Русские историки про крымских татар
09/21/2006 | Сборщик
Александр Костинский:
Андрею Виноградову вопрос. Вот вы занимаетесь много историей Крыма, в частности церковной историей Крыма.
Скажите, пожалуйста, вот вы ощущаете на себе некие политические волны?
Потому что Крым, - естественно, это сосредоточие... тут тебе и крымские татары, тут тебе и украинские казаки, которые там, оказывается, флот организовали, и так далее.
Андрей Виноградов:
Давления сверху нет. Но есть некое давление снизу. Я только что, по сути, вернулся из Крыма. И я встречался случайно в одном горном крымском селе с местным депутатом, бывшим шахтером Ивановым, который мне задал вопрос: «Хочу вас, как ученого, спросить. Где историческая родина крымских татар?».
Я начал ему объяснять, что крымские татары – это сложный этнос, который возник на остатках сарматского населения, с добавлением готских, возможно, каких-то северокавказских народностей, затем сильно ассимилированный греческой средой, затем пришли тюрки, все это смешалось в особый совершенно тип, особый народ, который был окончательно тотализирован при Екатерине, когда некоторые еще как бы христиане и, по сути, можно сказать, даже греки не захотели выселиться в Мариуполь, записались мусульманами и остались в Горном Крыму, чтобы остаться на своих местах.
Я долго это рассказывал, пока он меня не прервал. Он говорит: «Простите, я, может быть, неправильно формулирую свой вопрос. Куда нам их выслать? Где их историческая родина?».
Если подходить к истории так – распределить все места народов в истории: место этого народа здесь, а этот народ обратно надо в Монголию отправить... конечно, удивительно, что часто с этим сталкиваешься и на научном уровне.
Или, скажем, это уже будет почти псевдонаучный уровень, когда люди действительно хотят расставить все в истории по полочкам. Но история – это все-таки не математика. Здесь нет окончательных доказательств. Здесь каждая новая находка поворачивает очень сильно колесо истории.
Например, в последнее время, ну, не возобладала, но, скажем, получила большой вес теория о кондоминате, о том, что в определенную эпоху Крымом совместно владела Византия и хазары, то есть как бы они вместе были владетелями. Но появляются новые находки, в том числе и недавно обнаружена в архиве фотография одной надписи, скорее всего, происходящей с известного всем из Мангуп-Кале, Мангупа, из Мангупской базилики, в которой говорится об освящении этого храма при Хазарском кагане и его наместнике – тудуне.
Никаких византийцев здесь нет. Интересно, что хазарские правители выступают как покровители христианства...
Полная версия дискуссии: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/09/20/20060920140038693.html
Андрею Виноградову вопрос. Вот вы занимаетесь много историей Крыма, в частности церковной историей Крыма.
Скажите, пожалуйста, вот вы ощущаете на себе некие политические волны?
Потому что Крым, - естественно, это сосредоточие... тут тебе и крымские татары, тут тебе и украинские казаки, которые там, оказывается, флот организовали, и так далее.
Андрей Виноградов:
Давления сверху нет. Но есть некое давление снизу. Я только что, по сути, вернулся из Крыма. И я встречался случайно в одном горном крымском селе с местным депутатом, бывшим шахтером Ивановым, который мне задал вопрос: «Хочу вас, как ученого, спросить. Где историческая родина крымских татар?».
Я начал ему объяснять, что крымские татары – это сложный этнос, который возник на остатках сарматского населения, с добавлением готских, возможно, каких-то северокавказских народностей, затем сильно ассимилированный греческой средой, затем пришли тюрки, все это смешалось в особый совершенно тип, особый народ, который был окончательно тотализирован при Екатерине, когда некоторые еще как бы христиане и, по сути, можно сказать, даже греки не захотели выселиться в Мариуполь, записались мусульманами и остались в Горном Крыму, чтобы остаться на своих местах.
Я долго это рассказывал, пока он меня не прервал. Он говорит: «Простите, я, может быть, неправильно формулирую свой вопрос. Куда нам их выслать? Где их историческая родина?».
Если подходить к истории так – распределить все места народов в истории: место этого народа здесь, а этот народ обратно надо в Монголию отправить... конечно, удивительно, что часто с этим сталкиваешься и на научном уровне.
Или, скажем, это уже будет почти псевдонаучный уровень, когда люди действительно хотят расставить все в истории по полочкам. Но история – это все-таки не математика. Здесь нет окончательных доказательств. Здесь каждая новая находка поворачивает очень сильно колесо истории.
Например, в последнее время, ну, не возобладала, но, скажем, получила большой вес теория о кондоминате, о том, что в определенную эпоху Крымом совместно владела Византия и хазары, то есть как бы они вместе были владетелями. Но появляются новые находки, в том числе и недавно обнаружена в архиве фотография одной надписи, скорее всего, происходящей с известного всем из Мангуп-Кале, Мангупа, из Мангупской базилики, в которой говорится об освящении этого храма при Хазарском кагане и его наместнике – тудуне.
Никаких византийцев здесь нет. Интересно, что хазарские правители выступают как покровители христианства...
Полная версия дискуссии: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2006/09/20/20060920140038693.html
Відповіді
2006.09.21 | Tatarchuk
Re: «Куда нам их выслать? Где их историческая родина?»
> который был окончательно тотализирован при Екатерине,
Хорошее, свежее слово "тотализирован"
В Средние века народы вообще не задумывались о таких понятиях, как "этнос", субэтнос, субстрат и суперстрат. Да и теорий таких не было - аж до 20 века, сказывается вредное влияние герра Гитлера.
Есть некий набор "необходимых, но недостаточных" компонентов, каждый из которых МОЖЕТ стать определяющим для того, чтобы народ считал себя чем-то отдельным, или его считали отдельным, или он считал себя частью мнимого далёкого народа.
Это может быть язык (диалект, регионалект), религия (конфессия, толк, обрядность), территория, историческое событие, род занятий, и даже самоназвание или внешнее название.
Например, евреи сейчас постоянно полчёркивают, что термин "крымчаки" появился в 19 веке - при этом ссылаются ... на записки Российской империи (и больше - ни на какие источники).
Что ж, там и "крымских татар" не было, и киргизов называли казахами, а казахов - кара-киргизами, потому что империя не вникала в детали, пока они не затрагивали её существенных интересов.
ПС. Ну а про "куда их выслать" - этот Иванов реально гонит. Интересно, куда по его же логике следует выслать русских? украинцев (им меньше всего высылаться - рядом живут), греков? а караимов - в Ирак? крымчаков - в Египет и Нубию?
Вот уж точно "казлы каторые вечна мешают нам жыть", эти депутаты Ивановы. Как заметил по другому поводу line, "им больше не о чем поговорить со своим избирателем". Интересно, Иванов уже провел дешевый газ, воду и свет в дома своих избирателей? "Покращал" их життя вже сьогодня?
2006.09.21 | Alessandro
Re: Русские историки про крымских татар
А можно поподробнее про этого историка? Потому что отрадно, что в кои-то веки нашёлся _нормальный_ русский историк, который _не_ утверждает, что крымские татары пришли из Монголии...2006.09.21 | Сборщик
Биография Андрея Виноградова
Биография Андрея Виноградоваhttp://www.krotov.info/spravki/persons/21person/1976vinogradov.htm
2006.09.21 | Chief
Re: Русские историки про крымских татар
Alessandro пише:> А можно поподробнее про этого историка? Потому что отрадно, что в кои-то веки нашёлся _нормальный_ русский историк, который _не_ утверждает, что крымские татары пришли из Монголии...
Не, ну в все-таки не "в кои веки"... Я например буквально вчера общалась со своими друзьями-"русскими историками"... Они, отнюдь не будучи специалистами в области изучения истории крымских татар, тоже про монгол не говорили. Все больше про кипчаков да всяких разных готов Правда, у них за плечами истфак МГУ и Московский историко-архивный, то бишь приличное базовое историческое образование.
2006.09.21 | Alessandro
Re: Русские историки про крымских татар
Chief пише:> Alessandro пише:
> > А можно поподробнее про этого историка? Потому что отрадно, что в кои-то веки нашёлся _нормальный_ русский историк, который _не_ утверждает, что крымские татары пришли из Монголии...
>
> Не, ну в все-таки не "в кои веки"... Я например буквально вчера общалась со своими друзьями-"русскими историками"... Они, отнюдь не будучи специалистами в области изучения истории крымских татар, тоже про монгол не говорили. Все больше про кипчаков да всяких разных готов Правда, у них за плечами истфак МГУ и Московский историко-архивный, то бишь приличное базовое историческое образование.
Про Монголию это я, конечно, утрирую, но утверждения про то, что "татары пришли в XIII веке, а до того никаких татаров тута не было" встречаются на каждом шагу. Радует, что есть и нормальные историки, но слышно-то больше всяких Дюличевых, Андреевых и прочих, прости Господи, Чупиковых...
2006.09.21 | Tatarchuk
У нас на Тау-Ките порядки не те (© Высоцкий)
Хорошо вам мгушникам и рггушникамНам же приходится отбиваться от армады людей, которые убеждены, что техническое или воаенное образование - это полное право разбираться в истории, не изучая историю.
Вот вам образец логики:
"Если кто-то и проиграл Крымскую войну, то только не Россия"
Поражения являются следствием собственных ошибок,
а победы - результатом ошибок неприятеля.
Сунь-цзы
.....
С. СУНДУКОВ,
президент фонда "Сяг памяти воинов",
член организационного комитета ВС АРК.
(“Крымская правда”, №164, 9 сентября 2006)
Первым арию "победителя в Крымской войне" начал петь известный пушкиновед Казарин.
Еачал он с того, что крымскую войну начали, конечно же, на россияне, а запад вкупе с турками; и что, как вы понимаете сами, целью было не гнусный предлог защиты боспора и дарданеллы, а уничтожение самоя русския идея и обращение этой самыя русския идея в мутную волну бездуховности, которая безо всякого сомнения идет с запада и из Турции; и что, как видно из итогов войны, русския великыя и белыя и малыя сохранились в живых, а значит Расея победила супостатов и на этот раз.
Это я не шутил, это был хейд-спич при открытии конференции (научной!). Потом уже конечно и нормальные доклады были, но заметьте - ни одна интеллигентская слякоть не подошла к Казарину и не раздолбала его ни публично, ни с глазу на глаз*.
______________
*(Если не считать некоторых майдановских активистов, но мы-то как раз не интеллигенцыя)
2006.09.21 | Chief
Re: У нас на Тау-Ките порядки не те (© Высоцкий)
Tatarchuk пише:> Хорошо вам мгушникам и рггушникам
>
> Нам же приходится отбиваться от армады людей, которые убеждены, что техническое или воаенное образование - это полное право разбираться в истории, не изучая историю.
Не, ну мы ж с Вами знаем, что в наши времена историей только ленивый не занимается... Может это еще и от того, что профессиональные историки в профессии не остаются, уходят куда-нибудь, где хоть элементарные деньги платят (журналистика, пиар, политика)... Ну а свято место, как известно пустовать не будет. Вот и ползут туда все кому не лень.