ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ \"КРЫМСКИЕ КАЗАКИ\"?
03/20/2004 | Игорь ЛОСЕВ
Игорь ЛОСЕВ, "Флот України"
По сообщениям прессы, в некоторых населенных пунктах Крыма в конфликтных ситуациях с этническим колоритом (например, в Судаке и селе Веселом) принимают участие лица, именующие себя "крымским казачеством". Сии активисты самочинно присваивают себе функции милиции, ОМОНа, внутренних войск.
Стоит напомнить, что феномен казачества в истории Украины и России не является чем-то уникальным, поскольку мировая культура знает множество подобных явлений. Как правило, специфические военные или военизированные сословия (а часто даже особые этнические группы) возникают там, где сталкиваются различные цивилизации. Именно в том месте, где резко отличающиеся миры, да простят мне это слово, "контачат", формируется особый тип "человека пограничья". Столкновение балканских христиан с Османской империей породило феномен "гайдуков". Это своего рода балканское "казачество". Были гайдуки сербские, болгарские, черногорские, хорватские, румынские. Гайдуки пребывали в состоянии перманентной войны с враждебным им миром ислама и тюркских народов. Иногда государства брали этих профессиональных вояк, совмещавших войну и хозяйственную деятельность, на службу. Так, переселившиеся из Сербии гайдуки осели на границе между Австрией и Турцией, получили от Вены официальный статус "граничаров" (пограничников), денежное содержание, и постепенно на их основе сформировалась даже особая этническая группа сербов на территории Хорватии.
В Северной Америке люди, жившие на границе мира белых и индейцев и принимавшие активное участие в освоении так называемого Дикого Запада, известны нам как ковбои. В Южной Америке подобная публика называлась гаучо.
В Украине ватаги свободных людей, не признававших над собой никакой власти, кроме собственной выборной, появляются в конце XV века. По крайней мере, первые летописные сведения о казаках на нижнем Днепре датируются 90-ми годами XV века.
Постепенно украинские казаки превращаются в мощное военно-земледельческое сословие с государствосозидающими функциями.
Короли Речи Посполитой стремятся использовать эту значительную военную силу в борьбе с Турцией и Крымским ханством, предлагая казачеству покровительство, жалованье и материальные ресурсы.
К XVII столетию украинское казачество уже было способно создать государственное образование, именуемое "Держава Війська запорозького". Во времена гетмана Хмельницкого Украина получает так называемое полковое устройство. Ее территория делится на полки, во главе каждого - полковник, который соединял в своих руках военную, гражданскую и судебную власть. В период войны данная территория должна была выставить 1000 казаков (полк). Полки делились на сотни, во главе каждой стоял сотник, осуществлявший военное и административное управление на своей территории. Украинское казачество было уничтожено российским царизмом в конце XVIII века. Ныне его возрождение на землях бывших казачьих полков - Уманского, Миргородского, Лубенского, Кременчугского, Полтавского, Брацлавского, Фастовского, Белоцерковского, на землях Запорожья - представляется естественным и оправданным.
Несколько иначе развивалось российское казачество. Оно возникало на постоянно меняющихся вследствие экспансии границах государства как объединение всевозможных бунтарских элементов. Передвигаясь, расширяясь, граница Московского государства отодвигала и этот, опасный для стабильности страны, элемент на периферию. Был период, когда русское казачество базировалось не так далеко от Москвы, в районе города Елец. Отсюда в русском языке до сих пор сохраняется поговорка: "Елец - всем ворам отец". Правда, в те времена "ворами" называли не уголовных, как сейчас, а именно политических преступников. Трудно назвать в России XVI - XVII вв. такие мятежи, бунты, смуты, в которых бы не принимали участия, причем самого активного, казаки.
И восстание Болотникова, и Разина, и Булавина, и Пугачева, и смута начала XVII века. За исключением Болотникова, все лидеры этих восстаний - казаки. Московские цари, как и польские короли, стремились взять казаков под свой контроль и направлять их деструктивную активность куда-нибудь подальше от центра страны.
Так, испанские монархи после Реконкисты (800-летней войны с арабами и маврами за обладание Пиренейским полуостровом) постарались спровадить целую орду воинственных идальго в Америку. Действительно, пусть лучше разрушают чужие страны, чем собственную. Когда ныне российские казачьи атаманы с гордостью заявляют, что "казаки создали Россию", они, в известном смысле, правы. Но это произошло после того, как Москва взяла их под контроль и лишила возможности безобразничать у себя дома, бросив на покорение Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья, Центральной Азии, Северного Кавказа.
Расчет был простой - и территория прирастает, и в центре страны спокойнее без чубатых и усатых. Постепенно казакам поручают и чисто полицейские, а нередко и карательные функции. Формируются казачьи войска в составе вооруженных сил империи, создается в системе военного командования главное управление казачьих войск. То есть, возникают особые воинские части, где служивые одновременно являются и вольными хлебопашцами. Военную подготовку они проходят у себя в станицах, затем их призывают на срочную службу в составе казачьих войск (причем в сотне, в полку служат, как правило, выходцы из одной местности, из соседних хуторов и страниц), а потом уже - в случае войны или особой надобности. Но коня, винтовку, саблю, пику казак должен был приобретать за свой счет, как и обмундирование, и конскую збрую.
За почти пожизненную воинскую службу казаки имели от государства целый ряд привилегий, как-то: освобождение от налогов, повинностей, телесных наказаний (только казачий круг, и никто другой, мог приказать путем голосования выпороть казака за ту или иную провинность).
К началу ХХ столетия окончательно складывается структура казачьих войск России. Если вы возьмете "Советскую военную энциклопедию" и найдете статью "Казачьи войска", то окажется, что на 1914 год их было 12 - Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Семиреченское, Оренбургское, Забайкальское, Сибирское, Амурское, Уссурийское, Енисейское войско и Якутский отдельный казачий полк.
А вот о "крымском казачестве" никаких данных нет. Кстати, каждое настоящее (а не самозваное) казачье войско имело свою форму, свой цвет лампасов на штанах и околыша на картузе или верха на шапке, а также свой цвет башлыка.
Бывали случаи, когда казачьи войска расформировывались или объединялись. Например, в результате слияния Черноморского казачьего войска (потомки запорожцев) и Линейного казачьего войска (русский этнический элемент) возникло Кубанское казачье войско. Между "черноморцами" и "линейцами" до сих пор сохраняются заметные этнографические различия.
Было на Кавказе Гребенское войско, которое затем влилось в состав Терского. А вот "крымского казачества", хоть плачь, нигде не обнаруживается. Да, следует напомнить, что каждое казачье войско имело свою административную территорию: Донское - "земля Всевеликого войска донского", или Донской округ, Кубанское - Кубанский округ, Терское - Терский округ и т.д. А Крым, как известно, пребывал в составе Таврической губернии, и никакой казачьей административной территории не имел. Никогда. А учитывая этнический состав и специфику расселения людей в Крыму, тут и записывать в казаки было некого, кроме крымских татар. Но такая экзотическая мысль никому из сановников Российской империи в голову не пришла.
Поэтому, применительно к лицам, называющим себя "крымскими казаками", возникает вопрос: "Чьи вы, хлопцы, будете, кто вас в бой ведет?".
Во времена так называемой перестройки партийные органы КПСС начали на Дону, Кубани и других территориях спешно создавать "казачьи" объединения с целью иметь опору в массах, своего рода "обкомовские казачьи войска". Но в названых регионах России за этим, по крайней мере, стояла какая-то историческая традиция.
Что же касается "крымского казачества", то тут следует сказать, что, конечно, те или иные военные или полувоенные формирования можно назвать как угодно - "казаками", "джигитами", "абреками", не суть важно. Но вот нужны ли подобные организации на Крымском полуострове, служат ли они делу стабильности, межнационального мира и согласия?
У нас в Крыму проживает множество этносов, и если каждый начнет создавать свои военизированные группировки, то чем это все закончится для нас, крымчан? Обеспокоенность по этому поводу уже выразил заместитель председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым Василий Киселев. Это более чем оправданная обеспокоенность. Есть печальный опыт Ливана. Там проживало около 12 этноконфессиональных общин, и каждая имела свои отряды. Стране это обошлось в 15 лет разрушительной междуусобной войны.
Нам это нужно?
http://fleet.sebastopol.ua/index.php?article_to_view=138