! Да, заявление Ельчибея хоть куда. Автор этого опуса ,провозглашая суверенитет в первом предложении,отказывается от него же во втором.
Думаю, это неточное изложение. Эльчибей скорее всего говорил не о Турции, а о Тюркистане - разные вещи. Во-вторых, речь скорее всего шла не о "турках" а о "тюрках", и не "под эгидой Турции", а при ее лидерстве. Во-всяком случае именно в такой форме это понимается и передается более менее прагматичными пан-Тюркистами.. Провозглашение суверенитета в первом предложении и заявленние о желании организации Тюркистана во втором - это пролне рационально - несуверенное государство не может никуда вступить, поэтому Эльчибей не мог произнести второго предложения без первого.
С Азербайдажаном у Турции очень близкие отношения - Баку-Джейхан, конечно, самый большой проект, но не только. Кроме того, есть договор о коллективной безопасности (может не так называется, но..- включает также Грузию). Турки присылали свои Ф-16 в Азербайджан, когда у последнего возник конфликт с Ираном по поводу месторождений.
> Кто то из мыслителей современности сказал" В политике не бывает друзей, есть только выгода " Поддерживаю данную мысль, мало кто захочет объединяться с турками,интеллектуальный уровень которых соперничает с ближайшим ореховым деревом, а также с казанскими(вскоре их будут именовать русскими татарами) имеюших ярко выраженные признаки и свойства нынешнего русского быдла.
Это Черчиль был: "В политике нет *постоянных* друзей, есть постоянные *интересы*" - где-то так.. Мысль, как видите, значительно отличается от вашей. Опуская ваш бред насчет интеллекта турков, и комментарии насчет казанских татар и русских (кстати, говорящих много о вашем собственном интеллектуальном уровне), замечу, что цитата Черчилля предполагает, что прогресс пан-Тюркизма во многом будет зависеть от совпадения интересов потенциальных участников проекта создания этого образования. Многие энергетические,транспортные проекты, вопросы региональной безопасности и военного сотрудничества, проекты регионального развития делают вполне вероятным новые формы идей пан-Тюркского сотрудничества - между отдельными странами, блоками стран, или всеми этно-тюркскими территориями...
> Создание правящей элиты и властной инфраструктуры,концентрация источников обогащения в своих руках- залог будущего моего народа.Моему народу требуется лидер, руководствующийся вечными ценностями, с каризмой Дарта Вейдера,который способен раэбудить свой народ от летаргического сна.
Кто твой народ-то?
2003.04.12 | Воевода
Re стереть - за расизм..
Современные основы ведения войн, провокация с применением частично верной информации искаженной до неузнаваемости.Разведка боем,если можно так выразиться.Многое сказанное не является правдой.Моя цель-получить ответ и проанализровать.