Часть 3: Чужие среди своих: крымские татары в Украине - Ислам
09/30/2003 | line305b
Чувствуется, интересное исследование, хоть признаться внимательно не читал. Правда есть ощущение "недоскональности" в анализе и понимании крымскотатарской ситуации, политических движений и т.д., но надо сформулировать более подробно. Возможно, кто-то отслеживает части этой работы, и уже готов прокомментировать по сути?
Чужие среди своих: крымские татары в Украине
Юрий Романенко, Алексей Дремов (Симферополь)
Агентство деловой информации «Контекст»
Часть третья. Исламский ренессанс
Некоторые украинские политики заявляют об опасности появления на территории Крыма исламских радикалов. Однако на сегодняшнем этапе возрождения мусульманской общины на полуострове эксцессы если и случаются, то носят локальный характер. В то же время, национальное движение крымских татар из сферы политики перемещается в область экономики. Эксперты отмечают, что на полуострове происходит и разделение славянского и крымско-татарского населения, что должно насторожить киевскую власть.
Ваххабиты в Крыму: много разговоров, мало фактов
Заметное место в социально-культурной адаптации крымских татар занимает религиозное возрождение. Большинство вернувшихся в Крым считают себя мусульманами. По данным социологических опросов, проведенных Центром регионального развития при правительстве АРК, 93,8% крымских татар относят себя к приверженцам ислама, 39,2% из них соблюдают религиозные обряды.
На территории АРК действуют 123 мечети. Решениями власти Крыма верующим возвращена 31 мечеть, за счет зарубежных спонсоров ведется активное строительство новых мечетей. В то же время, крымско-татарские лидеры отмечают, что в Крыму будет ровно столько мечетей, сколько населённых пунктов, населённых крымскими татарами.
С 1988 года зарегистрировано более 210 общин, из них порядка 120 - в последние два года. При муфтияте действуют курсы по подготовке священнослужителей. Обучение ведется в исламских университетах и медресе Турции, Египта, Саудовской Аравии. Некоторые крымские муфтии выступают против такой практики: есть случаи, когда по возвращении студенты не могут найти общий язык с местными служителями. Некоторые аналитики указывают, что зачастую обучение проходит в т.н. "ваххабитских школах" в Саудовской Аравии.
Ваххабизм, напомним, - аскетическое пуританское течение в рамках наиболее строгой в суннитском исламе т.н. ханбалистской религиозно-юридической школы, в которой особое внимание обращается на неукоснительное исполнение предписаний ислама. Как правило, распространение ваххабизма приводит к радикализации настроений верующих.
В Крыму заговорили о ваххабизме несколько лет назад. В 2001 году в Киеве вышла книга "Осторожно: ваххабизм", автор которой рассказывает о возможном захвате ваххабитами всех мечетей, а вместе с ними и прихожан. Периодически в крымских СМИ появляется информация о том, что в некоторых мусульманских приходах власть получили ваххабиты. Но в среде обывателей эта информация не находит отклика, оставаясь тревожным звонком для посвящённых в проблему. Власть предпочитает дистанцироваться от вмешательства в религиозные дела.
Одной из самых громких акций мусульманской общины в 2003 году был митинг по поводу начала войны в Ираке. Несанкционированное мероприятие прошло перед ВС Крыма при участии ортодоксальных верующих. Трудно сказать, были ли это ваххабиты, однако прозвучали упреки в адрес Меджлиса в бездействии в защиту единоверцев в Ираке и напоминание американцам об 11 сентября 2001 г. Следует отметить, что муфтий Крыма официально осудил эту акцию.
На сегодняшнем этапе отношения между религиозными конфессиями в Крыму доброжелательны. Муфтий мусульман Хаджи Эмирали Аблаев и Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь - сопредседатели межконфессионального координационного совета "Мир - дар божий", деятельность которого направлена на стабилизацию межрелигиозной ситуации в Крыму. Впрочем, эксцессы были. В 2001 году в селе Морское произошли столкновения на национальной почве, которые вылись в "крестоповал": в течение нескольких месяцев 2001 года неизвестными лицами были повалены несколько крестов в разных районах полуострова.
В целом ислам на полуострове пока не стал полноценным инструментом политики крымских татар. Это объясняется отсутствием квалифицированных священнослужителей и довольно ограниченным проявлением религиозности в крымско-татарской среде. При этом крымские татары рассматривают религию как важный фактор возрождения родного языка, семейно-бытовых традиций и культуры.
Крымские татары все меньше интересуются политикой, и все заметнее - экономикой
Нынешний этап крымско-татарского движения характеризуется, прежде всего, смещением центра борьбы из политической в социально-экономическую сферу. Смягчаются противоречия на республиканском уровне, усиливаясь внутри крымско-татарского национального движения. В крымско-татарском национальном движении выделяют три течения.
Умеренное представлено Национальным движением крымских татар, которое объединяет главным образом интеллигенцию и служащих. НДКТ выступает за восстановление национальной государственности крымско-татарского народа в рамках формируемых в Крыму государственных институтов. Позицию движения выражает газета "Арекет". Организация не проявляет заметной политической активности, ограничиваясь в основном полемикой с оппонентами из меджлиса на страницах "Арекет" и является скорее клубом интеллектуалов, нежели политической партией.
Национально-либеральное направление представлено Организацией крымско-татарского национального движения (ОКНД) и Меджлисом крымско-татарского народа (председатель - Мустафа Джемилев). Рупор этого течения - газета "Авдет". Под контролем Меджлиса находятся национальные редакции радио и телевидения, ряд других изданий. Он оказывает определенное влияние на деятельность крымских татар, работающих в Совете министров и других органах государственной власти АРК.
Радикальное течение, представленное партией "Адалет", требует более решительных действий от крымско-татарского руководства в восстановлении национальной автономии. Оно поддерживает связи с радикальными организациями в Турции и выступает за возрождение исламских ценностей. Показательно заявление лидера этого направления Ильми Умерова, заместителя главы Верховного Совета АРК, сделанное недавно в интервью газете "Авдет". "Плохо, что наши парни и девушки все чаще выбирают себе в качестве супругов людей других национальностей, - отметил Умеров. - Это путь к ассимиляции". По его мнению, "достижение поставленных целей возможно только при демографическом росте крымско-татарского народа", поэтому "крепкая семья и увеличение рождаемости должны стать одной из основных задач на ближайшее будущее".
В последнее время налаживаются более тесные контакты крымских татар с крымско-татарской диаспорой Турции и других стран. Некоторые местные наблюдатели отмечают, что молодежь из числа крымских татар проходят обучение в военных институтах Турции, а потом возвращаются в Крым.
Крымско-татарское национальное движение в лице его наиболее мощного национально-либерального крыла придерживается ранее провозглашенных целей. В политической области это создание в Крыму крымско-татарского национального государства. Однако в выступлениях официальных лидеров крымских татар это положение формулируется как принцип реализации права крымско-татарского народа на самоопределение на своей исторической родине. Можно сделать вывод, что вопрос о создании национально-территориального государственного образования определяется как сравнительно отдаленная перспектива.
Местные аналитики считают, что эволюция крымско-татарского национального движения, будет связана с требованиями распространить на крымских татар льготы и преимущества, вытекающие из основных международных документов, принятых по правам коренных народов. Речь о признании крымско-татарского меджлиса представительским органом крымско-татарского народа. Это потребует внесения изменений в законодательство Украины, что неоднозначно воспринимается как нетатарским населением полуострова, так и частью крымских татар, включая Национальное движение крымских татар. Расширяется и международная деятельность Меджлиса: апеллирование к общественному мнению, контакты с международными организациями стали характерными чертами национального движения.
После распада СССР у лидеров крымско-татарского движения возникла необходимость определить их отношение к украинскому государству. Меджлис поддержал акт провозглашения независимости Украины, а 31 августа 1991 года обратился к Верховной Раде с предложением признать его в качестве высшего представительского органа крымских татар. С того времени лидеры крымско-татарского движения проводят акции, направленные на официальное признание Меджлиса. Эти требования поддержал ряд партий и общественных организаций Украины, в частности Народный Рух. С политической точки зрения руководство Руха допускает возможность создания нового политического образования в Крыму.
В то же время, официальная позиция украинского руководства носила осторожный характер. В начале 90-х в разгар противостояния с руководством Крыма Киев использовал татар как составляющую своей политики на полуострове. Столица демонстрировала готовность и впредь оказывать максимально возможную помощь возвращению и обустройству крымских татар (при этом в среде руководителей Меджлиса нарастает недовольство масштабами этой помощи).
Однако по мере того, как Крым инкорпорировался в украинское государство, отношение руководства Украины к проблеме самоопределения татар, и тем более к воссозданию их национальной государственности, приобретает все более неоднозначный характер.
С середины 90-х в Меджлисе начинаются расколы, связанные прежде всего с деятельностью крымско-татарского коммерческого банка "Имдат-банк". Он создавался специально для депортированных, через него осуществлялось финансирование экономических и социальных программ репатриантов. Ряд членов Меджлиса обвинили руководство "Имдат-банка" в систематическом нецелевом использовании средств. В свою очередь, в 1997 г. банк дважды отказывался выполнять решения Меджлиса о переводе финансов в альтернативные финансовые учреждения.
Как отмечает крымский политолог Александр Мальгин, сегодня прогрессирует снижение активности крымско-татарского движения. Главы местных меджлисов все чаще заявляют, что политика их не интересует, и главное для них - бизнес. Последние события, связанные с самозахватами крымскими татарами земель на Южном берегу Крыма, подтверждают этот тезис.
В Крыму происходит разделение славянского и крымско-татарского населения
Эксперты крымского Центра разрешения конфликтов отмечают, что в настоящий момент в Крыму наблюдается разделение крымско-татарского и славянского населения. И чем сильнее это разделение, тем больше негативных стереотипов в отношении друг друга, тем они жестче и дальше от реальных характеристик. Этот процесс формирует образ внешнего врага.
Согласно исследованиям, проведенным Центром, 54% крымских татар придерживаются сепарации по стилю, в основе которого лежит стремление сохранить свою культуру за счет ограничения контактов с другими этническими группами. Этой группе крымских татар свойственны представления о том, что крымские татары осторожны и страшатся близких контактов с другими культурами. В то же время, 30% татар стремятся принять некоторые элементы других культур. Стремление к сохранению и своей культуры и уважению других характерно для 8% крымских татар.
Киеву необходимо сформулировать внятную информационную политику в отношении крымско-татарского народа, чтобы в СМИ татар не представляли как чужеродный элемент для украинского социума. Возможно, стоит задуматься над тем, как не допустить чрезмерного сосредоточения крымских татар на одной территории, например, путем предоставления специальных льгот репатриантов желающих поселится в других областях Украины.
Кроме того, местные эксперты указывают на другую проблему, требующую разрешения. Например, потребность в модернизации инфраструктуры АРК заставляет ее руководство искать иностранных инвесторов. С последнего времени в числе таковых появились и представители Турции. Учитывая влияние Анкары на крымских татар, некоторые украинские аналитики высказывают мысль, что чрезмерное усиление экономических позиций турков в Крыму может послужить дополнительным катализатором для дестабилизации ситуации на полуострове. Впрочем, во-первых, это не снимает потребности Крыма в инвестициях, и здесь Киев мог бы попробовать сыграть на противоречиях турков с курдами, которые также имеют хорошие финансовые возможности, но у них нет рычагов влияния на крымских татар. Однако, в Украине вряд ли готовы разыгрывать такие геополитические пасьянсы.
Во-вторых, ряд экспертов говорят, что не следует преувеличивать влияние турков на крымских татар. В середине 90-х Турция обещала построить в Крыму несколько многоквартирных домов для нужд репатриантов, но воз, как говорится, и ныне там. Кстати, разрешение вопроса обустройства репатриантов, по мнению экспертов, сыграло бы огромную роль в снижении дестабилизационных процессов в Крыму. Например, при переселении в Крым из Узбекистана, крымские татары вынуждены за бесценок продавать свою собственность в Средней Азии. Выходом из этой ситуации может быть заключение межгосударственных договоров между Украиной и Узбекистаном, согласно которым собственность крымских татар при возвращении на историческую родину должна переходить в муниципальный фонд с соответствующей компенсацией.
В целом можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе возвращение и обустройство крымских татар в Крым не несет угрозу украинской государственности. Более того, в начале 90-х крымско-татарский фактор оказал существенное влияние на стабилизацию ситуации на полуострове и его инкорпорации в общеукраинское пространство. Однако, по мере роста национального самосознания в среде крымских татар в средне- и дальнесрочной перспективе Украина рискует получить свое Косово. С этой точки зрения, весьма интересными представляются результаты виртуального опроса, который проводится на неофициальном сайте крымских татар (http://www.qirimtatar.narod.ru).
Результаты опроса: Каким должен быть Крым?
334 человека 48,70% Крымско-татарское независимое государство
108 15,70% Крымско-татарская автономия в составе Украины
98 14,30% Республика в составе России
49 7,10% Нынешний статус
42 6,10% Область Украины
39 5,7 Виляет (область) в составе Турции
16 2,3 Не знаю
Источник: http://www.qirimtatar.narod.ru
Конечно, необходимо учитывать погрешность подобного опроса. Однако, учитывая, что доступ в Интернет имеют, как правило, социально активные и образованные граждане Украины, опрос демонстрирует определенный срез настроений участи крымско-татарской элиты.
Опыт Югославии продемонстрировал: пренебрежение историческим опытом, отсутствие продуманной демографической политики, силовые действия центральной власти могут за короткий промежуток времени дестабилизировать ситуацию в месте проживания двух конфессий. Предотвращение подобного сценария - одна из важных задач, ответ на которую украинское руководство должно начать искать уже сегодня.
Перепечатка из Крымских Аспектов.
Чужие среди своих: крымские татары в Украине
Юрий Романенко, Алексей Дремов (Симферополь)
Агентство деловой информации «Контекст»
Часть третья. Исламский ренессанс
Некоторые украинские политики заявляют об опасности появления на территории Крыма исламских радикалов. Однако на сегодняшнем этапе возрождения мусульманской общины на полуострове эксцессы если и случаются, то носят локальный характер. В то же время, национальное движение крымских татар из сферы политики перемещается в область экономики. Эксперты отмечают, что на полуострове происходит и разделение славянского и крымско-татарского населения, что должно насторожить киевскую власть.
Ваххабиты в Крыму: много разговоров, мало фактов
Заметное место в социально-культурной адаптации крымских татар занимает религиозное возрождение. Большинство вернувшихся в Крым считают себя мусульманами. По данным социологических опросов, проведенных Центром регионального развития при правительстве АРК, 93,8% крымских татар относят себя к приверженцам ислама, 39,2% из них соблюдают религиозные обряды.
На территории АРК действуют 123 мечети. Решениями власти Крыма верующим возвращена 31 мечеть, за счет зарубежных спонсоров ведется активное строительство новых мечетей. В то же время, крымско-татарские лидеры отмечают, что в Крыму будет ровно столько мечетей, сколько населённых пунктов, населённых крымскими татарами.
С 1988 года зарегистрировано более 210 общин, из них порядка 120 - в последние два года. При муфтияте действуют курсы по подготовке священнослужителей. Обучение ведется в исламских университетах и медресе Турции, Египта, Саудовской Аравии. Некоторые крымские муфтии выступают против такой практики: есть случаи, когда по возвращении студенты не могут найти общий язык с местными служителями. Некоторые аналитики указывают, что зачастую обучение проходит в т.н. "ваххабитских школах" в Саудовской Аравии.
Ваххабизм, напомним, - аскетическое пуританское течение в рамках наиболее строгой в суннитском исламе т.н. ханбалистской религиозно-юридической школы, в которой особое внимание обращается на неукоснительное исполнение предписаний ислама. Как правило, распространение ваххабизма приводит к радикализации настроений верующих.
В Крыму заговорили о ваххабизме несколько лет назад. В 2001 году в Киеве вышла книга "Осторожно: ваххабизм", автор которой рассказывает о возможном захвате ваххабитами всех мечетей, а вместе с ними и прихожан. Периодически в крымских СМИ появляется информация о том, что в некоторых мусульманских приходах власть получили ваххабиты. Но в среде обывателей эта информация не находит отклика, оставаясь тревожным звонком для посвящённых в проблему. Власть предпочитает дистанцироваться от вмешательства в религиозные дела.
Одной из самых громких акций мусульманской общины в 2003 году был митинг по поводу начала войны в Ираке. Несанкционированное мероприятие прошло перед ВС Крыма при участии ортодоксальных верующих. Трудно сказать, были ли это ваххабиты, однако прозвучали упреки в адрес Меджлиса в бездействии в защиту единоверцев в Ираке и напоминание американцам об 11 сентября 2001 г. Следует отметить, что муфтий Крыма официально осудил эту акцию.
На сегодняшнем этапе отношения между религиозными конфессиями в Крыму доброжелательны. Муфтий мусульман Хаджи Эмирали Аблаев и Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь - сопредседатели межконфессионального координационного совета "Мир - дар божий", деятельность которого направлена на стабилизацию межрелигиозной ситуации в Крыму. Впрочем, эксцессы были. В 2001 году в селе Морское произошли столкновения на национальной почве, которые вылись в "крестоповал": в течение нескольких месяцев 2001 года неизвестными лицами были повалены несколько крестов в разных районах полуострова.
В целом ислам на полуострове пока не стал полноценным инструментом политики крымских татар. Это объясняется отсутствием квалифицированных священнослужителей и довольно ограниченным проявлением религиозности в крымско-татарской среде. При этом крымские татары рассматривают религию как важный фактор возрождения родного языка, семейно-бытовых традиций и культуры.
Крымские татары все меньше интересуются политикой, и все заметнее - экономикой
Нынешний этап крымско-татарского движения характеризуется, прежде всего, смещением центра борьбы из политической в социально-экономическую сферу. Смягчаются противоречия на республиканском уровне, усиливаясь внутри крымско-татарского национального движения. В крымско-татарском национальном движении выделяют три течения.
Умеренное представлено Национальным движением крымских татар, которое объединяет главным образом интеллигенцию и служащих. НДКТ выступает за восстановление национальной государственности крымско-татарского народа в рамках формируемых в Крыму государственных институтов. Позицию движения выражает газета "Арекет". Организация не проявляет заметной политической активности, ограничиваясь в основном полемикой с оппонентами из меджлиса на страницах "Арекет" и является скорее клубом интеллектуалов, нежели политической партией.
Национально-либеральное направление представлено Организацией крымско-татарского национального движения (ОКНД) и Меджлисом крымско-татарского народа (председатель - Мустафа Джемилев). Рупор этого течения - газета "Авдет". Под контролем Меджлиса находятся национальные редакции радио и телевидения, ряд других изданий. Он оказывает определенное влияние на деятельность крымских татар, работающих в Совете министров и других органах государственной власти АРК.
Радикальное течение, представленное партией "Адалет", требует более решительных действий от крымско-татарского руководства в восстановлении национальной автономии. Оно поддерживает связи с радикальными организациями в Турции и выступает за возрождение исламских ценностей. Показательно заявление лидера этого направления Ильми Умерова, заместителя главы Верховного Совета АРК, сделанное недавно в интервью газете "Авдет". "Плохо, что наши парни и девушки все чаще выбирают себе в качестве супругов людей других национальностей, - отметил Умеров. - Это путь к ассимиляции". По его мнению, "достижение поставленных целей возможно только при демографическом росте крымско-татарского народа", поэтому "крепкая семья и увеличение рождаемости должны стать одной из основных задач на ближайшее будущее".
В последнее время налаживаются более тесные контакты крымских татар с крымско-татарской диаспорой Турции и других стран. Некоторые местные наблюдатели отмечают, что молодежь из числа крымских татар проходят обучение в военных институтах Турции, а потом возвращаются в Крым.
Крымско-татарское национальное движение в лице его наиболее мощного национально-либерального крыла придерживается ранее провозглашенных целей. В политической области это создание в Крыму крымско-татарского национального государства. Однако в выступлениях официальных лидеров крымских татар это положение формулируется как принцип реализации права крымско-татарского народа на самоопределение на своей исторической родине. Можно сделать вывод, что вопрос о создании национально-территориального государственного образования определяется как сравнительно отдаленная перспектива.
Местные аналитики считают, что эволюция крымско-татарского национального движения, будет связана с требованиями распространить на крымских татар льготы и преимущества, вытекающие из основных международных документов, принятых по правам коренных народов. Речь о признании крымско-татарского меджлиса представительским органом крымско-татарского народа. Это потребует внесения изменений в законодательство Украины, что неоднозначно воспринимается как нетатарским населением полуострова, так и частью крымских татар, включая Национальное движение крымских татар. Расширяется и международная деятельность Меджлиса: апеллирование к общественному мнению, контакты с международными организациями стали характерными чертами национального движения.
После распада СССР у лидеров крымско-татарского движения возникла необходимость определить их отношение к украинскому государству. Меджлис поддержал акт провозглашения независимости Украины, а 31 августа 1991 года обратился к Верховной Раде с предложением признать его в качестве высшего представительского органа крымских татар. С того времени лидеры крымско-татарского движения проводят акции, направленные на официальное признание Меджлиса. Эти требования поддержал ряд партий и общественных организаций Украины, в частности Народный Рух. С политической точки зрения руководство Руха допускает возможность создания нового политического образования в Крыму.
В то же время, официальная позиция украинского руководства носила осторожный характер. В начале 90-х в разгар противостояния с руководством Крыма Киев использовал татар как составляющую своей политики на полуострове. Столица демонстрировала готовность и впредь оказывать максимально возможную помощь возвращению и обустройству крымских татар (при этом в среде руководителей Меджлиса нарастает недовольство масштабами этой помощи).
Однако по мере того, как Крым инкорпорировался в украинское государство, отношение руководства Украины к проблеме самоопределения татар, и тем более к воссозданию их национальной государственности, приобретает все более неоднозначный характер.
С середины 90-х в Меджлисе начинаются расколы, связанные прежде всего с деятельностью крымско-татарского коммерческого банка "Имдат-банк". Он создавался специально для депортированных, через него осуществлялось финансирование экономических и социальных программ репатриантов. Ряд членов Меджлиса обвинили руководство "Имдат-банка" в систематическом нецелевом использовании средств. В свою очередь, в 1997 г. банк дважды отказывался выполнять решения Меджлиса о переводе финансов в альтернативные финансовые учреждения.
Как отмечает крымский политолог Александр Мальгин, сегодня прогрессирует снижение активности крымско-татарского движения. Главы местных меджлисов все чаще заявляют, что политика их не интересует, и главное для них - бизнес. Последние события, связанные с самозахватами крымскими татарами земель на Южном берегу Крыма, подтверждают этот тезис.
В Крыму происходит разделение славянского и крымско-татарского населения
Эксперты крымского Центра разрешения конфликтов отмечают, что в настоящий момент в Крыму наблюдается разделение крымско-татарского и славянского населения. И чем сильнее это разделение, тем больше негативных стереотипов в отношении друг друга, тем они жестче и дальше от реальных характеристик. Этот процесс формирует образ внешнего врага.
Согласно исследованиям, проведенным Центром, 54% крымских татар придерживаются сепарации по стилю, в основе которого лежит стремление сохранить свою культуру за счет ограничения контактов с другими этническими группами. Этой группе крымских татар свойственны представления о том, что крымские татары осторожны и страшатся близких контактов с другими культурами. В то же время, 30% татар стремятся принять некоторые элементы других культур. Стремление к сохранению и своей культуры и уважению других характерно для 8% крымских татар.
Киеву необходимо сформулировать внятную информационную политику в отношении крымско-татарского народа, чтобы в СМИ татар не представляли как чужеродный элемент для украинского социума. Возможно, стоит задуматься над тем, как не допустить чрезмерного сосредоточения крымских татар на одной территории, например, путем предоставления специальных льгот репатриантов желающих поселится в других областях Украины.
Кроме того, местные эксперты указывают на другую проблему, требующую разрешения. Например, потребность в модернизации инфраструктуры АРК заставляет ее руководство искать иностранных инвесторов. С последнего времени в числе таковых появились и представители Турции. Учитывая влияние Анкары на крымских татар, некоторые украинские аналитики высказывают мысль, что чрезмерное усиление экономических позиций турков в Крыму может послужить дополнительным катализатором для дестабилизации ситуации на полуострове. Впрочем, во-первых, это не снимает потребности Крыма в инвестициях, и здесь Киев мог бы попробовать сыграть на противоречиях турков с курдами, которые также имеют хорошие финансовые возможности, но у них нет рычагов влияния на крымских татар. Однако, в Украине вряд ли готовы разыгрывать такие геополитические пасьянсы.
Во-вторых, ряд экспертов говорят, что не следует преувеличивать влияние турков на крымских татар. В середине 90-х Турция обещала построить в Крыму несколько многоквартирных домов для нужд репатриантов, но воз, как говорится, и ныне там. Кстати, разрешение вопроса обустройства репатриантов, по мнению экспертов, сыграло бы огромную роль в снижении дестабилизационных процессов в Крыму. Например, при переселении в Крым из Узбекистана, крымские татары вынуждены за бесценок продавать свою собственность в Средней Азии. Выходом из этой ситуации может быть заключение межгосударственных договоров между Украиной и Узбекистаном, согласно которым собственность крымских татар при возвращении на историческую родину должна переходить в муниципальный фонд с соответствующей компенсацией.
В целом можно сделать вывод, что на сегодняшнем этапе возвращение и обустройство крымских татар в Крым не несет угрозу украинской государственности. Более того, в начале 90-х крымско-татарский фактор оказал существенное влияние на стабилизацию ситуации на полуострове и его инкорпорации в общеукраинское пространство. Однако, по мере роста национального самосознания в среде крымских татар в средне- и дальнесрочной перспективе Украина рискует получить свое Косово. С этой точки зрения, весьма интересными представляются результаты виртуального опроса, который проводится на неофициальном сайте крымских татар (http://www.qirimtatar.narod.ru).
Результаты опроса: Каким должен быть Крым?
334 человека 48,70% Крымско-татарское независимое государство
108 15,70% Крымско-татарская автономия в составе Украины
98 14,30% Республика в составе России
49 7,10% Нынешний статус
42 6,10% Область Украины
39 5,7 Виляет (область) в составе Турции
16 2,3 Не знаю
Источник: http://www.qirimtatar.narod.ru
Конечно, необходимо учитывать погрешность подобного опроса. Однако, учитывая, что доступ в Интернет имеют, как правило, социально активные и образованные граждане Украины, опрос демонстрирует определенный срез настроений участи крымско-татарской элиты.
Опыт Югославии продемонстрировал: пренебрежение историческим опытом, отсутствие продуманной демографической политики, силовые действия центральной власти могут за короткий промежуток времени дестабилизировать ситуацию в месте проживания двух конфессий. Предотвращение подобного сценария - одна из важных задач, ответ на которую украинское руководство должно начать искать уже сегодня.
Перепечатка из Крымских Аспектов.