http://www.kreml.org про депортацію кримськотатарского народу
05/15/2003 | Наглядач
На відомому російському сайті http://www.kreml.org розміщено статтю московської дослідниці Гульнари Бекірової, присвяченої 59-річніці депортації кримськотатарського народу.
Наскільки нам відомо, заголовок статті належіть не Гульнарі Бекіровій, але наданий редактором сайту http://www.kreml.org .
Не посягаючи на таке творче право зазначеного сайту, ми б з свого боку, то того заголовку додали: “ ...а Російська Федерація, оголосивши себе правонаступницею Радянського Союзу, демонстративно ігнорує всі пов'язані з цим проблеми.”
А в іншому нормальний матеріал, за що і дякуємо авторові і колективу сайту http://www.kreml.org .
Надаємо текст мовою оригіналу.
На Украине до сих пор не принят ни один закон, направленный на восстановление прав ранее депортированных народов и национальных меньшинств
15 мая 2003
Гульнара Бекирова, историк, главный редактор web-проекта "КirimTatar.Com"
Крымские татары - коренной народ Крымского полуострова, сформировавшийся там в XIII-ХV вв. как единый этнос. До присоединения Крыма к России (1783 г.) у крымских татар существовала своя государственность - Крымское ханство. В 1921-1944 гг. ее отсутствие отчасти восполнялось территориальной автономией (Крымская АССР в составе РСФСР).
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что 18 мая 1944 года - самый трагический день в истории крымских татар ХХ столетия. В ночь с 17 на 18 мая по обвинению в измене родине все крымские татары - около 200.000 - были погружены в эшелоны и депортированы c территории Крыма. Основная часть их оказалась в Узбекистане (около 150.000), остальные были распределены "для использования на работах" в Марийской АССР, в Казахской ССР, в ряде областей России. В места спецпоселений направлялись и возвращавшиеся из Красной Армии крымские татары - фронтовики.
По официальным данным, только в 1944-1945 гг. в Узбекистане погибло около 30.000 крымскотатарских спецпереселенцев, что составило примерно 20% от числа выселенных. По сведениям же народной переписи, произведенной в середине 1960-х гг., по пути следования и в первые годы депортации от голода и болезней умерло около 46% крымских татар. Таким образом, вследствие депортации пострадала практически каждая крымскотатарская семья. Поэтому в день 18 мая ежегодно во всех регионах проживания крымских татар - в Крыму, в Узбекистане, в России, на Украине, в Турции, в США - проходят мероприятия, на которые люди собираются, чтобы вспомнить своих родных и близких, погибших в результате выселения.
До сих пор травма депортации не отреагирована пережившими ее, равно как не поняты последствия этих событий теми, кого эта участь миновала. В 1956 году при разрешении проблем "наказанных народов" советское руководство применило дифференцированный подход, в результате чего одни ранее депортированные народы вернулись на исторические родины, а другие такой возможности не получили, на многие десятилетия став объектами манипуляционной политики властей.
Фактически не реабилитированные народы - крымские татары, немцы, турки-месхетинцы и др. - за несколько десятилетий борьбы за возвращение в места прежнего проживания в полной мере испытали на себе иезуитство и обман властей, что привело к серьезным психологическим деформациям. Эволюция ментальных структур национального сознания этих народов, посттравматический синдром, пережитый ими, не до конца отрефлектированы современной гуманитаристикой и явно недостаточно учитываются политиками и должностными лицами-практиками при решении современных проблем этих этносов.
С особенным сожалением приходится констатировать, что в постсоветском информационном пространстве продолжают циркулировать далекие от реальности, фальсифицированные репрезентации образа крымского татарина - "разбойника", "предателя", "врага", словно перекочевавшие из советских времен. Увы, вклад российских масс-медиа в культивировании подобных стереотипов прискорбно велик. Между тем, на всем протяжении существования крымскотатарского движения, берущего начало с 1956 года, ни при многолетних апелляциях к советскому режиму, ни в период трудного возвращения на родину не произошло сколько-нибудь серьезного межнационального конфликта с участием крымских татар.
За все время существования крымскотатарского движения оно последовательно придерживалось принципов ненасильственного, легалистского сопротивления, его примечательной чертой было постоянное стремление наладить конструктивный диалог с властью. Как точно подметил основную компоненту крымскотатарского движения известный российский правозащитник А.Черкасов - "больше к перу, чем к топору". Это и понятно - национальное движение крымских татар формировалось в русле идей правозащитного движения, активисты крымскотатарского движения никогда не отделяли борьбу за восстановление прав своего народа с борьбой за права человека. Неслучайно крымские татары были сверхпропорционально представлены среди политзаключенных - по неполным данным, с середины 1950 до середины 1980 около 200 активистов национального движения были осуждены на различные сроки заключения.
Лишь с 1989 года, после длительной борьбы за возвращение на историческую родину, начался процесс массового возвращения татар в Крым. Но крымскотатарскую проблему нельзя назвать решенной. Методы, использовавшиеся советским руководством для ее "урегулирования", осложнили ситуацию: привели, с одной стороны, к формированию негативного этностереотипа крымских татар в русской среде. С другой стороны, зеркальные процессы происходили и в крымскотатарской среде. В конечном счете интеграция и адаптация крымских татар в современное крымское и украинское общество проходит в крайне трудных условиях.
На сегодня в Крым возвратилось более 250 тысяч крымских татар. К сожалению, Украина осталась один на один с проблемой репатриации, и принимаемые украинским правительством меры по возвращению являются недостаточными.
Наиболее актуальные социально-экономические проблемы, связанные с обустройством крымских татар, таковы (по состоянию на июль 2002 г.):
- проблема безработицы: около 51% крымских татар не имеют постоянной работы, что втрое превышает общий уровень безработицы в Крыму; - отсутствие собственного жилья - 48,8% крымскотатарского населения (более 120 тысяч репатриантов не имеют собственной крыши над головой - многие из них живут в общежитиях, у своих родных или нанимают жилье). Построенные или выкупленные за счет государственных средств дома и квартиры позволили обеспечить жильем всего 24 тысячи человек; - неудовлетворительное состояние инфраструктуры в местах компактного обустройства крымских татар: обеспеченность электроэнергией составляет 90%, водоснабжением - 27%, уровень газификации- 3%.
Особенностью проведения земельной реформы на Украине является то, что сельскохозяйственная земля передается в собственность сельских жителей через распаевание земель, принадлежавших ранее колхозам. При этом безусловным правом на земельный пай имеют те сельские граждане, которые на начало реформирования (1995 год) являлись членами коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП).
В условиях Крыма наиболее обделенными оказались крымские татары, ибо момент их возвращения совпал с упадком КСП. Даже в тех случаях, когда крымским татарам удавалось устроиться на работу, их не включали в списки на распаевание земли, поскольку они тогда еще не были гражданами Украины. В то же время расселение возвращающихся крымских татар осуществлялось в основном в сельскую местность - около 70% репатриантов живут в селе.
По мнению Меджлиса крымскотатарского народа (представительного органа крымских татар), единственно справедливым решением земельного вопроса в Крыму явилось бы перепаевание сельскохозяйственной земли между всеми сельскими жителями Крыма. Но для такого подхода необходимо внесение изменений в существующее законодательство Украины.
Еще один комплекс проблем связан с нерешенностью политико-правовых вопросов, возникших с возвращением крымских татар на родину. На Украине до сих пор не принят ни один закон, направленный на восстановление прав ранее депортированных народов и национальных меньшинств.
Лишь в апреле 2000 года, впервые за годы независимости Украины, прошли парламентские слушания по политико-правовым проблемам, связанным с восстановлением прав крымскотатарского народа и национальных меньшинств, депортированных с территории Украины. По итогам слушаний было принято постановление Верховной Рады Украины, в котором говорилось о необходимости принятия таких законов. Тогда же, 5 апреля 2000 года, крымскотатарская проблема рассматривалась на специальном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы, по итогам которого была принята специальная резолюция "О реинтеграции крымских татар".
Однако выполнение данных решений торпедируется в самом парламенте Украине, прежде всего представителями левых политических сил.
Правда, определенные успехи были достигнуты для разрешения проблемы гражданства ранее депортированных лиц и их потомков, еще очень актуальной в прошлые годы. В 2001 году парламент Украины принял новую редакцию закона Украины о гражданстве, в соответствии с которым все уроженцы Украины, независимо от причины и времени их выезда с Украины, и их потомки по прямой линии имеют право на приобретение гражданства Украины по упрощенной процедуре.
В связи с депортацией 1944 года драматично сложилась судьба крымскотатарской культуры. История народа десятилетиями искажалась и фальсифицировалась, значительной коррозии подвергся крымскотатарский язык. Деформации в языковой сфере, по причине запрета крымскотатарской школы и отсутствия литературы на национальном языке, оказались столь серьезны, что понадобилось более пяти лет, чтобы подготовить учебники для начальной крымскотатарской школы.
И тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, существующие сегодня у крымских татар, мой прогноз относительно будущности народа оптимистичен. За последние шестьдесят лет крымские татары были не один раз унижены и ограблены властями, но выжили и сохранили - пусть не без потерь - свою этническую самобытность. Произошло это благодаря таким чертам национального характера, как трудолюбие и толерантность. И это оставляет надежды на национальное возрождение.
Однако абсолютно необходимым условием для нормального существования крымских татар является жизнь на родной земле, в Крыму. Помните, как сказано у поэта Арсения Тарковского: "Живите в доме, и не рухнет дом". У крымских татар "дом" только один - Крым. И это главным образом должны понять те политики, для которых Крым - по-прежнему объект сильного геополитического вожделения, и не более того.
http://www.kreml.org/calendar/docs/23488878?user_session=d078ea6a260009809b2c2a93f3ebdc9c
Наскільки нам відомо, заголовок статті належіть не Гульнарі Бекіровій, але наданий редактором сайту http://www.kreml.org .
Не посягаючи на таке творче право зазначеного сайту, ми б з свого боку, то того заголовку додали: “ ...а Російська Федерація, оголосивши себе правонаступницею Радянського Союзу, демонстративно ігнорує всі пов'язані з цим проблеми.”
А в іншому нормальний матеріал, за що і дякуємо авторові і колективу сайту http://www.kreml.org .
Надаємо текст мовою оригіналу.
На Украине до сих пор не принят ни один закон, направленный на восстановление прав ранее депортированных народов и национальных меньшинств
15 мая 2003
Гульнара Бекирова, историк, главный редактор web-проекта "КirimTatar.Com"
Крымские татары - коренной народ Крымского полуострова, сформировавшийся там в XIII-ХV вв. как единый этнос. До присоединения Крыма к России (1783 г.) у крымских татар существовала своя государственность - Крымское ханство. В 1921-1944 гг. ее отсутствие отчасти восполнялось территориальной автономией (Крымская АССР в составе РСФСР).
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что 18 мая 1944 года - самый трагический день в истории крымских татар ХХ столетия. В ночь с 17 на 18 мая по обвинению в измене родине все крымские татары - около 200.000 - были погружены в эшелоны и депортированы c территории Крыма. Основная часть их оказалась в Узбекистане (около 150.000), остальные были распределены "для использования на работах" в Марийской АССР, в Казахской ССР, в ряде областей России. В места спецпоселений направлялись и возвращавшиеся из Красной Армии крымские татары - фронтовики.
По официальным данным, только в 1944-1945 гг. в Узбекистане погибло около 30.000 крымскотатарских спецпереселенцев, что составило примерно 20% от числа выселенных. По сведениям же народной переписи, произведенной в середине 1960-х гг., по пути следования и в первые годы депортации от голода и болезней умерло около 46% крымских татар. Таким образом, вследствие депортации пострадала практически каждая крымскотатарская семья. Поэтому в день 18 мая ежегодно во всех регионах проживания крымских татар - в Крыму, в Узбекистане, в России, на Украине, в Турции, в США - проходят мероприятия, на которые люди собираются, чтобы вспомнить своих родных и близких, погибших в результате выселения.
До сих пор травма депортации не отреагирована пережившими ее, равно как не поняты последствия этих событий теми, кого эта участь миновала. В 1956 году при разрешении проблем "наказанных народов" советское руководство применило дифференцированный подход, в результате чего одни ранее депортированные народы вернулись на исторические родины, а другие такой возможности не получили, на многие десятилетия став объектами манипуляционной политики властей.
Фактически не реабилитированные народы - крымские татары, немцы, турки-месхетинцы и др. - за несколько десятилетий борьбы за возвращение в места прежнего проживания в полной мере испытали на себе иезуитство и обман властей, что привело к серьезным психологическим деформациям. Эволюция ментальных структур национального сознания этих народов, посттравматический синдром, пережитый ими, не до конца отрефлектированы современной гуманитаристикой и явно недостаточно учитываются политиками и должностными лицами-практиками при решении современных проблем этих этносов.
С особенным сожалением приходится констатировать, что в постсоветском информационном пространстве продолжают циркулировать далекие от реальности, фальсифицированные репрезентации образа крымского татарина - "разбойника", "предателя", "врага", словно перекочевавшие из советских времен. Увы, вклад российских масс-медиа в культивировании подобных стереотипов прискорбно велик. Между тем, на всем протяжении существования крымскотатарского движения, берущего начало с 1956 года, ни при многолетних апелляциях к советскому режиму, ни в период трудного возвращения на родину не произошло сколько-нибудь серьезного межнационального конфликта с участием крымских татар.
За все время существования крымскотатарского движения оно последовательно придерживалось принципов ненасильственного, легалистского сопротивления, его примечательной чертой было постоянное стремление наладить конструктивный диалог с властью. Как точно подметил основную компоненту крымскотатарского движения известный российский правозащитник А.Черкасов - "больше к перу, чем к топору". Это и понятно - национальное движение крымских татар формировалось в русле идей правозащитного движения, активисты крымскотатарского движения никогда не отделяли борьбу за восстановление прав своего народа с борьбой за права человека. Неслучайно крымские татары были сверхпропорционально представлены среди политзаключенных - по неполным данным, с середины 1950 до середины 1980 около 200 активистов национального движения были осуждены на различные сроки заключения.
Лишь с 1989 года, после длительной борьбы за возвращение на историческую родину, начался процесс массового возвращения татар в Крым. Но крымскотатарскую проблему нельзя назвать решенной. Методы, использовавшиеся советским руководством для ее "урегулирования", осложнили ситуацию: привели, с одной стороны, к формированию негативного этностереотипа крымских татар в русской среде. С другой стороны, зеркальные процессы происходили и в крымскотатарской среде. В конечном счете интеграция и адаптация крымских татар в современное крымское и украинское общество проходит в крайне трудных условиях.
На сегодня в Крым возвратилось более 250 тысяч крымских татар. К сожалению, Украина осталась один на один с проблемой репатриации, и принимаемые украинским правительством меры по возвращению являются недостаточными.
Наиболее актуальные социально-экономические проблемы, связанные с обустройством крымских татар, таковы (по состоянию на июль 2002 г.):
- проблема безработицы: около 51% крымских татар не имеют постоянной работы, что втрое превышает общий уровень безработицы в Крыму; - отсутствие собственного жилья - 48,8% крымскотатарского населения (более 120 тысяч репатриантов не имеют собственной крыши над головой - многие из них живут в общежитиях, у своих родных или нанимают жилье). Построенные или выкупленные за счет государственных средств дома и квартиры позволили обеспечить жильем всего 24 тысячи человек; - неудовлетворительное состояние инфраструктуры в местах компактного обустройства крымских татар: обеспеченность электроэнергией составляет 90%, водоснабжением - 27%, уровень газификации- 3%.
Особенностью проведения земельной реформы на Украине является то, что сельскохозяйственная земля передается в собственность сельских жителей через распаевание земель, принадлежавших ранее колхозам. При этом безусловным правом на земельный пай имеют те сельские граждане, которые на начало реформирования (1995 год) являлись членами коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП).
В условиях Крыма наиболее обделенными оказались крымские татары, ибо момент их возвращения совпал с упадком КСП. Даже в тех случаях, когда крымским татарам удавалось устроиться на работу, их не включали в списки на распаевание земли, поскольку они тогда еще не были гражданами Украины. В то же время расселение возвращающихся крымских татар осуществлялось в основном в сельскую местность - около 70% репатриантов живут в селе.
По мнению Меджлиса крымскотатарского народа (представительного органа крымских татар), единственно справедливым решением земельного вопроса в Крыму явилось бы перепаевание сельскохозяйственной земли между всеми сельскими жителями Крыма. Но для такого подхода необходимо внесение изменений в существующее законодательство Украины.
Еще один комплекс проблем связан с нерешенностью политико-правовых вопросов, возникших с возвращением крымских татар на родину. На Украине до сих пор не принят ни один закон, направленный на восстановление прав ранее депортированных народов и национальных меньшинств.
Лишь в апреле 2000 года, впервые за годы независимости Украины, прошли парламентские слушания по политико-правовым проблемам, связанным с восстановлением прав крымскотатарского народа и национальных меньшинств, депортированных с территории Украины. По итогам слушаний было принято постановление Верховной Рады Украины, в котором говорилось о необходимости принятия таких законов. Тогда же, 5 апреля 2000 года, крымскотатарская проблема рассматривалась на специальном заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы, по итогам которого была принята специальная резолюция "О реинтеграции крымских татар".
Однако выполнение данных решений торпедируется в самом парламенте Украине, прежде всего представителями левых политических сил.
Правда, определенные успехи были достигнуты для разрешения проблемы гражданства ранее депортированных лиц и их потомков, еще очень актуальной в прошлые годы. В 2001 году парламент Украины принял новую редакцию закона Украины о гражданстве, в соответствии с которым все уроженцы Украины, независимо от причины и времени их выезда с Украины, и их потомки по прямой линии имеют право на приобретение гражданства Украины по упрощенной процедуре.
В связи с депортацией 1944 года драматично сложилась судьба крымскотатарской культуры. История народа десятилетиями искажалась и фальсифицировалась, значительной коррозии подвергся крымскотатарский язык. Деформации в языковой сфере, по причине запрета крымскотатарской школы и отсутствия литературы на национальном языке, оказались столь серьезны, что понадобилось более пяти лет, чтобы подготовить учебники для начальной крымскотатарской школы.
И тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, существующие сегодня у крымских татар, мой прогноз относительно будущности народа оптимистичен. За последние шестьдесят лет крымские татары были не один раз унижены и ограблены властями, но выжили и сохранили - пусть не без потерь - свою этническую самобытность. Произошло это благодаря таким чертам национального характера, как трудолюбие и толерантность. И это оставляет надежды на национальное возрождение.
Однако абсолютно необходимым условием для нормального существования крымских татар является жизнь на родной земле, в Крыму. Помните, как сказано у поэта Арсения Тарковского: "Живите в доме, и не рухнет дом". У крымских татар "дом" только один - Крым. И это главным образом должны понять те политики, для которых Крым - по-прежнему объект сильного геополитического вожделения, и не более того.
http://www.kreml.org/calendar/docs/23488878?user_session=d078ea6a260009809b2c2a93f3ebdc9c