МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Естественный закон превыше брани.

12/15/2006 | Айдын Шемьи-заде
Айдын Шемьи-заде.


Земля и язычество


Человек, написавший в своем тексте вместе два слова «земля и язычество» странным образом уловил некую сущность, приобретающую все более заметную силу на нашем Полуострове вопреки сознанию и желаниям людей.
Но человек, употребивший это соединение слов, уловил только поверхностное значение этого двуединства.
Я тоже не претендую на глубинное понимание этого соединения, но я смутно ощущаю некую тревожащую внечеловеческую силу, скрывающуюся под этими словами. Я ощутил эту тревогу, когда в мой роман о нитях судеб человеческих вдруг пришли образы коней-привидений, голубых мустангов. Персонажи моего романа, жители Крыма середины сороковых годов недавно завершившегося века, удивлены и напуганы появлением этих фантомов, не хотят верить в их существование. Однако реальность нереальных, казалось бы, созданий неопровержима. Лесник, проживающий на Ай-Петри, задает вопрос о голубых ночных призраках священнику православного храма и тот говорит, что «мощный отрицательный эгрегор, порожденный внезапным ужасом, обрушившимся на сотни тысяч душ, - это большая сила. Она может возбудить неведомые могущества».
И хорошо знакомый с состоянием угодий Крыма лесник отвечает: «Да… и сама крымская земля не могла не ощутить исчезновение своего народа. Нынче летом не родили ни огороды, ни сады, ни леса. И кладбища мусульманские возбуждены, должно быть. Ведь некому на них произнести молитву».
Тот же постаревший лесник, взявший на себя «службу» по отслеживанию нежеланных призраков, уже через много лет, когда стали появляться в Крыму его исконные жители, но так и не исчезли покуда голубые ночные кони, жертвы которых были многочисленны, обращается к встреченному им татарину с просьбой, чтобы тот, абориген Крыма, обратился к Аллаху с молитвой, «дабы сдерживал Он эти недобрые силы от ярости».
А святой мусульманский отшельник, с незапамятных времен обитающий в горах, на вопрос получившего к нему доступ обеспокоенного соплеменника отвечает:
«Не по прямому велению Аллаха появились эти тайные посланники незнаемого. Но все, что происходит, происходит не без Его извечного всеведения…. Тайна эта бездонна… Мне дано только знать, что тогда погаснут, истают эти голубые фантомы, когда на Полуострове закончится власть лживых и злобных людей».

Конечно, это литературная метафора, всего-навсего стильный прием. Но откуда приходит тот или иной образ? Борис Пастернак однажды перевел стих Тициана Табидзе словами:

Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут
Меня, и жизни ход сопровождает их.

Не я написал о голубых мустангах, а написалось, и ход жизни не отвергает призрачных коней.
Я не мистик, я физик-материалист. Но великий композитор Альфред Шнитке говорил, что не он пишет свои произведения, а что посредством его некто высший создает музыку.

Что-то очень сильное кроется в сочетании слов «земля и язычество».
Только в IV веке пришло на языческий Полуостров христианство, в VII веке пришел ислам. Но до того не одно тысячелетие населяли Полуостров предки этноса, именуемого нынче крымскими татарами, и связь крымских татар с этой землей, в которой скрылись языческие корни, нерасторжима и таинственна, как и всякие уходящие в языческую древность связи…

Маленький литературный этюд, скажете вы о прочитанном. Да, так оно и есть, и ничего более.
А у приведенных выше строк Пастернака есть такое продолжение:

Что стих? Обвал снегов. Дохнет – и с места сдышит,
И заживо схоронит. Вот что стих.

Відповіді

  • 2006.12.15 | Рожевоперста Еос

    Re: Естественный закон превыше брани.

    Айдын-эфенди, замечательно!!!!

    Удивительно, как вы живете не в Крыму, а так чувствуете, что здесь происходит!

    Эти голубые мустанги так и носятся по нашей земле. Они - горе для всех народов, и коренных, и укореннившихся, и совсем пришлых.

    После такой метафоры как - то пропадает желание думать, высчитывать: как бы всех землей наделить.

    Но - надо думать и о прозе. Таких мустангов, ведь не по воле Бога они скачут по Крыму, нужно вернуть назад в землю.
    Наверное, каждая земля должна обрезти своего Истинного хозяина. Когда, кто бы ни стал Хозяином земли, не у кого не вызвало бы возражений. Чтобы каждый сказал: "Да! Именно эта земля принадлежит именно ему! Ни у кого нет сомнений в Этом!"
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.12.15 | Айдын Шемьи-заде

      Re: Естественный закон превыше брани.

      Ну, во-первых, корни, дорогой (дорогая) Эос. Во-вторых, я с самого начала 70-х каждый год по несколько недель пребывал в Крыму среди народа (а не среди комиссарских и наркомовских наследников).
      Корни, корни в нас главное. Считайте это мистикой или чем угодно, но нас не оторвать от Крыма и не ассимилировать никому и никогда.
      Не пренебрегайте, между прочим, посещением моего блога http://chatyr-dag.livejournal.com
      Желательно, чтобы посетители оставляли через Post comment свои замечания. А то как-то одиноко...
  • 2006.12.15 | Tatarchuk

    я поставив це у Статті Майдану

    Единственное что хотел бы уточнить - кто натолкнул вас на мысль об аналогии, земля и язычество?
    Это действительно связанные темы. Язычество привязано к земле, немыслимо без него. В некотором смысле монотеизм (избавленный от языческих деталей) зовет к небу, усиленно отрывая человека от земного, от языческого.
    Напомню также что - в монотеизме "Князем мира Сего", то есть Земли, считают Сатану-Диявола-Иблиса.
    По мусульманско-иудейской (совместной!) культурно-философской традиции, получившей ярчайшее выражение в Испании, власть Иблиса-Сатаны над "Сим миром" заключается в причинно-следственных связях, тогда как Всевышний в Горнем мире (Небо, Алеф) не связан причинами, следствиями, да и самим временем, порождающим эти связи.

    Аверроес (про которого до сих пор иудеи говорят как про своего, мусульмане - своего мудреца) говорил: Закон Иблиса - это "справедливость" (немедленное причинное воздаяние). Закон Аллаха - это Милосердие (непричинное воздаяние).
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.12.17 | А. Ш.

      Re: я поставив це у Статті Майдану

      Уважаемый Татарчук,сочетание "земля и язычество" появилось здесь на форуме Майдан в одной из тем. Очень знаменательно, что написавший это двусловие человек уловил тревожный подземные (именно так) гул, который аборигены Крыма чувствуют очень сильно, хотя не всегда отдают себе отчет о его источнике. А источник в оскорбленном достоинстве предков, издревле связанных с землей Полуострова. И их, предков, вневербальный зов поднимает в наших душах решимость не позволить впредь никогда и никому оторвать нас от наших корней.
      Конечно, я опять в литературных метафорах. Но вы смотрели замечательный американский сериал "Twin peaks"? Что-то есть в идее рассерженной земли.
    • 2006.12.17 | Араб

      Аверроэс

      Арабский философ, комментатор Аристотеля Абу-ль-Валид Мухаммад ибн-Ахмад ибн-Мухаммад ибн-Рушд (Аверроэс) – какой из него может быть еврей?!
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2006.12.18 | Tatarchuk

        Re: Аверроэс

        Араб пише:
        > Арабский философ, комментатор Аристотеля Абу-ль-Валид Мухаммад ибн-Ахмад ибн-Мухаммад ибн-Рушд (Аверроэс) – какой из него может быть еврей?!

        Він був гебреєм за походженням :)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua