«Турецкая модель» от Ататюрка - пример для Украины Ющенка?
04/08/2005 | Эрвин
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ: «ТУРЕЦКАЯ МОДЕЛЬ» ОТ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ АТАТЮРКА
Александр ЗГУРОВСКИЙ
Роль личности в истории, ее влияние на судьбу государств и наций — тема многих исследований и дискуссий. Одной из исторических фигур, которой удалось коренным образом изменить судьбу своего народа, был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турции в 20—30-е годы прошлого века. Недавние революционные изменения в Украине, дальнейшие ее цивилизационные перспективы вызывают определенные ассоциации с возвращением из небытия истории турецкой национальной идеи.
Народ Украины с честью прошел напряженный и драматический период избрания нового президента и изменения системы власти. Но как модернизировать страну после многих лет стагнации? История иногда повторяется. События 80-летней давности в Турции всколыхнули весь мир и преподали урок для развития многих стран на протяжении всего ХХ в.
В октябре 1923 года в Турции произошли революционные изменения, которые привели к власти решительного и прогрессивного генерала Османской империи Мустафу Кемаля Ататюрка. Турция был провозглашена республикой, а Мустафа Кемаль ее президентом. Все это происходило на волне победы в кровопролитной войне с Грецией в 1921—1922 гг. Война консолидировала общество; Ататюрк получил титул «Гази» — победитель. Тем не менее война открыла до сих пор не заживающую рану — сотни тысяч турок и греков стали беженцами. Силовой вариант решения «армянской проблемы» на востоке государства — один из самых болезненных вопросов для Ататюрка и его преемников.
По конституции Ататюрк обладал абсолютной властью, которую он использовал для привлечения турецкой нации к общественным преобразованиям — в политике, науке, технике, культуре. Так же, как сегодня Президент Ющенко, Ататюрк еще в далекие два предвоенных десятилетия последовательно направлял развитие своей страны по европейскому пути. Он был убежден, что развитые страны Запада будут считаться только с такой Турцией.
Но достижение подобных целей требовало фундаментальных изменений во всех сферах и структурах общества. В 20-е годы уровень экономического и социального развития Турции был крайне низок по сравнению с передовыми европейскими государствами. Цель, поставленная Мустафой Кемалем Ататюрком, считалась почти недостижимой как на родине, так и в мире.
Попытка построения европейской модели в ее турецком варианте встретила немалые трудности на своем пути. Президенту активно противостояли влиятельные ортодоксальные мусульманские организации. Разразилось несколько мятежей с целью устранения правительства — проевропейская политика президента противоречила мусульманским принципам и традициям. Перед Мустафой Кемалем стоял выбор — «увязнуть» во внутренних распрях или быстро двигаться к намеченной цели. Он всегда выбирал путь обновления. Но для этого в процессе реформирования пришлось использовать авторитарные методы и опираться на верную ему армию. Последняя стала настоящим «государством в государстве».
Провозгласив светскую республику, кемалисты поставили точку на существовании султаната (1923 год) и халифата (1924 год) — многовековых органов власти — и заложили базис для последующих реформ. Ататюрк направил основные усилия на достижение полнейшей независимости страны и признание этого факта другими государствами.
На протяжении шести лет после провозглашения республики были проведены очень сложные для тогдашней Турции реформы. Осуществлялись столь трудные в ментальном плане шаги, как обязательная смена фамилий всех граждан. До тех пор в империи использовались лишь имена и прозвища, которые, как правило, связывались с профессией или другими характерными особенностями человека, и не передавались их детям. Первым получил фамилию президент Мустафа Кемаль, которую ему присвоил парламент. Он был назван «Ататюрком», что в переводе означает «Отец турок». Вместе с тем были упразднены все титулы старого режима и заменены обращениями «господин» или «госпожа». Еще один закон обязал ввести новую систему отсчета времени, новую систему единиц измерения и календарь по международным стандартам.
Трудными и зачастую неприемлемыми были эти изменения в масштабе всей нации, абсолютное большинство которой исповедовало ислам. И, несмотря на трудности и препятствия, Мустафа Кемаль стремился возродить турецкую национальную идею, которая основывалась на создании сверхдержавы. Мустафа Кемаль был по образованию военным, и уж никоим образом не экономистом. Но талант державотворца помогал ему правильно закладывать фундаментальные основы экономического развития.
Экономические преобразования в первое десятилетие после провозглашения республики базировались на активном государственном стимулировании и регулировании экономики. Немалые преференции от правительства получил национальный капитал. В начале 30-х годов активы страны прежде всего направлялись в промышленность, но из-за их ограниченности эта политика оказалась недостаточно эффективной. Ататюрк полагался на частную инициативу, несмотря на то что в стране отсутствовал класс предпринимателей и почти все торговые операции осуществлялись иностранцами.
Правительство начало привлекать инвестиции, достраивать национальную железную дорогу, модернизировало промышленные объекты; с целью уменьшения зависимости Турции от зарубежных финансовых учреждений была создана национальная банковская система. Началось массовое строительство заводов, шахт и электростанций. Вскоре были приглашены и иностранные инвесторы. Уже в середине 30-х годов Турция заняла третье место в мире по темпам промышленного развития. Началось масштабное восстановление промышленности в стране; улучшались межотраслевые связи во всех сферах экономики путем восстановления железных и прочих дорог. Стимулируя развитие промышленности, Мустафа Кемаль Ататюрк давал понять, что именно в этом он усматривал мощный фундамент экономического развития Турции.
В 20-е годы реформы Ататюрка охватывали преимущественно крупные города. Со временем важные преобразования пришли и в сельскую местность. В частности, было отменено средневековое налогообложение крестьян, приняты меры по стимулированию развития сельского хозяйства, созданы образцовые сельскохозяйственные предприятия, по территории всей страны проложены приличные дороги.
Ататюрк осуществлял задуманные им реформы очень последовательно и быстро, не теряя времени. Этому также способствовал и его талант блестящего оратора. Слово «цивилизация» постоянно повторялось в его выступлениях. Путь к развитой цивилизации, к обновлению был одной из основных целей президента.
У Мустафы Кемаля Ататюрка всегда были враги, его действия встречали бешеное сопротивление. Особенно это касалось исламистов, постоянно обвинявших президента в давлении на них. Так и было в действительности. Деятельность этих организаций довольно часто противоречила европейским (не забывайте и об ассоциациях с христианским Западом) основам перестройки страны. Но Мустафа Кемаль Ататюрк смотрел вперед и преследовал цель блага нации, государства и каждого гражданина.
Преодолеть столь длинный и чрезвычайно трудный путь президент смог лишь благодаря своим незаурядным личным качествам. Он был чрезвычайно благородным человеком. Всегда соблюдал правило: «При любых обстоятельствах дай человеку возможность сохранить свое лицо». Ататюрк, человек общительный, охотно принимал государственных деятелей, ученых и артистов. Во время аудиенций, как правило, не упускал случая обсудить с ними актуальные проблемы турецкого общества. Он очень любил детей, и у него было восемь приемных — один сын бывшего чабана и семь дочерей, которых со временем отправил учиться в лучшие школы и университеты мира, где они получили блестящее образование.
Мустафа Кемаль был человеком обеспеченным и считал, что граждане, обладающие психологией бедняка, не могут сделать государство богатым. Незадолго до смерти Ататюрк подарил свои земли казначейству, часть собственной недвижимости — мэриям Анкары и Бурсы, обществам лингвистики и истории Турции, а остальное отдал своей сестре и приемным детям. Этот шаг еще больше поднял уровень уважения в обществе к первому президенту страны.
Ататюрку пришлось полностью перестраивать государство. Ведь до тех пор авторитет османского султана считался незыблемым, а исламские обычаи — священными. Мустафа Кемаль не только создал качественно новые нормы жизни, но и изменил менталитет турецких граждан, для большинства которых религия играла в жизни выдающуюся роль. Он все-таки убедил людей в важности своих смелых преобразований.
«Турецкая модель» перестройки общества сегодня высоко ценится и в определенной степени применяется при подготовке стратегий развития таких среднеазиатских государств, как Узбекистан, Казахстан и Таджикистан. Но ни одной из этих стран еще не удалось достигнуть столь глобальных и масштабных преобразований, как Турции при власти Ататюрка в 20—30-х годах прошлого века. Наиболее значимым достижением первого турецкого президента было воплощение в жизнь национальной, государственнической по сути идеи. «Турецкая модель» от Ататюрка является интересным примером для модернизации украинского общества.
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/541/49701/