Из истории немцев Крыма
08/29/2006 | Бё!
Из истории немцев Крыма
Мария Поддуба
8 апреля 1783 года Европа была уведомлена о подписании императрицей Екатериной II манифеста «О принятии полуострова Крымского, полуострова Тамани и всей кубанской стороны под свою державу». 20 февраля 1804 года правительство издало Манифест, который предусматривал переселение «...исключительно хороших земледельцев, скотоводов, садоводов, а равно мастеровых, полезных в сельском быту, если каждый из них имеет в наличном капитале или в товарах не менее 300 гульденов». Для колоний назначался Новороссийский край, по возможности – ближе к портовым городам Одессе и Феодосии, что должно было, по мнению властей, способствовать развитию последних вследствие увеличения торговли.
После издания манифеста Александра I на неосвоенные причерноморские земли прибыли немецкие колонисты, в основном – выходцы из южных земель Германии. Трудолюбивые и искусные немецкие поселенцы принесли на крымскую землю не только свою культуру и традиции, но и знание различных ремесел. Занимаясь фермерством и виноделием, они внесли значительный вклад в экономическое развитие полуострова.
Расцвет
Предки крымских немцев были выходцами из разных земель Германии (Вюртемберга, Бадена, Нассау, Пфальца, Швабии, Эльзаса, Баварии), а также из Швейцарии и Австрии. В общем потоке колонистов в Крым переселялись потомки французских гугенотов и швейцарцев (Цюрихтальский кантон). Первые официально зарегистрированные колонии появились в 1804–1805 годах. Были основаны три колонии в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне – Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского района); четыре – в Феодосийском: Судак, Гейльбурн (ныне территории с. Приветного Кировоского района), Герценберг (с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (ныне с. Золотое Поле Кировского района). В 1811 году в Симферопольском районе была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района). По данным 1824 года, в этих колониях проживало 1630 человек. Это были так называемые материнские колонии, выходцы из которых стали переселяться в другие населенные пункты или основывать новые, «дочерние колонии». Немцы селились также в Симферополе, Феодосии и других крымских городах, где занимались ремесленным производством и торговлей. К 1860 году на полуострове было уже 45 населенных пунктов с немецким населением – колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.В 60–70-е годы XIX века правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, которые покинули крымские татары в 1856–1862 годах. С этого времени начинается второй этап переселения немцев, главным образом – из материковой части Таврической губернии. С начала 1860-х годов в Крыму появляются так называемые «молчанские» менониты, переселявшиеся из Бердянского уезда Таврической губернии, а позже – из Пруссии. Наиболее известные колонии менонитов – Карасан (Симферопольский уезд, основана в 1862 году, ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, основана в 1882 году, ныне территория пгт Гвардейское Симферопольского района).По данным переписи 1897 года численность немцев в Крыму составляла 31 391 (5,8 % от общего числа населения), из них – 30 027 человек являлись сельскими жителями: в Перекопском уезде – 11 718 человек (22,8%), в Евпаторийском – 7 388 человек (12%), в Симферопольском – 5 812 человек (4,1%) и в Феодосийском – 4 909 человек (4,2%). Приблизительно 80% являлись середняками и зажиточными крестьянами-собственниками, 17% – безземельными крестьянами и около 3% – крупными землевладельцами.По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями христианской религии двух крупных течений – католицизма и протестантизма, были также менониты, сепаратисты, а среди городских жителей встречались люди, принявшие православие. В начале XX века в Крыму было 186 евангелическо-лютеранских общин (20 913 человек), 22 католические общины (5 063 человека) и 10 общин сепаратистских (1 575 человек).Основной отраслью хозяйства было земледелие с использованием трех-, четырех- и пятипольной систем с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей, а также введением в севооборот технических культур (кукурузы, картофеля). Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество; выращивание винограда и виноделие было развито в некоторых колониях (Судак, Кроненталь) и в имениях крупных землевладельцев.При преобладании земледелия у немцев было достаточно распространено и скотоводство, а также свиноводство и птицеводство, развивалось племенное скотоводство, преимущество которого было в скрещивании пород, вывезенных из-за границы в начале XIX века, и местных пород (немецкая красностепная порода); разводили и такие виды экзотических животных, как верблюды. Например, в хозяйстве менонитов Крыма на 1914 год их было 50 голов. Разбогатевшие колонисты стали вкладывать деньги в фабрично-заводское производство.
Изгнание
Начало XX века отмечено появлением в российском обществе ярко выраженных антинемецких настроений. В это время появляется миф о «немецком засилье» и «немецкой оккупации». В годы Первой мировой войны 1914–1918 годов издаются законы, направленные на ликвидацию немецкого землевладения, отмечены факты выселения немцев, германско-подданных за пределы Таврической губернии, закрываются немецкие газеты. От полного воплощения в жизнь этих законов спасла Февральская революция 1917 года. Но установление в дальнейшем советской власти в стране продолжило наступление на права немецкого населения. Начинаются репрессии против немцев, ликвидируются крупные крестьянские хозяйства, закрываются церкви. Такая политика советского правительства привела к значительным возмущениям немецкого населения Крыма, многие из них стали иммигрировать в США, что не устраивало руководство страны, и оно решило изменить свою политику по отношению к немцам. В 1930 году в местах компактного проживания немцев в Крыму был создан Биюк-Онларский национальный район с населением 39 074 человека (из них немцев было 15 540), а в 1935 году появился еще и Тельманский район.С 1897 по 1941 год численность немецкого населения увеличилась, к 1941 году их было на полуострове 53 000 человек (4,7% от общего населения).В августе–сентябре 1941 года из Крыма было выселено около 50 тысяч немцев, с учетом смешанных браков эта цифра увеличивается до 61,2 тысяч человек, а в 1944 году последовала вторая волна переселения – 2,3 тысячи человек. На долгие годы об истории и культуре немецкого народа в Крыму запретили говорить и писать.
Возрождение
Позже первое общественное объединение немцев в Крыму было образовано в 1991 году под названием «Крымское общество советских немцев "Возрождение"». Инициаторами его создания стали архитектор Гуго Шауфлер, инженер-строитель Виталий Тизенгаузен, депутат Верховного Совета Крыма Владимир Репненинг, также в этом принимали участие И. Аведикиди и Ш. Хубларян. Реализовывая государственную программу по возвращению и обустройству депортированных немцев, был создан поселок компактного проживания немцев в селении Марьяновка Красногвардейского района. В этом селении удалось построить 26 квартир усадебного типа.После распада СССР название общества изменилось, однако цели и направления его деятельности остались прежними: удовлетворение духовных запросов и защита прав немецкого этнического меньшинства, возрождение и развитие национальной культуры, содействие возвращению и обустройству в Крыму депортированных немцев, их интеграции в украинское общество.В настоящее время численность немецкого населения в Крыму составляет менее 10 % от довоенного уровня. Наиболее крупные общины сформировались в Джанкойском и Красногвардейском районах, городах Симферополе, Керчи и Ялте.Сегодня в состав крымского «Видергебурта» входят около 30-ти региональных организаций, объединяющих примерно 2 000 членов. Их деятельность координируют Совет и Президиум общества. В Крыму работают немецкие культурные центры, воскресные школы и курсы по изучению немецкого языка, религиозные общины.В каждом культурном центре созданы художественные коллективы, которые кропотливо восстанавливают забытые за годы изгнания песни и танцы. Среди них – вокальный ансамбль «Нахтигаль» Симферопольского немецкого культурного центра, ялтинский ансамбль Glück г. Красноперекопска, большой популярностью у зрителей пользуются выступления дружного коллектива Красногвардейского культурного центра Freundschaft.В середине 1990-х годов часть представителей немецкого национального меньшинства наряду с обществом «Видергебурт»создала организацию «Землячество депортированных немцев Крыма». Новое объединение провозгласило своими задачами содействие возвращению и обустройству немцев, депортированных из Крыма в годы войны, защиту их прав удовлетворение духовных и этнокультурных запросов немецкого населения, развитие связей с исторической родиной. В настоящее время в состав землячества входят 16 региональных отделений, объединяющих более 700 человек, включая членов семей от смешанных браков.При землячестве созданы национально-культурные центры – «Немецкий дом» в Симферополе, «Дойч клуб» в Ялте и «Айнхайт» в Феодосии. Несмотря на финансовые трудности, центры ведут активную культурно-просветительную работу. Общество оказывает поддержку малообеспеченным семьям, инвалидам и престарелым за счет гуманитарной помощи, получаемой от евангелическо-лютеранской общины и организации Красного Креста.Землячеством установлены контакты с посольством Германии в Украине и немецкими общинами в различных регионах СНГ. Начиная с 1994 года в Крыму регулярно проводятся Дни немецкой культуры, популярные у народов разных национальностей, проживающих в Крыму, организуются выставки, различные благотворительные акции, отмечаются национальные и религиозные праздники.
Национальные СМИВажная роль в деле возрождения национальных традиций и культуры, знакомства с жизнью соотечественников в Украине и за рубежом принадлежит национальным средствам массовой информации.Первым печатным органом немцев юга Украины была газета под названием Unterhaltungsblatt für deutsche Ansiedler im südlichen Russland, издававшаяся в Одессе в 1846–1861 годах. В 1863–1914 годах выходила газета под названием Odessa Zeitung. В 1903–1914 годы менониты Таврической губернии издавали Der Fridenstimme, а на протяжении 1910–1914 годов лютеране печатали газету Der Landwirt. 1914 год стал трагическим. Начало Первой мировой войны привело к росту шовинистических настроений, что стало причиной закрытия газет. С окончательным установлением в Крыму советской власти немецкие коммунисты в декабре 1920 года начали издавать газету «Красный Крым», 20 марта 1921 года она была переименована в «Молот и плуг». Отсутствие финансовой поддержки привело к закрытию газеты в декабре 1923 года.По возвращении немцев из мест депортации одной из важных задач стало возрождение национальной печати. По инициативе В. Ренпенинга с ноября 1993 года издается ежемесячная газета немцев Крыма Hoffnung. Это издание распространяется не только среди немецкого населения Крыма, но и рассылается в национальные культурные центры ближнего зарубежья и некоторые библиотеки Германии. С 1995 года в Республиканском обществе «Землячество депортированных немцев Крыма» издается газета Landsmannschaft на русском и немецких языках.С июня 2002 года в Симферополе находится редакция всеукраинской немецкой молодежной газеты «Югендвелт», веб-дизайн группа, обслуживающая информационный портал «Немецкой молодежи в Украине», издается газета Крымского республиканского благотворительного фонда «Немцы Крыма» Focus: Deutschland – Krim.Весной 1994 года на телеэкранах появилась еженедельная программа «Хоффнунг» немецкой редакции государственной телерадиокомпании «Крым», а в ноябре того же года в крымском эфире прозвучала первая национальная радиопередача «Возрождение».
http://www.mng.rusdeutsch.ru/?rubrik=1&stat=930
Мария Поддуба
8 апреля 1783 года Европа была уведомлена о подписании императрицей Екатериной II манифеста «О принятии полуострова Крымского, полуострова Тамани и всей кубанской стороны под свою державу». 20 февраля 1804 года правительство издало Манифест, который предусматривал переселение «...исключительно хороших земледельцев, скотоводов, садоводов, а равно мастеровых, полезных в сельском быту, если каждый из них имеет в наличном капитале или в товарах не менее 300 гульденов». Для колоний назначался Новороссийский край, по возможности – ближе к портовым городам Одессе и Феодосии, что должно было, по мнению властей, способствовать развитию последних вследствие увеличения торговли.
После издания манифеста Александра I на неосвоенные причерноморские земли прибыли немецкие колонисты, в основном – выходцы из южных земель Германии. Трудолюбивые и искусные немецкие поселенцы принесли на крымскую землю не только свою культуру и традиции, но и знание различных ремесел. Занимаясь фермерством и виноделием, они внесли значительный вклад в экономическое развитие полуострова.
Расцвет
Предки крымских немцев были выходцами из разных земель Германии (Вюртемберга, Бадена, Нассау, Пфальца, Швабии, Эльзаса, Баварии), а также из Швейцарии и Австрии. В общем потоке колонистов в Крым переселялись потомки французских гугенотов и швейцарцев (Цюрихтальский кантон). Первые официально зарегистрированные колонии появились в 1804–1805 годах. Были основаны три колонии в Симферопольском уезде: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне – Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского района); четыре – в Феодосийском: Судак, Гейльбурн (ныне территории с. Приветного Кировоского района), Герценберг (с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (ныне с. Золотое Поле Кировского района). В 1811 году в Симферопольском районе была основана колония Кроненталь (ныне с. Кольчугино Симферопольского района). По данным 1824 года, в этих колониях проживало 1630 человек. Это были так называемые материнские колонии, выходцы из которых стали переселяться в другие населенные пункты или основывать новые, «дочерние колонии». Немцы селились также в Симферополе, Феодосии и других крымских городах, где занимались ремесленным производством и торговлей. К 1860 году на полуострове было уже 45 населенных пунктов с немецким населением – колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.В 60–70-е годы XIX века правительство вновь решило пригласить колонистов для освоения земель, которые покинули крымские татары в 1856–1862 годах. С этого времени начинается второй этап переселения немцев, главным образом – из материковой части Таврической губернии. С начала 1860-х годов в Крыму появляются так называемые «молчанские» менониты, переселявшиеся из Бердянского уезда Таврической губернии, а позже – из Пруссии. Наиболее известные колонии менонитов – Карасан (Симферопольский уезд, основана в 1862 году, ныне с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, основана в 1882 году, ныне территория пгт Гвардейское Симферопольского района).По данным переписи 1897 года численность немцев в Крыму составляла 31 391 (5,8 % от общего числа населения), из них – 30 027 человек являлись сельскими жителями: в Перекопском уезде – 11 718 человек (22,8%), в Евпаторийском – 7 388 человек (12%), в Симферопольском – 5 812 человек (4,1%) и в Феодосийском – 4 909 человек (4,2%). Приблизительно 80% являлись середняками и зажиточными крестьянами-собственниками, 17% – безземельными крестьянами и около 3% – крупными землевладельцами.По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями христианской религии двух крупных течений – католицизма и протестантизма, были также менониты, сепаратисты, а среди городских жителей встречались люди, принявшие православие. В начале XX века в Крыму было 186 евангелическо-лютеранских общин (20 913 человек), 22 католические общины (5 063 человека) и 10 общин сепаратистских (1 575 человек).Основной отраслью хозяйства было земледелие с использованием трех-, четырех- и пятипольной систем с рациональным севооборотом, интенсивным удобрением полей, а также введением в севооборот технических культур (кукурузы, картофеля). Подсобным занятием являлось садоводство и огородничество; выращивание винограда и виноделие было развито в некоторых колониях (Судак, Кроненталь) и в имениях крупных землевладельцев.При преобладании земледелия у немцев было достаточно распространено и скотоводство, а также свиноводство и птицеводство, развивалось племенное скотоводство, преимущество которого было в скрещивании пород, вывезенных из-за границы в начале XIX века, и местных пород (немецкая красностепная порода); разводили и такие виды экзотических животных, как верблюды. Например, в хозяйстве менонитов Крыма на 1914 год их было 50 голов. Разбогатевшие колонисты стали вкладывать деньги в фабрично-заводское производство.
Изгнание
Начало XX века отмечено появлением в российском обществе ярко выраженных антинемецких настроений. В это время появляется миф о «немецком засилье» и «немецкой оккупации». В годы Первой мировой войны 1914–1918 годов издаются законы, направленные на ликвидацию немецкого землевладения, отмечены факты выселения немцев, германско-подданных за пределы Таврической губернии, закрываются немецкие газеты. От полного воплощения в жизнь этих законов спасла Февральская революция 1917 года. Но установление в дальнейшем советской власти в стране продолжило наступление на права немецкого населения. Начинаются репрессии против немцев, ликвидируются крупные крестьянские хозяйства, закрываются церкви. Такая политика советского правительства привела к значительным возмущениям немецкого населения Крыма, многие из них стали иммигрировать в США, что не устраивало руководство страны, и оно решило изменить свою политику по отношению к немцам. В 1930 году в местах компактного проживания немцев в Крыму был создан Биюк-Онларский национальный район с населением 39 074 человека (из них немцев было 15 540), а в 1935 году появился еще и Тельманский район.С 1897 по 1941 год численность немецкого населения увеличилась, к 1941 году их было на полуострове 53 000 человек (4,7% от общего населения).В августе–сентябре 1941 года из Крыма было выселено около 50 тысяч немцев, с учетом смешанных браков эта цифра увеличивается до 61,2 тысяч человек, а в 1944 году последовала вторая волна переселения – 2,3 тысячи человек. На долгие годы об истории и культуре немецкого народа в Крыму запретили говорить и писать.
Возрождение
Позже первое общественное объединение немцев в Крыму было образовано в 1991 году под названием «Крымское общество советских немцев "Возрождение"». Инициаторами его создания стали архитектор Гуго Шауфлер, инженер-строитель Виталий Тизенгаузен, депутат Верховного Совета Крыма Владимир Репненинг, также в этом принимали участие И. Аведикиди и Ш. Хубларян. Реализовывая государственную программу по возвращению и обустройству депортированных немцев, был создан поселок компактного проживания немцев в селении Марьяновка Красногвардейского района. В этом селении удалось построить 26 квартир усадебного типа.После распада СССР название общества изменилось, однако цели и направления его деятельности остались прежними: удовлетворение духовных запросов и защита прав немецкого этнического меньшинства, возрождение и развитие национальной культуры, содействие возвращению и обустройству в Крыму депортированных немцев, их интеграции в украинское общество.В настоящее время численность немецкого населения в Крыму составляет менее 10 % от довоенного уровня. Наиболее крупные общины сформировались в Джанкойском и Красногвардейском районах, городах Симферополе, Керчи и Ялте.Сегодня в состав крымского «Видергебурта» входят около 30-ти региональных организаций, объединяющих примерно 2 000 членов. Их деятельность координируют Совет и Президиум общества. В Крыму работают немецкие культурные центры, воскресные школы и курсы по изучению немецкого языка, религиозные общины.В каждом культурном центре созданы художественные коллективы, которые кропотливо восстанавливают забытые за годы изгнания песни и танцы. Среди них – вокальный ансамбль «Нахтигаль» Симферопольского немецкого культурного центра, ялтинский ансамбль Glück г. Красноперекопска, большой популярностью у зрителей пользуются выступления дружного коллектива Красногвардейского культурного центра Freundschaft.В середине 1990-х годов часть представителей немецкого национального меньшинства наряду с обществом «Видергебурт»создала организацию «Землячество депортированных немцев Крыма». Новое объединение провозгласило своими задачами содействие возвращению и обустройству немцев, депортированных из Крыма в годы войны, защиту их прав удовлетворение духовных и этнокультурных запросов немецкого населения, развитие связей с исторической родиной. В настоящее время в состав землячества входят 16 региональных отделений, объединяющих более 700 человек, включая членов семей от смешанных браков.При землячестве созданы национально-культурные центры – «Немецкий дом» в Симферополе, «Дойч клуб» в Ялте и «Айнхайт» в Феодосии. Несмотря на финансовые трудности, центры ведут активную культурно-просветительную работу. Общество оказывает поддержку малообеспеченным семьям, инвалидам и престарелым за счет гуманитарной помощи, получаемой от евангелическо-лютеранской общины и организации Красного Креста.Землячеством установлены контакты с посольством Германии в Украине и немецкими общинами в различных регионах СНГ. Начиная с 1994 года в Крыму регулярно проводятся Дни немецкой культуры, популярные у народов разных национальностей, проживающих в Крыму, организуются выставки, различные благотворительные акции, отмечаются национальные и религиозные праздники.
Национальные СМИВажная роль в деле возрождения национальных традиций и культуры, знакомства с жизнью соотечественников в Украине и за рубежом принадлежит национальным средствам массовой информации.Первым печатным органом немцев юга Украины была газета под названием Unterhaltungsblatt für deutsche Ansiedler im südlichen Russland, издававшаяся в Одессе в 1846–1861 годах. В 1863–1914 годах выходила газета под названием Odessa Zeitung. В 1903–1914 годы менониты Таврической губернии издавали Der Fridenstimme, а на протяжении 1910–1914 годов лютеране печатали газету Der Landwirt. 1914 год стал трагическим. Начало Первой мировой войны привело к росту шовинистических настроений, что стало причиной закрытия газет. С окончательным установлением в Крыму советской власти немецкие коммунисты в декабре 1920 года начали издавать газету «Красный Крым», 20 марта 1921 года она была переименована в «Молот и плуг». Отсутствие финансовой поддержки привело к закрытию газеты в декабре 1923 года.По возвращении немцев из мест депортации одной из важных задач стало возрождение национальной печати. По инициативе В. Ренпенинга с ноября 1993 года издается ежемесячная газета немцев Крыма Hoffnung. Это издание распространяется не только среди немецкого населения Крыма, но и рассылается в национальные культурные центры ближнего зарубежья и некоторые библиотеки Германии. С 1995 года в Республиканском обществе «Землячество депортированных немцев Крыма» издается газета Landsmannschaft на русском и немецких языках.С июня 2002 года в Симферополе находится редакция всеукраинской немецкой молодежной газеты «Югендвелт», веб-дизайн группа, обслуживающая информационный портал «Немецкой молодежи в Украине», издается газета Крымского республиканского благотворительного фонда «Немцы Крыма» Focus: Deutschland – Krim.Весной 1994 года на телеэкранах появилась еженедельная программа «Хоффнунг» немецкой редакции государственной телерадиокомпании «Крым», а в ноябре того же года в крымском эфире прозвучала первая национальная радиопередача «Возрождение».
http://www.mng.rusdeutsch.ru/?rubrik=1&stat=930