Re: Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
Керим пише:
> Наверное, Каримов вновь все использует для усиления своей власти.
Куда ему столько власти...
Мне тут люди такое про этот узбекский режим рассказывали, что волосы на голове шевелились... Я б не поверила, если б какие-то фантазеры или дехкане неграмотные, но рассказывали, что называется, натуральные узбекские сливки - лучшие представители интеллигенции...
Так что товарищу Каримову пора на отдых.
Получила ответ из Узбекистана - завтра обещали прислать подробную информацию...
Re: Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
Chief пише:
> Получила ответ из Узбекистана - завтра обещали прислать подробную информацию...
Хорошо бы, чтобы очевидцы.
А тем временем, я тут нашел такую оценку:
Лидер узбекской оппозиции отрицает, что в Узбекистане началась исламская революция
13 мая 2005 | 21:45
Подробности
По материалам: Интерфакс
Лидер демократической партии Узбекистана Мухамед Салих в пятницу, 13 мая в телефонном интервью заявил грузинской телекомпании "Мзе", что в Узбекистане началась не исламская, а демократическая революция.
"В Узбекистане началось восстание против диктаторского режима Каримова", - сказал Мухамед Салих.
"Режим Каримова желает окрестить это восстание исламским, чтобы получить легитимное право подавить мятеж самым кровавым образом", - считает оппозиционный лидер.
Он также сказал: "Опыт наших грузинских друзей, в первую очередь, героя "революции роз" Михаила Саакашвили для нас очень важен".
Между тем председатель комитета парламента Грузии по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе в пятницу высказал мнение журналистам: "В Узбекистане началась исламская революция, и представители Грузии не будут вмешиваться в события, происходящие в этой стране".
"Исломий Жиход": По сути дела это исламская революция ...
Bismillah Innalhamdulillah Vassalatu vassalamu Ala Rasulillah
Срочное Заявление организации "Исломий Жиход"
по поводу восстания мусульман против узбекской диктатуры
Мы считаем, что восстания мусульман Узбекистана против диктатуры является прямым последствием репрессивной политики властей под руководством Каримова и по сути дела это исламская революция, которую мы польностью поддерживаем.
Мы солидарны с народом Узбекистана в его борьбе против диктатуры.
Мы объявляем войну против кровавого режима Каримова.
Я приказываю всем борцам-моджахедам, находяшимися в моем подчинении, перейти в широкомасштабную атаку по всему Узбекистану и со всех сторон!
В тоже время я призываю всех мусульман участвовать в этой борьбе и срочно придти на помощь восставшим нашим братьям-мусульманам.
Долг каждого мусульманина помочь мусульманскому народу!
Пуст Аллах примет нашу борьбу во имя сохранения исламских ценностей, Амин!
Пусть Аллах поддержить нас в наших действиях, Амин Аллаху Акбар!
Амир организации "Исламий Жихад" Мухаммад Фотех Бухорий
2005.05.15 | Керим
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
В Андижане погибло около пятисот человек
Около пятисот тел погибших находятся в одной из школ города Андижан на востоке Узбекистана, где в пятницу произошли вооруженные столкновения между правительственными войсками и мятежниками.
Как сообщил по телефону агентству один из врачей на условиях анонимности, андижанская школа №15 находится под охраной армии. Жители города приходят туда для опознания тел своих родственников.
По словам источника, в столкновениях было ранено около двух тысяч человек, однако неизвестно, на чем основана такая оценка.
В субботу президент Узбекистана Ислам Каримов заявил на пресс-конференции, что в пятницу в результате столкновений в Андижане погибло 10 военнослужащих правительственных войск и "гораздо больше" боевиков. Свидетели пятничных событий утверждали, что погибло от 200 до 300 человек. Корреспондент агентства лично видел по меньшей мере 30 тел убитых.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб по работе с беженцами
Крымские татары готовятся создать штаб по работе с беженцами из Андижана
Представительство Меджлиса крымскотатарского народа по Центральной Азии приняло решение в случае развития критической ситуации в узбекском городе Андижане создать на своей базе штаб по работе с беженцами.
По информации центрально-азиатского представительства Меджлиса, ситуация, сложившаяся в Андижане, обсуждалась в ходе встречи представителя Меджлиса по Центральной Азии Али Хамзина с Послом Украины в Республике Узбекистан Анатолием Касьяненко, которая состоялась в Ташкенте 13 мая. Хамзин отметил, что в Андижане и других городах и поселках Ферганской долины продолжают жить депортированные крымские татары, которые в этой сложной ситуации, потенциально могут стать беженцами.
В свою очередь, Касьяненко сообщил, что Посольство Украины с особым вниманием следит за развитием ситуации в этом регионе, которая, по информации официальных властей Узбекистана, полностью ими контролируется. В конце встречи было решено при необходимости проводить регулярные встречи с целью консультаций и принятия соответствующих решений, связанных с безопасностью соотечественников, проживающих в этом регионе.
Как сообщил «Обкому» представитель Меджлиса по Центральной Азии Али Хамзин, сообщения о вооружённых волнениях в Андижане появились в пятницу, 13 мая. О случаях нападений или избиения русскоязычного населения пока ничего неизвестно. «По свидетельству соотечественницы, с которой я лично сам связался вчера утром, жертв среди крымских татар нет», – отметил Хамзин.
Представитель Меджлиса сообщил также, что, по официальным данным узбекских властей, в республике на сегодняшний день проживает около 75-80 тысяч крымских татар, многие из них уже имеют украинское гражданство. По личным оценкам Хамзина, на территории Ферганской долины, ставшей эпицентром волнений, живет незначительное число крымских татар – «возможно, 2-3 тысячи человек». «Сколько их проживает конкретно в Андижане – сказать очень трудно», – добавил Хамзин.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
KirimTatar.Com пише:
> Первоисточник данной информации, в том числе расширенная информация Пресс-службы Меджлиса по Центральной Азии здесь:
>
> http://www.kirimtatar.com/Diaspora/andijan.html
Спасибо за уточнение, но мне, в силу ряда причин технического характера, больше доступны сайты украинского сегмента Интернет
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:
> KirimTatar.Com пише:
>
> Спасибо за уточнение, но мне, в силу ряда причин технического характера, больше доступны сайты украинского сегмента Интернет
Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
(Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:
> Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
> (Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:
> Chief пише:
>
> > Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
> > (Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
>
> Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
Главное было не работать в архиве, а поступить в Историко-Архивный институт. После его окончания уже, ясное дело, брали на работу в любой архив (кроме, конечно, крымского - если речь о шла крымском татарине)... Чубаров, видимо, войдет в историю как первый крымский татарин, поступивший и окончивший Московский историко-архивный, а я, наверное, как первая женщина - крымская татарка, сделавшая то же самое
Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся... А меня даже не пытались вербовать . Хотя брали и берут на работу в самые, казалось бы, малодоступные архивы - к примеру, в РГАНИ (тот, где хранятся главные партийные документы и который подчиняется комендатуре Кремля)... Ничего не поделаешь - специфическое образование, везде нужны специалисты, в том числе и архивах.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:
> Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся...
Не хочу бросать на кого-либо тень, но как можно ручаться за другого человека?
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:
> Chief пише:
>
> > Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся...
>
> Не хочу бросать на кого-либо тень, но как можно ручаться за другого человека?
Ну я же и не утверждаю за всех архивистов мира - за них я, конечно, поручиться не могу (Тем более, что есть ведомственные архивы тех же спецслужб, где, естественно, сотрудники спецслужб и трудятся.) Но если речь идет о двух конкретных персонах, упоминаемых в данном посте - то за них - я вполне могу поручиться.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:
>
> Ну я же и не утверждаю за всех архивистов мира - за них я, конечно, поручиться не могу (Тем более, что есть ведомственные архивы тех же спецслужб, где, естественно, сотрудники спецслужб и трудятся.) Но если речь идет о двух конкретных персонах, упоминаемых в данном посте - то за них - я вполне могу поручиться.
Эх, интересно тут с вами, но надо ложиться спать, поскольку надо рано и вставать - сейчас такое время, про которое в народе говорится: "День-год кормит!".
Хотя, конечно, соединение с Интернет ночью несравненно лучше, чем днем.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Valdis пише:
> Керим пише:
>
> >
> > Хотя, конечно, соединение с Интернет ночью несравненно лучше, чем днем.
>
> И не только "с Интернет ночью несравненно лучше"
> Есть и другие радости!
Во-во... коим (радостям) и отправился предаваться Керим, а также другие обитатели Майдан-Крыма... Кроме пана Валдиса... Хотя, может, в латвийской деревне проходит другой часовой пояс?
2005.05.16 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Valdis пише:
> И не только "с Интернет ночью несравненно лучше"
> Есть и другие радости!
Ну, не без этого, конечно. Все-таки ночь, тем более южная, с крупными звездами на небе.
Это вам не холодные балтийские вечера с озябшими северянками.
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:
>
> Ну, не без этого, конечно. Все-таки ночь, тем более южная, с крупными звездами на небе.
Да уж, в южную ночь, да под звездами... А если еще и море шумит да кипарисом пахнет... да цикады стрекочут... Хорошо...
>
> Это вам не холодные балтийские вечера с озябшими северянками.
А может в северянках есть своя прелесть? Холодные, рассудительные, спокойные девушки... - некоторым нравится. Не чета нашим горячим татарским девчонкам... Надо у пана Валдиса спросить, какие девчонки лучше - татарские или прибалтийские? (Хотя если пан Валдис в 2 часа ночи на Майдане-Крым просиживает, то может, и не надо спрашивать - и без того понятно? )
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:
>
> Да уж, в южную ночь, да под звездами... А если еще и море шумит да кипарисом пахнет... да цикады стрекочут... Хорошо...
Так: цикады-есть, море - за 5 км., вместо кипарисов -тополя, но такие же стройные.
2005.05.15 | sofu
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Наверное не везде была такая дискриминация по отношению к крымским татарам. Не совсем правильный стереотип, что везде и все запрещалось для кр. татар. Ваш покорный слуга также имел в свое время доступ к интересным моментам. Безо всяких последствий, как говорится.
Это относилось возможно там, где компактно проживали. В остальном Союзе этого не ощущалось.
Chief пише:
> Керим пише:
> >
> >
> > Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
>
>
2005.05.23 | Брат-1
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
Корреспонденту «Версии» удалось встретиться с лидером мятежников в Карасу. Он оказался обычным дехканином
Версия, Орхан Джемаль, 23.05.2005
В Узбекистане случилось то, что, наверное, должно было произойти довольно давно: народ вышел на улицы брать власть в свои руки. С "бархатными" революциями здесь нет ничего общего. Нет роз, нет оранжевых шарфиков, нет американских эмиссаров. Хотя официальный Ташкент и официальная Москва упорно называют это акцией исламистов, это всего лишь бунт угнетенных.
В России никак не хотят признать, что представления о справедливости бывают не только в демократической обертке. В Узбекистане против тирана поднялись не демократы, а мусульмане. Почему - понять несложно. Ислам Каримов в принципе не может мириться с существованием оппозиции. И это касается любых оппозиционеров. Без особого шума он еще в середине 90-х разгромил демократические протестные силы: партию "Эрк" ("Свобода". -Авт.), возглавляемую Мухаммадом Салихом, и умеренных национал-диссидентов - народное движение "Бирлик" ("Единство". -Авт.), возглавляемое Абдурахимом Пулатом.
Однако исламисты оказались самой удобной и долгоиграющей жертвой узбекского режима. Демократов приходилось "мочить", учитывая позицию США. Не принимать во внимание это Каримов не мог: как никак он главный союзник США в Средней Азии. Другое дело "Хизб-ут-Тахрир" - исламская партия, ратующая за возрождение халифата, - или Исламское движение Узбекистана.
Во второй половине 90-х в Узбекистане был арестован Акрам Юлдашев. Когда-то этот человек был членом "Хизб-ут-Тахрир", но затем вышел из этой организации. Оставшись в одиночестве, Юлдашев написал книгу "Путь к истинной вере", где раскритиковал ненасильственную практику "Хизб-ут-Тахрир", которая хотела построить халифат исключительно методами пропаганды. По его мнению, при такой тирании, как в Узбекистане, можно и за оружие взяться.
Рукопись попала в руки Службы национальной безопасности Узбекистана, Юлдашев был осужден. А спецслужбы заявили, что отныне "Хизб-ут-Тахрир" более не может считаться мирной организацией, так как у нее появилось боевое крыло, и началась охота на ведьм.
Собственно, Каримов сам создал исламистов, загоняя в подполье всех мусульман, заподозренных в малейшей нелояльности. У них просто не оставалось выхода.
В феврале в Андижане начался очередной процесс акрамистов. Так здесь называют тех, кто обвинен в том, что разделяет взгляды Акрама Юлдашева. 22 человека были осуждены на сроки по 15-18 лет. Этот приговор спровоцировал отчаянную акцию родственников приговоренных. Они организовали 13 мая нападение на местную тюрьму, отпустили всех заключенных, взяли в заложники прокурора и четверых милиционеров и потребовали освободить своих братьев, отцов и мужей.
Спору нет, их действия являются преступлением, но это бы осталось всего лишь скандальным эпизодом в истории современного Узбекистана, если бы их не поддержал народ. В тот же день десятки тысяч людей вышли на площади Андижана протестовать против режима Ислама Каримова. Разбойное нападение на тюрьму в считанные часы переросло в восстание.
В течение суток восстание было подавлено. Андижанскую демонстрацию просто расстреляли. В городе по рукам ходят так называемые списки Хидоятовой. Исполнительный секретарь партии "Свободные крестьяне" Нигара Хидоятова послала партийных активистов по домам и переписала всех андижанцев, не вернувшихся с той демонстрации. В ее списках более 700 человек.
На этом трагедия не закончилась, восстание перекинулось на другие города. В приграничном городе Карасу, который узбекско-киргизская граница разрезала на две части, население тоже выступило против каримовского режима. Днем позже после андижанского расстрела население узбекской части Карасу сожгло городскую налоговую инспекцию, горотдел МВД и стационарный пост ГАИ. Хаким (мэр) Карасу Мурад Шерматов был избит и изгнан из города, квартира начальника городской милиции разграблена.
Уже неделю в узбекском Карасу не действуют никакие органы государственной власти. Горожане восстановили мост через пограничную реку и открыли вещевую торговлю с Киргизией.
Самое удивительное, что отсутствие законной власти в городе никак не чувствуется. Несмотря на то, что местные милиционеры разбежались, в городе нет ни краж, ни грабежей, даже улицы чисто подметены. Город ведет беспошлинную торговлю с киргизскими соседями и ждет штурма. Все понимают, что рано или поздно придут каримовские солдаты и зальют чисто выметенные улицы кровью взбунтовавшихся горожан. И хотя все живут в ожидании большой беды, нет никого, кто жалел бы о случившемся.
Корреспонденту "Версии" удалось встретиться с лидером карасуйского мятежа Бахтияром Рахимовым. Разыскать его оказалась очень просто. Главный бунтовщик не скрывался, не сидел под прикрытием многочисленной охраны, не устанавливал "исламские порядки" в захваченном городе.
Голый по пояс, с мотыгой в руках, Бахтияр выкорчевывал колючие сорняки на своем поле. Лидер восстания оказался обычным дехканином. Увидев гостей, он отложил мотыгу и сел в тени дерева, предложил всем чаю. Он очень волновался, но тем не менее держался с большим достоинством.
- Скажите, вы подняли народ против законной власти в Карасу сразу после событий в Андижане. Вы как-то координировали действия?
- Я даже не знаю этих людей, что пытались свергнуть в Андижане Каримова. Просто эти события были как детонатор. Мы увидели, что есть такие люди, которые не боятся милиции, солдат, каримовской администрации. Мы увидели, что можно попытаться свергнуть несправедливую власть, и вышли на улицы. Это случилось не потому, что мы с кем-то там договорились, а потому, что у нас больше не было сил терпеть.
- На в Андижане народ поднялся из-за несправедливого приговора, а какой у вас был повод свергать администрацию города?
- Постоянные аресты, постоянные репрессии были не только там, мы все это тоже испытали. Но дело не только в этом. Вы там, в России, просто не представляете, до чего довели здесь людей. Здесь полно таких, кто зарабатывает по $2 в месяц. Работы нет никакой, главное предприятие города, чулочно-носочная фабрика, давно стоит. Единственная возможность выжить - торговля товарами, привезенными из Киргизии. Но власти закрыли границу, разрушили мост через реку. Фактически людей толкали к голодной смерти. Весь город жил тем, что люди тайно перебирались по канатам, натянутым над рекой, и все-таки привозили какой-то товар. За прошлый год при этих переправах погибли 95 человек. Сорвались в холодную воду и утонули. Мы все тут были контрабандистами, но выхода у нас не было.
Вы думаете, милиция этого не знала? Прекрасно знала. Каждый человек здесь был обложен незаконным налогом. Всех заставляли платить милиционерам и не было никакого выхода, никакого просвета.
Смотрите сами, люди разгромили милиционеров и налоговиков - главных воров в этом городе. Никто не тронул, например, банки. Это потому, что мы не воры, не бандиты.
- Вы понимаете, что рано или поздно в город придут военные и восстановят прежнюю власть? И скорее всего теми же методами, что и в Андижане.
- Да лучше смерть, чем такая жизнь. Мы надеемся, что Аллах не допустит такой несправедливости. Если нас начнут убивать, мы ответим. Мы тоже возьмем оружие в руки. Пусть они лучше не пробуют. Ведь мы не убили ни одного милиционера, я лично следил, чтоб не было пролито ни капли крови, их только изгнали из города.
- Но ведь изгнать милиционеров - это тоже преступление.
- А разве они сами не преступники? В тех машинах ГАИ, которые мы сожгли, были огромные суммы денег. Это были взятки только за один день. Вот говорят, что квартиру начальника милиции разграбили. Да в его квартире были вещи, которые опознали их настоящие владельцы. Он эти вещи когда-то забрал, сказав, что конфискует их как контрабанду. Ну и кто из нас грабитель?
- Пока в городе была администрация, она отвечала за порядок. Кто сейчас отвечает за порядок?
- Никто. И много вы непорядка видите? Оказалось, что люди прекрасно самоорганизуются. Я всего лишь иногда советую, что надо сделать в первую очередь.
P.S. После интервью, 18 мая, ночью, Бахтияр Рахимов и еще 17 человек были арестованы.
* * *
Читайте в следующем номере продолжение репортажа о событиях в Узбекистане.
Подавив силой законное возмущение своих граждан невыносимыми условиями жизни, оставив за собой сотни смертей, Каримов поехал с официальным визитом в Китай.
Re: А кто читал эту книгу - "Аллах против Горбачева"?
Фундаментальні злидні
Що відбувається в Узбекистані?
Джованні БЕНСІ, італійський журналіст, автор книги «Аллах проти Горбачова», спеціально для «Дня»
В Андижані було вчинено друге найстрашніше політично вмотивоване побоїще наших часів після придушення студентських заворушень на площі Тяньаньмень у Пекіні 1989 року. Карателі вбили, за даними правозахисних організацій, від 700 до 800 демонстрантів, хоча влада малопереконливо стверджує, що жертв було «лише» 170 осіб. Демонстрації почалися на знак протесту проти процесу над групою місцевих підприємців, яких звинувачували у зв’язках з імовірним ісламістським угрупованням «Акромія». На думку ташкентської влади, в Андижані сталася екстремістська змова з терористичним підгрунтям. Цю версію перейняли й російські політики. Проблема ісламського фундаменталізму непокоїть також США. З часів війни проти афганських талібів американці утримують на аеродромі Ханабад в Узбекистані військову базу. Останніми роками США надавали країні значну економічну допомогу. Тепер же держсекретар Кондолізза Райс нагадала, що для Вашингтона важливо, як дотримуються принципів демократії у країнах, з якими він підтримує хороші відносини. Якщо Карімов не погодиться на міжнародне розслідування побоїща в Андижані, США можуть викреслити обіцяну допомогу в розмірі млн.
Звісно, ніхто не заперечує, що в Узбекистані існує ісламський екстремізм. Але важко повірити, що сотні тисяч чоловік у країні, де більшість населення має тільки приблизне уявлення про іслам, можуть вийти на вулиці в ім’я фундаменталізму. З історичного погляду Узбекистан, разом із Таджикистаном, є центром середньоазіатського ісламу. За радянських часів у Ташкенті було одне з чотирьох духовних управлінь («назарат»), які, під уважним поглядом керівництва КПРС, контролювали діяльність мусульман. Останнім муфтієм Ташкента радянського періоду (ще за Михайла Горбачова) був Шамсутдін-хан ібн Зіаутдін-хан Бабахан. Крім медресе Мір-Араб у Бухарі (де навчався і майбутній, вбитий у 2004 році в результаті теракту, проросійський президент Чечні, колишній муфтій цієї республіки Ахмад Кадиров), не було інших мусульманських духовних закладів. Майже всі мечеті були закриті. Проте вже в 80-і роки минулого століття в Узбекистані почалося ісламське відродження: воно зокрема виражалося в появі «бродячих мулл», які ходили з села до села проповідувати віру, часто під виглядом сезонних робітників. Саме Узбекистану стосується одна з небагатьох антирелігійних заяв, з якими виступив тоді Горбачов. Під час візиту до Ташкента в листопаді 1986 року він закликав узбецьких керівників «рішуче й безкомпромісно боротися з релігійними пережитками», тобто, по суті, з ісламом.
Фундаменталізм привезли до Узбекистану, зокрема, молоді люди, які після падіння СРСР їхали навчатися до мусульманських країн, особливо до Пакистану, де підпадали під вплив екстремістів із школи «деобанді» — саме тієї, з якої вийшли й афганські таліби. На цій основі виникли такі організації, як «Адолат уюшмаші» («Згода в ім’я справедливості»), «Одамійлік ва інсонпарварлік» («Гуманність і людинолюбство») тощо. Але схильність Іслама Карімова обзивати всіх опозиціонерів «ісламськими екстремістами» і запровадження законів, які сильно обмежують діяльність релігійних угрупувань, штовхнули ці й подібні організації убік чимдалі більшого фундаменталізму, допоки 1996 року вони об’єдналися в «Ісламський рух Узбекистану» (ІРУ) під керівництвом Тахіра Юлдашева та Джуми Ходжієва, прозваного «Намангані» з міста Наманган у Ферганській долині, який, за деякими даними, загинув в Афганістані, воюючи на боці талібів. Імовірно, через «пакистанську стежку» проникла до Центральної Азії й партія «Хізб ут-Тахрір-іл-ісламі», яка не має жодного історичного коріння в цьому регіоні. Її заснували в Палестині на початку 50-х років минулого століття з ініціативи шейха Такіуддіна ан-Набхані аль-Фаластіні («Палестинець») під впливом єгипетських «Братів мусульман»; вона ставила собі замету боротьбу проти Ізраїлю. Але в цьому амплуа її випередили інші угруповання, на кшталт «Хамас», і вона знайшла шлях до Центральної Азії, де її мета — створити транснаціональну ісламську державу («халіфат»). Зв’язки ІРУ з талібами та «Аль- Каїдою» Осами бен Ладена доведені; що ж до «Хізб ут-Тахрір», то вони більш ніж імовірні. Ісламський екстремізм безсумнівно діє в Узбекистані, як доводять численні теракти, скоєні останніми роками, жертвами яких стали десятки людей. 1999 року внаслідок вибухів у Ташкенті загинули 16 ні в чому не винних громадян, а Карімов, який був мішенню замаху, уцілів.
А що таке «Акромія», за зв’язок з якою затіяли судовий процес в Андижані, що слугував приводом для кривавого повстання? Багато хто навіть сумнівається, що така організація справді існує, і вважає цю назву вигадкою влади, якій потрібен «конкретний» ворог. Відомо тільки, що дрібні підприємці й фермери з Ферганської долини, яких судили в Андижані, були прибічниками Акрома Юлдашева, нібито засновника названої за ним «Акромії». Насправді Юлдашев, 29-річний вчитель математики з Андижана, — колишній член «Хізб ут-Тахрір», який 1992 року відійшов від цієї партії й опублікував у самвидаві брошуру під назвою «Йімонга юл» («Шлях до істинної віри»). У ній він виступає за створення «ісламського порядку» не шляхом озброєної боротьби, як це проповідує «Хізб ут-Тахрір», а за допомогою самоорганізації суспільства на засадах взаємодопомоги за прикладом раннього ісламу. Тільки таким чином, на думку Юлдашева, можна буде подолати соціально-економічну кризу Узбекистану, зокрема — Ферганської долини. Узбецький правозахисник Саїдджахон Зайнабітдінов, людина, далека від фундаменталізму (днями його заарештувала влада), підтверджує, що «у брошурі Юлдашева немає жодного заклику до озброєної боротьби для повалення уряду». Ідеї, викладені в «Йімонга юл», надихнули групу підприємців, які створили фонд взаємодопомоги, систему медичної й соціальної страховки для найбідніших членів суспільства й зобов’язалися платити працівникам на своїх підприємствах «справедливу зарплату». Подібна ініціатива може видатися утопічною, але вона особливо важлива у країні, де, на основі радянської спадщини й карімовської корупції та безгосподарності, безробіття сягнуло неймовірних розмірів (у Ферганській долині — 70% працездатного населення) і де середньомісячна зарплата відповідає 25 євро. Головною жертвою цієї ситуації є молодь, абсолютно позбавлена майбутнього: понад половина узбецького населення — молодші 25 років. Зрозуміло, що для Іслама Карімова будь-яка соціальна ініціатива, не підконтрольна його режиму, — це більмо на оці, небезпечний прояв «підривної діяльності» і, звісно, «фундаменталізму».
Втім, основні партії опозиції (всі нелегальні) з ісламським екстремізмом не пов’язані. Лише одна з них, «Ерк» («Свобода»), певний час «кокетувала» з ним. Але цього не можна сказати про партію «Бірлик» («Єдність») і, головним чином, про партію «Озод дехконлар» («Вільні селяни»), на чолі якої зараз стоїть жінка (немислимо для фундаменталістів) — Нігара Хідоятова. Ця партія виступила ініціатором так званої «сонячної коаліції», що об’єднує головним чином представників ділових кіл. Отже, ісламський фундаменталізм в Узбекистані є, але невдоволення і заворушення (Андижан не перший випадок) мають глибоке, драматичне соціально-економічне і політичне коріння.
IНША ДУМКА
Президент Узбекистану Іслам КАРІМОВ не бачить необхідності у проведенні міжнародного розслідування подій в Андижані. «Узбекистан — незалежна країна. Вона має свій конституційний лад, уряд, обраний народом парламент, президента. Чому хтось повинен приїжджати зі сторони, проводити розслідування?», — сказав Карімов. Він зазначив, що «зараз правоохоронні органи республіки ведуть слідство щодо трагічних подій у місті Андижані. Створено незалежну комісію, до якої увійшли представники нижньої та верхньої палат парламенту. Мета — об’єктивно й ретельно вивчити, всебічно й глибоко проаналізувати причини й наслідки трагедії». Карімов наголосив, що не розуміє, чому до отримання результатів розслідування здійняли «галас» в іноземних ЗМІ. При цьому він зазначив, що «в Узбекистані є представництва ООН, ОБСЄ, інших міжнародних організацій, співробітники яких можуть відвідати місце подій, поговорити з людьми, ніхто їм у цьому не перешкоджає».
Відповіді
2005.05.13 | Chief
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
Уже написали... Ждем ответа.Не факт, что у них сейчас есть доступ к интернету - так остается ждать.
2005.05.13 | Chief
Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
http://news.ferghana.ru/detail.php?id=37082005.05.13 | Керим
Re: Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
Наверное, Каримов вновь все использует для усиления своей власти.2005.05.13 | Chief
Re: Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
Керим пише:> Наверное, Каримов вновь все использует для усиления своей власти.
Куда ему столько власти...
Мне тут люди такое про этот узбекский режим рассказывали, что волосы на голове шевелились... Я б не поверила, если б какие-то фантазеры или дехкане неграмотные, но рассказывали, что называется, натуральные узбекские сливки - лучшие представители интеллигенции...
Так что товарищу Каримову пора на отдых.
Получила ответ из Узбекистана - завтра обещали прислать подробную информацию...
2005.05.13 | Керим
Re: Постоянно обновляемая информация об этих событиях на Фергане.ру
Chief пише:> Получила ответ из Узбекистана - завтра обещали прислать подробную информацию...
Хорошо бы, чтобы очевидцы.
А тем временем, я тут нашел такую оценку:
Лидер узбекской оппозиции отрицает, что в Узбекистане началась исламская революция
13 мая 2005 | 21:45
Подробности
По материалам: Интерфакс
Лидер демократической партии Узбекистана Мухамед Салих в пятницу, 13 мая в телефонном интервью заявил грузинской телекомпании "Мзе", что в Узбекистане началась не исламская, а демократическая революция.
"В Узбекистане началось восстание против диктаторского режима Каримова", - сказал Мухамед Салих.
"Режим Каримова желает окрестить это восстание исламским, чтобы получить легитимное право подавить мятеж самым кровавым образом", - считает оппозиционный лидер.
Он также сказал: "Опыт наших грузинских друзей, в первую очередь, героя "революции роз" Михаила Саакашвили для нас очень важен".
Между тем председатель комитета парламента Грузии по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе в пятницу высказал мнение журналистам: "В Узбекистане началась исламская революция, и представители Грузии не будут вмешиваться в события, происходящие в этой стране".
2005.05.14 | igr
"Исломий Жиход": По сути дела это исламская революция ...
Bismillah Innalhamdulillah Vassalatu vassalamu Ala RasulillahСрочное Заявление организации "Исломий Жиход"
по поводу восстания мусульман против узбекской диктатуры
Мы считаем, что восстания мусульман Узбекистана против диктатуры является прямым последствием репрессивной политики властей под руководством Каримова и по сути дела это исламская революция, которую мы польностью поддерживаем.
Мы солидарны с народом Узбекистана в его борьбе против диктатуры.
Мы объявляем войну против кровавого режима Каримова.
Я приказываю всем борцам-моджахедам, находяшимися в моем подчинении, перейти в широкомасштабную атаку по всему Узбекистану и со всех сторон!
В тоже время я призываю всех мусульман участвовать в этой борьбе и срочно придти на помощь восставшим нашим братьям-мусульманам.
Долг каждого мусульманина помочь мусульманскому народу!
Пуст Аллах примет нашу борьбу во имя сохранения исламских ценностей, Амин!
Пусть Аллах поддержить нас в наших действиях, Амин Аллаху Акбар!
Амир организации "Исламий Жихад" Мухаммад Фотех Бухорий
2005.05.15 | Керим
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
В Андижане погибло около пятисот человекОколо пятисот тел погибших находятся в одной из школ города Андижан на востоке Узбекистана, где в пятницу произошли вооруженные столкновения между правительственными войсками и мятежниками.
Как сообщил по телефону агентству один из врачей на условиях анонимности, андижанская школа №15 находится под охраной армии. Жители города приходят туда для опознания тел своих родственников.
По словам источника, в столкновениях было ранено около двух тысяч человек, однако неизвестно, на чем основана такая оценка.
В субботу президент Узбекистана Ислам Каримов заявил на пресс-конференции, что в пятницу в результате столкновений в Андижане погибло 10 военнослужащих правительственных войск и "гораздо больше" боевиков. Свидетели пятничных событий утверждали, что погибло от 200 до 300 человек. Корреспондент агентства лично видел по меньшей мере 30 тел убитых.
Как заявил президент Узбекистана, было ранено по меньшей мере 100 человек.
http://www.obozrevatel.com/news/2005/5/15/12892.htm
2005.05.15 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб по работе с беженцами
Крымские татары готовятся создать штаб по работе с беженцами из АндижанаПредставительство Меджлиса крымскотатарского народа по Центральной Азии приняло решение в случае развития критической ситуации в узбекском городе Андижане создать на своей базе штаб по работе с беженцами.
По информации центрально-азиатского представительства Меджлиса, ситуация, сложившаяся в Андижане, обсуждалась в ходе встречи представителя Меджлиса по Центральной Азии Али Хамзина с Послом Украины в Республике Узбекистан Анатолием Касьяненко, которая состоялась в Ташкенте 13 мая. Хамзин отметил, что в Андижане и других городах и поселках Ферганской долины продолжают жить депортированные крымские татары, которые в этой сложной ситуации, потенциально могут стать беженцами.
В свою очередь, Касьяненко сообщил, что Посольство Украины с особым вниманием следит за развитием ситуации в этом регионе, которая, по информации официальных властей Узбекистана, полностью ими контролируется. В конце встречи было решено при необходимости проводить регулярные встречи с целью консультаций и принятия соответствующих решений, связанных с безопасностью соотечественников, проживающих в этом регионе.
Как сообщил «Обкому» представитель Меджлиса по Центральной Азии Али Хамзин, сообщения о вооружённых волнениях в Андижане появились в пятницу, 13 мая. О случаях нападений или избиения русскоязычного населения пока ничего неизвестно. «По свидетельству соотечественницы, с которой я лично сам связался вчера утром, жертв среди крымских татар нет», – отметил Хамзин.
Представитель Меджлиса сообщил также, что, по официальным данным узбекских властей, в республике на сегодняшний день проживает около 75-80 тысяч крымских татар, многие из них уже имеют украинское гражданство. По личным оценкам Хамзина, на территории Ферганской долины, ставшей эпицентром волнений, живет незначительное число крымских татар – «возможно, 2-3 тысячи человек». «Сколько их проживает конкретно в Андижане – сказать очень трудно», – добавил Хамзин.
Леонид ИВАНОВ (Симферополь)
http://obkom.net.ua/news/2005-05-15/1829.shtml
2005.05.15 | KirimTatar.Com
Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Первоисточник данной информации, в том числе расширенная информация Пресс-службы Меджлиса по Центральной Азии здесь:http://www.kirimtatar.com/Diaspora/andijan.html
2005.05.15 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
KirimTatar.Com пише:> Первоисточник данной информации, в том числе расширенная информация Пресс-службы Меджлиса по Центральной Азии здесь:
>
> http://www.kirimtatar.com/Diaspora/andijan.html
Спасибо за уточнение, но мне, в силу ряда причин технического характера, больше доступны сайты украинского сегмента Интернет
2005.05.15 | Chief
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:> KirimTatar.Com пише:
>
> Спасибо за уточнение, но мне, в силу ряда причин технического характера, больше доступны сайты украинского сегмента Интернет
Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
(Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
2005.05.15 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:> Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
> (Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
2005.05.15 | Chief
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:> Chief пише:
>
> > Ну что Вы, уважаемый Керим, в данном случае это уточнение не к Вам, а скорее к Обкому...
> > (Да и вообще историки-архивисты больше любят иметь дело с первоисточниками.)
>
> Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
Главное было не работать в архиве, а поступить в Историко-Архивный институт. После его окончания уже, ясное дело, брали на работу в любой архив (кроме, конечно, крымского - если речь о шла крымском татарине)... Чубаров, видимо, войдет в историю как первый крымский татарин, поступивший и окончивший Московский историко-архивный, а я, наверное, как первая женщина - крымская татарка, сделавшая то же самое
Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся... А меня даже не пытались вербовать . Хотя брали и берут на работу в самые, казалось бы, малодоступные архивы - к примеру, в РГАНИ (тот, где хранятся главные партийные документы и который подчиняется комендатуре Кремля)... Ничего не поделаешь - специфическое образование, везде нужны специалисты, в том числе и архивах.
2005.05.15 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:> Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся...
Не хочу бросать на кого-либо тень, но как можно ручаться за другого человека?
2005.05.15 | Chief
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:> Chief пише:
>
> > Кстати, хочу заодно опровергнуть и все инсинуации насчет того, что те люди, кто работал с архивными документами, дескать, непременно, являются сотрудниками КГБ, ФСБ, СБУ и прочих спецслужб. Чепуха. Уверенно говорю и за себя и за Чубарова... - не являемся...
>
> Не хочу бросать на кого-либо тень, но как можно ручаться за другого человека?
Ну я же и не утверждаю за всех архивистов мира - за них я, конечно, поручиться не могу (Тем более, что есть ведомственные архивы тех же спецслужб, где, естественно, сотрудники спецслужб и трудятся.) Но если речь идет о двух конкретных персонах, упоминаемых в данном посте - то за них - я вполне могу поручиться.
2005.05.15 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:>
> Ну я же и не утверждаю за всех архивистов мира - за них я, конечно, поручиться не могу (Тем более, что есть ведомственные архивы тех же спецслужб, где, естественно, сотрудники спецслужб и трудятся.) Но если речь идет о двух конкретных персонах, упоминаемых в данном посте - то за них - я вполне могу поручиться.
Эх, интересно тут с вами, но надо ложиться спать, поскольку надо рано и вставать - сейчас такое время, про которое в народе говорится: "День-год кормит!".
Хотя, конечно, соединение с Интернет ночью несравненно лучше, чем днем.
2005.05.16 | Valdis
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:>
> Хотя, конечно, соединение с Интернет ночью несравненно лучше, чем днем.
И не только "с Интернет ночью несравненно лучше"
Есть и другие радости!
2005.05.16 | Chief
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Valdis пише:> Керим пише:
>
> >
> > Хотя, конечно, соединение с Интернет ночью несравненно лучше, чем днем.
>
> И не только "с Интернет ночью несравненно лучше"
> Есть и другие радости!
Во-во... коим (радостям) и отправился предаваться Керим, а также другие обитатели Майдан-Крыма... Кроме пана Валдиса... Хотя, может, в латвийской деревне проходит другой часовой пояс?
2005.05.16 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Valdis пише:> И не только "с Интернет ночью несравненно лучше"
> Есть и другие радости!
Ну, не без этого, конечно. Все-таки ночь, тем более южная, с крупными звездами на небе.
Это вам не холодные балтийские вечера с озябшими северянками.
2005.05.16 | Chief
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Керим пише:>
> Ну, не без этого, конечно. Все-таки ночь, тем более южная, с крупными звездами на небе.
Да уж, в южную ночь, да под звездами... А если еще и море шумит да кипарисом пахнет... да цикады стрекочут... Хорошо...
>
> Это вам не холодные балтийские вечера с озябшими северянками.
А может в северянках есть своя прелесть? Холодные, рассудительные, спокойные девушки... - некоторым нравится. Не чета нашим горячим татарским девчонкам... Надо у пана Валдиса спросить, какие девчонки лучше - татарские или прибалтийские? (Хотя если пан Валдис в 2 часа ночи на Майдане-Крым просиживает, то может, и не надо спрашивать - и без того понятно? )
2005.05.16 | Керим
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Chief пише:>
> Да уж, в южную ночь, да под звездами... А если еще и море шумит да кипарисом пахнет... да цикады стрекочут... Хорошо...
Так: цикады-есть, море - за 5 км., вместо кипарисов -тополя, но такие же стройные.
2005.05.15 | sofu
Re: Крымские татары готовятся создать штаб... - первоисточник
Наверное не везде была такая дискриминация по отношению к крымским татарам. Не совсем правильный стереотип, что везде и все запрещалось для кр. татар. Ваш покорный слуга также имел в свое время доступ к интересным моментам. Безо всяких последствий, как говорится.Это относилось возможно там, где компактно проживали. В остальном Союзе этого не ощущалось.
Chief пише:
> Керим пише:
> >
> >
> > Как-то мне довелось прочитать, что Чубаров Рефат (депутат Верховной Рады Украины) в прошлой жизни также работал архивистом. Я еще тогда подумал о том, как это крымскому татарину разрешили работать в архиве в годы СССР.
>
>
2005.05.23 | Брат-1
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
Корреспонденту «Версии» удалось встретиться с лидером мятежников в Карасу. Он оказался обычным дехканиномВерсия, Орхан Джемаль, 23.05.2005
В Узбекистане случилось то, что, наверное, должно было произойти довольно давно: народ вышел на улицы брать власть в свои руки. С "бархатными" революциями здесь нет ничего общего. Нет роз, нет оранжевых шарфиков, нет американских эмиссаров. Хотя официальный Ташкент и официальная Москва упорно называют это акцией исламистов, это всего лишь бунт угнетенных.
В России никак не хотят признать, что представления о справедливости бывают не только в демократической обертке. В Узбекистане против тирана поднялись не демократы, а мусульмане. Почему - понять несложно. Ислам Каримов в принципе не может мириться с существованием оппозиции. И это касается любых оппозиционеров. Без особого шума он еще в середине 90-х разгромил демократические протестные силы: партию "Эрк" ("Свобода". -Авт.), возглавляемую Мухаммадом Салихом, и умеренных национал-диссидентов - народное движение "Бирлик" ("Единство". -Авт.), возглавляемое Абдурахимом Пулатом.
Однако исламисты оказались самой удобной и долгоиграющей жертвой узбекского режима. Демократов приходилось "мочить", учитывая позицию США. Не принимать во внимание это Каримов не мог: как никак он главный союзник США в Средней Азии. Другое дело "Хизб-ут-Тахрир" - исламская партия, ратующая за возрождение халифата, - или Исламское движение Узбекистана.
Во второй половине 90-х в Узбекистане был арестован Акрам Юлдашев. Когда-то этот человек был членом "Хизб-ут-Тахрир", но затем вышел из этой организации. Оставшись в одиночестве, Юлдашев написал книгу "Путь к истинной вере", где раскритиковал ненасильственную практику "Хизб-ут-Тахрир", которая хотела построить халифат исключительно методами пропаганды. По его мнению, при такой тирании, как в Узбекистане, можно и за оружие взяться.
Рукопись попала в руки Службы национальной безопасности Узбекистана, Юлдашев был осужден. А спецслужбы заявили, что отныне "Хизб-ут-Тахрир" более не может считаться мирной организацией, так как у нее появилось боевое крыло, и началась охота на ведьм.
Собственно, Каримов сам создал исламистов, загоняя в подполье всех мусульман, заподозренных в малейшей нелояльности. У них просто не оставалось выхода.
В феврале в Андижане начался очередной процесс акрамистов. Так здесь называют тех, кто обвинен в том, что разделяет взгляды Акрама Юлдашева. 22 человека были осуждены на сроки по 15-18 лет. Этот приговор спровоцировал отчаянную акцию родственников приговоренных. Они организовали 13 мая нападение на местную тюрьму, отпустили всех заключенных, взяли в заложники прокурора и четверых милиционеров и потребовали освободить своих братьев, отцов и мужей.
Спору нет, их действия являются преступлением, но это бы осталось всего лишь скандальным эпизодом в истории современного Узбекистана, если бы их не поддержал народ. В тот же день десятки тысяч людей вышли на площади Андижана протестовать против режима Ислама Каримова. Разбойное нападение на тюрьму в считанные часы переросло в восстание.
В течение суток восстание было подавлено. Андижанскую демонстрацию просто расстреляли. В городе по рукам ходят так называемые списки Хидоятовой. Исполнительный секретарь партии "Свободные крестьяне" Нигара Хидоятова послала партийных активистов по домам и переписала всех андижанцев, не вернувшихся с той демонстрации. В ее списках более 700 человек.
На этом трагедия не закончилась, восстание перекинулось на другие города. В приграничном городе Карасу, который узбекско-киргизская граница разрезала на две части, население тоже выступило против каримовского режима. Днем позже после андижанского расстрела население узбекской части Карасу сожгло городскую налоговую инспекцию, горотдел МВД и стационарный пост ГАИ. Хаким (мэр) Карасу Мурад Шерматов был избит и изгнан из города, квартира начальника городской милиции разграблена.
Уже неделю в узбекском Карасу не действуют никакие органы государственной власти. Горожане восстановили мост через пограничную реку и открыли вещевую торговлю с Киргизией.
Самое удивительное, что отсутствие законной власти в городе никак не чувствуется. Несмотря на то, что местные милиционеры разбежались, в городе нет ни краж, ни грабежей, даже улицы чисто подметены. Город ведет беспошлинную торговлю с киргизскими соседями и ждет штурма. Все понимают, что рано или поздно придут каримовские солдаты и зальют чисто выметенные улицы кровью взбунтовавшихся горожан. И хотя все живут в ожидании большой беды, нет никого, кто жалел бы о случившемся.
Корреспонденту "Версии" удалось встретиться с лидером карасуйского мятежа Бахтияром Рахимовым. Разыскать его оказалась очень просто. Главный бунтовщик не скрывался, не сидел под прикрытием многочисленной охраны, не устанавливал "исламские порядки" в захваченном городе.
Голый по пояс, с мотыгой в руках, Бахтияр выкорчевывал колючие сорняки на своем поле. Лидер восстания оказался обычным дехканином. Увидев гостей, он отложил мотыгу и сел в тени дерева, предложил всем чаю. Он очень волновался, но тем не менее держался с большим достоинством.
- Скажите, вы подняли народ против законной власти в Карасу сразу после событий в Андижане. Вы как-то координировали действия?
- Я даже не знаю этих людей, что пытались свергнуть в Андижане Каримова. Просто эти события были как детонатор. Мы увидели, что есть такие люди, которые не боятся милиции, солдат, каримовской администрации. Мы увидели, что можно попытаться свергнуть несправедливую власть, и вышли на улицы. Это случилось не потому, что мы с кем-то там договорились, а потому, что у нас больше не было сил терпеть.
- На в Андижане народ поднялся из-за несправедливого приговора, а какой у вас был повод свергать администрацию города?
- Постоянные аресты, постоянные репрессии были не только там, мы все это тоже испытали. Но дело не только в этом. Вы там, в России, просто не представляете, до чего довели здесь людей. Здесь полно таких, кто зарабатывает по $2 в месяц. Работы нет никакой, главное предприятие города, чулочно-носочная фабрика, давно стоит. Единственная возможность выжить - торговля товарами, привезенными из Киргизии. Но власти закрыли границу, разрушили мост через реку. Фактически людей толкали к голодной смерти. Весь город жил тем, что люди тайно перебирались по канатам, натянутым над рекой, и все-таки привозили какой-то товар. За прошлый год при этих переправах погибли 95 человек. Сорвались в холодную воду и утонули. Мы все тут были контрабандистами, но выхода у нас не было.
Вы думаете, милиция этого не знала? Прекрасно знала. Каждый человек здесь был обложен незаконным налогом. Всех заставляли платить милиционерам и не было никакого выхода, никакого просвета.
Смотрите сами, люди разгромили милиционеров и налоговиков - главных воров в этом городе. Никто не тронул, например, банки. Это потому, что мы не воры, не бандиты.
- Вы понимаете, что рано или поздно в город придут военные и восстановят прежнюю власть? И скорее всего теми же методами, что и в Андижане.
- Да лучше смерть, чем такая жизнь. Мы надеемся, что Аллах не допустит такой несправедливости. Если нас начнут убивать, мы ответим. Мы тоже возьмем оружие в руки. Пусть они лучше не пробуют. Ведь мы не убили ни одного милиционера, я лично следил, чтоб не было пролито ни капли крови, их только изгнали из города.
- Но ведь изгнать милиционеров - это тоже преступление.
- А разве они сами не преступники? В тех машинах ГАИ, которые мы сожгли, были огромные суммы денег. Это были взятки только за один день. Вот говорят, что квартиру начальника милиции разграбили. Да в его квартире были вещи, которые опознали их настоящие владельцы. Он эти вещи когда-то забрал, сказав, что конфискует их как контрабанду. Ну и кто из нас грабитель?
- Пока в городе была администрация, она отвечала за порядок. Кто сейчас отвечает за порядок?
- Никто. И много вы непорядка видите? Оказалось, что люди прекрасно самоорганизуются. Я всего лишь иногда советую, что надо сделать в первую очередь.
P.S. После интервью, 18 мая, ночью, Бахтияр Рахимов и еще 17 человек были арестованы.
* * *
Читайте в следующем номере продолжение репортажа о событиях в Узбекистане.
Версия, N 19, 23.05.2005, с. 7, 8
2005.05.25 | Керим
Re: Неужели никто из Узбекистана сюда не ходок?
Подавив силой законное возмущение своих граждан невыносимыми условиями жизни, оставив за собой сотни смертей, Каримов поехал с официальным визитом в Китай.2005.05.27 | Evet, hepsi gendi kafasinen!
Re: А кто читал эту книгу - "Аллах против Горбачева"?
Фундаментальні злидніЩо відбувається в Узбекистані?
Джованні БЕНСІ, італійський журналіст, автор книги «Аллах проти Горбачова», спеціально для «Дня»
В Андижані було вчинено друге найстрашніше політично вмотивоване побоїще наших часів після придушення студентських заворушень на площі Тяньаньмень у Пекіні 1989 року. Карателі вбили, за даними правозахисних організацій, від 700 до 800 демонстрантів, хоча влада малопереконливо стверджує, що жертв було «лише» 170 осіб. Демонстрації почалися на знак протесту проти процесу над групою місцевих підприємців, яких звинувачували у зв’язках з імовірним ісламістським угрупованням «Акромія». На думку ташкентської влади, в Андижані сталася екстремістська змова з терористичним підгрунтям. Цю версію перейняли й російські політики. Проблема ісламського фундаменталізму непокоїть також США. З часів війни проти афганських талібів американці утримують на аеродромі Ханабад в Узбекистані військову базу. Останніми роками США надавали країні значну економічну допомогу. Тепер же держсекретар Кондолізза Райс нагадала, що для Вашингтона важливо, як дотримуються принципів демократії у країнах, з якими він підтримує хороші відносини. Якщо Карімов не погодиться на міжнародне розслідування побоїща в Андижані, США можуть викреслити обіцяну допомогу в розмірі млн.
Звісно, ніхто не заперечує, що в Узбекистані існує ісламський екстремізм. Але важко повірити, що сотні тисяч чоловік у країні, де більшість населення має тільки приблизне уявлення про іслам, можуть вийти на вулиці в ім’я фундаменталізму. З історичного погляду Узбекистан, разом із Таджикистаном, є центром середньоазіатського ісламу. За радянських часів у Ташкенті було одне з чотирьох духовних управлінь («назарат»), які, під уважним поглядом керівництва КПРС, контролювали діяльність мусульман. Останнім муфтієм Ташкента радянського періоду (ще за Михайла Горбачова) був Шамсутдін-хан ібн Зіаутдін-хан Бабахан. Крім медресе Мір-Араб у Бухарі (де навчався і майбутній, вбитий у 2004 році в результаті теракту, проросійський президент Чечні, колишній муфтій цієї республіки Ахмад Кадиров), не було інших мусульманських духовних закладів. Майже всі мечеті були закриті. Проте вже в 80-і роки минулого століття в Узбекистані почалося ісламське відродження: воно зокрема виражалося в появі «бродячих мулл», які ходили з села до села проповідувати віру, часто під виглядом сезонних робітників. Саме Узбекистану стосується одна з небагатьох антирелігійних заяв, з якими виступив тоді Горбачов. Під час візиту до Ташкента в листопаді 1986 року він закликав узбецьких керівників «рішуче й безкомпромісно боротися з релігійними пережитками», тобто, по суті, з ісламом.
Фундаменталізм привезли до Узбекистану, зокрема, молоді люди, які після падіння СРСР їхали навчатися до мусульманських країн, особливо до Пакистану, де підпадали під вплив екстремістів із школи «деобанді» — саме тієї, з якої вийшли й афганські таліби. На цій основі виникли такі організації, як «Адолат уюшмаші» («Згода в ім’я справедливості»), «Одамійлік ва інсонпарварлік» («Гуманність і людинолюбство») тощо. Але схильність Іслама Карімова обзивати всіх опозиціонерів «ісламськими екстремістами» і запровадження законів, які сильно обмежують діяльність релігійних угрупувань, штовхнули ці й подібні організації убік чимдалі більшого фундаменталізму, допоки 1996 року вони об’єдналися в «Ісламський рух Узбекистану» (ІРУ) під керівництвом Тахіра Юлдашева та Джуми Ходжієва, прозваного «Намангані» з міста Наманган у Ферганській долині, який, за деякими даними, загинув в Афганістані, воюючи на боці талібів. Імовірно, через «пакистанську стежку» проникла до Центральної Азії й партія «Хізб ут-Тахрір-іл-ісламі», яка не має жодного історичного коріння в цьому регіоні. Її заснували в Палестині на початку 50-х років минулого століття з ініціативи шейха Такіуддіна ан-Набхані аль-Фаластіні («Палестинець») під впливом єгипетських «Братів мусульман»; вона ставила собі замету боротьбу проти Ізраїлю. Але в цьому амплуа її випередили інші угруповання, на кшталт «Хамас», і вона знайшла шлях до Центральної Азії, де її мета — створити транснаціональну ісламську державу («халіфат»). Зв’язки ІРУ з талібами та «Аль- Каїдою» Осами бен Ладена доведені; що ж до «Хізб ут-Тахрір», то вони більш ніж імовірні. Ісламський екстремізм безсумнівно діє в Узбекистані, як доводять численні теракти, скоєні останніми роками, жертвами яких стали десятки людей. 1999 року внаслідок вибухів у Ташкенті загинули 16 ні в чому не винних громадян, а Карімов, який був мішенню замаху, уцілів.
А що таке «Акромія», за зв’язок з якою затіяли судовий процес в Андижані, що слугував приводом для кривавого повстання? Багато хто навіть сумнівається, що така організація справді існує, і вважає цю назву вигадкою влади, якій потрібен «конкретний» ворог. Відомо тільки, що дрібні підприємці й фермери з Ферганської долини, яких судили в Андижані, були прибічниками Акрома Юлдашева, нібито засновника названої за ним «Акромії». Насправді Юлдашев, 29-річний вчитель математики з Андижана, — колишній член «Хізб ут-Тахрір», який 1992 року відійшов від цієї партії й опублікував у самвидаві брошуру під назвою «Йімонга юл» («Шлях до істинної віри»). У ній він виступає за створення «ісламського порядку» не шляхом озброєної боротьби, як це проповідує «Хізб ут-Тахрір», а за допомогою самоорганізації суспільства на засадах взаємодопомоги за прикладом раннього ісламу. Тільки таким чином, на думку Юлдашева, можна буде подолати соціально-економічну кризу Узбекистану, зокрема — Ферганської долини. Узбецький правозахисник Саїдджахон Зайнабітдінов, людина, далека від фундаменталізму (днями його заарештувала влада), підтверджує, що «у брошурі Юлдашева немає жодного заклику до озброєної боротьби для повалення уряду». Ідеї, викладені в «Йімонга юл», надихнули групу підприємців, які створили фонд взаємодопомоги, систему медичної й соціальної страховки для найбідніших членів суспільства й зобов’язалися платити працівникам на своїх підприємствах «справедливу зарплату». Подібна ініціатива може видатися утопічною, але вона особливо важлива у країні, де, на основі радянської спадщини й карімовської корупції та безгосподарності, безробіття сягнуло неймовірних розмірів (у Ферганській долині — 70% працездатного населення) і де середньомісячна зарплата відповідає 25 євро. Головною жертвою цієї ситуації є молодь, абсолютно позбавлена майбутнього: понад половина узбецького населення — молодші 25 років. Зрозуміло, що для Іслама Карімова будь-яка соціальна ініціатива, не підконтрольна його режиму, — це більмо на оці, небезпечний прояв «підривної діяльності» і, звісно, «фундаменталізму».
Втім, основні партії опозиції (всі нелегальні) з ісламським екстремізмом не пов’язані. Лише одна з них, «Ерк» («Свобода»), певний час «кокетувала» з ним. Але цього не можна сказати про партію «Бірлик» («Єдність») і, головним чином, про партію «Озод дехконлар» («Вільні селяни»), на чолі якої зараз стоїть жінка (немислимо для фундаменталістів) — Нігара Хідоятова. Ця партія виступила ініціатором так званої «сонячної коаліції», що об’єднує головним чином представників ділових кіл. Отже, ісламський фундаменталізм в Узбекистані є, але невдоволення і заворушення (Андижан не перший випадок) мають глибоке, драматичне соціально-економічне і політичне коріння.
IНША ДУМКА
Президент Узбекистану Іслам КАРІМОВ не бачить необхідності у проведенні міжнародного розслідування подій в Андижані. «Узбекистан — незалежна країна. Вона має свій конституційний лад, уряд, обраний народом парламент, президента. Чому хтось повинен приїжджати зі сторони, проводити розслідування?», — сказав Карімов. Він зазначив, що «зараз правоохоронні органи республіки ведуть слідство щодо трагічних подій у місті Андижані. Створено незалежну комісію, до якої увійшли представники нижньої та верхньої палат парламенту. Мета — об’єктивно й ретельно вивчити, всебічно й глибоко проаналізувати причини й наслідки трагедії». Карімов наголосив, що не розуміє, чому до отримання результатів розслідування здійняли «галас» в іноземних ЗМІ. При цьому він зазначив, що «в Узбекистані є представництва ООН, ОБСЄ, інших міжнародних організацій, співробітники яких можуть відвідати місце подій, поговорити з людьми, ніхто їм у цьому не перешкоджає».
№93, п'ятниця, 27 травня 2005
http://www.day.kiev.ua/137737/