МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Интервью с Гульнарой Бекировой.

07/19/2006 | Експерт
Наверное, один из немногих материалов В. Абдураимова, который можно читать с добрым настроением. Тут, видимо, две причины: первая, и главная, герой интервью - Гульнара Бекирова, котороая, о ужас (!)обожает Томаса Манна, но зато, пусть и в скрытой форме, поддерживает полигамию, а другая причина - нет места для ерничанья со стороны Васви.

В общем, читайте сами

Гульнара Бекирова: Полноценная жизнь возможна только на Родине

Имя Гульнары Бекировой стало широко известно читающей публике после выхода в свет ее книги "Крымскотатарская проблема в СССР", а также благодаря ее оригинальной публицистике в СМИ на самые разнообразные, но всегда актуальные и животрепещущие темы. Немалый интерес к автору проявили и наши читатели. В письмах и звонках в редакцию они не раз просили нас рассказать о Гульнаре Бекировой. И не столько как об историке и ученом, но больше как о человеке и женщине, сумевшей в основном благодаря неутомимой энергии и желанию докопаться до истины, сделать явным то, что долгое время было недоступно широкому кругу читателей и любителям истории. Гульнара-ханум заглянула в гости в "Полуостров", где и была захвачена врасплох...

- Гульнара, кто твои родители и откуда они родом?
- Мой отец, Бекиров Тасим, родом из Байдар (ныне Орлиное), а мама, Бекирова Касиде - из деревни Аджи-Менди (этого селения уже нет на карте Крыма) Ленинского района Керчи.
С 1967 года живем в Мелитополе. После освобождения Крыма от фашистов отец, как и многие его сверстники, попал в трудармию в Гурьев (Казахстан). В конце 1940-х поехал в Узбекистан, но родственников не нашел... Затем Якутия, оттуда - через Бухару в Мелитополь. Отец умер в 1991.
Маму с родителями выслали в поселок Южный Аламышик Андижанской области. После школы она поступила в Ташкентский мединститут, заканчивала учебу в Андижане. По распределению работала в Фергане... Я родилась уже в Мелитополе.

- Где и чему училась девочка Гуля?
Училась я хорошо, можно сказать, даже отлично, если не считать проблем с физкультурой (улыбается). В семье был культ книги и знаний. Наши с братом карманные деньги уходили на книги. Ферит покупал книги по математике и физике, а я - по гуманитарному направлению специализировалась. Окончила Мелитопольскую среднюю школу №1. Училась параллельно в музыкальной и художественной школах. Поступала даже в Харьковское художественное училище. Но во время сдачи вступительных экзаменов решила, что великой художницы из меня не получится, забрала документы и вернулась домой...

- Когда же тебе стали являться видения исторических событий ушедших в лету эпох и народов?
По большому счету историей в школе я особо не интересовалась. Живопись, музыка, литература - вот что меня тогда привлекало. В те времена историческая литература была весьма однообразная. Я в основном читала художественную литературу.

- Что любила читать больше всего?
Самая первая книга - детская версия "Тысячи и одной ночи". Перечитала все, что было доступно тогда в библиотеках - классическую русскую и зарубежную литературу. Томаса Манна обожаю до сих пор, его "Смерть в Венеции" - любимая новелла...
Кино очень люблю, многое просмотрела, но для меня глубже и масштабнее работ Андрея Тарковского ничего нет.

- Ты не захотела малевать картины...
После окончания школы я никуда не поступала, искала себя, устроилась на Мелитопольский моторный завод машинисткой в отдел главного технолога. Готовилась поступать на филфак. Была затаенная мечта учиться во ВГИКе на режиссерском факультете. Даже зашла в приемную комиссию, но документы сдать не решилась. После долгих мучительных поисков оптимального варианта куда поступать, остановилась на классическом отделении Ленинградского университета. Но не поступила ни в 1987, ни 1988. В 1989 поступала уже в МГУ на исторический факультет, недобрала балл. В августе этого же года поступила в Историко-архивный институт. В 1994 году я завершила свои университеты, защитив дипломную работу на тему "Проблемы истории крымскотатарского народа в составе России (1783-1930-е гг. ХХ в.)".

Решила учиться дальше. Поступила в аспирантуру Института этнологии РАН. Чтобы оплачивать жилье и учебу, приходилось работать на трех работах. В 1996 году вышла замуж; родился сын. Аспирантуру пришлось фактически бросить. Долго мыкались по квартирам, четыре года назад наконец купили двухкомнатную квартиру недалеко от метро "Первомайская". Муж мой программист. Я сотрудничаю со многими организациями, но на постоянную работу не устраиваюсь, боюсь, что это ограничит мою свободу. И, кроме того, не хочу пускать глубокие корни в Москве.

- Женское счастье - был бы милый рядом?
Для меня важнее, чтобы дите было рядом. Если у женщины есть ребенок, она счастливый человек по определению. В этом смысле я немного подкачала, специфика интересов, да и самой жизни не способствовали активному деторождению. Но хотелось бы родить еще и девочку...

- Русская женщина и в хату горящую войдет и коня на скаку остановит, а крымскотатарская?
Я думаю, они ничем не отличаются по самоотдаче и умению переносить трудности. В силу исторически сложившихся обстоятельств, крымскотатарской женщине столько пришлось пережить... Во многом именно благодаря мужеству и терпению крымскотатарской женщины нам удалось сохраниться как нации.

- Самая великая крымская татарка всех времен и народов кто?
Конкретно назвать не берусь никого, хотя несколько имен вполне могла бы произнести. Я бы воспела гимн крымскотатарской женщине как таковой и гордилась, если бы среди нас появились женщины масштаба Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, Юлии Тимошенко, Ирины Хакамады.

- Многие крымские татары весьма обеспокоены утратой центральных, характерных элементов национальной идентичности...
Раньше опасность была еще более выраженной. Думаю, если не случится катаклизмов, в ближайшие десятилетия мы возродимся как нация. За пятнадцать лет жизни на родине невозможно восстановить то, что уничтожали десятилетиями... Мне кажется, наше возрождение связано с возрождением национальной культуры - искусства, историографии, языка. Правда, в отличие от некоторых, отнюдь не считаю, что язык и идентичность связаны напрямую, хотя и преклоняюсь перед теми немногочисленными знатоками крымскотатарского языка, чьи имена хорошо известны... Я знакома со многими выдающимися евреями, они до мозга костей евреи, но иврит для них не стал родным языком.

- Поделись секретами, чем порадуешь своих поклонников в ближайшее время?
Задумок много. Есть планы, которые пока рассекречивать не буду. В настоящий момент готовлю книгу репортажей Айше Сеитмуратовой на радио "Свобода". Вторая книга связана с жизнью крымских татар в Мелитополе... Мне интересно понять закономерности утраты национальной идентичности, как она поддерживается вдали от материнского ядра нации, что необходимо для стабильного поддержания интереса к национальному в диаспорах. Не секрет, эрозия идентичности там очень сильная. Убеждена, полноценная национальная жизнь возможна только на Родине.

- Твой любимый цвет, стиль одежды, вид отдыха?
- Единственный цвет, который мне не нравится - это темно-коричневый цвет школьной формы. Он ассоциируется у меня со школой, где я хоть и хорошо училась, но не любила. Для меня школа своего рода репрессивный орган. Моя сущность сопротивляется тому, чтобы учить кого-то или навязывать свою позицию.

Что касается одежды, то Москва приучила к функциональности. Постоянно надо куда-то спешить, бежать, а на высоких каблуках сильно не разбегаешься, обязательно провалишься в какую-нибудь металлическую решетку в метро... Люблю брюки, юбки, признаюсь, в юности носила и короткие. Сейчас все больше приходится бывать в тех местах, где желателен строгий костюм.

Отдых примитивен до безобразия. В Москве это диван, телевизор, музыка, книга и... ноутбук с очередной статьей. А если удается уехать: Крым, синее море, горы. Смотришь на море и чувствуешь себя другим человеком. Активный отдых не для меня...

- С кухней ладишь, что у тебя вкуснее всего приготовить получается?
- Как и любая крымская татарка, я умею готовить. Правда, в первый раз приготовила еду в общежитии, будучи студенткой. Дома мама ограждала меня от домашних забот, говорила: "Иди, къызым, читай". Вкуснее всего получаются блюда из мяса.

- С каким историческим событием у тебя ассоциируется большая стирка или уборка дома?
- С развалом Союза. Сколько ни стирай, обязательно откуда-нибудь да вылезет грязное белье! Вначале задохнулась десталинизация, потом демократизация... Стираешь-стираешь, убираешь-убираешь, а этому конца не видно...

- Твое отношение к полигамии, в условиях, когда нация находится на пороге демографической катастрофы?
- С точки зрения ученого, историка понимаю, нужны радикальные меры. В этом смысле полигамия - выход. Но в то же время, с точки зрения европейской сущности - а мы все-таки европейцы - личность протестует. Впрочем, сегодняшняя реальность такова, что многие женщины живут в гареме, даже не подозревая об этом. Да и жизнь современной женщины зачастую сложнее, чем принято думать...

Женщина и мужчина - два психологически не совместимых существа, два разных мира. Это универсальная драма бытия. Женщина в браке может быть куда более одинокой, нежели вне его. С годами в отношении такого великого чувства, как любовь, мне все ближе афоризм: "Любовь - это когда двум хорошим людям плохо".

Вообще у меня нет никаких радужных рецептов жизни. Человек рождается, живет и уходит, будучи глубоко одиноким. Увы, любовь и дружба - самое ненадежное и зыбкое, что есть у человека.

- Когда Гульнара Бекирова вернется на Родину и возглавит кафедру истории в университете?
- Для начала надо защитить диссертацию. Пока я для себя не вижу стимула даже в защите. Есть люди, для которых главное карьера. Для меня важнее суть, содержание, а не форма. То есть моя работа.

Что касается возвращения в Крым... А почему вы считаете, что я кого-либо интересую как специалист? Отклик на свою работу я ощущаю со стороны тех, кого называют народом, и кто, собственно, дает мне основания думать, что хотя бы отчасти я делаю общественно значимое дело... Сейчас я фактически половину своего времени провожу на Родине, но мое нахождение в Крыму - исключительно заслуга моих немногочисленных подруг. Если бы не они, мне бы и голову-то приклонить было негде.

А вообще, если физически я и не вернулась, то интеллектуально я в гуще нации. Гораздо хуже, когда человек физически находится на Родине, а в интеллектуальном, духовном плане - далеко за тридевять земель.

Беседовал Васви АБДУРАИМОВ
Полуостров", 2006 г., №25 (179).

http://www.kirimtatar.com/Press/gb_int2006.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".