Правда по-татарски
09/26/2006 | Бё!
Правда по-татарски
Крым издавна считался одним из наиболее любопытных и, одновременно, проблемных регионов Украины. Недавно проведенное заседание Совета национальной безопасности и обороны, на котором львиную долю времени было уделено именно солнечному полуострову, подтверждает этот тезис. По мнению президента Виктора Ющенко, нынче автономия переживает далеко не лучшие времена, ибо власть там – слаба и нестабильна, а число желающих спекулировать на извечной теме крымских татар увеличилось. Насколько оправданы эти опасения, сформированы на одной из наиболее болезненных – национальной – основе? Попробуем разобраться.
Итак, крымско-татарский народ сформировался на полуострове в течение ХIII-XV веков. Причем, по мнению историков, свой вклад в формирование крымско-татарского этноса сделали не только тюркские народы, а и предки греков, генуэзцев, готов, поляков и украинцев (был период, когда украинские казаки составляли на полуострове большинство).
Крымское ханство было основано Хаджи Девлет-Гиреем, который родился в литовском городе Троках (нынче – Тракай) и пребывал под охраной великих князей Витовта и Сигизмунда. В 1428-м году Гирей начал борьбу за Крым, но лишь спустя 15 лет стал называться ханом – именно в 1443-м завершилась борьба за независимость Крыма от Золотой Орды. Созданное Гиреем Крымское ханство просуществовало 340 лет. Первая столица этой державы размещалась в городе Солхат (нынче – Старый Крым). А в конце XV века столица была перенесена в Бахчисарай – город, о котором недавно говорили во всей Украине и за ее пределами, после перепалки татарской общины с властями по поводу местонахождения рынка.
Основатель государства, упрочнив свою власть, построил немало объектов, часть из которых сохранилась по сей день. Например, руины мечети в Чуфут-Кале. Кстати, там же находится и усыпальница первого крымского хана, а также его сына Мангли-Гирея и внука Сахиб-Гирея.
Впрочем, полная независимость Крымского ханства существовала недолго. Уже через 30 лет Османская империя превратила его в своего вассала. В Кафе (нынешняя Феодосия) поселился представитель турецкого султана, собирающий дань.
Многие исследователи обращают внимание на весьма любопытные межкультурные отношения украинцев и крымских татар. Например, известный этнограф Филарет Колеса отмечал родственность мелодики песен и инструментальной музыки двух народов. А художник Николай Самокиш, долгое время живший в Крыму, указывал на общность мотивов в орнаментах вышивок, производимых татарками и украинками. А со временем оказалось, что и судьба двух народов стала похожей. В 1783 году Крым поглотила Российская империя, после чего численность татар на полуострове уменьшилась почти на две трети.
Впрочем, нет: татарам, все же, досталось больше, чем украинцам. Апогеем их геноцида стал ХХ век, а точнее – 1944 год. 10 мая Лаврентий Берия доложил Иосифу Сталину: «Учитывая предательские действия крымских татар на приграничной окраине СССР, НКВД выносит на ваше рассмотрение проект решения о выселении всех татар с территории Крыма». Уже на следующий день Сталин подписал соответствующее постановление – татарам была уготовлена участь принудительно ехать в Узбекистан. Отдельным постановлением некоторых предлагалось направить в различные области России.
Все произошло молниеносно. Операция началась в четыре часа утра 18 мая, а завершилась через два дня. В Среднюю Азию и на Урал вывезли 67 эшелонов товарняков, битком набитых людьми. Более 30 тысяч репатриантов умерли еще в дороге. А до 1956 года на спецпоселениях господствовал комендантский режим.
Некоторые репатрианты до сих пор частенько повторяют: что не завершила Екатерина ІІ, закончил Сталин. Причем, в 1944-м из Крыма выселили не только татар, но и греков, армян, болгар и немцев. Более того - с 1967-го по 1987-й более трех сотен репатриантов были осуждены за попытки возвратиться на родину.
Ноша репатриации с самого начала легла на плечи Украины. Впрочем, о возвращении татар более-менее легально заговорили еще в перестроечные времена. Именно тогда в письме к генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву татары намекнули на возможность возвращения. Общественное мнение Крыма отреагировала на такую «наглость» достаточно примитивно: «Сталина на них нет». Примечательно, что с тех пор утекло уже много воды, но отношение к татарам не слишком-то и изменилось. Например, в позапрошлом году, когда отмечалось 60-летие депортации, среди студентов Таврического университета в Симферополе проводилось социологическое исследование этой проблемы. Оказалось, что лишь 30 процентов студентов считают депортацию несправедливой. Остальные это преступление оправдывают, а некоторые даже были бы не прочь депортировать татар еще раз.
Не дождавшись «милости» сверху – из Москвы, некоторые татары еще в конце 80-х-начале 90-х самолично поехали из Узбекистана в Крым «на разведку». Именно тогда власти полуострова убедились в справедливости пословицы о незваном госте, который хуже татарина. Ведь, оставаясь татарами, переселенцы стали еще и непрошеными гостями для сотен крымских семей и местной власти. Да и могло ли быть иначе, если ей нежданно-негаданно пришлось ломать голову над нормами, хоть как-то регулирующими процесс расселения репатриантов?
Некоторые политики склонны считать, что именно понимание татарских проблем со стороны руководства тогда еще новорожденного Украинского государства, позволило татарам сразу не перейти в жесткую оппозицию к отечественной власти. Как бы не развивались события, татары, в основном демонстрируют к ней лояльность. Более того, еще свежи в памяти заявления представительского органа крымских татар – Меджлиса – к международным организациям с просьбой помочь Украине. Конечно, этот факт не имел бы особого резонанса, если бы не одно обстоятельство. Ведь во времена СССР крымско-татарское движение, немало рискуя, обращалось к Западу с просьбой употребить против Союза санкции.
Сегодня нередко звучат опасения, дескать, геополитическое расположение Крыма, прежде всего, пребывает в центре интересов Турции, и со временем это государство выставит свои претензии на полуостров. Конечно, предполагать можно все, что угодно и откровенно отмахиваться даже от этих опасений, вряд ли целесообразно. Но, декларируя теоретическую угрозу со стороны турок, видимо, нужно называть своими именами всех. Например, пока не приходилось слышать, чтобы, скажем, мэр Стамбула или Анкары прилюдно заявлял, что Крым – турецкая территория. А вот заявления московского градоначальника Юрия Лужкова относительно Крыма в целом и Севастополя в частности, уже набили оскомину. Как и позиция в этом вопросе некоторых российских депутатов, лишь недавно провозглашенных персонами нон-грата в нашей стране.
Собственно, тормозом для сепаратистских заявлений хотя бы на официальном уровне стало подписание между Украиной и Российской Федерацией договора о дружбе и сотрудничестве в 1997-м году. Хотя и здесь есть нюансы. Скажем, как только в Украине начали подумывать о возможности повышения арендной платы за базирование на нашей территории Черноморского флота РФ (которая нынче просто-таки смешна), как российские дипломаты посоветовали прекратить эту тему. Мол, тогда можно будет пересматривать и весь большой договор. О продолжающемся конфликте вокруг украинских маяков, которыми незаконно пользуется российская сторона, и говорить не приходится.
Одним словом, проблем в Крымской автономии действительно – непочатый край. И очень жаль, что наша центральная власть лишь теперь, после сумбурных событий в Феодосии и фактического срыва курортного сезона, обратила на это внимание. Впрочем, доверимся еще одной известной пословице: лучше позже, чем никогда.
http://www.daily.com.ua/page.php?node=1&sid=22475
Крым издавна считался одним из наиболее любопытных и, одновременно, проблемных регионов Украины. Недавно проведенное заседание Совета национальной безопасности и обороны, на котором львиную долю времени было уделено именно солнечному полуострову, подтверждает этот тезис. По мнению президента Виктора Ющенко, нынче автономия переживает далеко не лучшие времена, ибо власть там – слаба и нестабильна, а число желающих спекулировать на извечной теме крымских татар увеличилось. Насколько оправданы эти опасения, сформированы на одной из наиболее болезненных – национальной – основе? Попробуем разобраться.
Итак, крымско-татарский народ сформировался на полуострове в течение ХIII-XV веков. Причем, по мнению историков, свой вклад в формирование крымско-татарского этноса сделали не только тюркские народы, а и предки греков, генуэзцев, готов, поляков и украинцев (был период, когда украинские казаки составляли на полуострове большинство).
Крымское ханство было основано Хаджи Девлет-Гиреем, который родился в литовском городе Троках (нынче – Тракай) и пребывал под охраной великих князей Витовта и Сигизмунда. В 1428-м году Гирей начал борьбу за Крым, но лишь спустя 15 лет стал называться ханом – именно в 1443-м завершилась борьба за независимость Крыма от Золотой Орды. Созданное Гиреем Крымское ханство просуществовало 340 лет. Первая столица этой державы размещалась в городе Солхат (нынче – Старый Крым). А в конце XV века столица была перенесена в Бахчисарай – город, о котором недавно говорили во всей Украине и за ее пределами, после перепалки татарской общины с властями по поводу местонахождения рынка.
Основатель государства, упрочнив свою власть, построил немало объектов, часть из которых сохранилась по сей день. Например, руины мечети в Чуфут-Кале. Кстати, там же находится и усыпальница первого крымского хана, а также его сына Мангли-Гирея и внука Сахиб-Гирея.
Впрочем, полная независимость Крымского ханства существовала недолго. Уже через 30 лет Османская империя превратила его в своего вассала. В Кафе (нынешняя Феодосия) поселился представитель турецкого султана, собирающий дань.
Многие исследователи обращают внимание на весьма любопытные межкультурные отношения украинцев и крымских татар. Например, известный этнограф Филарет Колеса отмечал родственность мелодики песен и инструментальной музыки двух народов. А художник Николай Самокиш, долгое время живший в Крыму, указывал на общность мотивов в орнаментах вышивок, производимых татарками и украинками. А со временем оказалось, что и судьба двух народов стала похожей. В 1783 году Крым поглотила Российская империя, после чего численность татар на полуострове уменьшилась почти на две трети.
Впрочем, нет: татарам, все же, досталось больше, чем украинцам. Апогеем их геноцида стал ХХ век, а точнее – 1944 год. 10 мая Лаврентий Берия доложил Иосифу Сталину: «Учитывая предательские действия крымских татар на приграничной окраине СССР, НКВД выносит на ваше рассмотрение проект решения о выселении всех татар с территории Крыма». Уже на следующий день Сталин подписал соответствующее постановление – татарам была уготовлена участь принудительно ехать в Узбекистан. Отдельным постановлением некоторых предлагалось направить в различные области России.
Все произошло молниеносно. Операция началась в четыре часа утра 18 мая, а завершилась через два дня. В Среднюю Азию и на Урал вывезли 67 эшелонов товарняков, битком набитых людьми. Более 30 тысяч репатриантов умерли еще в дороге. А до 1956 года на спецпоселениях господствовал комендантский режим.
Некоторые репатрианты до сих пор частенько повторяют: что не завершила Екатерина ІІ, закончил Сталин. Причем, в 1944-м из Крыма выселили не только татар, но и греков, армян, болгар и немцев. Более того - с 1967-го по 1987-й более трех сотен репатриантов были осуждены за попытки возвратиться на родину.
Ноша репатриации с самого начала легла на плечи Украины. Впрочем, о возвращении татар более-менее легально заговорили еще в перестроечные времена. Именно тогда в письме к генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву татары намекнули на возможность возвращения. Общественное мнение Крыма отреагировала на такую «наглость» достаточно примитивно: «Сталина на них нет». Примечательно, что с тех пор утекло уже много воды, но отношение к татарам не слишком-то и изменилось. Например, в позапрошлом году, когда отмечалось 60-летие депортации, среди студентов Таврического университета в Симферополе проводилось социологическое исследование этой проблемы. Оказалось, что лишь 30 процентов студентов считают депортацию несправедливой. Остальные это преступление оправдывают, а некоторые даже были бы не прочь депортировать татар еще раз.
Не дождавшись «милости» сверху – из Москвы, некоторые татары еще в конце 80-х-начале 90-х самолично поехали из Узбекистана в Крым «на разведку». Именно тогда власти полуострова убедились в справедливости пословицы о незваном госте, который хуже татарина. Ведь, оставаясь татарами, переселенцы стали еще и непрошеными гостями для сотен крымских семей и местной власти. Да и могло ли быть иначе, если ей нежданно-негаданно пришлось ломать голову над нормами, хоть как-то регулирующими процесс расселения репатриантов?
Некоторые политики склонны считать, что именно понимание татарских проблем со стороны руководства тогда еще новорожденного Украинского государства, позволило татарам сразу не перейти в жесткую оппозицию к отечественной власти. Как бы не развивались события, татары, в основном демонстрируют к ней лояльность. Более того, еще свежи в памяти заявления представительского органа крымских татар – Меджлиса – к международным организациям с просьбой помочь Украине. Конечно, этот факт не имел бы особого резонанса, если бы не одно обстоятельство. Ведь во времена СССР крымско-татарское движение, немало рискуя, обращалось к Западу с просьбой употребить против Союза санкции.
Сегодня нередко звучат опасения, дескать, геополитическое расположение Крыма, прежде всего, пребывает в центре интересов Турции, и со временем это государство выставит свои претензии на полуостров. Конечно, предполагать можно все, что угодно и откровенно отмахиваться даже от этих опасений, вряд ли целесообразно. Но, декларируя теоретическую угрозу со стороны турок, видимо, нужно называть своими именами всех. Например, пока не приходилось слышать, чтобы, скажем, мэр Стамбула или Анкары прилюдно заявлял, что Крым – турецкая территория. А вот заявления московского градоначальника Юрия Лужкова относительно Крыма в целом и Севастополя в частности, уже набили оскомину. Как и позиция в этом вопросе некоторых российских депутатов, лишь недавно провозглашенных персонами нон-грата в нашей стране.
Собственно, тормозом для сепаратистских заявлений хотя бы на официальном уровне стало подписание между Украиной и Российской Федерацией договора о дружбе и сотрудничестве в 1997-м году. Хотя и здесь есть нюансы. Скажем, как только в Украине начали подумывать о возможности повышения арендной платы за базирование на нашей территории Черноморского флота РФ (которая нынче просто-таки смешна), как российские дипломаты посоветовали прекратить эту тему. Мол, тогда можно будет пересматривать и весь большой договор. О продолжающемся конфликте вокруг украинских маяков, которыми незаконно пользуется российская сторона, и говорить не приходится.
Одним словом, проблем в Крымской автономии действительно – непочатый край. И очень жаль, что наша центральная власть лишь теперь, после сумбурных событий в Феодосии и фактического срыва курортного сезона, обратила на это внимание. Впрочем, доверимся еще одной известной пословице: лучше позже, чем никогда.
http://www.daily.com.ua/page.php?node=1&sid=22475
Відповіді
2006.09.26 | Alessandro
Re: Правда по-татарски
Бё! пише:> Правда по-татарски
> был период, когда украинские казаки составляли на полуострове большинство
Ні, я все розумію, але це все ж таки через край...
2006.09.26 | Tatarchuk
НеПравда и не по-татарски. И даже не по крімски
> Например, в позапрошлом году, когда отмечалось 60-летие депортации, среди студентов Таврического университета в Симферополе проводилось социологическое исследование этой проблемы. Оказалось, что лишь 30 процентов студентов считают депортацию несправедливой. Остальные это преступление оправдывают, а некоторые даже были бы не прочь депортировать татар еще раз.Повна брехня, Совєт молодих науковців ТНУ вивесів тоді спростування, і тільки дуже глухі люди дотепер вірять Кримській "П-де" та соціолохам (о)Хрієнкам.
Навіть соціологічно "одобрямсів" Сталіна вони нарахували непропорційно до кількості студентів - нащадків депортованих народів. Не кажучи вже про круглі без запятих та з нуліками чисел опитування