Мелитополь-исламский центр.
01/11/2007 | Яша
[11-01-2007 07:38]
Мелитополь-исламский центр. Какого мы роду-племени?
Исследования показали что, если в середине 80-х годов подавляющее большинство жителей Восточной Украины назвались атеистами, то в 2000 году только 32,6% населения отнесли себя к неверующим.
На фоне растущего числа общин разного вероисповедания появились и споры вокруг религиозного предпочтения. К примеру, представители православной и протестантской церквей Мелитополя приводят противоречивые исторические данные: одни утверждают, что Мелитопольщина - край протестантский, поскольку его заселяли менониты, духоборы и молокане. А другие уверены, что в нашем регионе издавна преобладали православные жители, ведь до революции только в нижней части города насчитывалось более десятка православных храмов.
Но есть и третье мнение - наш край может претендовать еще и на звание исламского, ведь именно ногайцы были первыми поселенцами на земле мелитопольской после присоединения ее к России.
Кто из высказывающихся ближе к истине, журналисты «НГ» решили выяснить, прибегнув к помощи краеведа, кандидата географических наук, доцента Мелитопольского педуниверситета Николая Крылова.
Константиновка - исламский центр
Краевед подтвердил, что первыми поселенцами Мелитопольского края действительно были мусульмане.
- Не смотря на то, что князь Таврической губернии Григорий Потемкин вывел ногайцев за Дон, - говорит Николай Владимирович, - в 1890-е годы они вернулись на прежнее обжитое место. Царская власть дала им землю между реками Молочная и Берда. Центральным населенным пунктом ногайцев была Единохта (нынче на этом месте расположена Константиновка). В начале XIX века там даже строили мечеть. Жили ногайцы и на территории нынешнего Мелитополя. Они перебрались в наш город из Одесской области. Однако, судя по архивным данным, этот народ у нас не прижился и через два года подался в Турцию. После переселения ногайцев наш край потерял мусульманское население, а значит, претендовать на звание исламский Мелитопольщина не может.
Мытарства протестантов
Что касается протестантов, то Мелитопольский регион действительно довольно интенсивно заселялся духоборами, менонитами и молоканами. Однако на территории самого города они никогда не селились, утверждает краевед. Духоборы жили в Тамбовке, Богдановке; молокане - в Астраханке; менониты обосновались в селах, расположенных к северу от города. Кстати, история переселения этих общин довольно интересна.
В царской России не очень хорошо относились к еретикам. Государственной политикой стало очищение центральной части державы от быстро распространяющихся сектантов. В 1801 году был издан указ о переселении духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега реки Молочной, где и образовалась первая духоборческая колония - Богдановка. Переселенцы получали по пятнадцать десятин земли на каждого мужчину, а также льготную банковскую ссуду сроком на пять лет. Если учесть тот факт, что российские крестьяне тогда находились в крепостной зависимости и не имели своей земли, то это переселение для духоборов было необыкновенной милостью. Переселенцы быстро освоились на новом месте и создали общину с высокой хозяйственной и религиозной культурой. Существует предположение что, якобы община росла и за счет того, что некоторые православные крестьяне ради получения земли переходили к духоборам.
В 1830 году государь сменил милость к иноверцам на гнев. Духоборов причислили к «особо вредным сектам» и стали высылать сначала из Таврической губернии в Закавказье, а позже и вовсе за границу. Тогда за переселенцев стал ходатайствовать сам Лев Толстой. На гонорар от продажи романа «Воскресенье» он зафрахтовал корабль, на котором религиозные диссиденты переправились в Канаду.
С приходом советской власти, развернувшей широкую рекламную кампанию по репатриации, некоторые духоборы вернулись на Мелитопольщину. Однако обещанных золотых гор никто из переселенцев так и не получил. Многие из вернувшихся умерли в нищете.
Менониты появились в России в конце XVIII века. В 1804 году, в соответствии с указом Александра I, их переселили в Таврическую губернию и предоставили земли, а также ряд существенных социально-экономических привилегий, в частности, они освобождались от воинской службы. Однако в конце XIX века благосклонность правительства к переселенцам закончилась, их лишили статуса колонистов и, соответственно, льгот. Иноверцев начали призывать в армию. Это стало одной из причин массового выезда менонитов в Северную Америку. Хотя позже правительство все-таки разрешило верующим пацифистам отбывать службу в альтернативных войсках: медицинских и лесных отрядах. Многие из них служили в Старобердянском лесничестве и Алтагире.
После революции часть менонитов выехала за границу из-за экономического преследования. У менонитов земельные наделы переходили в наследство младшим сыновьям, а старших отец должен был обучить какому-то ремеслу. Тем же, кто хотел заняться сельским хозяйством, община покупала землю, инвентарь, давала деньги на строительство дома из общей кассы. Причем участки скупались не только в Мелитопольском районе, но и в Крыму, Средней Азии, Сибири. Обжившись, менониты должны были вернуть деньги в кассу. За счет такого, своего рода, беспроцентного кредитования община жила зажиточно в отличие от православных крестьян.
Во время Первой мировой войны царское правительство приняло ликвидационные законы, согласно которым все недвижимое имущество колонистов-менонитов государство скупало по бросовым ценам. После революции 1917 года менониты и вовсе остались ни с чем, на этот раз их раскулачила советская власть. Недовольные подались в Северную Америку.
Единственным народом, который с момента переселения в Таврическую губернию никуда не эмигрировал, были молокане. Всего в середине XIX века насчитывалось 5 молоканских сел на весь Мелитопольский регион. Поэтому мнение о том, что наш край протестантский - ошибочно, полагает краевед.
В качестве доказательств Николай Крылов приводит данные переписи населения Мелитополя. За вероисповеданием граждан в царской России следили с особой тщательностью. Первая перепись населения, состоявшаяся в 1897 году, показала, что в Мелитополе более 50% жителей были православными, 42% - иудеи и только 1,2% - протестанты разных вероисповеданий. Всего в городе на то время насчитывалось 15 тысяч 489 человек.
Иудейский город
Отдельной темой исследования для краеведа стало строительство храмов на территории Мелитополя. Первыми церковь решили возвести тимошевские православные крестьяне, основавшие в 1814 году Ново-Александровку (ныне Мелитополь). Спустя год после рождения этого поселения, Екатеринославская консистория рассмотрела прошение жителей Ново-Александровки, поверенными от которых выступили Прокопий Ослима и Клим Курдубан. Они просили разрешения построить деревянную церковь «во именование святого благоверного князя Александра Невского». И уже в январе 1817 года церковь функционировала. Еще один православный храм существовал при реальном училище. Не так давно это здание, расположенное на территории трикотажной фабрики, было восстановлено и теперь там находится православная церковь Киевского патриархата. Есть данные о том, что в 1913 году консистория рассматривала проект строительства молитвенного дома-церкви на подворье Инкерманского монастыря (территория агробиостанции МГПУ). О существовании других православных храмов на территории города краеведам ничего не известно. Из чего можно сделать вывод, что в черте города до революции было всего две православные церкви. Теперь же их порядка четырнадцати.
А вот наибольшее число культовых сооружений в дореволюционные времена имели мелитопольские иудеи. Сведения о первом еврейском храме появились уже в 1864, а спустя 33 года у сторонников иудаизма в Мелитополе было 4 молитвенных дома и синагог. Правда, до наших дней дожила лишь одна синагога, однако и она по назначению не используется, поскольку требует ремонта.
Из протестантских конфессий Мелитополя были обнаружены данные о культовом сооружении менонитов. В 1912 году они просили разрешение построить «на личные средства» молитвенный дом на улице Немецкой (ныне Профинтерна). С тех пор храмов у протестантов значительно прибавилось.
Подводя черту под исследованием краеведа, можно сделать вывод, что особенности заселения Мелитопольского края свидетельствуют о многонациональности и многоконфессиональности его населения, большая часть которого - люди православного вероисповедания.
Справочник
Духоборы - это пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в середине XVIII века. Представители данного христианско-протестантского учения отрицали иконы и другие церковные правила и предписания. Духоборы выступали противниками всякой религиозной обрядности и объявили себя поборниками духа.
Молокане - течение в христианстве, развившееся из духовных христиан. В отличие от духоборов, молокане признавали Святое Писание обязательным для христианина, но толковали библейские тексты по-своему. Впервые название «молокане» появилось в 1670-м году в отношении тех, кто игнорировал большинство из 200 постных дней в году. «Молокане», то есть «пьющие молоко», не отказались от этого ярлыка и даже закрепили его, добавив, что они «пьющие духовное молоко Господа».
Менониты - раннее протестантское течение, возникшее в Нидерландах в 30-х годах XVII века. Его основателем был голландский католический священник Менно Симмонс. Порвав с католицизмом, он выступил с проповедью отказа от насилия в борьбе со злом.
Историю края изучала. Светлана Зализецкая. Отв. секретарь газеты "Наш Город"
С. Зализецкая для Vlasti.net
http://www.vlasti.net/index.php?Screen=news&id=189588
Мелитополь-исламский центр. Какого мы роду-племени?
Исследования показали что, если в середине 80-х годов подавляющее большинство жителей Восточной Украины назвались атеистами, то в 2000 году только 32,6% населения отнесли себя к неверующим.
На фоне растущего числа общин разного вероисповедания появились и споры вокруг религиозного предпочтения. К примеру, представители православной и протестантской церквей Мелитополя приводят противоречивые исторические данные: одни утверждают, что Мелитопольщина - край протестантский, поскольку его заселяли менониты, духоборы и молокане. А другие уверены, что в нашем регионе издавна преобладали православные жители, ведь до революции только в нижней части города насчитывалось более десятка православных храмов.
Но есть и третье мнение - наш край может претендовать еще и на звание исламского, ведь именно ногайцы были первыми поселенцами на земле мелитопольской после присоединения ее к России.
Кто из высказывающихся ближе к истине, журналисты «НГ» решили выяснить, прибегнув к помощи краеведа, кандидата географических наук, доцента Мелитопольского педуниверситета Николая Крылова.
Константиновка - исламский центр
Краевед подтвердил, что первыми поселенцами Мелитопольского края действительно были мусульмане.
- Не смотря на то, что князь Таврической губернии Григорий Потемкин вывел ногайцев за Дон, - говорит Николай Владимирович, - в 1890-е годы они вернулись на прежнее обжитое место. Царская власть дала им землю между реками Молочная и Берда. Центральным населенным пунктом ногайцев была Единохта (нынче на этом месте расположена Константиновка). В начале XIX века там даже строили мечеть. Жили ногайцы и на территории нынешнего Мелитополя. Они перебрались в наш город из Одесской области. Однако, судя по архивным данным, этот народ у нас не прижился и через два года подался в Турцию. После переселения ногайцев наш край потерял мусульманское население, а значит, претендовать на звание исламский Мелитопольщина не может.
Мытарства протестантов
Что касается протестантов, то Мелитопольский регион действительно довольно интенсивно заселялся духоборами, менонитами и молоканами. Однако на территории самого города они никогда не селились, утверждает краевед. Духоборы жили в Тамбовке, Богдановке; молокане - в Астраханке; менониты обосновались в селах, расположенных к северу от города. Кстати, история переселения этих общин довольно интересна.
В царской России не очень хорошо относились к еретикам. Государственной политикой стало очищение центральной части державы от быстро распространяющихся сектантов. В 1801 году был издан указ о переселении духоборов в Мелитопольский уезд Таврической губернии, на берега реки Молочной, где и образовалась первая духоборческая колония - Богдановка. Переселенцы получали по пятнадцать десятин земли на каждого мужчину, а также льготную банковскую ссуду сроком на пять лет. Если учесть тот факт, что российские крестьяне тогда находились в крепостной зависимости и не имели своей земли, то это переселение для духоборов было необыкновенной милостью. Переселенцы быстро освоились на новом месте и создали общину с высокой хозяйственной и религиозной культурой. Существует предположение что, якобы община росла и за счет того, что некоторые православные крестьяне ради получения земли переходили к духоборам.
В 1830 году государь сменил милость к иноверцам на гнев. Духоборов причислили к «особо вредным сектам» и стали высылать сначала из Таврической губернии в Закавказье, а позже и вовсе за границу. Тогда за переселенцев стал ходатайствовать сам Лев Толстой. На гонорар от продажи романа «Воскресенье» он зафрахтовал корабль, на котором религиозные диссиденты переправились в Канаду.
С приходом советской власти, развернувшей широкую рекламную кампанию по репатриации, некоторые духоборы вернулись на Мелитопольщину. Однако обещанных золотых гор никто из переселенцев так и не получил. Многие из вернувшихся умерли в нищете.
Менониты появились в России в конце XVIII века. В 1804 году, в соответствии с указом Александра I, их переселили в Таврическую губернию и предоставили земли, а также ряд существенных социально-экономических привилегий, в частности, они освобождались от воинской службы. Однако в конце XIX века благосклонность правительства к переселенцам закончилась, их лишили статуса колонистов и, соответственно, льгот. Иноверцев начали призывать в армию. Это стало одной из причин массового выезда менонитов в Северную Америку. Хотя позже правительство все-таки разрешило верующим пацифистам отбывать службу в альтернативных войсках: медицинских и лесных отрядах. Многие из них служили в Старобердянском лесничестве и Алтагире.
После революции часть менонитов выехала за границу из-за экономического преследования. У менонитов земельные наделы переходили в наследство младшим сыновьям, а старших отец должен был обучить какому-то ремеслу. Тем же, кто хотел заняться сельским хозяйством, община покупала землю, инвентарь, давала деньги на строительство дома из общей кассы. Причем участки скупались не только в Мелитопольском районе, но и в Крыму, Средней Азии, Сибири. Обжившись, менониты должны были вернуть деньги в кассу. За счет такого, своего рода, беспроцентного кредитования община жила зажиточно в отличие от православных крестьян.
Во время Первой мировой войны царское правительство приняло ликвидационные законы, согласно которым все недвижимое имущество колонистов-менонитов государство скупало по бросовым ценам. После революции 1917 года менониты и вовсе остались ни с чем, на этот раз их раскулачила советская власть. Недовольные подались в Северную Америку.
Единственным народом, который с момента переселения в Таврическую губернию никуда не эмигрировал, были молокане. Всего в середине XIX века насчитывалось 5 молоканских сел на весь Мелитопольский регион. Поэтому мнение о том, что наш край протестантский - ошибочно, полагает краевед.
В качестве доказательств Николай Крылов приводит данные переписи населения Мелитополя. За вероисповеданием граждан в царской России следили с особой тщательностью. Первая перепись населения, состоявшаяся в 1897 году, показала, что в Мелитополе более 50% жителей были православными, 42% - иудеи и только 1,2% - протестанты разных вероисповеданий. Всего в городе на то время насчитывалось 15 тысяч 489 человек.
Иудейский город
Отдельной темой исследования для краеведа стало строительство храмов на территории Мелитополя. Первыми церковь решили возвести тимошевские православные крестьяне, основавшие в 1814 году Ново-Александровку (ныне Мелитополь). Спустя год после рождения этого поселения, Екатеринославская консистория рассмотрела прошение жителей Ново-Александровки, поверенными от которых выступили Прокопий Ослима и Клим Курдубан. Они просили разрешения построить деревянную церковь «во именование святого благоверного князя Александра Невского». И уже в январе 1817 года церковь функционировала. Еще один православный храм существовал при реальном училище. Не так давно это здание, расположенное на территории трикотажной фабрики, было восстановлено и теперь там находится православная церковь Киевского патриархата. Есть данные о том, что в 1913 году консистория рассматривала проект строительства молитвенного дома-церкви на подворье Инкерманского монастыря (территория агробиостанции МГПУ). О существовании других православных храмов на территории города краеведам ничего не известно. Из чего можно сделать вывод, что в черте города до революции было всего две православные церкви. Теперь же их порядка четырнадцати.
А вот наибольшее число культовых сооружений в дореволюционные времена имели мелитопольские иудеи. Сведения о первом еврейском храме появились уже в 1864, а спустя 33 года у сторонников иудаизма в Мелитополе было 4 молитвенных дома и синагог. Правда, до наших дней дожила лишь одна синагога, однако и она по назначению не используется, поскольку требует ремонта.
Из протестантских конфессий Мелитополя были обнаружены данные о культовом сооружении менонитов. В 1912 году они просили разрешение построить «на личные средства» молитвенный дом на улице Немецкой (ныне Профинтерна). С тех пор храмов у протестантов значительно прибавилось.
Подводя черту под исследованием краеведа, можно сделать вывод, что особенности заселения Мелитопольского края свидетельствуют о многонациональности и многоконфессиональности его населения, большая часть которого - люди православного вероисповедания.
Справочник
Духоборы - это пацифистская, общинная религиозная секта, возникшая в России в середине XVIII века. Представители данного христианско-протестантского учения отрицали иконы и другие церковные правила и предписания. Духоборы выступали противниками всякой религиозной обрядности и объявили себя поборниками духа.
Молокане - течение в христианстве, развившееся из духовных христиан. В отличие от духоборов, молокане признавали Святое Писание обязательным для христианина, но толковали библейские тексты по-своему. Впервые название «молокане» появилось в 1670-м году в отношении тех, кто игнорировал большинство из 200 постных дней в году. «Молокане», то есть «пьющие молоко», не отказались от этого ярлыка и даже закрепили его, добавив, что они «пьющие духовное молоко Господа».
Менониты - раннее протестантское течение, возникшее в Нидерландах в 30-х годах XVII века. Его основателем был голландский католический священник Менно Симмонс. Порвав с католицизмом, он выступил с проповедью отказа от насилия в борьбе со злом.
Историю края изучала. Светлана Зализецкая. Отв. секретарь газеты "Наш Город"
С. Зализецкая для Vlasti.net
http://www.vlasti.net/index.php?Screen=news&id=189588
Відповіді
2007.01.11 | Chief
Re: Мелитополь-исламский центр.
Яша пише:> [11-01-2007 07:38]
> Мелитополь-исламский центр. Какого мы роду-племени?
> Но есть и третье мнение - наш край может претендовать еще и на звание исламского, ведь именно ногайцы были первыми поселенцами на земле мелитопольской после присоединения ее к России.
И это совершенно верно...
>
>
> Константиновка - исламский центр
> Краевед подтвердил, что первыми поселенцами Мелитопольского края действительно были мусульмане.
> - Не смотря на то, что князь Таврической губернии Григорий Потемкин вывел ногайцев за Дон, - говорит Николай Владимирович, - в 1890-е годы они вернулись на прежнее обжитое место. Царская власть дала им землю между реками Молочная и Берда. Центральным населенным пунктом ногайцев была Единохта (нынче на этом месте расположена Константиновка). В начале XIX века там даже строили мечеть. Жили ногайцы и на территории нынешнего Мелитополя. Они перебрались в наш город из Одесской области. Однако, судя по архивным данным, этот народ у нас не прижился и через два года подался в Турцию. После переселения ногайцев наш край потерял мусульманское население, а значит, претендовать на звание исламский Мелитопольщина не может.
Ну не "через два года-то"...
И отчего же это он не прижился, интересно? Взяли да и ушли вдруг? Во время Крымской войны, кстати, ушли - причем несколько десятков тысяч... Удивительно, правда?.. Отчего бы это от хорошей жизни в одночасье взяли и сорвались в Турцию?
> > Историю края изучала. Светлана Зализецкая. Отв. секретарь газеты "Наш Город"
> С. Зализецкая для Vlasti.net
> http://www.vlasti.net/index.php?Screen=news&id=189588
Помнится, когда вопрос о выделении земли под мечеть в Мелитополе стоял особенно остро - а он так до сих пор и не разрешился - Света и ее газетенка не очень-то отличалось религиозной терпимостью...
2007.01.12 | Яша
Re: Мелитополь-исламский центр.
Chief пише:> Помнится, когда вопрос о выделении земли под мечеть в Мелитополе стоял особенно остро - а он так до сих пор и не разрешился - Света и ее газетенка не очень-то отличалось религиозной терпимостью...
Спасибо, Chief, за информацию! Ежели что, занесем эту госпожу с ее газетенкой в наш "черный" список:).