МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Неплохая статья про аварию шахтеров и татарскую молодежь

01/22/2004 | line305b
Бедствие – пробный камень доблести

Из покореженного автобуса шахтеров выносили крымскотатарские парни


Адиль Сеитбекиров
газета «Голос Крыма», №2 (530), 9 января 2004 г.

Известие об автокатастрофе в Крыму 17 декабря 2003 г., когда при спуске с Ангарского перевала автобус с шахтерами из Донбасса, ехавшими на отдых в г.Алушту, потерял управление и упал в овраг, поверг в ужас всех, кто видел по телевидению видеосъемку с места события. Различные государственные службы начали расследование причин катастрофы и наспех излагали версии специалистов. С телеэкранов обращались к людям с просьбой сдать донорскую кровь, чтобы помочь пострадавшим. Конечно, боль родственников погибших останется в сердце навсегда, но время с надвигающимися новыми событиями отодвинуло трагедию в прошлое.
Неожиданно, перед самым Новым годом телефонный звонок из Алушты в редакцию снова оживил перед глазами картину той автокатастрофы и по-особому высветил некоторые стороны деятельности отдельных людей из спецслужб в экстремальных ситуациях. Звонивший назвал свое имя и фамилию, домашний адрес, сказал, что знает трех крымскотатарских парней, которые могут дополнить информацию о трагедии, т.к. они первыми увидели происшествие и не по приказу извне, а по велению души, как истинные мусульмане, начали извлекать живых и мертвых людей из кровавого месива и на себе поднимать их из оврага по скользкому склону наверх, чтобы через минуту снова спуститься за очередной жертвой катастрофы. Звонивший, сообщая это, дважды обратился к имени Аллаха, и я почему-то подумал, что он молодой, степенный человек, чье слово имеет вес, ибо истинный, глубоко верующий мусульманин руководствуется следующими принципами: Аллах запрещает воровство, обман, взяточничество, незаконные способы заработка и лжесвидетельствование. Встретиться удалось уже в начале нового года. Руслан Исмаилов, идя нам навстречу во дворе многоэтажного дома, сразу сказал, что сам он среди спасателей не был и обо всем знает со слов своего младшего брата Рамиля. Руслану 34 года, Рамилю — 26 лет. Родились они в Булунгуре Самаркандской области, переехали в Крым в начале 1990-х годов. Их мама родом из с.Корбекуль (Изобильное). Руслан попросил своего сынишку не обижаться на то, что не может его взять с собой в машину, и мы поехали на встречу с парнями, оказавшимися самыми первыми на месте страшной трагедии. Нашли их на работе, недалеко от моря, где строилась гостиница.
Эльдар Сейдаметов, Рамиль Исмаилов, Айдер Эмираметов вечером 17 декабря, выехав из с.Шума (Верхняя Кутузовка), где были в гостях у родственников, направлялись в Алушту. Немного не доехав до поворота на с.Корбекуль, в свете фар увидели сидевшего на проезжей части дороги человека. Он был в свитере, клок которого на животе был вырван, виднелись ссадины и кровь. Остановились, решив, что того сбила какая-то машина. На вопросы он отвечал невнятно. Ребята обратили внимание на разбросанные вдоль дороги сумки и какие-то вещи. Справа в каменной подпорной стене были вышиблены два камня, и они решили, что ниже, в темноте, должна быть и сбившая его машина. Сидевший махнул рукой в темноту. Первым в том направлении пошел Рамиль. Эльдар развернул свою «легковушку» и поставил ее так, чтобы предотвратить наезд на сидевшего на дороге человека. Фары оставил включенными и вместе с Айдером пошел вниз по трассе к Рамилю, который, стоя у обрыва, пытался разглядеть что-то в темноте. Там, в овраге, на колесах стоял автобус, передняя часть его была смята, лобовое стекло разбито. По склону поднялась оставшаяся невредимой девушка в белом свитере и оповестила о случившемся по мобильнику.
Спустились по откосу вниз. Эльдар постучал по кузову и громко крикнул: «Есть ли кто живой в машине?» Послышались стоны и просьба о помощи. Рамиль через разбитое стекло забрался в салон и замер — впереди видна была груда человеческих тел в три слоя вперемежку с сиденьями, которые, видимо, от удара сорвало с мест и нагромоздило на людей. Разобрать что-либо в этом кровавом, стонущем, неподвижном месиве человеческих тел — живых и уже бездыханных — было просто невозможно. Эльдар разбил камнем второе стекло. С Рамилем они пытались сначала высвободить живых людей, но это было почти невозможно и пришлось, отгибая с трудом ножки сидений, подряд высвобождать тела живых и мертвых и подавать их в окно. Эльдар осторожно перекладывал их на плечи Айдера, который, как он говорит, «на карачках» поднимался вверх и укладывал там «ношу» под деревом. Запомнился пожилой человек, которого он вынес наверх и положил на правый бок, а потом, по его просьбе, повернул на левый, и тот заложил руку под голову и успокоился. Когда Айдер вынес наверх молодого парня в куртке, дышавшего глубоко и часто, то увидел, что старик под деревом уже не дышал. Остановилась проезжавшая «девятка», где сидели парень с девушкой, машина развернулась и направила фары к месту аварии, но свет бил выше оврага, однако отблески немного развеяли тьму. Подъехала «Скорая помощь» с медперсоналом, работники ГАИ. Никто в овраг не спускался. Айдеру казалось, что автобус вот-вот загорится, так как от заднего колеса исходила жара и что-то дымилось. Он попросил у «гаишника» огнетушитель из машины, но тот ответил, что кому-то его еще вчера отдал. Когда ребята вынесли 8 человек, прибыли пожарники (или работники МЧС) с узенькими лесенками и гнутыми ломиками в руках. Гидроножниц, чтобы резать металл, не было. «Это только в кино бывает», — сказал один из них. Ломики были малоэффективны. Подоспели шахтеры из уехавшего вперед другого автобуса. Они бежали вверх по трассе минут 15-20. Они-то действительно сразу включились в активную работу. Последним подняли из оврага человека, которого выбросило из машины через проем лобового окна. Наверху уже суетились представители различных служб. А три крымскотатарских парня, уставшие, в грязи и крови, выбрались наверх, сели в свою машину и уехали. Только пожилой шофер из «Газели», который задолго до этого материл милиционеров, сказал вдогонку: «Спасибо!»
На мой вопрос: «Не было ли страшно?» — Рамиль ответил, что страх исчез, так как «мы понимали, что кроме нас помочь этим людям некому». Эти ребята руководствовались повелением Всевышнего: «...пожелай ближнему то, что пожелает он сам себе, и не желай даже врагу несчастья». Тень увиденного и пережитого еще не сошла с их лиц. Айдеру 25 лет, имеет высшее экономическое образование, с женой и дочерью живут на частной квартире. Рамилю 26 лет, холост, квартиры нет, живет в семье старшего брата. У Эльдара, техника-электрика, жена с дочерью, живут у его родителей в Карасубазаре, а сам он обитает в общежитии в Алуште. Неустроенные, с массой проблем, молодые мужчины первыми пришли на помощь бедствующим людям и выполнили свой человеческий и гражданский долг. В СССР награждали людей за спасение утопающих или при пожаре. А есть ли в Украине награда за оказание помощи терпящим бедствие людям?
Парни помогали в силу своих убеждений, а не за награду. Наградой им служит то, что они вернулись на свою Родину. Может, хоть этот пример просветит те головы, которые не хотят ничего понимать и поднимают гвалт по поводу намерения крымских татар поселиться на Южнобережье. Пусть побольше селятся! Экология станет чище, и мораль утвердится высокая!
А тем временем в Алуштинской клинике еще находится часть пострадавших, остальные направлены по месту жительства на амбулаторное лечение. Накануне Нового года Представитель Президента в Крыму проведал шахтеров в больнице и на месте удовлетворил их просьбу об установлении телевизора для просмотра новогодних передач, вручил подарки. У каждого свои ценности.


Р.S. Уместно будет отметить, что до войны все водители автотранспорта, направлявшегося к Ангарскому перевалу, получали четкий инструктаж о правилах езды по горным дорогам в гараже «Союзтранса», располагавшегося слева от трассы при въезде в с.Мамут-Султан (Доброе).

reprint from Aspects: http://aspects.crimeastar.net


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".