МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

03/10/2005 | Chief
Поздравляем!

Просьба, кто там поближе к Лондону, передать от нас поздравления юбиляру (у писателя нет е-мейла) :-)

Юбилейная страничка здесь

http://www.kirimtatar.com/Diaspora/dz.html

Відповіді

  • 2005.03.12 | сторонний наблюдатель

    Re: Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

    Не подскажете где его в Лондоне можно найти, или хотя бы у кого узнать?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.12 | Недоверчивый

      Re: Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

      Возможно, я Вам смогу помочь, если Вы сможете меня убедить в том, что спрашиваете не из чистого любопытства.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.03.12 | Навигатор

        Re: Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

        Полный текст книги Дженгиза Дагджи «Тимур Дагджи в воспоминаниях (Пером самого писателя) в переводе с турецкого языка на русский и с предисловием доктора филологических наук, профессора Адиле Эмировой по адресу: http://www.cidct.org.ua/uk/publications/Dagdzhi/index.html
      • 2005.03.13 | сторонний наблюдатель

        Re: Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

        Спасибо за отклик. Передайте, если можете, что его творчество и его мысли очень интересны, думаю не только для меня. Можете обобщить и сказать, что для нынешнего поколения – важны и что мы ему благодарны.
        Ну а Вам в доверие, наверно, я не буду «втираться» - слишком долго об’яснять. Если можете, то передайте выше сказанное. Заранее благодарю.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.03.13 | Навигатор

          Re: Писателю ДЖЕНГИЗУ ДАГДЖИ - 85

          Не обижайтесь!

          Просто, насколько мне известно, он ведет достаточно замкнутый (в смысле новых знакомств) образ жизни. Было бы здорово, конечно, если бы он посетил Крым. Знаю, что некоторыми функционерами Меджлиса такие предложения Дженгизу Дагджи делались.
    • 2005.03.13 | Chief

      ДЖЕНГИЗ ДАГДЖИ

      Сюжет о том, почему Дагджи не возращается в Крым, мы довольно долго обсуждали с Адиле Эмировой, которая во время работы над переводом книги ближе других общалась с писателем. Точного ответа на этот вопрос нет, но среди прочих вероятных причин есть, на ее взгляд, и сугубо объективные - старость, нежелание покидать места, где похоронена горячо любимая супруга и тому подобное.

      На мой взгляд, некоторую роль сыграли здесь и соображения, напрямую вытекающие из некоторых обстоятельств судьбы Д.Дагджи, о которых столь невнятно и сдержанно описано на страницах его книги, но о которых нетрудно догадаться внимательному читателю, мало-мальски знакомому с советской историей...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.03.13 | line305b

        А поподробнее?

        Chief пише:
        > На мой взгляд, некоторую роль сыграли здесь и соображения, напрямую вытекающие из некоторых обстоятельств судьбы Д.Дагджи, о которых столь невнятно и сдержанно описано на страницах его книги, но о которых нетрудно догадаться внимательному читателю, мало-мальски знакомому с советской историей...

        Насчет вот этих самых обстоятельств. Признаю, книжку Дагджи не читал, и о нем самом знаю слабовато, хотя вроде бы даже родственники по каким-то дальним линиям, и упоминают о нем очень часто в разных контекстах... Хотелось бы чуть поподробнее...
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.03.13 | Chief

          Re: А поподробнее?

          line305b пише:
          >
          > Насчет вот этих самых обстоятельств. Признаю, книжку Дагджи не читал, и о нем самом знаю слабовато, хотя вроде бы даже родственники по каким-то дальним линиям, и упоминают о нем очень часто в разных контекстах... Хотелось бы чуть поподробнее...


          В данном случае я имела в виду обстоятельства его попадания на Запад. Не секрет, что люди, которые оказались на Западе в период войны и не репатриировались непосредственно после нее, опасались возвращаться в СССР. Дагджи к тому же оказался среди тех, кому довелось служить в немецких частях. К этим людям и сейчас отношение неоднозначное (это я мягко сказала), до сих, несмотря на наличие некоторого количества глубоких исследований на эту тему (но кто ж наши скорбные времена читает хорошие книги :-) ), общество достаточно однобоко, я бы даже сказала примитивно трактует и проблему коллаборационизма, и проблему военнопленных периода Великой Отечественной войны.

          Не так давно, например, вышла книга Павла Поляна "Жертвы двух диктатур" о судьбе военнопленных и остарбайтеров Великой Отечественной войны - исследование, на мой вкус, выше всяких похвал. Как и в каждой замечательной книге, в ней сказано гораздо больше, чем только о предмете исследования... Кто не читал - настоятельно рекомендую. В год юбилея победы такую книгу хорошо бы почитать не только рядовым гражданам, но и политикам, в последнее время особенно много спекулирующим на этой теме...
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.03.13 | line305b

            Re: А поподробнее?

            Chief пише:
            > В данном случае я имела в виду обстоятельства его попадания на Запад. Не секрет, что люди, которые оказались на Западе в период войны и не репатриировались непосредственно после нее, опасались возвращаться в СССР. Дагджи к тому же оказался среди тех, кому довелось служить в немецких частях. К этим людям и сейчас отношение неоднозначное (это я мягко сказала), до сих, несмотря на наличие некоторого количества глубоких исследований на эту тему (но кто ж наши скорбные времена читает хорошие книги :-) ), общество достаточно однобоко, я бы даже сказала примитивно трактует и проблему коллаборационизма, и проблему военнопленных периода Великой Отечественной войны.

            Сомневаюсь, что среди крымских татар кто-то негативно отнесся бы к этому - скорее, наоборот. Все факты тех лет, по-моему, подверглись полной переоценке. Помню, где-то в 1986-ом был в Абинске концерт Къайтарма, так когда они пели песню "Амет Хан", весь зал поднялся на ноги, и люди плакали прям; а сейчас наверное поморщатся, если такая песня прозвучит - потому что служил режиму, который выслал народ. А Дагджи оказывается воевал против...

            Думаю, большей трагедией было бы, что Дагджи, если бы вернулся в Крым, нашел бы себя в крымской среде, которая бы настолько далеко была от его Крыма и Крыма его романов, что наверное сильное разочарование было бы почти неизбежным.. Такая реакция у многих крымских татар, кто жили здесь до и во время войны, и сумели приехать после нее - поиск своих старых домов и улиц, много туристического интереса, но никто не был настолько переполнен чувствами, что решил остаться. По пальцам пересчитать можно (наверное одной руки) вернувшихся, причем и в возрасте и в здоровье, которые были бы несравнимо лучше, чем у Дагджи...
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.03.13 | Chief

              Re: А поподробнее?

              line305b пише:

              > Сомневаюсь, что среди крымских татар кто-то негативно отнесся бы к этому - скорее, наоборот. Все факты тех лет, по-моему, подверглись полной переоценке. Помню, где-то в 1986-ом был в Абинске концерт Къайтарма, так когда они пели песню "Амет Хан", весь зал поднялся на ноги, и люди плакали прям; а сейчас наверное поморщатся, если такая песня прозвучит - потому что служил режиму, который выслал народ. А Дагджи оказывается воевал против...
              >
              Уважаемый господин модератор,
              мы с Вами ужо не первый день виртуально знакомы :-))... неужели я создаю впечатление такой клинической идиотки, которая могла бы предположить негативную реакцию соотечественников на приезд Дженгиза Дагджи? Естественно, я имела в виду его личные опасения, основанные на знаниях о Совдепии 1940-80-х гг., и возможные нападки крымских шовинистов...



              > Думаю, большей трагедией было бы, что Дагджи, если бы вернулся в Крым, нашел бы себя в крымской среде, которая бы настолько далеко была от его Крыма и Крыма его романов, что наверное сильное разочарование было бы почти неизбежным.. Такая реакция у многих крымских татар, кто жили здесь до и во время войны, и сумели приехать после нее - поиск своих старых домов и улиц, много туристического интереса, но никто не был настолько переполнен чувствами, что решил остаться. По пальцам пересчитать можно (наверное одной руки) вернувшихся, причем и в возрасте и в здоровье, которые были бы несравнимо лучше, чем у Дагджи...

              Прогнозировать реакцию в данном случае трудно. Наверное, разочарование неизбежно (как писал хороший поэт Геннадий Шпаликов, "По несчастью или к счастью истина проста, Никогда не возвращайся в прошлые места, Даже если пепелище выглядит вполне, Не найти того, что ищешь, ни тебе ни мне"). Но... - хотя бы приехать и посмотреть. С другой стороны, ностальгия - это ведь питательная почва для творчества. Вернись он - и нет повода для творчества (впрочем, это уже мои, сугубо субъективные, догадки диаспорянки со стажем :-) )

              Мое мнение - если бы Дагджи вернулся - это было бы благо для всего Крыма. Он мог бы стать своеобразной объединяющей фигурой для Крыма (крымский татарин, воспитанный на традициях русской литературы, впитавший в себя европейскую культуру)... не говорю уж о том, что писатели такого уровня на дороге не валяются.
            • 2005.03.13 | сторонний наблюдатель

              Re: А поподробнее?

              Да, к сожалению – это факт, что из Европы, да даже из Турции в Крым не возвращаются. Опять эта пресловутая «лучшая жизнь». Мой родной дед по маминой линии, тоже затерялся на просторах Европы и никто ничего о нем не знает – ни мои родители, ни другие родственники. А в довоенном Крыму он был достаточно известной личностью – работал в Симферопольском ЦИК (кажется так это называлось). Вот, хотелось спросить у Дагджи, может он что слышал о нем. Понимаю, что наивен мой поступок, но все же… Так что Ваши опасения, уважаемый Недоверчивый, были не напрасны – корыстные были у меня цели… )))
              Но вот, что странно, а может наоборот отрадно, мне, например, совсем не хочется в эту «лучшую жизнь», хотя возможности сколько угодно и работа и язык – не проблема. Но почему-то не тянет. А вот в Крым тянет, хоть и не суждено было там родиться. А туда, где суждено было родиться – не тянет, даже наоборот, всегда оттуда хотелось уехать в Крым.
              Иногда задумываюсь – почему? Меня то не высылали, а когда приезжаю в район Большой Ялты – все равно как домой возвращаюсь – хоть и нет у меня там дома, и не было никогда, но вот от ощущения отделаться не могу. И надеюсь, что в конце концов буду там жить.

              Насчет Амет-хана (это к line305b ®) простите, но это суждение не объективно, он работал и на свою родину в том числе. Просто достиг успехов на своем поприще. А сколько ему пришлось вынести унижений, думаете, он не страдал? Такая противоречивая ситуация была большой трагедией и для него самого, он это прекрасно понимал. Просто время было такое. А народ в Абинске встал не потому, что наш крымский татарин «здорово служил советскому режиму», а потому, что был горд за своего соотечественника, который своим мастерством достиг больших высот. Я и сейчас им горжусь и мне, знаете ли, приятно, что в Алупке центральная улица названа его именем.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2005.03.14 | line305b

                Если я правильно понял..

                вы хотите спросить про родственников, эмигрировавших в Европу? Наверное можно и у Дагджи спросить, но проще и быстрее будет - послать запрос на kirim@yahoogroups.com или crimea-l@yahoogroups.com - только вам надо будет вначале пойти на yahoogroups.com и зарегистрироваться на эти рассылочные службы. Там больше 1000 крымских татар из диаспоры в получателях сидят - обязательно кто-нибудь что-нибудь наверное слыхал.. На Кырым можно писать на крымскотарском, а на crimea-l - на английском...
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2005.03.14 | сторонний наблюдатель

                  Re: Если я правильно понял..

                  Уважаемый Line, cпасибо огромное за просвещение! Может и вправду что нибудь узнаю.
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2005.03.18 | line305b

                    Re: Если я правильно понял..

                    сторонний наблюдатель пише:
                    > Уважаемый Line, cпасибо огромное за просвещение! Может и вправду что нибудь узнаю.

                    Не за что :) Там частенько появляются такие запросы - иногда из Крыма ищут родственников за границей, иногда - наоборот, из диаспоры присылают запросы относительно людей в Крыму или Узбекистане. Не сказать, что часто вижу ответы, но зачастую, если кто из одной деревни, и т.п. - что-то знают, кто-то находится... Сказать по правде - поколение, которое только выехало во время второй мировой - менее активное в смысле бытия крымскими татарами, чем те, которые уже прожили много поколений в Турции...
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2005.03.18 | Chief

                      Re: Если я правильно понял..

                      line305b пише:


                      Сказать по правде - поколение, которое только выехало во время второй мировой - менее активное в смысле бытия крымскими татарами, чем те, которые уже прожили много поколений в Турции...

                      А каков - оценочный, конечно, сугубо примерный - в этой рассылке процент людей, которые выехали из Крыма во время второй мировой войны?

                      Вопрос мой небескорыстный :-) - хочу проверить версию автора известной книги "Жертвы Ялты" Николая Толстого, который писал, что несколько тысяч крымских татар ушли вместе с немцами незадолго до прихода Красной Армии в 1944 и в своем большинстве были убиты нацистами - их принимали за евреев (понятно, по какой причине). Оставшиеся 250 человек, согласно Н.Толстому, попросили убежища в Турции, но и-за небезызвестных ялтинских соглашений, были насильственно репатриированы и попали в сталинские лагеря.

                      Таким образом, я хочу понять, столь ли уж много среди зарубежной крымскотатарской диаспоры эмигрантов второй мировой войны или все же основная часть эмигрировала в результате эмиграций конца 18-первой 30-х годов 20 вв.
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2005.03.19 | line305b

                        Так не определишь

                        Chief пише:
                        > А каков - оценочный, конечно, сугубо примерный - в этой рассылке процент людей, которые выехали из Крыма во время второй мировой войны?
                        >
                        > Вопрос мой небескорыстный :-) - хочу проверить версию автора известной книги "Жертвы Ялты" Николая Толстого, который писал, что несколько тысяч крымских татар ушли вместе с немцами незадолго до прихода Красной Армии в 1944 и в своем большинстве были убиты нацистами - их принимали за евреев (понятно, по какой причине). Оставшиеся 250 человек, согласно Н.Толстому, попросили убежища в Турции, но и-за небезызвестных ялтинских соглашений, были насильственно репатриированы и попали в сталинские лагеря.
                        >
                        > Таким образом, я хочу понять, столь ли уж много среди зарубежной крымскотатарской диаспоры эмигрантов второй мировой войны или все же основная часть эмигрировала в результате эмиграций конца 18-первой 30-х годов 20 вв.

                        По рассылке не определишь наверное - там вообще много молодежи второго-третьего поколения. Но несомненно основная часть крымских татар в Турции - предвоенного периода. От своих родственников там про расстрелы крымских татар не слыхал - вывезли в Германию, жили в каких-то лагерях беженцев, потом вроде бы даже имели выбор - то ли в Германии остаться, то ли переехать в Турцию - в конце концов выбрали Турцию. Но многие может быть и остались. Т.е. вероятно, процент военных эмигрантов высок в Германии или др. странах в Европе, а в Турции они довольно маленькая группа в сравнении с ранними переселенцами.

                        Но спросить можно прям на рассылке...
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2005.03.20 | Chief

                          Re: Так не определишь

                          line305b пише:

                          > По рассылке не определишь наверное - там вообще много молодежи второго-третьего поколения. Но несомненно основная часть крымских татар в Турции - предвоенного периода. От своих родственников там про расстрелы крымских татар не слыхал - вывезли в Германию, жили в каких-то лагерях беженцев, потом вроде бы даже имели выбор - то ли в Германии остаться, то ли переехать в Турцию - в конце концов выбрали Турцию. Но многие может быть и остались. Т.е. вероятно, процент военных эмигрантов высок в Германии или др. странах в Европе, а в Турции они довольно маленькая группа в сравнении с ранними переселенцами.


                          Конечно, по рассылке не определить: верификация таких сведений требует дополнительных источников... Но все равно спасибо!


                          > Но спросить можно прям на рассылке...

                          Кажется, я когда-то подписывалась на эту рассылку, но то ли недоподписалась, то ли подписалась в период какой-то особой зараженности, но почему-то мне из той рассылки приходили все время письма с вирусами. А потом уже даже и вирусы перестали ходить :-).
              • 2005.03.17 | Chief

                Re: А поподробнее?

                сторонний наблюдатель пише:

                Мой родной дед по маминой линии, тоже затерялся на просторах Европы и никто ничего о нем не знает – ни мои родители, ни другие родственники. А в довоенном Крыму он был достаточно известной личностью – работал в Симферопольском ЦИК (кажется так это называлось). Вот, хотелось спросить у Дагджи, может он что слышал о нем.


                А при каких обстоятельствах и в каком году Ваш дед оказался в Европе?
        • 2005.03.13 | Навигатор

          Re: А поподробнее?

          Тогда, уважаемый, Вам сюда: http://www.cidct.org.ua/uk/publications/Dagdzhi/index.html
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.03.13 | Chief

            Re: А поподробнее?

            Навигатор пише:
            > Тогда, уважаемый, Вам сюда: http://www.cidct.org.ua/uk/publications/Dagdzhi/index.html


            Уважаемый Навигатор,

            Я, конечно, понимаю Вашу неустанную заботу об эрудиции нашего модератора (надеюсь, что не мою, поскольку я читала и электронную версию, и книгу ДжД.), но не далее как пару-тройку постов назад Вы уже давали эту ссылку.

            К слову сказать, ссылка на электронную версию книги имеется и на нашей юбилейной странице, посвященной Д.Дагджи (да, не на самом видном месте, но если учесть, что для некоторых интернет-ресурсов такого понятия, как культура подачи материалов вообще не существует и они, как правило, не "опускаются" до того, чтобы давать гиперссылку на другой сайт...)

            http://www.kirimtatar.com/Diaspora/dz.html
          • 2005.03.13 | line305b

            Re: А поподробнее?

            Навигатор пише:
            > Тогда, уважаемый, Вам сюда: http://www.cidct.org.ua/uk/publications/Dagdzhi/index.html

            Прочел..

            А тексты романов доступны где-нибудь в онлайне? А не знаете, приезжал ли Дженгиз Дагджи в Крым в наши годы? Не нашел об этом ничего в записях..
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.03.13 | Chief

              Re: А поподробнее?

              line305b пише:

              > Прочел..
              >
              > А тексты романов доступны где-нибудь в онлайне? А не знаете, приезжал ли Дженгиз Дагджи в Крым в наши годы? Не нашел об этом ничего в записях..

              Кое-что еще из его произведений здесь (правда, у меня большая часть ссылок не открылась - но возможно, что это моя проблема - последние дни какая-то ерунда со связью)

              http://www.vatankirim.net/edebiyat.asp?yazi=edebiyat_cengizdagci

              Насколько мне известно, в Крыму он в наши дни не был...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua