Адиль Сеитбекиров: Земля! Ты ведь нашей была!
06/07/2003 | line305b
NB: В тексте есть таблицы, которые лучше смотреть на Аспектах http://aspects.crimeastar.net/comm.php?id=1
Земля! Ты ведь нашей была!
Адиль Сеитбекиров, газета «Голос Крыма», №21 (497), 23 мая 2003 г.
Для крымских татар вопрос земли равносилен вопросу «быть или не быть?» Земля нужна, чтобы на ней построить дом, иметь семью и содержать ее, создать фундамент для будущих поколений. Наш народ не привык бродяжничать, он строится на века - здесь, в Крыму, его прошлое, настоящее и будущее. Имперская политика изгнать наш народ с его родной земли, а затем и попытка прямого уничтожения не удались. Но опасность не миновала. Поражаешься той нахрапистости и бесцеремонности, с которой звенья власти обходят различные решения и предписания, чтобы не дать землю возвращающемуся на Родину народу. Не брезгуют ничем, пытаясь фальсифицировать историю, чтобы потом, опираясь на нагромождение своих же выводов, оболванить широкие народные массы и вызвать неприязнь к крымским татарам. Борьба за землю и реформы братьев Гракх в древней Греции, крестьянские восстания в средние века на Западе и Востоке, поиск способов наделения землей людей в новое время наводят на мысль о том, что игнорирование интересов крымских татар при разделе земли в наше время означает закладывание взрывного устройства замедленного действия под наше общество на обозримое будущее. Не лучше ли сегодня принять умное решение и не ждать, когда «громыхнет». Я не одобряю рассуждения некоторых «мудрецов», которые говорят: «Пусть расхватывают и строят дворцы, все равно придет время и все побросают и уедут». Наш народ не строил свое счастье на несчастье других. Лучше жить по справедливости и в согласии. Что надо сделать? Надо дать землю всем крымским татарам в размерах не меньших, чем раздали другим. У нашего народа есть основание решать проблему именно таким образом. Чтобы утвердиться в этом, обратимся к истории.
После захвата Крыма Россией начался процесс выдавливания крымских татар с их Родины. Сначала опустели деревни Южнобережья и горного Крыма. Следующие волны эмиграции вымыли коренное население степной части полуострова. Обратимся к документу «Таврическая губерния. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел (Санкт-Петербург, 1865)». Через 80 лет после утраты независимости в городах Крыма было мечетей: Акъмесджит—9, Евпатория (Кезлев) —12, Перекоп — 1, Армянский базар—7, Феодосия (Кефе)—4, Бахчисарай—35, Балаклава—нет, Карасубазар—23, Эски Крым—2, Керчь — 1. Всего—94.
В сельской местности картина вырисовывалась очень рельефная, цифры говорят об исчезновении жителей-мусульман (см. табл. 1).
Симферопольский уезд
Населенный пункт Количество дворов Количество жителей Количество мечетей
Битак 6 23 1
Султан-Дермен 1 5 2
Эски Орда 2 8 2
Тотай кой 1 6 1
Ички Джалман 3 25 1
Эски-Сарай (развалины Акмечети и дворца) 5 25 1
Ашагьа Мамут Султан 9 54 2
Юкъары Мамут Султан 4 24 1
Шумхай 6 27 1
Суин-Аджи 1 6 1
Кизил-Коба 15 70 2
Кучук Янкой 8 35 3
Терсхонду 3 7 1
Тавель 2 18 1
В Симферопольском уезде в 1864 г. было 226 джами.
Перекопский уезд (с.с.73-86)
Населенный пункт Количество дворов Количество жителей Количество мечетей
Биюк-Джабу 1 4 1
Бешеуль 2 16 1
Сырт 2 14 1
Когенлы-Кият 2 12 1
Ташлы-Кипчак 2 19 1
Сыртке-Аджи-Ахмад 1 5 1
Казанки 2 5 1
Кипчак 2 18 1
Девлет-Али 1 7 Соборная мечеть
Ташлы-Шейх-Эли 4 14 Соборная мечеть
Таблица 1.
Если кому-то сложно проанализировать вышеизложенное, то в названном документе на странице 63 дается ключ к разгадке: «...после присоединения татары массами стали уезжать в Румелию и Анатолию... полуостров лишился около ? своего населения... В 1803 году татар в Крыму числилось всего около 140000 обоего пола; из ушедших большинство принадлежало горным, которые вообще упорнее степных противостояли русскому владычеству». И далее: «В первый уход татар большинство принадлежало горным, так теперь почти исключительно выселились одни степные». Картина проясняется: завоеватели вытеснили татар и заняли их жилища. Это особенно заметно в степном Крыму, где в селах остались по 2-10 семей мусульман и по 1-2 мечети для них. Народ покидал жилища, спасаясь от порабощения физического и духовного, т.к. хорошо был информирован о рабовладельческих порядках (по словам К.Маркса) в России, хотя в советскую эпоху, поправляя основателя учения, стыдливо называли эти порядки крепостным правом. Осуществив захват, можно было мудрствовать: «...как рабочая сила, татары, сроднившиеся с естественными условиями Крыма, имеют здесь огромное значение, необходимо только, чтобы главное ведение хозяйства, направление его, находилось в руках просвещенных людей» (стр.36).
Начался активный процесс заселения «...пустующих Таврических земель... Наряду с переселенцами из различных губерний России в Таврии селились беглые крестьяне, переселенцы-колонисты из Западной Европы, а также преследуемые законом уголовные преступники» (Центр. Гос. архив Крыма, ф. 118, оп.1 д. 1036, л. 1-9). Были приглашены переселенцы из Европы—немцы и голландцы. В Крыму появились общины меннонитов, штундистов, баптистов и адвентистов. Из центральных районов России по решению правительства были переселены секты скопцов, духоборцев, старообрядцев, молокан и др.
Святейший синод представил царю 3 кандидатов на Таврическую кафедру, особо выделив архиепископа Вятского Елпидифора как многоопытного архиерея, длительное время обращавшего в православие туземцев и раскольников и владевшего большим опытом миссионерской деятельности. Он был утвержден на должность архиепископа царем 7 января 1860 года. «Для многих поселений было характерно значительное падение нравственности» (стр. 17). Даже сегодня трудно утверждать, что положение изменилось к лучшему.
Спустя время крымскотатарский народ упорным трудом преодолел последствия потрясений. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. в «Списке населенных пунктов Крымской АССР» дает реальную картину расселения нашего народа. Читателю предлагается выборка по нескольким районам Крыма (см. табл. 2).
Населенный пункт Число дворов Население Татар
Бахчисарайский район
Керменчик Верхний 204 850 850
Карло 95 377 376
Керменчик Нижний 74 312 97
Коккозы 422 1630 1545
Коклуз 149 639 626
Коуш 256 1017 981
Маркур 151 635 630
Махульдур 80 360 360
Стиля 199 828 825
Татар-Осман 99 420 420
Фоти-Сала 364 1422 1351
Черкез-Кермен 148 678 673
Ялтинский район
Ай-Василь 398 1938 1798
Биюк-Ламбат 284 1218 1140
Гаспра 144 696 534
Гурзуф 731 2446 1380
Дегерменкой 323 1372 1300
Демерджи 373 1736 1671
Дерекой 901 3396 2355
Кекенеиз 167 661 612
Кизилташ 245 1106 1073
Корбек 164 2109 2085
Кореиз 124 567 457
Куркулет 99 460 450
Куру-Узень 141 630 615
Мисхор 164 661 443
Партенит 63 262 238
Улу-Узень 340 1429 1428
Шумы 242 1072 989
Судакский район
Отузы 558 2207 1765
Суук-Су 30 106 101
Таракташ Б. 289 1063 1047
Таракташ М. 301 1149 1130
Токлук 134 504 502
Шелен 159 597 597
Айсерез 390 1599 1598
Арпат 220 820 818
Ворон 243 947 943
Капсихор 420 1562 1536
Кутлак 381 1563 1551
В Судакском районе 4130 15757 12891
Севастопольский р-н 4755 18833 11774
Таблица 2.
После экскурса в наше прошлое захотелось увидеть «кусочек» нашего настоящего. Машина миновала Судак, и неширокая дорога, петляя по склонам холмов и вулканообразных круч, теряясь в низко плывущих облаках, вывела нас к берегу моря у села Капсихор. Слева море бьется о берег, пытаясь размыть дорогу, а справа—миниатюрные участки земли, в конце которых, у подножья гряды, были построены времянки 4x6 м в пол-ракушки.
Это как раз те микростроения—«Капсихорский (Морское) самовозврат», о котором совсем недавно говорили взахлеб и писали СМИ АРК и даже Украины. Люди решились на этот шаг после того, как узнали о намерении властей отдать эту землю, где до войны были участки садов крымских татар, заезжим из Москвы на каких-то условиях. Сюда, чтобы решить проблему и снять напряжение, приезжали первые лица Верховного Совета и правительства АРК, их заместители, представители Рескомнаца и Меджлиса. Суд вынес решение времянки снести, но люди отказались сделать это. Не обошлось и без казаков какого-то странного происхождения. Сейчас это стало модным. «Сорвется» мил-человек из Заполярья и вдруг выныривает на полуострове с лампасами и Георгиевскими крестами, полученными, видимо, в наследство, как и чужие дома, чужая земля.
В одной из времянок, на топчане лежали люди. В беседе с ними ощущалась нервозность, неудовлетворенность, обида на «всех приезжих», от которых пользы нет, т.к. они уговорами и настойчивыми разъяснениями склонили людей к подписанию «протокола намерений». «Намерения» пока закончились тем, что из 19 времянок, закрытых крышами, 2-х с закрепленными балками и 1-й с поднятыми стенами, на момент нашего приезда 10 были разобраны присланными из других городов рабочими. Февзи Джириков—местный активист, врач, которого мы разыскали далеко от дома, где он зашивал рану на руке женщины, освободившись, уделил нам внимание. Говорит, что после подписания согласительного документа под жестким давлением он чувствовал себя прескверно, совесть бунтовала, Часть времянок разобрали, оставив людям только надежду на справедливое разрешение конфликта.
На берегу моря, среди тех, кто сторожит свои времянки, Сейран Мустафаев, родившийся в Капсихоре в 1941 г. Депортирован в совхоз «Дальверзин» УзССР, в 1963 г. переехал на Кубань, а позже оттуда в Крым, в село Холодовка (Османчик). Работал в «Солнечном камне», жил с семьей в общежитии. Его отцовский дом в Капсихоре разобрали, и из камней выложили бордюр у школы, где раньше учителем работал его отец. После выхода С.Мустафаева на пенсию семью вышвырнули из общежития, а их комнату передали молодой семье, имеющей годовалого ребенка и будто бы нуждающейся в расширении жилплощади. «Я приехал сюда на пикет, чтобы получить землю под строительство жилья, т.к. мое заявление с 1990 г. лежит в сельсовете. У меня трое детей, внук, и мы, 7 человек, проживаем на 40 кв. м. Времянку свою разбирать отказался. Я не из тех, кто ходит и плачется, стоя в приемных, и всю жизнь полагался на себя и свое умение работать». Одного его дядю расстреляли фашисты, другой погиб при обороне Керчи, а сейчас Сейрана упрекают в том, что он незаконно занял землю.
Рядом с его времянкой разобрали домик Наримана Эмирусеинова, мать которого родом из Капсихора и там же живет его дедушка.
Асие Урге 1937 г.р. родом из Капсихора. В депортации из 4 детей в семье выжила она одна. Ее муж болен. У этой пожилой пары 6 сыновей. Двое с семьями живут в Раздолъненском районе, а остальные приехали в Капсихор. Заявления на земельные участки все 6 сыновей подали еще в 1990 г. Трое сейчас построили времянки, 2 сына (39 и 42 года) неженаты, т.к. нет жилья. На сегодня 9 человек проживают в небольшом домике в Капсихоре.
По словам моих собеседников, стоящего рядом паренька чуть не убила толпа в 2 сотни «блюстителей» из соседних сел, напавшая на 2 десятка крымских татар. Хорошо, что поблизости оказался хирург Февзи, доставивший избитого парня в Судакскую больницу, откуда через 19 дней его, еще больного, выписали, и он вынужден был 11 дней долечиваться в больнице в Симферополе.
Пока идет борьба за землю и волю, в Интернете «гуляют» объявления типа: «Южный берег Крыма. ПГТ Симеиз. Срочно! Продаются виллы «Ксения» и «Мечта», «дача Стрелецкого», здания архитектурного значения, 1,5 га земли, госакт на землю, общая площадь зданий 2500 кв. м., до моря 200 м, цена 1500000 у.е. Возможен хороший торг...» А вот еще: «Если вы живете и работаете в больших городах России, Украины и, особенно, Сибири и Крайнего Севера, иметь свой дом, квартиру, участок, коттедж в Крыму просто необходимо— для здоровья своих потомков, собственного отдыха, для красивой жизни, для того, чтобы у вас всегда была тихая и красивая гавань...»
Вот и судите сами, люди, чья же земля крымская — тех, кто здесь веками жил, намерен жить, или тех, кто готов продать все и вся, до последнего камешка.
Земля! Ты ведь нашей была!
Адиль Сеитбекиров, газета «Голос Крыма», №21 (497), 23 мая 2003 г.
Для крымских татар вопрос земли равносилен вопросу «быть или не быть?» Земля нужна, чтобы на ней построить дом, иметь семью и содержать ее, создать фундамент для будущих поколений. Наш народ не привык бродяжничать, он строится на века - здесь, в Крыму, его прошлое, настоящее и будущее. Имперская политика изгнать наш народ с его родной земли, а затем и попытка прямого уничтожения не удались. Но опасность не миновала. Поражаешься той нахрапистости и бесцеремонности, с которой звенья власти обходят различные решения и предписания, чтобы не дать землю возвращающемуся на Родину народу. Не брезгуют ничем, пытаясь фальсифицировать историю, чтобы потом, опираясь на нагромождение своих же выводов, оболванить широкие народные массы и вызвать неприязнь к крымским татарам. Борьба за землю и реформы братьев Гракх в древней Греции, крестьянские восстания в средние века на Западе и Востоке, поиск способов наделения землей людей в новое время наводят на мысль о том, что игнорирование интересов крымских татар при разделе земли в наше время означает закладывание взрывного устройства замедленного действия под наше общество на обозримое будущее. Не лучше ли сегодня принять умное решение и не ждать, когда «громыхнет». Я не одобряю рассуждения некоторых «мудрецов», которые говорят: «Пусть расхватывают и строят дворцы, все равно придет время и все побросают и уедут». Наш народ не строил свое счастье на несчастье других. Лучше жить по справедливости и в согласии. Что надо сделать? Надо дать землю всем крымским татарам в размерах не меньших, чем раздали другим. У нашего народа есть основание решать проблему именно таким образом. Чтобы утвердиться в этом, обратимся к истории.
После захвата Крыма Россией начался процесс выдавливания крымских татар с их Родины. Сначала опустели деревни Южнобережья и горного Крыма. Следующие волны эмиграции вымыли коренное население степной части полуострова. Обратимся к документу «Таврическая губерния. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел (Санкт-Петербург, 1865)». Через 80 лет после утраты независимости в городах Крыма было мечетей: Акъмесджит—9, Евпатория (Кезлев) —12, Перекоп — 1, Армянский базар—7, Феодосия (Кефе)—4, Бахчисарай—35, Балаклава—нет, Карасубазар—23, Эски Крым—2, Керчь — 1. Всего—94.
В сельской местности картина вырисовывалась очень рельефная, цифры говорят об исчезновении жителей-мусульман (см. табл. 1).
Симферопольский уезд
Населенный пункт Количество дворов Количество жителей Количество мечетей
Битак 6 23 1
Султан-Дермен 1 5 2
Эски Орда 2 8 2
Тотай кой 1 6 1
Ички Джалман 3 25 1
Эски-Сарай (развалины Акмечети и дворца) 5 25 1
Ашагьа Мамут Султан 9 54 2
Юкъары Мамут Султан 4 24 1
Шумхай 6 27 1
Суин-Аджи 1 6 1
Кизил-Коба 15 70 2
Кучук Янкой 8 35 3
Терсхонду 3 7 1
Тавель 2 18 1
В Симферопольском уезде в 1864 г. было 226 джами.
Перекопский уезд (с.с.73-86)
Населенный пункт Количество дворов Количество жителей Количество мечетей
Биюк-Джабу 1 4 1
Бешеуль 2 16 1
Сырт 2 14 1
Когенлы-Кият 2 12 1
Ташлы-Кипчак 2 19 1
Сыртке-Аджи-Ахмад 1 5 1
Казанки 2 5 1
Кипчак 2 18 1
Девлет-Али 1 7 Соборная мечеть
Ташлы-Шейх-Эли 4 14 Соборная мечеть
Таблица 1.
Если кому-то сложно проанализировать вышеизложенное, то в названном документе на странице 63 дается ключ к разгадке: «...после присоединения татары массами стали уезжать в Румелию и Анатолию... полуостров лишился около ? своего населения... В 1803 году татар в Крыму числилось всего около 140000 обоего пола; из ушедших большинство принадлежало горным, которые вообще упорнее степных противостояли русскому владычеству». И далее: «В первый уход татар большинство принадлежало горным, так теперь почти исключительно выселились одни степные». Картина проясняется: завоеватели вытеснили татар и заняли их жилища. Это особенно заметно в степном Крыму, где в селах остались по 2-10 семей мусульман и по 1-2 мечети для них. Народ покидал жилища, спасаясь от порабощения физического и духовного, т.к. хорошо был информирован о рабовладельческих порядках (по словам К.Маркса) в России, хотя в советскую эпоху, поправляя основателя учения, стыдливо называли эти порядки крепостным правом. Осуществив захват, можно было мудрствовать: «...как рабочая сила, татары, сроднившиеся с естественными условиями Крыма, имеют здесь огромное значение, необходимо только, чтобы главное ведение хозяйства, направление его, находилось в руках просвещенных людей» (стр.36).
Начался активный процесс заселения «...пустующих Таврических земель... Наряду с переселенцами из различных губерний России в Таврии селились беглые крестьяне, переселенцы-колонисты из Западной Европы, а также преследуемые законом уголовные преступники» (Центр. Гос. архив Крыма, ф. 118, оп.1 д. 1036, л. 1-9). Были приглашены переселенцы из Европы—немцы и голландцы. В Крыму появились общины меннонитов, штундистов, баптистов и адвентистов. Из центральных районов России по решению правительства были переселены секты скопцов, духоборцев, старообрядцев, молокан и др.
Святейший синод представил царю 3 кандидатов на Таврическую кафедру, особо выделив архиепископа Вятского Елпидифора как многоопытного архиерея, длительное время обращавшего в православие туземцев и раскольников и владевшего большим опытом миссионерской деятельности. Он был утвержден на должность архиепископа царем 7 января 1860 года. «Для многих поселений было характерно значительное падение нравственности» (стр. 17). Даже сегодня трудно утверждать, что положение изменилось к лучшему.
Спустя время крымскотатарский народ упорным трудом преодолел последствия потрясений. Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. в «Списке населенных пунктов Крымской АССР» дает реальную картину расселения нашего народа. Читателю предлагается выборка по нескольким районам Крыма (см. табл. 2).
Населенный пункт Число дворов Население Татар
Бахчисарайский район
Керменчик Верхний 204 850 850
Карло 95 377 376
Керменчик Нижний 74 312 97
Коккозы 422 1630 1545
Коклуз 149 639 626
Коуш 256 1017 981
Маркур 151 635 630
Махульдур 80 360 360
Стиля 199 828 825
Татар-Осман 99 420 420
Фоти-Сала 364 1422 1351
Черкез-Кермен 148 678 673
Ялтинский район
Ай-Василь 398 1938 1798
Биюк-Ламбат 284 1218 1140
Гаспра 144 696 534
Гурзуф 731 2446 1380
Дегерменкой 323 1372 1300
Демерджи 373 1736 1671
Дерекой 901 3396 2355
Кекенеиз 167 661 612
Кизилташ 245 1106 1073
Корбек 164 2109 2085
Кореиз 124 567 457
Куркулет 99 460 450
Куру-Узень 141 630 615
Мисхор 164 661 443
Партенит 63 262 238
Улу-Узень 340 1429 1428
Шумы 242 1072 989
Судакский район
Отузы 558 2207 1765
Суук-Су 30 106 101
Таракташ Б. 289 1063 1047
Таракташ М. 301 1149 1130
Токлук 134 504 502
Шелен 159 597 597
Айсерез 390 1599 1598
Арпат 220 820 818
Ворон 243 947 943
Капсихор 420 1562 1536
Кутлак 381 1563 1551
В Судакском районе 4130 15757 12891
Севастопольский р-н 4755 18833 11774
Таблица 2.
После экскурса в наше прошлое захотелось увидеть «кусочек» нашего настоящего. Машина миновала Судак, и неширокая дорога, петляя по склонам холмов и вулканообразных круч, теряясь в низко плывущих облаках, вывела нас к берегу моря у села Капсихор. Слева море бьется о берег, пытаясь размыть дорогу, а справа—миниатюрные участки земли, в конце которых, у подножья гряды, были построены времянки 4x6 м в пол-ракушки.
Это как раз те микростроения—«Капсихорский (Морское) самовозврат», о котором совсем недавно говорили взахлеб и писали СМИ АРК и даже Украины. Люди решились на этот шаг после того, как узнали о намерении властей отдать эту землю, где до войны были участки садов крымских татар, заезжим из Москвы на каких-то условиях. Сюда, чтобы решить проблему и снять напряжение, приезжали первые лица Верховного Совета и правительства АРК, их заместители, представители Рескомнаца и Меджлиса. Суд вынес решение времянки снести, но люди отказались сделать это. Не обошлось и без казаков какого-то странного происхождения. Сейчас это стало модным. «Сорвется» мил-человек из Заполярья и вдруг выныривает на полуострове с лампасами и Георгиевскими крестами, полученными, видимо, в наследство, как и чужие дома, чужая земля.
В одной из времянок, на топчане лежали люди. В беседе с ними ощущалась нервозность, неудовлетворенность, обида на «всех приезжих», от которых пользы нет, т.к. они уговорами и настойчивыми разъяснениями склонили людей к подписанию «протокола намерений». «Намерения» пока закончились тем, что из 19 времянок, закрытых крышами, 2-х с закрепленными балками и 1-й с поднятыми стенами, на момент нашего приезда 10 были разобраны присланными из других городов рабочими. Февзи Джириков—местный активист, врач, которого мы разыскали далеко от дома, где он зашивал рану на руке женщины, освободившись, уделил нам внимание. Говорит, что после подписания согласительного документа под жестким давлением он чувствовал себя прескверно, совесть бунтовала, Часть времянок разобрали, оставив людям только надежду на справедливое разрешение конфликта.
На берегу моря, среди тех, кто сторожит свои времянки, Сейран Мустафаев, родившийся в Капсихоре в 1941 г. Депортирован в совхоз «Дальверзин» УзССР, в 1963 г. переехал на Кубань, а позже оттуда в Крым, в село Холодовка (Османчик). Работал в «Солнечном камне», жил с семьей в общежитии. Его отцовский дом в Капсихоре разобрали, и из камней выложили бордюр у школы, где раньше учителем работал его отец. После выхода С.Мустафаева на пенсию семью вышвырнули из общежития, а их комнату передали молодой семье, имеющей годовалого ребенка и будто бы нуждающейся в расширении жилплощади. «Я приехал сюда на пикет, чтобы получить землю под строительство жилья, т.к. мое заявление с 1990 г. лежит в сельсовете. У меня трое детей, внук, и мы, 7 человек, проживаем на 40 кв. м. Времянку свою разбирать отказался. Я не из тех, кто ходит и плачется, стоя в приемных, и всю жизнь полагался на себя и свое умение работать». Одного его дядю расстреляли фашисты, другой погиб при обороне Керчи, а сейчас Сейрана упрекают в том, что он незаконно занял землю.
Рядом с его времянкой разобрали домик Наримана Эмирусеинова, мать которого родом из Капсихора и там же живет его дедушка.
Асие Урге 1937 г.р. родом из Капсихора. В депортации из 4 детей в семье выжила она одна. Ее муж болен. У этой пожилой пары 6 сыновей. Двое с семьями живут в Раздолъненском районе, а остальные приехали в Капсихор. Заявления на земельные участки все 6 сыновей подали еще в 1990 г. Трое сейчас построили времянки, 2 сына (39 и 42 года) неженаты, т.к. нет жилья. На сегодня 9 человек проживают в небольшом домике в Капсихоре.
По словам моих собеседников, стоящего рядом паренька чуть не убила толпа в 2 сотни «блюстителей» из соседних сел, напавшая на 2 десятка крымских татар. Хорошо, что поблизости оказался хирург Февзи, доставивший избитого парня в Судакскую больницу, откуда через 19 дней его, еще больного, выписали, и он вынужден был 11 дней долечиваться в больнице в Симферополе.
Пока идет борьба за землю и волю, в Интернете «гуляют» объявления типа: «Южный берег Крыма. ПГТ Симеиз. Срочно! Продаются виллы «Ксения» и «Мечта», «дача Стрелецкого», здания архитектурного значения, 1,5 га земли, госакт на землю, общая площадь зданий 2500 кв. м., до моря 200 м, цена 1500000 у.е. Возможен хороший торг...» А вот еще: «Если вы живете и работаете в больших городах России, Украины и, особенно, Сибири и Крайнего Севера, иметь свой дом, квартиру, участок, коттедж в Крыму просто необходимо— для здоровья своих потомков, собственного отдыха, для красивой жизни, для того, чтобы у вас всегда была тихая и красивая гавань...»
Вот и судите сами, люди, чья же земля крымская — тех, кто здесь веками жил, намерен жить, или тех, кто готов продать все и вся, до последнего камешка.