"Крымскотатарской нации не существует, поэтому нет проблемы..."
11/05/2006 | Бё!
Как решить крымско-татарские проблемы?
Такой вопрос корреспонденты «Севастопольского Меридиана» задали историкам, политологам и представителям общественно- политических организаций после того, как Севастопольский городской совет отложил рассмотрение вопроса о выделении участка земли на Дергачах под строительство крымскотатарскогопоселка. И вот какие ответы они дали:
Историк Искандер Муртазаев:
«Я был председателем местного меджлиса в Байдарской долине в 2002 – 2003 годах. По моим данным, до войны в Севастополе жили до 40 тысяч крымских татар. В мае 1944 года все крымские татары были незаконно выселены с территории Крыма.
Я считаю, что в депортации виновен сталинский режим, хотя расследование этого преступления на государственном уровне пока не было.
Сегодня в целом по Севастополю всего около 5 тысяч крымскотатарских репатриантов – это чуть больше одного процента населения, и их проблемы можно решить относительно легко.
Так уже сложилось, что репатрианты селятся в основном в селах и занимаются сельским хозяйством, выращивают овощи, фрукты. Поэтому очень важный вопрос - наделение их землей сельскохозяйственного назначения. К сожалению, при прежнем городском руководстве этот вопрос почти не решался.
До сих пор очень острая проблема с жильем - как с выкупаемым, так и с тем, которое строится на выделенных земельных участках. Так, например, в селе Орлином есть общежитие для репатриантов, за него идет постоянная борьба - за крохотные комнатушки, дело доходит до скандалов и судебных разбирательств.
Путь выкупа жилья для репатриантов дешевле, чем строительство поселков компактного проживания с вновь создаваемой инфраструктурой, но при строительстве отдельного поселка легче сохранять татарскую самобытность, язык и культуру. При выкупе жилья тоже имеют место коррупционные схемы - стоимость жилья завышают и деньги отмываются чиновниками.
Считаю, что части сел и улиц надо вернуть исторические названия, которые были до войны. Необходимо также увеличить финансирование на культурную сферу и изучение всеми желающими и детьми в школах крымскотатарского языка.
Для всего этого необходимо, чтобы на уровне украинского государства был принят закон о депортированных гражданах, в котором были бы прописаны все основные механизмы решения крымскотатарских проблем. Когда такой закон примут, то многие вопросы на местах будут решаться значительно быстрее».
Историк и политолог Николай Лавров:
«По этническому происхождению крымские татары делятся на три группы: так называемые «степные» или потомки половцев и ногайцев, «горные» - потомки скифо-готского населения средневекового Крыма и «южнобережные» - потомки греко-итальянского и турецкого населения Южного берега Крыма. Так, например, председатель Меджлиса Мустафа Джемилев в разговоре с журналистами рассказал, что он потомок выходцев из Генуи, то есть Италии. В нынешнем Меджлисе преобладает влияние именно южнобережных татар. Процесс этнической консолидации крымских татар в настоящее время еще не завершен, субэтнические различия сохраняются, и можно считать, что как единая нация крымские татары еще не сформировались. Из этого следует вывод, что крымскотатарской нации в данное время не существует, и поэтому не существует так называемой крымскотатарской проблемы в Украине и в Крыму, а есть лишь проблемы обустройства депортированных в 1944 году граждан и их потомков и равного отношения ко всем гражданам Украины, проживающим в Крыму, без привилегий по национальному признаку».
Историк и политолог Игорь Панюта:
«Строительство этнического поселка противоречит любой логике государственной политики. Действительно, если государство хочет восстановить историческую справедливость, которая, безусловно, была нарушена в отношении татар в 1944 году, то надо помочь поселиться в Севастополе потомкам тех, кто жил в нашем городе на момент начала войны. Допустим, государство (как и декларирует) собирается развивать социально ориентированное рыночное общество, базирующееся на демократических ценностях европейского образца. Тогда движение миграционных потоков должно определяться социально-экономическими потребностями общества. Почему бы не инициировать, например, процесс массового заселения Севастополя этническими русскими, которые лишились мест проживания в бывших советских республиках? Ведь эту сомнительную идею никто не продвигает? Необходимо ответить на вопрос: какова будет роль новых севастопольцев в экономической структуре общества. Поскольку ответа те, кто предлагает создать этнический поселок, не дают, можно предположить, что мы имеем дело с опасным популизмом».
Первый секретарь Севастопольской городской организации Социалистической партии Украины Аркадий Филимонов:
«Вопросы выделения земли и жилья крымскотатарским репатриантам нужно решать в соответствии с действующим законодательством Украины. Здесь недопустимы какие-либо привилегии по национальному признаку - привилегии ведут к разжиганию межнациональных конфликтов. Если давать землю и квартиры только татарам, то это приведет к протестам людей других национальностей. В Севастополе десятки тысяч граждан – русских, украинцев и других - стоят в очереди на получение жилья и земельных участков. Только у нас в городском комитете СПУ лежат тысячи заявлений от местных жителей, которые просят им выделить земельный участок. Жилье и земельные участки нужно предоставлять всем – и русским, и украинцам, и татарам – в порядке очереди. В то же время строить этнические поселки не надо. Будет лучше, если возвращающиеся крымские татары будут селиться вместе с русскими и украинцами».
Главный специалист сектора по делам межнациональных и межконфессиональных отношений Севастопольской городской государственной администрации Сергей Иванович Цыпордей:
«По переписи 2001 года в Севастополе проживало 1858 человек из числа ранее депортированных граждан и их потомков (по данным севастопольского меджлиса, сейчас в Севастополе проживает около 5 тысяч переселенцев из числа крымских татар). Примерно 15-20 процентов из них проживает в городской черте и примерно 80-85 процентов – в сельской зоне.
Ежегодно в Севастополе выделяется из бюджета 500 тысяч гривен на строительство жилья для репатриантов и еще 500 тысяч гривен – на выкуп квартир. Дополнительно 1 миллион гривен идет на создание инфраструктуры – на газификацию, дороги, строительство кладбищ.
У депортированных в Севастополе своя льготная очередь на получение жилья, в которой стоят 150 человек. В год они получают 5 квартир. Выделяемых средств не хватает – для того чтобы удовлетворить всех, кто стоит в очереди, надо 25 – 30 лет.
В связи с этим Севастопольская городская государственная администрация обратилась в Государственный комитет по делам национальностей и миграции с просьбой выделить дополнительно 5 миллионов гривен на строительство в Севастополе многоквартирного жилого дома для депортированных.
Что касается земельных участков, то они репатриантам почти не выделяются, поскольку до сих пор нет единой базы данных учета тех, кто земельные участки уже получил».
http://meridian.in.ua/?page=0§ion=377&magnum=36(120)
Такой вопрос корреспонденты «Севастопольского Меридиана» задали историкам, политологам и представителям общественно- политических организаций после того, как Севастопольский городской совет отложил рассмотрение вопроса о выделении участка земли на Дергачах под строительство крымскотатарскогопоселка. И вот какие ответы они дали:
Историк Искандер Муртазаев:
«Я был председателем местного меджлиса в Байдарской долине в 2002 – 2003 годах. По моим данным, до войны в Севастополе жили до 40 тысяч крымских татар. В мае 1944 года все крымские татары были незаконно выселены с территории Крыма.
Я считаю, что в депортации виновен сталинский режим, хотя расследование этого преступления на государственном уровне пока не было.
Сегодня в целом по Севастополю всего около 5 тысяч крымскотатарских репатриантов – это чуть больше одного процента населения, и их проблемы можно решить относительно легко.
Так уже сложилось, что репатрианты селятся в основном в селах и занимаются сельским хозяйством, выращивают овощи, фрукты. Поэтому очень важный вопрос - наделение их землей сельскохозяйственного назначения. К сожалению, при прежнем городском руководстве этот вопрос почти не решался.
До сих пор очень острая проблема с жильем - как с выкупаемым, так и с тем, которое строится на выделенных земельных участках. Так, например, в селе Орлином есть общежитие для репатриантов, за него идет постоянная борьба - за крохотные комнатушки, дело доходит до скандалов и судебных разбирательств.
Путь выкупа жилья для репатриантов дешевле, чем строительство поселков компактного проживания с вновь создаваемой инфраструктурой, но при строительстве отдельного поселка легче сохранять татарскую самобытность, язык и культуру. При выкупе жилья тоже имеют место коррупционные схемы - стоимость жилья завышают и деньги отмываются чиновниками.
Считаю, что части сел и улиц надо вернуть исторические названия, которые были до войны. Необходимо также увеличить финансирование на культурную сферу и изучение всеми желающими и детьми в школах крымскотатарского языка.
Для всего этого необходимо, чтобы на уровне украинского государства был принят закон о депортированных гражданах, в котором были бы прописаны все основные механизмы решения крымскотатарских проблем. Когда такой закон примут, то многие вопросы на местах будут решаться значительно быстрее».
Историк и политолог Николай Лавров:
«По этническому происхождению крымские татары делятся на три группы: так называемые «степные» или потомки половцев и ногайцев, «горные» - потомки скифо-готского населения средневекового Крыма и «южнобережные» - потомки греко-итальянского и турецкого населения Южного берега Крыма. Так, например, председатель Меджлиса Мустафа Джемилев в разговоре с журналистами рассказал, что он потомок выходцев из Генуи, то есть Италии. В нынешнем Меджлисе преобладает влияние именно южнобережных татар. Процесс этнической консолидации крымских татар в настоящее время еще не завершен, субэтнические различия сохраняются, и можно считать, что как единая нация крымские татары еще не сформировались. Из этого следует вывод, что крымскотатарской нации в данное время не существует, и поэтому не существует так называемой крымскотатарской проблемы в Украине и в Крыму, а есть лишь проблемы обустройства депортированных в 1944 году граждан и их потомков и равного отношения ко всем гражданам Украины, проживающим в Крыму, без привилегий по национальному признаку».
Историк и политолог Игорь Панюта:
«Строительство этнического поселка противоречит любой логике государственной политики. Действительно, если государство хочет восстановить историческую справедливость, которая, безусловно, была нарушена в отношении татар в 1944 году, то надо помочь поселиться в Севастополе потомкам тех, кто жил в нашем городе на момент начала войны. Допустим, государство (как и декларирует) собирается развивать социально ориентированное рыночное общество, базирующееся на демократических ценностях европейского образца. Тогда движение миграционных потоков должно определяться социально-экономическими потребностями общества. Почему бы не инициировать, например, процесс массового заселения Севастополя этническими русскими, которые лишились мест проживания в бывших советских республиках? Ведь эту сомнительную идею никто не продвигает? Необходимо ответить на вопрос: какова будет роль новых севастопольцев в экономической структуре общества. Поскольку ответа те, кто предлагает создать этнический поселок, не дают, можно предположить, что мы имеем дело с опасным популизмом».
Первый секретарь Севастопольской городской организации Социалистической партии Украины Аркадий Филимонов:
«Вопросы выделения земли и жилья крымскотатарским репатриантам нужно решать в соответствии с действующим законодательством Украины. Здесь недопустимы какие-либо привилегии по национальному признаку - привилегии ведут к разжиганию межнациональных конфликтов. Если давать землю и квартиры только татарам, то это приведет к протестам людей других национальностей. В Севастополе десятки тысяч граждан – русских, украинцев и других - стоят в очереди на получение жилья и земельных участков. Только у нас в городском комитете СПУ лежат тысячи заявлений от местных жителей, которые просят им выделить земельный участок. Жилье и земельные участки нужно предоставлять всем – и русским, и украинцам, и татарам – в порядке очереди. В то же время строить этнические поселки не надо. Будет лучше, если возвращающиеся крымские татары будут селиться вместе с русскими и украинцами».
Главный специалист сектора по делам межнациональных и межконфессиональных отношений Севастопольской городской государственной администрации Сергей Иванович Цыпордей:
«По переписи 2001 года в Севастополе проживало 1858 человек из числа ранее депортированных граждан и их потомков (по данным севастопольского меджлиса, сейчас в Севастополе проживает около 5 тысяч переселенцев из числа крымских татар). Примерно 15-20 процентов из них проживает в городской черте и примерно 80-85 процентов – в сельской зоне.
Ежегодно в Севастополе выделяется из бюджета 500 тысяч гривен на строительство жилья для репатриантов и еще 500 тысяч гривен – на выкуп квартир. Дополнительно 1 миллион гривен идет на создание инфраструктуры – на газификацию, дороги, строительство кладбищ.
У депортированных в Севастополе своя льготная очередь на получение жилья, в которой стоят 150 человек. В год они получают 5 квартир. Выделяемых средств не хватает – для того чтобы удовлетворить всех, кто стоит в очереди, надо 25 – 30 лет.
В связи с этим Севастопольская городская государственная администрация обратилась в Государственный комитет по делам национальностей и миграции с просьбой выделить дополнительно 5 миллионов гривен на строительство в Севастополе многоквартирного жилого дома для депортированных.
Что касается земельных участков, то они репатриантам почти не выделяются, поскольку до сих пор нет единой базы данных учета тех, кто земельные участки уже получил».
http://meridian.in.ua/?page=0§ion=377&magnum=36(120)
Відповіді
2006.11.05 | Бё!
все-таки это социалисты
Об этих сомнительных историках и политологах информации в инете крайне мало, но об одном из них удалось узнать следующее:Игорь Панюта, член СГО Социалистической партии Украины