Вошедшая в легенды
01/23/2007 | Ирина Кенгурова
В Алуштинском храме во имя всех Крымских святых и св. Феодора Стратилата на южной стене, справа от алтаря, есть редчайшая икона, изображающая собор Крымских святых.
Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие Крещения Руси.
Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.
"В XIV веке весь Южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей.
Царица и монахиня – редкое, вызывающее удивление сочетание.
Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова.
Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы.
В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора.
После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну – настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель.
Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...".
Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты.
Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная – только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы – всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов – вот что было излюбленным занятием юной царевны.
Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе.
Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обра щался к ней с просьбой, помогала.
В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. От ец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.
Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала, лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне.
Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.
Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви.
Но ведь царица была монахиней.
Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета.
Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.
Ираклий решился на предательство.
Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору.
И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.
Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и откр ыл ворота врагу.
Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.
Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.
Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там у пристани всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию.
Она собрала совет, решавший, как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня.
Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".
Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой.
Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота.
Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках.
Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин.
Святая Феодора с возгласом: "Господи! Прими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы.
И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это – застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.
Ирина КЕНГУРОВА
Газета "Русичи" №1(80) (9- 22 января 2007 г.)
Образ написан липецким иконописцем Виктором Блиновым к празднику Всех крымских святых, установленному Священным Синодом в 1988 году, когда праздновали Тысячелетие Крещения Руси.
Множество святых изображено на этой иконе, и среди них есть та, имя которой упоминается редко, а она доблестно и верно служила Богу до своего последнего вздоха, – это святая благоверная царица Феодора Сурожская.
"В XIV веке весь Южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей.
Царица и монахиня – редкое, вызывающее удивление сочетание.
Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова.
Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы.
В семье воспитывались также два брата-близнеца, дети родственника князя Феодора.
После смерти матери, царевны Феодоры, воспитание детей было доверено старцу отцу Иоанну – настоятелю монастыря святого Прокла на горе Кастель.
Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...".
Эта обитель на горе Кастель находилась в окрестностях тогдашнего Алустона, нынешней Алушты.
Монастырь стал любимым местопребыванием юной Феодоры. Старец воспитал её в строгом аскетизме, говорил ей, что жизнь земная – только приуготовление к жизни вечной. С детства её не занимали девические игры и забавы – всё это было чуждо юной царевне. Беседы с людьми умными и благочестивыми, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов – вот что было излюбленным занятием юной царевны.
Она была милосердна, добра, отзывчива на чужое горе.
Часто она объезжала с отцом его владения, и всем, кто обра щался к ней с просьбой, помогала.
В воинских упражнениях она не отставала от юношей: выучилась превосходно владеть мечом, смело управлять конём, метко стрелять из лука. От ец её, князь Феодор, с согласия императора Византии, умирая, оставил 16-летнюю царевну наследницей Сугдейи и подчинённых ей владений.
Став царицей, святая Феодора, принявшая к этому времени постриг в монашество, не изменила строгого образа жизни: в Сугдейю приезжала, лишь когда этого требовали государственные дела, а большую часть времени проводила на своей любимой Кастель-горе, в монастыре святого Прокла, где жила в специально для неё построенной башне.
Укрепляя монастырь, она провела туда водопровод из источника у яйлы, а также устроила в одной из башен подземный ход к морю.
Как уже было сказано, она росла с двумя родственниками-близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к девице перешла у Ираклия в чувство страстной любви.
Но ведь царица была монахиней.
Страстно молил её Ираклий забыть свой обет и стать его женой, сулил содействие Патриарха, но святая Феодора твёрдо отказала ему, сказав, что самая лютая смерть милее ей, чем нарушение монашеского обета.
Озлобился гордый и властолюбивый юноша, получив отказ, и, наущаемый диаволом, решил погубить святую.
Ираклий решился на предательство.
Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдейю, обещая помощь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору.
И вскоре под стенами города собралась чёрная рать генуэзцев. Два месяца длилась битва. Во главе защитников крепости встала царица-монахиня. Как неустрашимый воин Христов она взяла в руки меч. Там, где Феодора появлялась на боевом белом коне, силы защитников города удесятерялись.
Но вот изменнику Ираклию удалось пробраться в крепость, пользуясь сходством с братом-близнецом Константином. Он убил часового и откр ыл ворота врагу.
Генуэзцы ворвались в город. Силы были неравны. К утру Сугдейя была под их властью. Царица с верным помощником Константином, остатком войска и частью жителей ушли на запад и укрепились в крепости Алустон. Они решили умереть православными.
Вскоре галеры генуэзцев показались у Алустона. Началась осада. Войска католиков-генуэзцев много раз шли на приступ, но православные оборонялись твёрдо. Тогда генуэзцы подвезли стенобитные орудия и стали ими разрушать стены крепости. Видя, что город не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей. Они скрылись на горе Кастель в монастыре святого Прокла.
Как уже упоминалось, от монастыря святого Прокла, прямо из башни Феодоры, шёл подземный ход к морю, к восточной части горы. Там у пристани всегда стоял под парусами корабль, готовый отвезти царицу в Византию.
Она собрала совет, решавший, как быть: отплыть ли ей в Византию, и тогда её подданные останутся живы, потому что главной причиной этой войны после взятия Сугдейи была только она, царица-монахиня.
Но народ в один голос возопил: "Нет, царица, не покидай нас! Мы не хотим быть под властью врагов наших. Падём около тебя...".
Вскоре у стен монастыря появились генуэзцы. Враги решили взять Кастель длительной осадой.
Но окончательно обезумевший предатель Ираклий не мог ждать долго и вызвался проникнуть туда. По известному ему с детства подземному ходу прошёл он в обитель и открыл ворота.
Он рвался к Феодоре. А она уже вышла навстречу ему с мечом в руках.
Узнав о том, что Ираклий открыл ворота, царица в праведном гневе своими руками отсекла ему голову. Ожесточённо сражались в этой битве все: монахи, женщины и даже дети. Был убит Константин.
Святая Феодора с возгласом: "Господи! Прими меня!" – ринулась в самую гущу битвы и положила душу свою за Православие. Её кровь обагрила склон Кастель-горы.
И до сих пор там, на сером фоне утёса, ещё видны багровые тёмные полосы. Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала". Местное предание гласит, что это – застывшая кровь святой благоверной царицы Феодоры Сурожской и всех защитников Православия, павших здесь.
Ирина КЕНГУРОВА
Газета "Русичи" №1(80) (9- 22 января 2007 г.)
Відповіді
2007.01.24 | Alessandro
Вопрос к историкам...
Автор этой сатьи недвусмысленно утверждает, что вся эта история про Феодору - чистая правда. А я как-то думал, что это всё как минимум наполовину сказки... Хотя бы даже потому, что скалами, с которых она бросалась в море весь южный берег утыкан. Кто говорит, что в Судаке она бросалась, кто говорит с Кастели...И вообще, отдельные моменты текста удивляют... Вот, к примеру:
> "В XIV веке весь Южный берег Крыма, от Судака до Ялты, принадлежал царице-монахине Феодоре, прекрасной, добродетельной и неустрашимой", – сообщает нам один из греческих синаксарей.
Что, так прямо там и написано про XIV век, Крым, и Судак?! %) А ежели нет, то для чего кавычечки стоят?
> Столица её царства находилась в Сугдейе – нынешнем Судаке, на юго-востоке Крымского полуострова.
И это тоже сомнительно... Хотя бы даже потому, что Сугдею ведь генуэзцы отобрали у венецианцев, а до того, там ещё сельджуки были, так ведь?
> Отец Феодоры, греческий топарх князь Феодор, происходил из древнего рода Палеологов, мать была итальянкой из Кафы.
Ух-ты... А эти подробности откуда? Где свидетельство о рождении её нашли?
> Как сказано в летописи, "...старец Иоанн бежал из роскошной и суетной Византии, бежал от религиозных споров и разврата; скрылся здесь, в нагорной обители, устроил её, населил монахами...".
Ну а вот это уже явный подлог...
Короче, лень дальше разбирать...
2007.01.24 | Брат-1
Потому что это жития святых, а не летописи
Автор много чего напутал, - например, церковные четьи минеи назвал летописями. Там много чего написано, и составляли их люди без ИнтернетаА легенды тем и ценны, что позволяют взять дополнительные подробности, проверить их на вменяемость. Если бы там написано было, что Феодора откусила себе голову, и враги отступили? А такое в житиях святых часто встречается.
Вы можете узнать, например, что Тамерлан не напал на Москву, потому что ему приснился Сергий Радонежский. Вы можете это как-то проверить?
Остаётся или верить, или нет.
2007.01.24 | Lenur
и с переводом что то недосмотрел :)
Что то в сказке перепутал автор греческий с тюркскимНо прочтет форум поправит и в дальнейшем скала будет называтся как надо по греческий , скал там хватает, назвать любую можно, все равно мир не перевернется
----Скала эта носит название Эмата-кая (Гемата), или Кан-кая, что по-гречески означает "кровавая скала"----
Къан - кровь
Къая - скала
в интернете нашел переводы слов на греческий
кровь - aima, afaimasso
скала - brachos, petra, kouno, kouniemai
Автор явно не дружит с интернетом, и это хорошо! а то бы такой греческий салат в Крыму сделал - воняло бы на весь мир на долгие года
2007.01.24 | Tatarchuk
Вошедшая в легенды Ирина Кенгурова
Она живет в Алуште и является ... преподавателем Закона Божьего.Полн.собр.соч. этого автора тут http://www.google.com.ua/search?hl=ru&lr=&q=+site:www.vestnik.alushta.org+%22%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%22
а сама статья впервые появилась в "Русском доме" и у Грача http://www.otechestvo.org.ua/main/200612/2822.htm