МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Речь Февзи Якубова перед народом

01/22/2007 | Брат-1
Последний "Полуостров" опубликовал "9 тезисов" Февзи Якубова, которые, однако, до сих пор не вывешены на сайте издания.
Эти 9 тезисов, - на мой взгляд, - всё ни о чём и ничего обо всём. Выдают в ректоре технического интеллигента, который всю жизнь "интересовался" и гуманитарными вопросами. Но так и не заинтересовался на профессиональном уровне.

Надеюсь, что те из нас, кто не в Крыму, вскоре всё-таки прочтут огромное послание Якубова народу. И найдут там, как и я, ряд умных идей, - к сожалению, все ЭТИ умные идеи уже озвучивались на Майдане широким кругом лиц, а некоторые, к сведению Якубова, уже давно выполняются активистами Майдана, Мейдана, Къардашлыка, и многих других проектов и сообществ.

Но вот правильно говорят: чтение любого текста полезно. Будит мысли.

Вспомнился вопрос пана Алессандро про язык на Курултае, дискуссия по этому вопросу. И слова Якубова о том, что вопрос этот, дескать, очень важный. Конкретных решений Якубов и в этом, как и многих других случаях, не предложил. А я вот задумался, совместил два "поста" и что-то нащупал.

Пока - короткий тезис. Если установить обязательным условием работы в структурах Меджлиса и Курултая знание крымскотатарского языка, то язык приобретёт некую "рыночную" значимость. Примерно так, как знать украинский язык уже сейчас необходимо для карьеры, а английский - для большой карьеры.
Можем ли мы стимулировать молодых людей к изучению крымскотатарского языка, опираясь на их амбиции? И не приведёт ли это к отсеву тех деятелей, которые остро необходимы в меджлисах, но язык так и не выучили? Ответ хотел бы получить от форумчан, - а моё стартовое предположение таково, что нет, не повредит, а пойдёт на пользу.

И потом, есть такое слово - "люстрация" ;)

Відповіді

  • 2007.01.23 | АКМЕЧЕДСКИЙ

    Re: Речь Февзи Якубова перед народом

    Хм... а я на сайте прочел.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      1. Без знаний и интеллекта - никуда

      Культ интеллекта как национальная идея
      «Кто хочет блаженства в обоих мирах - пусть ищет его в учении и знании» Пророк Мухаммед
      Крымскотатарский народ стоит перед дилеммой - ассимиляция или возрождение. Первая - следствие перманентных массовых эмиграций в течение двух последних столетий, завершившихся в 1944 году депортацией всего народа, второе - зов генетической памяти. В пользу первой говорит то, что мы находимся в славяно-христианском культурном пространстве со всеми его государственными атрибутами, в пользу второго - огромное желание сохраниться и, правда еще робкие, всходы национального менталитета на родной земле. Что перевесит? Сохранимся ли? Возродим ли свою государственность? Сумеем ли составить частичку мировой цивилизации или пополним перечень реликтовых этносов, дав возможность ученым и политикам инициировать программы по изучению редкого, исчезающего вида человеческого рода - крымских татар...


      Что делать? Как сохраниться в реалиях открытого мира, где право на жизнь народов и стран определены принципами конкуренции: сильный - побеждает, слабый - проигрывает. Мы - малочисленный народ, и нам трудно выдерживать современные темпы конкуренции как в политике, так и в экономике. А тем более - в мускульной силе.
      Как быть? Какая идея даст надежду на спасение? На высылке такой жизнеутверждающей идеей была непреодолимая тяга к возвращению на Родину, на землю предков. Какая же идея нужна сегодня и на перспективу? Исторический опыт свидетельствует, что из стран и народов, подобно нам претерпевшим военные или природные катаклизмы, смогли сохраниться, возродиться и получить развитие только те, которые не жалели остатки своих ресурсов вкладывать в образование. Беру смелость утверждать, нам поможет возродиться и сохраниться только высокого уровня образование. И только в том случае, если в нашем народе в качестве национальной идеи утвердится культ интеллекта.
      В принципе, тяга к образованию у нас была всегда, она издревле звучала в легендах и сказках, пословицах и поговорках, выражалась в непререкаемом авторитете учителя и почитании ученых. В период упадка, переживаемого исламским миром, мы, пожалуй, оставались одним из самых образованных мусульманских народов. Все, кто родился до 1917 года, владели арабской графикой, умели читать Коран, многие заканчивали медресе, где осваивали не только духовные знания, но и основы классических наук. Своим сохранением в годы депортации мы во многом обязаны духовному и светскому образованию народа, вызвавшему первую позитивную реакцию местного населения. И, сославшись на этот опыт, можно было бы не писать данные размышления. Но речь идет о национальной идее, без которой наступит забвение. Она (национальная идея) для терпящего бедствие народа во сто крат важнее, чем для наций, живущих в условиях устоявшегося уклада.

      1. Без знаний и интеллекта - никуда
      Размышляя об истоках сегодняшнего положения народа, невозможно не вернуться к причинам падения Крымского ханства. Они, в общем, известны, об этом немало писано. В рамках же рассматриваемой темы существенно отметить то, что за 300 с лишним лет могущества ханство (как и союзная ему Турция) так и не создало систему образования, которая обеспечила бы развитие промышленности и, как следствие, выпуск своей военной техники. По этой же причине, находясь в самом сердце Черного моря, будучи не бедным государством, оно не смогло выйти даже на судостроение.
      Как известно, история ценна тогда, когда представляется объективно, не деформируясь по ситуативному заказу политики. Московское государство веками платило дань Крымскому ханству и одновременно вкладывало средства на развитие современных по тем временам производств. Петр Первый, которого в тюркской историографии называют не иначе как «Дели Петро» («Петр неистовый»), метался по всему миру в охоте за научными разработками, скупая проекты горнодобывающих, металлургических и металлообрабатывающих заводов, чертежи кораблей и военной техники, приглашая в империю на немыслимо льготных условиях заморских специалистов. Именно он основал Российскую академию наук, где доминировали иностранцы (в основном - немцы), породившие ломоносовскую Россию. В результате были заложены основы мощного государства, где русский народ получил достойные условия для сохранения и развития.
      В то же самое время крымские ханы, продолжая уповать на конницу (пусть даже первоклассную), кустарным способом кованые сабли (пусть даже уникальные) и подковы (пусть даже золотые для знати). Да простят меня уважаемые деятели литературы и культуры, остается предполагать, что свойственный Востоку мир философии, поэзии, музыки и женского очарования (говорят, что некоторые из ханских жен носили на себе до 17 килограмм золотых украшений!?), видимо, отодвигал на второй план симптомы научного почерка времени. А в итоге - что имели, то имели, что имеем, то имеем. Все это было сродни отношению между Востоком и Западом, когда первый, имея целую плеяду гениальных ученых и открытий, подаривших человечеству основы современной цивилизации, отстал от второго, так как не сумел создать необходимой плотности образовательного пространства, которую достиг Запад. Зынджырлы Медресе (поклонимся деяниям и мудрости хана Менгли Гирея) и другие, менее известные учебные заведения, обеспечивая приоритет духовных знаний над естественными не могли создать конкуренцию процессам, активно протекавшим у потенциальных противников. Но и в этих условиях, если бы общество было образованнее, то последствия аннексии могли быть не столь плачевными - нашлись бы политические или другие решения, смягчающие их.
      Да, отсутствие или слабость образовательного пространства пагубно сказывается на судьбе народа не только в переломные периоды его истории, но и в сохранении наработанных веками традиций и интеллектуальных ценностей.
      Крымское ханство имело могучую конницу. Скакунов надо было содержать, воспроизводить, приспосабливать к конкретным действиям. Где описаны особенности этих приемов, разработанных доморощенными ветеринарами? Было много войн, следовательно, и много раненных. Кто и как их лечил? Что мы знаем об этом? Закладывались разнообразные, приспособленные к местным условиям, сады и виноградники. Какие принципы положены в их основу? Выращивались лучшие твердые сорта пшеницы. Кто назовет имена селекционеров? Развивалось многоотраслевое скотоводство. Какова охранная система от падежа, способы размещения и поддержания пастбищ? Создавались уникальные шедевры декоративно-прикладного искусства. В каких анналах указаны творцы? Вопросы, вопросы, вопросы…
      Это не восполняемые потери. Если мы и имеем какую-то информацию о некоторых, такого рода методах, то за редким исключением не наших, а зарубежных исследователей. У нас, мне кажется, катастрофически не хватало образованных людей, чтобы на профессиональном языке описать суть этих процессов и оставить их потомкам. Ох, как нужны они сегодня, когда политическими и псевдонаучными действиями, село и сельское хозяйство (простите за грубое слово) угроблены. Основанные на законах и потребностях природы, установленные многолетними пробами и ошибками одаренных умельцев, эти методы могли бы сегодня наполнить естественной природной сутью новые научно-технические решения в сельскохозяйственном комплексе.
      Я завидую гуманитариям. Они захватывающе описывают детали военных походов, вдохновенно анализируют творчество литераторов и деятелей культуры, открывая ранее скрытые от нас страницы отечественной истории, восстанавливая уникальные произведения и возвращая потомкам добрые имена светлых личностей нации. Но генетический код хранит в себе еще много неразгаданных тайн и ответов на поставленные выше вопросы. Когда же мы, наконец, раскроем их и сможем ли вообще? А пока же вопросов больше, чем ответов. И все наши нынешние беды - расплата за экономию средств, пренебрежение, неумение, не желание (можно подобрать и другие синонимы) постоянно работать над повышением интеллекта каждого и народа в целом.
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      2. Равняйтесь на гениев

      2. Равняйтесь на гениев
      Еще немного истории в подтверждение развиваемой идеи.
      Проигрывая войну, Германия, до последнего, спасала учебные заведения, научно-исследовательские институты и библиотеки, обеспечивая их персонал остро не хватающим даже военным продовольствием. Результат - сегодняшняя, имеющая наибольший ВВП в Европе, процветающая объединенная Германия. Разгромленная Япония, на последние деньги выкупала патенты со всего мира, что позволило ей не только быстро восстановить экономику, но и своевременно реагировать на запросы природы и общества. На этой основе японские ученые сумели первыми спрогнозировать надвигающийся энергокризис и ответить прорывными технологиями, заполонив мир низкоэнергоемкими электронно-техническими новинками. Также раньше других, они, просчитав надвигающиеся экологические проблемы, создали безлюдные автоматизированные и роботизированные производства и, собирая дивиденды с промышленно развитых стран только за проекты, смогли вывести свою страну в когорту могущественных держав. А одна из победительниц - США - отказавшись от контрибуции, вывезла к себе лучших ученых, укрепивших ее лидерство в мировой экономике и военных технологиях.
      Возможно, эти примеры не полная аналогия нашей проблеме - проблеме ассимиляции. Но образование дает импульс экономике, развитию страны в целом и, как следствие, сохранению нации. Низкий уровень жизни - главный источник деградации общества, основа для оттока людей в другие культуры и страны и, самое пагубное, - его талантливой части. А то, что человечество развивается благодаря идеям отдельных гениев, общеизвестно. Билл Гейтс, например, не только изменил образ жизни целого поколения, но и заработал за 20 лет состояние, во много раз превышающее совокупное богатство нашего народа в целом. Нам бы одного такого гения!
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.23 | Травовед

        бил гейц фашист

    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      3. Учитесь у евреев

      3. Учитесь у евреев
      Наиболее адекватным примером сопротивления ассимиляции может служить история еврейского народа. Народа, гонимого столетиями, подвергавшегося массовым уничтожениям, притеснявшегося во многих странах. Народа выжившего, создавшего свою государственность, занимающего ведущие позиции в науке, культуре, экономике, играющего заметную роль в мировой политике. К слову, несколько столетий назад, в период рассвета Крымского ханства, численно мы были соизмеримы с евреями.
      В чем дело? Какова причина, еврейского феномена? Думаю - в утвердившемся в этом народе культе образования, культе интеллекта, к которому они пришли после долгих мытарств и страданий и не без проб и ошибок.
      Мне повезло в жизни. Я вырос в среде, где ключом била еврейская мысль, чувствовал, осязал этот культ, стремился впитать его. Точно также, как крымскотатарская семья приучает своих детей физическому труду, еврейская - умственному. Это непрерывный процесс, целостная система: ты ущемлен государством, но ты будешь востребован им же, если станешь выше среднего исполнителя, где бы ты ни был, в какой бы среде и условиях не оказался. Ты будешь нужен слабому руководителю, ибо без умного и добросовестного помощника ему не удержаться у власти. Ты будешь нужен сильному руководителю, ибо без талантливого окружения ему не удастся развернуться и достичь поставленных целей.
      Вдумаемся, дорогие соотечественники. На евреев, составляющих 0,25 % населения Земли, приходится 52 % лауреатов Нобелевской премии, то есть 15-и миллионный еврейский народ дает миру столько же сверхгениев, сколько все его шести миллиардное население. Задумаемся над этим еще раз - 2/3 мирового продукта приходится на евреев! Известно также, при решении большинства узловых проблем в качестве консультантов, как правило, приглашаются специалисты из еврейской среды. Сегодня в Израиле главным приоритетом признаются наука и новые наукоемкие технологии. Истоки этого феномена ведут к легенде о Моисее, попросившего для вернувшихся на обетованную землю голодных, ободранных и больных, не пищи, одежды или больницы, а школу. Эту притчу знают в каждой еврейской семье, с нее формируется сознание ребенка, также как и со сказаний о Соломоне из Ветхого Завета. К Соломону - сыну Давида - обратился Бог, предложив выбрать за заслуги отца что-то одно: землю, богатство или души врагов. На что Соломон попросил мудрости и знаний. Он стал самым могущественным царем.
      К сказанному, Моисей - он же и наш пророк Муса. Фетишизировал знания и пророк Мухаммед, озвучивший через Коран 754 призыва Всевышнего к учению, подчеркивая, что чернила ученого и кровь мученика одинаково ценны перед Небом. Он же предписал одаривать и отпускать на волю каждого раба, обучившего грамоте десять мусульман.
      Все это пробуждало интерес к образованию и, вполне естественно, к религиозному, что сыграло огромную роль не только в установлении нравственного климата Ислама, формировании нации и менталитета народа, но и вызывало умственный аппетит к светскому образованию. Эти идеи на рубеже 19-20 веков подхватил и разнес по всему тюркско-мусульманскому миру величайший сын крымской земли Исмаил Гаспринский. Именно поэтому при первой же возможности - создании крымскотатарской национальной автономии в 1921 году - на полуострове начался образовательный бум. Открывались учебные заведения, появилась плеяда ярчайших личностей, оставивших глубокий след в истории Крыма. И хотя то был лишь эпизод, но он дал толчок маховику, приведшему в движение интеллектуальный процесс, который уже не останавливался даже в годы депортации.
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      4. Национальная автономия должна быть привлекательной

      4. Национальная автономия должна быть привлекательной
      Здесь уместен вопрос: «Зачем же тогда еще раз призывать к образованию, обозначая его как национальную идею?». Отвечаю: «Речь идет о высококачественном образовании, о культе образования в семье и народе, об образовании, которое поможет противостоять мощному потоку ассимиляции, ее многочисленным каналам». Правомерно встает вопрос о национально-территориальной автономии, об автономии, уютной для всех жителей Крыма, об автономии в составе Украины, которая еще рельефнее обозначит устремленность молодого государства к демократии. Той Автономии, которую кто-то видит сегодня, кто-то завтра, кто-то в необозримом будущем, кто-то волевым решением руководства страны, кто-то результатом естественного хода развития крымского сообщества.
      Оттолкнемся от сегодняшних реалий. Мир, страны и народы развиваются на основе конкуренции. Крым находится в конкурентном пространстве областей Украины, мы, крымские татары, - в полиэтнической среде Крыма. Если исходить из этого, главным следует обозначить то, что Автономия - это не только права, но и огромная ответственность перед всем многонациональным населением полуострова. Это не только ее первые руководители и значимое влияние в парламенте, правительстве и на местах, но и высокопрофессиональное кадровое обеспечение всех производственно-хозяйственных звеньев экономики и интеллектуальной сферы. Однозначно, что решить эту проблему удастся, только наладив систему подготовки мощного потока интеллектуалов и, как производное от них - профессионалов для различных отраслей. Я оцениваю специалистов-профессионалов в зависимости от уровня их интеллекта. Поскольку только широкая эрудиция, повседневное изучение новых технологий, готовность и умение вникать в суть научных открытий могут дать перевес в конкуренции и обеспечить создание производств с продукцией, востребованной на мировом (пусть в начале на украинском и крымском) рынке. Без собственной экономической базы, мы будем оставаться на службе у других, как, например, политики находятся на службе у олигархов, и окажемся не в положении преуспевающих, к которым тянутся, а отстающих, которых чураются. Только наши реальные, улучшающие жизнь дела (а не пустые слова и обещания) перестроят мышление большинства крымчан, помогут им прочувствовать менталитет коренного народа, и сделают национальную автономию привлекательной и целесообразной для всех. Провозглашение же национально-территориальной автономии без всесторонней, прежде всего интеллектуальной, подготовки сделает ее нежизнеспособной. Проблемы ассимиляции не снимутся, в лучшем случае примут вялотекущий характер.
      Не первый год упорно отстаивается необходимость представительства крымских татар во властных структурах республики пропорционально их доле в населении полуострова. Думаю, это временная схема. А если исходить из сути национальной автономии, то она (эта схема) не логична и не разумна. Во-первых, противоречит принципу отбора достойных, во-вторых, для нас, с нашими тринадцатью процентами - практически бесперспективна. Когда мы достигнем численного перевеса в Крыму и достигнем ли? Поэтому вопрос сохранения народа от ассимиляции, неразрывно связанный с созданием национальной автономии, требует, чтобы мы становились центром кристаллизации крымского сообщества, формируемого не под политическим прессом, а через доверие большинства крымчан к нашим реальным делам и к нашему нравственному миру.
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      5. Для сохранения языка одних заклинаний мало

      5. Для сохранения языка одних заклинаний мало
      Противостояние ассимиляции находится в прямой зависимости от сохранения родного языка, как главного признака самобытности народа. Интеллигенция, различные общественные организации, да и народ в целом прилагают немало усилий для его сохранения и распространения. Ограничиваясь рамками публицистической статьи и, понимая всю сложность данной проблемы, считаю важным выделить два его взаимосвязанных аспекта: язык для народа и его место в открытом интеллектуально-экономическом пространстве.
      Противостоять многочисленным соблазнам, в большинстве своем довольно привлекательным путям, ведущим к потере языка, очень трудно. Бесспорно, религия, мораль, система образования на родном языке и общественные установки (заклинания) должны работать, да и в какой-то мере, работают. Но законы человеческой природы суровы - выживает то, что востребованно. Поэтому сегодня легче изучить и выгоднее использовать русский, украинский, английский, теперь уже японский и китайский языки, чем родной крымскотатарский. Более того, если применение языка ограничено только отдельным народом и замкнутым пространством, если в производимом на этом языке продукте, нет потребности не только у других, но и самого народа, то язык переходит в ранг бытового и неизбежно (медленно или быстро) исчезает. Английский, немецкий, французские языки изучаются во всем мире, потому что востребован представляемый на этих языках продукт. Таковы реалии.
      И у нас есть перспективы: прекрасный рынок - 46-и миллионная Украина и 10-и миллионная разнонациональная армия туристов. Вопрос в том - сможем ли производить конкурентоспособный продукт, продукт интересный и востребованный, продукт, соответствующий мировым стандартам. Это будет определяться интеллектуальным уровнем производителя, не отдельного самобытного (честь и хвала ему), а общества в целом - будь то продукт овеществленный или интеллектуальный: производство или изделие, роман или поэма, картина или музыка, этническая деревня или музей. И во всем нужен национальный колорит, который бумерангом будет возвращать нас к истокам языка, вызывая интерес и необходимость его изучения не только у нас самих, но и у других.
      Еще два примера из истории.
      Разбросанные по всему миру евреи практически утратили свой язык. Но высокий интеллект народа вынуждал обращаться к ним, считаться с их интересами и власть имущих, и простых людей. В итоге евреи создали свою государственность и успешно возрождают родной язык. Язык, который, я думаю, будет востребован и изучаться в мире так же, как сегодня английский.
      Нам нет надобности повторять такой же длинный путь: мы у себя на родине и язык наш еще жив. Не хватает одного - высокого интеллекта, который был бы способен восстановить первое, возродить и развить второе.
      Я, как и многие из наших соотечественников, не раз был свидетелем того, как проживающие вне своей родины армяне, достаточно свободно владеют родным языком. Благодаря гениальным личностям в экономике, науке и культуре, прославленным полководцам и политическим деятелям этот, в общем то, малочисленный народ, занял достойное место в мировой цивилизации. И это, несомненно, подпитывало языковой ствол системы мышления (самосознания) армян, активизируя их интеллект. Не забуду, как руководство Узбекистана упрекало своих ученых за то, что они (узбекские ученые) представлены в Академии Наук СССР всего одним академиком, а ученые Армении с количеством населения в пять раз меньшим, чем в Узбекистане, - семью. Убежден, высокая плотность интеллекта, исходящая из глубин нации, позволила армянам защитить свой алфавит от кириллизации. Бесспорно, сказалась и сила первозданной письменности. История свидетельствует, что когда армяне волей судьбы оказались в пустыне Терзор - дороге в никуда - священники выводили на песке буквы и учили детей грамоте.
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      6. За морем хорошо, а дома должно быть лучше!

      6. За морем хорошо, а дома должно быть лучше!
      Как обеспечить столь высокие требования к образованию? Где готовить высококвалифицированных специалистов? Какие приоритеты избрать? Несомненно, важна система образования на крымскотатарском языке: сеть детских садов, школ, лицеев, гимназий, других учебных заведений и подготовка педагогических кадров для них. Это - первостепенная задача. И она сегодня худо-бедно решается. Проблематична в обозримом будущем университетская подготовка специалистов для различных отраслей народного хозяйства на крымскотатарском языке. Не расшифровывая ее содержания, но и не снимая проблему полностью, отметим - чрезвычайно важно сконцентрировать подготовку специалистов именно в крымских вузах. Во-первых, чтобы удержать молодежь в пространстве крымскотатарской ауры - альтернатива оттоку, во-вторых, чтобы использовать их потенциал для развития Крыма и возрождения народа. Даже развитые страны принимают специальные меры против утечки мозгов. А мы под разными, вроде бы, благовидными предлогами, не считаясь с реалиями, с удивительной легкостью расстаемся с нашей молодежью. Кто ответит, сколько молодых людей, направленных для обучения в Турцию, вернулось в Крым? И сколько вернулось, окончивших различные украинские вузы? Единицы! Естественный зов природы и, как следствие, браки вне этнической среды, а также возможности профессионального роста и социальные перспективы Украины, Турции и других стран - вот главные причины их невозвращения в Крым. Для 80-и миллионной Турции и 46-и миллионной Украины цифры наших потерь почти ничто. А для нас - это огромные утраты. Это еще один канал ассимиляции, но уже вне родной земли. Учитывая, что уезжают, как правило, талантливые, и, в основном, юноши, это - потери генофонда, а также весьма серьезные проблемы и для потенциальных невест, вынужденных ориентироваться по обстоятельствам.
      Да, нам надо обучать наиболее одаренную молодежь в лучших университетах мира. Но тогда мы должны обеспечить гарантии ее возвращения. Гарантии, основанные не только на юридических договоренностях и патриотических мотивах, но и на привлекательных профессиональных и социальных условиях. Нам надо научиться создавать для них стартовые площадки. Так поступает весь мир. Главное же, - надо создавать свою, пусть небольшую, но вписывающуюся в мировые стандарты систему образования на родном языке, помня, что «даже в лютый голод радивый хозяин сохраняет семена».
      Для нас это, пожалуй, единственный и наиболее надежный путь к возрождению. Ведь даже миллиардный Китай собирает по всему миру своих «успешных иностранцев», и в первую очередь, ученых. И даже беднейшие страны, которые ежегодно покидают миллионы людей, стараются удерживать интеллигенцию, предоставляя им необходимые профессиональные и социальные приоритеты. Наконец, и Россия, всегда «щедрая» на отток умов, «очнулась» и тоже начала настойчиво призывать своих соотечественников возвращаться, создавая для этого максимально благоприятные условия.
      Спросим себя, сколько вернулось крымских татар, из некогда эмигрировавших в Турцию, Румынию или США? А сколько ежегодно покидают обетованный Крым, в том числе интеллектуалов и специалистов? Знаю, ставить вопросы и критиковать гораздо проще, чем решать их. Но, не научившись отвечать на них, и отвечать по меркам современной цивилизации, мы не сумеем поставить действенные барьеры на пути к ассимиляции.
      В условиях рыночных отношений надеяться только на государственные программы было бы недальновидно. Индивидуальная же организация труда, которым в основном заняты наши соотечественники, - это способ выживания, но, к сожалению, и способ предрасполагающий, в условиях отсутствия государственности, к ассимиляции. Несомненно, заслуживают благодарности те личности, которые, создавая свои производства, обеспечивают работой и, как следствие, национальным микроклиматом соотечественников. Но эти производства базируются, как правило, на устоявшихся, традиционных способах, которые только замедляют наше отставание. Нам нужны наукоемкие, вытекающие из потребностей Крыма, производства. Покупать их нам не по карману. К тому же продают, как известно, бывшее в употреблении. Так что, ничего не остается как самим научиться создавать их. А это опять ставка на интеллект. Упреждая очередные насмешки и возражения, отвечаю: «Или мы решим эти задачи, или будем вечными аутсайдерами».
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      7. Все в руках наших женщин

      7. Все в руках наших женщин
      Один из путей сохранения нации - рост ее численности. Такой возможности придается немалое значение, и проблема широко обсуждается в обществе. Одно время, со ссылками на каноны шариата, даже развернулась дискуссия о целесообразности многоженства, которая, к счастью, приутихла в последнее время. Хотя многодетность в крымскотатарских семьях всегда приветствовалась.
      Но все это нагрузка на нашу женщину, от которой в решающей мере зависит сохранение этноса, уверен намного больше, чем от мужчин. Здесь я вижу не только физиологическую роль женщины, но не менее важную - интеллектуальную и воспитательную. Что же отличает крымскотатарскую женщину в этом плане?
      Крымская татарка впитала в себя что-то от восточной женщины, что-то от европейской. В отличие от восточной она уже давно не закрывает лица - признак открытости общества и не терпит унижений от многоженства - признак человеческого достоинства. И при этом читала Коран и хадисы - признак грамотности. От европейской женщины ее отличала гораздо меньшая раскрепощенность - признак привязанности к семье и, особенно, к мужу.
      Многосторонний труд и большое количество детей усиливали ответственность женщины перед семьей, вынуждали ставить задачи и в покорно-восточном стиле управлять мужем. Смею утверждать - в скрытом варианте у крымских татар всегда был и остается матриархат. Мудро выразил это обстоятельство фольклор: «Акъайны акъай эткен де апакъай, акъайны онъмаз эткен де апакъай» («Мужчину мужчиной делает женщина, никчемным мужчину также делает женщина»).
      Дети - монополия женщины. И это связано не только с внутриутробной жизнью младенца, молоком и теплом тела матери, но, в не меньшей мере, ее духовно-интеллектуальным миром: песнями, сказками, играми, книгами - их целевой направленностью и ориентиром на будущее. Это касается всех женщин. Так почему же я взываю именно к нашим?
      Влияние крымскотатарской женщины в семье всегда было определяющим, выше (позволю себе такое сравнение) чем и в восточно-мусульманских и западно-христианских обществах. Женщины большинства народов мира в историческом плане продолжают жить при установившемся укладе жизни, тогда как на долю нашей не раз приходился трагический разрыв налаженного образа жизни, обычаев и нравов многих поколений. Они несли главную нагрузку сохранения национальной идентичности на чужбине и, они же сегодня оказались перед проблемой ее утверждения в условиях доминирования иных культур. Что же выберет в качестве приоретета прекрасная половина нашего народа? Какие мотивы будут управлять ее поведением? Что перевесит - материальное или духовное? Какие ценности будут закладываться в формирующееся мироздание подрастающего поколения: шикарная машина, роскошный дом, помпезная свадьба или классическая литература, захватывающие идеи науки, таинства музыки и очарование живописи?.. Сможет и захочет ли женщина-мать выстроить разумную взаимосвязь этих ценностей и, не внося антагонизма между ними, второе возвысить над первым. Сумеет ли утвердить этот принцип в семье и разветвляющемся роду, не поддавшись обывательскому: «А что дает университетский диплом, если его владелец подрабатывает у моего чада, не имеющего высшего образования?».
      Итак, один из главных барьеров против ассимиляции - высокая образованность наших женщин, ибо они основная питательная среда интеллектуального ствола народа.
      Возможны возражения: «Вы ставите правильные вопросы, но они рассчитаны на материально обеспеченные семьи. Как быть нам, не имеющим жилья, работы, достаточных средств для продолжения обучения детей?». В качестве ответа могу привести в пример еще живых наших соотечественников, перенесших первые, не сравнимые по суровости с сегодняшними, голодные и холодные годы депортации, а также мужественных возвращенцев 1960-70-х годов. Реалии таковы - в относительном большинстве выжили те семьи, которые из последних возможностей, не смотря ни на что, сумели дать образование детям. Это из их среды вышли люди, которые составили нашу гордость на чужбине, вызывая симпатии к нам других народов. Именно они, впоследствии влившись в ряды бесстрашных народных заступников, ковали идеологический стержень национального движения за возвращение. Они и сегодня представляют нашу интеллектуальную элиту в Крыму. Как бы то ни было, в любой ситуации надо искать и находить пути к образованию. Ох, как нужны воля и призыв женщины к этому!
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      8. И политики должны быть профессионалами

      8. И политики должны быть профессионалами
      Мы, как и все граждане Украины, получаем добротное, построенное в основном на немецкой системе (кстати, заимствованное еще Романовыми), государственное образование. Но оно рассчитано для устойчивого развития всего населения страны. Перед нами же стоят еще и важнейшие задачи сохранения нации, защиты ее от ассимиляции и доказательства нашей зрелости на Автономию.
      Следовательно, проявляя усердие в получении государственного образования, мы все обязаны дополнительно и настойчиво заниматься самообразованием. И это должно стать непреложным правилом и нормой для каждой крымскотатарской семьи. Иначе говоря, национальная программа образования должна иметь две составляющие: государственную и инициативную, рассчитанную на сознание индивидуума, семьи и общества в целом. Никоим образом не снимая требований к власти по части решения наших образовательных программ, нельзя уповать лишь на них, ослабляя требование к себе, к работе в режиме самоорганизации.
      Образование, по сути, консервативно, оно не терпит суеты, частых реорганизаций и вмешательства политики. Это системный труд, выдержка и воля. Оно - гарант всех моральных и материальных ценностей народа. И демократия тем выше, чем выше уровень образования, а толерантность есть там, где высока потребность в образовании, конфликтов тем меньше, чем образованнее противоборствующие стороны.
      Многие удивляются, почему в многонациональном Крыму до сих пор не произошло разрушительного конфликта на почве межэтнических противоречий. Объяснение просто - мир и спокойствие здесь благодаря наличию прослойки интеллектуальной и управленческой элиты, получившей в свое время добротное образование, основанное на историческом опыте совместной жизни разных этносов, надежно сохранявшее толерантность взаимоотношений в многочисленных, прошедших через край войнах и даже в последней наиболее коварной.
      Именно такого образования не хватает многим новоявленным политикам. Не поэтому ли они так часто и опасно играют на низменных страстях во имя дешевого имиджа и возможности любой ценой оказаться во власти? И если думать о желанном для всех крымчан надежном и устойчивым мире, то нам, крымским татарам, он нужен более, чем остальным. Нужен как щит от ассимиляции, ибо любые катаклизмы работают в ее пользу. Политика архисложна и многогранна. Ее должны делать разумные. Иначе - беда. Как писал Стефан Цвейг: «В политике неторопливое упорство всегда берет верх над необузданной силой, тщательно разработанный план - над импровизированным порывом, реализм - над романтикой».
      К сожалению, у нас мало профессионально подготовленных политиков и много политиков вообще. Казалось бы, в соответствии с законом перехода количества в качество мы должны были бы иметь немало высококлассных, именитых политических деятелей. Но где же они? Сколько у нас политиков хотя бы общеукраинского уровня? Очень мало. И не удивительно. Без достаточно высокого уровня образования и, как следствие, соответствующей плотности интеллектуалов, в обозримом будущем мы не будем иметь необходимого количества Политиков, способных системно отстаивать проблемы народа на государственном и международном уровнях.
      Ясно, все не могут быть политиками. Патриотизм, основанный только на политике, - это вечные конфликты и потери. политики, как правило, не любят проигрывать. А если проигрывают, - во всем винят других и никогда себя. Глубоко изучить вопрос, собрать нужный материал, найти единомышленников, достойно оценить оппонентов, расширять эрудицию - все это не для них. Куда проще обвинять, чем тратить время и силы на самосовершенствование. Да, последнее трудно и, в какой-то мере, отражает определенную тенденцию, установившуюся в народе. Мы никак не можем обойтись без стенаний: «Бизге аякъ чалалар…» («Нам ставят подножки…»), «Душманлар япмагъа бермейлер…» («Враги не позволяют…»), «Бизни корьмеге козьлери ёкъ» («Нас ненавидят…») и так далее и тому подобное. Постоянный образ врага, как реакция на внешние, столетиями направленные против народа силы, выработал навязчивый комплекс в нашем сознании. Депортация укрепила его.
      Этот комплекс сегодня становится тормозом в развитии не столько оттого, что он действительно тормозит (отрицать не будем - тормозит тоже), а оттого, что легче все списать на «фатальные» обстоятельства, чем одержать победу в интеллектуальной схватке.
      История знает много беспричинных гонений и истреблений. Нам необходимо преодолеть комплекс единственной и вечной жертвы истории. Без этого не может быть психически здорового народа. Национальный характер должен ориентироваться на равного среди равных. А «муки ада», на которых он формировался и закаливался - это плюс, а не минус.
    • 2007.01.23 | Февзи Якубов

      9. Не увлекайтесь смешанными браками

      9. Не увлекайтесь смешанными браками
      Мои размышления адресованы, главным образом, молодежи. И в завершение хочу поделиться своим пониманием еще двух бытующих в народе установок.
      Везде стремитесь быть в первых рядах, лидерами.
      В детском саду вы, наверняка, замечали, что в затейливых играх среди наиболее активных и находчивых всегда были дети еврейской национальности. В школе, как правило, самыми успевающими и медалистами, были тоже они. В университете, наиболее активно «грызли гранит науки» сокурсники и блистали умом профессора этого древнего и мудрого народа. На производстве и в учреждениях авторами новаторских идей чаще других становились те же евреи.
      За данным феноменом кроется их традиционное умение в любой ситуации постоянно «шевелить мозгами», всегда быть в поиске и упорно трудиться. Об этом образно выразился Шолом Алейхем: «Когда другие дети резвятся в танцах, наши - еврейские - играют в шахматы». Эти качества достойны уважения и подражания всех народов. Но нас особенно. И еще. Не увлекайтесь смешанными браками.
      Говорю об этом, глубоко ценя другие культуры, будучи воспитанным на них. Да, есть любовь, право, мораль, вера, и, в конце концов, есть физиология, доказывающая полезность смешения кровей. Но есть еще день сегодняшний, и день завтрашний. Однако, жизнь показывает, что со временем в большинстве таких семей возникают проблемы совместимости, а дети, зачастую, вырастают в атмосфере психологического дискомфорта.
      Кто бы что ни говорил, но есть законы больших чисел, масс и энергий: большее подавляет малое, а мы - малочисленная нация. Повторюсь, тысячи смешанных браков, например, для 46-и миллионной Украины или 150-и миллионной России практически незаметны, для нас же это - ох как, болезненно. Что же касается физиологического фактора, то смешение южнобережных и степняков еще долгие годы будет гарантировать здоровую наследственность крымскотатарского народа.
      Утверждение культа интеллекта потребует определенных изменений в образе жизни и создания соответствующего нравственного климата. В последнем велика роль религии. Бывая на молебнах, я с удовольствием слушаю, как мулла в завершении процесса призывает к памяти предков, единению народа, разуму власти, помощи обездоленным и оставшимся в изгнании. Очень важно, чтобы на этих молебнах, памятуя изречения Корана и множество хадисов пророка Мухаммеда, постоянно звучал также призыв к повышению образованности каждого мусульманина. Этот призыв должен пронизывать всю нашу суть.
      Зов к образованию хранится в длинной цепи исторической памяти народа. Настоящими размышлениями я попытался обнажить отдельные страницы этой памяти, выпить эликсира из чаши мудрости великого Гаспринского и еще раз напомнить их с учетом реалий сегодняшнего дня и надежд на будущее: «Смело примемся за науку и будущее ласково встретит нас».
      «Грамотный народ сам найдет себе наилучшее счастье».
      «За неграмотность детей ответственность ложится на совесть их родителей».
      «Мы, люди, ... приходим и уходим, а национальное просвещение будет жить вечно».
      «Величие и значение народа пропорционально степени его науки и прогресса».
      «Человеку нет шагу без знаний».
      «Искать знания обязательно от колыбели до могилы».
      «Знание - благо, невежество - зло».
      «Давно пора понять, что самый большой расход должен быть расход на образование».
      «Наше время - время знаний. Мир же - поле борьбы знаний».
      «Знание - это учитель и мастер всего».
      «Шариат говорит: учись до самой могилы».

      Вместо эпилога
      Национальная идея. Она как панацея от бед депортации, как гарант сохранения, как символ возрождения в мыслях и на устах каждого крымского татарина. Но она не волшебство и не придет извне, окажется бесполезной и даже вредной при искусственной прививке. Она может быть добыта самим народом в многотрудных поисках знаний, способных системно подпитывать его менталитет на уровне неотъемлемого компонента мировой цивилизации. Здесь потенциал развития и здесь надежда. Мои уважаемые читатели, предлагаемые размышления - это наброски к национальной идее, катализатор к ней. Критикуйте, отвергайте, дополняйте, не жалейте эфирного времени и газетных площадей, только не молчите. Эта тема не на одну дискуссию, не на один вечер, не на один год. В нашем сегодняшнем положении без национальной идеи мы как корабль в открытом море без компаса, руля и попутного ветра.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.23 | Травовед

        ужоснах

  • 2007.01.24 | Брат-1

    Зелёные признали Якубова своим

    Моя единственная заповедь!
    23.01.2007 18:43
    http://www.greenparty.ua/?p=news&id=13584&ln=3&cats=43

    Господи! Спаси и сохрани нас от безумства политиков и интеллектуалов.


    Такие мысли возникли и неотлучно сопровождают меня после прочтения статьи «Девять заповедей Февзи Якубова – Культ интеллекта как национальная идея», опубликованной в газете «Полуостров», №2, 2007 год.
    Февзи Якубов – герой Украины, доктор технических наук, ректор Крымского инженерно-педагогического университета.
    Я давно знаю профессора Ф. Якубова и всегда восхищался его высокогуманным и перспективным для Крыма стремлением создать в руководимом им университете прообраз будущего просвещенного демократического крымского общества, где этносы дополняют друг друга в уникальном культурном, научном, экономическом, экологическом пространстве, имя которому Автономная Республика Крым.
    Кого и чего только не видела Крымская земля! Тысячи пламенных лет эллинизации и варваризации, тюркизации и османизации, германизации, русификации, украинизации… Уже можно бы и понять, что все паннациональные, религиозные, революционные социально-политические идеи и идеологии – это миражи и фантомы. Ушли в небытие элины и римляне, генуэзцы и византийцы, османы и чингизиды, великие крымскотатарские ханы, русские воеводы и губернаторы, всесильные секретари обкомов и комиссары Великой Революции. Остались руины ушедших эпох в виде пещерных городов, разрушенных дворцов, крепостей, храмов, курганов, могил и склепов А также яркие маки на склонах Крымских гор, как напоминание о море крови, пролитой за эту благодатную землю. И еще остались в памяти крымского этноса имена гуманистов и просветителей, ученых, героев и борцов, поэтов и писателей, великих музыкантов и живописцев, воспевших эту землю, прославивших эту землю, привнесших духовность и интеллект, а также желание гордиться и любить эту землю - как достояние просвещенного человечества.
    Одиссей и Геракл (герои древних мифов не могли пройти мимо этой земли), Султан Гирей и Великий Петр, Суворов и Екатерина II, Потемкин, Пушкин, Толстой, Чехов, Гаспринский, Менделеев, А.Султан, Курчатов, Щелкин, Вернадский – сколько великих имен и великих деяний!
    В больших трудах рождалась инфраструктура сегодняшней крымской автономии с ее разветвленными транспортными коммуникациями, морскими портами, железнодорожными вокзалами, аэропортами, сетью скоростных автомагистралей, Северо-Крымским каналом и разветвленной ирригационной сетью, красивыми южными городами, развитой промышленностью высоких технологий, уникальным курортно-рекреационным копмлексом, сетью образовательных школ, лицеев, колледжей, университетов, где молодежь Крыма приобщается к мировой науке, образованию и искусству.
    Академические театры, всемирно известные Государственный Никитский ботанический сад, Крымская обсерватория, Таврический Национальный Университет им. В.И. Вернадского, Крымский медицинский Университет, уникальная и единственная в своем роде Национальная академия природоохранного и курортного строительства, Институт биологии Южных морей и Морской гидрофизический институт – все это создано и выпестовано трудами многих поколений крымчан, освящено совместно пролитой кровью на полях сражений. За всеми этими делами и свершениями великий гуманизм и исторический оптимизм крымчан и нового государственного образования в составе Украины, имя которому территориальная автономия – Автономная Республика Крым, которая объединила представителей различных национальностей и этносов. Трудолюбивые талантливые русские, украинцы, крымские татары, армяне, греки, болгары, евреи, белорусы, немцы, эстонцы, чехи и многие-многие другие обустраивают наш общий Крымский дом – АРК, на гербе которого начертано «Процветание в единстве». И это не просто лозунг. Это стержень консолидации формирующегося крымского этноса.
    Трудно крымским татарам и другим народам, возвращающимся в Крым после депортации. Но вся сегодняшняя инфраструктура Крыма (экономическая, коммуникационная, социальная) работает на возрождение крымскотатарского и других народов. Открыты двери школ, лицеев, колледжей, университетов для молодежи депортированных народов, в аспирантуре университетов готовится научная элита, работают национальные школы и театры. Никаких секретов и запретов для формирования интеллектуальных элит крымскотатарского и иных народов не существует!
    Молодежь Крыма постигает научные истины и выполняет заветы Гаспринского, Менделеева и Вернадского. Только вместе мы сможем выстоять в этом все более глобализирующемся мире. Мы должны максимально использовать выгоды своего географического положения в Восточном Средиземноморье, на великом шелковом пути, на пути из варяг в греки…
    Мы должны обустроить и всячески совершенствовать наш крымский этногенез (по Л. Гумилеву и развивающим эти идеи нашим замечательным современником, ректором ТНУ им. В.И. Вернадского, профессором Н.В. Багровым).
    Все это возможно при одном условии. Мы должны быть честными между собой и в своих намерениях и целях, а именно:
    • Мы строим гуманное интеллектуальное общество в территориальной Автономной Республике Крым – составной части государства Украина.
    • Мы развиваем экономику, решаем социальные программы для всех народов и этносов, проживающих в Крыму.
    • Мы сохраняем все самое значимое и яркое в материальной и духовной культуре народов Крыма, способствуем интеллектуальному развитию Крымского этноса.
    Мне горько и даже страшно осознавать, что большой интеллектуал, один из столпов современного крымского общества профессор Ф. Якубов вынашивает и пропагандирует идею крымскотатарской национальной автономии – привлекательной и целесообразной для всех. Крымские татары в Крымском социуме составляют чуть более 10%! Но настойчивость в реализации национальной идеи крымскотатарских политиков и интеллектуалов легко могут спровоцировать аналогичные устремления великороссов, славянофилов и т.д. и т.д.
    В новейшей истории Югославии противостояние славян, христиан сербов и мусульман албанцев закончилось великой бедой, великой кровью и, по существу, крахом некогда процветавшего государства. Мы не должны допустить этого!
    Крымские ученые и возглавляемое мной Крымское отделение Партии Зеленых Украины в рядах, которых есть представители всех национальностей, многое делают для обоснования и реализации концепций и программ устойчивого эколого-социально-экономического развития Крыма.
    У Крыма есть огромный потенциал и перспектива устойчивого развития, экономического процветания, развития науки, образования, культуры, достойного решения многих социальных программ.
    Но нам надо сохранить мир, толерантность, уважение друг к другу и вместе строить – украшать наш общий Крымский дом.

    Председатель КРРО ПЗУ,

    Президент Крымской Академии Наук,

    профессор В.С.Тарасенко
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.24 | Араб

      Профессору Тарасенко

      Проф. Тарасенко пишет: "...нам надо и вместе строить – украшать наш общий Крымский дом".
      Так мы уже согласны! Уважаемый профессор, мы, крымские татары. согласны мирно жить. Для этого мы и возвращаемся на родину! Поговорите об "сохранить мир, толерантность, уважение друг к другу" с представителями русских общин, с миримскими, с родовиловыми и прочими. Поговорите, и потом напишите новую статью.
    • 2007.01.24 | Tatarchuk

      Речь отъявленного багровца. Аж жуть

      профессор В.С.Тарасенко пише:
      > Моя единственная заповедь!
      > Господи! Спаси и сохрани нас от безумства политиков и интеллектуалов.

      Безумные интеллектуалы - это он Якубова что ли припечатал? :)

      > Трудно крымским татарам и другим народам, возвращающимся в Крым после депортации. Но вся сегодняшняя инфраструктура Крыма (экономическая, коммуникационная, социальная) работает на возрождение крымскотатарского и других народов. Открыты двери школ, лицеев, колледжей, университетов для молодежи депортированных народов, в аспирантуре университетов готовится научная элита, работают национальные школы и театры. Никаких секретов и запретов для формирования интеллектуальных элит крымскотатарского и иных народов не существует!

      Ну, насмешил своего славянского брата. Вся инфораструктура работает на возрождение крымцев? Хо-хо-хо. Может его с пресс-релизами Хоменко познакомить? Про "наркоманов татарской наружности"? Про следы "неизвестных, вырубивших рощу, по следам которых определена их крымскотатарская национальная принадлежность"?


      > Молодежь Крыма постигает научные истины и выполняет заветы Гаспринского, Менделеева и Вернадского.

      Чудовищная смесь, в ней не хватает только Мичурина и Гагарина. Блин.

      > Мы должны обустроить и всячески совершенствовать наш крымский этногенез (по Л. Гумилеву и развивающим эти идеи нашим замечательным современником, ректором ТНУ им. В.И. Вернадского, профессором Н.В. Багровым).

      Багров развивает идеи Гумилева? Жуть. Какие именно? Про фазу обскурации что ли?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.24 | Bulba

        Re: Речь отъявленного багровца. Аж жуть

        Яконечно не очень большой специалист, но для доктора наук подобный полёт мысли в отношении нации выглядит как-то слабовато, я уже молчу о самих тезисах.
        текст - винегрет. а насчёт багровщины это точно. аж вздрогнул. жуть.
        красная проффессура...
    • 2007.01.24 | Alessandro

      Тиво?

      > Мы должны обустроить и всячески совершенствовать наш крымский этногенез

      Прочитали? А теперь ещё раз, внимательно... Обустроить и совершенствовать этногенез! Мне ей Богу любопытно, автор сам понимает чего пишет или нет...
  • 2007.01.24 | Маклай

    Якубовъ идет в пирзиденты

    Это неспроста. Пока клуб мечтателей и романтиков на соседней ветке романтически мечтает о Гераях, а сами Гераи пишут клоунские воззвания, герой януковистического труда товарищ Якубов подготовил настоящую пирзидентскую избирательную программу.
    То-то же.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.24 | Tatarchuk

      Re: Якубовъ идет в пирзиденты

      Маклай пише:
      > Это неспроста. Пока клуб мечтателей и романтиков на соседней ветке романтически мечтает о Гераях, а сами Гераи пишут клоунские воззвания, герой януковистического труда товарищ Якубов подготовил настоящую пирзидентскую избирательную программу.
      > То-то же.

      Значит Абдураимов уже отказался от своих аналогичных амбиций :)
      Даже рупор свой передал автору "9 заповедей".

      Я видел этот номер "Полуострова" - он практически весь отдан размышлениям пана Февзи
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.24 | Gu

        Re: Якубовъ идет в пирзиденты

        Tatarchuk пише:
        > Значит Абдураимов уже отказался от своих аналогичных амбиций :)
        > Даже рупор свой передал автору "9 заповедей".
        >
        > Я видел этот номер "Полуострова" - он практически весь отдан размышлениям пана Февзи

        Ну что Вы.
        Если один идет в президенты, то другой в премьер министры :) там щас власть.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.01.29 | Травовед

          а эта лиля на фее куда пошла?

          О размышлениях Февзи Якубова
          Лиля Нафеева, Симферополь

          Раз гений подметил истину и изложил ее ясным образом, то в то же мгновение все обыкновенные умы улавливают и усваивают ее.
          Гельвеций

          Глубоко мыслящий, чутко реагирующий, творчески работающий Февзи ага - удивительное явление в нашей жизни. Его ум ученого осмыслил нашу действительность, выявил проблемы, указал пути их решения. Он высказал свое мнение, не боится его отстаивать и, в то же время, никому его не навязывает. Думаю, нарисованная им яркая картина заставила многих из нас еще раз внимательно задуматься. Что же происходит вокруг нас? Куда идем? Каковы перспективы?...


          Как ректор вуза он делает все возможное в реальных условиях. Например, только в Крымском инженерно-педагогическом университете отозвались на обращение министерства образования и науки Крыма и обеспечили изучение крымскотатарского языка всеми студентами педагогических специальностей независимо от их национальностей. Кроме этого, в стенах вуза уже шесть лет постоянно работает семинар для педагогов и директоров школ с крымскотатарским языком обучения. Преподаватели КИПУ готовят учебники и учебные пособия по родному языку и литературе, переводят учебники по другим предметам, рецензируют рукописи учебной литературы на крымскотатарском языке, ведут исследовательскую работу в области языка, литературы и истории крымскотатарского народа…
          Мне тоже захотелось поделиться с читателями газеты своими размышлениями по вопросам образования.
          Я не раз говорила и писала о том, что процесс возрождения системы образования на крымскотатарском языке невозможно решать в отрыве от становления народа на своей исторической родине. Прежде всего, необходим государственный подход к решению проблемы. На мой взгляд, именно государство должно разработать, принять и финансово обеспечить выполнение программы «Крымские татары», при необходимости привлечь и международные ресурсы.
          Реализация такой программы дала бы возможность кардинально решить проблему возрождения крымскотатарского языка, расширить сферу его использования, построить в местах компактного поселения крымских татар школы с родным языком обучения. Необходимо также принять Концепцию образования на крымскотатарском языке, которая, выражая государственную стратегию развития системы образования в целом, помогла бы четко определить цели и задачи образования, заказ общества на перспективу…
          Испокон века народность и национальный характер воспитания были главными принципами развития образования. Сегодня эти принципы утверждаются в школах с крымскотатарским языком обучения, которые несут в себе идеалы народа и неотрывны от национальной почвы. Они не только передают, но и хранят, формируют национальную культуру, обогащают национальное общечеловеческим. К большому сожалению, только 16% наших детей учатся в таких школах.
          Родителям необходимо понять, что только школа с родным языком обучения поможет воспитать их детей крымскими татарами. Если мировоззрение ребенка будет формироваться в иной среде, то он, как губка, впитает в себя другие, не крымскотатарские, духовные ценности. Вот почему я всегда была и остаюсь сторонницей расширения сети школ и классов с крымскотатарским языком обучения. Наблюдения за молодым поколением наводят на мысль, что негатива меньше там, где сохраняются вековые традиции народной педагогики. Поэтому каждый народ должен иметь свою национальную школу. И не только потому, что там изучают теорему Пифагора на родном языке, а потому, что народ без своей школы перестает быть народом, он ассимилируется. Этого допустить нельзя.
          Сегодня многие семьи выходят из затяжного финансового кризиса, у большей части крымских татар, наконец, появилась возможность трудоустроиться и, соответственно, уделять больше внимания своим детям. Хочется, чтобы каждый родитель считал для себя главным: воспитать гражданина страны, знающего родной язык, патриота готового отстаивать интересы и духовные ценности своего народа. Наши дети должны не стесняться, а гордиться своей принадлежностью к крымскотатарской нации. Они - наследники Крыма, нашего прошлого, настоящего и будущего.
      • 2007.01.24 | Gu

        Re: Якубовъ идет в пирзиденты

        Tatarchuk пише:

        > Я видел этот номер "Полуострова" - он практически весь отдан размышлениям пана Февзи

        Хочу отметить, что это хорошая практика Полуострова публиковать такие мысли. Помнится мне Полуостров отдал целую страницу мод мои размышления о национальной идеи и об организации национальных органов.
        Правда, это было при другом редакторе.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.01.24 | Tatarchuk

          Re: Якубовъ идет в пирзиденты

          Gu пише:
          > Хочу отметить, что это хорошая практика Полуострова публиковать такие мысли. Помнится мне Полуостров отдал целую страницу мод мои размышления о национальной идеи и об организации национальных органов.
          > Правда, это было при другом редакторе.

          а кто был другим редактором?
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.01.24 | Gu

            Re: Якубовъ идет в пирзиденты

            Tatarchuk пише:
            >
            > а кто был другим редактором?

            Редактором был Ленур Юнусов, статья вышла 1-7 апреля 2005
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.01.25 | Tatarchuk

              посмотрел архив "Полуострова"

              он работает с 1 недели сентября 2006. А до этого? Сохранился старый архив?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.01.25 | Gu

                Re: посмотрел архив "Полуострова"

                Tatarchuk пише:
                > он работает с 1 недели сентября 2006. А до этого? Сохранился старый архив?

                Статью Вам вышлю на эмеил,
                когда будет грустно почитаете :)
                Сказали, что мысли неплохие, но нереальные
                Ведь Франция -страна утопистов :)

                У меня был долг высказать свои мысли, вот я и сделал.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.01.25 | Доктор

                  Re: посмотрел архив "Полуострова"

                  Желательно статью Вашу выложить тут! Усе хочут.
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2007.01.25 | Tatarchuk

                    Спасибо! Уже висит в статтях

                    Вот это доругое дело. Написано в апреле 2005? актуально и в 2007.
                    http://maidan.org.ua/static/krymmai/1169718445.html
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2007.01.25 | Лозина-Лозинский

                      парижский шарм

                      Гуливер Альтин,
                      Париж,
                      апрель 2005


                      Прочитал, и навеяло что то бунинское, алдановское... Шмелевское, в конце концов, керенское. Даже хемингуэевское почему то. И даже сартровское с прустовским и ромменроллановским. Париж, одним словом!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua