Национальная идея.К вопросу об идеологической концепции крымских
06/26/2003 | line305b
Национальная идея
К вопросу об идеологической концепции крымских татар
Нурие Биязова, г.Карасубазар, газета «Голос Крыма», №25 (501), 20 июня 2003 г.
Национальная пресса в последнее время вновь вернулась к теме идеологической концепции, которой у нас, крымских татар, вроде бы и нет. Вопрос, что и говорить, архиважный (как говаривал вождь мирового пролетариата) и весьма отрадно, что проблема наконец стала привлекать внимание крымскотатарской общественности.
Поскольку тема эта для меня далеко не безразлична, хотела бы представить на суд читателей газеты вопросы идеологической концепции такими, какими они мне видятся.
Известно, что II Курултай крымскотатарского народа, созванный в 1991 году, принял Декларацию о национальном суверенитете и признании за крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической Родине. Это и был тот программный документ, который определял путь крымскотатарского народа в будущее. Но то, что произошло потом, мы все хорошо знаем. От идей Декларации отказались, и началась кампания за вхождение в органы государственной власти Крыма. Какие из этого альянса крымскотатарский народ извлек дивиденды, нынче хорошо известно.
Как видим, вхождение в государственные органы власти отдельных лиц, да еще в столь мизерном количестве, ничего не дало самому народу ни в политическом, ни в экономическом, ни з моральном плане, а посему надо вернуться к простой доктрине, с которой и начиналось все национальное движение:
1. Возвращение всего народа на свою историческую Родину — Крым.
2. Восстановление его национальной государственности.
3. Возмещение крымскотатарскому народу его морального и материального ущерба, нанесенного в ходе преступной депортации 1944 года.
Это и есть тот краеугольный камень, на котором стояло и будет стоять все крымскотатарское национальное движение. Его идеологический фундамент — это то, на чем строится концепция Программы, и состоит она из трех основополагающих принципов:
1. Идея — цель.
2. Теория — та научная ис-торико-этническая база, на которую идея опирается.
3. Практика — реализация теоретически обоснованных положений идеи, выражающейся в ежедневной организаторской работе по достижению поставленных целей.
Идеология - основа для нас неизменная
Идеология должна опираться на некую историческую или теоретическую базу. Имеем ли мы право на постановку такого вопроса, как самоопределение? Да, имеем! Крымскотатарский народ образовался как единая нация в течение тысячелетия из племен и народностей, проживавших на территории Крыма с незапамятных времен. Имеем ли мы право на свою государственность? Да, имеем! Ибо крымскотатарский народ вследствие аннексии Крымского ханства оказался в составе Российского государства. Крымскотатарский народ к началу XVIII века имел мощное, развитое, с определившимися институтами власти государство, огромное по тем временам.
Крымское ханство просуществовало 350 лет, и никогда не было бы захвачено силой оружия, если бы не предательская политика хана Шагин-Гирая, и недальновидное соглашательство кучки беев и мурз, своими действиями допустившими аннексию Крымского ханства. Мы - государствообразующий народ, это подтверждает вся история Крыма.
Дальнейшая политика царской, а затем советской империи, показала, что взятый за основу курс «Крым — без крымских татар» осуществлялся все 200 лет со дня аннексии Крыма и, достигнув кульминации в 1944 году, обрек наш народ на геноцид.
Крымскотатарский народ имеет право на свою государственность и будет добиваться этого всеми средствами, опираясь на Положения соответствующих международных организаций, как: Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, «подвергшимся колониальному захвату» и другим документам такого толка.
Практическая реализация
Самая трудоемкая и кропотливая — это работа с населением. Это пропаганда идей, целей и задач, стоящих перед звеньями национального движения, а следовательно, перед всем народом, осуществляемая через печать, радио, телевидение. Все это должно служить идейно-нравственному подъему национального самосознания нашего народа, уверенности его в своей уникальности и неповторимости через пропаганду и изучение исторического и культурного наследия крымских татар, истории многовекового Крымского ханства, ибо очень многое из культурного и исторического наследия крымскотатарского народа остается для нас сокровищницей за семью печатями. Это и труды классиков крымскотатарской литературы, деятелей искусств и просвещения, труды И.Гаспринского, Дж.Сейдамета, А.Озенбашлы, революционная деятельность Номана Челеби-Джихана и др.
Уместно подчеркнуть значение исторических трудов о Крымском ханстве. Истории крымского ханства, написанной самими крымскими татарами, у нас нет. Имперские — российские и советские власти их уничтожили. При изучении истории своего народа и его государственности мы опираемся только на труды русских или зарубежных историков, которые, как правило, толкуют ее с позиций своего видения.
Мы должны стремиться восстановить подлинную, историю Крымского ханства такой, какой она была - процветающей, свободной, веротерпимой к любым конфессиям, где грамотность и нравственность его населения были нормой жизни. Все это надо выявлять через научные и рукописные фонды других государств, в первую очередь, Турции и в архивах других государств Запада и Востока.
Всякая идеология осуществляется, помимо всего прочего, и политическими путями. В нашей ситуации политическая борьба — это восстановление отнятой у нас же преступным коммунистическим режимом национальной автономии, упраздненной в силу депортации народа в 1944 году. Как видится такая борьба? Это общественное отношение и связь с другими национальными, демократическими, политическими партиями и движениями, стоящими на позиции признания за крымскотатарским народом права на самоопределение на земле предков, а также сотрудничество с международными организациями.
Нас в Крыму около 300 тысяч. Являясь коренным народом Крыма, мы в то же время не имеем никаких политических прав у себя на Родине, ибо властвующая здесь колониальная по сути и шовинистическая по содержанию администрация не допускает крымских татар к управлению Республикой Крым.
И как же видится эта борьба за власть? Здесь надо идти вполне цивилизованным демократическим путем, какой принят во всем мире.
Это объединение с демократическими, политическими, национальными партиями и движениями, находящимися в оппозиции к нынешнему режиму власти в Крыму. Объединение на платформе общих интересов с разными политическими организациями и движениями — вещь обычная в тактике любой политической партии. Ей следуют во всем мире, и мы тоже не должны быть исключением.
* * *
Исходя из Положения обоих разделов Программы, для практической реализации заложенных в ней идеологических и теоретических обоснований выдвигаются следующие
ТЕЗИСЫ
1. Работа с населением. Широкая разъяснительная пропаганда идей, целей и задач национального движения - важное условие в подготовке народа в деле защиты своих прав и интересов.
2. Расширение связей с другими политическими партиями и движениями, как в Украине, так и в странах, симпатизирующих справедливой борьбе крымскотатарского народа за свои права. Следует опираться на их помощь и поддержку при решении принципиальных задач, касающихся судьбы крымскотатарского народа. В парламентах и правительствах Крыма и Украины, в странах проживания крымских татар; республиках Средней Азии, Казахстане, России и др.
3. Непримиримая борьба с силами, стремящимися расчленить Крым, изменить его статус и границы. Пресекать любые попытки решать судьбу Крыма без учета интересов крымскотатарского народа. (Эта доктрина вроде сейчас отсутствует, но на самом деле она просто ушла в подполье.)
4. В связи с ухудшением экономического положения крымских татар в странах СНГ возвращение на Родину наших соотечественников с мест депортации резко сократилось. Процесс этот грозит затянуться на долгие годы. Исходя из этого, необходимо усилить пропагандистскую работу в странах проживания крымских татар. На местах должны функционировать отделы или центры, специально занимающиеся проблемами наших соотечественников.
5. Экономика, как основа благосостояния народа, должна быть в центре деятельности органов национального движения. Не уделяя самого пристального внимания экономическому положению своего народа, нельзя ждать успеха в деле защиты его прав.
Без экономики нет и политики. Деятельность в сфере экономики должна осуществляться путем внедрения в экономику Крыма того, что нам сегодня под силу. Это мелкотоварный способ ведения хозяйства и аграрный сектор, то, что было нам присуще исторически: фермерство, развитие традиционно сельскохозяйственных культур крымских татар - виноградарства, табаководства, садоводства, бахчеводства, каракулеводства, шелководства и др.
6. Работа с молодежью путем пропаганды национальных идей. Создание в средних и высших учебных заведениях, в среде обучающейся крымскотатарской молодежи, ячеек для работы с целью подготовки их к будущему участию в национальном движении. Со временем старые кадры уйдут, на их место нужно подготовить новую смену, идеологически выдержанную, теоретически подкованную, хорошо осознающую свой путь в будущее.
7. Упадок жизненного уровня нашего народа, падение экономики и кризисные) ситуации резко ухудшили состояние здоровья нации. Повысилась смертность, упала рождаемость. В связи с этим необходимо привлечь медицинский потенциал крымских татар, с которым нужно выработать ряд рекомендаций по оздоровлению нашего народа и обеспечения его качественной, эффективной профилактикой и лечением.
8. Необходимо осуществлять связь с соотечественниками, волею судеб оказавшимися за рубежом и ныне проживающими в США, Турции, Германии, Румынии и др. с целью способствования научному, культурному, деловому сотрудничеству, развитию туризма, родственных связей, обмену информацией из жизни крымскотатарской диаспоры.
9. Следует принимать участие во всех сферах международной, общественно-политической жизни, иметь своих представителей в регионах проживания дружественных нам народов и национальных движений. Участвовать в съездах, конференциях, симпозиумах, где рассматриваются вопросы национально-освободительных движений народов, борющихся за свои права и национальную независимость.
10. Одним из столпов в деятельности органов национально-освободительного движения должно быть духовно-нравственное возрождение народа на основе национальных традиций и ислама, открытие мечетей, медресе, школ по изучению священного Корана, исполнение мусульманских обрядов и празднований.
Без духовности нет и нравственности, и здесь наиважнейшим является воспитательная работа среди населения по возрождению родного языка. После депортации из-за преступной компартийной политики бывшего СССР язык нации был обречен на исчезновение. Даже самого понятия «крымскотатарский народ» не существовало в реестре наций и народностей Советской империи.
Нынешнее состояние крымскотатарского языка катастрофическое: мы фактически превратились в русскоязычных татар. Усилия всей передовой части населения должны быть направлены на полноценное возрождение крымскотатарского языка. Необходимо внедрять в систему образования латинскую графику, более отвечающую лексике крымскотатарского языка, повсеместно создавать в Крыму национальные детские сады и школы с углубленным изучением крымскотатарского языка. Следует прилагать максимум усилий в деле подготовки национальных кадров учителей и преподавателей из числа талантливой молодежи с дальнейшим обучением и стажировкой в учебных заведениях Турции и других тюркоязычных стран.
Необходимо последовательно перейти на свой родной язык не только в общении друг с другом, но и в культурном, производственном, деловом сотрудничестве, перевести на крымскотатарский язык ведение делопроизводства, документации. Все это будет способствовать объемному использованию родного языка.
Над нами, как дамоклов меч, висит угроза исчезновения языка, а значит, и самого народа — носителя языка. Это должен осознать каждый наш соотечественник.
11. Интеллигенция — элита нации. Бесспорно, национальное движение должно в своей деятельности исходить из особого отношения в работе с этой категорией крымскотатарского населения. Следует содействовать подъему их творческого труда, ведь гуманитарный, научный, технический потенциал интеллигенции — это богатство нашего народа, залог его процветания и развития.
12. Следует максимально использовать средства массовой информации с целью распространения информации и выполнения намеченных программных установок, а также с целью пропаганды идейных и исторических документов по крымскотатарскому национальному движению.
Несомненно, наши идеологические устремления могут быть решены лишь при активном участии всех звеньев национального движения крымскотатарского народа. От всех нас требуется осознанная работа с людьми, с лучшими его представителями, сконцентрированными в общественные организации крымских татар: национальных, просветительских, культурных, творческих, сетью национальных библиотек, музыкальными, танцевальными коллективами, которые и так являются проводниками идейных народных традиций.
Без тесной взаимосвязи всех звеньев крымскотатарского национального движения, института представительства крымских татар Курултая—Меджлиса и других структур национального движения невозможно эффективное выполнение Программы.
Девиз о единстве нации должен стать преобладающим!
К вопросу об идеологической концепции крымских татар
Нурие Биязова, г.Карасубазар, газета «Голос Крыма», №25 (501), 20 июня 2003 г.
Национальная пресса в последнее время вновь вернулась к теме идеологической концепции, которой у нас, крымских татар, вроде бы и нет. Вопрос, что и говорить, архиважный (как говаривал вождь мирового пролетариата) и весьма отрадно, что проблема наконец стала привлекать внимание крымскотатарской общественности.
Поскольку тема эта для меня далеко не безразлична, хотела бы представить на суд читателей газеты вопросы идеологической концепции такими, какими они мне видятся.
Известно, что II Курултай крымскотатарского народа, созванный в 1991 году, принял Декларацию о национальном суверенитете и признании за крымскотатарским народом права на самоопределение на своей исторической Родине. Это и был тот программный документ, который определял путь крымскотатарского народа в будущее. Но то, что произошло потом, мы все хорошо знаем. От идей Декларации отказались, и началась кампания за вхождение в органы государственной власти Крыма. Какие из этого альянса крымскотатарский народ извлек дивиденды, нынче хорошо известно.
Как видим, вхождение в государственные органы власти отдельных лиц, да еще в столь мизерном количестве, ничего не дало самому народу ни в политическом, ни в экономическом, ни з моральном плане, а посему надо вернуться к простой доктрине, с которой и начиналось все национальное движение:
1. Возвращение всего народа на свою историческую Родину — Крым.
2. Восстановление его национальной государственности.
3. Возмещение крымскотатарскому народу его морального и материального ущерба, нанесенного в ходе преступной депортации 1944 года.
Это и есть тот краеугольный камень, на котором стояло и будет стоять все крымскотатарское национальное движение. Его идеологический фундамент — это то, на чем строится концепция Программы, и состоит она из трех основополагающих принципов:
1. Идея — цель.
2. Теория — та научная ис-торико-этническая база, на которую идея опирается.
3. Практика — реализация теоретически обоснованных положений идеи, выражающейся в ежедневной организаторской работе по достижению поставленных целей.
Идеология - основа для нас неизменная
Идеология должна опираться на некую историческую или теоретическую базу. Имеем ли мы право на постановку такого вопроса, как самоопределение? Да, имеем! Крымскотатарский народ образовался как единая нация в течение тысячелетия из племен и народностей, проживавших на территории Крыма с незапамятных времен. Имеем ли мы право на свою государственность? Да, имеем! Ибо крымскотатарский народ вследствие аннексии Крымского ханства оказался в составе Российского государства. Крымскотатарский народ к началу XVIII века имел мощное, развитое, с определившимися институтами власти государство, огромное по тем временам.
Крымское ханство просуществовало 350 лет, и никогда не было бы захвачено силой оружия, если бы не предательская политика хана Шагин-Гирая, и недальновидное соглашательство кучки беев и мурз, своими действиями допустившими аннексию Крымского ханства. Мы - государствообразующий народ, это подтверждает вся история Крыма.
Дальнейшая политика царской, а затем советской империи, показала, что взятый за основу курс «Крым — без крымских татар» осуществлялся все 200 лет со дня аннексии Крыма и, достигнув кульминации в 1944 году, обрек наш народ на геноцид.
Крымскотатарский народ имеет право на свою государственность и будет добиваться этого всеми средствами, опираясь на Положения соответствующих международных организаций, как: Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам, «подвергшимся колониальному захвату» и другим документам такого толка.
Практическая реализация
Самая трудоемкая и кропотливая — это работа с населением. Это пропаганда идей, целей и задач, стоящих перед звеньями национального движения, а следовательно, перед всем народом, осуществляемая через печать, радио, телевидение. Все это должно служить идейно-нравственному подъему национального самосознания нашего народа, уверенности его в своей уникальности и неповторимости через пропаганду и изучение исторического и культурного наследия крымских татар, истории многовекового Крымского ханства, ибо очень многое из культурного и исторического наследия крымскотатарского народа остается для нас сокровищницей за семью печатями. Это и труды классиков крымскотатарской литературы, деятелей искусств и просвещения, труды И.Гаспринского, Дж.Сейдамета, А.Озенбашлы, революционная деятельность Номана Челеби-Джихана и др.
Уместно подчеркнуть значение исторических трудов о Крымском ханстве. Истории крымского ханства, написанной самими крымскими татарами, у нас нет. Имперские — российские и советские власти их уничтожили. При изучении истории своего народа и его государственности мы опираемся только на труды русских или зарубежных историков, которые, как правило, толкуют ее с позиций своего видения.
Мы должны стремиться восстановить подлинную, историю Крымского ханства такой, какой она была - процветающей, свободной, веротерпимой к любым конфессиям, где грамотность и нравственность его населения были нормой жизни. Все это надо выявлять через научные и рукописные фонды других государств, в первую очередь, Турции и в архивах других государств Запада и Востока.
Всякая идеология осуществляется, помимо всего прочего, и политическими путями. В нашей ситуации политическая борьба — это восстановление отнятой у нас же преступным коммунистическим режимом национальной автономии, упраздненной в силу депортации народа в 1944 году. Как видится такая борьба? Это общественное отношение и связь с другими национальными, демократическими, политическими партиями и движениями, стоящими на позиции признания за крымскотатарским народом права на самоопределение на земле предков, а также сотрудничество с международными организациями.
Нас в Крыму около 300 тысяч. Являясь коренным народом Крыма, мы в то же время не имеем никаких политических прав у себя на Родине, ибо властвующая здесь колониальная по сути и шовинистическая по содержанию администрация не допускает крымских татар к управлению Республикой Крым.
И как же видится эта борьба за власть? Здесь надо идти вполне цивилизованным демократическим путем, какой принят во всем мире.
Это объединение с демократическими, политическими, национальными партиями и движениями, находящимися в оппозиции к нынешнему режиму власти в Крыму. Объединение на платформе общих интересов с разными политическими организациями и движениями — вещь обычная в тактике любой политической партии. Ей следуют во всем мире, и мы тоже не должны быть исключением.
* * *
Исходя из Положения обоих разделов Программы, для практической реализации заложенных в ней идеологических и теоретических обоснований выдвигаются следующие
ТЕЗИСЫ
1. Работа с населением. Широкая разъяснительная пропаганда идей, целей и задач национального движения - важное условие в подготовке народа в деле защиты своих прав и интересов.
2. Расширение связей с другими политическими партиями и движениями, как в Украине, так и в странах, симпатизирующих справедливой борьбе крымскотатарского народа за свои права. Следует опираться на их помощь и поддержку при решении принципиальных задач, касающихся судьбы крымскотатарского народа. В парламентах и правительствах Крыма и Украины, в странах проживания крымских татар; республиках Средней Азии, Казахстане, России и др.
3. Непримиримая борьба с силами, стремящимися расчленить Крым, изменить его статус и границы. Пресекать любые попытки решать судьбу Крыма без учета интересов крымскотатарского народа. (Эта доктрина вроде сейчас отсутствует, но на самом деле она просто ушла в подполье.)
4. В связи с ухудшением экономического положения крымских татар в странах СНГ возвращение на Родину наших соотечественников с мест депортации резко сократилось. Процесс этот грозит затянуться на долгие годы. Исходя из этого, необходимо усилить пропагандистскую работу в странах проживания крымских татар. На местах должны функционировать отделы или центры, специально занимающиеся проблемами наших соотечественников.
5. Экономика, как основа благосостояния народа, должна быть в центре деятельности органов национального движения. Не уделяя самого пристального внимания экономическому положению своего народа, нельзя ждать успеха в деле защиты его прав.
Без экономики нет и политики. Деятельность в сфере экономики должна осуществляться путем внедрения в экономику Крыма того, что нам сегодня под силу. Это мелкотоварный способ ведения хозяйства и аграрный сектор, то, что было нам присуще исторически: фермерство, развитие традиционно сельскохозяйственных культур крымских татар - виноградарства, табаководства, садоводства, бахчеводства, каракулеводства, шелководства и др.
6. Работа с молодежью путем пропаганды национальных идей. Создание в средних и высших учебных заведениях, в среде обучающейся крымскотатарской молодежи, ячеек для работы с целью подготовки их к будущему участию в национальном движении. Со временем старые кадры уйдут, на их место нужно подготовить новую смену, идеологически выдержанную, теоретически подкованную, хорошо осознающую свой путь в будущее.
7. Упадок жизненного уровня нашего народа, падение экономики и кризисные) ситуации резко ухудшили состояние здоровья нации. Повысилась смертность, упала рождаемость. В связи с этим необходимо привлечь медицинский потенциал крымских татар, с которым нужно выработать ряд рекомендаций по оздоровлению нашего народа и обеспечения его качественной, эффективной профилактикой и лечением.
8. Необходимо осуществлять связь с соотечественниками, волею судеб оказавшимися за рубежом и ныне проживающими в США, Турции, Германии, Румынии и др. с целью способствования научному, культурному, деловому сотрудничеству, развитию туризма, родственных связей, обмену информацией из жизни крымскотатарской диаспоры.
9. Следует принимать участие во всех сферах международной, общественно-политической жизни, иметь своих представителей в регионах проживания дружественных нам народов и национальных движений. Участвовать в съездах, конференциях, симпозиумах, где рассматриваются вопросы национально-освободительных движений народов, борющихся за свои права и национальную независимость.
10. Одним из столпов в деятельности органов национально-освободительного движения должно быть духовно-нравственное возрождение народа на основе национальных традиций и ислама, открытие мечетей, медресе, школ по изучению священного Корана, исполнение мусульманских обрядов и празднований.
Без духовности нет и нравственности, и здесь наиважнейшим является воспитательная работа среди населения по возрождению родного языка. После депортации из-за преступной компартийной политики бывшего СССР язык нации был обречен на исчезновение. Даже самого понятия «крымскотатарский народ» не существовало в реестре наций и народностей Советской империи.
Нынешнее состояние крымскотатарского языка катастрофическое: мы фактически превратились в русскоязычных татар. Усилия всей передовой части населения должны быть направлены на полноценное возрождение крымскотатарского языка. Необходимо внедрять в систему образования латинскую графику, более отвечающую лексике крымскотатарского языка, повсеместно создавать в Крыму национальные детские сады и школы с углубленным изучением крымскотатарского языка. Следует прилагать максимум усилий в деле подготовки национальных кадров учителей и преподавателей из числа талантливой молодежи с дальнейшим обучением и стажировкой в учебных заведениях Турции и других тюркоязычных стран.
Необходимо последовательно перейти на свой родной язык не только в общении друг с другом, но и в культурном, производственном, деловом сотрудничестве, перевести на крымскотатарский язык ведение делопроизводства, документации. Все это будет способствовать объемному использованию родного языка.
Над нами, как дамоклов меч, висит угроза исчезновения языка, а значит, и самого народа — носителя языка. Это должен осознать каждый наш соотечественник.
11. Интеллигенция — элита нации. Бесспорно, национальное движение должно в своей деятельности исходить из особого отношения в работе с этой категорией крымскотатарского населения. Следует содействовать подъему их творческого труда, ведь гуманитарный, научный, технический потенциал интеллигенции — это богатство нашего народа, залог его процветания и развития.
12. Следует максимально использовать средства массовой информации с целью распространения информации и выполнения намеченных программных установок, а также с целью пропаганды идейных и исторических документов по крымскотатарскому национальному движению.
Несомненно, наши идеологические устремления могут быть решены лишь при активном участии всех звеньев национального движения крымскотатарского народа. От всех нас требуется осознанная работа с людьми, с лучшими его представителями, сконцентрированными в общественные организации крымских татар: национальных, просветительских, культурных, творческих, сетью национальных библиотек, музыкальными, танцевальными коллективами, которые и так являются проводниками идейных народных традиций.
Без тесной взаимосвязи всех звеньев крымскотатарского национального движения, института представительства крымских татар Курултая—Меджлиса и других структур национального движения невозможно эффективное выполнение Программы.
Девиз о единстве нации должен стать преобладающим!
Відповіді
2003.06.26 | Slim
Re: Национальная идея.К вопросу об идеологической концепции крымских
> Следует прилагать максимум усилий в деле подготовки национальных кадров учителей и преподавателей из числа талантливой молодежи с дальнейшим обучением и стажировкой в учебных заведениях Турции и других тюркоязычных стран.Мне кажется, что ориентировка только на Турцию и другие тюркоязычные страны (кстати, какие?) в плане зарубежного образования крымских татар является не совсем правильной.
При всех успехах Турции в политике, экономике и многих других областях, научная школа (прежде всего, научно-техническая) там пока еще слаба по сравнению, например, с Германией или Францией. Более того, мне кажется что и украинская научно-техниническая школа находится сейчас на более высоком уровне. Во время учебы в университете (в России, по технической специальности) мне довелось (посчастливилось, я считаю) принимать участие в разработке алгоритмов и устройств автоматического управления и вникать в текущее положение дел по этим вопросам. Так вот, могу сказать, что, наряду с серьезными достижениями в этой области у американцев, немцев, французов, я также видел хорошие наработки у киевских ученых.
Поэтому, с моей точки зрения, было бы замечательно, если бы крымские татары получали образование и в украинских ВУЗах (это, наверное, и не отрицается), в российских ВУЗах (если при этом нет каких-либо политических противоречий), а кроме того, было бы совсем здорово, если бы были сделаны шаги для создания вомзожности обучения крымско-татарской молодежи в западноевропейских странах, в частности, в Германии.
2003.06.27 | line305b
Re: Национальная идея.К вопросу об идеологической концепции крымских
Slim пише:> Мне кажется, что ориентировка только на Турцию и другие тюркоязычные страны (кстати, какие?) в плане зарубежного образования крымских татар является не совсем правильной.
Кто помогает - делом - на тех и ориентировка.
> При всех успехах Турции в политике, экономике и многих других областях, научная школа (прежде всего, научно-техническая) там пока еще слаба по сравнению, например, с Германией или Францией.
Это миф - научная школа в Турции такая же, как в Германии и Франции, потому что профессура стажируется в Германии и Франции, учебники оттуда, методы образования оттуда, научно-техническое и финансовое обеспечение университетов очень неплохое.
> Более того, мне кажется что и украинская научно-техниническая школа находится сейчас на более высоком уровне. Во время учебы в университете (в России, по технической специальности) мне довелось (посчастливилось, я считаю) принимать участие в разработке алгоритмов и устройств автоматического управления и вникать в текущее положение дел по этим вопросам. Так вот, могу сказать, что, наряду с серьезными достижениями в этой области у американцев, немцев, французов, я также видел хорошие наработки у киевских ученых.
В большинстве своем наши университеты хуже обеспечены, старая советская профессура, корупция - можно получить диплом не учась практически - и в хорошие университеты трудно попасть, и трудно потом учиться, потому что не хватает денег. В Турции коррупции в университетах нет в принципе, как нет и разных "суррогатов" типа "заочного обучения". Более того, учась в Турции видят не только образование, но еще и экономически развитую, динамическую страну, методику ведения нормального бизнеса и т.д. Обучение крымскотатарских студентов бесплатное, кроме того обеспечивают проживание и небольшую стипендию. Проблема в том, что многие предпочитают работать, а не учиться - в результате "слабая турецкая школа". Если бы учились, никакого разговора о качестве школы никогда бы не возникало.
> Поэтому, с моей точки зрения, было бы замечательно, если бы крымские татары получали образование и в украинских ВУЗах (это, наверное, и не отрицается), в российских ВУЗах (если при этом нет каких-либо политических противоречий), а кроме того, было бы совсем здорово, если бы были сделаны шаги для создания вомзожности обучения крымско-татарской молодежи в западноевропейских странах, в частности, в Германии.
Было бы замечательно, только никто как турки просто так каждый год обучать по 500 студентов на самых крутых факультетах не хочет или не может. Это на Украине. Про Россию разговора нет - оттуда никаких таких предложений никогда не было. Из достойных внимания - Польша - там обучается с десяток студентов. В Западной Европе и в Америке очень мало. Там обычные методы и не пройдут. Скорее всего надо получать начальное университетское образование в Турции или Украине, и потом подавать в магистратуру.
2003.06.27 | Slim
Re: Национальная идея.К вопросу об идеологической концепции крымских
> Кто помогает - делом - на тех и ориентировка.Я имел возражения по поводу "тюркоязычности" как первостепенного критерия выбора страны для получения образования (в статье упомянуты только "Турция и другие тюркоязычные страны"). Тюркоязычность страны обучения дает лишь ту пользу, что позволяет во время обучения косвенно поддерживать знания крымским татарином его родного языка.
Если основные критерии выбора страны для получения образования - его качество и стоимость, то по порядку и составу следующих критериев (тюркоязычность и т.п.) возражений не имею.
> Это миф - научная школа в Турции такая же, как в Германии и Франции, потому что профессура стажируется в Германии и Франции, учебники оттуда, методы образования оттуда, научно-техническое и финансовое обеспечение университетов очень неплохое.
Абсолютно неверно. Для создания хорошей научной школы необходима не только стажировка преподавательского состава в хороших университетах, но и постоянное ведение собственной серьезной научной работы. Иначе быть не может. Одним из признаков ведения собственной серьезной научной работы является известность этой работы зарубежом. Я не имел и не имею возможности наблюдать признаков ведения серьезной научной работы в Турции в знакомых мне областях (авиастроение, автоматическое управление, энергетика, телекоммуникации и т.д.). На основании чего делаю вывод, что научная школа в этих областях там слаба.
Признаки ведения подобной научной работы украинскими учеными я наблюдал и наблюдаю. Простой пример: на Украине не без сложностей, но функционирует антоновское АКБ. В Турции же область авиастроения практически не развита. Примеров могу привести еще множество.
(более того, среди крымских татар есть множество специалистов в этой области. Например, Сервер Аппазов. Я даже предполагаю, что существующий % уровень научно-технического образования крымских татар существенно выше турецкого).
Кстати, и в мыслях нет никакой политики - сравнение на основе исключительно практических соображений.
> В большинстве своем наши университеты хуже обеспечены, старая советская профессура
Старая советская профессура - признак высочайшего уровня. Понимаю, что слово "советский" многих пугает, но в космос первым полетел человек на основе знаний той самой старой советской (в т.ч. украинской и крымско-татарской), профессуры. (с политической точки зрения, возможно, за это приходилось платить очень большую "цену", но... цена уже заплачена).
> корупция - можно получить диплом не учась практически - и в хорошие университеты трудно попасть, и трудно потом учиться, потому что не хватает денег. В Турции коррупции в университетах нет в принципе, как нет и разных "суррогатов" типа "заочного обучения"
Насчет коррупции - может быть. Какова коррупция в Турции не знаю.
> Обучение крымскотатарских студентов бесплатное, кроме того обеспечивают проживание и небольшую стипендию. Проблема в том, что многие предпочитают работать, а не учиться - в результате "слабая турецкая школа". Если бы учились, никакого разговора о качестве школы никогда бы не возникало.
> Было бы замечательно, только никто как турки просто так каждый год обучать по 500 студентов на самых крутых факультетах не хочет или не может. Это на Украине. Про Россию разговора нет - оттуда никаких таких предложений никогда не было. Из достойных внимания - Польша - там обучается с десяток студентов. В Западной Европе и в Америке очень мало. Там обычные методы и не пройдут. Скорее всего надо получать начальное университетское образование в Турции или Украине, и потом подавать в магистратуру.
Вопрос в том, что нет другой возможности обучаться бесплатно? Да, это проблема, согласен. В условиях этого ограничения, возможно, Турция - неплохой вариант. Говорю совершенно серьезно.
2003.06.28 | Slim
Досадная ошибка :(
Сейчас прочитал свое собственное сообщение и с огромной досадой обнаружил, что допустил ошибку: конечно же, говоря о крупнейших научно-техничкских специалистах среди крымских татар, я имел ввиду Аппазова Рефата Фазыловича. Прошу прощения! Писал я поздно, торопился да и голова под конец дня почти не работала. Еще раз прошу прощения!