А. Манчук
"Ленинджилик... Буржуйда баш!"
Социальная лирика крымско-татарского народа
Номер: 46
Рубрика:
Крым
Опубликовано:
09.09.2002
"Социальная лирика" - вовсе не наш и совсем не новый термин. Выдающийся украинский советский тюрколог, академик Агатангел Крымский в своем фундаментальном исследовании восточной поэзии свидетельствует о том, что это о многом говорящее определение родилось в самой среде революционных татарских поэтов. В 20-х годах прошлого столетия они создавали новую лирику, продолжившую традиции прославленной со средневековых времен литературы Крыма, наполненной социальным смыслом нового, революционного времени.
Наибольшую известность среди представителей этого движения получил поэт, новеллист и драматург Омар Ипчи, широко известный под псевдонимом "Аль-Кедай" - "Красный кобзарь" или "Красный менестрель". В 1915 году он печатает свой первый стих - "Медресе", описывая тесный затхлый мир мусульманского духовного училища, бурсы для темной массы семинаристов, а уже спустя два года, после издания песни "Солдат-революционер", Омар Ипчи становится профессиональным большевиком-литератором. Он является автором наиболее значительных произведений красной крымско-татарской поэзии - таких, как стих "Аль октабр гэнэ Гэльци" ("Вновь пришел беспощадный Красный Октябрь") или гимн "Ленин олдью!" ("Ленин умер!"), с его итоговым выводом - грозный вождь революции бессмертен, поскольку продолжит свою жизнь в рядах стремительно атакующей врага рабочей партии. Другое известнейшее стихотворение Аль-Кедая - "Хаят-курэш" ("Жизнь-борьба"). "Маркс сказал - миллиарды бедняков соединяйтесь, - напоминает Ипчи, - а Ленин приказал бороться за новую жизнь - на заводах, на фабриках, на дорогах, в степях, на земле и на небе, против капиталистов, против империалистов, против помещиков, против всех-всех врагов человека". "Пусть земля дрожит, пусть небо стонет, пусть не останется камня на камне, а у буржуя - ни головы, ни глаза, ни брови".
Йер титресин
Кьок инлесин!
Таш устюндэ таш,
Буржуйда баш,
Кьоз ве каш
Кьялмасын!
К двадцатилетию кровавого расстрела 9 января Аль-Кедай пишет поэму "1905, йанвар 9", рассказывая о том, как жандармы заманили в ловушку у царского дворца и расстреляли задуренных попами, спрятавшихся за кресты и иконы рабочих. И только когда пошли к царю без попов и икон, с оружием в руках, только тогда смогли добыть себе права и волю, - учит крымско-татарский поэт. "Кровь за кровь! Царю и капиталу смерть!"
Посетив другой, древний ханский дворец в Бахчисарае, Омар Ипчи издевается над мечтательными размышлениями татарских националистов. "Тарих тэкрар дэгиль дир" - "История не возвращается, - говорит он, - история идет вперед, и это хорошо. Потому что если бы повернула назад, то встали бы ханы и косили бы наши головы, а беи с мурзами угнетали бы народ. Нет, мы благодарим Октябрь и твердо идем надежным путем Ленина", - говорит Аль-Кедай.
Он пишет стихи о развитии невиданной в Крыму индустрии, в защиту американских политзаключенных Сакко и Ванцетти и в поддержку нового крымско-татарского алфавита на латинице. Описывает Красную Армию - войско рабочих и крестьян, которое в походе поет на родном для него языке: "Капиталуа эджель-олюм кьотюрген - о бизлер миз!" ("Кто несет неизбежную смерть капиталу - мы, мы!").
О вооруженной классовой борьбе рабочих, как подлинном человеческом счастье, говорится и в пьесе "Азад халк" - "Освобожденный народ". Здесь герой Омара Ипчи, красноармеец Мустафа провозглашает: "Товарищи! Пусть сгинут кулаки и батыры! Да здравствует единение рабочих и бедняков-земледельцев! Да здравствует красный флаг всемирной революции!", - после чего актеры, а затем и весь зал начинают вместе петь "Интернационал", - одновременно на всех своих родных языках. "Азад халк", как и другие пьесы Ипчи - "Фахише" ("Проститутка") - о проституции в феодальных азиатских странах, "Халим айдамак" ("Гайдамаки") - пьеса-сценарий для кинематографа (первая в истории крымско-татарской культуры), - по словам известного татарского критика Махмуда Недима, выказывали "безупречную красность" ("аллык") и служили блестящими образцами нового литературного творчества восточной культуры.
Омар Ипчи Аль-Кедай был не одинок в своем революционном поэтическом творчестве. Широкую популярность имел сборник "Йаны саз" ("Новая музыка"), известного еще в дореволюционные времена татарского поэта Лятиф-задэ. Его новой музыкой становится "ленинджилик" - "боевое ленинство", "торжествующее в людях". Другой представитель "социальной лирики", Менгли-Азиз Джавтобели, автор сборника "Инкиляби ши`рляр" ("Революционные стихи"), описывает историю борьбы пролетариата царской империи. Стих "Азад шарк!" ("Освобожденный Восток") говорит о будущем угнетенных народов Азии, "которые доселе жили под полумесяцем, а вскоре будут жить под полным солнцем". Джавтобели рассказывает о татарской девочке-комсомолке, которая помогает старшим татарским женщинам преодолеть страх перед новой жизнью без паранджи и домашнего угнетения, о детях, которые требуют: "Отец! Не пей!", "Отец! Учись читать и знать!". В этих бытовых мелочах, заботливо описанных поэтом, отражен целый пласт глубоких социальных изменений в жизни маленького народа, наконец-то ставшего свободным.
"Социальная лирика" крымско-татарского народа - поучительное напоминание его нынешним баям и мурзам с депутатскими значками. У наших татар есть добрые революционные песенные традиции и прекрасная историческая память. Они еще дадут о себе знать, и "Интернационал" на крымско-татарском языке займет достойное место в революционном хоре народов планеты.
Відповіді
2004.05.29 | line305b
хо хо, ето просто отпад...
http://www.communist.ru/lenta/?1019А. Манчук
"Ленинджилик... Буржуйда баш!"
Социальная лирика крымско-татарского народа
Номер: 46
Рубрика:
Крым
Опубликовано:
09.09.2002
"Социальная лирика" - вовсе не наш и совсем не новый термин. Выдающийся украинский советский тюрколог, академик Агатангел Крымский в своем фундаментальном исследовании восточной поэзии свидетельствует о том, что это о многом говорящее определение родилось в самой среде революционных татарских поэтов. В 20-х годах прошлого столетия они создавали новую лирику, продолжившую традиции прославленной со средневековых времен литературы Крыма, наполненной социальным смыслом нового, революционного времени.
Наибольшую известность среди представителей этого движения получил поэт, новеллист и драматург Омар Ипчи, широко известный под псевдонимом "Аль-Кедай" - "Красный кобзарь" или "Красный менестрель". В 1915 году он печатает свой первый стих - "Медресе", описывая тесный затхлый мир мусульманского духовного училища, бурсы для темной массы семинаристов, а уже спустя два года, после издания песни "Солдат-революционер", Омар Ипчи становится профессиональным большевиком-литератором. Он является автором наиболее значительных произведений красной крымско-татарской поэзии - таких, как стих "Аль октабр гэнэ Гэльци" ("Вновь пришел беспощадный Красный Октябрь") или гимн "Ленин олдью!" ("Ленин умер!"), с его итоговым выводом - грозный вождь революции бессмертен, поскольку продолжит свою жизнь в рядах стремительно атакующей врага рабочей партии. Другое известнейшее стихотворение Аль-Кедая - "Хаят-курэш" ("Жизнь-борьба"). "Маркс сказал - миллиарды бедняков соединяйтесь, - напоминает Ипчи, - а Ленин приказал бороться за новую жизнь - на заводах, на фабриках, на дорогах, в степях, на земле и на небе, против капиталистов, против империалистов, против помещиков, против всех-всех врагов человека". "Пусть земля дрожит, пусть небо стонет, пусть не останется камня на камне, а у буржуя - ни головы, ни глаза, ни брови".
Йер титресин
Кьок инлесин!
Таш устюндэ таш,
Буржуйда баш,
Кьоз ве каш
Кьялмасын!
К двадцатилетию кровавого расстрела 9 января Аль-Кедай пишет поэму "1905, йанвар 9", рассказывая о том, как жандармы заманили в ловушку у царского дворца и расстреляли задуренных попами, спрятавшихся за кресты и иконы рабочих. И только когда пошли к царю без попов и икон, с оружием в руках, только тогда смогли добыть себе права и волю, - учит крымско-татарский поэт. "Кровь за кровь! Царю и капиталу смерть!"
Посетив другой, древний ханский дворец в Бахчисарае, Омар Ипчи издевается над мечтательными размышлениями татарских националистов. "Тарих тэкрар дэгиль дир" - "История не возвращается, - говорит он, - история идет вперед, и это хорошо. Потому что если бы повернула назад, то встали бы ханы и косили бы наши головы, а беи с мурзами угнетали бы народ. Нет, мы благодарим Октябрь и твердо идем надежным путем Ленина", - говорит Аль-Кедай.
Он пишет стихи о развитии невиданной в Крыму индустрии, в защиту американских политзаключенных Сакко и Ванцетти и в поддержку нового крымско-татарского алфавита на латинице. Описывает Красную Армию - войско рабочих и крестьян, которое в походе поет на родном для него языке: "Капиталуа эджель-олюм кьотюрген - о бизлер миз!" ("Кто несет неизбежную смерть капиталу - мы, мы!").
О вооруженной классовой борьбе рабочих, как подлинном человеческом счастье, говорится и в пьесе "Азад халк" - "Освобожденный народ". Здесь герой Омара Ипчи, красноармеец Мустафа провозглашает: "Товарищи! Пусть сгинут кулаки и батыры! Да здравствует единение рабочих и бедняков-земледельцев! Да здравствует красный флаг всемирной революции!", - после чего актеры, а затем и весь зал начинают вместе петь "Интернационал", - одновременно на всех своих родных языках. "Азад халк", как и другие пьесы Ипчи - "Фахише" ("Проститутка") - о проституции в феодальных азиатских странах, "Халим айдамак" ("Гайдамаки") - пьеса-сценарий для кинематографа (первая в истории крымско-татарской культуры), - по словам известного татарского критика Махмуда Недима, выказывали "безупречную красность" ("аллык") и служили блестящими образцами нового литературного творчества восточной культуры.
Омар Ипчи Аль-Кедай был не одинок в своем революционном поэтическом творчестве. Широкую популярность имел сборник "Йаны саз" ("Новая музыка"), известного еще в дореволюционные времена татарского поэта Лятиф-задэ. Его новой музыкой становится "ленинджилик" - "боевое ленинство", "торжествующее в людях". Другой представитель "социальной лирики", Менгли-Азиз Джавтобели, автор сборника "Инкиляби ши`рляр" ("Революционные стихи"), описывает историю борьбы пролетариата царской империи. Стих "Азад шарк!" ("Освобожденный Восток") говорит о будущем угнетенных народов Азии, "которые доселе жили под полумесяцем, а вскоре будут жить под полным солнцем". Джавтобели рассказывает о татарской девочке-комсомолке, которая помогает старшим татарским женщинам преодолеть страх перед новой жизнью без паранджи и домашнего угнетения, о детях, которые требуют: "Отец! Не пей!", "Отец! Учись читать и знать!". В этих бытовых мелочах, заботливо описанных поэтом, отражен целый пласт глубоких социальных изменений в жизни маленького народа, наконец-то ставшего свободным.
"Социальная лирика" крымско-татарского народа - поучительное напоминание его нынешним баям и мурзам с депутатскими значками. У наших татар есть добрые революционные песенные традиции и прекрасная историческая память. Они еще дадут о себе знать, и "Интернационал" на крымско-татарском языке займет достойное место в революционном хоре народов планеты.
2004.05.31 | Алим
Re: Интересные ссылки
в вот ещеhttp://www.rbcdaily.ru/index2.shtml
более интересная
2004.05.31 | Алим
Re: Интересные ссылки
извиняюсь,толи указал неверный адресс, толи статья просто "переехала"http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2004/05/31/55458