Доклад в "Азизлер" по Хан-Сараю
01/13/2007 | Идрис Асанин
В 1917 г. Решением I Курултая крымскотатарского народа во Дворце Крымских ханов был организован музей крымскотатарской истории и культуры.
Общество «Азизлер» на своем очередном заседании 20 декабря 2006 г. обсудило деятельность администрации бахчисарайского дворца-музея, за последние 15 лет.
В процессе обсуждения особое внимание было обращено на то, что вопросы, связанные с поголовным выселением, положением народа на местах поселения и борьбы крымских татар за возвращение на историческую родину в деятельности музея совершенно не освещаются.
По поручению членов Президиума, довожу до Вашего сведения предложения и замечания, принятые в результате обсуждения, для рассмотрения их Президиумом Миллий Меджлиса.
Члены общества надеются, что сегодняшнее состояние Хан-Сарая, являющегося историческим и культурным наследием нашего народа и деятельность администрации станут предметом обсуждения в Миллий Меджлисе.
Правильно использовать свое большое наследие.
Бахчисарайский дворец Кпымских ханов является своеобразной визитной карточкой Крыма, символом истории крымскотатарского народа.
По этой причине он был избран местом проведения I Курултая крымскотатарского народа в 1917г., на котором было принято решение о создании здесь музея крымскотатарской культуры.
Следовательно, организаторы Курултая имели ясное и глубокое понимание о роли Хан-Сарая в деле возрождения народа, к этому времени более полутора сот лет пребывавшего в кабале.
Благодаря деятельности У.Баданинского, О.Акчокраклы и других, Хан-Сарай превратился в мощное научно-просветительское учреждение.
За непродолжительное время они смогли организовать и провести ряд экспедиций по Крыму, в результате которых были получены бесценные в научном отношении, сведения, издана серия статей по истории Крыма, которые по сей день, не потеряли своей актуальности.
Сегодня значение Хан-Сарая для возвращающегося в Крым крымскотатарского народа даже больше, чем во времена І Курултая, так как в течение нескольких десятилетий мы были оторваны от своих крымских корней.
Выросли поколения, не имевшие возможности жить на родной земле и ежедневно
соприкасаться со своим прошлым и изучать его.
В свете этого статус Хан-Сарая, как национально-объединяющего фактора необходимо укреплять, придав ему ту значимость, которую он занимает в умах и сердцах крымских татар.
Он должен стать центром просветительской и научной деятельности, формировать чувство достоинства, гордости за исторические свершения наших предков.
Также, как Топ-Къапу в Турции, Регистан в Самарканде, Казанский Кремль в Татарстане, Хан-Сарай должен стать центром притяжения и консолидации народа "в сегодняшних сложных условиях.
Ведь в наших глазах Хан-Сарай - это могущественное Крымское ханство, династия Гиреев, плеяда известных государственных, религиозных деятелей, ученых, поэтов.
Приходится с горечью констатировать, что с началом возвращения народа в Крым место и значение Хан-Сарая по каким-то непонятным причинам не было оценено и учтено.
Он предоставлен в пользование всем, только не крымским татарам.
Он стал хорошим средством зарабатывания денежных средств, заурядным музеем, где, за небольшим исключением, не видно целенаправленной деятельности по изучению и пропаганде замечательных страниц многовековой истории нашего народа.
Этот процесс затирания, принижения нашего прошлого необходимо остановить и направить работу в полезное, необходимое для крымскотатарского народа русло.
Потенциал Хан-Сарая, с нашей точки зрения, можно использовать по двум направлениям:
1.Материальное.
Из-за отсутствия четко продуманной программы большинство известных памятников и комплексов, находящихся в ведении Хан-Сарая, не используется по прямому назначению.
Организовав соответствующую рекламу, можно предоставлять новые услуги в сфере туризма.
В целях развития инфраструктуры вокруг объектов следует в первую очередь использовать имеющиеся в наличии средства.
Известно, что бизнес на туризме дает большие доходы и, как следствие, пополнение в бюджет города.
Используя памятники Хан-Сарая, можно эффективно использовать средства наших соотечетвенников в деле совместной реализации различных проектов.
С другой стороны, жители горных сёл, в первую очередь страдающие от отсутствия работы, могли бы быть вовлечены в работу по предоставлению всевозможных платных услуг. Надо также активизировать издание научной и научно-популярной литературы, буклетов, создание видеофильмов и т.д. для туристов.
2.Культурно-просветительное
До сих пор нет объективно-правильной работы, которая изживала бы в сознании как гостей, так и проживающих в Крыму представителей других народов, негативные стереотипы, которые являются результатом многовековой фальсификации истории и быта крымских татар.
Эту работу могли бы взять на себя сотрудники Хан-Сарая, для чего из обычного музея он должен вырасти в крупный научный центр, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. Это надо начинать сегодня, мы и так уже опоздали на 15 лет.
Тот потенциал, который имеет Хан-Сарай, вполне достаточен для этих проектов.
Если принять во внимание то, что Хан-Сарай ежегодно посещает около полумиллиона туристов - и это не предел - то развернутые экспозиции могли бы позитивно влиять на формирование объективного отношения к нашему народу.
Например, очень странным и даже непростительным является отсутствие экспозиции, рассказывающей о выселении крымских татар в 1944 г., об их жизни в местах поселения, о его борьбе за возвращение на Родину.
При этом демонстрируются картины, изображающие тех, кто своими жестокими действиями на протяжении долгих лет уничтожали наш народ.
А вещи из Хан-Сарая, восхваляющие деятельность Екатерины II, экспонируются на Южном берегу (Ливадия), т.е. Хан-Сарай все еще работает по установкам 1950-х годов. И даже больше: пропаганда деятельности "завоевателей Крыма: Екатерины II, Потемкина, Суворова и других палачей нашего народа усиливается.
Из сферы массового туристического осмотра выведены такие известные объекты, как Медресе Зынджырлы, Дюрбе Хаджи-Гирея, другие объекты в Бахчисарае.
При этом такой объект, как Успенский монастырь, находится в центре не только туристического интереса, но и используется в паломнических целях.
Выводы:
1.Необходимо как можно скорее Хан-Сарай из обычного музея превратить в научный центр. Для этого работать по приданию ему определенного статуса и получения им на некоторое время льгот. Это могли бы взять на себя депутаты Верховной Рады Украины и Крыма.
2.Добиваться получения бюджетных средств непосредственно из Киева для восстановления самого комплекса, других объектов, расположенных в Бахчисарае.
3. Постоянно вести продуманную рекламную деятельность, в целях посещения Хан-Сарая в течение всего года.
4.Ввести в сферу туристического осмотра объекты города, Салачик, а в летний сезон ряд известных, но не посещаемых из-за слабой популяризации памятников в окрестностях Бахчисарая.
5.Пересмотреть действующие экспозиции Дворца с целью максимального отображения в 'новых выставках и экспозициях жизни крымскотатарского народа (по периодам).
б.Выпустить буклеты, проспекты для туристов на других языках, в том числе крымскотатарском.
7. По результатам года выпускать научное издание (ежегодный Альманах или сборник научных трудов).
8.Проводить научно-исследовательские экспедиции по Бахчисарайскому району и Крыму для сбора информации и научных сведений. Для этой работы привлечь студентов из числа крымских татар.
Э.Усилить научный коллектив приемом на работу Молодых кадров из числа крымских татар. Надо сделать все для улучшения работы Хан-Сарая, который должен служить в интересах государства Украина, крымскотатарского народа.
Общество «Азизлер» на своем очередном заседании 20 декабря 2006 г. обсудило деятельность администрации бахчисарайского дворца-музея, за последние 15 лет.
В процессе обсуждения особое внимание было обращено на то, что вопросы, связанные с поголовным выселением, положением народа на местах поселения и борьбы крымских татар за возвращение на историческую родину в деятельности музея совершенно не освещаются.
По поручению членов Президиума, довожу до Вашего сведения предложения и замечания, принятые в результате обсуждения, для рассмотрения их Президиумом Миллий Меджлиса.
Члены общества надеются, что сегодняшнее состояние Хан-Сарая, являющегося историческим и культурным наследием нашего народа и деятельность администрации станут предметом обсуждения в Миллий Меджлисе.
Правильно использовать свое большое наследие.
Бахчисарайский дворец Кпымских ханов является своеобразной визитной карточкой Крыма, символом истории крымскотатарского народа.
По этой причине он был избран местом проведения I Курултая крымскотатарского народа в 1917г., на котором было принято решение о создании здесь музея крымскотатарской культуры.
Следовательно, организаторы Курултая имели ясное и глубокое понимание о роли Хан-Сарая в деле возрождения народа, к этому времени более полутора сот лет пребывавшего в кабале.
Благодаря деятельности У.Баданинского, О.Акчокраклы и других, Хан-Сарай превратился в мощное научно-просветительское учреждение.
За непродолжительное время они смогли организовать и провести ряд экспедиций по Крыму, в результате которых были получены бесценные в научном отношении, сведения, издана серия статей по истории Крыма, которые по сей день, не потеряли своей актуальности.
Сегодня значение Хан-Сарая для возвращающегося в Крым крымскотатарского народа даже больше, чем во времена І Курултая, так как в течение нескольких десятилетий мы были оторваны от своих крымских корней.
Выросли поколения, не имевшие возможности жить на родной земле и ежедневно
соприкасаться со своим прошлым и изучать его.
В свете этого статус Хан-Сарая, как национально-объединяющего фактора необходимо укреплять, придав ему ту значимость, которую он занимает в умах и сердцах крымских татар.
Он должен стать центром просветительской и научной деятельности, формировать чувство достоинства, гордости за исторические свершения наших предков.
Также, как Топ-Къапу в Турции, Регистан в Самарканде, Казанский Кремль в Татарстане, Хан-Сарай должен стать центром притяжения и консолидации народа "в сегодняшних сложных условиях.
Ведь в наших глазах Хан-Сарай - это могущественное Крымское ханство, династия Гиреев, плеяда известных государственных, религиозных деятелей, ученых, поэтов.
Приходится с горечью констатировать, что с началом возвращения народа в Крым место и значение Хан-Сарая по каким-то непонятным причинам не было оценено и учтено.
Он предоставлен в пользование всем, только не крымским татарам.
Он стал хорошим средством зарабатывания денежных средств, заурядным музеем, где, за небольшим исключением, не видно целенаправленной деятельности по изучению и пропаганде замечательных страниц многовековой истории нашего народа.
Этот процесс затирания, принижения нашего прошлого необходимо остановить и направить работу в полезное, необходимое для крымскотатарского народа русло.
Потенциал Хан-Сарая, с нашей точки зрения, можно использовать по двум направлениям:
1.Материальное.
Из-за отсутствия четко продуманной программы большинство известных памятников и комплексов, находящихся в ведении Хан-Сарая, не используется по прямому назначению.
Организовав соответствующую рекламу, можно предоставлять новые услуги в сфере туризма.
В целях развития инфраструктуры вокруг объектов следует в первую очередь использовать имеющиеся в наличии средства.
Известно, что бизнес на туризме дает большие доходы и, как следствие, пополнение в бюджет города.
Используя памятники Хан-Сарая, можно эффективно использовать средства наших соотечетвенников в деле совместной реализации различных проектов.
С другой стороны, жители горных сёл, в первую очередь страдающие от отсутствия работы, могли бы быть вовлечены в работу по предоставлению всевозможных платных услуг. Надо также активизировать издание научной и научно-популярной литературы, буклетов, создание видеофильмов и т.д. для туристов.
2.Культурно-просветительное
До сих пор нет объективно-правильной работы, которая изживала бы в сознании как гостей, так и проживающих в Крыму представителей других народов, негативные стереотипы, которые являются результатом многовековой фальсификации истории и быта крымских татар.
Эту работу могли бы взять на себя сотрудники Хан-Сарая, для чего из обычного музея он должен вырасти в крупный научный центр, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. Это надо начинать сегодня, мы и так уже опоздали на 15 лет.
Тот потенциал, который имеет Хан-Сарай, вполне достаточен для этих проектов.
Если принять во внимание то, что Хан-Сарай ежегодно посещает около полумиллиона туристов - и это не предел - то развернутые экспозиции могли бы позитивно влиять на формирование объективного отношения к нашему народу.
Например, очень странным и даже непростительным является отсутствие экспозиции, рассказывающей о выселении крымских татар в 1944 г., об их жизни в местах поселения, о его борьбе за возвращение на Родину.
При этом демонстрируются картины, изображающие тех, кто своими жестокими действиями на протяжении долгих лет уничтожали наш народ.
А вещи из Хан-Сарая, восхваляющие деятельность Екатерины II, экспонируются на Южном берегу (Ливадия), т.е. Хан-Сарай все еще работает по установкам 1950-х годов. И даже больше: пропаганда деятельности "завоевателей Крыма: Екатерины II, Потемкина, Суворова и других палачей нашего народа усиливается.
Из сферы массового туристического осмотра выведены такие известные объекты, как Медресе Зынджырлы, Дюрбе Хаджи-Гирея, другие объекты в Бахчисарае.
При этом такой объект, как Успенский монастырь, находится в центре не только туристического интереса, но и используется в паломнических целях.
Выводы:
1.Необходимо как можно скорее Хан-Сарай из обычного музея превратить в научный центр. Для этого работать по приданию ему определенного статуса и получения им на некоторое время льгот. Это могли бы взять на себя депутаты Верховной Рады Украины и Крыма.
2.Добиваться получения бюджетных средств непосредственно из Киева для восстановления самого комплекса, других объектов, расположенных в Бахчисарае.
3. Постоянно вести продуманную рекламную деятельность, в целях посещения Хан-Сарая в течение всего года.
4.Ввести в сферу туристического осмотра объекты города, Салачик, а в летний сезон ряд известных, но не посещаемых из-за слабой популяризации памятников в окрестностях Бахчисарая.
5.Пересмотреть действующие экспозиции Дворца с целью максимального отображения в 'новых выставках и экспозициях жизни крымскотатарского народа (по периодам).
б.Выпустить буклеты, проспекты для туристов на других языках, в том числе крымскотатарском.
7. По результатам года выпускать научное издание (ежегодный Альманах или сборник научных трудов).
8.Проводить научно-исследовательские экспедиции по Бахчисарайскому району и Крыму для сбора информации и научных сведений. Для этой работы привлечь студентов из числа крымских татар.
Э.Усилить научный коллектив приемом на работу Молодых кадров из числа крымских татар. Надо сделать все для улучшения работы Хан-Сарая, который должен служить в интересах государства Украина, крымскотатарского народа.
Відповіді
2007.01.14 | Alessandro
Re: Доклад в "Азизлер" по Хан-Сараю
При всём уважении к Идрису ага, не мог, прочитав эту статью, удержаться от критики.Идрис Асанин пише:
> В процессе обсуждения особое внимание было обращено на то, что вопросы, связанные с поголовным выселением, положением народа на местах поселения и борьбы крымских татар за возвращение на историческую родину в деятельности музея совершенно не освещаются.
А должны ли они там освещаться? Бесспорно нужно создать музей депортации, но по-моему Хансарай не лучшее место для этого. Во дворце крымских ханов должна освещаться жизнь Крымского ханства, это же логично... Вот экспозиция о первом Курултае 1917 года, который проходил как раз в Хансарае, очевидно нужна. А какое отношение к Хансарю имеет депортация не очень понятно.
> В свете этого статус Хан-Сарая, как национально-объединяющего фактора необходимо укреплять, придав ему ту значимость, которую он занимает в умах и сердцах крымских татар.
> Он должен стать центром просветительской и научной деятельности, формировать чувство достоинства, гордости за исторические свершения наших предков.
> Также, как Топ-Къапу в Турции, Регистан в Самарканде, Казанский Кремль в Татарстане, Хан-Сарай должен стать центром притяжения и консолидации народа "в сегодняшних сложных условиях.
Как красиво сказано... Но каким, простите, образом предлагается на практике укреплять этот самый его "статус как национально-объединяющего фактора"?
> Он предоставлен в пользование всем, только не крымским татарам.
Так-так-так... Во-первых, кому это он "предоставлен в пользование" и каким образом им "пользуются"? Во-вторых, что значит "только не крымским татарам"? В музее мало работников крымских татар? Ну, пусть так, а кто ж в этом виноват? Неужто туда принимают на работу по национальному признаку?
> Он стал хорошим средством зарабатывания денежных средств, заурядным музеем, где, за небольшим исключением, не видно целенаправленной деятельности по изучению и пропаганде замечательных страниц многовековой истории нашего народа.
Гм... Конкретные примеры, пожалуйста. Какая именно деятельность должна быть видна, а её не видно?
> Этот процесс затирания, принижения нашего прошлого необходимо остановить и направить работу в полезное, необходимое для крымскотатарского народа русло.
Это уже явный перегиб. Кто ж там принижает прошлое крымскотатарского народа? Я понимаю, в советские времена там экспозиция называлась "борьба русского и украинского народов против татарских захватчиков" или как-то в этом роде, но сейчас-то кто и чего принижает? Опять хочется конкретных примеров.
> Из-за отсутствия четко продуманной программы большинство известных памятников и комплексов, находящихся в ведении Хан-Сарая, не используется по прямому назначению.
Из-за отсуствия программы ли? Программа-то, надо полагать есть (возьмите хотя бы детальную концепцию пана Олексы по созданию музея на Азизе)... А вот денег, надо полагать, нет...
> Организовав соответствующую рекламу, можно предоставлять новые услуги в сфере туризма.
Как организовать, где организовать, на какие деньги организовать?
> До сих пор нет объективно-правильной работы, которая изживала бы в сознании как гостей, так и проживающих в Крыму представителей других народов, негативные стереотипы, которые являются результатом многовековой фальсификации истории и быта крымских татар.
Ну, не знаю... Последний раз довелось слушать эксурсовода в Хансарае 1,5 года назад, когда водил туда группу друзей из Москвы. По-моему, произносятся вполне правильные слова, никакого негатива. Или это я на хорошего экскурсовода попал?
> Например, очень странным и даже непростительным является отсутствие экспозиции, рассказывающей о выселении крымских татар в 1944 г., об их жизни в местах поселения, о его борьбе за возвращение на Родину.
> При этом демонстрируются картины, изображающие тех, кто своими жестокими действиями на протяжении долгих лет уничтожали наш народ.
Сто-стоп-стоп... Почему нельзя продемонстрировать картину, изображающую Екатерину II или Суворова? Надо ж показать этих самых людей, которые "жестокими действиями на протяжении долгих лет уничтожали народ", чтобы посетители видели, что это за люди. А если будет музей депортации, то там совершенно логично должен быть портрет Сталина с подписью "вот он диктатор, обрекший на ссылку целый народ".
> Из сферы массового туристического осмотра выведены такие известные объекты, как Медресе Зынджырлы, Дюрбе Хаджи-Гирея, другие объекты в Бахчисарае.
Ну, об этом уже говорено переговорено... И обвинять музей в том, что он ничего не делает в этом направлении, НМД, нельзя.
> 1.Необходимо как можно скорее Хан-Сарай из обычного музея превратить в научный центр. Для этого работать по приданию ему определенного статуса и получения им на некоторое время льгот.
НМД, нужен не статус, а учёные, которые будут работать в этом "научном центре". Где они? Откуда возьмётся научный центр, если кадров нету.
> б.Выпустить буклеты, проспекты для туристов на других языках, в том числе крымскотатарском.
А чего мало буклетов для туристов? А уж почему имеются сложности с выпуском чего-либо вообще на крымскотатарском языке не мне объяснять.
> 8.Проводить научно-исследовательские экспедиции по Бахчисарайскому району и Крыму для сбора информации и научных сведений. Для этой работы привлечь студентов из числа крымских татар.
Дельная мысль. А сейчас они что, не проводятся? Если нет то почему? Видимо не от того, что никто не догадался, видимо от того, что денег нету...
> Э.Усилить научный коллектив приемом на работу Молодых кадров из числа крымских татар.
И где их найти, эти молодые кадры из числа крымских татар?
Итого: сплошные общие фразы и ни одного конкретного преимера или конкретного предложения.
2007.01.14 | Gu
Re: Доклад в "Азизлер" по Хан-Сараю
Alessandro пише:> > Он предоставлен в пользование всем, только не крымским татарам.
> Так-так-так... Во-первых, кому это он "предоставлен в пользование" и каким образом им "пользуются"? Во-вторых, что значит "только не крымским татарам"? В музее мало работников крымских татар? Ну, пусть так, а кто ж в этом виноват? Неужто туда принимают на работу по национальному признаку?
Директор Музея истории и культуры крымских татар Сервер Эбубекиров.
Возможно еще кто-то работает.
> > Он стал хорошим средством зарабатывания денежных средств, заурядным музеем, где, за небольшим исключением, не видно целенаправленной деятельности по изучению и пропаганде замечательных страниц многовековой истории нашего народа.
>
> Гм... Конкретные примеры, пожалуйста. Какая именно деятельность должна быть видна, а её не видно?
Здесь необходимо просто информировать население о расходной и затратной частях. Возможно это происходит , да проходит мимо нас.
Музеи должны быть освобождены от налогов, а эти деньги направить на научные работы.
Конечно, змаетно, что Хансараю нужно еще одно здание для экспозиций.
>
> > До сих пор нет объективно-правильной работы, которая изживала бы в сознании как гостей, так и проживающих в Крыму представителей других народов, негативные стереотипы, которые являются результатом многовековой фальсификации истории и быта крымских татар.
>
> Ну, не знаю... Последний раз довелось слушать эксурсовода в Хансарае 1,5 года назад, когда водил туда группу друзей из Москвы. По-моему, произносятся вполне правильные слова, никакого негатива. Или это я на хорошего экскурсовода попал?
Ну здесь музей не справится с этой задачей, да и не должен. Если СМИ нагнетают каждый день такие страсти.
Вывод: если поручить это дело Хансараю, то ему нужно создать свой телеканал (международный), чтобы вещал на те страны где есть стереотипы
Портрет Сталина не должен висеть в музее, он не имеет прямого отношения к музею . Только место будет занимать. Его место в музее депортации.
Не надо принимать на работу по нац. признаку. Пример Олекса Гайворонский -не крымский татарин, но изучает и пишет историю ханства, и вроде нет никаких претензий.
Было бы неплохо , если бы он сам пару слов сказал по этой теме.
Вообще нам должно быть стыдно, после возвращения мы не посторили ни одного музея. Крымскотатасркий музей без здания, его квадратура меньше чем у многих дома. Зато себе дворцы выстроили, если бы каждый дал хоть один или два каменя, то был бы в Симферополе крымскотатарский музей и не только в Симферополе. и если бы хансарай до конца развалили бы ,уверен, что не было бы в Бахчисарае музея