Никита КАСЬЯНЕНКО: Плохие игры
04/02/2004 | line305b
Плохие игры
Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь, "День", №58
Российские компьютерные фирмы выпустили на рынок «новинку»: игру, в которой в 2010 году Крым становится плацдармом конфликта между американской (в другой версии — «арабо-африканской») армией и некими «силами России и объединенной Европы». Рынок компьютерных игр, кстати, довольно чутко реагирует на конфликтные ситуации, существующие в реальной жизни. Достаточно вспомнить две иракских войны. Последние недели в Крыму дали достаточно поводов для внеочередной сессии Верховной Рады автономии. Что делать с нарастанием этнической напряженности в Крыму, с наличием массы сил, в том числе и за пределами Крыма, готовых использовать бытовую драку в своих целях? Кто направляет молодежные бандитские группировки, использующие символику скинхедов? Способен ли меджлис удержать крымскотатарское движение от радикальных сценариев отстаивания своих прав? Именно на эти вопросы пытались найти ответы в парламенте автономии.
СТАБИЛЬНОСТЬ СТОИТ ДЕНЕГ
Итак, пришло время спокойно проанализировать, насколько все это эффективно: состоялся ли прорыв автономии в решении межнациональных проблем, устранены ли причины, породившие откровенное физическое насилие одних людей над другими. Как это ни печально, но дать полностью утвердительный ответ на этот вопрос пока нельзя. «Прорыв» в решении проблем пока состоялся в некоторых направлениях, но в нескольких других ответы так и не найдены, что грозит повторением мартовского насилия.
Крыму, например, удалось улучшить решение финансовых проблем. В день сессии Президент Украины Леонид Кучма распорядился ускорить финансирование программы обустройства репатриантов. Как сообщают пресс-службы, в ходе телефонного разговора председатель Совета министров Крыма Сергей Куницын проинформировал главу государства о социально-экономической ситуации на полуострове и ходе выполнения его поручений по обустройству крымских татар. Леонид Кучма сообщил, что по его поручению, данному первому вице-премьер-министру Украины Николаю Азарову, из Госбюджета Украины направлены 20 млн. гривен по программе обустройства репатриантов. Как сообщается, Крым уже получил 10 миллионов гривен, выделенных по поручению главы государства. На период до 2005 года из Государственного бюджета Украины выделено 40 млн. гривен, из которых 36 млн. — на капитальное строительство и 4 млн. — на решение социально-кул ьтурных проблем депортированных. Учитывая общественно-политическое значение проблемы, а также в связи с тем, что в этом году отмечается 60-летие депортации, Кабинет Министров Украины профинансировал почти третью часть объемов, запланированных на 2004 год.
ПРИРОДА «ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ»
С другой стороны, Крыму так и не удалось прояснить вопрос о «третьей силе», спровоцировавшей противостояние в Крыму. Народный депутат Украины Рефат Чубаров говорил на крымской сессии, что к столь тяжкому обострению ситуации привели совсем не причины внутреннего противостояния, несмотря на то, что они в Крыму существуют. Например, для силовых действий в Симеизе в Крым были завезены казаки из Запорожья. Для столкновений в Партените завозились силы из степной части Крыма. К слову, в потасовке в Симеизе также участвовали люди, не живущие на Южном берегу. Во- вторых, ни силовым органам, ни органам власти Крыма так и не удалось гласно выяснить историю со скинхедами. По данным МВД, их зарегистрированная организация есть только в Севастополе, однако никто не может дать гарантию, что при практике «завоза внешних сил» это не они «отметились» в событиях на улице Пушкина в Симферополе. С другой стороны, и МВД, и органы власти признают наличие в Крыму молодежных бандитских группировок, использующих символику скинхедов.
По словам крымского премьера, он располагает «оперативной информацией, которая позволяет утверждать, что третья сила есть». Сергей Куницын отметил, что «она извне придает импульс тому, что у нас появляются зародыши некоего подобия скинхедов или фашиствующих организаций». «Это не свойственно было ни крымскому, ни украинскому обществу на данном этапе. Российскому было свойственно», — отметил глава Совмина. Представитель Президента Украины в Крыму Александр Диденко, выступая на сессии, говорил, что «третья сила сработает, если мы допустим ее до наших дел». С другой стороны, прокурор Крыма Владимир Гальцов, подчеркнув, что, по официальной статистике, прокуратура преступность по национальности не различает, тем не менее отметил, что, как показывает анализ, преступность с участием крымских татар на полуострове составляет по некоторым видам всего менее двух процентов, а по другим характеристикам — пять-шесть процентов и не достигает той доли, которую крымские татары составляют в крымском обществе, то есть 12— 13 процентов. Что может быть косвенным доказательством «привнесенности» причин преступных проявлений извне. Что касается самозахватов земли, то факты самовольного занятия участков, даже если таковыми считать акции протеста на Южном берегу, составляют не больше 15—20 процентов всего числа самозахватов крымской земли. Например, из 57 уголовных дел, возбужденных прокуратурой по фактам самовольного занятия земель, совершены крымскими татарами только 17 случаев. Почему СМИ говорят только о «татарских самозахватах» — непонятно. Прокурор Крыма Владимир Гальцов сказал, что для него как прокурора в этом плане «все понятно, и проблемы нет».
Кстати, интересный факт, касающийся «третьей силы». Именно во время крымского противостояния некие российские компьютерные фирмы выпустили новую виртуальную игру «Крымская война-2». Сюжет игры состоит в том, что в 2010 году в Донбассе организована катастрофа техногенного характера, и, воспользовавшись замешательством, некие «афро-арабские» войска (тонкий намек! Впрочем в первом варианте, как сообщается, это были «американские войска») высадились в Крыму с целью захвата плацдарма в Европе. Против них выступили «силы объединенной Европы и России», которые стремятся противостоять агрессору. Побеждает тот, кто первым овладеет крымскими проливами (Перекопом и Керченским) и больше расширит свой плацдарм. Здесь интересны несколько «игровых» аспектов: во-первых, срок «событий» и распределение сил. Во- вторых, полное отсутствие на арене этой «игры» инициативы и интересов самого Крыма и Украины в целом.
«ДАЙ ДРУГОМУ ТО, ЧЕГО ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ…»
Самый главный вопрос: если взять в комплексе все принятые меры — удалось ли Крыму снять саму возможность повторения вмешательства преступного мира с целью нарушения стабильности в автономии, особенно в период до 18 мая, когда будет отмечаться 60-летие депортации крымских татар? К сожалению, нет. Все, что намечено и предложено, — пока только отдельные шаги в этом направлении: и меры правоохранительных органов, и концепция этнической политики, и хартия межнациональных отношений, которую предложил принять депутат Николай Багров. Комплексного решения проблемы нет. Сергей Куницын отметил на сессии, что «главный вывод, который можно сделать из событий прошедшей недели, — то, как легко может вспыхнуть конфликт. Вызывает недоумение неадекватно агрессивное поведение массы людей, когда перекрываются улицы, выдвигаются совершенно неприемлемые требования о выборочном применении норм закона. Закон один для всех, и в этом не может быть исключений», — заявил премьер. И Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев требовал исключить «национальные подходы» к законам. И многие участники этой обширной крымской дискуссии, в первую очередь представители Русского движения Крыма, требовали «применения закона без учета национальности», и этому верному — по форме! — требованию ничего, в принципе, нельзя противопоставить. Однако факт остается фактом: депортация 1944 года была актом, осуществленным именно по национальному признаку и не отвечающим даже тогдашним законам. Соответственно, считает заместитель председателя Верховной Рады Крыма Ильми Умеров, прежде чем требовать искоренения национальных подходов в любой правовой работе, следует устранить последствия «национальных подходов 1944 года». По мнению главы крымского парламента Бориса Дейча, выступившего на сессии с программной речью, «национальный вопрос решается очень просто: дай другому то, чего желаешь себе». Самым негативным последствием мартовского противостояния является еще большее усиление антитатарских настроений, подогретое специальными усилиями «третьей силы» — так считает Ильми Умеров.
Меджлис крымских татар в эти дни также пытался пройти «свою часть пути»: его лидер Мустафа Джемилев заявил о недопустимости в дальнейшем массовых акций без решения меджлиса. Однако, по мнению Сергея Куницына, этого недостаточно — «меджлис не стал эффективным партнером, нужна конструктивность с его стороны. Иногда явно просматривается, что цель меджлиса — не решение земельных или иных проблем, а всего лишь успешное проведение акций протеста, — говорил он на сессии. — Двигаться дальше путем ультиматумов и максималистских требований крымское общество не сможет».
По мнению многих наблюдателей, «Крым не справился с мартовским тестом на толерантность». Однако тестирование не прекратилось. Впереди — бурный апрель и тревожный май...
КСТАТИ
Когда материал уже был подготовлен к печати, стало известно, что в ночь на среду в Симферополе неизвестные бросили две бутылки с горючей смесью в окно здания меджлиса крымскотатарского народа.
Как сообщил агентству Интерфакс-Украина начальник Центра общественных связей ГУ МВД в Крыму Александр Домбровский, по предварительным данным, около 3.30 сторож здания меджлиса, расположенного на улице Шмидта недалеко от центра города, обнаружил задымление. Выяснилось, что в окно кто-то бросил две бутылки с неизвестной горючей смесью. Вследствие небольшого пожара нанесен незначительный материальный ущерб. Правоохранительные органы выясняют обстоятельства происшествия. Здание меджлиса оцеплено. Начальник крымской милиции Николай Паламарчук заявил журналистам, что пока рано делать какие-либо выводы из этого инцидента, поскольку следственно-оперативная группа еще не закончила свою работу.